История старейшей деревни
Николо-Берёзовка — знаменитое село, стоящее на границе сразу трёх регионов: Башкирии, Удмуртии и Пермского края. Оно основано за 24 года до начала строительства первой местной русской крепости, Уфимского острога – будущей столицы Уфы. Село некогда являлось крупнейшим портом на Каме, народным центром православной жизни края.
Руины особняков Большой Купеческой улицы впечатляют до сих пор — некогда богатые постройки ветшают год от года. Улица стала памятником катастрофы начала ХХ века: Гражданской, раскулачивания, «борьбы с вражеским элементом», репрессий и расстрелов.
Директор местного историко-краеведческого музея при Троице-Никольском храме Елена Неженская рассказывает, что вплоть до революции к пристаням Николо-Берёзовки причаливало множество судов, как грузовых, так и пассажирских. Путешественники и паломники прибывали издалека. Дважды село посещала сестра императрицы Александры, Елизавета Федоровна. Великую княгиню привлекла история чудесного явления команде купцов Строгановых иконы Николая Чудотворца. По легенде купеческие суда, проходившие по реке, остановились и не трогались с места, пока команда не вышла на берег и не увидела на берёзе небольшую икону святого. Помолившись перед ней, путники вернулись на суда и с лёгкостью продолжили свой путь. Вскоре после этого обретения иконы на месте её явления был основан Троице-Никольский храм. Год его основания — 1550-й — стал считаться и годом основания села. Обретённая икона, снискавшая славу чудотворной, хранилась в храме все эти годы, откуда была украдена уже в советское время.
На фото — посещение Великой Княгиней храма в Николо-Берёзовском.
Неудивительно, что этот оплот состоятельной купеческой жизни и место духовного паломничества привлёк особенно пристальное и недоброжелательное внимание новой власти, а попытки большевиков национализировать и реквизировать богатства жителей деревни, самого большого православного храма Башкирии и Камско-Берёзовского монастыря, также располагавшегося в селе до революции, были встречены самым ожесточённым отпором. В итоге Николо-Берёзовка стала не только местом боёв, но и средоточием подлинных личных трагедий.. Жительница села Людмила Клещёва — потомок местного купеческого рода
О своей ближайшей родне она знает только из рассказов бабушки и архивных документов. В семье произошла драма, для которой печально известное выражение «Брат на брата, сын на отца» стало пророчески-роковым. Родных братьев — купца Ивана и менее зажиточного Александра Сюткиных— революция развела во враждующие лагеря. Иван вступил в ряды армии Колчака, вместе с её отступающими частями попал в Японию, из которой хотел, но так и не смог вернуться в родное село. Его семья была признана «врагами пролетарского народа». Жена Ивана Сюткина спаслась чудом, бежав из деревни вместе с маленькой дочерью. Проживший много лет в доме брата Александр примкнул к красным, а его сын стал первым пионером Николо-Берёзовки.
Жительница села Людмила Клещёва — потомок местного купеческого рода. О своей ближайшей родне она знает только из рассказов бабушки и архивных документов. В семье произошла драма, для которой печально известное выражение «Брат на брата, сын на отца» стало пророчески-роковым. Родных братьев — купца Ивана и менее зажиточного Александра Сюткиных— революция развела во враждующие лагеря. Иван вступил в ряды армии Колчака, вместе с её отступающими частями попал в Японию, из которой хотел, но так и не смог вернуться в родное село. Его семья была признана «врагами пролетарского народа». Жена Ивана Сюткина спаслась чудом, бежав из деревни вместе с маленькой дочерью. Проживший много лет в доме брата Александр примкнул к красным, а его сын стал первым пионером Николо-Берёзовки.
В домах раскулаченных купцов разместились учреждения и общественные заведения — больница, педучилище, детский дом. В особняке, занятом детдомом, даже нашли клад — воспитанники отыскали спрятанное прежним хозяином столовое серебро. Отобранные у прежних владельцев дома один за другим пустели — учреждения закрывались или меняли адреса, жители села перебрались из «барских коммуналок» в новые жилища, оставляя разорённую историческую часть опустевшей.
Восстановление исторической части старейшего поселения Башкортостана началось недавно — часть особняков реконструируется на бюджетные и частные средства, началась программа по обустройству набережной, а в 2020 году Николо-Берёзовка получила федеральный грант на развитие.
На этом всё?
Журналист Фёдор Бреднев опубликовал следующий текст:
Да, в этой записи есть более развернутая легенда, но нет ни одного упоминания об источниках. Там же в комментариях один из читателей выразил логичные сомнения в достоверности даты основания села, которая так или иначе привязана к истории с иконой и Иваном Грозным.
Чтобы расставить все точки над ё, считаю, нужно найти документы эпохи Ивана Грозного, которые могли подтвердить интерес царя к иконе св. Николая из Николо-Берёзовки или перемещения этой иконы в Москву и обратно.
С другой стороны, если вернуться к брошюре, то ее составителем был священник Сергей Покровский, по всей видимости, из Уфимского комитета православного миссионерского общества. Если в 1912 году у него была такая информация, то где он ее мог взять?
Вопросов больше, чем ответов, но история более чем увлекательная! Продолжение, возможно, следует…
История
Николо-Березовка — село, основанное в 16 веке, расположенное на берегу живописной реки Камы. Существует легенда о происхождении Николо-Березовки. Согласно ей, в середине XVI века братьями Строгановы сплавлялись по реке Кама, как вдруг их судно неожиданно остановилось. Когда они сошли с судна, то с удивлением увидели на березе икону Николая Чудотворца. Православные купцы помолились, а позже на этом месте возвели деревянный храм. Еще из вариантов появления села, есть версия, что Иван Грозный, закрепив за переселенцами земли, в знак особой милости прислал сюда икону Святителя Николая чудотворца, В конце XVI — в начале XVII веков икона становится самой почитаемой в этих краях. На протяжении нескольких столетий Николо-Березовка была известна как крупная пристань для погрузки зерна. Село было своеобразной хлебной столицей всего Прикамья.
XIX век для села — это время расцвета. Основным населением села являлись купцы. В начале декабря проводилась большая ярмарка. Было немало стационарных торговых заведений и лавок. У купцов были свои кузницы, слесарни, мельницы, портняжные мастерские, почтово-телеграфное отделение, аптека, кулеткацкое заведение, 37 торговых предприятий. Купеческие дома сохранились до наших дней. Николо-Березовка не раз являлась свидетелем многих исторических событий: она видела струги Ермака, коснулись этих мест и пугачевские волнения, специально в Николо-Березовку дважды приезжала сестра Российской императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна, не обошли стороной события Гражданской войны, а в советское время село посетила и выступила перед народом Надежда Константиновна Крупская.
Главное
Николо-Березовка — одно из первых русских поселений на территории современного Башкортостана. Сегодня Николо-Березовка — это памятник с многовековой историей, где ведутся большие работы по восстановлению историко-архитектурного комплекса. В 2020 году по итогам Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, в номинации «Исторические поселения» победу одержал проект исторического ансамбля «Возвращение домой» села Николо-Березовка. В результате реализации проекта восстанавливаются утраченные пешеходные и визуальные связи, обеспечивается комфортный доступ к воде, формируется туристический маршрут. Туристы посещают Николо-Березовку, чтобы увидеть исторические памятники, совершить паломничество, насладиться красотой окружающей природы, принять участие в фестивалях и в полумарафоне.
Единственные жители Субхангулово и Вознесенки
Жители Субхангулово и Вознесенки — последние в своих деревнях. Посёлок Вознесенский был основан в 1893 году, первыми его жителями были крестьяне-вятичи. Вознесенка расположена очень удачно, совсем недалеко от Уфы — до столицы отсюда меньше ста километров. Неудивительно, что опустевшее село облюбовали дачники; в округе вовсю ведётся частное строительство. А вот в самой деревне осталась одна-единственная местная жительница — Мария Константиновна. По её словам, в 1920 году в селе было 75 дворов, почти 400 жителей и колхоз, с развалом которого люди начали покидать село.
Кинъягул-бабай не знаком с Марией Константиновной, но их, как и их сёла, отделённые друг от друга сотнями километров, объединяет одно: он тоже единственный житель своей деревни. В расположенном недалеко от Белорецка родном селе Кинъягул-бабай прожил всю свою жизнь. И если Марию Константиновну время от времени посещает лечащий врач, а летом рядом с ней живут дачники, то Кинъягул-бабая жители Белорецка и его окрестностей не зря прозвали лесным отшельником — дорогой к Субхангулово они не пользуются последние лет тридцать. Вся связь отшельника с внешним миром происходит в одностороннем порядке — по радио. Покидать родной дом, построенный ещё его дедом, Кинъягул-бабай не собирается — об этом он заявил переписчикам, добравшимся до его избушки во время Всероссийской переписи населения 2018 года.
Судьба Субхангулово не слишком отличается от Вознесенки: в 1960 году закрылась лесозаготовительная артель. Люди, лишённые работы и заработка, стали уезжать. Уговаривали уехать и Кинъягул-бабая, но он отвечал одно: «уеду — не станет деревни». Так и хранит уважаемый Кинъягул-бабай память о родном селе и деде, построившем родовой дом сто пятьдесят лет назад. Родственники заботятся о нём: племянник доставляет продукты и батарейки для радиоприёмника. Летом пешком, зимой на лыжах — чтобы добраться до дяди, ему приходится пройти около 20 километров.
А вот Марию Константиновну навещать зимой некому. Она собирается продать дом дачникам и переехать в Уфу — оставаться одной каждую зиму все труднее и страшнее.
Впечатления
Сегодня село сильно отличается от того, которое было четыре столетия назад. Николо-Березовка похорошела, увеличилась в размерах. Ежегодно в рамках Дней славянской письменности и культуры в селе Николо-Березовка проводится Межрегиональный фольклорный праздник «Никола Вешний». Улица, ведущая к Свято-Никольскому храму, в этот день уставлена подворьями и торговыми рядами с изделиями ручной работы. Съезжаются фольклорные коллективы из разных уголков страны. Завершается праздник, традиционным фестивалем колокольной музыки. В празднике «Николы Вешнего» всегда уникальным образом сочетается церковное и светское, духовное общение и народное веселье. Основные торжества проходят с 19 по 25 мая на площади перед Никольским храмом. Также ежегодно проходит Республиканский Николо-Березовский полумарафон, куда съезжаются более 500 участников. Пробежать под звон колоколов приезжают спортсмены и любители из Республики Башкортостан, а также из более 20 регионов России.
Причины исчезновения деревень
Революции и народные волнения не оставляли Башкирию со времён её вступления в состав Российского государства в XVI веке. Народные бунты, крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва, а затем стачки, забастовки и организованные выступления рабочих в 1905—1907 гг. — всё это подготовило почву к активному участию жителей региона в дальнейших бурных революционных событиях.
Стоит отметить большинство бунтов и восстаний происходили вокруг идеи создания Башкирской национальной автономии в составе России. Последняя попытка была предпринята в 1917 году, а в 1919-м появилась Башкирская Советская Республика. С этого момента судьба многих деревень края была предрешена. Борьба новой власти с частной собственностью, коллективизация крестьянских хозяйств, бурный рост нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, сопутствующее развитие тяжёлой промышленности и машиностроения стремительно — меняли облик региона. Многие сёла недосчитались жителей, погибших на фронтах Первой мировой, в суровые годы революции и Гражданской войны. Ещё больше подорвало жизнь башкирской деревни грозное время Второй мировой войны: на фронт из республики ушло более шестисот тысяч человек. При этом из европейской части страны в тыловую Башкирскую АССР были перевезены десятки фабрик и заводов, для которых тоже требовалась рабочая сила — нужно было налаживать поставки продукции на фронт. После войны в республике стали развиваться нефтедобыча, строительство, промышленность и сельское хозяйство, но облик села уже необратимо изменился. Развитие промышленности привело к оттоку населения даже из самых старых поселений, казалось бы, навечно вросших корнями в эту землю.
Поиск «Храма Закамского Николы»
По запросу “москва храм закамского николы” (Яндекс, ) нет ничего конкретного, лишь многочисленные статьи об иконе Николы Закамского.
В тексте уточняется, что “икона была снова отправлена чрезъ предѣлы только что покореннаго Казанскаго татарскаго царства на мѣсто явленія”. Взятие Казани было в 1552 году, значит и храм Закамского Николы был «устроен» примерно в это же время.
Кстати, если кто-то представляет Ивана Грозного в этот момент, как болеющего сурового старика, то он ошибается — в 1552 году ему едва перевалило за 20 лет.
В поисках нашел и такую статью в Википедии: Берёзовская святителя Николая Чудотворца икона.
Отмечу, что до 2021 года в конце этой статьи было указано название искомого объекта — Церковь Закамского Николы (церковь на Грязи) г. Москва.
К сожалению, информацию о церкви на Грязи в Москве довольно разноречивая. Мне где-то попалось обсуждение, что речь о церкви «Божией Матери Живоносный Источник» в Царицыно, но не удалось найти никакой информации о прежних постройках и какой-либо связи с историей про Ивана Грозного и Березовской иконой.
Исчезнувшие деревни Башкортостана
В республике насчитывается около сотни опустевших селений, большей части из которых уже нет и на географических картах. А ведь многие деревни Башкортостана славятся далеко за пределами своих районов! Какие тайны хранят деревни и земли Башкирии? Самые интересные из них:
● деревня Чандар Нуримановского района — здесь обнаружили каменную рельефную карту местности, выполненную с высокой точностью не менее 50 миллионов лет назад;
● Нарыстау Миякинского района — вода родника, бьющего из подножия местной горы, считается целебной, к нему едут люди со всей России;
● Ахуновские менгиры Учалинского района — башкирский Стоунхендж: возраст обнаруженных при раскопках камней измеряется столетиями, а об их назначении до сих пор спорят учёные;
● Мавзолей Турухана в Чишминском районе — каменное здание, построенное в XII веке во времена татаро-монгольского ига, одно из самых древних подобных сооружений на территории России;
● совхоз «Стерлитамакский» — место падения в 1990 году Стерлитамакского железного метеорита; сейчас небесное тело хранится в Уфе, в Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН;
● Капова пещера, Шульган-Таш, Бурзянский район — здесь были обнаружены наскальные рисунки 18-тысячелетней давности.
Пусть же пример возрождения старейшего села Башкортостана — Николо-Берёзовки — станет доброй надеждой и для других сёл республики.