Конструктивное исполнение
При проектировании план будущего храма был наложен на план снесённого дома Ипатьева таким образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна Царская семья. На нижнем уровне храма предусматривалось символическое место этого расстрела. Фактически же, место расстрела царской семьи находится вне пределов храма в районе проезжей части улицы Карла Либкнехта.
Храм представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью 3000 м². Архитектура сооружения выдержана в русско-византийском стиле. В таком стиле строилось подавляющее большинство церквей в период царствования Николая II. По замыслу архитекторов он должен символизировать связь времён, возрождение православной традиции. В комплекс входит два храма: нижний и верхний.
Верхний храм во имя всех Святых — златоглавый собор — символизирует собой негасимую лампаду, зажжённую в память о тех трагических событиях, которые произошли на этом месте. Верхний храм — весьма просторная часть сооружения с обилием окон по периметру. Учитывая географическую возвышенность того места, на котором расположен храм, в ясные дни помещения храма обильно освещены солнечным светом. Внутри расположен иконостас из редкой разновидности белого мрамора длиной 30 метров и высотой 13 метров.
Заупокойный нижний храм на Крови памяти Романовых, выполненный в очень строгом спокойном стиле, расположен в цокольной части.
Он включает в себя в том числе и расстрельную комнату с присутствующими подлинными останками конструкции Ипатьевского дома, а его алтарь находится рядом с непосредственным местом расстрела Царской семьи. Здесь же расположен музей, экспонаты которого посвящены последним дням жизни семьи Романовых, а также зрительный зал на 160 мест.
Между верхним и нижним храмом существует двусветное пронизывающее пространство. Из расстрельной комнаты вверх поднимается шатёр, который выходит в иконостас верхнего храма, где сделан проём, через который можно сверху видеть место гибели Романовых.
Фасады здания храма до девяти метров отделаны гранитом красного и бордового цветов. Эта деталь является своеобразным напоминанием о пролитой здесь крови. На фасаде по периметру размещены сорок восемь бронзовых икон наиболее почитаемых русских святых. Аркообразные части фасадов со всех сторон украшают выдержки из Псалтири — с северной стороны: «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115:6), с восточной стороны: «Тебе ради умерщвляемся весь день» (Пс. 43:22), с южной стороны: «Праведник яко финикс процветет» (Пс. 91:12), с западной стороны: «Пролияша кровь их яко воду окрест» (Пс. 78:3).
В ансамбль храма включён памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел. По замыслу авторов — скульптора К. В. Грюнберга и А. Г. Мазаева, сына главного архитектора Свердловской области Г. В. Мазаева, — памятник встречается на пути каждого входящего в храм и невольно напоминает о произошедших здесь событиях.
Реликвии Храма на Крови
Главной реликвией храма, конечно же, считается комната расстрела царской семьи. Также хранится здесь чудесная икона — «Троеручница», которая изображает светлый образ Богоматери с тремя руками. Перед этой иконой, принадлежавшей убитому монарху и его семье, состоялась его кончина. Икона вернулась в храм из-за границы, переданная в дар от потомков Романовых. Также имеется подаренная икона «Знамение».
На ней изображена Божья Матерь, она исполнена в серебре и получена от посла Франции. Ещё одна серебряная икона, образ Пресвятой Троицы, передана в дар храму от митрополита Кирилла в честь годовщины епархии. А совершенно замечательная реликвия, хранящаяся здесь, — это икона, на которой изображены Романовы. Ведь после своей мученической смерти они были причислены к лику святых. Она называется иконой Царственных Мучеников и прибыла с самого греческого Афона.
«Неопалимая купина» — ещё одна святыня храма. Это образ Богоматери, изображённый у горящего куста. Десять икон, расположенных рядом, показывают историю русских правителей, от князя Владимира до последнего императора Николая. Образы, которые также можно здесь увидеть, изображают мучеников. Священный алтарь возведён на месте расстрела, справа от него — поминальные плиты с именами всех убитых членов императорской семьи.
Иконостас Храма на Крови
Чин освящения
16 июля 2003 года состоялось торжественное освящение и открытие храма. Чин освящения совершили постоянные члены Священного Синода: митрополиты Ювеналий (Поярков), Кирилл (Гундяев), а также митрополит Воронежский Сергий (Фомин) и архиепископ Екатеринбургский Викентий (Морарь). По благословению Патриарха Алексия II, который не смог, по требованию врачей, лично возглавить торжества, митрополит Ювеналий вручил награды Русской Православной Церкви представителям духовенства, общественным деятелям, а также благотворителям и благоукрасителям, внёсшим особый вклад в строительство храма.
инастию Романовых представляла Мария Владимировна Романова, а также вдова племянника Николая II Т. Н. Куликовского-Романова Ольга Николаевна. Последняя от лица дома Романовых передала в дар храму образ Божией Матери «Троеручица», привезённый из Канады. Эта чудом уцелевшая икона находилась в Ипатьевском доме в дни заточения и расстрела Николая II и членов его семьи.
В числе гостей был музыкант Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской. После церемонии освящения храма у его врат состоялся концерт симфонического оркестраСвердловской филармонии, оркестра Приволжско-Уральского военного округа и звонарей Екатеринбургской и Верхотурской Епархии. Под управлением Мстислава Ростроповича была исполнена увертюра П. И. Чайковского «1812-й год».
В ночь с 16 на 17 июля в храме было совершено пятичасовое богослужение в память об убиении Николая II и членов его семьи, в котором приняли участие по разным оценкам от 7 до 8 тысяч человек. Богослужение возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. По окончании службы, в 5 часов 10 минут утра, колонна из 50 священнослужителей, возглавляемая владыкой Викентием, отправилась в крестный ход к монастырю во имя святых Царственных Страстотерпцев, расположенному в урочище Ганина Яма. Как отмечают очевидцы, песнопения, которыми православные сопровождали свой путь в городской черте, были слышны за несколько кварталов от движущейся колонны. Крестный ход, в котором приняло участие также около 8 тысяч человек, прибыл в монастырь на Ганиной Яме в 9 часов 30 минут.
Режим работы Храма на Крови
Верующие, стекавшиеся на это знаковое, страшное место намного раньше времени постройки храма, постоянно посещают его и сейчас. Двери храма открыты для всех почти круглые сутки: попасть сюда возможно начиная с 7:30 утра и до 23:00 вечера. Здесь регулярно проходят увлекательные экскурсии, каждый может подняться на звонницу и увидеть колокола. У входа в храм имеются предметы одежды, соответствующие правилам посещения: это длинные юбки и платки.
На улицу Царскую, 10, где находится Храм на Крови, добираться можно разными способами: на метро, автобусе, трамвае, троллейбусе и маршрутке. Увидеть своими глазами место, где вершилась история, какой бы страшной и чудовищной она ни была, может и должен каждый. Есть и где разместиться поблизости, в этом поможет паломнический центр «Ганина Яма». Множество паломников и туристов круглый год стремятся посетить храм Екатеринбурга, стоящий на месте пролитой царской крови.
Внутреннее убранство и святыни собора
Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.
Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.
Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство
Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.
Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:
- В. В. Беляев.
- В. М. Васнецов.
- В. И. Отмар.
- Ф. С. Журавлев.
- Н. Н. Харламов.
- А. П. Рябушкин.
- М. В. Нестеров.
Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри
Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.
Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.
Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.
При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:
- Не курить.
- Громко не разговаривать и не бегать.
- Не использовать ненормативную лексику.
- Быть трезвым.
Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.
Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.
Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.
Храм Спаса на Крови |
Храм Спаса на Крови |
Аэросъемка Храма |
Храм Спаса на Крови |
Стоимость посещения Спаса на Крови:
- 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
- 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
- 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
- бесплатно — дети до 7 лет.
Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.
Особенности архитектуры и интерьера Храма на Крови
Храм на Крови выстроили таким образом, что он поделён на два уровня. Нижний уровень открывается сразу при входе и представляет собой некое место памяти о тех трагических событиях, предусматривая символическое место расстрела. Это комната, в которой содержатся детали конструкции дома Ипатьева. Здесь же находится иконостас, выполненный из редкого белого мрамора и фаянса. Также здесь содержатся мощи Серафима Саровского.
В верхнем уровне проходят богослужения и хранится негасимая лампада, зажжённая в память о прошлом. Это златоглавый собор, просторное сооружение, где по периметру расположено много окон. Свет заливает помещение в солнечные дни, и оттого Верхний храм, находящийся на возвышении, всегда светлый и лучезарный. Он содержит иконостас, выполненный из белого мрамора, длина которого 28 метров, а высота — 13 метров.
Замечательны колокольни храма, на которых водружено 15 колоколов. Самый большой из них, Благовест, весит девять тонн и в июле 2010 года был презентован храму Русской православной церковью заграницей — шесть лет американские православные верующие собирали на него пожертвования. В колокольни встроены два оборудованных лифта, поэтому желающим подняться наверх к колоколам не нужно преодолевать множество ступенек.
Возле Нижнего храма возведена большая скульптурная композиция, состоящая из семи фигур. Она символизирует семью императора в момент за несколько минут до расстрела. Примечательно, что духовные лица неоднозначно отнеслись к памятнику и даже отказались его освящать. По их мнению, его изображение противоречило некоторым православным канонам, как то, что нательные крестики на фигурах находились поверх их одежды. Памятник даже хотели снести.
Территория Храма на Крови включает и «Патриаршее подворье» — духовно-просветительский центр, в котором есть Музей царской семьи, церковь святителя Николая, выставочные залы, церковные лавки, библиотека «Державная». В центре представлены экспонаты и предметы, связанные с жизнью императорской семьи и её бытом, а также показывающие расцвет Российской империи, которого она достигла за 23 года правления Николая II. К примеру, это проект метрополитена, датированный 1902-м годом.
История строительства
Даже после разрушения ипатьевского дома идея паломничества к священному месту не пропала. После начала Перестройки на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, всё чаще стали собираться верующие. Самые первые, ещё стихийные, собрания разгонялись милицией, но это осуществлялось скорее по инерции. 18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест, спустя две недели осквернённый злоумышленниками. Появился второй, потом третий, уже металлический. 20 сентября 1990 года Президиум свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка свердловскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на том месте, где ранее стоял дом инженера Ипатьева, памятного символа. Был объявлен открытый конкурс на разработку проекта храма-памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. Конкурс предполагалось завершить к июльским дням годовщины расстрела.
В связи с августовскими событиями 1991 года проведение конкурсных мероприятий сдвинулось, хотя первые эскизы уже появились, а некоторые даже были оценены жюри. В это же время организаторами были внесены дополнительные конкурсные условия, в том числе и международный статус мероприятия. Из-за усложнения задач конкурса, объективных оценок его масштабов, особенно при условии участия зарубежных конкурсантов, сроки представления работ и, как следствие, заключения жюри по ним постоянно откладывались. Сначала срок объявления результатов был назначен на 15 декабря 1991 года, затем был перенесён на 15 марта 1992 года, и, наконец, окончательно утверждён на 25 июня 1992 года. Победителем конкурса был назван курганский архитектор Константин Ефремов.
Спустя три месяца, 23 сентября 1992 года на строительстве храма архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень. В сетевых изданиях также широко распространена информация о 21 сентября 1991, как о дне закладки первого камня. Одновременно с закладкой первого храмового камня был совершён чин освящения ранее построенной деревянной часовни во имя преподобномученицы Елизаветы Федоровны.
Однако строительству собора по проекту Ефремова не суждено было случиться, так как практически сразу после закладки первого символического камня строительство прекратилось. Причиной заморозки строительства явилось тяжёлое экономическое положение страны и, как следствие, отсутствие денежных средств у епархии, курировавшей строительные работы.
Возведение храма
Лишь в 2000 году, после прославления Николая II и его семьи на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, на месте расстрела началось непосредственное строительство храма.23 сентября 2000 года прибывший на освящение строительства храма Патриарх Алексий II заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой о состоявшемся освящении.
Изменился и проект будущего храма. Новый проект, авторами которого явились архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачёв и главный архитектор области Г. В. Мазаев, был одобрен градостроительным советом Екатеринбурга и епархией. Согласно официальной версии, причиной отказа от проекта К. Ефремова послужило нежелание самого автора учесть замечания градостроительного совета и внести изменения в свою работу.
Строительство храма велось быстрыми темпами. Предполагалось завершить строительство и освятить собор к 85-летней годовщине гибели семьи Романовых. Поэтому ежедневно на стройке трудилось до 300 человек в две смены. В связи с многочисленными нарушением техники безопасности, произошло несколько несчастных случаев с человеческими жертвами.
17 октября 2002 года на звонницу храма были водружены 11 колоколов. Средства на их изготовление были собраны в результате проведения благотворительной акции «Колокола покаяния» при непосредственном участии известного поэта и композитора Александра Новикова.
27 ноября 2002 года состоялась закладка первого камня на строительстве Патриаршего подворья при храме.
21 февраля 2003 года у стен строящегося храма в ходе трёхдневного визита на Урал побывал Борис Ельцин.
15 мая 2003 года на звонницу храма был водружён самый большой колокол массой 5 тонн. Он был отлит в начале мая того же года в Каменске-Уральском. Отлитый из особой колокольной бронзы колокол назвали в честь св. Андрея Первозванного. Среди 14 колоколов храма этот колокол имеет самый низкий голос.
Расстрел царской семьи
В 1917 году, после Февральской революции и отречения от престола, бывший российский император Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск.
После прихода к власти большевиков и начала гражданской войны, в апреле 1918 года, получено разрешение Президиума (ВЦИК) четвёртого созыва о переводе Романовых в Екатеринбург, чтобы оттуда доставить их в Москву с целью проведения суда над ними.
В Екатеринбурге в качестве места заточения Николая II и его семьи был выбран большой каменный особняк, конфискованный у инженера Николая Ипатьева. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома император Николай II вместе с супругой Александрой Феодоровной, детьми и приближёнными лицами были расстреляны, и после этого их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма.
Дом инженера Ипатьева
Построенный в конце 1880-х годов горным чиновником И. И. Редикорцевым, этот дом представлял собой каменный двухэтажный особняк на Вознесенской горке в Екатеринбурге. С 1908 года дом находился в собственности инженера-строителя Николая Ипатьева.
В апреле 1918 года, пока Ипатьев был в отъезде, его дом был конфискован большевиками, и, начиная с 30 апреля 1918 года, в нём была заточена, а в ночь на 17 июля расстреляна Царская семья вместе с ближайшим окружением.
После октябрьской революции этот дом в разное время занимали различные высокопоставленные чиновники и правительственные учреждения, но от этого он не перестал быть своеобразной достопримечательностью города и постоянно привлекал к себе внимание людей, вплоть до самого своего разрушения. Днём сюда привозили официальные партийные делегации, а ночью довольно часто к дому подходили люди, интересовавшиеся судьбой последнего царя
Б. Н. Ельцин, возглавлявший в середине 70-х годов Свердловский обком КПСС, в книге своих воспоминаний «Исповедь на заданную тему» описывал ситуацию вокруг дома Ипатьева следующим образом:
Днём сюда привозили официальные партийные делегации, а ночью довольно часто к дому подходили люди, интересовавшиеся судьбой последнего царя. Б. Н. Ельцин, возглавлявший в середине 70-х годов Свердловский обком КПСС, в книге своих воспоминаний «Исповедь на заданную тему» описывал ситуацию вокруг дома Ипатьева следующим образом:
…Близилась одна из дат, связанная с жизнью последнего русского царя. На Западе в газетах и журналах появились новые исследования, что-то из этих материалов передавали западные радиостанции на русском языке. Это подхлестнуло интерес к дому Ипатьевых, приезжали посмотреть на него даже люди из других городов… |
Именно это внимание привело к тому, что в 1977 году по рекомендации председателя КГБ Ю. В
Андропова Центральный Комитет КПСС принимает постановление о сносе дома. Официальным обоснованием стала необходимость в расширении прилегающей непосредственно к дому улицы Карла Либкнехта. 22 сентября 1977 года по указанию Б. Н. Ельцина дом был разрушен. Позднее Ельцин напишет в своих воспоминаниях:
…рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся… |
История возведения
На месте, близ Михайловского сада, в Петербурге в 1881 году произошла трагедия — после смертельного ранения погиб император Александр II. Уже на следующий день эта территория была обнесена деревянным забором, а через пару недель был возведена часовня, где ежедневно проводилась панихида по убитому правителю. Часовня носила временный характер, так как Александр III запланировал строительство большого храма.
Выбор проекта проводился на основе конкурса, где участвовали многие архитекторы Петербурга. Главной задачей было найти мастера, который сможет удовлетворить желание нового императора: построить храм с соблюдением русско-церковного стиля XVI—XVII веков. Лучшим был признан проект А. Парланда и И. В. Малышева. После некоторых доработок он был утверждён.
Рекомендуем по теме
Экскурсии по святыням Петербурга и Ленинградской области
Святыни Санкт-Петербурга
Главы и своды храма возвели к 1897 году, после чего ещё десять лет понадобилось на отделочные работы.
Общий период возведения храма — с 1883 по 1907 год.
Особенности архитектуры
Спас на Крови представляет собой четырёхугольный собор, над которым возвышается шатёр высотой 81 метр, 9 глав и 63-метровая колокольня. Пять куполов выполнены из медных пластин с уникальным узором, остальные — из позолоченной меди, украшенные полукруглыми алтарными аспидами. Общая площадь покрытия в храме превышает отметку в тысячу квадратных метров.
На стене в основании шатра расположены 8 окон продолговатой формы, имеющих резьбу и наличники в виде кокошников. Над ними шатёр сужается, а ещё выше закреплён фонарь с главкой, дополненной крестом из топазов.
Колокольня символизирует место убийства императора. Именно здесь сохранилась часть брусчатки и забора, где произошла гибель. Здесь вмонтированы часть настоящей мостовой и решетки Екатерининского канала. Место окружено металлической решёткой и колоннами из яшмы.
Конструкция колокольни выходит за границы набережной, из-за чего центрального входа в храме нет. С каждой боковой стороны выполнено крыльцо в стиле русских теремов.
Внутренние и внешние стены собора украшены мозаичными иконами, для изготовления которых использовался мрамор, эмалированные составы и драгоценные камни.
Спас на Крови является одним из самых лучших образцов «русского стиля», направленного на исконные традиции православия в культовом зодчестве.
Святыни храма
Собор был запланирован и построен по решению Александра III как символ искупления всех людей за мучения освободителя Александра II. Строительство производилось на пожертвования, которые были собраны со всей Российской Империи. Поэтому храм называют воссозданным всенародно.
Начальная часть названия возникла в честь воскрешения Христа, а вторая часть обусловлена местом гибели императора. Это способствовало проведению параллели между Христом, который искупал грехи людей страданиями, и Александром II, погибшим во время спасения Российской Империи. Всю эту тематику можно наблюдать на мозаичных иконах у сени.
Освящение собора состоялось в августе 1907 года. В это же время он получил название «Спас на Крови».
Текущая жизнь
Недавние события
- 9 октября 2003 года недавно освящённый Храм-на-Крови посетили Владимир Путин и бывший на тот момент канцлером Германии Герхард Шрёдер.
- 14 сентября 2007 года в рамках подготовки к саммиту ШОС, который прошёл в Екатеринбурге в 2009 году, Храм-на-Крови посетил глава ФСБ Николай Патрушев.
- 30 апреля 2009 года делегация чрезвычайных и полномочных послов арабских государств, в состав которой вошли послы Королевства Бахрейн, Ливана, Египта, Омана, Саудовской Аравии, Алжира, Судана, Марокко, Ирака, глава представительства Лиги Арабских Государств в РФ, а также представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока, посетила Храм-на-Крови. Для высоких гостей была проведена экскурсия по храму: они осмотрели его верхний и нижний приделы, подошли к «расстрельной» комнате.
- 20 мая 2009 года в рамках культурной программы посещения Екатеринбурга главы силовых ведомств стран ШОС, включая Китай, Россию, Казахстан, Таджикистан, Киргизию иУзбекистан, посетили Храм-на-Крови.
- 25 апреля 2011 года напротив Храма-на-Крови появилось двухметровое изображение Иисуса Христа, показывающего неприличный жест. Изображение провисело там около 4 часов, пока его не сняли вызванные служителями храма сотрудники полиции. Позже авторство за эту работу взяла на себя уральская арт-группа «Злые». В дальнейшем около этого же места (возле входа в закрытый подземный переход напротив храма) неоднократно появлялись карикатурные изображения Патриарха Кирилла — 21 июля 2011 года патриарха изобразили в виде копилки, а 27 апреля 2012 в виде фигуры, которую держит рука с часами Breguet.
- 5 июля 2012 года в сквере между Храмом-на-Крови и киноконцертным театром «Космос» была открыта скульптурная композиция православным покровителям семьи, верности и брака —Святым Благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским Чудотворцам, выполненная скульптором Константином Чернявским.
Наши дни
В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.
Деревянная часовня во имя преподобномученицы Елисаветы выстояла, несмотря на ряд поджогов и действий вандального характера, и теперь расположена меж выстроенных зданий храма и Патриаршеего подворья. Сруб часовни вследствие поджогов стал тёмного цвета. Перед часовней на земле лежит большой мраморный камень с надписью, гласящей о том, что ночью на 17 июля 1918 года здесь были убиты члены царской династии Романовых.
Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня.
Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23:30 до 04:00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году, в связи с 90-летием убийства Царской семьи, в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. В 2011 — 50 тысяч человек прошли этот путь. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжениюглавы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».
Вечером 7 июля 2015 года в Храме-на-Крови покончил с собой молодой мужчина. По сообщениям прихожан, он зашёл в храм в конце службы, подошёл к распятию и вонзил себе нож в сердце.