Паломничество в тихвинский бузулукский женский монастырь (новый)

Описание тихвинского монастыря в г. бузулук | православные паломничества

Священники монастыря

Первым священником обители (с 1850 по 1854 год) был Александр Муратов, скончавшийся в 1896 году. За ним следовали: священник Александр Бобровский (с 1854 по 1859 год), протоиерей Александр Петрович Островидов (с 1859 по 1892 год) и священник Прокопий Добросердов (с 1872 по 1894 год). Так же служили протоиерей Александр Михайлович Преображенский с 1892 года, священник Миша Малиновский (написавший исторический очерк о монастыре) с 1894 года.

Александр Островидов служивший в монастыре 32 года почти все сделал для декорации храмов обители. На его средства был обустроен придел в честь святителя Митрофана Воронежского в тёплом храме, за собственный счёт он украсил соборный храм настенный живописью и пожертвовал колокол весом в 308 пудов 35 фунтов. Пожертвования он делал потаенно, объявляя, что это дары анонимных дарителей. Только позже была установлена правда. Его дочь Анна была послушницей в монастыре, но скончалась от заболевания еще в юности. Сам Островидов служил до самой погибели 16 июня 1892 года.

ТОП 9 Достопримечательностей Бузулука

Бузулук – город с интересной историей, который находится в Оренбургской области. Город основан в далеком 1736 году, изначально на этом месте была бузулукская крепость, которая в свою очередь была построена на месте развалин древнего башкирского городища.

Своё название Бузулук получил от одноименной реки, на которой находилась крепость. С древнетюркского языка Бузулук переводится как ледовый. Такое название у тюрков характеризовало реки, питающиеся от таяния снегов.

Здание бывшей женской гимназии

Здание бывшей женской гимназии является самым узнаваемым символом Бузулука.

На сувенирных открытках с видами города, очень часто можно встретить именно его изображение. Изящные линии, строгие башенки, роскошные оконные арки – все это сочетает в себе псевдоготический стиль здания. Этот ансамбль был спроектирован архитектором Яном Адамсом в 1901 году. Изначально, здесь находилась женская гимназия, сегодня здесь функционирует педагогическое училище.

Что интересно, это учебное заведение, хотя и предоставляло различные по содержанию знания, давало всегда именно среднее образование.

Адрес: улица М. Горького- 59.

Водонапорная башня

Еще один узнаваемый символ города – водонапорная башня. Вместе со зданием женской гимназии они представляют собой законченный архитектурный ансамбль в псевдоготическом стиле.

Здания так хорошо сочетаются друг с другом, так как их строил один архитектор, Ян Адамс.

Башня великолепно декорирована, что позволяет, насколько это представляется возможным, скрывать ее основной функционал. Проектируя башню, архитектор делал, что называется, ставку на внешний вид.

Для тушения регулярно возникающих пожаров, решено было возвести водонапорную башню, это решение помог воплотить в жизнь купец Ф.Ф. Красиков, профинансировав проект.

Адрес: улица Ленина- 67.

Городской краеведческий музей

Особняк начала 20 в. Сейчас тут находится краеведческий музей. На фасаде здания герб Бузулука.

Вот как выглядел первый герб Бузулука 1782 г.: «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней — серебряный олень в зеленом поле, означающий, что сими зверями страна сия изобильна». На современном гербе города (1998) остался только в зеленом поле стоящий на золотой земле серебряный олень.В музее представлено археологическое и историческое прошлое региона.

В настоящий момент в музее представлены следующие экспозиции: зал Интерьер крестьянской избы, зал Основание крепости, зал Дворянство и купечество, залы Бузулук и уезд 1900-1917, 1917-1920, 1921-1941, зал Великой Отечественной Войны, зал Чехословацкой Армии, зал Природы, зал Космоса, зал Социализма.

В данном музее можно заказать лекцию на любую тему и посетить интересные выставки.

Кроме этого, посетителей музея привлекают: уникальная коллекция картин художника Малявина, коллекция старинных самоваров и сарматских мечей.

Адрес: ул. Ленина,56. Посетителей ждут с 9 до 17 часов в любой день, кроме понедельника.

Источник

Настоятельницы

Первой настоятельницей монастыря была его основоположница, игумения Евгения (Овсянникова Евфимия Герасимовна) (1800—1885). Происходила она из фермерской семьи. По преданию, когда она в двенадцатилетнем возрасте с родственниками посещала Саровский монастырь девченку благословил Серафим, назвав её «Сосуд избранный».

По показаниям современников, игумения Евгения благодаря собственному трудолюбию и благочестию воспользовалась не малым почтением и доверием. Смиренная и кроткая Евгения была достаточно снисходительна к беспомощностям других, сама же была серьезной постницей и подвижницей, имела дар молитвенных слёз. В число сестёр к ней поступали не только лишь крестьянки либо девушки казачьего сословия, предназначить себя служению Богу вожделели и представительницы мещан и купечества, также дворянки. В 1866 году она из-за расстроенного здоровья ушла на покой, полностью отдавшись молитвам и стопроцентно отстранившись от дел обители. Скончалась в возрасте 85 лет 28 марта 1885 года в четверг Пасхи.

Настоятельница Валентина (в миру Варвара Евфимиевна Озерова, урожденная Андреева) происходила из дворян Симбирской губернии, до предназначения на должность настоятельницы была начальницей Самарского епархиального училища. Была построена в сан игуменьи 8 сентября 1889 года епископом Серафимом

Последней игуменьей разрушенного монастыря была Херувима (Волгушева Лена Дмитриевна). Она родилась в 1858 году фермерской семье в селе Лабазы Оренбургской губернии. В 8 лет поступила в монастырскую школу при игуменье Мелитине (собственной родственнице), закончив которую пожелала остаться в обители. Несла повиновение учительницы. 5 ноября 1893 года была пострижена в мантию. 13 октября 1899 года стала исполнять обязанности настоятельницы, 2 ноября была назначена на эту должность на неизменной базе. 6 декабря такого же годы была построена в сан игуменьи. Она управляла монастырём до его закрытия в 1927 году. В 1929 году она была арестована и сослана в ссылку на 3 года. По отбытии наказания она возвратилась в Бузулук. В 1937 году в возрасте 79 лет она была арестована вторично и приговорена к высшей мере наказания. 27 сентября 1937 года она была расстреляна в Зауральной роще Оренбурга.

Здание бывшей женской гимназии

Здание бывшей женской гимназии является самым узнаваемым символом Бузулука.

На сувенирных открытках с видами города, очень часто можно встретить именно его изображение. Изящные линии, строгие башенки, роскошные оконные арки – все это сочетает в себе псевдоготический стиль здания. Этот ансамбль был спроектирован архитектором Яном Адамсом в 1901 году. Изначально, здесь находилась женская гимназия, сегодня здесь функционирует  педагогическое училище.

Что интересно, это учебное заведение, хотя и предоставляло различные по содержанию знания, давало всегда именно среднее образование.

Адрес: улица М. Горького- 59.

Святыни

Чудесное явление иконы на берегах реки Тихвинки датируется 1383 г. Для нее на месте явления был построен деревянный храм Успения Богородицы, в 1515 г. перестроенный в каменный, вокруг которого и вырос Тихвинский монастырь. После революции икона находилась в Краеведческом музее, в 1941 г. была вывезена немцами во Псков и передана Псковской Духовной миссии. Она «отступала» вместе с немцами, затем пребывала в Германии, а в 1950 г. была вывезена в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Ее хранителями были архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс. В 2004 г. икона возвращена в обитель.

Икона Божией Матери «Старорусская»

Советы будущим паломникам

Естественный вопрос, интересующий всех, кто желает посетить Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, ― как доехать? Сделать это несложно. Можно воспользоваться либо электропоездом, отправляющимся с Московского вокзала Санкт-Петербурга, либо междугородним автобусом, уходящим с набережной Обводного канала Северной столицы. Владельцы же личного транспорта могут попасть туда, проехав по Мурманскому шоссе М118 до реки Волхов. Свернув направо, по шоссе А 118 они в скором времени прибудут в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, адрес которого: г. Тихвин, ул. Тихвинская д. 1.

Служение

Самарская губ., г. Бузулук, Бузулукский Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырьДолжность послушница
09.05.1867—1892 гг.
Елена Волгушева поступила в монастырскую школу монастыря 9 мая 1867г.
В монастырских стенах будущая настоятельница выросла, получила образование.
На нее не оказывалось никакого влияния, кроме монашеского и священнического,
она знала всех своих предшественниц, включая настоятельницу обители схиигумению
Евгению (Овсянникову), жившую на покое.
В Бузулукском монастыре проживали несколько насельниц с фамилией Волгушева,
в частности, ее родственница, игумения Мелитина (Волгушева Марина Евграфовна).
Будущая игумения Херувима была отдана в монастырскую школу под очевидным
родственным влиянием игумении Мелитины.
Окончив школу, Елена Волгушева пожелала остаться в монастыре.
Она проявила склонность к преподавательской деятельности и долгое время проходила
послушание в качестве учительницы.
6 марта 1892г. игумения Мелитина (Волгушева) скончаласьСамарская губ. (Оренбургская о.), г. Бузулук, Бузулукский Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь
монахиня
1893—06.12.1899 гг.Самарская губ. (Оренбургская о.), г. Бузулук, Бузулукский Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь
игуменияДолжность настоятельница
06.12.1899—1918 гг.
Матушка Херувима была одной из созидательниц и свидетельницей расцвета монастыряСамарская губ. (Оренбургская о.), г. Бузулук, Бузулукский Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь
игуменияДолжность настоятельница
1918—1927 гг.
В 1919-1922гг. из монастыря были конфискованы ценности, потом изъяты земли и строения.
Храмы монастыря постепенно закрывали. Несмотря на это, в 1926г. в общине
монастыря все еще числилось 64 монахини, 5 рясофорнвых послушниц, 56 послушниц
и 80 временно проживающих насельниц — всего 199 человек.
В 1920-е годы община монастыря являлась опорой православных жителей Бузулука
и его окрестностей, одним из оплотов викарных архиереев и духовенства в борьбе
против обновленчества.
Монахинь и послушниц постепенно выселяли из жилых зданий монастыря, сестры
селились в близлежащих частных домах небольшими группами и ходили на уставные
богослужения в церкви монастыря.
До 1927г. игумения Херувима оставалась в монастырском помещении и управляла
общиной сестер

В Святых пещерах торжественно открыли женский монастырь

22 мая в день перенесения из Мир Ликийских в Бари святых мощей Святителя Николая торжественно открыли женский монастырь в Покровских пещерах (Новосергиевский район). Новая обитель, как и первая, разрушенная в 30-е годы, носит имя Николая Чудотворца.

Сейчас здесь подвизается шесть сестер Черноостровского монастыря из Малоярославца. Их по просьбе митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина (Зарицкого) направили сюда в сентябре для устроения обители.

На празднике собралось 250 гостей: жители соседних сёл (Верхней Платовки и Кулагино), Александровского и Шарлыкского районов, Оренбурга, Саракташа, Бузулука и других мест нашей области. Поскольку нынешние храмы на территории монастыря маленькие, литургия проходила в арке колокольни на входе в монастырь. Там устроили временный алтарь.

Богослужение возглавил митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. Сослужил владыке епископ Сорочинский и Бузулукский Алексий (Антипов). Интересно, что много лет назад именно он совершил первую литургию в восстанавливаемых после разрушения Святых пещерах. Поздравить сестер с открытием прибыли игуменья женского монастыря Свято-Тихвинского Богородицкого монастыря в Бузулуке Пантелеимона и игуменья Успенского монастыря в Оренбурге Флора.

После богослужения митрополит освятил землю под будущий храм новой обители. Предположительно, на этом месте ранее находился Казанский храм. Накануне там установили деревянный крест.

Многие верующие после службы спускались помолиться в Святые пещеры, где для них проводили экскурсии.

— Сердечно поздравляем вас с праздником Святителя Николая Чудотворца

Сердечно благодарим вас за ваше внимание к трудам по возрождению обители, вашу молитву и любовь. Мы знаем, что вы всегда молились Святителю Николаю Чудотворцу, будь то в Угреши, будь то на других местах вашего служения, и вот теперь новая обитель по вашим молитвам и трудам начинает возрождаться как монастырь Святителя Николая.

Весь мир тебя знает, весь мир тебя любит, весь мир призывает на помощь — так сказано о святителе Николае. И сегодня он объединил нас всех. Мы все его почитатели сомолитвенники и соработники, раз мы работает на возрождение его дома, — сказала старшая сестра обители, которую скоро нарекут в игуменьи, монахиня Иоанна (Боярская). — Владыка Алексий, вы провели здесь – в восстанавливаемых пещерах — самое первое богослужение. Воспоминания об этом до сих пор живы. Благодарим вас, что вы нашли возможность посетить праздник.

Владыка Вениамин отметил, что этот день – торжество для всей области.

— Благодарю за приглашение помолиться вместе с вами и вспоминать, как здесь начиналась молитва. Дай Бог молитвами Святителя Николая благодать и благословение будущей обители. Владыка организовал такую службу в праздничный день святого, и это должно стать залогом помощи Божией, — сказал епископ Алексий. Владыка подарил монастырю мощевик и обещал подарить частички мощей.

Напомним, 14 мая Священный Синод постановил открыть в Святых пещерах женский монастырь и назначить игуменией монахиню Иоанну (Боярскую). Скоро должно произойти наречение в игуменьи.

Свято-Тихвинский женский монастырь в селе Курилово Епархиальные монастыри РПЦ

Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х годах Тихвинский храм, расширила хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895 году, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897 году, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками.

Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти преподобного Серафимав 1833 году. В 1835 году храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 годах храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 года на собственные средства монастыря.

Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери. Из всех чтимых образов верующие сберегли только Тихвинскую икону, вернувшуюся в возрожденный монастырь в 1996. Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Особенно много мирян приходили в монастырь на храмовый праздник 25-26 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери, когда многолюдный крестный ход покидал стены обители и обходил село. Наплыв богомольцев наблюдался также 14 сентября и 8 ноября. Число постриженных монахинь никогда не было большим: в 1895 году штат Куриловского монастыря состоял из настоятельницы, одной схимницы и 30 монахинь. Послушниц насчитывалось 133 чел., а перед 1910 году в обители уже подвизались 260 черниц, хотя число монахинь среди них опять-таки не превышало 45 человек. Со временем монастырь сложился в достаточно эффективную хозяйственную структуру: у монахинь по данным конца ХIХ в. имелось 306 дес. земли, большой сад, животноводческая ферма, несколько деревянных домов для причта, мельница, рыбные озера, бараки для сезонных рабочих, много хозяйственных построек с мастерскими, в т. ч. киричными.

В 1918 году у монахинь сразу же было изъято 418 десятин земли и 22 постройки, отданных местному населению. В ведении монастыря оставалось еще 40 зданий. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. Оставшимися 38 постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество.

В 1924 году в Курилово были переведены последние насельницы Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, а в 1926 году последовал полный разгром обители. За годы советской власти были уничтожены оба каменных храма, колокольня, все служебные здания. В монастыре размещался детский дом, совхозное хозяйство.

В 1995 году появились первые насельницы – две монахини и послушница. В 1997 году было уже более 20 инокинь, в том числе две схимницы. Из с. Сабанова была перевезена деревянная церковь, воссозданная вновь и 2 ноября 1997 году, освященная епископом Саранским и Мордовским Варсонофием (ныне – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии) в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Бузулукский бор

Уникальная достопримечательность города – Бузулукский Бор. Он находится примерно в 15 километрах от города, на границе самарской и оренбургской областей.

Бузулукский бор состоит преимущество из сосновых деревьев, но местами встречаются и лиственные, последние обычно произрастают вдоль реки Боровки. Находится бор в степях зауралья, его история начинается еще с последнего ледникового периода.

В настоящее время именно здесь находится старейшая сосна в России, ей насчитывают примерно 350 лет. Что интересно, в этом месте обитают животные и птицы, в настоящее время занесенные в красную книгу: сапсан, дрофа, орлан-белохвост, стрепет, кречетка, выхухоль.

Бузулукский бор сегодня является национальным парком, его территория охраняется. Для туристов интересно будет посетить, находящиеся на этой территории: урочище «крутой берег», урочище «орлиная гряда», сфагновое болото, дендросад.

Водонапорная башня

Еще один узнаваемый символ города – водонапорная башня. Вместе со зданием женской гимназии они представляют собой законченный архитектурный ансамбль в псевдоготическом стиле.

Здания так хорошо сочетаются друг с другом, так как их строил один архитектор, Ян Адамс.

Башня великолепно декорирована, что позволяет, насколько это представляется возможным, скрывать ее основной функционал. Проектируя башню, архитектор делал, что называется, ставку на внешний вид.

Необходимость водонапорной башни для Бузулука начала 20 века трудно оспорить, ведь город в то время, практически полностью, за редким исключением, был застроен деревянными постройками, которые мгновенно возгорались.

Для тушения регулярно возникающих пожаров, решено было возвести водонапорную башню, это решение помог воплотить в жизнь купец Ф.Ф. Красиков, профинансировав проект.

Адрес: улица Ленина- 67.

Духовенство, наставники

В монастыре почитают память священников, служивших в обители до революции:

  • Александра Муратова;
  • Александра Бобровского;
  • Прокопия Добросердова.

На личные средства протоиерея Александра Петровича Островидова, совершавшего богослужения с 1859 по 1892 год, был украшен росписями соборный храм, им же пожертвован колокол весом более 300 пудов.

Настоятельница монастыря, Евфимия Овсянникова получила имя Евгения. На благотворительные пожертвования ей удалось начать строительство келейных корпусов и церквей, что продолжили её последовательницы.

Особо почитается память матушки Херувимы (Елены Дмитриевны Волгушевой), управлявшей монастырем с 1899 года. После закрытия обители в 1929 году она была репрессирована и позже расстреляна.

С 2000 года монастырь возглавила монахиня Феофилакта, прибывшая с 12 сестрами из Выксунского женского монастыря, а с 2006 года и до настоящего времени управляет обителью матушка Пантелеймона.

Расписание богослужений

Богослужения в основном монастырском храме совершаются ежедневно. Расписание составляется в соответствии с церковным календарем.

  • В будние дни первое богослужение начинается в 6:00. Утром читается утреня вседневная, часы, литургия и молебен. По вечерам в 17:00 проводится 9-й час, вечерня, заупокойная лития и молебен.
  • По субботам вечернее богослужение начинается в 16:00.
  • По воскресным дням первое богослужение проводится в 6:30 (часы и литургия), затем в 9:00 читаются часы, литургия и молебен. Вечернее богослужение проводится в 17:00.
  • Исповедь в монастыре совершается каждый день за исключением воскресенья с 9:00 до 11:00, а по четвергам, пятницам и субботам еще и с 17:00 до 20:00.

История Ново-Тихвинского монастыря

  1. Монастырь был основан в конце XVIII века. Свою историю он начал с Успенской церкви, находившейся при кладбище. Тут также была богадельня и небольшая женская община, которая уже в 1809 году переросла в монастырь.
  2. В течение 50 лет монастырь разрастался и стал одним из самых крупных на Урале, привлекая к себе паломников со всей России, которые хотят прикоснуться и помолиться чудотворной Тихвинской иконе Богоматери.
  3. К началу XX века это был процветающий монастырь, в состав которого входило 6 храмов, рабочие мастерские, лечебница, пекарня и другие богоугодные заведения.
  4. Всего здесь проживало около 1000 послушниц, и территория монастыря занимала почти 10% городской территории!
  5. С приходом советской власти монастырь, как и многие другие, был закрыт, его строения частично разрушили, а частично перестроили. В главном монастырском храме сначала расположился оружейный склад, потом – курсы телеграфистов, а в 60-х гг. открылся Краеведческий музей.
  6. И только в 1994 году монастырь официально вернули православной церкви. Главный монастырский храм был полностью восстановлен и освящен только в 2013 году.

Атаманская гора

Так как город расположен в предгорьях Урала, здесь встречается достаточно большое количество возвышенностей. Одни из них, получили широкую известность из-за своей интересной истории.

Атаманские горы находятся в 5 километрах с северной стороны от города, еще во времена существования Бузулукской крепости здесь обитали разбойничьи шайки, которые здесь вырыли множество пещер и туннелей, чтобы скрывать награбленное и прятаться от возмездия.

В начале 19 века бандита покинули это место, сюда пришли отшельники и будущие монахи. Эти люди копали дополнительные пещеры, в качестве келий, в дальнейшем на этих местах был воздвигнут крупнейший Спасо-преображенский мужской монастырь.

Сейчас на месте, где раньше был монастырь, находится храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» или Храм на Пещерах. Сами пещеры сегодня являются крупнейшим центром паломничества оренбургской области.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: