Обрусевший американец

Обрусевший американец

Перенос американской технологии на российскую почву сопровождался множеством трудностей. Производитель «Интернационала», фирма «Маккормик», опасаясь возможной конкуренции в будущем, отказала советским специалистам в консультациях и даже запретила посещение своих заводов.

В отсутствие какой-либо документации параметры производства зачастую приходилось рассчитывать опытным путем. Иногда это требовало оригинальных решений. Например, инженеры разрабатывали проект сборки трактора, наблюдая за водителями, которые делали это вручную. Полученные данные адаптировались под заводские условия и становились основой технологического процесса.

Достопримечательности

Файл:Памятник героям Великой Отечественной войны в Янауле.jpg Памятник героям Великой Отечественной войны в Янауле

Иверско-Илиинский храм. В одно время со строительством железнодорожной станции Янаул в 1916 году рядом со зданием вокзала была возведена часовня. Подрядчиком на объекте выступала та же фирма, что строила станцию и железную дорогу. Немного позже часовню увеличили за счет пристройки в передней части здания, а над ней возвели колокольню. Так в Янауле появился Иверско-Илиинский храм.

Файл:Иверско-Илиинский храм.jpg Иверско-Илиинский храм

Гора Югамаш.

Файл:Гора Югамаш.webp Гора Югамаш

Музей кукол. Стараясь привлечь детей к чтению, в центральной районной модельной детской библиотеке Янаула в 2007 году создали музей кукол. В 2-х залах разместили экспозицию, центральное место которой занимают куклы в национальных костюмах народов, проживающих на территории Башкортостана. Костюмы кукол в точности воспроизводят все детали национальной одежды. Это своеобразный наглядный материал, помогающий доступно объяснить символичность одежды, показать ее уникальность и красоту. Куклы служат не только для забавы — они могут привить вкус к чтению. Они учат находить выход из сложных жизненных ситуаций, демонстрируют красоту национальных традиций и вовлекают детей в мир творчества. Талисманами музея стали две куклы, сидящие за чтением книг, призывающие детей к чтению. А музей охраняют рыцари средневековья. Есть в музее куклы в русском, татарском, удмуртском, марийском, латышском, украинском, чувашском, еврейском, цыганском и других национальных костюмах.

Файл:Тансулпан, музей кукол.webp Тансулпан, музей кукол

Кармановское водохранилище.

Файл:Кармановское водохранилище, Янаул.jpg Кармановское водохранилище, Янаул

Гора Семигорье. Семигорье возвышается у села Максимово. Окрестности села украшают семь холмов, расположенных рядом и известные в народе как Жиде тубэ (Семь вершин). По словам жителей, высота холмов достигает почти 1500 метров. На одном из них есть родник.

Гора Сакат-тау.

Гора Биздерган-тау.

Историко-краеведческий музей города Янаула, основан в октябре 1977 года. Первый зал рассказывает об археологических памятниках на территории Янаульского района, и их здесь было немало. Большой стенд посвящен этой тематике с фотографиями и указаниями мест, где проводились раскопки. Экспонаты древних стоянок в музее не представлены, но общее впечатление можно составить. Следующий зал посвящен животному и растительному миру края. Лось, рысь, лиса и много других видов представлены в виде чучел, в реалистично оформленном зале создаётся впечатление, что попал в чащу леса. Прекрасные гербарии представлены зрителям в следующем зале.

В нем можно увидеть и упомянутый выше уникальный экспонат: кресло Шутова. С подробной историей можно ознакомиться на информационной табличке. Выставки на втором этаже рассказывают об этнографии района, здесь представлены костюмы башкир и предметы быта. Также присутствуют и другие уникальные экспозиции.

Файл:Историко-краеведческий музей в Янауле.webp Историко-краеведческий музей в Янауле

Парк в центре Янаула. Включает в себя длинные аллеи, лавочки, клумбы. Множество скульптур: гармонь, символ праздника и песни; «Человечек с саксофоном», девушка с кувшином. Также в парке есть фонтан, памятник В.И. Ленину.

Файл:Фонтан в Янауле.webp Фонтан в Янауле

Трактор СХТЗ-15/30, один из символов прогрессивного района, символ механизации производства.

Дом-музей Валериана Михайловича Васильева, первого марийского ученого. В память о нем и его трудах 12 июня 1997 года в селе Сусады-Эбалак Янаульского района Республики Башкортостан был открыт дом-музей. Это решение было принято после третьего съезда мари в 1992 году в городе Йошкар-Оле, где интерес к этому великому человеку сильно возрос. В небольшое марийское село стали друг за другом приезжать гости, в том числе из-за рубежа. В частности, из Финляндии, Венгрии.

Файл:Дом-музей Валериана Михайловича Васильева, первого марийского ученого.webp Дом-музей Валериана Михайловича Васильева, первого марийского ученого

Родники Янаульского района.

Деревня Туртык. Главные достопримечательности деревни — построенная в 1847 году мечеть, могила Мухаммеда Мокима и надгробные камни с надписями на староарабском языке. Каждый год паломники из всех уголков Башкирии приезжают сюда, чтобы увидеть их своими глазами.

Файл:Мечеть 1947 года в деревне Туртык.webp Мечеть 1947 года в деревне Туртык

Экономика

Промышленность

  • Янаульская городская типография;
  • ООО «Янаульский молочный завод»;
  • НГДУ «Арланнефть»;
  • ООО «Янаульский элеватор»;
  • ООО «Авангард Нефтесервис».
  • Янаульский филиал АО «Башкоммунэнерго»

Банки

  • Янаульское отделение Сбербанка России (№ 4607);
  • Отделение банка «Уралсиб»;
  • Отделение Совкомбанка
  • Отделение Россельхозбанка;
  • Отделение банка «ПромТрансБанк».

Коммунальные службы

  • Янаулводоканал;
  • Водоканалстройсервис;
  • Янаульские электрические сети;
  • Горсвет;
  • Янаултеплоэнерго;
  • Управление жилищно-коммунального хозяйства;
  • Предприятие дорожно-озеленительных работ;

Учиться, учиться и еще раз учиться

Проблемы сопровождали свежепостроенный завод и в первые месяцы его работы. Немудрено, ведь такого масштабного тракторного производства страна еще не знала. Так, руководители СТЗ не наладили достаточных связей с поставщиками и не позаботились о запасах металла, в результате чего производство регулярно простаивало из-за нехватки материалов. Отсутствие опыта и неразвитая инфраструктура привели к тому, что к концу 1930 года из запланированных 20 тысяч тракторов выпустили всего 1002.

Однако главной проблемой оставался недостаток квалифицированных кадров. Чтобы ее решить, были организованы многочисленные курсы и школы фабрично-заводского ученичества. Буквально все сотрудники завода, от рабочих до инженеров, с невиданным рвением взялись за освоение новых производственных технологий. Около года потребовалось заводу на то, чтобы выйти на проектную мощность, однако в апреле 1929 года он уже выпускал порядка 150 машин в сутки.

На опыте СТЗ в свою очередь учились другие предприятия. Так, вслед за Сталинградом тракторный завод был создан и в Харькове. Производство на нем было налажено гораздо более быстро и безболезненно: строительство началось в январе 1930 года, а первый трактор сошел с конвейера уже в августе 1931-го. По конструкции он был аналогичен сталинградскому и получил индекс СХТЗ-15/30.

На все колеса мастер

Одним из главных достоинств «Интернационала», унаследованным СТЗ и СХТЗ, была его универсальность. Трактор отличала большая мощность: тяговое усилие на крюке могло достигать 15 л. с. Это позволяло использовать его не только для работы с двухкорпусными и трехкорпусными плугами, но практически со всеми видами навесных орудий.

https://youtube.com/watch?v=4mkUI4_Mxy0

Кроме того, трактор был оснащен валом отбора мощности и мог служить двигателем для стационарных машин, например насоса или механической пилы.

Другая особенность трактора – его приспособленность к грунтовым проселочным дорогам и пашням. Колеса у CXT3-15/30 не имели шин, но были оснащены так называемыми почвозацепами – специальными треугольными шипами. Они делали машину непригодной для езды по дорогам с твердым покрытием, но зато помогали лучше распахивать поля.

СХТЗ-15/30 – классический трактор с рамным остовом и четырехтактным карбюраторным двигателем. В конструкции самого двигателя, впрочем, был ряд новшеств, увеличивавших его надежность: магнето высокого напряжения, масляный воздухоочиститель, а также фильтр и насос для смазки. Главная передача была конической, а конечные – цилиндрическими и одноступенчатыми. Это в значительной мере повышало КПД трансмиссии. Двигатель работал на керосине и позволял развивать скорость до 7,4 км/ч.

Население

Численность населения
1939 1959 1970 1979 1989 1993 1996 1998
11 900 15 843 20 115 21 839 25 727 27 200 28 500 28 700
2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008
29 100 29 300 27 909 27 900 27 300 27 100 27 200 21 748
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
27 500 26 924 26 900 26 669 26 597 26 297 26 074 25 894
2017 2018 2019 2020 2021
25 747 25 511 25 361 25 109 25 908

На 1 января 2022 года по численности населения город находился на 572-м месте из 1117 городов Российской Федерации.

Национальный состав

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: башкиры — 39,4 %, татары — 29,9 %, русские — 16,5 %, удмурты — 9 %, марийцы — 3,9 %, лица других национальностей — 1,3 %.

История

Первое письменное упоминание о деревне Янаул относится к 1750 году, в ней проживали преимущественно вотчинные башкиры, занимались земледелием, скотоводством и пчеловодством, сдавали в аренду земли пришлым крестьянам. По данным переписей в 1795 г. население составляло 173 человек при 30 дворах, 1859 г. — 461 при 85 дворах. В 1866 создана Янаульская волость — Янаул стал волостным центром.

В 1912—1916 строится железная дорога Казань-Екатеринбург. Магистраль прошла между Янаулом и расположенной неподалеку деревней Иванаево. В 1916 открылась ж.-д. станция Янаул. В годы Гражданской войны станция стала местом ожесточенных боев. Затем во времена НЭПа вокруг станции стали вырастать мастерские, промышленные артели, кооперативы и склады, возник поселок названный Красный Октябрь. А в 1938 деревни Янаул, Иванаево и поселок Красный Октябрь были объединены в рабочий поселок Янаул.
В годы Великой Отечественной войны в Янаульском районе базировалась летная школа, был обустроен аэродром, военный госпиталь. 20 октября 1941 года в связи с усложнившейся военно-стратегической обстановкой на Московском направлении военно-финансовое училище в полном составе эвакуируется в восточные районы страны. 28 октября 1941 года состоялось прибытие железнодорожного эшелона с личным составом военно-финансового училища к месту дислокации на станцию Янаул СвЖД. Открыто ж.д. депо — Янаул стал узловой станцией. Построен кирпичный завод.

Открытие нефти в 1964 дало новый импульс промышленного развития Янаула. НГДУ «Краснохолмскнефть» (на сегодня филиал ОАО «Башнефть» «Башнефть-Янаул») стало градообразующим предприятием. Возникли строительные управления, строилось многоэтажное жилье. Росли и другие предприятия — «Янаульский элеватор», «Янаульский маслосыркомбинат», «Янаульский плодо-овощной консервный завод», «Янаульский хлебокомбинат», мясокомбинат и пр. Расширялась социальная среда: появлялись новые школы, детские сады, больницы, поликлиники и др. Население выросло до 25 тысяч человек. В 1991 году Янаул получил статус города республиканского значения.

В 1990-ые закрывались некоторые предприятия: кирпичный завод, консервный завод, маслосыркомбинат, хлебокомбинат, пустели животноводческие комплексы, разваливались колхозы
Затем восстановилась сельхозпереработка (комбикормовый завод ООО «Янаул-зерно», заложен новый комплекс по Торговый комплекс Юбилейный, Янаулоткорму КРС), был построен «Янаульский завод несъемной опалубки», позволяющий быстрыми темпами возводить малоэтажное, доступное жилье. Велись работы по закладке в Янауле металлургического комбината. Развивался малый бизнес, фермерские хозяйства. В городе появилась новая газета. Возведены новые современные торговые центры.

Выборы предка

Важнейшим вопросом, который предстояло решить при проектировании будущего завода, было то, какой именно трактор производить. Поскольку собственных разработок в этой области СССР на тот момент не имел, речь могла идти только о копировании одной из зарубежных моделей.

Однако какой именно? Комиссия при Главметалле, которой поручили создание проекта, подошла к решению этого вопроса довольно оригинальным образом. Пяти молодым инженерам предложили рассмотреть какую-либо из зарубежных моделей и защитить ее перед специалистами тракторного дела.

Из представленных проектов наибольший интерес вызвали американский «Интернационал» и шведский «Аванс». Однако и тот и другой имели как достоинства, так и недостатки. «Аванс» был прост в сборке и работал на дешевой нефти. Он лучше справлялся с работой на целинных землях, но при больших нагрузках мог потерять управление и опрокинуться.

«Интернационал» оказался более надежным и, несмотря на более дорогое топливо – керосин, более экономичным. Выбор в конечном итоге остановили именно на нем. Важным достоинством «Интернационала» было и то, что все узлы трактора были унифицированы и легко заменялись. Именно это позволило производству быстро принять массовый характер.

Туда и обратно

Тракторостроение в СССР развивалось стремительными темпами. Если в начале 1930-х СХТЗ-15/30 был одной из передовых моделей, уже к концу десятилетия его вытеснили более совершенные разработки. Спроектированный Научным автотракторным институтом гусеничный трактор СТЗ-НАТИ мощностью вдвое превосходил своего предшественника. Кроме того, это была не копия зарубежной модели, а полностью отечественная разработка,использовавшая, впрочем, многие передовые достижения западного машиностроения.

К середине 1940-х СХТЗ-15/30 считался полностью устаревшим, и его уже не только не выпускали, но и практически не использовали. Однако Великая Отечественная война нанесла значительный урон экономике, и в частности сельскому хозяйству СССР, поэтому производство сравнительно дешевого СХТЗ-15/30 было ненадолго возобновлено.

В 1947 году московские власти начали подготовку к выпуску тракторов этого типа на предприятиях города и области. Масштабы производства были, конечно, значительно меньше, чем на Сталинградском заводе, однако к 1950 году 92% тракторного парка Московской области составляли СХТЗ-15/30, всего 7577 машин.

CXT3-15/30, производившиеся после войны, имели марку ВАРЗ – Второй авторемонтный завод. В действительности они изготовлялись совсем не там. ВАРЗ просто не имел достаточных мощностей для полноценного производства. Предприятия, участвовавшие в выпуске тракторов, были оборонными. Поскольку с окончанием войны потребность в их продукции сильно сократилась, их начали перепрофилировать для нужд мирного времени, но это были режимные учреждения, и их участие в производстве тракторов хранилось в секрете.

Параллельно центральная власть принимала меры для быстрейшего внедрения новых типов сельскохозяйственных машин. Новые гусеничные тракторы «Сталинец-80», «Кировец», Д-35 и ДТ-54 отличались как большей мощностью, так и меньшим расходом дизельного топлива и со временем полностью вытеснили СХТЗ-15/30.

Первый тракторный завод

В начале XX века тракторы в России были сравнительно редки. Дешевая рабочая сила в сельском хозяйстве была в избытке, а техническая база для обслуживания и ремонта машин отсутствовала вовсе. Первые тракторы начали завозить из-за рубежа в 1908 году, а о собственном производстве речь зашла только в начале 1920-х.

Тогда на нескольких заводах был налажен мелкосерийный выпуск, а на Путиловском – крупносерийный. Однако это были предприятия общего машиностроения. Ни средств, ни тем более квалифицированных кадров для массового производства тракторов у них не было.

Впервые речь о том, что стране необходим специализированный завод, зашла в 1925 году. Изначально планировали производство 10 тыс. машин в год, однако проект дважды переделывали. В СССР ударными темпами шла коллективизация, а с ростом числа колхозов росла и потребность в сельскохозяйственной технике, поэтому требования к производительности будущего завода увеличивались дважды: сначала до 20 тыс., а затем и до 40 тыс. тракторов в год.

Это в свою очередь требовало пересмотра проекта и не давало строительству начаться. Только в 1929 году был утвержден общий план заводских цехов. В апреле 1930-го начало поступать оборудование, а в июне рабочие наконец приступили к сборке первого трактора. К этому времени завод был укомплектован еще не полностью, поэтому некоторые детали пришлось изготовлять вручную. Однако, несмотря на все трудности, 17 июня первый трактор СТЗ-15/30 сошел с конвейера.

Опыт организации массового производства на Сталинградском заводе в скором времени переняли в других городах: Харькове, Челябинске, Москве. Так состоялось рождение советской тракторной промышленности. Собственное массовое производство позволило отказаться от зарубежных закупок. Всего за шесть лет, к 1936 году, СССР вышел на первое место в Европе по выпуску тракторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: