Белорецкая узкоколейная железная дорога

Тирлян — инзерские зубчатки

Производство древесного угля

Люди использовали древесный уголь с глубокой древности. Его собирали на пожарищах или делали специально, засыпая золой тлеющие головни, и, укрываясь в пещерах от непогоды, использовали затем как топливо, не вызывающее угара. Наверное, первый металл был выплавлен случайно, когда камни, которыми обложили очаг с горящими углями, оказались рудой. Все древние технологии по выплавке и использованию меди, бронзы, железа, чугуна были связаны только с древесным углём. С начала бронзового века древесный уголь стал одной из основ развивающейся цивилизации. Кузнецы умели получать уголь для своих нужд уже в XV–XVI веках. До середины XIX века металлургия развивалась преимущественно на основе древесного угля.

В России древесноугольный промысел впервые упоминается в Новгородской таможенной грамоте в 1571 году. В то время главными потребителями древесного угля были деревенские домницы и кузницы. Для домниц выжигался уголь из хвойных пород (ель, сосна), а для кузнечных горнов использовался только берёзовый уголь.

Промышленное производство древесного угля стало развиваться в конце XVII века во времена Демидовых на Урале. Леса ради этого пожгли немало, труд углежогов увековечен в летописях и сказах. Именовали их тогда кучекладами или кучниками — за особый способ изготовления топлива, так как самыми распространёнными ранними способами получения угля были кучное и ямное углежжение.

Древесноугольное производство имелось и на южной Вятке. Оно было связано с деятельностью Камских заводов, а также местных Таишевского, Пыжманского и Бемышевского медеплавильных заводов.

В 1758-1759 годы жители ряда населённых пунктов, расположенных по южному течению реки Вятки, были приписаны к строящимся Воткинскому и Ижевскому заводам.

Одним из видов заводских работ и податей, возложенных на приписных крестьян, было производство древесного угля и дёгтя.

Следы угольных и томильных ям разного размера и формы, встречающиеся в большом количестве в Сушинской роще (лесной массив в Вятскополянском районе Кировской области), свидетельствуют о том, что жители близлежащих деревень Заструги, Нижний Матан и села Суши, которые были приписаны к Ижевскому заводу, в какой-то период занимались производством угля рядом со своим жильём и вывозили на завод уже готовый продукт.

После отмены крепостного права жжение угля для металлургических заводов превратилось в один самых распространённых и высокооплачиваемых отхожих промыслов.

О том, каковы были масштабы этого лесного промысла, можно видеть в «Статистическом описании Вятской губернии за 1875 год», где упоминается, что за год с Матанской пристани было отправлено на двух судах 12000 пудов смолы, 8000 пудов дёгтя, 800 штук липовой плашки, всего на сумму 50 тыс. рублей. От Сосновской пристани в этом же году были отправлены 3 плота лесоматериалов и два судна с 16000 пудов смолы, на сумму 7 тыс. рублей.

В 1875 году в Вятской губернии насчитывалось 6174 чел., которые занимались жжением угля для металлургических заводов. Их сумма заработка составляла 160800 рублей. То есть в среднем 26,04 рубля (для сравнения: средний заработок на вырубке и заготовке леса был 19,31 руб., у дровосеков 8,67 руб., у рудокопов 10,51 руб.).

В начале ХХ века металлургические заводы стали использовать каменный уголь. Например, на Рожкинском чугунолитейном заводе применялся антрацит. В советское время с активной разработкой Донбасского и Кузбасского каменноугольных месторождений потребность в древесном угле существенно снизилась.

В постсоветское время наблюдается возрождение древесноугольного производства в связи с появлением спроса на уголь при жарке шашлыков и барбекю.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Июль 2023  (305) Июнь 2023  (326) Май 2023  (392) Апрель 2023  (396) Март 2023  (395) Февраль 2023  (320) Январь 2023  (325) Декабрь 2022  (358) Ноябрь 2022  (394) Октябрь 2022  (360) Сентябрь 2022  (323) Август 2022  (310) Июль 2022  (249) Июнь 2022  (262) Май 2022  (251) Апрель 2022  (310) Март 2022  (289) Февраль 2022  (258) Январь 2022  (239) Декабрь 2021  (267) Ноябрь 2021  (288) Октябрь 2021  (335) Сентябрь 2021  (249) Август 2021  (251) Июль 2021  (120) Июнь 2021  (213) Май 2021  (231) Апрель 2021  (240) Март 2021  (212) Февраль 2021  (189) Январь 2021  (183) Декабрь 2020  (245) Ноябрь 2020  (273) Октябрь 2020  (212) Сентябрь 2020  (168) Август 2020  (151) Июль 2020  (119) Июнь 2020  (211) Май 2020  (275) Апрель 2020  (179) Март 2020  (168) Февраль 2020  (171) Январь 2020  (195) Декабрь 2019  (197) Ноябрь 2019  (197) Октябрь 2019  (200) Сентябрь 2019  (164) Август 2019  (71) Июль 2019  (173) Июнь 2019  (144) Май 2019  (206) Апрель 2019  (222) Март 2019  (212) Февраль 2019  (186) Январь 2019  (208) Декабрь 2018  (206) Ноябрь 2018  (200) Октябрь 2018  (172) Сентябрь 2018  (114) Август 2018  (121) Июль 2018  (132) Июнь 2018  (157) Май 2018  (143) Апрель 2018  (159) Март 2018  (187) Февраль 2018  (133) Январь 2018  (135) Декабрь 2017  (155) Ноябрь 2017  (133) Октябрь 2017  (142) Сентябрь 2017  (133) Август 2017  (130) Июль 2017  (96) Июнь 2017  (134) Май 2017  (167) Апрель 2017  (166) Март 2017  (143) Февраль 2017  (130) Январь 2017  (102) Декабрь 2016  (126) Ноябрь 2016  (108) Октябрь 2016  (133) Сентябрь 2016  (89) Август 2016  (98) Июль 2016  (69) Июнь 2016  (65) Май 2016  (86) Апрель 2016  (87) Март 2016  (87) Февраль 2016  (75) Январь 2016  (62) Декабрь 2015  (97) Ноябрь 2015  (74) Октябрь 2015  (80) Сентябрь 2015  (90) Август 2015  (49) Июль 2015  (63) Июнь 2015  (93) Май 2015  (124) Апрель 2015  (107) Март 2015  (125) Февраль 2015  (129) Январь 2015  (109) Декабрь 2014  (103) Ноябрь 2014  (79) Октябрь 2014  (79) Сентябрь 2014  (92) Август 2014  (69) Июль 2014  (67) Июнь 2014  (69) Май 2014  (111) Апрель 2014  (92) Март 2014  (80) Февраль 2014  (89) Январь 2014  (71) Декабрь 2013  (101) Ноябрь 2013  (109) Октябрь 2013  (75) Сентябрь 2013  (70) Август 2013  (60) Июль 2013  (69) Июнь 2013  (73) Май 2013  (91) Апрель 2013  (94) Март 2013  (101) Февраль 2013  (107) Январь 2013  (67) Декабрь 2012  (89) Ноябрь 2012  (90) Октябрь 2012  (69) Сентябрь 2012  (73) Август 2012  (66) Июль 2012  (72) Июнь 2012  (83) Май 2012  (64) Апрель 2012  (20) Март 2012  (16) Февраль 2012  (11) Январь 2012  (9) Декабрь 2011  (11) Ноябрь 2011  (10) Октябрь 2011  (10) Сентябрь 2011  (8) Август 2011  (7) Июль 2011  (11) Июнь 2011  (9) Май 2011  (9) Апрель 2011  (7) Январь 2011  (1) Август 2010  (1) Май 2010  (1) Апрель 2010  (2) Июль 2009  (1) Май 2009  (1) Апрель 2009  (1) Март 2009  (1) Декабрь 2008  (1) Сентябрь 2008  (1) Август 2008  (1) Апрель 2008  (2) Ноябрь 2007  (1) Сентябрь 2007  (2) Июль 2007  (2) Июнь 2007  (2) Май 2007  (2) Апрель 2007  (5) Март 2007  (2) Февраль 2007  (1) Декабрь 2006  (1) Ноябрь 2006  (3) Октябрь 2006  (1) Сентябрь 2006  (1) Июль 2006  (1) Апрель 2006  (39) Март 2006  (1) Август 2005  (2) Июль 2005  (1) Май 2005  (1) Апрель 2005  (1) Октябрь 2004  (1) Июнь 2004  (2) Апрель 2004  (1) Март 2004  (1) Июль 2003  (1) Июнь 2003  (1) Май 2003  (1) Январь 2003  (1) Июль 2002  (1) Январь 2002  (7) Январь 2001  (5) Январь 2000  (1)

Что интересного на маршруте

Инзерские зубчатки по праву считаются самым красивым местом
на Южном Урале. Горный хребет назван по реке Инзер и резко
выделяющимся скалистым вершинам («зубцам»), которые протянулись
на несколько километров.

