Экскурсия по городу кудымкару

В гости к коми-пермякам!

МИФОЛОГИЯ И ЛЕГЕНДЫ КОМИ

Медведь (на коми — oš, ош) — один из ключевых персонажей в мифологии финно-угров в целом и народов коми в частности. В мифологии сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом.

ЛЕГЕНДА

Ош в начале времён обитал на небе и был сыном могучего демиурга Ена, но, будучи очарован земной пищей — горохом, спустился на землю по гороховому стеблю и стал жить на земле. А случилось это так!Находясь на небе, он увидел на земле женщину, которая уронила половинку горошины. Не удержавшись, он слез на землю и съел её. Демиург разгневался на него и оставил жить на земле.Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения. Он мог превращаться в человека, выполнив ритуал переката через медвежью шкуру. Так же поступали колдуны-оборотни.И всё хорошо, но…Единственным признаком различия человека от Оша являлся его большой палец на кистях рук. И Ош попросил у своего отца Ена дать ему большой палец. Ен поставил условие, что, если он наградит им Оша, то собаке придётся дать лук и стрелы, а человеку крылья, то есть дал отказ.Есть вторая оконцовка легенды у христианизированных коми: Ош обратился с подобной просьбой к Николе-угоднику и, аналогично первому варианту мифа, получил аргументированный отказ. Взамен Ош получил право осенью чувствовать себя полным хозяином в лесу.

Злые духи в милом обличье

Прогулявшись к истокам города, мы решили увидеть и его настоящее – отправившись в центральную часть современного Кудымкара. Но и она дышит стариной и самобытностью. Даже, казалось бы, обычный уголок города с известным продуктовым магазином под боком – и тот раскрывает тайны коми-пермяцкой культуры.

Помните, как нас в детстве за плохое поведение и беспорядок в комнате пугали разгневанным домовым, Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным? Так вот, маленьких коми-пермяков пугали чудами (не путать с чудью!). Например, детям, которые задерживались допоздна на улице, не уставали напоминать, что где-то там в ночи бродит Ойшериха, неровен час заберет гуляку с собой.

Чуды – это колоритные фольклорные персонажи, нечто вроде злых духов, которые имели тысячи личин и сопровождали человека ежедневно и при любой деятельности. Более того, любые несчастья и даже обычную неуклюжесть приписывали именно проискам чудов. Например, разобьет человек горшок в бане – это чуд постарался. Поэтому коми-пермяки нередко пытались задобрить нечистую силу различными подношениями – традиция,бытующая почти во всех языческих племенах. 

Однако не все чуды были злыми – в легендах коми-пермяков говорится также и о Луншерихе – единственном добром духе. Имя ее переводится как «день», и по преданиям она охраняла посевы от всяческих невзгод. 

Интересная особенность арт-выставки – перед каждым из чудов стоит небольшой пенек. По задумке автора, сделаны они были, чтобы каждый пришедший мог посидеть рядом с персонажем местного фольклора, может, даже побеседовать с ним. 

А неподалеку стоит памятник национальной коми-пермяцкой букве, которая выглядит как буква «О» с двумя точками сверху. Рядом с буквой сидит еще один персонаж местных легенд – лешак, он же леший. Здесь он выглядит весьма дружелюбно, однако в местной мифологии персонаж этот один из тех, чье имя стараются не называть, особенно в лесу. 

Майкор

Окончание «кор» или «кар» тоже пришло к нам из коми-пермяцкого языка. Помните – Кудымкар – город Кудыма. Также и Майкор можно перевести как «город Мöя». А «мöй» с коми-пермяцкого – бобр. Ученые считают, что бобр был тотемным животным старейшины рода, основавшего когда-то поселение на берегах Иньвенского залива Камы. И было это до первого упоминания Майкора в писцовых книгах все того же 1579 года. В Майкоре археологи обнаружили городище X-XVI вв., на котором жили предки коми-пермяков. Вблизи городища находили золотой браслет с арабской надписью, серебряный сосуд иранского происхождения времен династии Сасанидов.

Подобно юсьвинским жителям майкорцы могли бы до конца ХХ века заниматься землепашеством и рыбной ловлей, если бы в 1811 году не обратил внимание на эти земли владелец соседнего Пожевского завода Всеволод Андреевич Всеволожский. Найдя возможность устройства запруды на Иньве, а также оценив запасы леса, решил Всеволод Андреевич основать в Майкоре листокатальный завод, назвав его в честь своего сына Никитским

Вот так, мы снова возвращаемся к горнозаводской цивилизации Урала. Оказываемся на ее западной границе, где распространение железоделательных заводов вошло в соприкосновение с коми-пермяцкой культурой. Вспомним, что первые заводы на Урале в XVIII веке появлялись в местах добычи руды. Но для выплавки чугуна и выделки железа требуется много древесины и древесного угля. Потому территории вокруг заводов быстро оголялись и к XIX веку стало выгоднее строить заводы там, где есть лес, и везти туда руду, чем свозить древесину к месту добычи руды. А еще одним подспорьем стала Кама, по которой можно сплавлять лес с самых верховьев, где его запасы казались безграничными. Так железоделательные заводы стали появляться на берегах красавицы Камы.

Майкорский завод довольно быстро развивался. Строились новые цеха и печи. В 1914 году появилась своя электростанция. Чугун с Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов перерабатывали здесь в кровельное и листовое железо. Несколько лет простоя в годы гражданской войны сменились снова восстановлением и бурным развитием в годы первых пятилеток. Потом последовала Великая Отечественная война, в течение всех лет которой завод исправно выдавал свою продукцию для нужд фронта.

Но пришел 1954 год и все кончилось. Что случилось? Случилось завершение строительства Камской ГЭС и заполнение Камского водохранилища. Майкор своей планировкой четко делился на две части – нижнюю заводскую и верхнюю административную. Майкорский завод со всеми цехами и печами оказался в зоне затопления. Что смогли вывезли, а потом эта территория ушла под воду, и история завода завершилась. Рабочих трудоустроили на Иньвенский рейд, который возник над бывшим заводом. Много лет здесь собирали плоты для их сплава вниз по Каме. Но сегодня об этом уже ничто не напоминает.

Вот к такому интересному месту привела нас дорожка

Вид с высокого берега на просторы Камского моря, конечно, шикарный, но не это привлекает в первую очередь внимание заезжего автотуриста. А высокая четырехярусная колокольня недостроенного Богоявленского собора

У него тоже весьма интересная история.

Воды Иньвенского залива над Никитским заводом

Колокольня недостроенного Богоявленского собора

В 1891 году рабочие немаленького уже к тому времени майкорского поселения обратились к тогдашним владельцам завода Демидовым с просьбой возвести новую каменную церковь взамен старой деревянной. Проектированием нового храма занимались архитекторы аж из самого Лейпцига. В 1901 году заложили фундамент. Обычный кирпич изготавливали на месте, а фигурный привозили из Екатеринбурга. Строительство затянулось до 1-й Мировой войны и в нем успели принять участие австрийский пленные, которые прибыли в Пермский край зимой 1915 года. К 1917 году над высокой папертью была возведена каменная колокольня в четыре яруса в неорусском стиле. Потом, понятно, история сделала крутой поворот, и каменный Богоявленский храм в Майкоре так и не был никогда достроен и не был освящен.

Каменное кружево

Собор мог бы стать жемчужиной неорусского стиля

Но колокольня продолжает стоять и радовать глаз изящностью каменного орнамента, формой арок, кокошников, балясин. Я несколько минут стоял, задрав голову, не в силах оторвать взгляд от такого великолепия. Жаль, что нельзя подняться, и от пристроенной рядом трапезной остались только стены. Все равно, замысел архитекторов восхищает. Это была бы настоящая жемчужина Прикамья.

Деревянные чудеса

Фото: Из личного архива/ Иван Ширяев Изваяния самых разных форм и размеров, но одинаково поражающие воображение, можно увидеть, если вы поедете в д. Пармайлово Кочёвского района. Всех этих смешных, симпатичных, а порой и немного страшноватых деревянных чудищ изготовил скульптор Егор Утробин.

Многих персонажей он создавал на основе коми-пермяцких сказаний и легенд. А началось всё с того, что, когда он построил дом, вместо столбов забора поставил фигурки разной нечисти, чтобы те отгоняли всё плохое.

С тех пор теперь уже заслуженный мастер Пермского края создал забавную армию, которая насчитывает порядка 50 персонажей. И открыл музей. На свои деньги. Здесь есть чудища языческие, лешие, пьяные пармайловские мужики, Кощей Бессмертный и крокодил с почему-то длинным языком.

В каких городах и районах Пермского края выявлен коронавирус на 17 июня 2020 года

Данные по районам Пермского края на 17 июня:

  • Александровский район 5
  • Бардымский МО 23
  • Березники 85 (+7)
  • Берёзовский МО 2
  • Большесосновский район 5
  • Верещагино 14
  • Гремячинск 6 (+2)
  • Губаха 10 (+1)
  • Добрянка 64
  • Еловский округ 2
  • ЗАТО Звездный 3
  • Ильинский ГО 4
  • Карагай 5
  • Кизел 8
  • Кишертский округ 2
  • Кочёвский округ 1
  • Красновишерск 1
  • Краснокамск 57
  • Кудымкар 9
  • Кудымкарский МО 13
  • Куединский район 11 (+1)
  • Кунгур 19
  • Кунгурский МР 20
  • Лысьва 13
  • Нытва 9
  • Ординский МО 7
  • Октябрьский ГО 182 (+1)
  • Осинский округ 8
  • Оханский округ 1
  • Очер 3
  • Пермский район 127
  • Пермь 1970
  • Сивинский округ 2
  • Соликамск 10
  • Суксун 18
  • Уинский 4
  • Чайковский 29
  • Частинский МО 4
  • Чердынь 1
  • Чернушка 27 (+3)
  • Чусовой 84 (+5)
  • Юрлинский МО 1
  • Юсьвинский МО 4

Юсьва

Прямой дорогой доезжаем до Кудымкара, но там сворачиваем на восток, чтобы проехать вдоль речки Иньвы до ее впадения в Камское водохранилище. И первой остановкой на нашем пути будет еще один районный центр Пермского края – поселок Юсьва. Это для русского уха — юсьва и юсьва – что необычного? А по коми-пермяцки звучит куда более романтично — «лебединая вода». Думаю, что не только жители Пермского края, но и многие россияне уже знают, что в финно-угорских языках (к которым относится и коми-пермяцкий) частичка «ва» означает – «вода». Сылва, Ласьва, Сосьва, Камва, Чусва – вот только несколько речных топонимов нашего края.

Но вернемся к нашей Юсьве. Первое упоминание о «деревне Юсьва на реке Юсьве» относится не много не мало к 1579 году. Впоследствии деревня поднялась до волостного центра Соликамского уезда. Но отсутствие «точек роста» — промышленных предприятий или транспортных путей, так и оставило ее на прежнем уровне развития.

Сделав небольшой круг по центру поселка, мы нашли возможным только остановиться у местного ЗАГСа и запечатлеть малые архитектурные формы. Увы, но больше ничего интересного не нашли. Едем дальше!

Здание районного ЗАГСа и непременные лебеди, как нигде к месту

Малые архитектурные формы

Дорога бежит вдоль Иньвы, которая петляет по широкой долине, образуя порой заболоченные места. Наша следующая остановка в поселке Майкор.

История города

Впервые в письменных источниках поселение упоминается в 1579 году, однако далеко не с этого начинается история коми-пермяцкой земли. Еще в VII–XVII веках на 40-метровом выступе левого берега реки Кува за частоколом стояли бревенчатые жилища предков коми-пермяков. Они занимались охотой, земледелием, вели торговые отношения, в основном с булгарами. Удачное расположение служило не только защитой от врага, но и позволяло древним племенам быть ближе к Солнцу и богу-покровителю Ену.


Источник фотографии: Парма-Новости. Кудымкар

На севере городища коренное население устроило некрополь – современные исследователи обнаружили погребения XVII века с русскими нательными крестами, но элементами погребального обряда коми-пермяков (неглубокие ямы, покрытие берестой). И это не единственное место Кудымкара, где причудливым образом переплетаются русские и коми-пермяцкие традиции. Например, недалеко от городища находится святой источник, оформленный в виде головы медведя (символа, пришедшего от чудских древностей) и регулярно освящающийся служителями православной церкви – получается своеобразный симбиоз язычества и христианства. Сегодня Кудымкарское городище является памятником родановской археологической культуры и имеет статус памятника федерального значения.


Автор фотографии: Антон Порсев

Существует легенда, согласно которой жил когда-то могучий богатырь Кудым-ош. Долго скитался он по землям и лесам дремучим в поисках жилища, пока не наткнулся на выступ на крутом и высоком берегу реки Иньвы. Тогда богатырь выкрикнул: «Тут быть моему городищу» и переселился на эти земли вместе со своим племенем. В честь него и назвали город – Кудым-кар, то есть «поселение Кудыма». Вообще Кудым-ош, являясь героем национальных легенд, завсегдатай коми-пермяцких легенд и гордость коми-пермяков.


Окрестности Кудымкара / Автор фотографии: Антон Порсев

Но официальная летопись поселения все же ведется лишь с XVI века. В это время здесь находилось всего 7 домов и проживало 11 мужчин. Однако уже в 1609 году Кудымкар становится центром округи из четырех деревень, а к 1623 к нему относится уже 11 деревень и 13 починов. В 1700 году Кудымкар и другие коми-пермяцкие селения отходят в подчинение Строгановых. За время владения этими землями княжьей династией город значительно разросся – если в 1715 году в поселении проживало порядка 470 человек, то к 1893 году оно увеличилось до 1051 человека, а также насчитывалось 290 дворов, здесь стояла земская изба, мельница и каменная церковь Николая Чудотворца, которая на сегодняшний день является визитной карточкой города.


Источник фотографии: Парма-Новости. Кудымкар

Официальный статус города Кудымкар получил в 1938 году. Сегодня город занимается переработкой леса и сельскохозяйственного сырья, производством строительных материалов, товаров и услуг для населения.

Коми-пермяки: жизнь после смерти

Наступление смертного часа коми-пермяк мотивировал двояко: во-первых, человека «прибирает» Ен; во-вторых, смерть вызывается болезнями.

Поверье утверждает, что в момент рождения человека Ен устанавливает жизненный срок каждому новорожденному. Но непослушного, худого человека Ен может лишить жизни и досрочно. Болезни насылает нечистый дух Куль (эпилепсия, сердечно-сосудистые, венерические болезни) и колдуны (икота, кила, трясучка, колики, кожные).

Положенный Еном срок пребывания на белом свете прерывается несчастным случаем: то молния поразит, то лошадь смертельно лягнет, то дерево на голову упадёт. Ен считает такую смерть легкой, не мучительной. Болезни же заставляют человека сильно страдать, отчего иной больной просит Ена, чтобы он скорее послал ему смертушку.

Под подушку в гроб кладут одну перемену белья; покойник снабжается пищей, около него кладется палка, в руку дается мелкая монета, чтобы он мог окупить могилу.

В традиционном мифологическом представлении о загробном мире отношения с родными и близкими не прекращаются со смертью человека. Для пермяка смерть не означает прекращения бытия; это только перемена места, переселение в иную область. Считается, что после смерти люди на том свете продолжают вести такой же образ жизни, как на земле: ходят, работают, пьют, «с женами играют».

Исключение — души тех, кто умер неестественной смертью (самоубийц, убитых): они могут остаться там, где погибли. Относительно утопленников Пермяки убеждены, что они не умирают, а поступают на службу к водяному. Если через некоторое время тело утопленника и выбрасывается на берег или всплывает на поверхность реки, то это на самом деле не труп, а обрубок дерева, которому водяной придаёт вид мертвого человека.

Поверья о лове и орте

По смыслу: лов – это нечто энергетическое, животворящее, а орт – блеклая тень, призрак живого. У слова «лов» большое родство, а «орт» одинок, как валун в поле.

Поверья о лове и орте неоднозначны. По одним рассказам, лов после смерти человека поднимается в небо, а орт вместе с телом уходит на кладбище и заходит в подземный мир, где обитают общины ранее пришедших туда ортов. При этом орт всегда помнит о живых родственниках. Иногда он посещает родные места, замечает, что хорошо, что плохо у семьи, из которой ушел, чтобы затем присниться людям и даже что-нибудь посоветовать или посетовать на что-либо. Иногда благодаря сну человек сам догадывается, что нужно сделать. Обычай коми-пермяков требует: если приснился покойник, его надо «угостить», и непременно, если пожаловался. Кроме того, поминать в каждый общепринятый поминальный день. И поминают умерших до тех пор, пока не забудут имена новые поколения.

Примечание

Во избежание недоумений отмечу:

Весь текст взят из источников, представленных в конце статьи. Моих слов в нём за исключением редких соединительных фраз нет.
Использованные при составлении источники делятся две группы: книги конца 19 — начала 20 века (1858-1903 гг) и современные (2007-2020 гг). Понять что откуда в тексте можно по названию народа: так «пермяки» и «пермяне» указывают на источники первой группы (т.к

до 1920-х называли себя именно так), «коми-пермяки» — второй.
Из предыдущего пункта следует, заостряю внимание еще раз: описание лечения, отношения к религиям и «богам» в статье соответствует укладу жизни коми-пермяка конца 19 века.

Статьи Екатерины Бобровой https://vk.com/id1353005 Автор будет признателен за отзывы и дополнения.

Новости

Все новости 28 июля 2021

Информационное сообщение

Информационное сообщение

28 июля 2021 года с 10 до 11 часов Кудымкарским городским прокурором по телефонам: 4-55-56, 4-25-46 будет проведена «Горячая линия» по вопросам «Порядок обращения прокурора в суд в интересах граждан и неопределённого круга лиц». 28 июля 2021 года с 12 до 13 часов Кудымкарским городским прокурором по телефонам: 4-55-56, 4-71-01 будет проведена «Горячая линия» по вопросам «Соблюдения прав граждан на… 21 июля 2021

МЧС информирует: По данным ЦГМС в ближайшие 3 часа местами по востоку края ожидается очень сильный дождь. Соблюдайте правила безопасности. Тел.112 О прогнозируемых погодных… 22 июля 2021

Кудымкар

Год основания: 1579
Население: 31 тыс чел
Жители: кудымкарцы
Часовой пояс: UTC+5
Телефонный код: +7 34260
Почтовый индекс: 619000

Ударение только на «Ы»!

Столица бывшего Коми-Пермяцкого округа (местные называют эту местность Парма) является одним из самых приятных и живописных мест России. Очень тихие, зеленые улицы-бульвары с деревянными, выкрашенными в различные цвета домами прошлых веков высотой не более двух этажей удивительно гармонируют с пяти- и четырехэтажными «новостройками» — но это не стандартные облезлые «хрущевки», а новенькие здания из силикатного кирпича, расположенные на немного холмистой местности и идеально вписывающиеся в прямоугольную планировку города. Прибавьте к этому находящийся на западной окраине Кувинский пруд, окруженный холмами, с которых открывается великолепный вид на Кудымкар и окрестности с извилистыми дорогами — а не посетить это место отдыха горожан, значит не побывать в столице Пармы — и вы вряд ли забудете сей городок! Немного он похож и на вологодские Кириллов с Белозерском, немного и на Плёс Ивановской области.

Центр будущего города начиная с VII века занимало Кудымкарское городище («Красная горка»). В письменных источниках Кудымкар впервые упомянут в 1579 году. В 1472 году Кудымкар вместе с Пермью Великой вошёл в состав Московского княжества. В XVII веке Кудымкар превращается в центр края.

В названии кар коми «город», Кудым предположительно личное имя (в округе нередка фамилия Кудымов), возможно, имеющее тюркское происхождение.

В 1908 году в Кудымкаре проживало 1192 жителя, он являлся резиденцией начальника 3-го стана Соликамского уезда Пермской губернии, в который входила территория современного Кудымкарского района и прилегающие части Юсьвинского и Карагайского районов. Здесь имелось 4-классное городское училище, земская женская школа, библиотека-читальня, больница, почта и ветеринарный пункт; мельница с плотиной на Куве, лесничество, общество потребителей, детский приют, богадельня; проводились 3 годовые ярмарки, еженедельные торжки. В 1909 году открыто почтово-телеграфное отделение.

Имеются архитектурные памятники — здание бывшей строгановской конторы и Никольский собор (XVIII век).

До 1 декабря 2005 года Кудымкар являлся административным центром субъекта РФ Коми-Пермяцкого автономного округа. В Кудымкаре в 1930−34 гг. жил Герой Советского Союза разведчик Н. И. Кузнецов.

Населен Кудымкар и остальная Парма, в основном, коми-пермяками. Употребляемый язык у них — русский, но распространен и коми-пермяцкий (не коми!). Он активно изучается в школах, распространяется в литературе и на официальных вывесках.

История города

Впервые в письменных источниках поселение упоминается в 1579 году, однако далеко не с этого начинается история коми-пермяцкой земли. Еще в VII–XVII веках на 40-метровом выступе левого берега реки Кува за частоколом стояли бревенчатые жилища предков коми-пермяков. Они занимались охотой, земледелием, вели торговые отношения, в основном с булгарами. Удачное расположение служило не только защитой от врага, но и позволяло древним племенам быть ближе к Солнцу и богу-покровителю Ену.

Источник фотографии: Парма-Новости. Кудымкар

На севере городища коренное население устроило некрополь – современные исследователи обнаружили погребения XVII века с русскими нательными крестами, но элементами погребального обряда коми-пермяков (неглубокие ямы, покрытие берестой). И это не единственное место Кудымкара, где причудливым образом переплетаются русские и коми-пермяцкие традиции. Например, недалеко от городища находится святой источник, оформленный в виде головы медведя (символа, пришедшего от чудских древностей) и регулярно освящающийся служителями православной церкви – получается своеобразный симбиоз язычества и христианства. Сегодня Кудымкарское городище является памятником родановской археологической культуры и имеет статус памятника федерального значения.

Автор фотографии: Антон Порсев

Существует легенда, согласно которой жил когда-то могучий богатырь Кудым-ош. Долго скитался он по землям и лесам дремучим в поисках жилища, пока не наткнулся на выступ на крутом и высоком берегу реки Иньвы. Тогда богатырь выкрикнул: «Тут быть моему городищу» и переселился на эти земли вместе со своим племенем. В честь него и назвали город – Кудым-кар, то есть «поселение Кудыма». Вообще Кудым-ош, являясь героем национальных легенд, завсегдатай коми-пермяцких легенд и гордость коми-пермяков.

Окрестности Кудымкара / Автор фотографии: Антон Порсев

Но официальная летопись поселения все же ведется лишь с XVI века. В это время здесь находилось всего 7 домов и проживало 11 мужчин. Однако уже в 1609 году Кудымкар становится центром округи из четырех деревень, а к 1623 к нему относится уже 11 деревень и 13 починов. В 1700 году Кудымкар и другие коми-пермяцкие селения отходят в подчинение Строгановых. За время владения этими землями княжьей династией город значительно разросся – если в 1715 году в поселении проживало порядка 470 человек, то к 1893 году оно увеличилось до 1051 человека, а также насчитывалось 290 дворов, здесь стояла земская изба, мельница и каменная церковь Николая Чудотворца, которая на сегодняшний день является визитной карточкой города.

Источник фотографии: Парма-Новости. Кудымкар

Официальный статус города Кудымкар получил в 1938 году. Сегодня город занимается переработкой леса и сельскохозяйственного сырья, производством строительных материалов, товаров и услуг для населения.

Экскурсия МЕДВЕЖИЙ УГОЛ ЗЕМЛИ ПЕРМСКОЙ (Театр, музей, 2 храма, ресторан, родник, парк деревянной скульптуры)

Малоизведанная территория, о которой ходят легенды: место процветания язычества, суеверий, духов и колдунов. Эти ассоциации всегда сопровождали Коми-Пермяцкую землю. Итак, «бур туй»!

Места: г. Кудымкар, с. Ёгва (Коми-Пермяцкий округ, Пермский край)

Описание и программа маршрута:

— Проезд в автобусе туристического класса

— Посещение 2-х храмов

— Посещения родника «Медвежья голова»

— Посещение парка деревянной скульптуры (бесплат.)

— Осмотр достопримечательностей г. Кудымкара

— Посещение краеведческого музея (оплачивается дополнительно, по желанию)

— Посещение кудымкарского драмтеатра с экскурсией (оплачивается дополнительно, по желанию: 100 руб./чел.)

— Питание в ресторане национальной кухни (оплачивается дополнительно, по желанию: 200 руб./стандарт; 500 руб./обед из блюд национальной кухни)

— Экскурсионное сопровождение (путевая экскурсия, обзор. экскурсия)

Отправление: 07:30, возвращение: 21 — 22 ч.

Посетив эти неизведанные места, можно многое понять. Коренные жители — коми-пермяки, в древности поклонялись идолам, а медведь был священным животным. Те времена уже давно позади, но удивительные, порой даже странные обычаи и традиции дошли до наших дней. Итак, «бур туй». Отправляемся в Кудымкар. Памятники Кудым-Ошу и его невесте, Пера-богатырь, шаманка-Чикыш — далеко не полный список. В парке на окраине города можно увидеть деревянные скульптуры языческих богов коми-пермяков. Но особенно впечатляет здание местного театра. Похвастать таким грандиозным сооружением вряд ли может ещё какой то город нашего края. Сегодня для нас приоткроется больше, чем обычному зрителю. Мы увидим, как кипит закулисная жизнь. Гримерки, костюмерные, буфет, цех, где рождаются декорации, парики и костюмы! Далее — краеведческий музей в нацональном духе. Один из его экспонатов — голодный дух Вакуль, обитатель местных болот. Оживая, он способен напугать даже взрослого. На окраине города — старинный парк, а в его сердце ещё одно монументальное сооружение — кафедральный собор Николая Чудотворца. Потрясающий по красоте храм 1795 года — творение нашего уральского мастера Андрея Воронихина, архитектора Казанского собора в Санкт-Петербурге. Теперь отправляемся в ресторан национальной кухни, отведать местные блюда из лосятины, грибов и пистиков. Закончится день в древнем селе Ёгва. Благодатная, намоленная церковь дарит благодать всем страждущим, ведь в советские годы она была единственным православным островком для верующих жителей округа.

Маршрут разработан нашей компанией. Остерегайтесь аналогичных «копий-экскурсий» сторонних, недобросовестных турфирм.

Источник

История города

Впервые в письменных источниках поселение упоминается в 1579 году, однако далеко не с этого начинается история коми-пермяцкой земли. Еще в VII–XVII веках на 40-метровом выступе левого берега реки Кува за частоколом стояли бревенчатые жилища предков коми-пермяков. Они занимались охотой, земледелием, вели торговые отношения, в основном с булгарами. Удачное расположение служило не только защитой от врага, но и позволяло древним племенам быть ближе к Солнцу и богу-покровителю Ену.


Источник фотографии: Парма-Новости. Кудымкар

На севере городища коренное население устроило некрополь – современные исследователи обнаружили погребения XVII века с русскими нательными крестами, но элементами погребального обряда коми-пермяков (неглубокие ямы, покрытие берестой). И это не единственное место Кудымкара, где причудливым образом переплетаются русские и коми-пермяцкие традиции. Например, недалеко от городища находится святой источник, оформленный в виде головы медведя (символа, пришедшего от чудских древностей) и регулярно освящающийся служителями православной церкви – получается своеобразный симбиоз язычества и христианства. Сегодня Кудымкарское городище является памятником родановской археологической культуры и имеет статус памятника федерального значения.


Автор фотографии: Антон Порсев

Существует легенда, согласно которой жил когда-то могучий богатырь Кудым-ош. Долго скитался он по землям и лесам дремучим в поисках жилища, пока не наткнулся на выступ на крутом и высоком берегу реки Иньвы. Тогда богатырь выкрикнул: «Тут быть моему городищу» и переселился на эти земли вместе со своим племенем. В честь него и назвали город – Кудым-кар, то есть «поселение Кудыма». Вообще Кудым-ош, являясь героем национальных легенд, завсегдатай коми-пермяцких легенд и гордость коми-пермяков.


Окрестности Кудымкара / Автор фотографии: Антон Порсев

Но официальная летопись поселения все же ведется лишь с XVI века. В это время здесь находилось всего 7 домов и проживало 11 мужчин. Однако уже в 1609 году Кудымкар становится центром округи из четырех деревень, а к 1623 к нему относится уже 11 деревень и 13 починов. В 1700 году Кудымкар и другие коми-пермяцкие селения отходят в подчинение Строгановых. За время владения этими землями княжьей династией город значительно разросся – если в 1715 году в поселении проживало порядка 470 человек, то к 1893 году оно увеличилось до 1051 человека, а также насчитывалось 290 дворов, здесь стояла земская изба, мельница и каменная церковь Николая Чудотворца, которая на сегодняшний день является визитной карточкой города.


Источник фотографии: Парма-Новости. Кудымкар

Официальный статус города Кудымкар получил в 1938 году. Сегодня город занимается переработкой леса и сельскохозяйственного сырья, производством строительных материалов, товаров и услуг для населения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: