Мавзолей хусейн бека

Топ-10 мусульманских святынь в россии

Слайд 1Мавзолей Хусейн-Бека Почитаемая мусульманами святыня была возведена в первой половине

14-го века, а в 18-19 веках была превращена временем в

руины. В 1911 году было принято решение о восстановлении.
А вот история создания памятника: «К 1393-1394 гг. среднеазиатский завоеватель Тамерлан, продвигавшийся со своей ордой на Москву, остановился у Акзирата. Башкирский хан, чтобы не вступить в конфликт с грозным завоевателем, оказал «железному хромцу» щедрое гостеприимство. Тамерлан, учитывая, что Хусейн-Бек, также как он, выходец из Туркестана, а его святость была известна в арабском мире, желая возвеличить своего земляка, решил воздвигнуть над его могилой мавзолей.»

Слайд 2Мегалитический комплекс в селе Ахуново Мегалитический комплекс в селе Ахуново

Комплекс был обнаружен в 1996 году этнографической группой Челябинского государственного

университета. Памятник включает в себя 13 менгиров высотой от 70 до 200 сантиметров. Скорее всего, наши предки использовали менгиры для ведения календаря. Также они могли применяться как олнечные часы.
Единственным аналогом по структуре, материалу и количеству наблюдаемых объектов мегалитического комплекса является только знаменитый английский Стоунхендж.
В ходе раскопок в районе менгиров были обнаружены многочисленные фрагменты керамики, в том числе
развалы верхних и нижних частей сосудов. Кроме того, обнаружены кости лошади, крупного и мелкого рогатого скота. Некоторые из них обожжены. Таким образом, полученные данные позволяют рассматривать мегалитический памятник Ахуново не только как древний культовый комплекс, но и как одну из наиболее крупных по количеству наблюдаемых астрономических событий древнюю обсерваторию Евразии.

Ближайшие интересные места

Поселок Чишмы был заложен в конце XIX века как железнодорожная станция в связи со строительством Самаро-Златоустовской ж.д. В 1914 году здесь соединили Волго-Бугульминскую ж.д. и Чишмы стал крупным ж.д. узлом. Сейчас он таковым и остается.

В поселок приезжают, чтобы посетить и другой мавзолей, построенный для Тура-хана. Он расположился в 12 км от поселка. Направление легко найти по указателю.

В окрестностях сохранилась Церковь Рождества Христова, построенная в 1780 году. Средства на ее возведение выделил помещик Ф.Третьяков. Она читается одной из самых старых, сохранившихся в Башкирии.

В самом поселке есть краеведческий музей, экспозиции которого знакомят с историей края. В городе установлен памятник красному командиру В.Чапаеву.

Реферат Чишмы

Реферат на тему:

План:

  • Введение
  • 1 История
  • 2 Население
  • 3 Достопримечательности
  • 4 Экономика
  • 5 Средства массовой информации Источники
  • 7 Географическое положение Примечания

Введение

Это статья о районном центре Чишминского района.

Чишмы́ (башк. Шишмә) — посёлок городского типа, центр Чишминского района Башкортостана.

Крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги (линии на Уфу, Самару и Ульяновск) в 37 км к юго-западу от Уфы.

1. История

Населённый пункт основан в 1650 году. Статус посёлка городского типа — с 1946 года. Территория Чишминского района имеет богатое историческое прошлое. Оно корнями уходит в средневековье, когда в 13-15 веках самое сильное и сплоченное племя башкир «Мин» разместилось в этих краях вдоль Демы. Позднее на эти земли пришли татары-мишары, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва — с Пензинской губернии, русские, украинцы – после присоединения башкирских земель к Руси. Сегодня в нашем районе проживают башкиры, татары, русские, мордва, украинцы, чуваши и представители многих других национальностей.

3. Достопримечательности

В посёлке Чишмы много достопримечательностей. Самые знаменитые из них — мавзолей Хусейн-бека и дворец Тура-хана, монумент памяти ВОВ, статуя Чапаева.Чишмы славятся также родниками и православной церквью. Ежегодно в Чишминском районе совместно с Центральным Духовным Управлением мусульман России проводится мероприятие, посвященное памяти первого имама земли Башкортостана Хаджи Хусейн-бека, конкурс чтецов Корана и основ Ислама. В Чишминском районе действует 22 мечети, 4 из которых распахнули свои двери в 2009 году. Положительным моментом здесь является то, что построены они на пожертвования предприятий, предпринимателей и граждан, выходцев из Чишминского района. Двери нового православного Успенского храма в р.п. Чишмы всегда открыты для верующих. Чишминский район – это родина многих известных людей. Здесь родились поэты, писатели и ученые, именитые представители великого башкирского народа. Это народный поэт, Заслуженный деятель искусств РСФСР Мустай Карим, знаменитые писатели Сайфи Кудаш, Муса Гали, Габдулла Байбурин, народная артистка, соловей башкирской эстрады Фарида Кудашева, народная артистка СССР Зайтуна Бикбулатова, звезды театральной сцены Гумер Абдульманов, Вазих Сайфуллин, Талига Бикташева, Ахат Уразметов, ученые Раиль и Рустем Кузеевы, селекционер, впервые в мире создавший короткостебельный неполегающий сорт озимой ржи «Чулпан» Сабирзян Кунакбаев и многие — многие другие.

4. Экономика

Основу экономики района составляют крупные перерабатывающие предприятия. Это ОАО «Чишминский сахарный завод», способный перерабатывать до 4 тыс. тонн корнеплодов в сутки и ОАО «Чишминское», производящее подсолнечное масло. Значительным событием 2009 года для экономики района стал ввод в эксплуатацию в ОАО «Чишминское» цеха экстракции. Он позволил увеличить суточный объем переработки подсолнечника на 150 тонн, и переработка теперь составляет более 500 тонн в сутки. В районе находятся завод железобетонных изделий, частные строительные организации, в т.ч. ООО «Башмодульстрой», известный профнастилом и металлочерепицей, функционируют жилищно-коммунальные предприятия, ООО «Аргон», Чишминский ДРСУ ГУП «Башкиравтодор». Чишминский район — район сельскохозяйственный, и многое у нас зависит от состояния сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день аграрный сектор представлен 3 СПК, 18 ООО, 167 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, ЗАО «Чишминский свинокомплекс», ЗАО Агрофирма «Удряк», МУСП «Чишминский плодопитомнический совхоз».

5. Средства массовой информации

Экономическую, социальную и политическую жизнь Чишминского района освещают местные средства массовой информации. Среди них Чишминское Телевидение, которое ведет трансляции передач о жизни района. Печатные издания района своевременно рассказывают о событиях в Чишминском районе, среди них: газеты «Родник», «Чишмэ», «Дим Буйы», «Толпар».

Источники

  • terrus.ru — база данных России
  • Почтовые индексы Башкортостана
  • ОКАТО
  • Первая справочная Чишминского района
  • Первый Чишминский портал

Расстояние до:

ближайшей ж/д станции (Чишмы): 1 км

Примечания

  1. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан: Справочник / Сост. Р. Ф. Хабиров. — Уфа: Белая Река, 2007. — 416 с. — 10000 экз. — ISBN 978-5-87691-038-7

Окрестности[править]

Гора Сусак-тау

Дёмские горы: холмы-останцы Сусак-тау и Сатыр-тау являются ближайшими родственниками стерлитамакских шиханов. Высота этих холмов невелика — 270-290 м над уровнем моря — однако над плоской лесостепью они возвышаются весьма ощутимо, а панорамы с вершин открываются потрясающие. Обе «горы» стоят у дороги Раевский–Стерлитамак, подъехать к подножию и взобраться на вершину не составит труда. Станция Раевка — конечная уфимских электричек. Автобусы на Стерлитамак ходят несколько раз в день. От посёлка Чишмы до гор примерно 80 км, от Стерлитамака — примерно столько же. От села Раевский — 20 км.

Понять[править]

Чишмы
баш. Шишмә
Мавзолей Хусейн-бека
Полезная информация
Население 22 021 чел. (2015)
Телефонный код +7 34797

Посёлок Чишмы́ стоит в долине реки Дёма — левого притока Белой — но не на самой реке, а в паре километров от неё. Возник он в 1650 году, однако вырос из крохотной деревеньки во что-то значительное только на рубеже XIX и XX веков с открытием Самаро-Златоустовской (1888) и Волго-Бугульминской (1914) железных дорог, которые здесь соединяются. Никаких интересных событий в истории посёлка не было, и тем не менее он увековечен фразой «Деньги есть — Уфа гуляем, денег нет — Чишма сидим», пошедшей от располагавшихся в одном здании (уфимском на улице Ленина) ресторана «Уфа» и дешёвой забегаловки «Чишма» (есть, впрочем, и другие версии о том, где эта пара заведений находилась). Как бы то ни было, среди уфимцев Чишмы едва ли ассоциируются с чем-то хорошим, и тем более странно, что именно здесь находятся сразу два средневековых мавзолея — важнейшие рукотворные памятники на территории Башкирии.

Небольшое расстояние и обилие транспорта позволяют съездить в Чишмы из Уфы на пол-дня, да и кроме мавзолеев, один из которых находится не в самом посёлке, а в полях за городом, смотреть здесь совершенно нечего. При наличии машины и/или времени можно совместить поиск мавзолеев с посещением частного этнографического музея в Юматово, старой деревянной мельницы в Дурасово или даже гор выше по течению реки Дёмы (см. ). Местность вокруг посёлка — красивая, пересечённая оврагами лесостепь, в значительной степени занятая сельским хозяйством.

Чишмы, Агзиратово кладбище. Там, где Тамерлан преклонял колени.: varandej

Чишмы — крупный (24 тысячи жителей) ПГТ в 40 километрах от Уфы. Туда ходят электрички и маршрутки от улицы Ленина, в пути 40 минут. С виду ничем не приметный поселок, Чишмы известны уникальным памятником: мавзолеем Хусейнбека, что построил в конце 14 века Тамерлан на Агзиратовом кладбище.

В самих Чишмах смотреть откровенно нечего. Довольно-таки типовая станция с двумя водонапорками — пожалуй, все.

Хотя нельзя не заметить характерную для Башкирии опрятность и ухоженность типовых зданий — которых в Чишмах немного: преобладает тут частный сектор.

Если вы едете из Уфы на маршрутке, попросите остановить на нефтебазе — это примерно 300 метров не доезжая железнодорожной станции

Переходите через пути (только осторожно — товарняки тут носятся как поезда в московском метро), обойдите нефтебазу, а дальше — прямиком через поле. Идти около километра, любуясь пейзажами Речной Башкирии

Наконец, вы достигнете кладбищенской ограды, за которой множество необычайно плото стоящих могил уже нашей эпохи, за которыми просматривается заросший травой купол средневекового мавзолея.

Это кэшэнэ (так башкиры называют мавзолеи) Хусейнбека — одна из главных мусульманских святынь России. Где-то в начале 14 века в Башкирию из Средней Азии пришёл Хусейн-бек, сын Азмир-бека, ученик самого Ахмета Ясави, чей мавзолей в городе Туркестан (Ясы) ныне главная святыне Казахстана. Пришел не просто так, а по приглашению — башкирский хан Барыч решил обратить свой народ, тогда еще исповедовавший тенгрианство, в ислам, для чего ему нужен был проповедник. Хусейн-бек проповедовал в Башкирии несколько десятилетий, и умер здесь же в 1341 году 80-летним старцем. Его могила сразу стала главной святыней Башкирии, а спустя несколько десятилетий через эти земли проходит Тамерлан. Башкиры, издавна враждовавшие с Золотой Ордой, встречали завоевателя как почётного гостя. «Железный хромец» решил поклониться и могиле святого, после чего повелел выстроить над ней мавзолей.

Кэшэнэ по-прежнему чтим. Осматривая его и его окрестности, я видел, как то и дело сюда приходили люди, вставали у окон, читали какие-то молитвы и уходили. Входы в кэшэнэ закрыты решетками, а внутри — надгробие самого Хусейнбека.

А рядом с мавзолеем из травы выглядывают еще несколько старых, источенных водой и ветром надгробий:

Их покрывает не арабская вязь, а то ли монгольские письмена, то ли башкирские тамги (родовые знаки), то ли тюркские руны. Часть надгробий явно моложе:

Часть — явно значительно старше:

Сколько этим камням веков? И кто под ними покоится?

Считается, что на Агзиратовом кладбище похоронены умершие в походе соратники Тамерлана. А может быть — знать средневековой Башкирии.

На некоторых надгробиях не разобрать ни одной надписи:

Некоторые уже почти целиком ушли в землю:

На самом кладбище большинство захоронений — второй половины ХХ века, и все-таки и там можно найти каменную стелу 18-19 веков:

А на некоторых могилах растет вот это вот странное растение, называемое «петров крест»:

Как добраться[править]

Из Уфы электрички на Раевку или Кандры, 8 раз в день, в пути чуть больше часа. Также в Чишмах останавливаются почти все дальние поезда, идущие из Уфы на запад. Маршрутки ходят с интервалом 15-20 мин, в пути около часа. В Уфе они отправляются от остановки «Хрусталь» (ул. Ленина, 59) или от Южного автовокзала. Проходящих маршрутов в Чишмах мало, только на Давлеканово и Раевский. Остальные идут по трассе М5, не заезжая в Чишмы.

На машине можно поехать по М5 и свернуть на Чишмы, либо же выехать из Уфы по оренбургскому тракту и свернуть направо, не доезжая до поворота на аэропорт. По расстоянию эти маршруты почти равнозначны (50 км).

Мавзолей Тура-хана

На стене сооружения с советских времен сохранилась табличка с отметкой, что памятник архитектуры XII века охраняется государством. Тогда это одно из самых древних строений на территории Башкирии. Специалисты считают правильным датировать строительство XIV– XV веками.

Мавзолей иначе называют кэшэнэ. Это тюркское слово, означающее «дом мертвых». Обычно такие строения возводились в исламизированных регионах в месте захоронения почитаемых людей. Он представляет собой квадратное сооружение, заканчивающееся сводчатым куполом. Чтобы пройти внутрь, надо миновать арочный портал.

Фундамент мавзолея имеет почти правильную квадратную форму с размерами 6,6х6,59 м. На высоте 3,2 м стены из квадратных превращаются в восьмигранные. Это стало возможным за счет тромпов — вогнутых частей конусообразного купола. Восьмигранный купол начинается на высоте 3,7 м.

Для строительства кэшэнэ использовали местный известняк. Его лишь слегка подгоняли между собой. Камни соединяли между собой с помощью известкового раствора. Для купола использовали вулканический туф. Он более легкий и его было легче поднять на высоту.

Стены толщиной от 1,07 м до 1,12 м с западной и южной стороны дополнили оконными проемами, заканчивающиеся сверху арками. Внутри погребальной камеры сооружен еще один внутренний сферический купол.

История и легенды

Сохранились народные башкирские предания, в которых есть информация, что на реке Белой располагалась ставка Тура-хана. Документов, проливающих свет, кем он был на самом деле, нет. Но существует легенда, что он был потомком самого Чингисхана. С горы Туратау он контролировал все происходившее вокруг, принимал дань и планировал завоевательные походы. У него был соперник, ногайский мурза Алтакар. Вместе с ним погиб и брат Басман. Что это было? Месть или смена власти — неизвестно.

Во всяком случае во время археологических раскопок было обнаружено две могилы. В одной могиле человек был положен в деревянный гроб, расположенный с запада на восток. Он был одет в длинную рубаху, вышитую орнаментом в виде окружностей. По всем признакам захоронение следует классифицировать как раннемусульманский памятник булгарского типа.

По еще одной версии Тура-хан стал первым башкирским правителем, принявшим мусульманскую веру. Но точно это подтвердить также невозможно.

При проведении археологических работ пытались отыскать хоть какие-то свидетельства атрибутики личности захороненного, но ничего не обнаружили.

Во время поисков с западной стороны был обнаружен еще один мавзолей, но он оказался недостроенным. Сохранившиеся камни позволяют сказать, что это было большое здание, скорее всего каменная мечеть.

Слайд 10Ирендыкский медведь Удивительный золотой самородок называют Ирендекский медведь. Формой он

действительно напоминает мишку. Весит бесценный слиток почти пять килограммов! Как

гласит легенда, этот слиток башкиры передали в 1557 году Ивану Грозному в знак уважения, но по дороге на обоз напали разбойники. Кому-то из стрельцов удалось закопать слиток в землю, где он и пролежал более 400 лет. Самородок золота весом 4 кг 788 граммов найден механизатором совхоза «Ирендыкский» Р.И.Утягуловым при вспашке земли в 1992 у деревни Кусеево.
По химическому составу представляет собой платинисто-иридисто-палладистое золото высокой пробы. Слиток является национальным достоянием Российской Федерации и Республики Башкортостан и хранится в Национальном Банке республики.

Мавзолей Тура-хана

Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит.

Внутри археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.

Этот мавзолей находится рядом с дорогой от поселка Чишмы к деревне Нижние Термы, на холме в 100 м от трассы. Если предыдущий мавзолей стоит на кладбище, то этот – в чистом поле, что усиливает впечатление. Благодаря рельефу, его видно издалека. GPS-координаты мавзолея Тура-хана: N 54° 36.301´; E 55° 13.099´. Оба мавзолея имеют статус памятников архитектуры федерального значения.

Благодарю за внимание!

Павел Распопов

Близ поселка Чишмы находятся два интересных древних архитектурных памятника башкирской культуры – мавзолеи (башкиры называют их кэшэнэ).

Мавзолей Хусейн Бека

В XVIII-XIX веке мавзолей Хусейн-бека представлял собой сооружение с размерами 8х8 м. Стены доходили до 1,5 м. Высота гробницы достигала 4 м. Попасть в мавзолей было можно через дверь. Ее высота была 2,5 м, а ширина всего 1 м. В гробнице, со всех сторон, кроме южной, были обустроены окна. Через них туда проникал свет, и освещал мазар.

На башкирском языке большая усыпальница называется «кэшэнэ». Кэшэнэ украшала обработанная надмогильная плита, изготовленная из известняка. Ее размеры соответствуют 150х67х26м. По преданиям надгробную плиту изготовили и доставили из Туркменистана. Надгробие сопровождал хан Темир-Ленг. Чтобы доставить каменное надгробие, понадобились 12 волов.

На известняковой плите сделали надпись: «Да будет милосердие Бога покойному Хаджи-Хусейн-беку, сыну Гумар-бека из рода Тарасов, из земли Туркестана. Господи, Боже мой, не оставь его твоей милостью! Хусейн-бек, сын Гумар-бека, умер в 744 году Хижри (в 1366 году по миляди) имеет от роду 76 лет. Внемлите, правоверные».

Со временем над плитой построили гробницу, завершавшаюся куполом сферической формы. В качестве строительного материала использовали местный известняк.

Позднее он постепенно разрушался и был перестроен заново. Инициатором работ стал уфимский муфтий М.Султанов. Мусульмане собрали добровольные пожертвования на его реконструкцию.

Гробница была частично изменена. Убрали остатки колон, место выровняли. Обнаруженные осколки надгробия для лучшей сохранности засыпали землей. Возводить заново портал не стали. Светлый известняк для ремонта брали здесь же, в Чишминском районе. Его обтесывали, чтобы подогнать к сохранившимся стенам. Фундамент использовали старый, так как он был очень мощным и хорошо сохранился. Кладку вели на глиняном растворе.

История и легенды

Хусейн-бек родился в Туркменистане. Там же получил образование. После хаджа в Мекку он получил титул хаджи и мог занять место лидера мусульман. Миссию по просьбе хана Борака ему поручил туркестанский правитель Ахмед Ясави. Так Хусейн-бек стал имамом в Башкирии, где и прожил оставшиеся годы.

Существует легенда, что в 1393–94 годах в этих местах проходило войско Тамерлана и остановилось на стоянку, чтобы переждать холодную зиму. Это произошло приблизительно через 30 лет после смерти первого башкирского имама. Тамерлан общался с жителями Чишмы и от них узнал о покоящемся на кладбище святом. Он решил увековечить его память и поручил возвести над могилой гробницу.

Рядом с кэшэнэ было обустроено кладбище, где похоронили монгольских воинов. Известно, что сохранились шесть могил. По той же легенде там покоятся военачальники тамерланова войска, умершие из-за какой-то моровой болезни. Они дали начало кладбищу Акзиарат, постепенно оказавшемуся в поселке.

В 1985 году в мавзолее были произведены раскопки, в ходе которых были выкопаны останки и взрослых и 6 детей. По документам выяснить, кто они, пока не удалось. Во всяком случае, рядом с проповедником могли быть захоронены только близкие ему люди. Ученые реконструировали найденные черепа и восстановили облик захороненных в мавзолее людей. Выяснилось, что в центре была могила человека 25–30 лет ростом 160 см. Он лежал, как и все другие, головой в сторону Мекки.

В 2016 году изучавшиеся останки были вновь захоронены в мавзолее.

Мавзолей Хусейн-бека

По легенде в 1393-94 годах Тамерлан встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит:

Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана.

По описанию В.В. Вельяминова-Зернова середины XIX века, мавзолей представлял белокаменное квадратное здание размером 8х8 м и с толщиной стен 1,5 м. Высота стен составляла 4 м. В помещение вел дверной проем высотой 2,5 м и шириной около 1 м. В северной, восточной и западной стенах имелись сводчатые окна.

Со временем старинный мавзолей разрушился. Побывавший тут в 1910 году фотограф С.М. Прокудин-Горский запечатлел уже бесформенные руины и стоявший в них надгробный камень зеленого цвета.

Мавзолей Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. Мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.

Надгробный камень Хусейн-бека. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил археологическое исследование мавзолея. В ходе раскопок внутри мавзолея Хесейн-бека обнаружили девять захоронений. В трех из них были взрослые, а в шести – дети. Все они размещались в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг – в Мекку. В одном из детских погребений найдены зубы лошади. В центре, судя по всему, лежал сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался 160 см, возраст 25-30 лет. На останках не отмечено следов заболеваний, которые могли бы вызвать изменения костной системы. На основе черепа был восстановлен портрет этого человека. Кем были похороненные рядом с ним – неизвестно. Возможно, они были родственниками Хусейн-беку. Материалы памятника хранятся в Музее археологии и этнографии в Уфе.

В 2016 году останки Хусейн-бека были перезахоронены после изъятия их в 1980-е годы для изучения. Мавзолей является почитаемой мусульманской святыней.

Неподалеку от мавзолея сохранилось шесть старинных каменных могильных плит с надписями на арабском. Народная молва приписывает их к военачальникам Тамерлана, которые будто умерли во время его зимовки в Башкирии из-за случившегося по неизвестной причине мора. Отсюда и начиналось древнее мусульманское кладбище, со временем оказавшееся в черте поселка Чишмы.

Слайд 8Капова пещера Капова пещера, одна из крупнейших пещер на

Южном Урале.
Вот как заумно её описывают учёные: «Это — карстовая

пещера, выработанная подземными водами в каменноугольных известняках массива Шульган-Таш, образующих крупную синклиналь меридионального простирания.»
Здесь сохранилась уникальная для России палеолитическая живопись — изображения мамонтов, лошадей, носорогов, быков и абстрактных фигур, выполненные красной охрой.
Учитывая то, что Капова пещера является одновременно уникальным природным и культурным памятником, рекомендуется поставить Капову пещеру на контроль в ЮНЕСКО в фонд «Сокровища человечества».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: