Башкирские музыкальные инструменты: из чего делают курай и как на нем играть

Башкирские музыкальные инструменты: из чего делают курай и как на нем играть

Слайд 22ЗурнаЗурна является одним из традиционных музыкальных инструментов. Данный музыкальный инструмент

известен под следующими названиями: джурна, зурр, сарна, сорна, и сернай.

Музыкальный инструмент состоит из трубы, которая имеет конусообразную форму. На конце трубы, для того, чтобы издавать звук, прикрепляется свисток, называемый «сипси». На верхней части трубы имеется шесть отверстий, в нижней части же имеется одно отверстие. Левой рукой прикрывают отверстия, которые расположены близко ко рту, а правой рукой прикрывают остальные отверстия. Главной особенностью зурны является то, что ее звук слышен из далека. Сам инструмент является одним из редких музыкальных инструментов, распространенных в мире. Звук зурны силен и ярок. Из-за того, что зурна имеет сильный звук, на ней играют в основном на открытом воздухе, во время деревенских празднества, при проводах в армию и прочее. Музыка зурны сопровождается барабанным боем. Размеры инструмента меняются от 60 см до 30 см.

Видео: Как звучит кубыз

Похожие новости.

Молодежный оркестр из Екатеринбурга успешно дебютировал на фестивале «Дни высокой музыки»

Симфонический оркестр, который был создан на базе Уральского музыкального колледжа, выступил на фестивале «Дни высокой музыки». Коллектив был создан всего год назад, а инициатором его создания выступил Дмитрий Коган.

Всего было

Начало реконструкции музыкального музея им. Глинки намечено на 2013 год

Реконструкция одного из главных музеев нашей страны ВМОМК им. М.И. Глинки, который располагается в Москве намечена на 2013 год. Об этом рассказал замминистра Культуры Владимир Фомин на пресс-конференции, посвященной

Пандури — грузинский струнный щипковый музыкальный инструмент

«Пандури» — это грузинский струнный щипковый музыкальный инструмент. Этот кусочек традиций распространен во всех уголках восточной Грузии. Его можно встретить в таких районах и областях страны:

Пшавхевсурети;
Тушети;
Кахети;
Картли.

«Пандури» является основным инструментом для

Саксофон: инструментальная музыка и веселые мелодии

Саксофон, инструментальная музыка-пожалуй неразделимые вещи для современных меломанов.

Возникновение саксофона
Впервые о создании такого инструмента заговорили во Франции, где долгое время многие оркестры состояли только из духовых инструментов известных марок:

Harmonies,
«Musiques militaires», что

Шотландия является одной из самых удивительных стран. Здесь вниманию туристов представлены невероятные равнины и горы, живописные пейзажи, традиции. Весь этот колорит касается и людей, которые здесь живут, а также их

Слайд 14Мандолина и скрипка Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. На них

играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и

даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и  скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с  кураем, кубызом, баяном, ударными.             С 1985 года ведется  реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки).  Удалось восстановить и их  репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау,  Хар-харнау и др.). Намболее удачные варианты инструментов связаны с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова.  

Основная информация

В Башкирии кубыз является таким же ярким символом национальной культуры, как другой традиционный инструмент — курай. На равных бытуют оба вида инструментов, пластинчатый деревянный и металлический дуговой. Деревянный кубыз по традиции изготавливают из дерева (клёна или тополя), в который попала молния. Существенную роль в развитии кубыза сыграл известный мастер-кубызист Р. Загретдинов. Играя на инструменте с детства, он перенял традиционнонный стиль исполнения, однако будучи хорошо знакомым с другими национальными стилями (в частности, якутским), обогащал башкирскую игру новыми приёмами. Такой же свободой отмечено его творчество как изготовителя кубызов: помимо традиционной формы инструмента с маленьким кольцом он изготавливал несколько увеличенных моделей с украшенной рамой, а также известны его экспериментальные модели: кубызы с резонатором (деревянной «грушей») и кубызы с кулисной системой, позволяющей менять тон инструмента во время игры. Р. Загретдинов также активно пропогандировал инструмент как в республике, так и в других регионах. Всё это позволило кубызу избегнуть судьбы варгана в других регионах и сделало его популярным народным инструментом. В наши дни игру на кубызе преподают в музыкальных школах и училищах, проводят регулярные фестивали кубызистов и кураистов.

Этнографические записи кубызистов были сделаны в 80-е гг. XX в. Они отражают состояние инструмента на тот момент: исполнение традиционных мелодий в деревенской среде не только на металлическом, но и на деревянном кубызе, а также эксперименты среди изготовителей (модели кубыза с молоточком, скребущего кубыза и т.д.). Кроме того, в коллекции представлены записи кубыза в составе ансамбля.

Степень изученности

Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова «Башкирский кубыз» (см. ), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносят работы Р. Загретдинова.

Бытование в культуре

В мусульманских культурах варган считается традиционно женским музыкальным инструментом, однако это не совсем так. Играть на нём могут как мужчины, так и женщины, однако ассоциируется он в первую очередь с женщиной — хранительницей семьи. По мнению Р. Рахимова связывает такое отношение к инструменту с тем, что он традиционно использовался юношами и девушками во время игр до заключения брака и в период ухаживания, и если мужчины в последствии вспоминают об этих годах иронически, то женщины хранят инструмент как память о девичестве . Этот статус кубыза как инструмента молодёжи, сопровождающего их в период сватовства, а также используемого в качестве знака ухаживания, отражают и башкирский фольклор.

Стилистика исполнения, названия жанров

В Башкирии на кубызе исполняются танцевальные и песенные мелодии, известные также на других музыкальных инструментах.

Специфические приёмы

Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомства с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться исключительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа.

Сам Р. Загретдинов выделял следующие приёмы игры на кубызе:

  1. Однопальцевая игра — движение указательного пальца «к себе» (основной приём народных кубызистов);
  2. Многопальцевая игра — попеременное движение всех пальцев, кроме большого по принципу «к себе»;
  3. Вибрационная игра — быстрая игра указательным пальцем попеременно «к себе» и «от себя».

Музыкальные примеры

previous
play
next
stop

mute
max volume

 
 

repeat
shuffle

Update Required
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

  1. track3 Галимова. Кюй.
  2. track4 Галимова. Старинный танец
  3. track19 Давлетбаев. 7 девушек
  4. track20 Давлетбаев. Апипа

Топни (спляши), дочка Апипы,

Ты не топнешь, топну я,

То место где ты топнула,

Я найду и тоже топну.

Голосовые техники

Нельзя ограничивать культуру музицирования лишь музыкальными инструментами Башкирии. Ведь этот народ умеет и любит использовать в музыке и возможности человеческого голоса. Во время исполнения традиционных мелодий мастера различных голосовых техник способны настолько мастерски вплетать свой голос в узор мелодии, что отвлеченный слушатель оказывается буквально загипнотизирован, не сразу понимая, что этот инопланетный звук создается человеческим голосом.

Одна из наиболее распространенных в Башкирии техник пения получила название узляу. И несправедливо было бы, говоря о музыкальной культуре этого народа, обойти эту тему стороной. Узляю называется техника сольного горлового пения, как правило исполняемого в диапазоне ниже рабочего. Хотя существуют и разновидности высокого пения в такой технике.

Традиционно именно извлечение горлом необычайно низких глубоких звуков сопровождает национальные мелодии, в частности игру на курае, если говорить о музыкальной культуре Башкирии. Мастерство горлового пения с древних времен передавалось в коренном народе из поколения в поколение. У каждого мастера были свои секреты сродни магическим обрядам. Вообще, в такой технике звукоизвлечения есть немало магического. Неслучайно пение узляю неизменно сопровождало магические ритуалы шаманов.

Слайд 7Вряд ли можно назвать более популярный и более любимый башкирским

народом инструмент, чем курай, который, не имеет себе аналогов по

своеобразию и тембру звучания! Это чисто национальное изобретение, насчитывающее десятки столетий и являющееся целым пластом жизни, от которого невозможно отделить культуру народа!Основная и традиционная особенность игры на курае, это умение играть грудным голосом. Легкий свист «прощается» только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь.

Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аиткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

Популярность курая в Башкортостане так велика, что на нем играет и «стар», и «млад». На заключительном концерте съезда кураистов самому молодому исполнителю было 6 лет, самому старшему 83 года.

Ежегодно проводится Республиканский конкурс кураистов.

Популярность курая

Слайд 20 Гармонь и баян Первые упоминания о гармони относятся к концу XIX векаНаигрыши, исполняемые на гармонях, своеобразны. Мелодии,

исполняются в неторопливом темпе, часто в движении шагом и пением

характерных такмаков-частушек.Хорошие гармонисты, как мужчины, так и женщины, пользуются в республике большим уважением и находятся в центре праздничных событий.Баян – самая совершенная гармоника. По сравнению с другими регионами России освоение баяна в Башкортостане началось со значительным опозданием. Кроме традиционного исполнительства на баяне в Республике ведется академическое обучение от музыкальной школы до академии искусств. В Уфе сложилась школа башкирских баянистов, известная во всем мире своими лауреатами Международных конкурсов и фестивалей.

Слайд 15Домбра — думбыра, кыл — кубыз, ятаган Кыл-кубыз (kыл kумыз) —

струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный, дека из кожи, длинна около

600 мм. Имеет 2-3-жильные струны, смычок из конского волоса на древке. В древности кыл-кубыз применяли баксы (шаманы) для изгнания духов при лечении больных, исполняя ритуальные песни харнау (hарнау). В 1994 открылся класс кыл-кубыза в Уфимском училище искусств (УУИ). Ятаган (ятаган) — струнный щипковый инструмент. Корпус деревянный, продолговатый, в виде ящика длиной около 1000 мм. На верхней деке натянуты семь жильных (медных) струн, под которыми имеются подвижные подставки, при помощи которых изменяется высота звука.Несколько слов о названии инструмента “Домбра-думбыра”. Есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “…Тан — сердце, бура — терзать”. Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.
Думбыра — достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент… На думбыре играют в популярных ансамблях «Караван-сарай», «Дервиш». Ее применяют в государственном академическом ансамбле народного танца им. Ф. Гаскарова и в государственом оркестре башкирских народных
инструментов.

Техника игры

Металлический кубыз располагается в левой руке, зажимается губами, плотно прижав к стиснутым зубам. Правой рукой музыкант воздействует на язычок, что образует вибрации, которые переходят в звук. Варианты возбудителя звука при игре:

  • один указательный палец;
  • указательный и средний пальцы;
  • три пальца;
  • четыре пальца;
  • трель указательным пальцем;
  • кисть руки;
  • большой палец;
  • язык.

На деревянной модели звук извлекается воздействием на нить, которая прикреплена к язычку.

Игре на кубызе может обучиться каждый желающий. Для этого необходимо немного времени и музыкальный инструмент.

Фольклорные мотивы

Фольклорные материалы говорят о бытовании варгана в качестве инструмента ухаживаний и игр молодёжи.

Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо.

Сын одного зажиточного человека был женат на очень красивой девушке. Летом они отправились на сенокос, находившийся в лощине под горой, покрытой густым кустарником. Когда другие спустились к речке на обед, невестка Яухар от них отстала. Это заметил один из деве-рей и начал за ней следить. Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте. А она-то сама наигрывает, сама приплясывает под свой наигрыш.

Невестка каждый день оставалась одна, играла и приплясывала, а деверь любовался ею, спрятавшись в кустарнике.

Спустя некоторое время парень рассказал людям об удивительных повадках их невестки.

Думбыра

Подобные инструменты широко распространены среди народов, имеющих тюркские корни: у казахов, узбеков, киргизов и, конечно, у башкир. Больше всего думбыра напоминает казахскую домбру, но в отличие от упомянутой, имеет меньшее количество струн – всего три, а также обладает укороченным грифом.

Думбыра сыграла свою важную историческую роль в судьбе многих поколений башкир, поэтому может по праву считаться музыкальным инструментом башкирского народа. Дело в том, что более всего, так уж повелось, этот инструмент был в чести у бродячих сказителей, так называемых сэсэнов. Они выступали на базарах, ходили по дворам и, наигрывая на трех струнах думбыры, рассказывали притчи, пели песни.

Как это часто бывает, такие сказители были народным голосом и высказывали те мысли и идеи, которые волновали в тот момент массы населения. Так, в XVIII веке они подверглись жестоким гонениям со стороны императорской власти за пропаганду идей освобождения и независимости башкирского народа. Вместе с сэсэнами ушла в историю и национальная думбыра. Сейчас этот инструмент сложно найти в обиходе. В начале XX века ей на смену пришла мандолина серийного производства.

Отрадно, что благодаря изысканиям и стараниям музыкантов и мастеров старшего поколения думбыра сегодня переживает второе рождение. Опираясь на письменные источники древних мастеров, эти энтузиасты воссоздают прежний облик национального инструмента и продолжают его популяризировать.

Археология/история

Из фольклорных и этнографических источников известно, что в древности у башкир имелись простейшие деревянные и костяные кубызы, которые сохранились до наших дней и на них играют до сих пор. Наряду с ними, с осовением башкирами металла, в быту появились более прочные и звучные медные и железные кубызы. Один из ранних металлических кубызов найден на территории Башкирии археологом профессором Н.А. Мажитовым при раскопаках Идельбаевского кургана в Салаватском районе, который относится к VIII-IX векам н.э. <…> По конструкции он представляет собой тонкую металлическую пластинку с вырезанным внутри язычком. Его устройство напоминает конструкцию старинных деревянных кубызов.

Слайд 23Дунгур, думбурзяк, награ — ударные инструменты Согласно многовековой традиции башкиры в

качестве ударных использовали бытовые предметы: подносы, ведра, щипцы и др.

для аккомпанемента к пению и танцам.Дунгур (донгор) — ударный инструмент типа бубна. Деревянный круглый обруч диаметром 300-400 мм, высотой около 1000 мм, с обеих (с одной) сторон обтянут кожаной мембраной. По кругу корпуса установлены двойные серебряые монеты. При игре ударяют пальцами и ладонью. Думбурзяк (дэмбэрзэк) — ударный инструмент типа большого барабана. Цилиндрическая деревянная бочка диаметром около 400 мм, высотой около 700 мм. Снизу натянута мембрана, к середине которой прикреплен пучок конских волос. При натягивании и отпускании волоса издаются низкие, глухие звуки. Есть единичные случаи использования ударных инструментов, заимствованный у славянских народов, как например, «Думбурзяк» ( инструмент, похожий на украинский «Бугай» — бочку с конским хвостом)

Строение Кубыза:

1. Кольцо корпуса 2. Корпус 3. Внешние щечки корпуса 4. Внутренние щечки корпуса 5. Язычек 6. Колено язычка 7. Кончик язычка 8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов — <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Курай.

Кура́й (башк.ҡурай) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты). Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника.Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой.Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Возникновение башкирских народных музыкальных инструментов

Курай

Курай относится к одному из традиционных духовых инструментом этого народа.

Курай относится к одному из видов флейты. Игра на нем происходит на открытом воздухе, разрешающем звуки разноситься далеко вокруг. Как и остальные музыкальные башкирские инструменты, курай имеет свою историю названия, которое появилось благодаря зонтичному растению, именуемому курай, дягиль и дудник.

Долгое время этот народный элемент был самым главным гостей на каждом празднике. Сегодня курай считается сольным инструментом, который имеет великолепное звучание. Инструмент наделен пятью отверстиями, 4 из которых украшают переднюю часть, а 1 находится на тыльной стороне.

Кубыз

Самым древним музыкальным инструментом, и довольно распространенным в наши дни, считается кубыз. Он обладает многими названиями и весьма разнообразным внешним видом. Однако единое, что ему присуще, так это особый способ звукоизвлечения.

Благодаря своему уникальному предназначению, в частности, сольному музицированию, кубызом сегодня пользуются известные мастера и исполнители Башкирии.

В прошлом кубызы создавались на основе таких натуральных материалов, как гусиное перо, гусиная косточка и даже верблюжье копыто.

За счет таких качеств он являлся инструментом, на котором играли башкирские женщины. Дело в том, они не наделялись правом громко петь и говорить, а кубыз предоставлял возможность самовыражаться в музыке. Кроме того, такой музыкальный инструмент располагал довольно компактными размерами, разрешающими хорошо решать вопрос относительно его хранения.

История инструмента

Появление кубыза относятся к 3 тысячелетию до нашей эры на территории Южной Азии. Позже, через Азию и Европу он проник в Африку, страны Нового Света.

Согласно преданиям, прообразом кубыза был лук. Оружие, установленное на землю одним краем, а другим упёртое в зубы превращалось в подобие музыкального инструмента. Для игры нужно было палочкой или пальцем ударять по тетиве.

Предок кубыза – пластинчатый варган. Первые образцы его были изготовлены из:

  • кости у народностей ханты, манси;
  • бамбука у китайцев;
  • дерева у казахов, туркменов, башкиров.

Появление кузниц спровоцировало процесс изготовления инструмента из металла.

В башкирском фольклоре сохранилось описание парня, который изобрёл кумыз: «Бикбай во многом был талантлив. Однажды он из клёна смастерил кубыз и стал играть на нём плясовые мелодии».

С древних времён игра на кубызе использовалась для проведения обрядов шаманизма, за что инструмент попал под запрет с приходом сталинизма.

В средние века в Европе на нём играли парни, чтобы привлечь понравившихся девушек.

Инструмент был популярен на Руси. Играли на нём женщины.

О происхождении и видах курая

О происхождении курая говорят многие популярные башкирские былины. Самая популярная притча рассказывает о том, как главного героя, гуляющего по долине реки, привлекли красивые мелодичные звуки. Когда молодой человек начал искать источник мелодии, выяснилось, что это стебли растения, поющего на ветру. Затем он отрезал этот стебель и сделал из него первый курай.

Классификация музыкальных инструментов башкир насчитывает около десятка видов. Самый распространенный классический курай имеет 5 отверстий: 4 основных и 1 отверстие для большого пальца на задней стороне инструмента. Во время освоения инструмента учителя музыки часто используют метод последовательного вырезания отверстий. Сначала ученик осваивает простейшие техники воспроизведения звука. Затем вырезаются первое и третье отверстия. По мере роста навыка к ним добавляются второй и четвертый. Ну а пятый сзади оставлен на «десерт».

Курай часто классифицируют в зависимости от материала, из которого сделан инструмент. Отсюда и медный курай, напоминающий дудку, как латунную флейту, с семью отверстиями. Есть также серебряный курай, частично или полностью сделанный из серебра. Он популярен как дорогой сувенир и часто украшается замысловатым орнаментом. Агач-курай изготавливают из древесины клена, лещины или калины.

История этого инструмента и его повсеместное распространение подтверждается тем фактом, что, например, соломенный курай существует уже более ста лет. Его делают просто из стеблей злаков. Длина такого башкирского музыкального инструмента не могла быть стандартной. Был выбран более длинный шток — в среднем 160-180 мм и просверлено несколько отверстий для люфта. Для простых мелодий после окончания рабочего дня этого было достаточно.

Или другой вид подобного инструмента, который сложно назвать музыкальным в абсолютном смысле: сор-курай. Точно так же он был сделан из подходящего стебля любой степной травы. Он в основном использовался для охоты или походов для подачи сигналов.

Следует отметить, что классический курай имеет длину от 600 до 800 мм. Подобная длина имеет и другой вид курая — казанский, с той лишь разницей, что он изготовлен из металлических труб. Но ногайцы немного короче, до 700 мм, и у них всего две люфты. Это средство считается женственным.

Слайд 10В Башкортостане наиболее распространен самозвучащий инструмента «Агас-кубыз» – деревянный кубыз (башк. агас –

дерево) и «Тимер-кубыз» – железный кубыз (башк. тимер – железо).На Тимер-кубызе в

Республике играют повсеместно. И хотя считается, что это детский и женский инструмент, лучше всего на нем играют мужчины. Металлический кубыз представляет собой дужку с язычком посередине. При игре инструмент зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, приводя его в состояние вибрации. Агас-кубыз долгое время считался исчезнувшим инструментом. Но в 1985 году удалось найти исполнительницу на агас-кубызе в Мечетлинском районе Республики.

Конструкция и изготовление

Распространённые варианты инструмента: деревянный и металлический.

  1. Деревянный – агас-кумыз набирает популярность после многих лет молчания. Для его изготовления использовалась деревянная пластина, длинной 17 см и шириной – 1-2 см. Дерево для заготовки мастер высушивал около года. Главные условия – ветер и тень.

Кубыз вырезали обыкновенным ножом. Далее – пропитка гусиным жиром или вымачивание в топлёном коровьем молоке.

По центру пластины вырезался язычок. На его основание привязывалась грубая нить.

  1. Металлический – тимер-кумыз изготавливается проще, чем деревянный, поэтому получил большее распространение. Для основы использовался металлический стержень длинной до 15см и диаметром – 0,6 см. Далее придавалась форма: дугообразная, в виде трапеции или прямоугольника, где надфилем выбирался паз, в который устанавливался и закреплялся язычок из упругой стали.

1 – металлический кубыз;2 – деревянный кубыз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: