«Белое солнце пустыни»
24 июля 1968 года возле деревни Мистолово начались съёмки картины «Белое солнце пустыни». После окончания съёмок сна Сухова съёмочной команде пришлось отправиться в жаркий Дагестан, к Каспийскому морю, чтобы создать декорации города Педжента.
Осенью 1968 года непростые из-за нехватки ресурсов и декораций съёмки сцен на открытой местности завершились. С конца года по начало следующего актёры и операторы снимали фильм в павильоне.
В январе 1969 года фильм на четыре месяца законсервировала комиссия творческого объединения из-за недовольства картиной. В определённый момент студия собиралась вовсе прекратить работу над фильмом. Однако Министерство финансов, ранее выделившее деньги на съёмки, потребовало довести начатое до конца.
Съёмочной команде было необходимо переснять несколько важных эпизодов и полностью поменять конец картины, чтобы удовлетворить требования цензоров. Во второй половине мая 1969 года создатели «Белого солнца пустыни» вылетели на восточный берег Каспийского моря — в Туркмению, район города Байрам-Али, для окончания работы.
До сентября группа снимала картину. Получившийся фильм сильно отличался от первоначальной версии.
Книга и фильм «Сердце Пармы»
Чтобы разобраться, каким смыслом авторы наполнили содержание картины, нужно понять, что сюжет фильма «Сердце Пармы» неразрывно связан с книгой Алексея Иванова. Так что стоит упомянуть о сходствах и различиях этих двух произведений.
Книга опирается на реальные события, происходившие в пятнадцатом веке. Согласно данным историков, Михаил Ермолаевич действительно был назначен вассальным правителем Перми Великой. В 1455 году вогулы напали на владения князя и убили епископа Питирима (в фильме и в книге этот момент обыгран сценой преследования и казни на кресте). В 1467 году Михаил в свою очередь вместе с пермяками напал на Пелым.
Алексей Кравченко в роли князя Качаима. Кадр из фильма.
Ему удалось взять в плен предводителя вогулов Асыку, но у того получилось сбежать. В 1471 году Михаил отказался идти в поход на Казань, за что попал в немилость Ивана третьего. Усмирять князя со своим войском действительно отправился Фёдор Пёстрый и это ему удалось. Михаил был доставлен в Москву, но был прощён и вернулся назад. Через десять лет Асыка вновь напал на пермские земли и убил Михаила.
Это практически всё, что известно о тех событиях историкам. И Алексей Иванов умело добавил в них художественного вымысла, включая элементы фэнтези. Последние воплощены в способностях Тиче-ламии (как и в фильме), а также других вогулов-оборотней, в многочисленных и страшных духах-обитателях Пармы и в бессмертных существах – хумляльтах. К хумляльтам в книге относятся Асыка и Васька Калина. Оба не могли умереть пока не выполнят своё обещание перед богами. Так, Асыка должен был убить Михаила, что в результате и сделал. В фильме бессмертие Калины обыграно его удивительной везучестью. Именно поэтому его персонаж в начале «Сердца Пармы» говорит о своей первой смерти.
В книге «Сердце Пармы» раскрывается множество второстепенных персонажей, в том числе которых нет в фильме (вполне вероятно, что они появятся в сериале, ведь последний снимался параллельно по отдельному и более подробному сценарию). В частности, много страниц посвящено конфликту сына Михаила Матвея с отцом. Первый долгое время презирал второго за мягкость, но в итоге признал его правоту. Можно сказать, что сцена примирения в фильме – отсылка к завершению этого конфликта.
Некоторые события книги, как и в фильме, овеяны мистическим туманом, и авторы не спешат давать разгадки. К таковым относится, например, действие Зимнего закона. В книге, подчиняясь ему, Михаил должен был казнить вогулов в Пелыме – тех, за которых родственники не смогли внести выкуп. В чём конкретно заключается Зимний закон (абстрактно – в правиле платить за всё свою цену) не совсем понятно.
И в книге, и в фильме ярко показано принципиальное противостояние верований. В обоих произведениях вопрос веры в христианского бога и в языческих богов превращается в вопрос выживания русских, пермяков и вогулов.
Кадр из фильма.
Сколько денег потратили на съемки «Вызова»
Изначально бюджет фильма оценивали в 905 млн рублей. Однако в августе 2022 года на питчинге Фонда кино продюсеры «Вызова» попросили дополнительные 250 миллионов рублей на постпродакшен картины. В него входит монтаж, озвучание, цветокоррекция и так далее. Просьбу одобрили. В итоге совокупный бюджет фильма, по предварительным подсчетам, якобы составил около 1,155 миллиарда рублей.
Для сравнения: производство «Притяжения» Федора Бондарчука стоило 380 млн рублей. Другая космическая драма Клима Шипенко «Салют-7» обошлась в 470 миллионов. А вот бюджет «Вторжения» все того же Федора Бондарчука составил уже 900 миллионов рублей.
В то же время генеральный директор Первого канала и продюсер «Вызова» Константин Эрнст отрицает информацию о том, что бюджет картины превышает 1,5 миллиарда рублей. По его словам, на съемки фильма потратили меньше 1 миллиарда рублей.
Почему Тичерть вернулась к семье
Кадр из фильма «Сердце пармы» (2022)
Тичерть (Елена Ербакова) в детстве прикоснулась к языческой святыне Золотой бабе, поэтому и стала ламией – жрицей языческой богини Сорни-Най. При этом Тиче оставалась обычной женщиной, которая любит своих мужа Михаила и детей. В какой-то момент Тиче сбегает от супруга с вогульским князем Асыкой (Валентин Цзин), из-за которого погибли ее с Миханом отцы. В одной сцене Асыка говорит, что Тичерть-женщина может быть с Миханом, а Тичерть-ламия – с ним.
В финале картины Тиче вернулась к мужу и детям. Похоже, Тичерть-женщина одержала победу над Тичертью-ламией, на что намекнула сцена с горящей Золотой бабой. Асыка принял тот факт, что Тиче и Михан хотят быть вместе.
На семи холмах
Чердынь стоит на семи холмах, которые вытянуты вдоль реки Колвы, каждый холм имеет своё название: Таёжный, Вятский, Троицкий, Вознесенский, Богоявленский, Монастырский, Всесвятский. Мы идём к реке и уже издали видим высокие сторожевые башни, срубленные из огромных стволов, здание деревянного храма.
Лучшие панорамы открываются с вершин холмов: судоходная некогда Колва, убегающая змейкой за горизонт, бескрайняя тайга с борами, светлыми от беломшанника, изумительной красоты северные пейзажи. На этих холмах была отснята часть фильма «Сердце Пармы», потому что именно о Чердыни и её окрестностях идёт повествование в фильме. Отсюда видна вершина Полюд-камня, за которым заканчиваются все дороги, начинаются бескрайние леса и болота. Остальная часть декораций была построена неподалёку от Губахи, поближе к крупным городам.
На Троицком холме несколько лет назад реконструировали две сторожевые башни бывшего кремля. А каменная церковь местного Иоанно-Богословского монастыря, построенная в 1718 году шведами, пленёнными во время Полтавской битвы, до сих пор сохранилась в первозданном виде. Мало того, зайдя в храм, мы стали свидетелями венчания, которое проходило очень красиво: жених и невеста были в русских костюмах с ручной вышивкой, что было завораживающе красиво!
В городе можно посетить краеведческий музей, несколько старинных церквей и часовен, а также Троицкое и Вятское городища. Центральная часть города сохранила облик старинной купеческой слободы с верстовыми столбами, торговыми ларями и амбарами. Здесь в прошедшие века торговали пушниной и солью, зерном и медью, порохом и ружьями, восточными сладостями и иранскими подносами. Но главное украшение Чердыни – это почти полтора десятка православных храмов и два монастыря – мужской и женский.
Что означает метафора вспаханного и засеянного поля битвы
Кадр из фильма «Сердце пармы» (2022)
После разговора с воеводой и отказа править Пермью Михаил возвращается в родную Чердынь. Первым делом он идет на поле, где произошла битва с московитами, и решает засеять его, видимо, пшеницей. Таким образом он как бы «стирает с лица земли» следы кровопролитной войны, начинает новую главу жизни, своей и своего края, и вместе с тем совершает полезный для своей земли поступок – делает ее плодородной. Как объясняет в книге «Сердце пармы» Алексей Иванов, Михан понял, что за годы правления ничего не сделал для пермского края.
Сначала Михан трудится в одиночку, затем к нему присоединяются его дети и жители Перми – как доказательство тому, что народ все еще уважает князя и доверяет ему. Если у фильма «Сердце пармы» будет продолжение, в нем Михан наверняка вновь станет князем Перми. Герой сам сказал, что не откажется от титула, который был дарован ему Богом.
В книге «Сердце пармы» сюжетная линия Михана-земледельца масштабнее. Герой поселяется в доме крестьянина Нифонта. Михан и храмодел Васька Калина (Владимир Свирский) помогают Нифонту растить хлеб на его земле – там это не поле боя. Пермяки просят Нифонта не тревожить почву, чтобы не освободить ящера, который якобы заключен под землей. Завершив тяжелую работу с урожаем, Михан решает вернуться к княжеским делам.
Ах, фестиваль…
Сам этнофестиваль проходил неподалёку от Чердыни, в деревне с забавным названием Серёгово. Он показался мне весьма похожим на нашу кубанскую Атамань с радушным застольем, народными песнями, хороводами, старинными играми и загадками, с демонстрацией северных народных промыслов. Но всё равно таёжный колорит проглядывал везде: и в звучании народных песен, и в весёлых хороводах, и в самом говоре местных жителей. Продавали необычные для меня товары: кедровые шишки, варенье из морошки, брусники, клюквы. Повсюду банки с различными грибами – солёными, маринованными, сушёными. Поделки из берёсты, дерева, глины, меховые варежки и унты, шубы, фигурки животных из камня – всё было для меня непривычно! Историческая реконструкция меня, честно говоря, разочаровала. Наши южные реконструкторы более тщательно подходят к деталям одежды и исторической правде следуют даже в особенностях швов, тонкостях изготовления кольчуги и оружия, я уж не говорю о прочих. Мне сразу же бросилась в глаза обувь, никак не соответствующая той эпохе, а ещё больше раздражал ведущий рыцарских поединков, красующийся в модных солнцезащитных очках… Но это, конечно, не могло испортить ту атмосферу народного праздника, которого из-за пандемии ждали несколько лет. На большой поляне собралось множество творческих коллективов со всего Урала, которые не только пели и плясали, но и рассказывали сказки, проводили мастер-классы по изготовлению стеклянных бус, резке фигурок из мягкого камня, ковке, вышиванию, тиснению бересты и ещё куче различных ремёсел! Ежегодно праздник завершается поздней ночью сжиганием тотемного животного: лося, совы или рыбы, как в этом году.
Как рассказали участники фестиваля, в фильме самым причудливым образом переплелись подлинная история Урала, языческие верования вогулов и полёт фантазии автора романа. Не побывав в этих краях, не увидев медные пластины с изображениями человеколося – языческого тотема, древних икон, написанных не по канонам православия, невозможно до конца понять авторский замысел создателей фильма. Конечно, в нём мы увидим изобилие компьютерной графики, но не будем забывать про то, что в основе фильма всё-таки лежит наша многогранная история многонациональной страны.
Сергей НАЗАРЕНКО,
фото автора
Похожие фильмы
- «Царство небесное» (США, 2005): историческая драма Ридли Скотта о становлении крестоносцев;
- «Храброе сердце» (США, 1995): эпик Мэла Гибсона с ним же в главной роли о легендарном национальном герое Шотландии;
- «Игра престолов» (США, Великобритания, 2011-2019) – эпический сериал по романам Джорджа Мартина, вошедший в историю телевидения;
- «Викинги» (Ирландия, Канада, 2013-2020) – ещё один знаменитый сериал по мотивам исторических событий.
Автор статьи
Евгений Пинигин Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом — эзотерик, в настоящем — скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
Отличная статья!16Нет…3
Мощный антиколониальный антиимперский посыл
Тут даже есть свой Владимир Харконен
Значительная часть сюжета теперь смотрится особенно дико. Но на то и кино, чтобы вызывать споры и заставлять нас находить притянутые за уши аналогии с реальной жизнью (спросите любого фаната «Гарри Поттера»).
Орды московских стрельцов оккупируют Великую Пермь из-за имперских амбиций царя Иоанна Васильевича (но не Грозного, вот тут нас всех и подловили). Местные жители, плюнув на национальные и религиозные разногласия, пытаются дать отпор, но артиллерия, знаете ли, работает эффективнее вогульских наездников на бронированных лосях. Кровища в фильме льется похлеще, чем у Карпентера, того и гляди на экран ворвется Конан Варвар или Кулл. Батальные сцены, к слову, — мое уважение, кровь грязь и хаос соседствуют с тактическими уловками с обеих сторон.
В общем, люди при мне сидели как-то очень напряженно. Во время классического момента, монолога главного злодея, Иоанна Васильевича, случилось совсем неловкое: несколько человек в зале начали ему громко аплодировать. Речь была о том, что мы-де — Третий Рим, нужно перемолоть все народы в один, да придавить все эти окраинные племена во имя Великой Руси, а если уж руки в крови — такова планида. Ну, окей, кто я такой, чтобы спорить с великим царем, да еще и в исполнении Федора Бондарчука (который для меня навечно останется персонажем из «Даун Хауса»).
В общем, я тут наплел кучу бесполезного вздора, но так и не ответил, стоит ли идти. Стоит, но только если вы хотите этнографическое шоу с тоннами кровищи, и в вашем кинотеатре удобные кресла, иначе за три часа у вас отвалится задница. Еще советую брать с собой квас. На «Дюне» я пил литры воды, тут пошел квас — правильно подобранная жидкость добавляет какой-то новый уровень погружения.
Правда ли, что «Вызов» снимали в космосе
В сентябре 2020 года Роскосмос, Первый канал и киностудия Yellow, Black and White анонсировали драму «Вызов». В пресс-релизе, а позже и в рекламной кампании картину называли первым снятым в космосе художественным фильмом. Что не совсем так: например, в 1983 году вышла советская драма «Возвращение с орбиты» — уже там были кадры со станции «Салют-7». А в 2012 году на МКС сняли американскую короткометражную комедию «Апогей страха».
Режиссером «Вызова» стал постановщик «Холопа» и «Текста» Клим Шипенко. Дату полета назначили на 5 октября 2021 года.
Параллельно Первый канал запустил кастинг на главную роль. Участницы должны были записать кинопробу с письмом Татьяны из «Евгения Онегина». 13 мая 2021 года Роскосмос объявил результаты — победила актриса Юлия Пересильд, звезда военной драмы «Битва за Севастополь».
По словам Пересильд, на кастинг не повлияло качество исполнения монолога. Гораздо важнее была физическая подготовка.
Съемочная группа готовилась к полету несколько месяцев. Клим Шипенко и Юлия Пересильд тренировались в скафандрах, изучали конструкцию и оборудование Международной космической станции и корабля «Союз МС». Также они проходили испытания на центрифуге и в барокамере.
Фильм еще на этапе подготовки раскритиковали из-за организации съемок. Космонавт и исполнительный директор Роскосмоса Сергей Крикалев во время наблюдательного совета при госкорпорации якобы выступил против отправки Шипенко и Пересильд на МКС. Об этом сообщали источники объявленной иноагентом «Новой газеты». Крикалева перевели на более низкую должность советника, но уже через месяц восстановили в прежнем статусе.
Кроме того, космонавт и Герой России Федор Юрчихин публично заявил, что съемки фильма сильно повлияли на график официальных космических полетов в 2021 году.
5 октября 2021 года Клим Шипенко и Юлия Пересильд отправились в космос. На землю вернулись уже 17 октября, спустя 12 дней съемок. Корабль «Союз МС-18» с Климом Шипенко, Юлией Пересильд и космонавтом Олегом Новицким приземлился в степи Казахстана. После этого кинематографисты начали снимать сцены на Земле.
Юлия Пересильд в интервью делилась впечатлениями от космических съемок: «Безумно скучаю по МКС. В полете мне было невообразимо хорошо. Как почему-то почти не бывает на Земле».
Сатирический сайт ИА «Панорама» выпустил шуточный материал об утере сделанных на МКС видеозаписей. На текст отреагировали и возглавлявший на тот момент Роскосмос Дмитрий Рогозин, и пресс-служба самой госкорпорации, и Юлия Пересильд. «Никто не допустил бы подобного, — заявила актриса. — Заранее был организован канал связи, по нему после каждой смены перегоняли отснятое, как это делается на любой киносъемочной площадке. Конечно же, мы перестраховывались».
Объяснение концовки
Смысл концовки фильма «Сердце Пармы» (и этим он выгодно отличается от книги) в попытке примирить всех со всеми. Не зря Михаил после вынужденного кровопролития приходит к созидательной деятельности, не зря просит у бога прощения. По сути, он его и получает в виде поддержки детей и людей, которые по-прежнему считают его своим князем. Прощает он и сам – отпускает свою обиду к Тиче (взгляд в сторону и пауза) и обнимает её. Объяснение концовки такого: то, что было – было страшно, жестоко и неприемлемо, но это прошло. Вероятно, всё ещё повторится множество раз в будущем, ведь люди пока не научились жить в мире. И это придётся принять, как бы не было тяжело.
Даже горящая Золотая баба Сорни най – не символ крушения «неправильной» веры и торжества «правильного» христианства. Это просто отражение факта: религии и люди, воюя друг с другом, сменяют друг друга, но всё это часть большой истории, которую стоит просто принять.
Кадр из фильма.
Масштабный фильм длительностью почти в 3 часа
Готовьтесь сразу к тому, что эта экранизация займет у вас достаточно много времени.
Режиссер Антон Мегердичев, снявший «Движение вверх», смог по-настоящему проникнуться эпохой и передать её зрителям на больших экранах. Но не без огрехов, коих тут достаточно много.
Давайте разбираться по пунктам.
1. Это очень масштабное кино. Чувствуется, что на фильме решили не экономить — бюджет составил 670 млн рублей. Съемки проходили в Перми, и в них принимали участие в основном местные жители.
Графикой авторы пользовались мало (но когда надо, то крайне эффектно), что дополнительно притягивает к экрану. Все декорации выглядят натурально. Под Губахой даже выстроили деревянную крепость, которая впоследствии стала туристическим объектом.
2. Это в первую очередь фэнтези. Да, фильм основан на реальных событиях, но он всё-таки их изображает с художественной точки зрения. Он не демонстрирует те самые события так, как это было в действительности, а сильно меняет под себя.
Если сравнивать это кино, например, с «Властелином колец», то это выглядит дешевым аналогом. А если с недавним «Тоболом», то чувствуется, как оно отличается в лучшую сторону, хоть и ощущается сериалом, который смонтировали в фильм.
Тут и вылезает главная проблема новинки — нет чувства цельной картины. Кажется, будто экранизацию изначально планировали рассказывать частями, но в последний момент передумали.
3. История сама по себе достаточно простая. Это и плюс, и минус одновременно.
С одной стороны, зрителю пытаются донести смысл настолько легко, чтобы каждый мог понять, о чем кино. С другой, выглядит это топорно и сумбурно. За почти 3-часовой хронометраж авторы не смогли рассказать историю должным образом.
При этом фэнтезийные элементы выглядят местами чересчур наигранно, хоть и достаточно натурально.
Фильм не пытается поднимать какие-то сложные темы, а лишь рассуждает на тему того, какие люди разные. По этой причине здесь нет внятного главного героя, а их несколько, равно как и со злодеями
Таким образом режиссер и сценаристы попытались не делать акцент на ком-то одном, а наоборот распространяют внимание зрителя на всех и сразу
Сами персонажи яркие и интересные, но ситуации, в которые их отправляют, не кажутся какими-то захватывающими или хоть сколько-нибудь заманчивыми. Нет, есть тут и хорошие сцены, которые подогревают интерес, но что-то прямо-таки запоминающееся на долгие годы вряд ли получится найти. Разве что финальная битва.
Актерский состав не самый известный, но вполне адекватный. Они играют ровно те роли, которые им заложили авторы. Тот же Александр Кузнецов вполне живо изображает князя Михаила и его взаимоотношения с возлюбленной ведьмы-ламии Тичерти в исполнении Елены Ербаковой.
По сути, фильм держится в основном за счёт их любовной линии, а остальное отходит на второй план. Трейлеры очень обманчивы, они показывают абсолютно другое. Так что не советую их включать перед просмотром.
Историческая основа
Некоторые свидетели съёмок фильма уже сейчас называют его новой «Игрой престолов». Значительная часть фильма построена на подлинной истории Камской Чуди. Чердынский кремль выдержал одиннадцать нападений сибирских, татарских и вогульских полчищ, но ни разу не был взят! Многие герои фильма имеют своих подлинных исторических героев, живших в тех краях в середине пятнадцатого и последующих веков. Одним из актёров, принимавших участие в съёмках этого фильма, был Сергей Пускепалис, сыгравший роль воеводы. К большому сожалению, этот замечательный актёр погиб, перегоняя автомобиль с необходимыми вещами для воинов Донбасса…
В центре города стоит часовня в память о 85 воинах, возле которой находится чугунная плита с именами всех воинов и надписью: «Сии страдальцы побиени быша при нашествии на град Чердынь Нагайских татар в 1547 году января 6 дня в деревне Кондратьевой Слободе Чердынского уезда в 50-ти верстах от города Чердыни, вниз по течению реки Вишеры». А в местном краеведческом музее можно увидеть икону с образами всех погибших за родную землю воинов! Тела их погребены в Чердыни в приходе Успенской церкви, а имена означены на чугунной плите над могилою, над которой устроена каменная часовня, где совершаются ежегодно панихиды шестого января.
Но крещёные вогулы всё равно где-то в глубине души сохранили своё языческое наследие. К убиенным чердынцы обращались за молитвенной помощью. Особенно воины помогали при потерях. Если у кого-то терялась овца, крестьянин шёл в часовню и ставил воинам свечку. Когда животное находилось, крестьянин стриг с неё шерсть и часть этой шерсти нёс к часовне. У входа в неё была икона Спасителя с ягнёнком на плечах, эту шерсть как бы отдавали в дар Спасителю, помещая рядом с иконой.
Работники музея радушно меня встретили, по-детски удивились, что с далёкой Кубани кто-то интересуется жизнью Чердыни. Одна из работниц музея, Светлана Кирьянова, даже провела для нас персональную экскурсию по музею и посоветовала побывать на ежегодном этнофестивале «Зов Пармы», объяснив это тем, что среди участников очень много людей, которые принимали участие в съёмке массовых сцен в фильме. Через социальные сети Перми, Губахи, Чердыни, Березников проводили кастинг. Предпочтение отдавали нескольким типам внешности: татарской, башкирской и славянской. В фильме можно будет увидеть и вымышленный народ, живущий на реке в домах на сваях. Их внешность близка к знакомым нам эльфам: беловолосые, голубоглазые, в одежде из рыбьей кожи. Фильм должен поразить зрителя ещё и тем, что в нём приняли участие более полутора тысяч человек!
«Д’Артаньян и три мушкетера», или как Львов стал Парижем
«Парижские» сцены советской киноленты «Д’Артаньян и три мушкетера», снятой по мотивам книги писателя Александра Дюма, в основном были записаны во Львове. Одесская киностудия выбрала максимально близкое для себя место, сохранившее подходящие архитектурные памятники. К примеру, там был Свиржский замок первой половины XVI столетия, который перестроили в середине XVII века. Как раз такой вид подходил съёмочной группе.
А резиденцию капитана де Тревиля «сыграл» дворец Потоцких на улице Коперника, 15 во Львове. Его построили ближе к концу XIX столетия, в 1880 году, однако проектом по строительству замка занимался француз Людовик де Верни, отразивший в здании черты родной архитектуры.
Ещё один знаменитый «мушкетерский» адрес Львова — двор Армянского собора на одноименной Армянской улице в старом городе. Там снималась тройная дуэль мушкетёров. Ещё в 1370 году армянская диаспора возвела кафедральный собор на местах современного Львова, чем и воспользовалась съёмочная группа.
В качестве «замка Бэкингема» подошёл Олесский замок — свободное здание в Львовской области. Засветился в этом кино и второй из знаменитейших дворцов Западной Украины — Подгорецкий, построенный в Бродовском районе. Он сыграл роль парижской Ратуши, в которой проходил бал с Марлезонским балетом.
Осада Ла-Рошели — финальная сцена картины. За этот портовый городок, полный гугенотов, в «Трёх мушкетерах» отдувается Хотинская крепость в Черновицкой области Украины. Данный замок был построен в конце XV столетия.