Пояс и кувшин Уральских гор
В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.
В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.
Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.
Вид на хребет Сулея / m.nn.ru
В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.
Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.
Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи / Tama66 / pixabay.com
Последние статьи
-
Загадочный мегалит в Эдинбурге: величественное наследие, возраст которого превышает 4000 лет сегодня, 13:10 -
Почему фильм «Барби» бьёт рекорды по кассовым сборам и чем он зацепил взрослых во всём мире сегодня, 11:23 -
+1 Выживает на маленькую пенсию, общается с бездомными: Как сложилась судьба звезды фильма «Дочки-матери» Светланы Смехновой сегодня, 09:46 -
+1 Анатолию Мукасею – 85: Какую свою заветную мечту не смог исполнить легендарный оператор и муж Светланы Дружининой сегодня, 08:19 -
+3 Как король эпизодов Савелий Крамаров покорял Голливуд: 9 американских ролей советского комика 25.07.2023, 20:37 -
+1 Из-за чего мать 3 детей певица Алсу собирается разводиться с мужем, и что известно о её новом бойфренде 25.07.2023, 18:33 -
+2 8 фактов о жизни в Арабских Эмиратах, которые кажутся странными даже бывалым туристам 25.07.2023, 17:04 -
+2 Как снимали «Место встречи изменить нельзя»: Почему Высоцкий отказался надевать милицейскую форму, а Конкин хотел уйти со съемок 25.07.2023, 15:40 -
+2 Что скрывает уникальный испанский «город-призрак», который жители покинули в одночасье: Тайна Гранадильи 25.07.2023, 14:35 -
+2 Чем Михаил Булгаков обидел свою единственную венчанную жену Татьяну Лаппу и зачем звал ее перед смертью 25.07.2023, 13:20
Все статьи
Пастернаковское Переделкино
Пастернак жил в Переделкине как обычный дачник — копал огород, работал в теплице, следил за яблонями. У него в поселке было два адреса: первый дом семье не понравился, и они сумели переехать; «домом Пастернака» обычно называется второй — деревянный, двухэтажный, с полукруглой террасой, светлый. На входе всегда стояли резиновые сапоги — Пастернак много гулял. Большой рабочий стол, кровать, на первом этаже в гостиной был даже телевизор.
Сейчас в Переделкино проще всего добраться от станции метро «Новопеределкино», но во времена Пастернака жители чаще всего вызывали автомобили. Только не Борис Леонидович. Между поселком и Москвой он перемещался на поезде, останавливавшемся на полустанке. Выходил ранним утром («Я выходил в такое время, когда на улице ни зги»), возвращался поздно вечером («Поезд ушел. Насыпь черна. Где я дорогу впотьмах раздобуду?»). Пастернак написал о Переделкине так много стихов, что они складываются в особый цикл — простой, усталый, шумный, как гул поездов, благостный.
В течение десяти лет, с 1945 по 1955 гг., Пастернак работал в Переделкине над «Доктором Живаго». Когда роман был закончен, он предлагал его в советские издания — альманаху «Литературная Москва» и журналу «Новый мир». В публикации отказали. В редколлегии «Нового мира», отправившей письмо с отказом, были и Константин Симонов, и Константин Федин. Оба под строчками: «Вы построили его как произведение, вполне откровенно и целиком поставленное на службу определенным политическим целям. <…> Как люди, стоящие на позиции, прямо противоположной Вашей, мы, естественно, считаем, что о публикации Вашего романа на страницах журнала „Новый мир“ не может быть и речи».
Зеркало Юрмы
Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.
Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.
Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.
Озеро Зюраткуль / Максим Усанин / nat-geo.ru
Картины Евтушенко
В 2010 году Евтушенко на своем участке построил Музей-галерею. Она открылась к дню рождения поэта. На первом этаже выставлены фотографии, сделанные самим Евтушенко, и картины, подаренные ему художниками. Среди них работы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Марка Шагала, Михаила Шемякина и многих других. На втором этаже воссоздан интерьер кабинета Евтушенко с рабочим столом, личными вещами, книгами. В музее выставлено несколько портретов поэта. С одним из них связана забавная история. Евтушенко позировал художнику Давиду Сикейросу. Когда тот закончил, показал работу Евгению Александровичу: лицо последнего выдавало неудовольствие. Сикейрос уточнил, в чем дело, и Евтушенко, пытаясь объясниться, ответил: «Сердца нет». Художник снова взялся за краски и нарисовал на груди поэта червовый туз, а в углу полотна написал: «Одно из тысячи лиц Евтушенко. Когда-нибудь нарисую остальные 999».
С картиной Пикассо в коллекции Евтушенко история вышла не менее интересная.
Художник очень смеялся — одна его подпись в углу картины стоила десятки тысяч долларов. Полотно Пикассо всё же попало в коллекцию Евтушенко — его подарила ему Нади Леже, вдова художника Фернана Леже.
Кроме музея Евтушенко в Переделкине работают музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, скульптора Зураба Церетели. Открытия музея Пастернака добивались множество людей, в том числе Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский. Он открылся 10 февраля 1999 года. Музей Чуковского тоже спасала не только семья писателя, но и Эдуард Асадов. На даче, которую так любил Корней Иванович, музей открыли в 1994 году.
Окуджава, Вознесенский, Рождественский и Евтушенко. Переделкино. Источник
Нобелевская драма
23 октября 1958 года Нобелевский комитет объявил о вручении Нобелевской премии по литературе советскому поэту Борису Пастернаку с формулировкой «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Радостное известие Пастернак встретил на даче в Переделкине. Пришли гости, тут же накрыли стол. Пили и говорили тосты. Корней Чуковский, уже много лет не употреблявший алкоголь, сделал исключение. Ликовали все. На фотографиях того дня счастливый, улыбающийся Пастернак чокается с гостями. Он еще не знает, чем станет для него эта нобелевка. Евгений Пастернак, сын поэта, вспоминал: «Вечером того дня, когда в Москве стало известно, что отцу присудили Нобелевскую премию, мы радовались, что все неприятности позади, что получение премии означает поездку в Стокгольм и выступление с речью. Как это было бы красиво и содержательно сказано! Победа казалась нам такой полной и прекрасной. Но вышедшими на следующее же утро газетами наши мечты были посрамлены и растоптаны. Было стыдно и гадко на душе».
Следующим утром Тамара Иванова видела с балкона своей дачи, как Федин пошел к Пастернаку — уговаривать отказаться от Нобелевской премии. Видела, как он «вылетел» оттуда позднее. Запись от 24 октября в дневнике Федина: «Я отдаю себе отчет, что в его представлении обо мне я, конечно, сольюсь со всеми, кто теперь будет „нажимать“ на него».
Дачи для литературной аристократии
В 1930 году Борис Пильняк предложил советским литераторам организовать дачный кооператив. Задумка понравилась, ее горячо одобрили и начали обсуждать. Судя по всему, довольно громко. Весной 1932 года в Москву приехал Максим Горький. Причины поездки он объяснял Константину Федину, будущему жителю Переделкина, так: «Отобрать человек 20–25 наиболее талантливых литераторов, поставить их в условия полнейшей материальной независимости, предоставить право изучения любого материала, и пусть они попробуют написать книги, которые отвечали бы солидности вопросов времени… Возражение: создается литературная аристократия — недействительно, „спецы“ всюду необходимы. В области литературы — особенно, ибо нашего читателя обременяют словесным хламом, а подлинным нашим литераторам — нет времени учиться и работать, им слишком много приходится тратить сил на завоевание примитивных удобств в жизни: поиска дач, питания и т. д.».
Константин Федин в Переделкине. Источник
В октябре 1932 года на квартире у Максима Горького на Малой Никитской Сталин встретился с пятьюдесятью самыми видными писателями СССР. Там он впервые и назвал их «инженерами человеческих душ», рассказал им о намерении учредить Союз писателей, открыть Литературный институт, а заодно предложил построить для литераторов город.
Публикация «Фоторепортаж, Поездка в „Маленькую Швейцарию“ Урала,» размещена в разделах
- Урал — наш край родной
- Темочки
Мы посетили окрестности «Белого дома», бывшая резиденция заводовладельцев Демидовы. Особняк занял берег заводского пруда рядом с Верхнекыштымским железоделательным заводом. Территория усадьбы включает выполненные из дикого камня и кирпича главный дом, два флигеля с башнями, сад и парк, ограду с воротами. «Белый дом» стал символом города Кыштым и его изображение есть на гербе и флаге города.
Со стороны парка открывается прекрасный вид на горы.
Так же мы посетили единственную пещеру Урала горы Сугомак, появившуюся в мраморной породе.
После посещения пещеры, мы стали покорять гору Сугомак.
Гора Сугомак заключает в крепкие каменные объятия три вершины, восхождение на которые — возможность увидеть незабываемые панорамные виды на уральские дали. Поднимаясь на гору, мы ощутили прохладу и смоляной аромат свежести.
Высота горы Сугомак – 590,8 м. А рядом с ней стоит гора Егоза, ее высота – 607,7 м.
Вершина покорена!
После спуска был обед.
Есть легенда, что очень давно, когда в башкирских степях еще не появлялись русские люди, башкиры не знали ни Аллаха, ни Христа и молились своим собственным, простым богам. В степи было достаточно корма скоту и паслись большие табуны лошадей и отары овец. Все жили хорошо и дружно.
Но однажды один молодой башкир приревновал свою красавицу жену к башкиру из соседнего рода и в пылу ревности убил его. С этого момента мирная и счастливая жизнь закончилась Люди стали бояться друг друга и с тоской вспоминали счастливую, мирную жизнь в прошлом. Так прошло много лет. Но в жизни часто случаются неожиданные события.
Однажды молодой, ловкий и сильный батыр по имени Сугомак из одного рода случайно встретил в степи стройную красавицу Егозу из враждебного соседнего рода. Молодые люди полюбили друг друга. Но главы обоих родов и все родственники и слушать не хотели о соединении двух влюбленных. Сугомак и Егоза любили друг друга и продолжали тайно встречаться. Старосты обоих родов запретили Сугомаку и Егозе встречаться, но их свидания продолжались. Тогда, чтобы сделать их встречи невозможными, Сугомака приковали цепью к тяжелой колоде, а Егозу увезли в горы и спрятали там. Но сила любви была настолько велика, что Сугомак разорвал свои цепи, нашел в горах Егозу, и они стали жить вместе вдали от своих родов. Жили они в любви, все у них было хорошо. Но они очень переживали за своих близких. Что они так и воюют между собой. Тогда они взмолились своим богам и сказали им, что они готовы пожертвовать собой, но за это боги должны принести башкирам мир и счастье, а их соединить навечно. Боги услышали их, и случилось чудо. Среди башкир снова воцарился мир, и наступила спокойная, счастливая жизнь. Но боги превратили Сугомака и Егозу в две, стоящие рядом горы. С тех пор Сугомак и Егоза вечно неразлучны и оплакивают свою неудавшуюся любовь, и их слезы наполнили глубокое озеро, которое благодарные люди назвали именем Сугомака.
Легенда эта передавалась из поколения в поколения и дошла до нашего времени. вот я и вам рассказала ее, вы можете рассказать другим. Я советую Вам посетить эти прекрасные, красивую природу Урала, воссоединиться с ней в единое целое. Вы получите прекрасный заряд бодрости на долгое время.
История
В 1712 году в верхнем течении реки Тагил заводчик Никита Демидов заложил чугунолитейный и железоделательный завод. Первый чугун Верхнетагильский завод выдал в 1718 году. Эта дата считается годом основания Верхнего Тагила.
Сначала железную руду доставляли с Шайтанского и Черноисточинского рудников, а затем с Ломовского. Но местная руда отличалась тугоплавкостью, поэтому хозяевам было выгодно возить руду с горы Высокой, что в Нижнем Тагиле, хотя она и требовала предварительного обжига.
В 1720 году на горе Шёлковой в 5 км восточнее Верхнего Тагила было найдено первое на Урале месторождение асбеста. При Акинфии Демидове здесь велись значительные работы по его добыче. Из этого асбеста была сделана «негоримая» скатерть, которой Демидов удивил Петра I.
Вопреки наказу отца в 1768 году Прокопий Демидов продал завод Савве Яковлеву. Вплоть до революции 1917 года это предприятие было в собственности наследников Яковлева.
Река Тагил в своих верховьях невелика, поэтому воды для работы молотов не хватало. В 1774 году на реке Вогулке, в 2 верстах от Верхнетагильского завода, построили вспомогательный железоделательный завод. Он работал только в теплое время года.
Готовую продукцию отправляли на барках по реке Чусовой в Центральную Россию. Для перевозки железа на пристань построили дорогу к Шайтанскому заводу (ныне село Чусовое).
18 мая 1861 года случилась трагедия: сильнейший пожар уничтожил около 360 дворов, деревянную церковь, плотину и заводские постройки. Постепенно всё отстроили заново.
В 1880-е годы при новом управляющем, Гаврииле Александровиче Маркове, на заводе началась реконструкция, благодаря чему увеличилась производительность. Позже Маркова, полюбившегося местным жителям, перевели на Верх-Нейвинский завод.
К началу XX века население заводского поселка составляло около 4900 человек. Здесь были 2 начальных училища, больница, 2 церкви, библиотека. Жители не только работали на заводе, но и занимались ремеслами: производили телеги, сани, кадки, шапки, полушубки и др. Так же работали на золотых приисках.
Интересно, что в 1903-05 годы в Верхнем Тагиле жила и работала учителем в мужском начальном училище старшая сестра революционера Ивана Михайловича Малышева – Мария Михайловна. Она тоже была близка к революционным кругам.
С 1 января 1910 года Верхнетагильский завод закрылся. Рабочие взбунтовались и потребовали возобновить производство. На усмирение жителей приезжала полиция из Невьянска и Верх-Нейвинского завода. После закрытия предприятия население стало сокращаться. Люди подались на заработки.
Позже советская власть решила завод не восстанавливать. Трудоспособное население уходило на работу на предприятия Кировграда и Невьянска.
Новое развитие Верхнего Тагила было связано со строительством Верхнетагильской ГРЭС. Ее начали строить в 1951 году для снабжения электричеством Уральского электрохимического комбината (г. Новоуральск). В 1956 году электростанция была пущена в эксплуатацию, а в декабре 1964 года достигла проектной мощности. Станция включает 4 энергоблока электрической мощностью 1062 МВт и тепловой — 240 Гкал/ч. Верхнетагильская ГРЭС работала на привозном угле, а позже переведена на газ. Является градообразующим предприятием.
В 1950-60-е годы Верхний Тагил активно развивался и застраивался. В 1965 году он получил статус города. Численность населения города Верхний Тагил в настоящее время – 11 тысяч человек. Здесь живет довольно много старообрядцев.
Переделывание
В Переделкине жили, работали, растили детей, влюблялись, переживали, боялись и умирали поколения советских писателей. Кто-то до сих пор говорит о них как о слугах режима или касте аристократов. Но для небольшого поселка они оставались прежде всего его обитателями, а друг для друга — соседями. Переделкино видело семейные драмы, предательства и разборки. А еще — великие романы, сборники стихотворений, пленку кинокартин, поддержку и дружбу. Оно до сих пор частично сохранило прежний облик — можно прогуляться по лесу, пойти к роднику, зайти в гости к Борису Пастернаку или Корнею Чуковскому, вообразить себя переделкинцем.
Дом творчества писателей Переделкина со временем пришел в упадок. Сначала там открыли гостиницу, а потом здание совсем забросили. Вокруг построили множество элитных коттеджей, поселок вписался в современный городской ландшафт, стал полноценной частью Москвы, от станции метро «Новопеределкино» до Дома творчества писателей — десять минут на такси.
В 2021 году Дом творчества снова открылся. Там сделали ремонт, восстановили библиотеку, открыли ресторан, поставили даже лежаки, по вечерам устраивают концерты. Создатели обновленного литературного пространства верят, что золотой век Переделкина еще впереди, а чтобы его приблизить, приглашают авторов на программу индивидуальных резиденций. Подход всё тот же, классический: писатели заселяются в удобные новые комнаты, их кормят, организуют им досуг, знакомят друг с другом, а просят за всё это сущую малость — писать. История зациклилась: в Переделкино снова приезжают поэты и прозаики, гуляют по лесам, ищут могилу Пастернака, Евтушенко, Тарковского, пишут и сдают рукописи, внизу которых, как и прежде, стоит литературный штемпель — «Переделкино». Всё по заветам Андрея Вознесенского, который как-то сказал: «Не Переделкино испортится, а дух этой местности рано или поздно исправит всех вновь прибывших. Что-то такое в пейзаже. И что-то такое в России, что она из всех своих передряг в конце концов делает Переделкино. Переделывает, так сказать».
Легенда о Большом Таганае
Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.
Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.
Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.
-
Сочинение про маму ее мечта
-
Сочинение по обществознанию 9 класс
-
Сочинение мои успехи в учебе
-
Героизм в спорте сочинение
- Монумент победы в москве сочинение
История Дворца культуры
В тот год электростанция вышла на свою проектную мощность, и в молодом тогда ещё посёлке вспыхнул очаг организованного досуга, очаг культуры. Эти стены помнят тематические вечера, самодеятельные спектакли, выступления агитбригад и цеховых коллективов художественной самодеятельности. На этой сцене выступали лауреаты областных, всероссийских и всесоюзных смотров художественной самодеятельности, заслуженные, народные артисты и просто хорошие люди.
В 1960-е годы мир буквально захлестнула волна нового вида искусства — вокально-инструментальные ансамбли. Не обошел этот бум стороной и Верхний Тагил. В клубе «Строитель», позднее ставшем кинотеатром «Энергетик», родился в вокально-инструментальный ансамбль и 6 ноября 1964 года на праздничном вечере, посвящённом открытию Дворца культуры, ансамбль давал свой первый концерт. Руководил им Герман Краснов, а солисткой была Гертруда Глебова. После этого дня было много концертов, своим вокальным талантом радовали зрителей Анжелика Рожкова, Анатолий Фурсаев, Николай Сафонов. Их творческий факел подхватили молодые ребята, которые объединились в вокально-инструментальный ансамбль «Формула».
Автор фотографии: Андрей Копырин
Первым директором Дворца был С.И. Лыков, который сразу же внёс в это здание особую атмосферу. Семён Иванович создал театральный коллектив, который давал спектакли жителям города.
В те годы танцевальный коллектив Дворца возглавлял Леонид Ефимович Трифонов. В репертуар ансамбля были танцы народов мира и нашей страны, современные эстрадные и народные танцы.
Много лет отработала директором ДК Александра Николаевна Паутова. В тот период получил развитие такой вид самодеятельного творчества, как агитбригада. В каждом цехе ВТ ГРЭС, под крылом которого проработал Дворец культуры 39 лет, была своя агитбригада, смотры агитбригад проходили при полном аншлаге.
В 1988 году руководство Дворцом приняла на свои плечи И.М. Арапова. В те годы перестройки культура переживала сложные времена. Но благодаря энергичному директору Ирине Михайловне и директору ВТ ГРЭС А.И. Брызгалову был проведён капитальный ремонт здания.
С января 2004 года Дворец меняет статус и становится Муниципальным учреждением культуры Городским Дворцом культуры.
Автор фотографии: Андрей Копырин
В разные годы его музыкальными руководителями были Михаил Савельев, Вячеслав Заикин, Николай Бабкин и, конечно же, Анатолий Стариков, который был автором многих песен о городе и бессменным руководителем академического хора.
Во Дворце культуры ежегодно проходят фестивали и конкурсы, которые полюбились и зрителям, и артистам. Среди них фестиваль детского и юношеского творчества «Тагильская зима», фестиваль дошкольного творчества «Радуга детства», фестиваль патриотической песни, фестиваль семейного творчества «Семейная карусель», фестиваль танца «Шаг», фестиваль творчества людей с ограниченными возможностями здоровья «Мы можем всё!», конкурс поделок из бросового материала «Новогодняя игрушка».
В 2006 году в должность директора Дворца культуры вступает молодой специалист Елена Валериевна Королько, а вслед за этим сюда потянулись молодые кадры — руководитель цирковой студии «Каскад» А. Воронкин, руководитель танцевального коллектива «SOUTB» А. Богданова.
В 2012 году Елена Валериевна уходит на повышение, а свой пост передает Я.А. Воронкиной. Яна Алексеевна начала свою творческую деятельность во Дворце культуры еще задолго до своего назначения на должность директора. Впервые маленькую девочку Яну привел сюда папа – заниматься в танцевальном коллективе «Созвездие».
Совсем недавно во Дворце культуры вновь был открыт кинотеатр «Энергетик», так что жители и гости города могут провести свой вечер, просматривая новинки современного кинематографа.
Воплощение идеи
19 июля 1933 года вышло постановление Совета народных комиссаров «О строительстве „Городка писателей“». Выбрали и место — недалеко от Москвы, но на природе, в окружении лесов. В тихом и живописном местечке рядом с обмелевшей рекой Сетунь под будущие дачи вырубили Измалковский лес. Первыми построили тридцать типовых дач. Но поселок-утопия на поверку оказался поселком-утопленником. Под некоторыми домами к моменту сдачи стояла вода. Строили в спешке и сдавали, не доделав. Корней Чуковский писал: «На нашей даче я уже провел сутки — и мне очень нравится. Тишина абсолютная. Лес. Можно не видеть ни одного человека неделями. Только ремонт сделан кое-как; всюду пахнет скверной масляной краской; денег потребуется уйма». Первоначально дома сдавались именно под дачи — не предполагалось, что кто-то будет жить там зимой.
Списки первых резидентов обсуждались и согласовывались, и счастливчики, конечно, вызывали зависть. Квартирный вопрос был для москвичей больным местом. Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» сатирически вывел Переделкино под именем дачного поселка МАССОЛИТа Перелыгино (от слова «лгать»).
Дачи в Переделкине были символом признания. Они достались самым крупным писателям того времени. В первоначальном списке значились Исаак Бабель, Борис Пильняк, Борис Пастернак, Александр Афиногенов и другие. Дачи за хозяевами закреплялись пожизненно — после смерти прежнего арендатора следовало искать нового.
В окнах деревянных домиков нового городка загоралось всё больше огней — приезжали с семьями, перевозили вещи. На картах появилась точка — Переделкино.
Как добраться до Верхнего Тагила?
На автомобиле нужно ехать по Серовскому тракту, затем повернуть на Нейво-Рудянку и, проехав ее, двигаться до Верхнего Тагила. Также можно проехать через Шуралу и Кировград. Заодно можно посетить город Невьянск. Расстояние от Екатеринбурга – 97 км. Из Екатеринбурга до Верхнего Тагила ходят рейсовые автобусы.
Арапова Елена. Дважды рожденный // Демидовские гнезда. – Екатеринбург, 2001.Верхнетагильское водохранилище – Реки-ОзераВикипедия Предания и легенды Урала. – Свердловск, 1991.Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия Слукин В.М. Тайны уральских подземелий. – Екатеринбург, 2005.
Павел Распопов
UraloVed.ru
- Город Нижний Тагил: достопримечательности и история
- Верхний Тагил и его пруды
- Село Шурала
Переделкинская дружба
Несмотря на свойственный писателям дух соперничества, добрососедские отношения между переделкинцами не были редкостью. Пастернак, например, крепко дружил с Константином Фединым — еще до переезда в поселок они были соседями по Лаврушинскому переулку в Москве.
Дача Фединых. Источник
Пастернак простодушно писал Федину еще в 1928 году: «Я Вас люблю и ревную». В Переделкине они тоже поселились неподалеку друг от друга. Из дома Пастернака в дом Федина слали записки: «Костя, радость моя, — у нас есть немножко пива и водка и у меня плохое настроение. Приходи, пожалуйста, когда стемнеет». Федин одним из первых читал «Доктора Живаго». Он говорил Чуковскому, что роман гениален. Помогали друг другу, выбивали путевки в санатории, врачей, публикации. Когда в июле 1947 года у Фединых загорелась дача, тушили ее всем Переделкиным.
Но в разгар сталинских репрессий читать перестали совсем. Переделкино с его особым статусом в это время оказалось довольно опасным местом. В 1934 году здесь арестовали Льва Каменева (он получил право на аренду дачи как директор Института мировой литературы), через два года его расстреляли. Потом пришли за Бабелем, Пильняком, Зазубриным — в маленьком поселке все слышали, если забирали очередного неугодного. В одну из ночей 1937 года черная машина приехала и к дому Федина. Но искали не Федина, а Бруно Ясенского, перепутали адреса. Федин, по слухам, сам подошел к машине, проверил ордер, сказал: «Плохо работаете, товарищи» — и указал на нужный дом. Ясенского расстреляли через год.