Обзор лучших музеев перми в 2023 года

Как правильно ответить на задания викторины учи.ру «открываем пермский край»

Геймификация: ретроспектива

Термин «геймификация» (от англ. game — игра) появился в 2002 г. В научный оборот его ввёл программист и криптолог Ник Пеллинг. Первоначально термин использовался в среде разработчиков онлайн-игр как научное описание визуализации некоторых игровых персонажей. Однако с развитием онлайн-игр значение термина расширилось. Геймификацией стали называть все расширения для пользователей, направленные на повышение лояльности игроков и удержания их в игровом процессе. Со временем термин «геймификация» стал активно применяться и в оффлайн-среде.

Именно геймификация позволяет добавить динамику в статичные музейные экспозиции. Благодаря правильно выстроенной механике игры посетителям проще воспринимать сложную информацию о тех, или иных исторических событиях.

Музей театральных кукол Сергея Образцова

  

Крупнейшая в России и мире коллекция кукол-артисток находится в самом необычном детском театре столицы. Уникальный музей, который познакомит вас почти с 4 тысячами игрушек-исполнителей, участвовавших в спектаклях.

В витринах музея маленькие посетители могут увидеть и внимательно рассмотреть не только внешность необычных кукол, но и узнать о различных возможностях их «оживления». В этом удивительном музее много «заграничных гостей», народных и авторских кукол из самых разных стран.

Особенно радостно будет маленьким зрителям смогут увидеть и героев любимых спектаклей.

Адрес: Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 3

Телефон: (495) 699-33-10

Автоматоны-фейки: Турок-шахматист и Железный мужик Ивана Грозного

Конечно, под видом автоматонов иногда демонстрировались игрушки, управлявшиеся сидевшими внутри людьми. Самый знаменитый из таких фейков – шахматный автомат «Турок», которого в 1769 году в Вене представил его создатель барон Вольфганг фон Кемпелен (1734-1804).

Шахматный автомат «Турок»

Деревянная фигура турка в тюрбане и с трубкой сидела за большим ящиком, на котором находилась доска. Перед сеансом изобретатель открывал дверцы ящика и показывал внутреннее устройство «турка». Чтобы начать игру, Кемпелен заводил механизм, крутя ручку, и турок, взяв фигуру, делал первый ход в партии. Автомат требовал постоянного подзавода – барон делал это после каждых 12 ходов. 

Автомат неизменно обыгрывал своих соперников. Император Иосиф II решил показать ее в Европе – в Париже автомат обыграл Бенджамина Франклина, американского посла во Франции, а затем был представлен Екатерине II в Петербурге. Императрица пытливо рассматривала механизм, не в силах поверить в его реальность, потом пыталась купить его у Кемпелена, но изобретатель отказал – дескать, автомат требует обслуживания, которое может обеспечить только он сам, а переезжать в Россию барон не может. 

После смерти Кемпелена в 1804 автомат приобрел Иоганн Мельцель, музыкант, приятель Бетховена и авантюрист. В 1809 автомат в Вене играл в шахматы против Наполеона – и обыграл его! Сохранилась этой партии, подарившей миру так называемый «дебют Наполеона» – неуклюжую попытку императора поставить машине детский мат. 

Поздняя реконструкция автомата фон Кемпелена

Конечно, в автомате сидел человек. Секрет был раскрыт в 1834 году Жаном Муре – одним из шахматистов, игравшим за «турка»; он просто взял и выложил все в газетной статье. Мельцель к тому времени уже гастролировал в Америке, но и там разоблачение настигло его – в 1836 разгромную статью об автомате опубликовал писатель Эдгар Аллан По. Мельцель вскоре умер, а автомат попал в музей в Филадельфии, где его подробно изучили и где он сгорел в 1854 году. 

Шестерни и механизмы, которые показывали публике перед представлением, были в ящике лишь для отвода глаз. Там оставалось достаточно места для взрослого человека в положении полулежа. При открытии дверец его скрывала система зеркал. Настоящих механизмов было два: рычаги, с помощью которых игрок из ящика управлял движениями турка-манекена, и система, показывавшая игроку ходы. Фигуры имели магниты, а под каждым полем доски внутри ящика висел шар на вертикальной нити. Когда фигуру поднимали – и убирали магнит – шар опускался, а при ходе на пустую клетку до этого висевший свободно шар поднимался вверх. 

Против Наполеона в 1809 году играл сильнейший шахматист Австрии, Иоганн Баптист Альгайер. Также за автомат выступали англичанин Уильям Льюис, француз Аарон Александр и другие. За свою историю из 300 сыгранных партий автомат проиграл шесть.

Из юриста — в предприниматели

Я работала юристом в крупных столичных компаниях с миллиардными оборотами. В августе 2012 года мы с мужем устали от жизни в Москве и переехали во Владимир. Я устроилась юристом в местную компанию, но в регионах драйва меньше — легко заскучать. Меня хватило на два года. Когда я вышла в декрет, задумалась, что делать дальше.

В августе 2015 года я сходила в музей наук «Эйнштейниум» в Ярославле. Посмотрела на научные приборы, на физические и химические эксперименты — и впечатлилась. Мне захотелось запустить что-то подобное во Владимире.

Для начала я обзвонила поставщиков экспонатов и от них узнала, что меня опередили — другие ребята вот-вот должны были открыть тут же аналогичный музей науки. Я связалась с ними и предложила стать партнерами, но мне отказали — не захотели делиться прибылью. Это только подстегнуло мой энтузиазм.

Чтобы как-то отличаться от конкурентов, я решила дополнить научную экспозицию 3Д-картинами и оптическими иллюзиями — видела подобные аттракционы в Москве. В сентябре 2015 года через знакомых нашла местного художника Артема, который согласился стать партнером и нарисовать для будущего музея 16 объемных 3Д-картин на разные темы. Я вкладывала в проект миллион рублей из личных сбережений. Делами музея «Да Винчи» договорились заниматься вместе, а будущую прибыль — делить пополам.

Оживающие скульптуры

Смотреть на статую Давида или бюст Нефертити — приятно, особенно ценителям античности и культуры древних времен. Но если камень «оживает»: показывает мимику на лицах, движение тканей на теле или даже способен заговорить, — знакомство с искусством становится намного увлекательнее. Этого эффекта музеи добиваются при помощи 3D-проекций.

Установленные рядом проекторы передают на бюст Басова его динамический 3D-портрет, благодаря чему на лице отображаются мимика, включая движение губ, и эмоции. «Оживают» даже детали одежды: медали на груди, пиджак. А после приветственная речь сменяется световым представлением, которое запускается по расписанию. Продолжительность шоу и наполнение можно менять в системе. Бюст Басова включили в список лучших мультимедийных памятников мира.

Неудача с лазертагом и выкуп доли

Благодаря толпам людей на новогодних праздниках музей с первого же месяца вышел в плюс. Через четыре месяца он окупил вложения. Мы вышли на стабильную прибыль — 170 тысяч рублей в месяц. Я задумалась, как ее увеличить.

В нашем здании находился бесхозный подвал на 200 м². Он вполне подходил для лазерного пейнтбола — лазертага. Мы рассчитывали, что люди придут играть, а потом ради интереса зайдут в музей. Или наоборот, захотят размяться после экскурсии. В мае 2016 я закупила 10 комплектов для игры.

С лазертагом я ошиблась. Это активная физическая игра, во время которой люди потеют и устают — туристы в нее играть не хотели. Я попробовала снизить цены, чтобы привлечь владимирских клиентов, но это не изменило дело. Аренда и ремонт подвала стоили нам 65 тысяч рублей в месяц. Игровые комплекты обошлись в 550 тысяч. Так за четыре месяца на все ушло 720 тысяч, но лазертаг так себя и не окупил. Я закрыла проект. Комплекты для игры продавала в течение двух лет — их никто не хотел брать. Пришлось снизить стоимость в восемь раз.

Другая ошибка стоила мне дороже. В договоренностях с художником Артемом я, опытный юрист, не оформила партнерство юридически и не прописала наши обязанности: в результате каждый воспринимал их по-своему. Чтобы не открывать более дорогое ООО с двумя учредителями, я зарегистрировала музей только на свое ИП. Доля Артема была оговорена на словах. Мы с ним оказались не готовы к совместному управлению и постоянно спорили о развитии музея.

В мае 2016 года решили разделить доли. Формально я могла ничего не выплачивать Артему — юридически у него не было прав на бизнес. Но раз мы все-таки договорились, что разделим доли пополам, я предложила бизнес-партнеру выкупить свою долю за 2 миллиона рублей. Эту сумму не рассчитывала — просто назвала комфортную для себя цену.

Артем продал долю и подписал соглашение, что не имеет претензий — все права на бизнес остались за мной. Не учитывая прибыль за пять месяцев работы музея, Артем заработал 2 миллиона рублей за 16 объемных картин.

Помогут ли власти Талгара

Мастер рассказал, что он мечтает расширить музей и открыть при нём два класса – робототехники и по созданию арт-объектов.

«Со мной уже связывались из одного посёлка, они занимаются детскими кружками. Хотели сотрудничать, чтобы перед детьми выступил. Я согласился, но когда открою большой музей, при котором будут классы. В идеале я хочу открыть музей в Талгаре. Во-первых, здесь много людей живёт, во-вторых, у города будет своя изюминка», – рассказал Куаныш.

Он привёл пример сварщика из Польши, который тоже делает роботов из запчастей мотоциклов. Его поддерживает государство и даёт награды за привлечение туристов.

Куаныш уже обращался за поддержкой в развитии музея, но не к чиновникам, а к крупному бизнесу в Алматы.

«Но их как-то не интересует моё направление. Даже кинотеатр на премьеру фильма Бамблби не понял, зачем я предлагаю выставить у них своего Бамблби», – отметил он.

Тем не менее Куаныш не отчаивается и ищет пути развития для музея, вспоминая, как всё начиналось, когда они с братом сами строили кафе: «Тяжело было, но интересно».

Старт на новом месте

Чтобы привлечь новых посетителей и заинтересовать старых, я добавила 15 новых экспонатов, заказала художникам 20 новых 3Д-картин и открыла выставку макетов по чертежам Леонардо Да Винчи. Чертежи нашла в интернете сама, а умельцы из города Коврова помогли смастерить образцы.

Музей открылся на новом месте 10 сентября — через семь дней после переезда.

В этот раз я составила с арендодателем более подробный договор. Например, отдельно прописала: когда мы расторгнем сотрудничество, еще три года он не может открывать в здании собственный музей. Нарушит условие — будет выплачивать вознаграждение.

Инвестиции в перезапуск музея я вернула через восемь месяцев — к июню 2017 года.

Бронированный танк по чертежам Да Винчи — первый прототип танков в мире. В 2003 году «Би-би-си» реконструировали танк для документального фильма. Оказалось, что в чертежах ошибка — передние и задние колеса крутились в разные направления. Скорее всего, ее сделали сознательно — Да Винчи был противником войны Червячная передача применялась еще в Древнем Египте для орошения и поднятия грузов. Леонардо усовершенствовал древнюю технологию настолько, что она применяется до сих пор. Например, в автомобильных редукторах или на колках гитар

Затраты на перезапуск музея — 712 000 Р

Экспонаты и картины 400 000 Р
Аренда помещения 155 000 Р
Ремонт 150 000 Р
Коммуналка 7000 Р

Экспонаты и картины
400 000 Р

Аренда помещения
155 000 Р

Ремонт
150 000 Р

Коммуналка
7000 Р

«Ожившее дерево» – последний русский автоматон

Автоматоны разной степени сложности были очень популярны в XIX веке – например, вся слава и падение турка-шахматиста пришлось именно на это время. Но с наступлением XX века, к началу Первой мировой войны производство автоматонов практически сходит на нет. В ХХ веке на смену автоматонам пришла массовая заводная игрушка. Одним из последних известных автоматонов-игрушек стал самый сложный русский автоматон, «Ожившее дерево» симбирского мастера Алексея Морозова.

Это стол размером полтора на полтора метра, на котором 62 куклы, выполняющие разные хозяйственные работы. В движение куклы приводятся вращением ручки. Все детали, шестерни, рычаги механизма – из дерева. Изготовлен этот автоматон был между 1905 и 1912 годами. С «Живым деревом» Морозов ездил по городам и селам, демонстрируя поразительную игрушку за деньги – так и зарабатывал. В 1923 его слава дошла до самого верха – Алексея Антоновича пригласили на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, «прародительницу» ВДНХ, где вручили диплом и медаль. Однако потом Морозов снова канул в безвестность. Его автоматон чудом выжил – много лет куклы пылились на чердаке, пока местный мастер-кукольник не восстановил работу игрушки. Теперь она представлена в музее Ульяновского Театра кукол.

Клиенты и продвижение

В музей приходили местные семьи с детьми и туристы. Для сбора статистики сотрудники музея раздавали посетителям анкету на входе. Вопросы выявляли, приезжий это или местный житель и откуда он узнал о музее. Летом и на праздниках преобладали туристы, в остальное время 60% посетителей были местными жителями.

Чтобы люди возвращались снова, я старалась пополнять экспозицию, вводить новые форматы занятий и мастер-классов и перерисовывать 3Д-картины. Со временем добавились выездные выставки, квесты, детские праздники, выпускные программы, профессиональные фотосессии и даже романтические свидания после закрытия музея.

У музея была проработанная система кросс-маркетинга. Я договорилась о партнерских программах с другими заведениями и конкурентами. Например, с соседним музеем пряника действовала система лояльности — посетители одного музея получали 10-процентную скидку на билет в другой музей. Подобные программы действовали с основными туристическими местами города: парками, музеями, детскими кафе.

Музей часто устраивал бесплатные демонстрации в торговых центрах или городских праздниках. Люди пробовали несколько аттракционов, им становилось интересно, и они шли в музей посмотреть всю экспозицию Еще я проводила бесплатные мероприятия для детей из детских домов и дедушек и бабушек из домов престарелых. Потом вообще рискнула и пригласила заключенных из колонии-поселения. Люди ценили возможность окунуться в другую атмосферу

Ежемесячно мы с командой проводили двухчасовые мозговые штурмы. За неделю я называла дату и задачу: придумать новый квест или программу, подготовиться к празднику, договориться с очередным партнером. Тот, кто предложит больше идей или придумает лучшую, получал шампанское или билет к одному из наших партнеров. В конце мы вместе выбирали то, над чем будем работать, прописывали сроки и ответственных. Все это дублировали в общем чате, а потом управляющий еженедельно сообщал о статусе задач.

Продвижение музея в интернете отдала на откуп местной компании. На рекламу и поддержание сайта в верхних строчках поисковиков уходило 30 тысяч рублей ежемесячно. Пробовали запустить свой Ютуб-канал — рассказывали об экспонатах, скидках и праздниках в музее. Но людей он особо не привел.

Иногда музей посещали иностранцы. Экскурсоводам было тяжело с ними общаться — свободно английского никто не знал. Приходилось вспоминать школьную программу, а еще общаться жестами

Роботы Востока

Развивавшие свою науку отдельно страны Востока тоже делали свои автоматоны. Известно, что в XI веке в Индии была написана «Самарангана сутрадхара» — трактат по архитектуре и механике, включавший в себя описания автоматонов, в том числе даже механических пчёл.

В Японии автоматоны носят своё название – куклы Каракури. Они были трех видов: театральные, миниатюрные (домашние игрушки) и религиозного назначения – эти участвовали в праздниках и церемониях, так же, как автоматоны в Древней Греции. Мода на каракури в Японии продлилась с XVII до XIX века. Вот один из них.

А вот пример китайского автоматона:

Практика Vinchi Interactive

Благодаря мультимедиа решениям, процесс геймификации музеев России значительно ускорился. В практике нашей компании есть множество кейсов, которые подтверждают этот факт.

Приведем в пример несколько интерактивных проектов с элементами геймификации:

1. Народный календарь Егорьевского уезда

Приложение содержит объемную информацию о промыслах и укладе жизни крестьян Егорьевского уезда, которая легко воспринимается благодаря особой подаче. Подобные проекты рождают у посетителя стремление к собственным открытиям, радость от небольших побед делает посещение музея ярким и запоминающимся. Егорьевский музей, храня множество данных о прошлом края, старается сохранить их и передать горожанам, взрослым и детям, оставаясь для них местом, где всегда можно узнать что-то новое и интересное.

Это очень разноплановый проект, красочный и динамичный. Над созданием данного проекта, трудилась вся наша команда. Каждый из нас вложил сюда свой опыт, знания, для того, чтобы передать детям историю и традиции Егорьевска в игровой форме.

2. Виртуальный тур по городу Шадринск

Виртуальная экскурсия охватывает все знаковые места города Шадринск. Приложение дополнено подробной инструкцией. Пользователю нужно надеть шлем виртуальной реальности, и выбрать один из 9 представленных туров. В конце каждого раздела пользователю будет предложена мини-викторина.

3. Мультимедийное приложение для Корсаковского историко-краеведческого музея

Современное красочное приложение, которое сочетает в себе образовательный контент о флоре и фауне Сахалинской области. ПО снабжено разделом с викторинами, которые посетители смогут пройти, предварительно ознакомившись с основной информацией.

«Ваши конкуренты заплатят мне больше»

Летом начались неожиданные проблемы с арендодателем.

В июле арендодатель сказал мне, что музей «Эврика» хочет переехать в его здание. Ребята обещали платить 200 тысяч вместо 120, которые платила я. При этом мы прописывали в договоре, что, если у арендодателя что-то меняется, он уведомляет об этом за два месяца. Еще по договору он не мог вот так сразу повышать цену аренды выше, чем на 10%.

Бороться за место или пытаться договориться я не стала — не захотела работать с человеком, который пытался навязать невыгодные условия в обход договора. Мы решили, что я съеду к октябрю.

В августе «Эврика» переехала в центр, но в другое помещение, а арендодатель решил открыть в своем здании собственный музей. Он даже придумал название, максимально созвучное с моим, — музей научных иллюзий «Дали». Несколько моих сотрудников решили перебежать в новый музей — в том числе наш директор. Я наняла ее, чтобы разгрузить с себя часть обязанностей и больше времени проводить с семьей. Оказалось, по ночам девушка снимала мерки экспонатов, чтобы скопировать их для нового музея.

Домен и сайт музея были зарегистрированы на Артема. К моменту переезда сайт был в топах по тематическим запросам, на него были привязаны все ссылки на туристических порталах. Артем продал сайт владельцу помещения. Тот изменил название и сразу получил раскрученный сайт с положительными отзывами.

Мне повезло: компания, которая занималась продвижением сайта, поддержала меня. Она приостановила его продвижение, за небольшие деньги создала аналог и зарегистрировала максимально похожий домен. На всех ссылках на туристических сайтах изменили адрес, и трафик вернулся.

В августе 2016 года я нашла новое помещение. В этом здании раньше уже был музей наук — тот самый, партнерство которому я предлагала. К этому моменту он успел закрыться. Помещение тоже находилось в центре, но на второй линии и на третьем этаже. Зато было на треть больше моего прошлого — целых 450 м².

Я боялась, что арендодатель помешает переезду или испортит экспонаты, поэтому вывозила их тайно, не сообщив ему дату и время. Собственник помещения считал, что я должна оставить ему 3Д-картины. Перед отъездом мы с мужем закрасили их, вернув стены в первоначальный белый цвет.

Я у нового здания музея на улице Гагарина, 5

Андроиды древности

Автоматоны — это механические устройства, имитирующие деятельность живых организмов. Сведения о первых автоматонах встречаются с древности. В «Одиссее» Гомера упоминаются золотая и серебряная собаки, которых бог Гефест выковал, чтобы они охраняли дворец царя Алкиноя. Иудаистские тексты рассказывают о троне царя Соломона, что на его шести ступенях стояли пары золотых львов и орлов. Царь, поднимающийся к трону, нажимал ногами на ступени тронного места, и звери начинали двигаться.

Трон царя Соломона

Эта легенда вдохновила множество тронных мест, стремившихся уподобиться трону Соломона, например, тронное место императора Константина (10 век, Константинополь), оснащенный рыкающими львами и поющими птицами. Был такой трон и в России!

Современная реконструкция тронного места Алексея Михайловича в Коломенском дворце. Львы рычат и вращают головами — но эти эффекты достигнуты уже вполне современными средствами.

Автоматоны широко использовались в ритуальных целях в Древней Греции, откуда и пошло слово андроид — с греческого «человек, мужчина» с суффиксом oid — «подобие» — «человекоподобный». В ходе ежегодных Элевсинских мистерий были задействованы механические скульптуры богов. Геродот упоминает говорящие фигуры на входе в храмы. Известно, что Архит Тарентский (428 – 347 до н. э.) создал летающего деревянного голубя на пружинном механизме, пролетевшего около 200 метров, а в III веке до н.э. Филон Византийский изобрел механическую служанку, которая смешивала вино и воду в одном сосуде благодаря простейшим законам физики.

Схема работы “Служанки” Филона Византийского

Другие статьи

Тренды музейных решений 2023
Музеи все чаще становятся местом, где интеллектуальный досуг сочетает в себе элементы развлекательного контента. Эффект достигается за счет умелого внедрения современных технологий. Посмотрим, какие тренды музейных интерактивов будут актуальны в 2022 году?

01.04.2023

Разбираемся в видах инсталляций для музеев
Инсталляция – такая же важная часть экспозиции, как и сами экспонаты. Она служит инструментом подачи темы и обрамляет предметы так же, как и свет, витрины или подиумы. Работая в связке с общей композицией, инсталляция не может существовать отдельно. Предлагаем рассмотреть несколько наиболее популярных видов инсталляционных решений в музее.

30.03.2023

Интерактивные технологии — инструкция по применению на сайте музея
Для того, чтобы использовать интерактивные решения, не обязательно включать в состав комплекса физическое оборудование. Альтернативный вариант — размещение инновационного раздела на сайте музея! Какие интерактивные разделы можно добавить? Давайте рассмотрим вместе с экспертами Vinchi Interactive!

24.03.2023

Величайшие из автоматонов – куклы Жаке-Дро

Настоящие европейские автоматоны были куда скромнее. Играть в шахматы они, конечно, не могли. В 1560-х годах король Испании Филипп II заказал у мастера Хуанело Турриано, придворного механика Карла V (император Священной Римской империи) механического монаха. Автоматон выжил, хранится в Смитсоновском институте в США и дает представление о техническом уровне автоматонов того времени.

Такие или подобные механизмы применялись в Италии, где древнегреческий опыт был возрожден: в церквях можно было видеть механических дьяволов, корчивших страшные гримасы. К XVIII веку стали появляться автоматоны посложнее, например, игрушки изобретателя Жака де Вокансона. Его робот-флейтист действительно играл на флейте – меха нагнетали воздух, а пальцы брали правильные аккорды и вели мелодию. Автоматон «Ударник» играл до 20 различных ритмов на цимбалах и барабане. Но больше всех прославилась утка, которая «ела» пищу и потом испражнялась. Конечно, пища падала в один резервуар внутри утки, а из другого через некоторое время вываливался заранее заложенный туда птичий помет.

Утка Вокансона

Но вершиной искусства автоматонов считаются три куклы Пьера Жаке-Дро: «Музыкант», «Писарь» и «Рисовальщик». Созданные в 1770-х годах, они хранятся в музее в Невшателе, на родине изобретателя, и работают до сих пор!

Подлинные автоматоны Пьера Жаке-Дро

Пьер Жаке-Дро родился в кантоне Невшатель в 1721 году и уже с 16 лет занимался созданием сложнейших часов, в которых он использовал механизм автоподзавода, а также встраивал в них музыкальные автоматы и оснащал движущимися фигурками. 

Пьер Жаке-Дро

В 1758 Жаке-Дро отправился в Испанию, где ему удалось продать королевскому дому несколько своих аппаратов за фантастическую сумму в 2000 золотых пистолей – это около 17 килограмм золота! Конечно, после такого заказа Жаке-Дро стал европейской звездой, посвятил себя полностью часовому делу и в качестве вершины своего искусства создал свои автоматоны. Вот как они работают.

https://www.youtube.com/watch?v=bY_wfKVjuJM

«Писарь» — самый сложный из шедевров Жаке-Дро. Он состоит из более чем 4000 деталей и способен написать текст длиной не более 40 знаков, причем пишет он гусиным пером, которое обмакивает в чернильницу. Автомат регулирует наклон и нажим пера в зависимости от буквы, следит глазами за своим письмом и даже стряхивает капли с пера. Все это происходит благодаря тончайше настроенному кулачковому механизму. Более того – механизм можно программировать, меняя местами соответствующие буквам кулачки! 

Устройство «Писаря»

«Музыкант» и «Рисовальщик» – автоматоны попроще. «Музыкант» в форме девушки, играющей на настоящем органчике. Она покачивается в такт, «дышит» и может исполнять несколько мелодий на выбор. «Рисовальщик» может рисовать Людовика XVI и Марию-Антуанетту, собачку и Купидона в райском саду. Поразительно, с каким изяществом и мягкостью до сих пор работают все создания Жаке-Дро!

Автоматоны Жаке-Дро впервые демонстрировались в 1774 году, и с тех пор в его мастерскую повалил такой поток посетителей, что роботов повезли в целое европейское турне. Затем автоматоны купил какой-то испанский богач. Только в 1906 Общество истории и археологии Невшателя выкупило автоматоны и поместило их в музей. 

Музей декоративно-прикладного искусства

  

Здесь находится одна из самых богатых коллекций народной игрушки в России. Музей, в котром малышей можно познакомить с самыми красивыми глиняными и деревянными фигурками, созданными в старинных центрах ремесел. Дымковские нарядные барыни и индюки, забавные филимоновские звери-«полосатики», загадочный абашевский Полкан — это только некоторые из них. В витринах попадаются чудесные единороги, царевны, русалки и даже сама птица Сирин.

Работники музея не только расскажут об увиденных народных игрушках, но и позволят поиграть с некоторыми из них. Сделать это можно в специально оборудованном Музейном центре. Здесь же маленькие экскурсанты смогут лично создать авторскую игрушку по старинным образцам и самостоятельно украсить ее традиционной росписью.

Адрес музея: Москва, ул. Делегатская улица, д. 3

Телефон: +7 (499) 973-32-19

Интерактивные инсталляции

Приходящие в движение картины и меняющиеся карты глубже погружают посетителя в то, о чем рассказывает экспозиция. Такие технологии могут быть не только визуальными — их дополняют сенсорными элементами, которые, например, позволяют взаимодействовать с той же картой и видеть в деталях, что именно менялось в процессе движения материков.

Полотна Тулуза-Лотрека, Ван Гога, Моне и других покрывают стены и полы, позволяя детально рассмотреть эти произведения и погрузиться в них практически буквально с головой. Проекторы и специальные экраны — все, что нужно, чтобы создать музей в любом пространстве и подарить посетителю новый эмоциональный опыт.

Например, сейчас в Artplay проходит интерактивная выставка «Искусство Японии: от Хокусая до современности». Во время показа предметы c картин и герои оживают на экранах, давая посетителям полное погружение в мир японской культуры.

И вот дорос до музея

Писать о Куаныше СМИ начали ещё в самом начале, когда он создал первые фигуры автоботов. Тогда он понял, что его работы вызывают интерес и, собрав 15 роботов, решил открыть музей. На сегодняшний день у Куаныша более 30 экспонатов.

«Я накопил деньги и арендовал помещение в торговом центре в Алматы. Музей проработал больше года. Всё, что зарабатывал, уходило на аренду, коммунальные и зарплату сотрудникам. Но я там выставлялся не из-за заработка, я хотел набраться опыта, общался с интересными людьми, такими же увлечёнными своим делом», – рассказал Куаныш.

Фото Алмаза Толеке

Ежемесячный доход музея составлял от 300 тысяч до 2 млн тенге. Прибыли, по словам нашего собеседника, не было, месяц, когда он уходил в минус, перекрывался периодом, когда выходил в плюс. В итоге Куаныш решил съехать из ТРЦ, из-за того что арендодатель часто переселял его. 

«Я забрал роботов и выставил их в кафе. Не хочу больше связываться с арендой», – пояснил он своё решение.

Теперь музей Kazoku_park находится на втором этаже кафе Kazoku. По словам Куаныша, сокращение посадочных мест в связи с открытием музея, на доходы кафе не повлияло. Да и с началом пандемии содержать два зала для посетителей не имело смысла, так что помещение идеально подошло для музея.

Правда, места для музея уже не хватает, там выставлены не все работы Куаныша, часть находится у него дома.

«У меня здесь не только мои экспонаты, есть и настоящие роботы, которых я покупаю. У меня мечта поставить под стекло коллекционных роботов, которые у меня уже есть», – поделился Куаныш.

Последние месяцы музея

Месяц: февральПрибыль: минус 60 тысяч рублей

Месяц: мартПрибыль: 20 тысячЧто делали: Я решила, что мало вкладываю в рекламу, и потратила на нее дополнительно 60 тысяч рублей. Начала сама ходить по школам с пакетными предложениями — объездила всю область. Почти везде говорили, что уже были в музее и пока ехать еще раз не планируют.

Месяц: апрельПрибыль: 20 тысячЧто делали: Мы с командой придумывали, как спасти музей. Возникали разные идеи: полностью новая экспозиция, переезд в здание на первой линии, запуск с нуля в другом городе, новая концепция — например, музей слабослышащих. Я изучала опыт других аналогичных проектов, а в выходные приходила к дверям музеев конкурентов и считала их посетителей. Дела у них шли не лучше.

Месяц: майПрибыль: 60 тысячЧто делали: Майские праздники помогли увеличить прибыль, но я все равно понимала, что проект пора закрывать. Решила сделать это после летнего сезона.

Выводы Марии

Важно, чтобы проект не был для клиентов единоразовым событием. Семьи с детьми хотя бы раз посетят музей науки, но вряд ли придут снова

У музея науки ограниченная аудитория, и однажды она закончится, если речь не идет о мегаполисе с постоянным притоком туристов. За три года в музее побывало 92 тысячи человек. Половина из них — это местные школьники и семьи с детьми. Большинство целевой аудитории уже сходили в музей, и поток иссяк.

Если открываешь бизнес в партнерстве, нужно прописывать роли на старте. Я сперва начала работу с партнером и только потом задумалась о том, что мы толком не обговорили, как будем вести бизнес. Надо прописать роли и объем трудовых и финансовых вложений каждого, то, какая сумма пойдет на развитие, а какой процент — на прибыль. Стоит документировать все свои действия, а договоренности подкреплять максимально подробными договорами.

Стоит узнать историю арендодателя до того, как заключать с ним договор. Я этого не сделала. Оказалось, мой первый арендодатель плохо расстался и с предыдущими съемщиками. Собственник оказался выходцем 90-х: раньше держал в здании казино, а во время встреч грубил и вел себя агрессивно. Лучше, если основная деятельность арендодателя — это именно аренда. Когда у человека несколько объектов для сдачи, он лучше понимает ценность арендатора, у него уже есть подробные договоры с проработанными условиями.

Нужно внимательно относиться к команде. С первой командой я решила общаться только по работе — уделяла время всем процессам, кроме личного общения с сотрудниками. Думаю, это привело к проблемам с коллективом, поэтому некоторые члены команды ушли работать в новый музей, а не остались с нами. С новой командой после переезда я общалась гораздо теснее — мы проработали вместе два года.

Музейное пространство и спонсорство

На третий год аудитория любого интерактивного музея обычно падает. Чтобы вернуть посетителя, нужны инвестиции в новые экспонаты.

Возможно, Марии стоило расширить концепцию и сделать упор на мероприятия, на которые есть спрос. Тогда это был бы не просто музей, а музейное пространство, где экскурсия по экспонатам — лишь одна из услуг наряду с научными праздниками, днями рождениями и квестами.

Другой вариант заработать — производство экспонатов на продажу.

И не нужно забывать, что все мировые музеи науки живут спонсорством. Так наша героиня могла бы привлечь инвестиции на развитие. Хотя это уже история про социальное предпринимательство, где извлечение прибыли — не основная цель.

Разные науки и мобильная выставка

У музея не было стратегических планов — Мария добавляла в программу все, что приходило в голову. В результате «Да Винчи» предлагал все и сразу: и экспонаты посмотреть, и в свадебных фотосессиях поучаствовать, и на романтическое свидание сходить, и даже поиграть в лазертаг. Понятно, для чего все это понадобилось: ради экспонатов люди придут только один раз, а так был выбор. Но со всем этим музей стал похож на развлекательный центр с несвязанным между собой набором предложений.

Если в первую очередь цель — сделать образовательный музей, героиня должна была постоянно обновлять экспонаты. Может быть, не стоило концентрироваться на одной теме — физике, а подготовить заменяемую экспозицию по разным темам. Так у гостей был бы стимул для повторного посещения.

Как вариант, можно сделать такую выставку мобильной и не привязанной к одному помещению: ездить «с гастролями» по школам и детским садам. Не только по Владимиру, но и по ближайшим районным центрам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: