Музей-усадьба С.Т. Аксакова
Муниципальноебюджетное учреждение культуры «Музей-заповедник писателя С. Т. Аксакова» Бугурусланского района Оренбургской области
Дата создания музея: 1 октября 1998 года (В 1960-е годы музей С.Т Аксакова открыт в школе с. Аксакова. С конца 80-х гг. ХХ в. музей становится филиалом областного краеведческого музея. С переводом музея в восстановленный барский дом в 1998 г. музей С.Т. Аксакова стал самостоятельным учреждением культуры.)
Общая площадь охранной зоны – 530,4 га:
- территория памятников – 3,4 га
- охранные зоны памятников – 60 га
- зоны регулирования застройки – 56 га
- природный ландшафт – 310 га
Площади музея – 380 м2, экспозиционная площадь – 304 м2, фондохранилище – 64 м2
Фонд музея – 2 674 единиц
Основные направления деятельности музея: сохранение и изучение литературного и историко-культурного наследия С.Т. Аксакова, патриотическое воспитание детей и молодежи.
Село Аксаково в Бугурусланском уезде Уфимского наместничества было основано в 60-е годыXVIIIв. дедом писателя Степаном Михайловичем Аксаковым. Одновременно с закладкой села происходит его обустройство: уже в 60-е годы XVIIIв. приступают к строительству плотины на реке Бугуруслан, возведению мельницы, кузницы, амбаров, барских погребов и других усадебных построек. Тогда же разбивается парк на живописном берегу Бугуруслана, высаживаются липовые, акациевые, черемуховые аллеи, появляется сосновая роща, а в центре села создается липовая аллея. Справа от сельской площади был построен усадебный дом, перед которым находился господский двор с полукруглым партером из акаций. В 90-е годы XVIIIв. закладывается каменная церковь Знамения Божией Матери, фамильный склеп Аксаковых. В 1822 г. церковь была освящена, и село получило название Знаменское. В 1917 г. барский дом был передан в крестьянскую казну. В годы Гражданской войны библиотека писателя была полностью утрачена. До 1960 г. в доме располагались различные организации.
С.Т. Аксаков не только проводил в усадьбе детские и юношеские годы, но и ежегодно выезжал в с. Знаменское (Аксаково) с семьей.
Постановлением Совета Министров РСФСР (№ 24 от 30 августа 1974 г.) усадьба была поставлена на государственный учет и охрану как памятник истории республиканского значения.
В 60-е годы ХХ в. дом Аксаковых был разрушен, а в 1976 г. в сохранившихся хозяйственных постройках открылся музей писателя – филиал областного краеведческого музея. В 1989 г. исполкомом Оренбургского областного совета народных депутатов был принято решение (14.06.1989 г.) о сохранении и благоустройстве усадьбы С.Т. Аксакова. В работе по восстановлению дома Аксаковых, усадьбы и созданию нового музея приняли участие архитектуры, специалисты областного управления культуры, деятели литературы и искусства, сотрудники музеев области. Научно-художественный проект музея был разработан творческой группой сотрудников областного краеведческого музея под руководством директора музея Н.А. Ерёминой
Воссоздание дома Аксаковых осуществлялось на месте сохранившегося фундамента, на основе старинных фотографий, документов, книг С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова — внука», «Семейная хроника».
Музей С.Т. Аксакова был открыт в 1998 г. на основе усадебного ансамбля, включающего сохранившиеся постройки, парк, пруд, жилье. В экспозиции отражены страницы жизни писателя, связанные с оренбургским краем: его детство и отрочество, первые годы семейной жизни, посещение имения в зрелые годы. В 2012 г., к 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова, проведено восстановление усадьбы и капитальный ремонт музея.
Музей поддерживает связь с потомками рода Аксаковых, учеными Ульяновского государственного университета, музеями Л.Н. Толстого (Ясная поляна), С.Т. Аксакова (Башкирия, Московская область), М.А. Шолохова, Государственным музеем А.С. Пушкина и т.д.
Ежегодно в музее проводятся дни открытых дверей, День защиты детей, праздник славянской письменности, русские обрядовые праздники, Аксаковские чтения, встречи в «Аксаковской гостиной», конкурсы на лучший детский рисунок по произведениям С.Т. Аксакова, аксаковские праздники и другие мероприятия.
Безграничная любовь к писателю
В музее все одушевлено, конкретно по своему отношению к Аксакову и его времени. Открытие музея в 1996 году вызвало большой общественный резонанс. Интерес к музею поддерживается различными формами работы, которые проводятся совместно с областным краеведческим музеем. Активнее стало использоваться в работе музея и творчество С.Т.Аксакова. Сегодня Аксаковский музей-заповедник открыт для сотрудничества с другими музеями. И хотя это небольшой музей, но это наша милая родина, это наша культура, наша история. И как прежде плывут белые облака над зеленой долиной. Ржаное поле вдали за Бугурусланкой нескончаемо катится к Кудринской горе. Темно-зеленые купы Аксаковского парка с выступающими вершинами сосен вырисовываются на горизонте, Челяевская гора и сверкающее зеркало пруда за серебристыми ветлами Грачевой рощи — все видится теперь сразу и поражает глаз. «Это был — да и теперь есть — уголок обетованный…» Как верно сказано больше века назад! Пройдет год, и сто лет пройдет, и все также в темнеющий лес, за Кудринской горой, в лесную полосу на ржаном поле, будет бить из тучи солнце.
Не умирает природа, не умирают достойные её художники. Творчество Аксакова возвышает, делает сильнее и чище, как сейчас возвышают человека эти величественные картины аксаковских мест. Так будем же благодарны и расплатимся за любовь любовью. Подтверждая эти высокие слова делом, мы должны продолжить воссоздание и реставрацию усадьбы Аксаковых. В первую очередь, необходимо построить часовню на месте захоронения родителей писателя, ибо посещение усадьбы должно начинаться с поклонения их могилам. А в перспективе: построение церкви Знамения Божьей Матери, мельницы на берегу пруда, летней кухни за речкой, реставрация людских и всего парка. Летом 2004 года прошли раскопки захоронений Аксаковых, найдены новые могилы. Дел хватит и нашему и будущему поколению. Но я уверен — мы на правильном пути. Возрождение истории — это возрождение духовности нашего народа.
Грустная история дома
Барский дом Аксаковых постоянно перестраивался и увеличивался. Изначально в нём были комнаты деда и бабушки, через широкий коридор – большая светлая зала, девичья и буфет. В парадной гостиной установили две печи. Потом пристроили комнату для мамы Серёжи и детскую для него самого. Позже появилась комната для тётушки, и «угольная».
Это было настоящее родовое гнездо со своими традициями и историей. Здесь варили яблочное варенье из прозрачных ранеток, по-особому солили грибы. По вечерам няня Пелагея рассказывала Серёже сказки и напевала колыбельные. Долгие прогулки по лесу, рыбалка, охота, маменькино воспитание – Марии Николаевны – очень образованной для своего времени и круга женщины, – всё это вместе спустя десятилетия стали источником художественного творчества. А сказку «Аленький цветочек» из поколения в поколение родители читают своим детям.
К сожалению, после революции 1917 года барский дом был национализирован. Его передавали то на баланс машинно-тракторной станции, то размещали в нём общежитие, а в подсобных помещениях – школу-интернат. В 1962 году дом и вовсе был разрушен, хотя сделать это было непросто.
Брёвнами разрушенного дома огородили загон для коров, из выломанного паркета кто-то построил себе гараж, разобрали по домам ещё сохранившуюся мебель и кое-что из посуды.
К 180-летию писателя кто-то в Москве вспомнил, что Бугурусланском районе пропадает его имение. Были изданы указы о присвоении ему статуса музея, отдавались распоряжения – восстановить, сохранить, гордиться! Но почти ничего не менялось. И только к 1998 году дом был восстановлен во многом благодаря тому, как Аксаков описывал его в своих произведениях. Внуки тех, кто забирал из имения вещи, кое-что вернули в музей. Здесь есть настоящие письменные принадлежности, которыми пользовался писатель, невероятно красивый восьмигранный стол из гостиной с мозаикой на поверхности, чугунная решётка от камина, несколько предметов фарфорового сервиза. Всё это время литературная общественность, краеведы и энтузиасты родного края по крохам собирали и хранили всё, что вернуло бы Аксаковскую усадьбу к жизни. И многое у них получилось.
* В. Савельзон, Моя прекрасная Родина. Аксаков Сергей Тимофеевич // Фрагменты статьи
«С Оренбуржьем связано немало известных имен. Но все же именно Сергея Тимофеевича Аксакова мы можем назвать «самым оренбургским» писателем. И хоть родился он в Уфе и многие годы провел в столицах, в своем родовом поместье Аксаково он прожил детские и отроческие годы, жил тут первые пять лет после женитьбы, здесь похоронены его родители и появился на свет его сын Константин.
Мы, оренбуржцы, законно гордимся, что основные его книги — из оренбургского «теста». И «Семейная хроника», и «Детские годы Багрова-внука», и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», и «Записки об уженье рыбы»…
Есть поразительное место в самом начале автобиографического произведения «Детские годы Багрова-внука». Маленький Сережа умирает. Уже прикладывают зеркальце к его губам, чтобы узнать, не отошел ли он. И дальше прекрасный кусок прозы, который грех пересказывать неумелыми словами и лучше процитировать:
«Дорогой, довольно рано поутру, почувствовал я себя так дурно, так я ослабел, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я все видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу. Я все слышал и видел явственно, и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться — и вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места…
Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость и какое-то внутреннее удовольствие и спокойствие, или, вернее сказать, я не понимал, что чувствовал, но мне было хорошо».
Мать приписала необыкновенное исцеление сына милосердию божию и лечебнику известного тогда доктора, по чьим советам Сережу начали лечить.
Но главной причины она не поняла: ее мальчик стал настолько неотъемлемой частицей природы, что она, эта великая природа, даровала ему жизнь второй раз. Это и страничка из истории семьи Багровых — Аксаковых, и — шире — почти притча.
Если мы сказали, что С.Т. Аксаков — «самый оренбургский писатель», то можно добавить: и «самый природный»…
Сергей Тимофеевич — уникум и в том смысле, что писать начал практически накануне своей смерти. Точнее, и это не столь широко известно, он ведь не писал, так как был болен и почти ослеп, а диктовал свои главные книги.
И снова вспоминается «Аленький цветочек». Как символ добра и таланта он — в душе каждого человека. Но не всегда ему суждено расцвести быстро или расцвести вообще. Вот так и с Аксаковым. Несколько десятилетий он писал не очень удачные стихи, театральные рецензии. И не знал, что он — писатель. Наблюдательность, талант рассказчика — устного — жили в нем с детства. Сережа Багров чувствовал умение и желание «передавать другим свои впечатления с точностью и ясностью очевидности, так, чтобы слушатели получили такое же понятие об описываемых предметах, какое я сам имел о них».
В этом старике с крупными чертами лица, с холеной седой бородой, каким мы представляем себе Аксакова по портретам, до последнего часа жила душа мальчика Сережи…
А теперь вспомним: «Записки об уженье рыбы» написаны — продиктованы Сергеем Тимофеевичем в 57 лет, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» — в 61 год, «Семейная хроника» и «Воспоминания» в 65 лет, а «Детские годы Багрова-внука» в 67 лет, за год до смерти (а умер он в 1859 году).
Аксаково вполне можно назвать его Ясной Поляной. Он страстно любил оренбургские места, особенно прекрасно знакомую ему северо- западную часть области, нынешние Бугурусланский, Абдулинский, Асекеевский, Северный районы.
Хорошо побывать в селе Аксаково, захватив с собой томик писателя. Вы будете листать страницы — и все узнавать. Вот она, Челяевская гора за селом, вот роща, место пруда, речка Бугурусланка, которая текла прямо под окнами усадьбы. Дух Аксакова растворен здесь…»
*Театральные постановки
СпектакльМосковского драматического театра имени А. С. Пушкина по одноимённой сказке С. Т. Аксакова (премьера в 1949 году)
Купцов, В. Аленький цветочек: балет в двух действиях / Либретто В. Купцова, А. Петрова. — по мотивам сказки Сергея Аксакова. — Дата премьеры: 30.09.2017. — Место постановки: Башкирский Государственный театр оперы и балета
Аленький цветочек: балет в пяти актах и восьми картинах / Музыка Ф. Гартмана. — Дата премьеры: 16.12.1907. — Место постановки: Мариинский театр
Новикова, А. Аленький цветочек: опера-мюзикл в двух действиях. — Дата премьеры: осень 2014. — Место постановки: Санкт-Петербургская Филармония для детей и юношества. С 2020 года опера доступна на Ютуб-канале филармонии.
Впечатления
Музейщиками разработаны экскурсионные, образовательные и интерактивные программы для детей:
Январь: «Сказки при свечах в барском доме»-путешествие по страницам книг;
Март-апрель: «Ах, вот ты какой, цветочек аленький!»-выставка комнатных растений;
Май-июнь: «На поиски аленького цветочка» — игра-квест в парке;
Август: «Мисс- аленький цветочек»- детский конкурс;
Сентябрь-октябрь: «В гости к Аксакову» — праздник к Дню рождения писателя.
Проводятся мастер-классы по изготовлению аленького цветочка, на «Сказочной поляне» проходят театрализованные постановки, викторины, фотосессии. В музее посетителям предложат тематические сувениры с видами аленького цветочка: магниты, тарелки, бокалы, сувенирный камень.
В будущем планируется создание музея «Аленького цветочка» в сохранившемся старинном здании второй половины 19в. Следующейзадачей музея-заповедника является создание детского парка развлечений «Аленький цветочек»
Музей и представление
Сюда приезжают гости со всей страны и даже из ближнего и дальнего зарубежья. Здесь организовывали экскурсии для туристов из Франции, Китая, ЮАР, Румынии и Греции.
Во время традиционной Ночи в музее местные жители устраивают в доме-музее представление. Трактористы, учителя, доярки и ученики, пенсионеры переодеваются в костюмы XVIII–XIX веков, зажигают свечи, прядут и поют песни на радость посетителям, которые специально приезжают в мае на такое мероприятие.
Музей – заповедник Сергея Тимофеевича Аксакова – это не просто дом, сад или пруд. Это атмосфера, история, возможность гордиться своей культурой. Это общение единомышленников и энтузиастов, это открытия, который каждый непременно сделает, приехав сюда, в село Аксаково.
Привидения и писатели
Однажды в музее произошёл случай, о котором несколько лет назад рассказала его директор Тамара Хиль.
Музейные сотрудники в описании тотчас узнали образ Марии Николаевны, мамы писателя. И вспомнили о том, что ещё недавно надгробные камни с их могил лежали, где попало. Их перетаскивали с места на место по всему селу, пока, наконец, не вернули на то место, где был семейный склеп Аксаковых. С тех пор привидений в усадьбе не видели. Только слышат иногда, как скрипят половицы, да вдруг, ни с того, ни с сего заколышется пламя свечи, будто кто-то мимо прошёл.
А вот гостей в музее-заповеднике прибавляется: девятый год в сентябре проводятся Аксаковские дни. В огромном парке коллективы домов культуры представляют своё творчество, хранители народных ремёсел – свои изделия, среди которых есть настоящие, сплетённые по всем правилам лапти, ремешки и деревянная посуда. Художники выставляют свои картины, поэты читают свои произведения. Хозяйки предлагают соленья по особому рецепту, угощают ароматным чаем из трав, которые растут только здесь и мёдом, который впитал сладкий запах местных цветов.
В 2011 году учреждена областная литературная премия имени С.Т. Аксакова, в которой есть три номинации, а победители получают диплом и денежную премию.