Хребет растянулся субмеридионально с северо-востока на юго-запад
в междуречье Большого Инзера и Тирляна в Белорецком районе
Республики Башкортостан. Длина хребта — 10 км, ширина
около 3 км, абсолютная высота — 1161 м. Состоит и
трех частей с седловинами.  Они стоят между горами Ямантау и
Иремель и своей зубчатой стеной отгораживают добро от зла. В
северной части хребта расположен цирк (как говорят альпинисты)
или, вернее, замок. Его стенами являются высокие скалы
удивительной красоты. Ворота этого замка – небольшой курум
(каменная осыпь) – всегда открыты в направлении хорошей горы, а в
сторону плохой горы есть только маленькая калитка охраняемая
огромными башнями.

В
Тирляне можно осмотреть достопримечательности — Тирлянское
колесо, выемка в  скале для узкоколейной железной дороги,
подвесной мост, плотина, развалины металлургического завода.
Поселок с более чем 260-летней историей.

Кордон Миселя. Когда то здесь находился большой хутор в 2 десятка
домов. Велись лесозаготовки. На реке перед хутором видны остатки
земляного вала. Здесь стоял мост и, вероятно, плотина, служившая
для сплава леса по реке Миселя.

На протяжении маршрута можно увидеть лес  с лиственницами,
елями, пихтами, соснами, березами, осинами. Ягоды черника,
брусника, костяника, малина. Из зверей: медведи, кабаны, лоси,
рысь, волки, лисы, ежи, зайцы, ядовитые змеи, различные птицы.

Важно знать

Ограничения и особенности

Сезонность маршрута: в апреле и мае попасть на Зубчатки
невозможно — высокая вода в  реках. Середина сентябя —
начало октября — золотая осень, буйство красок.

Ключевые особенности типа и рельефа местности: остроконечные
скалы, останцы и отвесные стены, края скал могут отламываться,
высота, обрывы.

Реку Миселя нужно преодолевать вброд, глубина зависит от сезона,
при дождливой погоде уровень воды поднимается до пояса. Тропа
местами заболочена. Грязь.

Наличие опасных\кусающих насекомых, животных:Клещи,
слепни, мошка, комары, гадюки, медведи, кабаны, волки.

Как добраться

Маршрут проходит в Белорецком районе Республики
Башкортостан. Старт и финиш маршрута расположен в поселке
Тирлянский.

Ближайший город: Белорецк (~ 30 км).

Из Белорецка до Тирляна ходят маршрутки, автобусы. Можно доехать
на личном транспорте или на такси.

Актуальное расписание движения общественного транспорта можно
найти на сайте
Яндекса.

Места для отдыха и ночевок

Обычно люди приезжают на выходные. Оптимально приехать в пятницу
в Тирлян, осмотреть достопримечательности поселка, переночевать и
в субботу утром выйти на маршрут.

В Тирляне есть несколько вариантов для ночлега. Можно
остановиться в гостинице, арендовать комнату или деревенский дом
у местного населения. Можно обратиться в сообщество в соцсети
ВКонтакте. Вам помогут подобрать размещение по вашему
вкусу. Также в сообществе есть интерактивная карта. На карте
указаны достопримечательности, расположение банкомата (Сбербанк),
автосервиса, центрального рынка и много интересных и красивых
мест в окресностях поселка

Обращаем внимание, что в поселке
стабильно работают сотовые операторы Билайн, МТС, Мегафон, YOTA.
TELE2 работает только в роуминге.

На протяжении всего маршрута присутствует большое количество мест
отдыха и ночевок, некоторые из них обозначены соответствующими
знаками. Места оборудованы костровищами, бревнами для сидения,
столиками. На некоторых стоянках присутствуют напиленные дрова.

Вода

На окраине поселка Тирлян есть родник под горой, у берега пруда,
найти его не составит труда, к роднику постоянно ходят люди. По
маршруту в километре от кордона Миселя в сторону Инзерских
зубчаток есть родник, промаркирован. Также на подходе к Зубчаткам
есть родник, стоят указатели. Присутствует большое количество
ручьев, но пить воду из них, без предварительного отстаивания и
кипячения не рекомендуется.

Магазины

Запастись продовольствием можно в центре поселка Тирлян на
базаре. По поселку есть большое количество водоколонок.

Не забыть с собой

  • Запасы еды и питья.
  • Подходящую одежду.
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Аптечку.
  • Резиновые сапоги или сланцы для перехода р.Миселя вброд.

Репелленты от клещей и др. кровососущих насекомых.

История и достопримечательности Тирляна

На месте Тирлянского И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым начиналось строительство железоделательного завода. Разрешение на строительство было выдано 12 декабря 1752 года. Однако река Тирлян оказалась маловодной, и строительство приостановили. А в 1762 году планировавшийся завод перенесли на реку Белую, где возник Белорецк.

Вновь оживленно на реке Тирлян стало в 1801 году, когда заводчица Дарья Пашкова (Мясникова) начала строительство вспомогательного Тирлянского молотового завода. Его пустили в 1804 году. Здесь производили железо из чугуна с Белорецкого завода.

В 1837 году Тирлянский завод стал одной из точек путешествия будущего императора Александра II, которого сопровождал В.А. Жуковский.

В 1870-е годы после покупки заводов торговым домом «Boray и К» проведена реконструкция, что привело к росту производства. Завод начал выпускать кровельное железо.

А в 1878 году на завод привезли шведов. По замыслу заводовладельцев, они должны были привить уральцам европейскую культуру производства. Большинство шведов в дальнейшем уехали обратно, но 5 шведов обзавелись семьями и так и остались в Тирляне. Их потомки живут в поселке и в наши дни. Над воротами одного из домов с тех времен сохранился рисунок шведского льва.

В начале XX века Тирлянский завод был переоборудован и электрофицирован, став, как пишет исследователь Д.В. Гаврилов, одним из самых крупных и наиболее хорошо технически оснащённых листопрокатных предприятий на Урале. Листопрокатные станы приводились в действие электромоторами мощностью в 950 и 500 л.с., которые питались от турбогенератора системы «Дженерал-электрик» мощностью 1700 кВт. В советское время Тирлянский завод продолжал работу.

В начале XX века через Тирлянский прошла узкоколейная железная дорога. Хотя еще в 1810 году здесь была запущена конно-колесная дорога между Белорецким и Тирлянским заводами. Узкоколейка строилась с 1909 и по 1912 год, соединила станцию Запрудовку, что близ Катав-Ивановского завода, и Белорецкий завод. Длина железной дороги составила 145 километров. Она дала выход к Транссибу. Строительство осложнялось сложным, горным рельефом.

В 1967 году из-за нерентабельности закрыли часть БУЖД от Верхнеаршинского до Верхнего Катава. Полностью узкоколейка прекратила свое существование в 2000-х годах.

Кстати, на этой узкоколейке, неподалеку от Тирлянского, снимался эпизод приключенческого фильма «Золотая речка».

Близ плотины на левом берегу пруда сохранилась выемка в скале, пробитая для узкоколейки. Сейчас ее приспособили под дорогу. При посещении Тирляна сюда стоит заглянуть.

Страшная трагедия случилась в Тирлянском 7 августа 1994 года. Из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся настолько, что плотина не выдержала. На завод и жилые дома обрушился вал воды. Наводнение нанесло огромный ущерб, 29 человек лишились жизни. Некоторые гибли целыми семьями.

Один из свидетелей тех событий (Сергей Кни) снял все происходившее на видео. Перед вами ужасные кадры 1994 года…

Снесенный наводнением завод решили не восстанавливать. Руины старинного завода являются главной достопримечательностью Тирляна. Особенно впечатляюще выглядит огромное колесо – привод, вращавший прокатные станы. Его диаметр 12 метров, вес – коло 100 тонн. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо осталось – как памятник заводу.

Поблизости сохранились руины старого кузнечного цеха конца XIX века характерной для того времени архитектуры. Рядом стоит здание заводоуправления. Долгое время оно стояло заброшенным, но во вполне нормальном состоянии. Недавно здание сгорело, потолки обвалились.

Многие годы оставался спущенным и пруд. Его восстановили лишь к 250-летнему юбилею Тирляна, построив новую плотину. Пруд с возвышающимися за ним горами является настоящим украшением поселка.

На плотине стоит памятник жертвам наводнения.

В центре поселка интересно деревянное здание клуба. Строительство здания началось накануне гражданской войны как церковь, а закончили строительство в 1920-е годы уже как клуб. Представляет собой образец деревянного конструктивизма. К сожалению, сейчас здание не действует и постепенно ветшает.

Также в Тирляне сохранились некоторые старинные дома.

В настоящее время население поселка 4,2 тысячи человек (для сравнения в советское время число жителей доходило до 14 тысяч человек). Тирлян превратился в дачный поселок. Также здесь постепенно развивается туризм.

Процесс получения древесного угля

Углежжение, процесс переработки древесины на уголь, заключающийся в неполном сгорании древесного сырья без доступа воздуха при температуре 350-360 °С.

Углежжение широко применялось в металлургическим производстве на Урале в 18 — начало 20 веков., что было обусловлено изобилием лесов и значительной удаленностью металлургических заводов от каменноугольных месторождений. В этот период на древесный уголь пережигалось 3/4 всей заготавливаемой древесины, а профессия углежога была одной из наиболее распространенных на горнозаводском Урале. Так, во 2-й половине 19 — начало 20 веков в Симском горном округе Углежжение занимались жители более десятка поселений: Горелого, Мань-Елги, Мини, Ивановки, Решетовочщ и др.

Рубка дров на уголь начиналась в марте. В отведенных делянках после лесоповала заготовленные деревья распиливались на поленья и складывались для сушки. С началом осени приступали к выжигу угля. Самым простейшим и наиболее распространенным способом Углежжения был кучной. Крупные поленья дров (до 2 м) ставились вертикально по возможности плотно друг к другу; если дрова были однополенными (коротье), то сооружалось 2-3 яруса. С целью уменьшения притока воздуха промежутки между поленьями заполнялись мелкими сучьями или угольным мусором. Сверху куча засыпалась толстым (в 1/4 м) слоем земли, а у основания и на вершине делались отверстия для зажигания дров. Горение продолжалось несколько дней, в течение которых углежоги внимательно следили за ходом процесса, стараясь не допустить открытого возгорания дров. Время от времени кучи поколачивались «чекмарями» (специальными колотушками) с тем, чтобы дрова просаживались на подгоревшие места, заполняя образовавшиеся пустоты.

Вывоз угля на заводы начинался с образованием санного пути. Труд углежогов был очень тяжелым, у них часто возникали глазные и кожные болезни, во время сезона углежоги по несколько месяцев обходились без бани, так как зачастую рубили лес и жгли уголь одни и те же люди.

В экономическим отношении углежоги находились в полной зависимости от заводов. Разновидностью кучного способа Углежжения был кабанный, когда дрова укладывались горизонтально в невысокие продолговатые кучи — «кабаны»» (отсюда углежогов на Урале часто называли кабанщиками). С конца 19 века широкое распространение получает печной способ Углежжения, когда пережог дров на уголь осуществляется в специальных печах. До середины 20 века в Ашинском районе сохранилось более 100 углевыжигательных печей системы Амина (по фамилии шведского инженера Амина) и Грума (по фамилии русского инженера-металлурга, профессора, чл. корр. АН СССР В. Е. Грума-Гржимайло). Самыми крупными из них были центральные (Воронова Запань и Центральная плотина) в Ашинском поселке. От этих печей была проложена узкоколейная железная дорога (см. ул. Узкоколейная), по которой уголь в вагонетках конной тягой поставлялся на Аша-Балашовский завод. В среднем на углевыжигательных печах из 1 кубометра сажени (9,7 м3) дров производилось 2,9 короба (около 800 кг) угля.

Со строительством лесохимического комбината (1933 г., ныне ОАО «Ашинский химический завод») он стал основным поставщиком древесного угля для доменного производства. В 1934 году здесь было выработано 18 672 тон угля, а в 1964 году, после коренной реконструкции, был пущен в эксплуатацию цех вертикальных, непрерывно действующих реторт мощностью 14,4 тыс. тон древесного угля в год с механизированной биржей сырья. С выводом из эксплуатации на Ашинском металлургическом заводе доменного производства Ашинский лесохимический завод резко сократил производство древесного угля, используя его в основном на производстве кремния, химического волокон и др., а в 2003 году производство древесного угля было полностью ликвидировано.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: