Невьянская икона: история уральской иконописи

Невьянская икона: история уральской иконописи

Невьянская наклонная башня

Главная достопримечательность города – Невьянская наклонная башня. Увидеть это овеянное тайнами и легендами архитектурное сооружение ежегодно приезжают более 100 тысяч человек со всего Урала, из России и зарубежья. Благодаря башне Невьянск превратился в один из крупнейших туристических центров в Свердловской области.

Загадок у башни — тьма. Начиная с того, что не известно даже кто и когда ее построил (лишь принято считать, что, скорее всего, это был 1725 год), заканчивая слуховой комнатой и легендами о подземельях, в которых якобы тайно плавили серебро и золото.

Башня – наклонная (но при этом не падающая). По легендам она покосилась из-за демидовских грехов. Однако все куда прозаичней. Наклон появился еще во время первой стадии строительства из-за движения грунта. Это следует из того, что нижняя часть наклонена сильнее, а чем выше, тем угол наклона меньше, поскольку ее пытались выровнять.

На шпиле башни впервые в мире был применен громоотвод, за несколько лет до его официального открытия.

На Невьянской башне исправно работают куранты английского производства. На колоколах курантов сохранилась надпись: Richard Phelpsi Lonpini Fecit 1730», что в переводе с латинского означает: «Ричард Фельпс, в Лондоне сделано, 1730». Ричард Фельпс был мастером литейного цеха в Лондоне, и колокола его работы установлены на курантах собора Святого Павла. Обстоятельства приобретения курантов Демидовыми неизвестны.

В советское время куранты не работали, пока не были восстановлены в 1970-х годах местным умельцем Александром Саканцевым.

Во время экскурсии по башне туристы видят театрализованное представление. Акинфий Демидов предлагает гостям самим изготовить памятную монету.

Кроме того, в одном из помещений башни воспроизведена сцена проверки Демидовым работающих в подвале рабочих.

Экскурсантам показывают и тайную внутристенную лестницу, приводящую в пробирную — «лабораторию».

Наибольшим интересом среди туристов пользуется так называемая слуховая комната. С виду это обычное помещение, но если два человека встанут в противоположные углы комнаты лицом к стене и кто-то из них будет еле слышным шепотом произносить слова, то другой не только их услышит, но почувствует, что звук буквально обрушивается на него. Этот эффект объясняется сводчатым потолком. Звук как бы стелется, скользит по своду узкой полосой, практически не отражаясь и не поглощаясь на своем пути.

Попасть в башню можно только с экскурсией, группой. Записываться стоит заранее, особенно если едете в выходные.

Невьянская башня – самая известная архитектурная достопримечательность Свердловской области. Она является памятником истории и культуры федерального значения.

По соседству с башней, в краснокирпичном восстановленном здании электростанции XIX века, размещается Невьянский историко-архитектурный музей. В современно оформленном музее представлены экспонаты из истории Невьянского завода.

Координаты Невьянского историко-архитектурного музея:

Невьянск, площадь Революции, д. 2. Телефон: (34356) 2-25-01, 2-27-13, 2-20-56. Сайт: museum-nev.ru.

Единый архитектурный ансамбль с башней и музеем-электростанцией образует стоящий здесь же Спасо-Преображенский собор.

Храм был заложен в 1824 году, а освящен – в 1830-м. Построен на средства заводчиков Яковлевых. В советское время разделил судьбу большинства церквей и был закрыт, отойдя Невьянскому механическому заводу. После советского погрома восстановлен в 2003 году.

Спасо-Преображенский собор по праву считается один из самых красивых и величественных храмов Урала. Колокольня храма достигает в высоту 64 метров и является одной из самых высоких на Среднем Урале.

В сотне метрах от этого архитектурного ансамбля – Невьянский пруд. Это первый заводской пруд Среднего Урала. В прошлом золотосодержащее дно пруда перелопатила драга. Сейчас пруд имеет статус гидрологического памятника природы.

В Невьянске сохранилось много старинных, купеческих домов

Памятников истории и архитектуры здесь порядка 60, правда состояние большинства из них неважное

Щепная икона

Щепная икона (на щепе) в ХIХ веке расходилась по России в огромных количествах. Известно, что одна семья делала в неделю до шестисот таких икон. Потом их убирали фольгой (иногда их называют подфолежные, потому что икона не прописывалась полностью, и из-под фольги видны были только лики и кисти рук), бумажными цветочками и помещали в недорогие киоты. Эти иконы и тогда были доступными и недорогими? и сейчас продаются за сущие копейки, при этом они очень трогательные и выразительные.

Однажды один ярославский собиратель подарил мне небольшую коллекцию щепных икон. Я вижу в них сочетание наивности с изысканностью, и кроме того они напоминают мне знаменитый фаюмский портрет:

Щепная икона

Щепная икона (на щепе) в ХIХ веке расходилась по России в огромных количествах. Известно, что одна семья делала в неделю до шестисот таких икон. Потом их убирали фольгой (иногда их называют подфолежные, потому что икона не прописывалась полностью, и из-под фольги видны были только лики и кисти рук), бумажными цветочками и помещали в недорогие киоты. Эти иконы и тогда были доступными и недорогими? и сейчас продаются за сущие копейки, при этом они очень трогательные и выразительные.

Однажды один ярославский собиратель подарил мне небольшую коллекцию щепных икон. Я вижу в них сочетание наивности с изысканностью, и кроме того они напоминают мне знаменитый фаюмский портрет:

Музей «Дом Невьянской иконы»

В XVIII-XIX века Невьянский завод был оплотом старообрядчества. Преследуемых властью и церковью старообрядцев охотно принимали в Невьянске. Многим Невьянск обязан именно им. В те же века Невьянск прославился великолепной невьянской старообрядческой иконой. От традиционной иконы она отличается яркостью, изяществом и красотой. Невьянская иконопись представляет собой уникальное явление русской художественной культуры, получившее распространение и за пределами Урала. Невьянские иконы были у заводчиков Демидовых, Яковлевых, у купца Харитонова и других.

В настоящее время в городе создана светская иконописная мастерская, при ней работает частный музей «Дом Невьянской иконы».

Иконы мастерской можно увидеть в Храме-на-Крови в Екатеринбурге, в других городах России. Есть иконы невьянской мастерской и за пределами нашей страны. Например, у королевы Великобритании Екатерины II в Букингемском дворце.

Здесь представлена коллекция из более чем 300 образцов невьянской иконописи. В музее можно увидеть как экспонаты, которым несколько столетий, так и красочные современные иконы. Расположен музей всего лишь в нескольких минутах ходьбы от Невьянской башни.

Адрес музея: г. Невьянск, ул. Красноармейская, 2. Тел.: +7 (34356) 2-40-05. Сайт: www.new-ikona.ru.

Уральская иконопись Возрождение невьянской школы

У истоков иконописной школы Невьянска стояли староверы, бежавшие в XVII веке из центра России от церковных реформ. Особый вклад в развитие направления внесли династии старообрядцев Богатыревых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных.

Традиции, заложенные старообрядцами, связаны, прежде всего, с написанием «плоских», аскетичных ликов, удлиненных фигур, утонченных поз. В работах присутствуют некоторые приемы, характерные для эпохи Возрождения: травные орнаменты, прорисовка самых мель-чайших деталей. Встречаются и элементы стиля барокко: пышные картуши, вычурные завитки, тяжеловесные узорчатые драпировки. Художники активно используют золото в своих работах — им прорисовывается одеяние святых, оформляется поверхность иконы, им же создается фон для написания ликов. Золото играло особую роль в написании икон: оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, добро. Невьянские иконы отличаются также цветовой палитрой. Оттенки красного варьируются в одном произведении и даже в отдельно взятой фигуре. Богата палитра зеленого и синего с нюансами голубовато-зеленых тонов. Уральские иконописцы использовали кармин, киноварь, краплак и бакан. Их сложными сочетаниями и объясняется богатая и радостная невьянская цветовая гамма.

С начала XIX века в невьянской иконописи появляются черты классицизма. Мастера начинают изображать на иконах архитектурные постройки и детали в трехмерном пространстве, что делает их более реалистичными. Лики святых пишутся очень тщательно: детально прорисовываются глаза, формы губ, подбородка, носа и щек.

Говорят, в XX веке традиции невьянской иконописи были утеряны. Старые мастера умерли, в связи с гонениями на церковь передать мастерство было некому. Но за последние 20 лет в Невьянске появились новые мастера. Под одной крышей в «Доме Невьянской иконы» иконописцев собрал Петр Савкин, председатель правления фонда «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов». Сегодня работа мастеров организована так, что и традиции соблюдаются, и новые формы развиваются. К старинным технологиям изготовления икон добавились современные: берестяная икона – очень теплая, душевная, родная, ее приятно держать в руках, медная – одухотворенная, тонкая, изысканная, богато украшенная каменьями. Икона — традиционный подарок в России.

Заказать сейчас!

Здесь могла быть ваша реклама!

https://nashural.ru Вашу рекламу увидят тысячи людей в день Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Большая часть населения Урала — старообрядцы, среди которых были талантливые художники

Невьянская икона старообрядческая и поэтому вызывает ассоциации с часовенными. Большая часть населения Урала — старообрядцы, которые бежали в эти места по причине преследования царских и церковных властей. Именно среди этих людей было много талантливых художников и иконописцев.

В описных книгах 1702 года, иконы отмечены, как казенное имущество после передачи Невьянского завода Никите Демидову.

Никите Демидову принадлежал Невьянский завод, вместе с Невьянскими иконами мастеров-иконописцев

Запись в книге гласила:

Все иконы перешли к Демидову вместе с заводом. Можно предположить, что иконы эти были местного происхождения.

Невьянский завод конца 18 века. Все это принадлежало Никите Демидову

В переписной книге было указано имя промышленного человека Григория Яковлева Иконника, 50 лет. Возможно, именно этот человек занимался иконописанием, что подтверждают данные ландратской переписи Невьянских заводов.

На то время, это был единственный момент, говорящий о самом раннем свидетельстве, о существовании и работе иконописцев. При этом свидетельства не только о Невьянске, но и на уральских заводах вообще.

Также в переписной книге идет свидетельство о Григории и Семене Яковлевых, которые возможно были братьями. Видимо, они были иконописцами, потому что сыновья Семена в ландратской переписи завода названы как дети Иконникова.

1717
к этому году Невьянск стал одним из крупнейших населенных пунктов Урала

Но скорее всего иконописного мастерства им отец передать не успел, потому что умер довольно рано.

К 1717 году Невьянский завод насчитывал 300 дворов. И после чего превратился в один из крупнейших населенных пунктов Урала. С 1731 года на Невьянском заводе занимался иконным мастерством Иван Козьмин Холуев. По своим собственным словам, иконописью он обучался где-то в нижегородских краях.

Также в документах сообщается и о других иконописцах того времени. Сведения о первых мастерах иконописцах горнозаводского Урала заставляет обратить свой взор на мастеров, которые считались основоположниками иконописания на заводах.

В изучении этого вопроса начал заниматься один француз в 1920 годы. Свои результаты он представил на заседании Уральского общества любителей естествознания.

Француз побывал во многих часовнях и частных домах города Екатеринбурга,  на Нижне-Тагильском и Невьянских заводах. Особую ценность он придает тому факту, что смог разыскать иконописца в третьем поколении Г. С. Романова, который помогал ему в этом деле.

Французу назвали четырех мастеров указанного периода времени. Среди них были отец Григорий Коскин, Григорий Перетрутов, отец Паисий и Тимофей Заверткин.

Архитектурные достопримечательности Невьянска

• Невьянская наклонная башня Демидовых – символ города, которая находится в центре Невьянска. Башня возведена в 18 столетии, по указу А.Демидова.

Вокруг уникального здания и его наклона, ходит множество легенд и версий. Приехав в башню на экскурсию, можно получить демидовскую монетку, отчеканенную сотрудниками музея. Побывать в слуховой комнате, акустика которой позволяет услышать шепот в любой точке помещения.

В башне находятся старинные музыкальные часы с курантами, построенные часовыми мастерами еще в 1730 году.
Наклонная башня – основной туристический объект города, увидеть который приезжают сотни туристов, в том числе и иностранных.

• Дом кузнеца Кириллова – это самый красивый дом не только в Невьянске, но и во всей России.
Дом расположен в окрестности Невьянска, в селе Кунара. Его легко найти на карте. Деревянный дом имеет множество резных украшений, в виде цветов, богатырей, птиц, солнца.

• Спасо-Преображенский собор расположен в центре города, не далеко от наклонной башни. Собор был построен в первой половине 19 столетия.
Старинный храм был закрыт в 30е годы прошлого столетия, а здание использовали под склад и производство. За это время собор существенно пострадал.

С 90х годов 20 века собор вернули верующим, и после долгой реконструкции, с 2003 года здесь проводят службы для верующих прихожан.

• Церковь Троицы Живоначальной была возведен в 1853 году в смешенном русско-византийском стиле.

С приходом советской власти храм был закрыт и разграблен. Его помещение занимали под музей и комбинат.
С 1995 года храм подлежал восстановлению и сегодня проводит Богослужения.

Cундук из икон

Увидел сундук в Вологде у Миши Сурова (Михаил Васильевич Суров, политик). Вцепился в него, и Мише ничего не оставалось, как подарить мне его для музея. Сундук как сундук. Крепкий, добротный. Закрывается без щелей, с замочком. Сделан из икон. Из ростового образа Николы и из Александра Невского. Причем мастер, который получил эти иконы на складе, постарался сделать максимально уважительно. На передней части Никола практически нетронут, только ноги опилены — они пошли на тыльную сторону, а Александр Невский пошел на торцы. Сундук происходит с Верхней Ваги.

А вот замечательная икона «Единородный Сын» — она тоже происходит из Вологды. В 1929 году она была выдана со склада завхозу школы, и велено ему было сделать из этой иконы школьную доску. Однако завхоз бережно спрятал икону на чердаке, а для школьной доски нашел какой-то другой материал. «Единородный Сын» пролежал на чердаке до 2002 года. Внуки завхоза нашли эту икону, продали московскому коллекционеру и купили на эти деньги квартиру. Теперь икона у нас в музее.

Частный музей «Невьянская икона»

— Музей мы открыли в 1999 году. Это был первый частный музей иконы в России. Идею открытия такого музея мне подсказал известный екатеринбургский собирател Юрий Михайлович Рязанов.

Я много думал об этом. Иконы занимали половину моей квартиры, они находились в офисе, у многочисленных друзей, в нескольких реставраторских мастерских. Переговоры с властями о предоставлении мне помещения под музей, начавшиеся еще в 1997 году, затягивались. Вот уж я набегался. И в это время судьба мне улыбнулась — Анатолий Иванович Павлов отдал мне первый этаж своего особняка и еще две комнатушки впридачу.

Вошло все. В одной комнатке мы с Максом (Максим Петрович Боровик, директор музея) сделали хранилище, другую заняли реставраторы. Уже после открытия, когда икон стало больше, реставраторов переселили, хранилище освободили. Все развесили по своему разумению. Вопрос о развеске был очень сложным. Скажите, как развешивать? По сюжетам? По хронологии? По разделам? По мастерским? Непонятно. Да и опыта не было. Сделали все по наитию. Начали экспозицию с самых ранних, плавно перешли к поздним. Время показало, что мы были правы. Экспозиция получилась стильной и гибкой. Самое главное — с ней можно было работать.

Невьянская икона существовала документально с 1734 г. (икона «Богоматерь египетская» до 1919 г. (Спас Вседержитель). Фактически — у нас есть более ранние невьянские иконы, и мы знаем о последних тайных иконописцах в 1950-х гг. Явление, которое мы называем «Высокий Невьянск», практически не перешагнуло рубежа XVIII века. С воцарением Александра I, с распространением единоверия и подъемом промышленности на Урале, невьянское иконописание вышло на новый виток. По заказам разбогатевших заводчиков, откупщиков и золотопромышленников, невьянские мастера из династии Богатыревых создавали роскошные шедевры вплоть до конца 1830-х годов, но настоящие, строгие и истовые невьянские иконы остались в XVIII в. Вот, в общем-то, и все.

Представляете: Урал, маленький Невьянск, старообрядческий центр, несколько мастерских, всего сто лет иконописания. Жизнь бурлит: то облавы, то обыски — прятались в скитах. На продажу не писали. Только под заказ (если заказа не было, вообще не писали). Иконописцы — уважаемые, все грамотные. Заказчики — тоже грамотные, искушенные и очень богатые старообрядцы. Знали, что желают получить за свои деньги. Кроме того, все искренне верующие, готовые за веру хоть в огонь. В буквальном смысле. Вот отсюда и явление — Невьянская икона. Невьянских икон мало. Иногда мы вынуждены брать то, что заведомо не восстановить. Просто из-за фрагментов. Скоро не будет и этого. В чем суть музея? Не дать явлению исчезнуть

Считаю, у нас получилось. Вообще музей живой. Вход бесплатный. Посетителей много. За первые пять лет — 150 тыс. человек. Мы все время что-нибудь делаем. Ездим в экспедиции, издаем книги и альбомы, проводим выставки. Первая выставка музея за пределами Екатеринбурга прошла в мае 2005 года в Ферапонтово. Причем, мне очень приятно, что она была именно в Ферапонтово. За 2,5 месяца прошло огромное количество народа. Потом иконы на несколько месяцев переехали в Ярославль. Был очень сильный резонанс.

Много икон нам подарили. Среди дарителей губернатор Эдуард Россель, мой друг и компаньон Вадим Чуркин, мой товарищ и добрый человек Игорь Алтушкин, многие екатеринбургские и московские коллекционеры и реставраторы. Всем им огромное спасибо!

Я очень люблю Музей. Полагаю, что это лучшее дело, что я сделал в своей жизни

И, может быть, самое важное

Старые мастера

Харлампий чрезвычайно почитался нашими старообрядцами. Дело в том, что святой, являясь ревнителем истинной веры, имел очень большой авторитет в народе, и поэтому подвергался всяким мучениям и казням от начальства. Но все ухищрения и злые козни обращались против самих мучителей. Харлампий, человек сильный и великодушный, всегда своих мучителей прощал.

Когда начальник пожелал драть тело Харлампия железными кошками, руки его отсоединились и повисли на теле святого. Харлампий его пожалел, они потом обратно сделались. А игемон Лукиан плюнул в Харлампия, и голова Лукиана тут же развернулась на 180 градусов. Харлампий его простил, и голова обратно повернулась. По-разному пытались мучать святого старца, и привязали его к коню. А конь повернулся к мучителям и говорит человеческим голосом: «Ну вы и дураки!». И тогда решили Харлампия казнить. И в ночь перед казнью старец удостоился беседы со Спасителем. И Спаситель спросил осужденного: «Друже Харлампий, что ты хочешь, чтобы я для тебя сделал?». Харлампий ответил просто: «Боже, где я буду похоронен, пусть та земля будет вовек плодородной и не знает бед». «Будь по-твоему» — сказал Господь. А утром, когда пришли, чтобы забрать Харлампия на казнь, он, не дожидаясь этого торжественного момента, взял да и тихо умер своей смертью. В возрасте 113 лет! Представляете, какой посыл недоброжелателям?!

В земледельческих регионах Харлампий почитался как охранитель урожая, а здесь, на горнозаводском Урале, он хранил от внезапной смерти без покаяния. На этой иконе более 90 ликов. Все рельефные, наплавлены белилами во много слоев и завершены тончайшей «отборкой», такой прием у иконописцев. Одежды в большинстве своем богато орнаментированы, а лики, большей частью, характерные. Любой из ликов, кроме центрального, можно закрыть спичечной головкой. А вот когда ангелы берут душу Харлампия, и возносят ее к Господу, лик души гораздо меньше спичечной головки, вот, посмотрите.

Эта икона, несмотря на ее очень высокий уровень, не выпадает из общего контекста современных ей Невьянских икон. То есть, такой уровень был правилом, а не исключением.

Верхние и Нижние Таволги

Далее по трассе туристам встретятся Верхние и Нижние Таволги. Таволга – это лекарственная трава (она же лабазник). Она в обилии растет вдоль текущей здесь речки Таволги.

Обе деревни известны своими гончарными ремеслами. Этот промысел получил развитие благодаря местной высококачественной красной глине. До революции в этих деревнях работали десятки мастерских.

В Нижних Таволгах работает предприятие «Таволжская керамика» (бывший Невьянский завод художественной керамики). В 2013 году на его территории построили пару гостевых домиков, в которых можно остановиться. В планах построить для туристов целую деревенскую улицу с выходом на природу.

На предприятии «Таволжская керамика»

Директор предприятия А.Г. Назаров

Здесь же, в Нижних Таволгах (на въезде в деревню слева), стоит дом потомственного гончара Сергея Масликова. Семья Масликовых ждет туристов на экскурсии и мастер-классы.

Сергей увлекательно рассказывает о своем промысле, разбавляя это забавными шутками. Гончарный промысел не так прост, как может показаться со стороны. Для того, чтобы вылепить какое-то изделие, нужно проделать немало действий. Сергей интересно рассказывает как «воспитывали» глину и изготавливали гончарные изделия в прошлом и как это происходит сейчас. Между прочим, только в семье Масликовых на гончарные изделия в год уходит 10-12 тонн глины.

Желающие здесь могут потренироваться в изготовлении горшков на гончарном круге и лепке игрушек. После этого хозяйка мастерской напоит целебным чаем из таволги с блинами.

Телефоны гончарной мастерской Масликовых в Нижних Таволгах: 8-952-14-34-449, 8-912-61-48-837. Сайт: gonchar-iz-tavolog.ru

Аналогичная мастерская есть и в Верхних Таволгах. Она принадлежит уже упомянутому выше предприятию «Таволжская керамика». Осмотрев расположенный здесь музей, можно попробовать себя в лепке и раскрашивании глиняных изделий, а получившийся шедевр взять себе на память. Также можно заказать обед. На территории «Таволжской керамики» построена старообрядческая часовня.

Телефоны «Таволжской керамики»: 8-982-658-17-30, 8-953-003-80-17. Сайт: tavolgatur.ru

Записываться на экскурсии в гончарные мастерские стоит заранее.

Из старенького

«Вдали клочок озера и верхушки башен. Масса домов по сторонам. Озеро раздвигается, башни растут и растут. Одна оказалась соборной колокольней, а другая выстроена в 1725 году, по образу московских кремлевских, только значительно их выше. Она покосилась на одну сторону, как знаменитые кампанеллы Пизы и Болоньи…

Уже стемнело, когда мы проезжали по широким улицам этого завода, который по величине своей побольше иного города. Вон яркое пламя блеснуло нам навстречу. Оказалось, что его выбрасывала домна, выбрасывала вверх, выбрасывала в круглые окна, выбрасывала вверх, выбрасывала в круглые окна, выбрасывала еще в открытое устье печурки, откуда лилось в это время поспевшее чугунное молоко…

С Невьянскою наклонною башнею связано много преданий. В ее подземельях и народ топили, в ее закоулках людей замуравливали, в ее черных казематах и застенках держали вредных и опасных супротивников. Правда ли это или нет – стены не расскажут никому; на каменных полах не проступает кровь, когда-то пролитая. Царство призраков стало уделом сказок; видения уже не являются любопытному туристу с сказаниями о тайнах и ужасах, когда-то совершавшихся под этими мрачными, тяжелыми сводами. Легенды осталось в народной памяти, и народ упорно связывает их с этой старой башней; народ говорит о ней то, что не скажут выходцы с того света, народу каждое пятно на этих онемевших стенах кажется следами убийств, каждый загадочный шум в стене – стонами когда-то замученных в каменных мешках жертв; вой в верхних галереях – воплями их: «в подвалы-то уже лучше не ходите! Там страхи». Расспросите какие страхи, — оказывается, что белое мелькает в воздухе, чудятся скелеты, цепляющиеся по стенам, как цеплялись они, когда вода заливала эти подземелья; слышится стук костей по углам и традиционное бряцанье цепей…»

В.И. Немирович-Данченко, фрагмент из книги «Кама и Урал» (1890 год)

Экспозиция

В качестве основной идеи музея называется сохранение этого отдельного вида искусства и продолжение жизни иконописи как явления.

Экспозиция музея насчитывает около 300 икон, основная часть которых имеет драматичную судьбу: изделия рубили топорами и пытались сжечь, глаза у ликов святых были выцарапаны, многие иконы были изрезаны. В пору массового закрытия церквей почти все имеющиеся иконы отдали населению на колхозные нужды. Впоследствии часть была отреставрирована, но многие сохранили свой первоначальный вид. Именно они стали отдельной экспозицией, напоминая гостям музея о вандализме, еще не так давно процветавшем в стране.

Невьянская Икона

Экспозиция часто приводит к появлению неоднозначных эмоций у людей, по этой причине рядом с ней висит уточняющая записка, которая сообщает, что выставка является исторической и демонстрирует поврежденные иконы исключительно в просветительских целях, не желая при этом оскорбить чувства верующих. К слову, в 2017 году музей уже хотели засудить по этой статье из-за присутствия в его пространстве сундука, сколоченного из икон.

В качестве самостоятельного ответвления уральского горнозаводского старообрядческого иконописания в музее представлена Красноуфимская икона.

Для создателей долгое время оставался спорным вопросом тот момент, по какому принципу должны быть размещены экспонаты. Нужно ли учитывать хронологию или иконы следует распределить по разделам и мастерским? Конечное решение стало вполне удачным: человек, зашедший в музей и двигающийся от входа по часовой стрелке параллельно стенам, заметит изменения, которые произошли с иконописью на протяжении всего времени. По центру зала под стеклом можно увидеть иконы с единым сюжетом, при этом они созданы разными мастерами. Данная демонстрация позволяет отметить индивидуальные черты исполнения каждого отдельного художника.

Музей располагает не только местными, исконно уральскими произведениями, но и предлагает гостям оценить иконы Русского Севера XVII века.

Кроме икон музей может похвастаться различными старорусскими книгами, некоторыми предметами утвари, медной пластикой, настенными листами и скульптурами. В качестве наиболее любопытных и оставляющих сильное впечатление экспонатов посетители отмечают деревянную модель храма с качественной проработкой даже самых мелких деталей.

Невьянская Икона

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: