Арамиль, город. церковь троицы живоначальной

История храма святой троицы в балаково: к 150-летию ф.о. шехтеля

Слайд 20 Еще одна замечательная постройка

архитектора М.П.Малахова на ул. Васенцовской (ул. Луначарского, 173-а, рис.9). Тогда

это была окраина города с живописным сосновым бором. Именно здесь и решил поселиться екатеринбургский зодчий. Городской думой Малахову была выделена обширная территория. Строительство деревянного дома началось в 1816 году. Усадебный комплекс составляли главный двухэтажный деревянный дом, оштукатуренный под камень и увенчанный в центре круглым бельведером-ротондой, двор со службами, огород, парк с живописным прудом, который естественно образовался. В свое время вблизи усадьбы бил «Малаховский ключ». Ручей-речка текла к хозяину усадьбы в сад, образуя пруд, и далее, через улицу, в соседний квартал, заключенный между современными улицами Энгельса, Мамина — Сибиряка, Карла Маркса и Луначарского, где сейчас располагается территория зоопарка. Нынешний дом является каменной копией деревянной усадьбы, которая в 60-е годы ХХ столетия стала непригодна для эксплуатации из-за обветшавших деревянных конструкций. В 1970-е годы дом был перестроен и установлен в глубине квартала, поскольку портик подлинного дома выступал за красную линию застройки новой улицы.

Свято-Троицкий собор сегодня

Сегодня Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм Каменской епархии.

Ежедневно здесь совершаются богослужения и требы.

При храме действует библиотека с широким выбором православной литературы, а также видео- и аудиодисков.

По воскресеньям проходят занятия в церковно-приходской школе для детей, а также проводит свои собрания молодежный православный клуб. .

Два раза в неделю проводятся катехизаторские курсы для взрослых.

Приделы храма

Главный Престол освящен в честь Святой Живоначальной Троицы.

Левый — в честь святой великомученицы Параскевы и святого праведного отрока Артемия Веркольского.

Правый — в честь Воздвижения Креста Господня и Трёх Святителей.

Троицкий Собор сегодня

Еще каких-то два года назад здесь был совсем другой вид: глухой, как на промпредприятиях,
неприглядный забор с колючей проволокой (!), грязь и слякоть на территории, особенно в межсезонье,
протекавшие крыша и стены, вода в подвале и тому подобное (что и немудрено, так как храм Божий использовали
как литейный цех). А теперь наш собор преображается с каждым днем. Все работы по восстановлению осуществляются
благодаря самоотверженному труду общины храма, помощи администрации и предприятий города.
Летом 2004 года на территории собора начались интенсивные работы по его благоустройству. Был снесен почти метровый
слой земли, произведено устройство дренажной системы (в нижнем храме, где проводились первые службы
в возрождаемом соборе, стояла вода). Вся внутренняя территория теперь выложена брусчаткой и полностью благоустроена:
удобный въезд для машин, газоны, удобные скамейки для прихожан. Открыта новая церковная лавка.
Вокруг храма сооружена новая решетчатая ограда с декоративными столбами. Крышу над алтарной частью церкви покрыли
новыми медными листами. Здания собора и братского корпуса теперь окрашены в густой бордовый
(сродни бывшему кирпичному) цвет. Архитектурные элементы зданий подчеркнуты контрастным белым цветом.
Величественно и торжественно возвышается собор на фоне Щелковского небосвода, его видно издалека,
и ни одно городское здание не в состоянии заглушить исходящее от него впечатление царственности и силы.

Но предстоит еще немало восстановительных и отделочных работ снаружи, и особенно внутри храма.
Уже покрашены внутри стены и установлены новые двери. Ротонда наконец-таки дарит нам солнечный свет —
стало еще уютнее, еще светлее внутри церкви. Планируется начать художественную роспись стен и потолка.
Заказан новый иконостас, необыкновенной красоты, фарфоровый, который изготавливается в Екатеринбурге.
Поражает знаменательное совпадение — именно там завершилась земная жизнь наследника Цесаревича Алексия
и его царственных родителей. В Екатеринбурге завод знаменитого кузнецовского фарфора освоил еще в былые времена
производство таких иконостасов, получивших признание на международных выставках. Проект иконостаса —
для Троицкого собора — уникален, хотя при этом и будут использованы какие-то прежние находки и элементы.
Уже привезены первые детали и начаты работы по установке иконостаса. В настоящее время осуществляется сбор
средств на строительство иконостаса.

Материалы с сайта Щелковского благочиния

Разрушение храма

Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, сусальное золото с главок. Затем государство наложило непомерный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств, вынуждена была письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм.

После перехода здания церкви к государственным властям председатель горсовета А. Карпухин в 1930 году посылает в Ленинград запрос о ценности здания. Из письма директора Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) И. Грабаря следует, что здание не является памятником архитектуры и не состоит на охране государства, но имеется приписка: «Среди имущества церкви представляет особую ценность иконная живопись (мозаичные панно), которая является памятником монументального искусства и находится в ведении Главнауки».

В 1930 году одновременно с разрушением всех церквей города разрушаются шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. Разобрана верхняя звонница, все апсиды, алтарная преграда. Со второго яруса колокольни сбросили знаменитый колокол. Он разбился, драгоценные осколки милиция собрала и куда-то вывезла. Сохранился акт осмотра здания Белокриницской церкви 1930 года с заключением: здание надлежит приспособить под городской театр. О судьбе приобретенных А. Мальцевым ценных древнерусских икон ничего не известно. Трагикомическая подробность: театр получил имя Чапаева. Здание было страшно изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку.

Мозаика «Спас Нерукотворный» закрашивалась масляной краской ежегодно, но на каждую Пасху краска осыпалась, а лик Иисуса Христа появлялся вновь. Имеется фото советского периода, на котором видно закрашенное краской мозаичное панно «Спаса Нерукотворного», а с главного фасада взирает с огромного плаката вождь пролетариата.

«Чапаевский» театр ввиду недостаточной востребованности населением был закрыт. Здание пустовало и разрушалось. Затем церковь использовалась под зерносклад. От проекта Шехтеля не сохранилось ничего. Искалеченный храм узнать было невозможно. Таким он остался в моей детской памяти.

В 1964 году здание было передано на баланс завода им. Ф.С. Дзержинского. Заводу был нужен клуб, и он разрушил то, что не успели разрушить до него.

История Троицкого Собора

Не было еще каменных многоэтажных громад, окружающих собор со всех сторон, не было и самого города — одного из районных центров Подмосковья. Была Щелковская мещанская слобода, жители которой 31 августа 1909 года обратились к члену Святейшего Правительствующего Синода высокопреосвященному Владимиру, митрополиту Московскому и Коломенскому, испрашивая благословение на постройку у себя каменного храма во имя Святой Троицы, и выделится из прихода Жегалово в самостоятельный приход. Инициатором строительства был полицейский урядник Павел Васильевич Стрижёв, который, обосновывая необходимость строительства, писал: «В наш век безверия отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да, кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием». Председателем созданного строительного комитета стал владелец ткацкой фабрики Александр Иванович Синицын, который отдал под храм 1200 кв. сажен земли стоимостью 5000 рублей. Благословение вскоре было получено, и строительство собора началось. Проект храма был выполнен известным архитектором С.М. Гончаровым (дальним родственником Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина). Проект необычный — в стиле «русский модерн» начала ХХ века. Этот стиль не успел ни окрепнуть, ни расцвести, потому что вскоре и наступил по-настоящему тот «век безверия», противостоять которому был призван в Щелковской Слободе Собор Святой Троицы.

4 октября 1909 года в Щелкове была проведена торжественная служба, знаменовавшая начало строительства. А завершение земляных работ отметили крестным ходом из села Хомутово. К тому времени жителями слободы было пожертвовано на храм 27тыс. рублей. Плотничные и строительные работы безвозмездно взялись провести М.Е. Юсов, С.Д. Мишин и И.С. Еремин. Всего сумма собранных денег составляла 35 тысяч 227 рублей.

Важнейшее в истории собора событие произошло в 1912 году. Комитет по постройке просил императора Николая II о соизволении присвоить возводимому храму наименование «В честь рождения наследника Цесаревича». 31 мая этого же года соизволение было дано.

В 1915 году, несмотря на тяготы военного времени, каменная постройка храма была завершена. Собор имел кроме трех приделов ещё и нижний подземный храм. В память цесаревича Алексия левый предел был посвящён святителю Алексию митрополиту Московскому.

Освящение новопостроенного храма было совершено преосвященным епископом Верейским Модестом 13 ноября 1916 года (за несколько месяцев до февральской революции и за год до Октябрьской). Настоятелем был назначен сын будущего священномученика Константина Голубева (расстрелянного осенью 1918 года) священник Константин Константинович Голубев, вторым священником стал Алексий Николаевич Некрасов, избранный духовенством и мирянами в члены благочинного совета. Дьяконом был назначен отец Моисей Морозов.

Службы в Соборе проводились до 1929 года. А затем он был закрыт и переоборудован в городской театр. Примечательно, что здесь звучали голоса знаменитых артистов Большого театра, А.Л. Неждановой, Е.В. Гельцер и других. Но и театр был позднее закрыт, а помещение приспособили теперь под литейный цех завода. При этом были разобраны колокольня и купол храма. А потом здание перешло в ведение завода НИИхиммаш и оставалось «литейкой» плоть до 1990 года, когда образовалась православная община и стала добиваться возрождения храма.

Ныне на обезглавленном храме полностью восстановлен купол — с двумя своеобразными «коронами», большой, государевой, и малой — в честь наследника цесаревича. Вновь возведена 50-метровая колокольня, выложен мраморный пол, перестеклены закопченные окна, сооружена газовая котельная. Естественно, сооружен иконостас, пока временный.

В храме находится икона преподобного Серафима Саровского, к которому совершала в свое время паломничество царская чета, вымаливая у Бога наследника. Икона находилась в свое время в часовне, которую при большевиках закрыли и разграбили. Но образ святого был кем-то из прихожан спасен. Хранился он в укромных, потаенных местах, потемнел. Но, выставленная в храме икона, стала светлеть на глазах, без всякого вмешательства реставраторов, и обрела прежний вид.

В настоящее время службы в Соборе совершаются ежедневно.

Настоятель протоиерей Андрей Ковальчук.

Слайд 6 С 1832 года, после отъезда в Петербург И.И.

Уральского горного правления. В сотрудничестве с другими архитекторами он проектировал

и строил многочисленные цехи и заводы, монументальные здания центров уральских городов. Екатеринбург не обманул надежд зодчего – работы действительно было много, работы разнообразной, истинно творческой. Заказы следовали один за другим – только в Екатеринбурге необходимо было вести огромную работу по осуществлению «высочайше опробованного» в 1804 году генерального плана города, а также строить самые разнообразные здания – административные, производственные, культовые, жилые…Огромен вклад М.П. Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга, многие здания и сооружения города отмечены особым, «малаховским» почерком. Это лучшие постройки классицизма в Екатеринбурге: Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода, ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824 – 1826), горная аптека (1820 – 1821), реконструированное здание главного горного правления (1833 – 1835), собор Александра Невского (1838 – 1852) и другие. М.П. Малахов в 1834 году создал проект реконструкции городской плотины, по которому была сооружена новая ограда над плотиной, а также вокруг территории монетного двора, последняя – с нарядными воротами. На приплотинном участке по проекту М.П. Малахова был построен корпус гранильной фабрики (1833 – 1839) и другие производственные здания.Немало сделал М.П. Малахов для благоустройства городской территории, для придания «европейского» облика Екатеринбурга. По его замыслу была создана целая система земляных бульваров: Главный проспект в 1835 году разделили на три части – две пешеходные и одна для проезда, и устроили бульвар для «публичных прогулок»; еще раньше, в 1819году, был разбит бульвар соединивший город с поселком Верх-Исетского завода.М.П. Малахов много работал и по заказам екатеринбургских богачей – горных чиновников и купцов-золотопромышленников. При этом он руководствовался передовыми идеями русского классицизма, поэтому построенные им в Екатеринбурге жилые усадьбы и особняки стали подлинными произведениями архитектуры. М.П. Малахов плодотворно работал и как архитектор-педагог, создав в Екатеринбурге своеобразную архитектурную школу. Работы его учеников и помощников З. Гуляева, И. Галкина, Ф. Голубникова и других отличались высоким профессиональным мастерством.

Слайд 13 Пруд и насыпной остров с ротондой Интересный факт

парадной красотой дворца скрывалась тайная подземная жизнь. В глухих подвальных

застенках держали бунтовщиков, мятежников и непокорных простых заводских рабочих людей, строго их наказывая. Возможно, это были просто попытки поиска золота, которые впоследствии сложились как подземные «дороги», одна из которых проложена через парк до пруда.Долгое время эта усадьба являась Дворцом пионеров, она и сегодня принадлежит детям, и называется Домом детского творчества Помимо харитоновской усадьбы, подземные ходы находились и между двумя рязановскими усадьбами – «малой» и «большой». Рязановы были представителями богатого купечества и имели в своих владениях салотопенные заводы и золотые прииски. Усадьбы были созданы в первой половине Х1Х века в период классицизма в Екатеринбурге. На классическую стилевую принадлежность особняков указывают ясность и сдержанность фасадов, четырехколонные портики с ионическими и коринфскими колоннами по центру фасадов. Автором рязановских усадеб был тот же архитектор М.П.Малахов, принимавший участие в создании усадьбы Расторгуева-Харитонова. 

Слайд 48 Первая деревянная Трёхсвятская церковь с приделом Артемия Веркольского

с теми же престолами освящена в 1770, сгорела 1815. Разрешение

на строительство каменного трёхпрестольного Троицкого храма получено в 1790, закладка была в 1792, но в 1803 возведённое здание обрушилось. Строительство возобновилось по новому проекту. Приделы Трёх Московских Святителей и Артемьевский освящены в 1805, а главный престол — в 1813. Храм перестроен в 1821-1828 по проекту арх. М. П. Малахова: надстроен 2-й этаж с церковью Спаса Нерукотворного и приделами Тихвинской Богоматери и пророка Илии, к нижнему этажу пристроены приделы Воздвижения Креста Господня и великомученицы Параскевы, поставлена новая колокольня. Имеет статус собора с 1912.
Талант Малахова и мастерство рабочих дали жизнь настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до наших дней. Собор с величественной колокольней, увенчанной куполом с обелиском, стала символом города. Церковь владела торговой площадью. Рядом располагалось небольшое церковное кладбище. Заводская церковь во имя Святой Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным элементом в ансамбле площади. Собор был обезображен и обезглавлен в советский период. 1997 год стал для Собора годом возрождения.
В настоящее время собор действует и полностью восстановлен. Храм выходит на главную улицу Ленина, а с противоположной стороны собора в сторону реки находится Каменск-Уральский краеведческий музей и бронзовый крест «В память о жертвах массовых незаконных репрессий».

Происхождение названия

Интересно, что Арамиль – это название женского рода. Местные жители говорят «в Арамили», а все остальные – «в Арамиле». Согласитесь: мало какие города имеют названия женского рода.

Насчет происхождения топонима есть несколько версий. По одной из них, это слово тюркского происхождения и означает либо «ареме» — «место у реки, заросшее мелким кустарником», либо «арам» — «печаль», «иль» — «родина».

Есть и легенда про красивую девушку Арамиль – дочь знатного башкира. Однажды она исчезла. Долго искал ее отец, крича по берегам Исети и окрестным лесам: «Арамиль! Арамиль! Арамиль!». Но так и не нашел девушку. Зато сохранилось название.

Слайд 18 Две эти усадьбы раньше великолепно просматривались со стороны

образовывая единый комплексный ансамбль, оказывая большое влияние на застройку города.

К сожалению, в настоящее время «рязановские» памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии и почти не сохранились. В 1990-1991 годы «большая» усадьба была реставрирована. После прокладки трамвайных путей по ул. Куйбышева почти весь первый этаж, к сожалению, был закрыт от взгляда асфальтом. «Малый» дом очень сильно разрушен. От усадебного комплекса почти ничего не осталось. Можно наблюдать только разбитую архитектуру, разрушенные внутренние перекрытия, кирпичные стены, каменную ограду, некоторые хозяйственные постройки, искалеченные деревья и бывший когда-то зеленый газон, вытесненный сорняками, которые составляли композицию сада с регулярной планировкой. Искусственный пруд да нашего времени не сохранился. После Великой Октябрьской социалистической революции в бывшем доме Рязановых размещались детский дом им. Красной Армии, затем свердловская автошкола, и, наконец, усадебные постройки стали использоваться под жилье. Усадьбы подверглись большим переделкам, изменившим их внешний вид.Рис.8 «Малая» Рязановская усадьба. Южный фасад, выходящий на ул. Куйбышева

Свято-Троицкий собор в советское время

Весной 1918 года Совет постановил изъять из Свято-Троицкой церкви метрические книги, с регистрацией рождений, смертей и браков — так проводился в жизнь декрет об отделении церкви от государства.

Свято-Троицкий собор, 1920-е годы.

В это время, по-видимому, мученически погиб протоиерей Свято-Троицкого собора Василий Победоносцев. Он был зарублен на станции Синарской. Решением Освященного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года священник Василий Победоносцев причислен к лику святых в чине священномученика.

Свято-Троицкий собор, фото 1923 г.

Закрытие Свято-Троицкого прихода состоялось в декабре 1930 года. На жалобу прихожан против закрытия прихода в Москву властями было заведено дело «О закрытии Свято-Троицкого собора», 13 сентября 1930 года на очередном заседании Малого Президиума Уралоблисполкома было принято постановление: «Разрешить Каменскому Райисполкому использовать под культурно-просветительное учреждение здание церкви, закрытой по постановлению Президиума Облисполкома от 3 февраля 1930 года, с обязательным переоборудованием с месячный срок.

Колокольня Свято-Троицкого собора с середины 1930-х и до начала 40-х годов использовалась в качестве парашютной вышки.

3 декабря Каменский административный отдел направил сообщение в областной отдел, что «Свято-Троицкая церковь передана в распоряжение Каменского Исполнительного комитета…

«Иконы» новых советских «богов»

Переоборудование данного помещения — верхний этаж — пионер-клуба, нижний — под библиотеку и музей, позже здание церкви было передано на баланс местной швейной фабрики Маяк.

Слайд 11 Усадебный комплекс начинался с углового каменного дома, который

его смерти недостроенный дом с участком при нем был выкуплен

у вдовы Исакова купцом второй гильдии Львом Ивановичем Расторгуевым. Будучи крупным к тому времени заводовладельцем, показывая свое богатство и социальный статус, Расторгуев изъявил желание выстроить настоящую купеческую усадьбу с домом, флигелями, хозяйственными постройками и большим садом. Для дальнейшего расширения и обустраивания своих владений купец обратился в городскую управу. Долгое время серьезных работ по строительству не велось. Каменный дом был закончен к 1808 году. В 1815 – 1835 гг. усадебный ансамбль в целом сформировался в традициях русского классицизма. Английская аллея парка На стилевые особенности комплекса усадьбы указывают классические элементы здания: портики, колоннады, фронтоны, ордерная система (коринфский ордер), ворота с арками, уральские ажурные чугунные решетки. Выразительный рельеф участка продиктовал ассиметричную композицию ансамбля: барский дом занял угловое положение, соответственно ему компоновались остальные сооружения и большой парк, который является неизменной частью усадьбы (рис.3).Датой заложения приусадебного парка является 1826 год. Именно тогда контора Екатеринбургских горных заводов этот участок официально взяла в свое владение из-за невыплаты Расторгуевым городской богадельне. Хозяева считали сад своей собственностью, хотя юридически сад принадлежал городскому обществу.Парк расторгуевской усадьбы был сформирован к 1842 году. Это красивый английский сад с аллеями (рис.4), тропинками, прудом и насыпными горками. Пруд на участке образовался речкой Пеньковкой с родниками, в центре которого на насыпном острове позже была установлена беседка с колоннами (рис.5). Деревья в парк привозились уже взрослыми (30 – 40 лет). 

Слайд 33 Резиденция главного горного начальникаПостройка резиденции главного горного начальника

самым «правительственным» и масштабным заказом. После пожара в 1812 г.

деревянного здания горной резиденции потребовалась постройка нового каменного дома для горных начальников. Окончательно резиденция была построена в начале 30-х годов.В 30-е годы Х1Х века вся власть принадлежала горному начальнику генералу Владимиру Андреевичу Глинке. В то время он был градоначальником и требовалось создать здание, в котором бы сочеталось административная и жилая функция. Была создана целая усадьба, где помимо главного дома с мезонином, который занимал центральное место в ансамбле, располагались сад, двор и службы. Пространство сада просматривается за открытой красивой чугунной решеткой и раскрыто на набережную. Парадный дом начальника горного Управления оказался «прекрасным, украшенным по фасаду тремя этажами колонн. Даже подъезд к дому, обработка пандуса и ограда – все выдержано здесь в одном характере» (1). Из усадьбы открывается чудесный вид на берега Исети, на плотину пруда. Усадьба в целом является градостроительным пятном и хорошо просматриваемой доминантой ансамбля левобережья Исети.Можно сказать, что уральский зодчий М.П.Малахов создал усадебный Екатеринбург первой половины ХIХ века. Несомненно, он был самым крупным архитектором Екатеринбурга купеческого, внес большой вклад в градостроительство города.Памятники архитектуры, особенно усадебного строительства, являются неотъемлемой частью жизни города, его историческим ядром, доминантами и композиционными пятнами на карте нашего города. Их надо беречь, охранять, следить за состоянием, в большинстве случаев проводить реставрацию, восстанавливать усадебные, некогда красивые, сады для того, чтобы мы могли любоваться сохраненной историей и оставить их для потомков.

«Пшеничная столица» России

Балаково — город моего детства — сегодня один из крупнейших городов Саратовской области, энергетический промышленный центр России с населением более 220 тысяч человек. Здесь располагаются знаменитая Балаковская АЭС, ГЭС, химические заводы. Но среди новых многоэтажек, архитектура которых отражает достижения промышленной унифицированной системы строительства, еще бьется сердце старого города со старинными улочками, купеческими усадьбами и особняками.

Всего 150 лет назад Балаково было торговым селом, расположенным между городами Самарой и Саратовом. С севера и запада к нему прилегали чудесные плодородные поймы реки Волги и ее притоков. Благодаря одному из них — речке Балаковке — село и получило свое название. Окруженное цветущими лугами, садами и лесами, оно жило спокойной, размеренной, неспешной жизнью, подобно множеству таких же малых сел и городов.

Балаково было старообрядческой мирской слободой. Неподалеку на реке Иргиз находился раскольничий «Иерусалим», центр притяжения старообрядцев — иргизские скиты и монастыри. Благодаря экономической деятельности старообрядческих мирских и монастырских общин «дикая степь» Заволжья, земли которой более десяти столетий использовались как пастбища кочевых азиатских племен, быстро заселялась. В результате возделывания привезенной русскими старообрядцами из Польши твердой пшеницы «белотурки» в крае быстро начали развиваться зернопроизводство и хлеботорговля. Уже в конце XIX века село Балаково стало именоваться «пшеничной столицей» России, «хлебными королями» в которой считались купцы Мальцевы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: