Игарка // «историческая энциклопедия сибири» (2009)

О городе

Климат

Средние климатические параметры Игарки (1991-2020 гг.)
Мой Один. фев. мар. апр. Май. июнь июл. Назад. сент. окт. нояб. дек. Ежегодный
Темп. Максимум. абс. (°С) 1,2 0,7 7.2 13.3 27,8 33,6 34,0 31,3 24,8 14,6 3.1 1,0 34,0
Темп. Максимум. среда (° С) -23,2 -20,1 -10,4 -2,7 4.2 16,5 21,2 17.1 9.1 -2,6 -16,1 -21,0 -2,3
Темп. среда (°C) -27,2 -24,7 -16,4 -9,0 -0,6 10,9 15,6 12.3 5.3 -5,7 -20,1 -24,9 -7
Темп. мин среда (° С) -31,5 -29,1 -21,7 -14,7 -4,8 6.2 10,7 8.3 2.3 -8,5 -24,1 -29,1 -11,3
Темп. мин. абс. (°С) -55,2 -54,8 -51,8 -42,8 -29,1 -9,0 -0,7 -3,9 -14,3 -38,9 -49,5 -55,5 -55,5
Общее количество осадков (мм) 34 31 35 34 36 57 52 71 56 64 49 45 564
Фуэнте: погода и климат

История

Игарка была основана в 1929 году как лесопилка и древесина-экспортный порт.[нужна цитата

] Статус города получил в 1931 году.[нужна цитата ] С 1949 по 1953 год Салехард-Игарка вокзал проект предпринял неудачную попытку подключить Игарку к сети железных дорог России на Салехард, унося жизни тысяч ГУЛАГ заключенные. Во время депортаций 1948-1951 годов в Игарку были депортированы тысячи мирных жителей с недавно оккупированных территорий СССР. В этот период только от 5 до 10 тысяч литовцев были насильственно переселены сюда со своей родины. Около 1000 из них умерли там от холода и плохих условий зимой 1948-49 гг.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «Игарка»

Балтийского моря
Выборг • Высоцк • Калининград • Санкт-Петербург (Большой порт и Пассажирский порт) • Приморск • Усть-Луга
Баренцева моря
Варандей • Мурманск • Нарьян-Мар
Белого моря
Архангельск • Беломорск • Витино • Кандалакша • Кемь • Мезень • Онега • Северодвинск
Берингова моря
Анадырь • Беринговский • Провидения • Эгвекинот
Восточно-Сибирского моря
Певек • Черский
Карского моря
Амдерма • Диксон • Дудинка • Игарка • Сабетта
Каспийского моря ¹
Астрахань • Махачкала • Оля
Моря Лаптевых
Тикси • Хатанга
Охотского моря
Корсаков • Магадан • Москальво • Мыс Лазарев • Николаевск-на-Амуре • Охотск • Поронайск • Пригородное
Тихоокеанского побережья Камчатки и Курильских островов
Петропавловск-Камчатский
Чёрного моря
Анапа • Геленджик • Евпатория4 • Керчь (торговый • рыбный • Камыш-Бурун • Порт «Крым»)4 • Новороссийск • Севастополь4 • Сочи (торгово-пассажирский • грузовой) • Тамань ² • Туапсе • Феодосия4 • Черноморск4 • Ялта4
Чукотского моря
Мыс Шмидта ³
Японского моря
Александровск-Сахалинский • Бошняково • Ванино • Владивосток • Восточный • Де-Кастри • Дунай • Зарубино • Находка • Невельск • Ольга • Пластун • Посьет • Преображение • Рудная Пристань • Светлая • Славянка • Советская Гавань • Углегорск • Холмск • Шахтёрск
¹ Каспийское морефактически является озером. ²Порт Тамань строится, но уже открыт для сообщения. ³Порт Мыс Шмидта с 2006 года входит в состав порта Певек. 4 Находится на территории, являющейся объектом территориального спора между Россией и Украиной.

Используемая литература и источники

1. «Игарка древняя, Игарка загадочная». —
Сборник очерков по истории Игарского
региона, выпуск 1. Краеведческий комплекс «Музей
вечной мерзлоты», г.Игарка, 2004.

2. «Удивительная Игарка». — Р.Горчаков. —
ИНКОМБУК «МЕДВЕДЬ», Красноярск, 1995.

3. Материалы архива Музея вечной мерзлоты (газеты
тридцатых годов, материал к 50-летию г.Игарки).

4. Интервью со старожилами г.Игарки,
ксерокопии.

5. Фотоматериалы, предоставленные
старожилами города (ксерокопии).

6. «Игарка». Серия «Города Красноярского
края». — В.Новиков, Ж.Трошев. — Красноярское
книжное издательство, 1979.

7. Диск с записью видеофильма «От тебя, моя
Игарочка, уходят пять дорог». «Музей вечной
мерзлоты».

В подготовке материала участвовали

1. Сергеева В.А. — сотрудник отдела фондов «Музей
вечной мерзлоты».

2. Мишечкина М.В. — директор краеведческого
комплекса «Музей вечной мерзлоты».

3. Зарубина В.П.

4. Васильева Г.Ф.

5. Жигалева М.А. — библиотекарь школы № 1.

6. Римавичене Э.Р. — жительница Игарки,
высланная в 1941 году.

7. Матуняк В.с.И. — житель Игарки, высланный
из Литвы.

8. Улюмджиев М.Б. — бывший репрессированный
в Игарку.

9. Тощев А.И. — заведующий филиалом «Музей
вечной мерзлоты».


/ Наша работа/
Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории.
Россия XX век»

Что такое Игарка?

До недавнего времени существовала версия, что свое название Игарка получила по имени протоки, на которой расположен город. Протока же, в свою очередь, якобы была названа по имени местного рыбака Егора Ширяева, имя которого местные жители превратили из «Егорки» в «Игарку».

Однако, реально существовавшего человека с подобным именем ни один из исторических документов не зафиксировал. Вымышленный герой чрезвычайно популярного романа 30-х годов прошлого столетия «Брат океана» Алексея Кожевникова написанном о первостроителях города, многие годы «считался» чуть ли не первым жителем этих мест не только у обывателей. Эту версию ассоциировали с историческим фактом и отдельные ученые, краеведы.

Нам более симпатичен вариант, что название Игарка впервые было дано реке Игарка, левому притоку реки Енисей. Как и Москва, получившая свое название от реки, так и Игарское зимовье было названо по реке, на котором оно стояло. Впервые эту версию высказал краевед Адольф Васильевич Вахмистров (Очерк о нем «Енисеем навек покоренный»). Судя по материалам его исследований, река Игарка была занесена впервые на карту Петром Чичаговым в 1725 году. А топоним Игаркино зимовье относится к тому же типу, что и Хантайское, Хетское, Туруханское зимовья и происходит от имени реки, на которой оно стоит.

Имяострову Игарский было дано уже после начала строительства города, на карте А.И.Вилькицкого в 1897 году он был занесен как Самоедский, а протока носила название Осетровой. Наличие глубоководной, защищенной от ветров, удобной для расстановки большегрузных морских судов протоки послужило главным аргументом для обоснования здесь уникального морского города – порта, стоящего на реке.

Город Игарка расположен на правом берегу реки Енисей напротив бывшего станка Старая Игарка. Аэропорт и небольшой жилой поселок, относившийся ранее к совхозу «Игарский», расположены на острове.

Город построен на вечной мерзлоте. Климат – резко континентальный. Среднегодовая температура воздуха в районе Игарки – 10,5 градусов С.

В течение июня – июля царит полярный день, когда Солнце практически не заходит за горизонт, а в декабре-январе тянутся сумерки и полярная ночь. Территория города Игарка представляет собой типичную северную тайгу елово-лиственного типа с некоторыми элементами лесотундры.

Фауна района достаточно разнообразна. Промысловый интерес представляют соболь, песец, белка, ондатра, горностай; встречаются лисица, глухарь, тетерев, рябчик и водоплавающие.

Территория изобилует озерами и реками, многие из них используются как рыбные водоемы, насчитывающие 43 вида рыб, промысловое значение имеют стерлядь, осетр, нельма, сиг, омуль, хариус, корюшка, пелядь, щука, налим, окунь и другие.

В регионе разведано множество месторождений полезных ископаемых: бурого угля, меди, титана, глины для производства керамических кирпичей и камней, песчано-гравийных материалов, минеральных подземных вод, относящихся к типу лечебно-столовых. Но наибольшее промышленное значение имеют сегодня открытые игарскими геологами Лодочное, Тагульское и Ванкорское газоконденсатные нефтяные месторождения, расположенные к западу от Игарки.

С началом промышленного освоения Ванкорского месторождения у города Игарки появился шанс на новый виток социально-экономического развития региона. А вот как все начиналось…

Аэропорт

Аэропорт Игарка (UOII) в настоящее время оборудуется и сертифицируется в качестве вспомогательного, в том числе и для использования в качестве запасного, так как над ним проходят много международных трансполярных трасс. В будущем также возможно восстановление нормальной работы самого авиапредприятия. В настоящий момент пассажирские перевозки аэропорта Игарка составляют 98 тыс. человек в год, грузовые — порядка 1,5 тыс. тонн в год. Главный пассажиропоток составляют 4,5 тысячи человек ежемесячной вахтовой смены, по большей части перевозимых рейсами из Красноярска.

Аварии

Основная статья: Авиакатастрофа в Игарке 3 августа 2010 года

3 августа 2010 года при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно-посадочной полосы в районе аэропорта города Игарки разбился самолёт Ан-24 авиа, выполнявший рейс из Красноярска в Игарку. На борту самолёта было 15 человек — 4 члена экипажа и 11 пассажиров. В катастрофе погибли 12 человек.

Памятники города

Подъезжаем к памятнику В.И.Ленина (вышли
не все).

Памятник В.И.Ленину установлен 26 июня 1964
года — в день тридцатипятилетия города.
Скульптура изготовлена по городскому
заказу художественным фондом РСФСР, отлита
в скульптурном кабинете Ленинграда, автор
скульптуры т.Райзман (чугун).

А вот памятник летчикам не оставил
равнодушным никого. В тридцатые годы здесь
был центр города. Площадь Советов. На этой
площади в 1936 году были похоронены летчик С.М.Чернявский
и инженер И.К.Федотов, погибшие в
авиационной катастрофе. Здесь им был
поставлен памятник 11 апреля 1936 года около
школы № 4. Находится он недалеко от дороги
на деревянном возвышении. Во время
экскурсии мы посетили этот памятник, ему
почти 70 лет. Несмотря на свой возраст он
хорошо сохранился, так как школьники
постоянно ухаживали за ним. Из-за того, что
поблизости нет школ и вообще этот район
города заброшенный, то за памятником нет
должного ухода, хотя любой игарчанин знает,
кому поставлен памятник и помнит героев.

Почему памятник находится у стен здания
исполкома горсовета?
Мнение консультанта

В.П.Остроумова была первым секретарем
горкома партии города Игарки. После Великой
Октябрьской социалистической революции
она работала секретарем В.И.Ленина, поэтому
в ней всегда оставался столичный и
кремлевский дух. В тридцатые годы в Москве
началось новое веяние — крупных
политических деятелей хоронить у
кремлевской стены. И в Игарке по указу
Остроумовой летчики были похоронены на
городской площади.

Экскурсия продолжается, мы на аллее
Памяти.

В годы Великой Отечественной войны
игарчане вместе со всеми защищали Родину на
полях сражений. В «Сквере Комсомола» 9 мая
1967 года установлен обелиск павшим воинам.
Автор обелиска — игарчанин С.Е.Добромыслов.

При выходе из речного порта, на площади «Дружба»
установлен барельеф «Дружба»,
символизирующий дружбу моряков всего мира.
Авторы — скульпторы т.т. Измаиков, Прошин.

Игарские насельники

В исторических описаниях термин «насельник» относится к жителю какой-либо местности, населенного пункта. Впервые об игарчанах упоминает статский советник, председатель Енисейской Казенной Палаты Иван Семенович Пестов.

В изданной им в Санкт-Петербурге книге “Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.” в главе «Путь к Северному Ледовитому океану от Туруханска», сказано, что в зимовье Игарское (между Сушково и Носовское) – 1 дом, живут крестьяне, имеют коров.

Точное количество жителей уже не в зимовье, а станке, указано в следующем известном нам документе. В «Списке населенных пунктов Российской империи», изданном также в Санкт-Петербурге в 1864 году по сведениям 1859 года в разделе II «Туруханский край Енисейского округа» на 2 (Дудинском) участке под номером 568 указан казенный станок Игарский с положением при реке Енисей на расстоянии 1374 верст от окружного города (Енисейска), 259 верст от участка квартального (видимо, Туруханска), с числом домов 1, числом жителей 11 мужского пола и 9 женского.

Еще один царский чиновник высокого ранга, енисейский окружной начальник, этнограф, член-сотрудник Сибирского отдела Русского географического общества Александр Мордвинов, предпринявший служебную поездку на Север губернии, так описывал в журнале «Современник» в 1860 году увиденное на Игарской почтовой станции: «Икарская станция оказалась еще хуже Шушковской (речь идет о станке Сушково). Это была единственная, тесная, буквально набитая людьми, и столь сырая изба, что по стенкам текла вода. Некогда в Икарках, говорят, жили отлично, были большие дома и всего в избыток. Семейство крестьян Шадриных, существовавшее здесь, все переселились, дома развалились, и лишь осталось обедневшим наследникам скудное наследство».

Две семьи – Шадриных и Гнездиловых в качестве постоянно проживавших в Игарке в 1864 году называют и другие историки. Врач, этнограф и фольклорист Михаил Фомич Кривошапкин выпустил в Санкт-Петербурге книгу «Енисейский округ и его жизнь», где пишет, что в Игарке проживает 20 человек (больше, чем в Дудинке, но меньше, чем в Карасино).

Появление русских столь далеко на Севере, вероятно, связано с решением Государственного Совета России о заселении берегов Енисея до Туруханска и далее. Известен факт, когда рабочим Боготольского и Краснореченского заводов было предложено переселиться в Туруханский край: на двух больших судах с барками они были отправлены на Север. На каждом из станков оставалось по 3-4 семьи. 1812 год считается началом массового заселения Приенисейского Севера и основания большинства станков, хотя численно они росли очень и очень медленно.

Так в «Списке населенных пунктов Енисейской губернии», изданном в Красноярске Енисейским районным переселенческим управлением в 1911 году, (по данным 1903 года) есть станок Игарка Дудинского участка Туруханского края, состоящий из двух дворов, с девятью душами мужского пола и семерыми женского.

П.Ф.Очеретько

В приполярной переписи 1926-27 годов в станке Игарка Дудинской волости 22 человека. Зафиксированы фамилии Анциферовых, Мельковых, Поповых, Давыдовых, Султановых, Андреевых, Пальциных. Именно эти семьи помогали вначале капитану парохода «Тобол» Енисейского пароходства Петру Филипповичу Очеретько в 1927 выбрать место для строительства удобного морского порта. Летом 1928 года в Осетровую протоку прибыла первая партия грузчиков, которые жили на лихтере и обживали берег за год до прибытия десанта строителей. В ту первую навигацию была сделана и успешная опытная отгрузка 9,4 тысяч кубометров круглого леса на три морских судна, пришедшие по Северному морскому пути, – «Гунгнер», «Гронтхейм» и «Сен-Жозеф». Естественно, что старожилы тех мест с радостью, как говорили их потомки, восприняли начало новой жизни на суровом, стылом месте.

Рекомендации

Примечания

  1. ^ абcdеж Закон № 10-4765.
  2. ^ аб Федеральная служба государственной статистики России (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» .Всероссийская перепись населения 2010 года (на русском). Федеральная служба государственной статистики.
  3. ^ абcd Закон № 13-2925
  4. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации (на русском). 3 июня 2011 г.. Получено 19 января, 2022.
  5. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Почта России ). Поиск объектов почтовой связи (Поиск почтовых объектов ) (на русском)
  6. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек». (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года (на русском).
  7. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, городских поселений и сёл-райКраеведческий комплекс» Музей вечной мерзлоты»». Museum.ru . Получено 17 сентября, 2022.
  8. www.europeanmuseumforum.org В архиве 15 августа 2007 г. Wayback Machine

Глава четвертая. Заключение

Упорный тяжелый труд многих поколений
северян, сопровождаемый репрессиями и
неимоверными лишениями, увенчался
превращением Игарки во второй по значению
лесоэкспортный порт страны, который
располагал обширной зарубежной клиентурой,
мощной гидроэнергетической базой и весьма
перспективными запасами разведанных в
тундре месторождений нефти, газа, графита.
Продукция игарских лесозаводов
пользовалась на мировых рынках устойчивым
спросом, не зная себе равных по качеству и
уникальным свойствам выдержанной за
Полярным кругом древесины. Деловые люди,
иностранные предприниматели с каждым годом
посылали на Енисей все больше и больше
судов: их интересовала не «красная
пропаганда», а сибирская древесина,
пиломатериал из ангарской сосны. И не
просчитались: за четыре года первой
пятилетки, с 1930 по 1933, с причалов
построенного Игарского порта в трюмы
иностранных судов было погружено
полмиллиона кубометров продукции из
древесины. Причем половина пиломатериалов
произведена на Игарском лесопильном
комбинате. За пятидесятилетие экспорт
пиломатериалов через Игарку составил 24
миллиона кубометров!

Океанские корабли шли от Игарки в сотни
портов мира. 50-60-ые годы — это расцвет Игарки.
Об этом вспоминают игарчане-сторожилы.

В 60-х годах в Игарку перестали заходить
иностранные корабли. Но это не означает, что
Игарка перестала работать на экспорт.
Напротив! С 1968 года объем отгрузки
экспортной продукции в Игарском порту за
короткий период навигации (110-130 суток)
превышал один миллион двести тысяч
кубометров (вспомним десять тысяч в 1928 году).
Сибирский лес вывозился в десятки стран
мира на советских судах.

Советские люди построили за Полярным
кругом город: современный благоустроенный,
культурный лесопромышленный центр, в
котором было все: залитые светом
электричества улицы и дома со всеми
удобствами, школы, детские сады, библиотеки,
кинотеатры, спортивный комплекс,
телевидение, радио, газета…

Я родилась в Игарке. Для меня мой город —
идеал. Прожив здесь столько лет, я поняла,
что роднее места у меня нет. Я с восторгом
вспоминаю, как я, еще маленькая, бегала с
друзьями на пристань и любовалась только
что прибывшими сюда из-за границы
пароходами. Я бывала во многих больших
городах, но они не могли заменить мне мой
город, в них не было того уюта, который был
так привычен для меня в Игарке. Да и любой,
кто сюда приедет не останется равнодушным к
спокойным улочкам, чистому воздуху и зелени,
которой богат город. Я считаю, что Игарка —
это часть меня и частичка России. Такого
города как Игарка не было, нет и никогда не
будет…

«… я снова с тобою Игарка,
как в детстве у порта стою…»
(из песен игарских бардов)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: