Как реставрировали преображенскую церковь в кижах

"николи не было, николи не будет..."

У церкви не крыша, а купол

Все знают, в обычных домах крыша так и называется, а вот у церкви не крыша, а купол. Это связано с тем, что крыша храма сделана в форме купола. Почему же у него такое строение?

Купол

так называется крыша церкви

Купол — это такая геометрическая фигура, очень похожая на половинку большого шара или круглую шляпку гриба.

Обратите внимание на фото, здесь можно увидеть, как выглядит купол внешне и при внутренней отделке. И действительно, если присмотреться, то так и есть

Очень хорошо это можно увидеть с высоты птичьего полета

Но вопрос состоит в том, что, почему же изначально было задумано именно так. На самом деле все дело в греках, ведь именно они строили первые храмы на Руси. Храмы по внешнему виду похожи на византийские храмы, они тоже имели круглую форму, а купола в форме полусферы.

Такая форма церкви была принята еще в средневековье.

Купол является как бы символом неба. Он как бы приближал к Богу.

Круг считался совершенной формой, которая, по сути, подходит ко всем религиям. Поэтому круглая форма купола считалась наиболее классической для православного храма.

Почему определили именно круг? На самом деле все очень просто. В древности люди считали сферу символом вселенной, и естественно земля имеет форму шара. Отсюда все и пошло.

Затем русские мастера сильно изменили форму куполов, сделав их в форме шлема.

После этого, в 16 веке купола русских церквей обрели форму луковиц, что и вытеснило форму полусферы. Именно такие купола сейчас и видят православные люди на всех храмах.

Как давали храму название? Название храма было дано по какому-нибудь православному празднику или в честь святого.


Многие ученые предполагают, что такое строение купола было сделано в связи с хорошей прочностью и защитой внутреннего помещения церкви

Внутренний вид храма — тоже довольно сложная, но продуманная система


В каждом храме есть свечной ящик, где прихожане могут купить свечи и написать записки о здравии и об упокоении. По-другому называется церковная лавка В средней части храма стоят верующие. По-другому еще называется это место наос. Здесь люди молятся во время богослужений, прикладываются к иконам.

С обеих сторон мы видим клирос. Клирос — предназначен для певчих людей. Если, например мужской монастырь, то на клиросе в основном поет мужской хор. В деревенских храмах обычно поют люди, которые обучены пению сами.

А в более больших городах на клиросах поют только профессиональные люди, которые знают музыкальную грамоту и ноты.

Горнее место — место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его – сидения для священников.

Как видите, внешний и внутренний вид храма довольно сложный. Тот человек, который только начинает ходить в храм, может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно.

Каждой вещи в храме есть применение.

Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас прямо к Богу.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Спас на Сенной

Роман «Преступление и наказание» начинается со строк: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…». Петербург 2021 года тоже изнывает и плавится от жары, поэтому машину времени легко запустить.

Достоевский приступает к работе над романом в 1865-м, его описания климатически точны: в начале того июля температура держится на отметке в 31 °C, в городе давно нет дождя. 9 июля, в один из самых жарких дней, Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу.

Центральная точка пространства романа — Сенная площадь, во времена Федора Михайловича — злачное и неприятное место для торговли и бедняков. Достоевский так описывает его: «…На грязных и вонючих дворах площади, а наиболее у распивочных и толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и близлежащие переулки». Надо всем этим смрадом высился Спас на Сенной.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (народное название — Спас на Сенной) строилась с 1753 по 1765 год на деньги купца Саввы Яковлева, одного из самых богатых людей своего времени. Архитектурный стиль — преимущественно барокко с элементами классицизма. Сюда, к церкви, Родион Раскольников приходит каяться.

ИсточникИсточник

Храм занимал на Сенной ту часть современной площади, где сегодня расположен вход на станцию метро «Сенная площадь», — по диагонали, разрезая местность. Действительно большой, на фотографиях он напоминает другие церкви петровского барокко: Спасо-Преображенский собор, Александро-Невскую лавру, Петропавловский собор.

Спас на Сенной взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Снаряды заложили на несущие конструкции, они срабатывали поочередно — столбы, крыша и купола, стены. Пыль над площадью стояла еще несколько дней.

Спас на Сенной до взрыва. ИсточникМомент взрыва. ИсточникПосле взрыва. Источник

Причина сноса — необходимость постройки нынешнего вестибюля станции метро. На деле медленно разрушающаяся церковь (она была лишена своего статуса в 1938 году) представляла собой лакомый кусочек для архитекторов и чиновников города. Еще в сентябре 1960-го газета «Вечерний Ленинград» писала об избавлении от «позорного пятна на Сенной площади», анонсировав открытие на его месте станции метро «из стекла и стали».

С площадки звона

Кижский ансамбль триедин. В русских сказках, былинах, обрядах часто встречается число «три». Так что, создавая ансамбль Кижского погоста, зодчие не отошли от народных традиций и верований.

Старая колокольня, к сожалению, не сохранилась. Но как выглядела она, специалисты знают в книге «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому» известного исследователя Севера академика Н. Озерецковского, который побывал в Кижах в 1785 году, есть гравюра с видом Кижского ансамбля. Это первое из дошедших до нас его изображений.

Ныне существующая колокольня была построена во второй половине прошлого столетия. Прошел век, всего лишь век, но традиционной осталась лишь композиция колокольни: четверик, на нем восьмерик, завершающийся шатром с главкой-луковкой. Однако если в старой колокольне восьмерик был подобен мощному столпу, то в повой он укорочен, зато гораздо выше становится геометрически правильный скучный четверик. К тому же вся колокольня обшита тесом, фактуры бревен не видно, она не играет, не радует глаз… Совершенно очевидно желание строителей уподобить колокольню каменной, городской.

… По крутой деревянной лестнице поднимаемся с тем же Сашей Любимцевым в звонницу. На площадке звона, под самым шатром, висят, раскачиваемые ветерком с озера, колокола. Я прошу Сашу чуть-чуть «сыграть под звонаря», чтобы сделать кадр. Но Саша, посмотрев на меня укоризненно, молча отошел к перилам звонницы. И эта молчаливая укоризна сказала мне, как мною значил когда-то для людей верующих и значит сегодня для возвращающихся к вере голос кижских колоколов, который снова звучит в поднебесье.

С площадки звона славы Преображенской церкви кажутся совсем рядом их хочется потрогать рукой, Покровской чуть дальше, по тоже близко. Стоишь в хороводе 33 серебристых глав и видишь весь остров зеленый, холмистый, плывущий в синих водах Онего…

Лидия Чешкова

Священнослужители

  • Никита Григорьев (уп. 1722 г.)
  • Матфей Максимов (уп. 1742-1744, имел сына Максима)
  • Максим Ильин (уп. 1783, умер в 1788 г.)
  • Михаил Герасимов (уп. в 1793 г.)
  • Василий Никитин (уп. в 1795 г.)
  • Симеон Матвеев (уп. 1795 — 1808 гг.)
  • Ермил Симеонов (уп. 1799 — 1828 гг.)
  • Лаврентий Иоаннв (Спасский)(уп. 1805 — 1810 гг.)
  • Иоанн Михайлов (Петровский)(род. 17 июля 1810 г., уп. 1835 — 1840 гг.)
  • Василий Симеонов Павельский (уп. с 22 сент 1830 по 1847 гг.)
  • Николай Дмитриев (уп. за штатом в 1840 г.)
  • Прокопий В. (уп. в 1847 г.)
  • Михаил Иванович Чельцов (состоял с 2 ноября 1847 г., умер 30 августа 1901 г., заштатный священник с 1901 г.)
  • Петр Иоаннов Петровский (уп. с 16 марта 1851 по 1882 г.)
  • Петр Иаковлевич Минеин (сост. с 22 июля 1882 г.)
  • Иоанн Иоаннович Вертоградов (уп. 1901 г.)
  • Иоанн Иоаннович Рождествин (уп. 1898 — 1910 г.)
  • игумен Митрофан (Ефремов)(назначен 27 декабря 2007 г., указ Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 4266)

Храм Христа Спасителя

И всё же самая масштабная из церковных потерь советского периода приходится на Москву, а не на Санкт-Петербург. На месте этого храма не зияет воронка взрыва, он не стоит, закутавшись в строительные леса, место и сама церковь восстановлены в своем почти первоначальном виде — речь идет об огромной площади неподалеку от Кремля, где высится над городом храм Христа Спасителя. Он был самым крупным православным собором на территории России, возведенным в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года. Его строили 44 года. В Российской империи возведение церковных памятников считалось религиозно-политическим актом, они неизменно включались в пространство церемониала русского императора. В XIX веке одним из главных направлений церковной архитектуры в России становится так называемый византийский стиль. Храмом, открывшим эту программу, и становится московский храм Христа Спасителя. Луковичные купола, как у кремлевских соборов, аркатурные пояса над окнами, огромная колокольня, наружные фонари по периметру — это был не просто штатный собор, но и высказывание царизма. Естественно, белое пятно в такой близости к Кремлю не нравилось Советам.

Источник

Роланд Э. Браун, автор книги «Безбожная утопия. Советская антирелигиозная пропаганда», рассказывает: «…Разрушению крупнейшего православного собора на территории России, возведенного к тому же в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, предшествовала приуроченная к Пасхе 1929 года пропагандистская кампания, следы которой я обнаружил в журнале „Безбожник“. <…> Надпись на плакате гласит, что „рабочий человек идет в церковь потому, что ему не хватает места в клубе“. Пропаганда исходила, разумеется, из господствовавшего тогда убеждения в том, что рабочему человеку ни религия, ни ее храмы не нужны.

Ирония, правда, заключается в том, что авторы плаката считали, по всей видимости, что собор должен был быть переоборудован в рабочий клуб, и, скорее всего, и предполагать тогда еще не могли, какая судьба будет ожидать Храм Христа Спасителя всего лишь через два года. Да, конечно, теперь он восстановлен, но отделка нового собора, на мой взгляд, отдает лас-вегасовским китчем, и теперь он, увы, никак не может претендовать на звание одного из лучших церковных зданий Европы, каким был оригинальный Храм Христа Спасителя».

5 июня 1931 года на заседании Политбюро ВКП(б) приняли решение о сносе храма.

Из протокола заседания (п. 65/65 «О месте для постройки Дворца Советов»):а) В выборе места для постройки Дворца Советов остановиться на площадке храма Христа Спасителя.б) В Дворце Советов иметь один зал на 12–15 тыс. и другой на 4–5 тысяч зрителей«.

Через 11 дней вышла резолюция Комитета по делам культуры: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести». Дворец Советов должен был стать первым небоскребом новой страны, его предполагалось украсить фигурой Ленина в полный рост. Но сначала требовалось освободить площадь.

Самый большой православный собор страны огородили забором, на котором написали: «Храм Христа Спасителя — на службе контрреволюции!» Его уничтожили 5 декабря 1931 года в несколько взрывов. Взрывная волна распространилась на некоторые соседние кварталы. Идея не нашла понимания и даже после всех усилий советской агитации казалось народу слишком жестокой.

Дворец Советов, который предполагалось построить на месте собора, должен был стать эталонным зданием — со скоростными лифтами, панорамными видами, эскалаторами на все этажи, огромными амфитеатрами, ресторанами, с системой шумоизоляции, автоматизированным гардеробом, радиосвязью, автоматическими системами уборки, самовыдвигающимися креслами, подвижными стенами и системой климат-контроля. К 1939-му фундамент здания уже был готов, но достроить его помешала Вторая Мировая война. В 1941–1943 годах стальные конструкции демонтировали: они требовались на производстве противотанковых ежей, необходимых для обороны Москвы.

Мраморной плиткой храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд».

Когда к 1945 году Советский Союз победил в войне, никто уже и не думал о строительстве символа новой власти: на это не нашлось бы денег, да и идеологическая необходимость отпала. На месте котлована открыли общественный бассейн «Москва». Храм Христа Спасителя восстановили в 1999-м — новый собор напоминает лишь тень царской эпохи.

ИсточникМомент взрыва. Источник

По религиозным канонам православный храм — Дом Божий

Теперь рассмотрим остальные части православного храма.


Восточная часть храма — это алтарь. В переводе с латинского означает «жертвенник»

Раньше считалось, что это место совершения ритуальных приношений. Но сейчас алтарь не несет такую функцию, но также очень важный элемент в церкви.

В алтарь имеют право войти только лица мужского пола.

Женщинам туда вход строго воспрещен. Объясняется это тем, что женщины нечисты особенно в дни ежемесячного непроизвольного течения. А алтарь является святилищем.

Алтарь — отделяется преградой. Он имеет трехчастное деление: в центре находится престол, слева, с севера — жертвенник, где готовится вино и хлеб для причастия, справа, с юга — дьяконник, где хранятся книги, одежды и священные сосуды.

Алтарь храма всегда обращен в сторону востока, туда, откуда восходит солнце.

Это знаменует для всех верующих, что Иисус Христос есть «Восток», откуда встает и сияет Божественный Свет.

Посмотрим, из каких же частей состоит весь храм и как эти части называются.


Постройка православного храма ведется с соблюдением строгих правил

Упоминая в молитвах имя Иисуса Христа, говорят: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

История

Церковь основана по прошению владельца имения стольника Ивана Иванова сына Леонтьева в его поместье в Крутинской волости Коломенского уезда по благословению коломенского епископа Антония . Первоначально был деревянным. В приходе храма были деревни Василёво , Иваново , Иншино, Суханово , Каменская, Ларинская, Низкое, Панино , Пановская. В мае г. прихожане с. Спасского с деревнями просили разрешения на строительство нового храма прежнего храмонаименования с приделами Архангела Михаили и Флора и Лавра. На построение планировалось использовать часть материалов от старой, обветшавшей церкви. 11 июня г. церковь была освящена протоиереем Павлом Озерковским. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, снаружи обит тёсом. На главе – восьмиконечный крест, сделанный из красной меди и вызолоченный через огонь. Церковь внутри была обита холстом и расписана масляными красками. В 1807 г. построена вторая церковь — каменная во имя Святой Троицы. Троицкая церковь в г. была выстроена заново, в г. в ней было устроено центральное водяное отопление. В Троицкой церкви было три престола — средний во имя Святой Живоначальной Троицы, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы и иконы Иверской и левый во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил и святителя Николая Мирликийского.

25 сентября г. решением Исполкома Мособлсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов их закрыли с рекомендацией использовать под учреждения культуры. В Преображенском храме был устроен клуб (впоследствии сгоревший), а в дальнейшем бревна церкви использованы при строительстве начальной школы. В 1990-х остатки школы проданы на дрова местным жителям. В каменном здании Троицкой церкви организован завод «Василёвский металлист». В 1957 г. к церкви сделаны многочисленные кирпичные пристройки, уничтожившие ближайшие к храму могилы. Экономически производство было нецелесообразно по причине технологической отсталости оборудования, низкого качества и невостребованности выпускаемой продукции. Уже в конце 1990-х варварски уничтожены оставшиеся надгробья. ЗАО «Нина» (приватизировавшая бывший «Василевский металлист») производила работы на том же оборудовании, нарушая все нормы техники безопасности. В 2011 г., выработав последние ресурсы (были уничтожены (переплавлены) даже высокохудожественные плиты пола церкви) ЗАО «Нина» отказалось от здания церкви.

Восстановление

В 2007 г. по инициативе М. Б. Желтова начат процесс возвращения здания Троицкого храма РПЦ , при этом сама церковь получила новое храмонаименование во имя Преображения Господня. Настоятелем храма в декабре г. был назначен игумен Митрофан (Ефремов). С 29 августа г. начаты восстановительные работы (руководитель — Михаил Николаевич Гераськин). 13 января совершено освящение храма, а 14 января — первое богослужение, которое провел егорьевский благочинный игумен Никодим.

Как добраться

Верхотурье — небольшой город, расположенный в трехстах километрах северней Екатеринбурга. Ежегодно его посещает тысячи паломников и туристов. Свято-Николаевский мужской монастырь — ключевая достопримечательность, находящаяся на восточной окраине города рядом с Кремлем. Добраться до него не составит особого труда. В Верхотурье есть железнодорожный вокзал и междугородняя автобусная станция. Также сюда можно доехать на автомобиле за 2–4 часа.

Поезда

Железнодорожный вокзал «Верхотурье» находится в 10 минутах езды от Свято-Николаевского мужского монастыря. Ежедневно сюда прибывают поезда и электрички из Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Перми. Время в пути составляет от 5 до 12 часов соответственно.

Автобусы

Междугородние автобусы до Верхотурья отправляются с Северного вокзала Екатеринбурга. Стоимость проезда от 900 рублей. Дорога занимает около пяти часов. Автобусы отправляются ежедневно днем и вечером. Из Нижнего Тагила путь длится около трех часов.

Автомобиль

Маршрут из Екатеринбурга в триста километров проходит по Серовскому тракту Р352. Выезжая из города, необходимо придерживаться северного направления и двигаться по дорожным указателям «Верхотурье». Ориентиром может служить Поклонный крест на повороте в пункт назначения. В общей сложности поездка занимает порядка четырех часов.

Как рубили храм

Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.

В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.

Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.

2

Сказки и не только

На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.

Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.

6

История адреса

Сейчас вокруг храма организуется площадь с клумбами, деревьями и первым в Серове фонтаном. Хотя храм расположен на перекрестке улиц Ленина и Зелёной, но в почтовом адресе храма будет значиться Преображенская площадь, так как духовники отказывались принимать адрес, улица в котором носит имя главного «большевистского палача». Так пришли к решению об организации в городе Преображенской площади.

Церковь во имя Спаса Преображения Господня (Преображенская) была возведена в 1707 г. рядом с дворцом Петра I.

Одно предание гласит, что придворная Преображенская церковь была выстроена по воле Петра Великого, который, как говорят, сам принимал участие в ее рубке.В другом предании говорится. Что на этом месте была немецкая кирха, которая поприказанию Петра I
была обращена в православную церковь. Она была выстроена из соснового леса и окрашена без обшивки. В 1708 г. церковь была освящена, как значится на старом антиминсе, освященном Варлаамом, митрополитом киевским и галицким. Церковь освящена во имя Преображения Господня и имеет приделсв. Николая Чудотворца. В 1767 г. церковь была исправлена.Антиминс главного престола освящен митрополитом Григорием в 1857 г. антиминс придела митрополитом Исидором в 1863 г.

Рассказывают, что спустя некоторое время после постройки главного корпуса к церкви были пристроены с боков две большие четырехугольные ниши для расширения церкви, а по бокам алтаря комнатки для ризницы, камина и пономарской. В последней был устроен вход прямо в алтарь.

В 1855 г. церковь была обшита тесоми выкрашена желтой краской усердием отставного солдата Бориса Патрикеева при участии петергофского купеческого сына Максима Малахиева. Патрикеев украсил также придельный иконостас серебряными ризами. В том же 1855 г. по воле Великой Княгини Александры Иосифовны обновлены украшения придела и вся церковь внутри вместо прежней белой выкрашена голубой краской.

В пределе находился иконостас, перенесенный из Екатерингофской церкви , в которой император Петр Великий венчался с Екатериной. В храме хранилисьстул готического устройства с вышитой золотой полосой на спинке, на котором, говорят, сидел Петр I
, ожидая приезда своей невесты, шведский колокол, по преданию взятый Петром I
при взятии Нарвы. На колоколе имелась шведская надпись, что он отлит в Стокгольмев 1686 г.

При Константине Павловиче по западной стене храма были поставлены штандарты и знамена 25 гвардейских полков.

В прежние времена в Стрельнинском дворце была церковь свв. Константина и Елены. В 1861 г. она была упразднена, а ее утварь частью перешла в Преображенскую церковь, частью в греческую церковь в Петербурге.

В версте от церкви на берегу моря в низменной местности находилось кладбище, на котором имелась деревянная часовня.

(Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и

храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. Наталия)

Кавалерийские полки хранили в Преображенской церкви свои штандарты. 16 июля 1844 г. командир конного полка, раскартированного в Стрельне, Петр Петрович Ланской обвенчался здесь с вдовой Пушкина Наталией Николаевной. Здесь спустя год они крестили свою дочь Александру в присутствии имп. Николая I.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: