Окрестности[править]
Добравшись до Верхотурья, вы, скорее всего, поедете обратно на юг. Путь же на север приведёт вас в города Серовской агломерации с сильным промышленным колоритом и не столь выдающимися историко-архитектурными достопримечательности. Впрочем, даже среди этого индустриального ландшафта встречаются красивые старые храмы (Карпинск, Североуральск) и добротные памятники советской архитектуры (Серов, Краснотурьинск).
Меркушинский трактправить
Спасская часовня в Красногорском
Расположенные вдоль Туры сёла связаны с паломническим путём из Верхотурья в Меркушино, к месту обретения мощей Симеона Верхотурского. Стоящие по дороге церкви не имеют выраженной архитектурной ценности, но если у вас есть время, проехать в этом направлении стоит хотя бы ради красивых видов на Туру и дремучие леса по её берегам.
Деревянная церковь на Симеоновой ГореХрамы Меркушино
Как добраться: кроме усердной молитвы вашим лучшим спутником по пути в Меркушино будет пригородный автобус на Дерябино (2 раза в день, но не каждый день). По дороге он проходит все эти сёла. Никакого другого транспорта здесь нет.
За Меркушиноправить
В 15 км восточнее Меркушино тракт пересекает железную дорогу Серов—Алапаевск. В этом месте находятся ещё несколько посёлков, в том числе Дерябино с Христорождественской церковью (1799) в стиле барокко — старейшей в этих краях после храмов самого Верхотурья. Немного севернее посёлок Восточный, возникший вокруг лесозаготовок и имевший в своё время огромную сеть узкоколеек, ныне полностью разобранных. Дальше цивилизации практически нет, и перед вами встанет нехитрый выбор: поехать (поездом или машиной) на север, где будет всё примерно то же самое — посёлки Сосьва и Гари с бесконечными зонами, лесозаготовками, заброшенными или разобранными узкоколейками, а потом совсем глухие и труднодоступные края в долине реки Тавды, где и узкоколеек-то никогда не было — или уехать (только поездом) на юг, в цивилизацию, к музею деревянной архитектуры Нижней Синячихи и достопримечательностям Алапаевска.
Как добраться: до Дерябино тот же автобус, что идёт из Верхотурья в Меркушино, или на машине.
Исторические памятники Верхотурья
Верхотурье, достопримечательности которого привлекают множество паломников, в простонародье называется «Духовной столицей Уральского края».
Знаменская церковь
На территории Верхотурья на ул. Свердлова расположена «Знаменская церковь» 1781 г. постройки. Каменное 2-х этажное здание было построено на месте деревянного строения, уничтоженного при пожаре в 1778 г. В 1808 г. церковь была освящена во имя великомучеников Лавра и Флора.
К этому приходу относили рядом расположенные деревни:
- Каменка;
- Нехорошка;
- Шведова;
- Фурина.
Церковь служила приходом для 600 прихожан. В 1922 г. церковь была разграблена и разорена. В 1935 г. церковь закрыли и здание забросили.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
На территории Верхотурья на ул. Клубной 1 расположена православная «Иоаннопредтеченская церковь», основанная в 1754 г. Это кирпичное 2-х этажное здание, построенное в стиле барокко с 2-светным 5-главым четвериком и 5-гранным алтарем. В церкви сверху располагался Предтеченский престол, снизу Варваринский, есть колокольня, трапезная и купол сложной формы.
В 1920 г. церковь, как и все остальные была закрыта. В 1940 г. церковь разграбили и частично разрушили. На сегодняшний день уцелела нижняя часть здания, которая постепенно разрушается.
Успенская церковь на городском кладбище
Успенская церковь является историческим памятником. Она была основана в 1799 г. и возводилась в течение 16 лет. Ее построили по настоянию архиепископа Варлаама Преосвященного во времена правления Павла I. По окончанию строительства в 1815 г. по указанию епископа храм освятили. Несмотря на скромность фасада и убранства здесь совершались службы священнослужителей церкви.
Святые мощи Симеона хранившиеся в церкви были вывезены. Возрождение храма пришлось на послевоенный 1946 г. В 1995 г. церковь присоединили к Николаевскому монастырю. В 2012 г. церкви присвоили статус самостоятельного прихода. С 2015 г. настоятелем церкви является иерей Демин Сергей.
Церковь Воскресения Христова
Церковь основана 13 марта 1786 г. и построена в смешанных стилях классицизма и барокко. Верхний храм освящен 22.11.1786 г, нижний храм 29.07.1806 г. Это 2-х этажное каменное здание, расположенное на ул. Свободы дом 2.
Церковь отличается двухъярусной колокольней. В 1922 г. она была разграблена, в 1925 г. окончательно закрыта. В 1930 г. были снесены и уничтожены колокольня и купол.
Прилегающие территории
Как правило, прилегающая территория расположена сбоку от дороги. Въезжая на неё или выезжая с неё, водитель должен уступить дорогу всем, чей путь он пересекает.
При повороте с дороги на прилегающую территорию, расположенную справа, на пути транспортного средства могут оказаться пешеходы, движущиеся по дороге в попутном или встречном направлении, а также попутные велосипедисты.
При повороте налево водитель пропускает пешеходов, идущих по левому тротуару (обочине), и все встречные транспортные средства.
Выполняя правый поворот с прилегающей территории на дорогу, водитель должен пропустить пешеходов, идущих по тротуару, и транспортные средства, приближающиеся слева.
При выезде с прилегающей территории налево к ним добавляются ТС, приближающиеся с правой стороны. Поэтому выполнить левый поворот всегда труднее, чем правый.
Дорога
Два самых очевидных способа попасть в Верхотурье — это автобус и железная дорога. Но ни один из них для однодневной поездки не подходит.
Электрички сюда не ходят — далековато, так что добирайтесь пассажирским поездом, идущим в сторону Приобья. Дорога займет около 6 часов, но, учитывая, что этот поезд отбывает с Екатеринбургского вокзала после обеда, до места вы доберетесь только поздно вечером, так что сразу нужно будет организовывать ночлег. Об этом позже.
Автобусы в Верхотурье ходят с Северного автовокзала, но все рейсы опять же отправляются во второй половине дня. Дорога занимает минимум 5 часов, так что и здесь возникает проблема с ночевкой.
Таким образом, для однодневного вояжа остается либо паломнический автобус, на который просто так не попадешь, либо личный автотранспорт.
Дорога от Екатеринбурга составляет около 300 км, и при некотором везении с трафиком ее вполне можно преодолеть за три с небольшим часа. В общей сложности на дорогу уйдет 7-8 часов, и если выдвинуться пораньше, то на осмотр достопримечательностей у вас останется около 5-6 часов — более чем достаточно.
До Нижнего Тагила ведет вполне приличного качества двухполосная односторонняя дорога, а на въезде в Тагил она превращается в обычную дорогу со встречным движением. Если в районе «города красного неба» трафик еще достаточно плотный, то после развязки на Верхнюю Туру и Красноуральск, становится совсем свободно.
Не доезжая до Новой Ляли, увидите большую стелу «Верхотурье». Сворачивайте направо и примерно через 22 км — вы на месте. Хотя никаких указателей замечено не было, мимо Николаевского монастыря проехать будет проблематично — просто держитесь все время главной дороги.
Святые места Верхотурья
Вид многочисленных куполов, крестов и шпилей колоколен, прорезающих голубое небо, вызывает трепет даже у убежденных атеистов. Главная достопримечательность Верхотурья — самый маленький в России кремль, который приезжие стараются посетить в первую очередь.
Кремль
Кремль (Веб-сайт) стоит на высоком берегу реки Туры, и от вида, открывающегося на реку с обрыва, захватывает дух. С колокольни Троицкого собора, куда можно подняться за небольшую плату, весь город виден как на ладони. К сожалению, от храмового комплекса сохранился только Свято-Троицкий собор, а также восточная стена с воротами (их недавно отреставрировали), но по ним можно оценить архитектурную красоту оригинала.
Именно Троицкий собор послужил основным образцом при активном возведении первых церквей и храмов Сибири.
По Троицкому кремлю водят экскурсии. Адрес: ул. Советская, 6, время работы: с 08:00 до 17:00, без перерывов и выходных.
Свято-Николаевский монастырь
Следующая величавая гряда зданий — Свято-Николаевский монастырь, который состоит из трех храмов: Крестовоздвиженского собора, Преображенской и Симеоно-Аннинской надвратных церквей. Слово «надвратные» в названии означает, что расположены они над входами на территорию монастыря.
Мощи святого Симеона Верхотурского, покровителя рыбаков, хранятся в Крестовоздвиженском соборе. Внутреннее оформление собора потрясает тонкостью и трогательностью икон, простотой и в то же время сдержанной торжественностью обстановки.
При советской власти монастырь постигла стандартная участь — здесь находилась колония для малолетних преступников. В Симеоно-Аннинской церкви при раскопках были найдены останки неизвестных монахов. В аскетичной обстановке туристы видят груду черепов, освещенную лампадой, и надпись на стене: «Мы были как вы, а вы будете как мы».
Адрес монастырского комплекса: ул. Воинская, 1, работает Свято-Преображенский храм с 07:00 до 21:00, перерыв на уборку с 13:00 до 16:00.
Крестовоздвиженский собор открыт весь световой день без выходных, также на территории монастыря есть православный музей, открытый с 09:00 до 17:00 ежедневно, кроме понедельника и вторника.
Историко-архивный музей
Вне стен монастыря, прямо на берегу пруда Калачик, находится деревянный дом почетных гостей, в виде древнерусского терема, занимаемый сейчас историко-архитектурным музеем-заповедником. Адрес: ул. Кузнечная, 13, время работы: с 10:00 до 17:00, в воскресенье с 10:00 до 14:00, выходной — понедельник.
Свято-Покровский женский монастырь
Второй по старшинству монастырь был основан в 1621 году и является первым монастырем для женщин, основанным на Урале. Сначала монастырь был деревянным, но многочисленные пожары привели к его перестройке в каменном стиле.
Монастырь закрылся в 1756 году, поэтому старые его постройки сохранились плохо – церковь Рождества Иоанна Предтечи, старые хозяйственные постройки. В последнее десятилетие XIX века монастырь был открыт вновь, на его территории была построена Покровская церковь, которая в постсоветский период была восстановлена.
Сейчас монастырь вновь открыт, и его жизнь протекает около Покровской церкви, старая же часть монастыря заброшена, но гости могут совершить к ней прогулку вместе с монахинями. Посетить монастырь можно с 6.30 до 19.00 ежедневно, он располагается по улице Сенянского, 3.
Святой источник Симеона Верхотурского село Меркушино
Свердловская область » Верхотурский » село Меркушино
Святой источник, открытый по молитвеСуществуют источники, открытые по молитвам святых. Один из таких источников находится в селе Меркушино Верхотурского района Свердловской области – там, где в трудах и молитве проходили земные дни святого Симеона Верхотурского. Когда-то земли, на которых жил праведный Симеон, входили в состав Пермской епархии. Лишь немногим более 120 лет назад Екатеринбургская епархия была выделена из состава Пермской и стала самостоятельной. Поэтому святой Симеон почитается нашим небесным покровителем. В сентябре 2003 года, когда праздновалось 400-летие Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летие перенесения мощей святого Симеона Верхотурского из Меркушино в Верхотурье, мне с группой паломников довелось побывать в Верхотурье и Меркушино. Верхотурье Мы приехали в Верхотурье 25 сентября около пяти часов утра, преодолев на «Газели» за ночь почти 500 километров. Монастырь не спал. Нам предложили отдохнуть в Крестовоздвиженском соборе. Мы шли по территории монастыря – всюду люди, некоторые молятся, прямо у стен собора два человека читают акафист праведному Симеону Верхотурскому. Утром несколько тысяч человек заполнили собор, люди прибывали и прибывали, постоянно подходили автобусы с паломниками и просто туристами. Монастырь жил своей привычной жизнью, принимая приезжающих, и в то же время это был праздник. Из истории История города Верхотурья, отметившего в 1998 г. 400-летие, неразрывно связана с историей монастыря. А история монастыря – с именем святого праведного Симеона, одного из самых известных на Руси святых. Дворянин по происхождению, пришедший на строительство города Верхотурья в числе других «выкликанцев», то есть оповещенных через «клич», выходцев различных губерний, Симеон часто посещал храмы Божии: Троицкий собор и монастырь. Когда в Меркушино около 1620 г. был построен храм, он, «бегая мирского мятежа», удалился туда. Жизнь вел подвижническую, святую: много молился в храмах, избегал почестей, славы и богатства. Пил и ел от труда рук своих, снискивая себе пропитание шитьем одежд и ужением рыбы. Был кроток, ласков, почтителен и добр со всеми. Умер праведный Симеон в 1642 г., около 45 лет от роду, и похоронен был у Меркушинской Михайло-Архангельской церкви. А через 50 лет на могиле его забил источник, который и поднял гроб на поверхность. Любопытные меркушинцы прильнули к щелям его – и обнаружили, что тело нетленно. Место захоронения святого ознаменовалось многими исцелениями и чудесами. Недолго святые мощи находились в Меркушино, 12/25 сентября 1704 г. они были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь, где и почивали до революции. В советское время после закрытия монастыря святые мощи были переданы в музей. Когда началось возрождение монастыря, в 1992 г. мощи угодника Божия вернулись в монастырский храм. Меркушино В селе Меркушино над могилой святого Симеона сначала была устроена деревянная часовня, а с 1808 года – каменная. В1886 году был построен и освящен Симеоновский храм. После переноса мощей святого в Верхотурье Меркушино притягивало паломников источником чистой воды, истекающей из могилы праведника. Богомольцы посещают могилу святого Симеона в Меркушино, берут с собой земли, а также воды из источника, ибо и земля и вода чудотворны. Поклонение святыне Из Верхотурья наш путь лежал в Меркушино, находящееся в 50 км. Все были уставшие. Но, попав туда после суетного Верхотурья, вдруг ощутили покой – недаром, видно, праведный Симеон избрал это место. Величественная река Тура, на высоком берегу которой расположены храмы архистратига Михаила и праведного Симеона, красота осенней уральской природы – все действовало благодатно. Мы остались здесь до утра, заночевав в гостинице на подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Утром мы были вознаграждены хорошей погодой: выглянуло солнце. Побывали мы и на источнике, расположенном под алтарем храма праведного Симеона – том самом, который забил когда-то на могиле святого. К источнику ведут мраморные ступени – спустившись по ним, мы оказались небольшом помещении. Место, где ранее была гробница, выложено мрамором, сверху – деревянная крышка, через небольшое отверстие в которой монахиня зачерпнула для нас воды специальным ковшом. Воду можно выпить в храме, можно увезти с собой… В радостном состоянии возвращались мы домой: недаром, видно, наши предки совершали паломничество к святым местам…
Двухполосные и трехполосные дороги
Автомобильные дороги могут быть двухполосными, трехполосными и многополосными. Двухполосные дороги встречаются в нашей стране чаще всего. Движение на них организовано достаточно просто: одна полоса с ТС, едущими в одну сторону, и вторая с ТС, следующими в другую сторону. Однако именно двухполосные дороги являются самыми опасными. По причине отсутствия на них разделительной полосы любая водительская ошибка может привести к выезду на встречную полосу и последующему лобовому столкновению. Такие ДТП случаются, когда водитель совершает опасный обгон на высокой скорости, засыпает за рулем или просто не справляется с управлением автомобиля.
Принимая во внимание безопасность дорожного движения, следовало бы совсем запретить обгоны на таких дорогах. Однако сделать это невозможно, так как всем водителям придется ехать со скоростью самого медленного ТС, что значительно усложнит дорожную обстановку
Поэтому любому водителю приходится периодически совершать обгоны и выезжать для этого на встречную полосу
При этом очень важно соблюдать необходимые меры предосторожности.. Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ
Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения
Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.
Выше уже говорилось о том, что любая дорога с количеством полос большим, чем две, даже трехполосная, намного безопаснее двухполосной. Дополнительная третья полоса дает водителям целый ряд преимуществ. Ее можно поделить между двумя встречными направлениями движения.
На трехполосной дороге движение может быть организовано двумя способами. Первый из них предполагает деление дороги на отрезки одинаковой протяженности. На таких отрезках средняя полоса поочередно относится то к одному, то к другому направлению. Если на каком-то отрезке две полосы предназначено для движения в Вашу сторону и одна полоса встречная, то на следующем участке в Вашем направлении будет только одна полоса и две у встречных ТС. На расширенном отрезке дороги водитель может выполнить опережение медленно движущегося ТС без выезда на встречную сторону проезжей части. Для правильной ориентации участников движения встречные направления отделяют друг от друга сплошной линией разметки, а попутные – прерывистой.
Второй вариант организации движения описан в пункте 9.3. ПДД. Он используется исключительно на хорошо просматриваемых прямых горизонтальных участках дорог. Все три полосы разделены между собой прерывистыми линиями разметки. Крайняя правая полоса предназначена только для движения в прямом направлении. Крайняя левая полоса – встречная. Двигаться по ней несмотря на наличие прерывистой, а не сплошной линии разметки, категорически запрещено, что является исключением из общего правила.
Средняя полоса на таких дорогах играет большую роль. Она нужна для объезда препятствий и опережения других ТС. Этой полосой могут пользоваться водители двух направлений. Однако, при такой организации движения все равно существует риск столкновения с ТС, движущимся навстречу и также начавшим маневр по опережению, но такие ситуации встречаются достаточно редко. Так как участок дороги хорошо просматривается, водитель имеет возможность заранее увидеть, что средняя полоса занята и, соответственно, воздержаться от маневра до тех пор, пока полоса не освободиться. При этом риск лобового столкновения намного ниже чем на обычной двухполосной дороге.
Помимо этого средняя полоса может применяться для поворота налево и разворота. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. При этом необходимо снизить скорость или полностью остановиться и пропустить встречные ТС. На двух полосной дороге такой маневр задерживает другие автомобили, едущие прямо. На дороге со средней полосой остальные участники движения, двигающиеся сзади, могут свободно продолжать движение в прямом направлении. Тем, кто движется навстречу по крайней левой полосе, также ничего не мешает. Значит, никаких предпосылок для образования заторов и пробок на таких дорогах не существует.
Как решить проблему
Есть несколько путей.
Установить шлагбаум на въездах во дворы. О том, как сделать это правильно и ничего не нарушить, мы рассказывали в статье «Соседи заблокировали пульт от шлагбаума».
Если коротко — придется провести общее собрание и получить согласие на установку ⅔ всех собственников помещений, даже если они не принимали участие в собрании.
Еще нужно будет получить согласие от местных властей. Помимо сложностей с организационными моментами это мероприятие может оказаться еще и дорогостоящим. Далеко не все жильцы могут согласиться вкладывать в него деньги.
Такой автоматический шлагбаум стоит 63 700 Р. Еще сюда нужно включить работы по установке и стоимость пультов дистанционного управления. В вашем случае двор находится между двумя дорогами — значит, шлагбаумов понадобится не меньше двух
Установить запрещающие знаки на съездах с автодорог во дворы. В вашем случае, на мой взгляд, можно установить
Он запрещает движение всех транспортных средств за несколькими исключениями. В них попадают в том числе машины тех, кто живет во дворе или приезжает туда для обслуживания жильцов. То есть с таким знаком во двор смогут заезжать и сами живущие, и такси, которое вызвал жилец, и доставка мебели. А для всех остальных водителей въезд под этот знак означает штраф 500 рублей.
Собирать штраф в любом случае должны сотрудники ГИБДД. Если есть знак, можно установить рядом с ним средства видеофиксации. Это и снизит поток желающих нарушать правила именно в вашем дворе, а возможно, и пополнит бюджет. Если видеофиксации не планируется — жильцам придется самим налаживать взаимодействие с ГИБДД. Например, вызывать наряд в случае, если движение во дворе станет слишком плотным. А там уже сотрудники будут сами выяснять, кто имел право под знак заехать, а кто дорогу срезает.
Установить такой знак самостоятельно жильцы не могут. Получится, что они умышленно создают помехи дорожному движению. За это граждан могут оштрафовать от 5000 до 10 000 рублей.
Но если этот вопрос согласовать с органами местного самоуправления и ГИБДД — все возможно. По закону такие вопросы относятся именно к их компетенции.
По всей видимости, ранее вы просили ГИБДД и местные власти сделать что-нибудь, чтобы ограничить движение, а конкретные меры не указывали. Соответственно, они отвечали общими фразами: «Мы ориентируем личный состав и усилим контроль на этом дорожном участке». Этим дело и ограничивается. Но когда гражданин четко понимает, что нужно сделать для решения проблемы, — давать общие ответы уже сложнее. Нужно либо делать, либо объяснять человеку, почему это сделать невозможно.
Попробуйте написать в ГИБДД и органы местного самоуправления заявление. В нем укажите, что дворы на участке между двумя дорогами используют для сквозного движения автотранспорта. Это нарушает права и законные интересы жильцов домов и правила дорожного движения. А еще создает опасность для жизни и здоровья пешеходов. В связи с этим вы предлагаете установить на съездах с автомобильных дорог в ваши дворы дорожные знаки «Движение запрещено». А если есть техническая возможность — и средства видеофиксации в районе этих знаков.
Гарантии, что знак обязательно установят, нет. Если он вступит в противоречие с другим знаками на этом участке — могут отказать. Но все же вероятность, что он там появится, очень высокая.
Есть еще вариант — сделать во дворе одностороннее движение. Тогда хотя бы с одной стороны во двор нельзя будет въехать с платной дороги, и сквозной поток машин уменьшится. Но это палка о двух концах. Жителям двора придется также выезжать только в одну сторону, что может создать неудобства. Не видя схемы вашего двора, сложно давать такие советы.
#18 Христорождественская церковь в селе Дерябино
Русское слово «деряба» имело смысл забияка, хулиган; а в 1680 году семья Дерябиных и стала основателями населенного пункта на пути от Верхотурья к Алапаевску. До сих пор фамилия «Дерябины» — самая частая у жителей села.
Храм был заложен еще в 1794 году, фактов о его истории мало, поэтому отвлекусь на лирику и на снимки, на которых я постаралась поймать духа этого места, духа очень трогательного корабля-храма, памятника Вере, лишь отчасти церковной, а по большей части вере в свои силы тех самых драчунов и забияк, которые в XVII веке осваивали пути в Сибирию.
Для фанатов храмовой архитектуры будут интересны церкви в селе Красногорское, в Прокопьевской Салде (здешний храм связан с легендами о губернаторе Гагарине), в Усть-Салде и селе Пия. О них вы можете почитать в других публикациях, в рамках же нашего путешествия и отчета о нем дополнительные храмы уже будут серьезной передозировкой.
Сретенская церковь, с. Прокопьевская Салда. По легенде, построена потомками первого сибирского губернатора Гагарина.
Петропавловская церковь, с. Усть-Салда
Вообще с момента приезда в Верхотурье накрывает ощущение фарса – стоя на центральной площади городка, можно увидеть громадину Крестовоздвиженского собора (самого молодого и модного в православных кругах храма города), кружевную вязь Троицкого собора (самой старой церкви), и руины нескольких храмов XVIII века, которые с каждым годом разрушаются все больше. Контраст нескольких объектов, в которые последние 20 лет вкладывались огромные деньги, и сотен (я не ошиблась) зданий, которые и создали исторический колорит провинциального городка, поражает воображение. Добавьте сюда крайне неразвитую инфраструктуру – и поездка в Верхотурье и район уже не будет казаться такой привлекательной… Тем не менее, ехать сюда стоит, хотя бы ради музея.
Ругаться с водителями или перекрывать проезды неэффективно
Ругаться и скандалить с посторонними водителями — бесполезно. Если ваш двор расположен между крупными трассами — нарушители будут почти всегда новыми.
Договариваться с компанией, которая строит трассы, тоже неэффективно. Проезды они, возможно, и перекроют — но для всех, включая жильцов. Маловероятно, что люди, которые живут во дворах, это оценят.
Превращать двор в пешеходную дорожку тоже не стоит. По такой дорожке могут двигаться только пешеходы. Машинам на нее въезжать нельзя — двор снова окажется закрыт для всех, в том числе для жильцов. И даже вы сами не сможете проехать на машине к собственному подъезду, вызвать туда такси или, например, заказать доставку крупногабаритной мебели — водитель грузовой машины не захочет платить штраф.
Вам нужно такое решение, которое закроет въезд во двор посторонним, но даст возможность пользоваться им жильцам домов во дворе.