Выпускник севгу рассказал о работе на единственной в мире плавучей аэс

Путешествие по атомной станции

Полина Полупанова

направление «Экосистема»

Про проект «Ледокол знаний» я узнала из рекламы на платформе «Дневник.ру». Когда я прочитала, что победители отправятся на Северный полюс, я загорелась, прошла четыре тура викторины Homo Science, сняла видео и стала ждать результатов. Очень странно и приятно было увидеть себя среди 25 финалистов. Пережив эйфорию, я принялась читать об Арктике буквально всё, а начала с краеведческого материала о своих земляках — полярниках из Саратова, которые внесли свой вклад в изучение северных земель.

Забавно, что моя история началась с дневника и им же закончилась. На ледоколе я делала заметки — метеорологические наблюдения. На протяжении всего путешествия, от Мурманска до Северного полюса и обратно, я ежедневно измеряла параметры погоды: температуру, давление, влажность, радиационный фон, скорость и направление ветра. Делала я это с помощью своих метеорологических приборов, которые взяла в экспедицию.

Это было не праздное занятие. Все данные лягут в основу моего следующего научного проекта — я обменяюсь результатами с Максимом Юрьевичем Червяковым, заведующим кафедры метрологии и климатологии Саратовского государственного университета. Ранее он проводил метеорологические измерения на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Будем складывать наши знания. Надеюсь, в будущем он станет моим научным руководителем.

Видео и арт-объект

Как-то нам дали задание — взять интервью у своего фасилитатора. У нас этим человеком оказалась Евгения Тимонова. И один мальчик спросил: «Какие животные проживают в Арктике и какие у них особенности?» Евгения рассказала про крачек — этих удивительно выносливых птиц — и про полярный мак. И тут меня осенило: именно об этом нужно снять видео, только с особым уклоном.

А уклон такой: видео предназначается для школьников 15–18 лет, которые только-только готовятся поступать в вузы и пока не знают, как переживут этот этап. Мы хотели мотивировать их, чтобы они не останавливались на достигнутом, даже если им кажется, что всё складывается как-то не так. И показали мы это на примере животных, которые адаптировались к самым суровым условиям.

Вот, допустим, крачка. Она живет на Северном полюсе, а на зимовку улетает на Южный. Ее не пугают огромные расстояния — она просто стремится быть там, где ей комфортно. А комфортно ей жить в холодной воде, потому что там больше кислорода. Где больше кислорода — там больше рыбы. Еще она каждый год наблюдает два лета — видит больше дневного света, чем любое другое существо на планете. То есть ее усилия окупаются с лихвой.

Другой пример — белый медведь. В условиях конкуренции он был вытеснен из теплых мест в северные широты. Казалось бы, катастрофа, ты проиграл. Но теперь на Северном полюсе он главный хищник. Да, сначала пришлось долго адаптироваться, но потом всё нормализовалось. Так и любой человек в условиях конкуренции может найти свое место в жизни.

А полярный желтый мак с момента всхода и до увядания находится на одном месте. Про него можно сказать: где родился — там и пригодился. И так можно сказать про человека, который живет в родном городе или родной деревне и занимается любимым делом. Это тоже нормально.

Никита Феоктистов

направление «Малые народы Севера»

Как-то мне предложили поучаствовать в игре «Атомные знатоки», которую проводил Информационный центр по атомной энергетике. Она немного похожа на «Свою игру», только имеет уклон в сферу точных наук. Другими словами, вам предлагают тему вопросов, вы делаете ставки — сколько баллов готовы получить или потерять, и играете.

Участвовать можно было только целой командой. Я ее собрал, но так получилось, что физиков у нас не оказалось. Был историк — я, два информатика, химик и биолог. А против нас играли приоритетно физики, что с их стороны было весьма разумно. Но выиграли всё же мы. Думаю, всё дело в нашем широком кругозоре. Ребята из других команд лучше разбирались в механике и квантовой теории, однако уступали нам в знании симбиоза физики с другими сферами науки и жизни, поэтому на некоторые вопросы ответить не смогли.

Вскоре мне поступило предложение от организаторов Центра поучаствовать в экспедиции, и я, конечно, согласился, потому что когда мне еще представится возможность побывать на Северном полюсе?

Арт-объект

Во время командных совещаний у нас часто звучал вопрос «что делать с малыми народами, как им помочь?», но потом мы поняли, что так мыслить нельзя. Малые народы — это не зоопарк, а мы — не боги, которые позволяют себе до кого-то снизойти. Жители Севера такие же люди, они граждане России, они имеют право выбирать и имеют право искать свой путь. Эти люди сами создали свою культуру, сами жили и развивались, и, если им что-то понадобится, они это тоже попросят сами или сами создадут.

Любое наше воздействие, даже, на наш взгляд, позитивное, может привести к негативным последствиям. Проще говоря, мы можем им навредить. Лучше не лезть и не навязываться. А если не знаешь, как помогать, не мешая, то просто оберегай. От себя же.

Именно эту идею мы хотели отразить в нашей работе. Мы создали минимодель чума практически по всем канонам — в этом нам помогали книги со схемами. Внутри чума — экран с анимацией: на темном фоне медленно двигаются традиционные орнаменты, символы и руны под варганную музыку. Всё это мы отрисовывали самостоятельно, используя, опять же, литературу. Музыку написали мы совместно с нашими экспертами. Да, один из экспертов играл на варгане. А сам чум сделали из углеродного волокна — крайне прочного современного материала.

Северный атом: как устроена первая в мире плавучая АЭС

19.07.2017 14:50

polit.info Владислава Яковенко

Новости —

В России

Северный атом: как устроена первая в мире плавучая АЭС
/ Никита Грейдин
Корреспондент ИА «Политика Сегодня» побывал на стройке «Академика Ломоносова». Комиссия из МАГАТЭ впечатлена.

В 96% оценил готовность будущей самой северной атомной станции руководитель проекта Балтийского завода по строительству плавучего энергоблока Алексей Владимиров. Строительство энергоблока, получившего имя — «Академик Ломоносов», на петербургских верфях по плану должно завершиться в ноябре 2017 года. Далее плавучей АЭС предстоит по морю добраться до Мурманска, и уже оттуда в небольшой город Чукотского края Певек, омываемый Восточно-Сибирским морем.

Несамоходное судно «Академик Ломоносов» включает две автономные установки с двумя реакторами по 38 Мвт. Основное оборудование —  отечественного производства. Турбогенераторную установку разработал для плавучей АЭС Калужский завод. Из импортного на судне только арматура и задвижки. 
Помещения с реакторами необслуживаемые, при эксплуатации там людей нет. Зато достаточно рабочих в других помещениях. Над постройкой судна трудятся около 250 человек.

Северный атом: как устроена первая в мире плавучая АЭС
/ Никита Грейдин

В будущем, когда АЭС встанет в порту Чукотского края, работать на нем будут вахтовым методом: 150 человек на три месяца, по 50 в каждой смене. Каюты на каждого члена вахты оснащены всем необходимым: кровать, шкаф, письменный стол, телевизор и санузел с душем. Для подготовки оперативного персонала имеется специальный тренажер, который повторяет центральную аппаратную и позволяет персоналу приобретать навыки правления.

Проект плавучей АЭС новый не только для Балтийского завода. Уникальной стройку назвал и заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Павел Ипатов. Объяснил, что пусть почти все ведущие страны в той или иной мере занимаются подобными проектами, российский «Ломоносов» единственный, кто уже находится на финальной стадии разработки. И будет работать в условиях Крайнего Севера
.

Северный атом: как устроена первая в мире плавучая АЭС
/ Никита Грейдин

Плавучая АЭС выдерживает землетрясение 7-8 баллов, падение летательного аппарата массой 11 тонн, экстремальные снегопады и удары молнии. Вполне устойчиво электростанция работает при ветре в 45 метров в секунду.  
В Певеке «Академик Ломоносов» ожидают летом 2019 года. Из Петербурга атомное судно отправится в мае 2018-го. Время в пути растянется на год из-за длительной стоянки в Мурманске.

Северный атом: как устроена первая в мире плавучая АЭС
/ Никита Грейдин

Кроме энергии в теории плавучая АЭС может опреснять воду, выдавая в сутки от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды. Судно серийное. Ранее озвучивались намерения на постройку четырех судов. Три для России, одно — для Капо-Верде. Не исключено, что заказчиков прибавится. Высоко судно оценил постоянный представитель Бразилии в МАГАТЭ Марсель Биато (Marcel Biato):

Согласен с ним и председатель Совета управляющих в МАГАТЭ Тебого Сеоколо (Tebogo Seokolo).

Северный атом: как устроена первая в мире плавучая АЭС
/ Никита Грейдин

Владислава Яковенко
polit.info/350668-severnyi-atom-kak-ustroena-pervaya-v-mire-plavuchaya-aes#politinfo_innner

< Предыдущая   Следующая >
  • слайд 1 
  • слайд 3

Где живут белые медведи. О разной живности и других примечательностях Арктики:

Судно, бороздя ледяные просторы, оставляет за собой шлейф аппетитных ароматов с камбуза – белые медведи чувствуют запахи и, примчавшись за десятки километров, подходят близко.Белые медведи больше всего на свете любят сгущенку! Если медведь попробовал ее хоть раз, то сразу узнает бело-голубую банку в руках человека и начинает выпрашивать – он встает на задние лапы, машет передними, завывает, «улыбается» и преданно смотрит в глаза. Получив желаемое, медведь делает в банке дырочку, потихоньку выдавливает содержимое и долго лижет сгущенку. Может растянуть удовольствие часа на 3. Когда сгущенка заканчивается, мишка начинает методично жевать банку, превращая ее в итоге в лист фольги. Моряки говорят, что пробовали вместо сгущенки давать котлеты – не катит. Никакой реакции.У каждого медведя своя территория – другой медведь на нее не зайдет. Мишки умеют кататься по льду на пузе, растопырив лапы – прямо как дети. Они позируют и улыбаются, когда их фотографируют.Весной в Белом море ледоколу приходится обходить лежбище гренландских тюленей, которые приходят туда плодиться и размножаться. Тысячи животных располагаются на льду и перегораживают путь судам. У тюленей нет врагов, поэтому у них не развито чувство опасности, они не подозревают, что кто-то или что-то может причинить им вред – они не боятся ледокола. Ни прожекторы, ни сигналы тифона, ни шум мотора, ни скрежет колющегося льда, ни вид надвигающейся махины их не пугают. И тогда ледокол сбавляет ход до минимального и пытается лавировать среди животных.Еще одной помехой для ледокола являются рыбаки, которые, завидев судно, слезают с буранов и начинают фотографироваться на его фоне, не замечая, что стоят на фарватере и не думая, что ледоколу, в случае чего, «притормозить» не так просто.

Дальше — окончание моего рассказа про путешествие на атомном ледоколе в Арктику

Северное сияние

Мечты должны сбываться! — 4

Атомному ледоколу «Вайгач» и всему российскому ледокольному флоту посвящается

Как я путешествовала на Диксон на атомном ледоколе, как видела белых медведей, открытую воду Карского моря, стояла на фарватере, наблюдала передачу судна от ледокола к ледоколу. Я вернулась домой с морем новых впечатлений и окончательно влюбленная в Север.

Никита Поплевин

направление «Инфраструктура»

Мне предложили отправиться в экспедицию на ледоколе после того, как я победил в международном конкурсе Intel ISEF по математике. Традиционно он проходит в США, но я попал на него во время ковида, поэтому выступал онлайн. Там я рассматривал задачу, которая была предложена Фибоначчи еще в XIII веке. Он решил ее только для частного случая, а я решил в общем виде. Думаю, Фибоначчи тоже бы так смог, но ему дали мало времени — он работал над задачей на турнире, а я — в свободное время в течение года.

Любопытно, что в начальной школе у меня с математикой было не всё гладко. В 4-м классе я участвовал в школьной олимпиаде и показал весьма средний результат. Я уже собирался выходить из класса, потому что там оставались лишь те, кто набрал максимальные баллы, но моя учительница предложила мне остаться и послушать. И вскоре я стал абсолютным победителем в городской олимпиаде. А дальше пошли региональные конкурсы, всероссийские и вот международные.

Как я понимаю, организаторы «Ледокола знаний» в первую очередь отслеживали тех школьников, которые уже сейчас занимаются научно-исследовательской работой. К примеру, мой друг, который жил со мной в каюте, выступал в Стокгольме со своей исследовательской работой по физике. Так что люди, которые занимаются наукой, могли попасть на ледокол, что называется, вне очереди. Всё же это «Ледокол знаний».

А «Инфраструктуру» я выбрал по той причине, что я живу в Североморске, это Мурманская область, где инфраструктура не супервысокого уровня. И меня поражает, что люди, живущие на Севере, готовы выбрасывать мусор из окна, а мой эксперт, который живет в Сочи, горит Арктикой и всем рассказывает, как ее можно улучшить.

Арт-объект и видео

Я участвовал в создании арт-объекта. Это инсталляция, карта, с которой можно взаимодействовать. Человек дотрагивается до какой-то точки этой карты — специальный датчик это считывает и что-то происходит. Например, наводишь рукой на Мурманск — и от него уже двигаются ледоколы с контейнеровозами.

Всё это мы запрограммировали сами, датчики настроили тоже сами. Единственное, нам их предоставили организаторы. Для наглядности мы проецировали наше изображение не на стену, а на карту России, ее северную часть, где показан Северный морской путь. Мы ее вырезали из пенокартона. А за основу взяли ту карту, которая была на ледоколе «50 лет Победы». С ее помощью 45 лет назад другой атомный ледокол, «Арктика», покорил Северный полюс.

Атомному ледоколу «Вайгач» и всему российскому ледокольному флоту посвящается

Он живой. У Него свой характер – гордый, уверенный, спокойный, упорный, надежный. С таким другом не пропадешь.Когда стоишь ночью на самой верхней палубе, и перед тобой на линии фарватера смыкаются лучи прожекторов, в ярком свете которых искрится снег, а под тобой ледокол уверенно идет вперед, понимаешь, что все заботы и проблемы, который оставил на берегу – суета сует. И никакие профессиональные успехи бухгалтера или юриста, финансиста или судьи не сравнятся с обычной работой обычного моряка северного морского флота.Странно, что в нашей великой и могучей стране профессия «менеджерсреднегозвена» более популярна, чем призвание «Покоритель Арктики». Может быть это потому, что Арктика проводит жесткий отбор людей, которым она согласна покориться? В любом случае – это люди исключительные. Они проводят суда среди льдов, совершая подвиг каждый день: спасая людей, попавших в беду, помогая жителям поселков, удаленных от цивилизации.

И может быть, когда на наши северные просторы кто-то другой начнет претендовать более настойчиво, тогда руководство нашей страны вновь повернется лицом к Арктике, а наши дети снова будут мечтать вырасти, чтобы стать моряками, летчиками и космонавтами, а мы не станем им мешать осуществить мечту…

И пускай оставят в покое Северную Землю! Пока ее не переименовали – это хорошо!

Атомный ледокол «Вайгач»

Интересные факты о странах: Арктика

Из десяти атомных ледоколов, еще недавно ломавших льды Арктики, действующих осталось шесть: «Вайгач», «Ямал», «Таймыр», «50 лет Победы» (самый мощный, введен в эксплуатацию в апреле 2007 года), «Советский Союз», «Россия». Первый ледокол «Ленин» построен в 1959 году. Ледокол «Арктика» выведен из эксплуатации. На моих фотографиях один из завершающих рейсов атомного ледокола.

Все рассказы о поездках по России

Максим Филимонов

направление «Энергетика»

Я попал на ледокол через конкурс от «Авторадио». Нужно было слушать утренние эфиры, потому что в любой момент там мог прозвучать вопрос. Тот, кто первым успевал отправить правильный ответ, проходил в финал. Во время утреннего эфира, который слушал я, вопрос был такой: «На архипелаге Шпицберген есть всемирное хранилище, в котором у каждого государства есть ячейка, еще его называют хранилищем судного дня. Что там хранят?» Ответ: семена.

А дальше финалисты должны были снять ролик на тему «Кто он, Homo Science XXI века, и считаешь ли ты себя им?». На мой взгляд, раз Homo Science — это научный проект для молодых людей, которые хотят развиваться, думать и мечтать, Homo Science — это все мы: любознательные люди, желающие двигаться вперед и делать наш мир комфортным и безопасным. Мы, читая труды ученых и генерируя собственные идеи, превращаем информацию в знания, а знания — в технологии. Примерно так я и ответил, а потом добавил, что себя я, конечно, таким человеком считаю. (Смеется.) Мне кажется, так все ответили.

Видео и арт-объект

Нашей целью было создать арт-объект и видеоролик, которые бы отражали проблемы Арктики по выбранной теме. Я занимался роликом. С другими членами команды мы решили рассказать про составляющие атомной электростанции и о том, что такая станция абсолютно безопасна. И в итоге сняли два видео.

В первом ролике мы говорим про устройство реактора и чистую энергию — АЭС почти не загрязняет окружающую среду. Он начинается с небольшой бумажной анимации — покадровой съемки. А во втором ролике сделали упор на юмор: разоблачали некоторые популярные мифы про ядерную энергетику и радиацию. Например, есть миф, что трубы ядерной электростанции выбрасывают тонны токсичного дыма в атмосферу.

Другая наша группа делала арт-объект, который тоже должен был привлечь внимание людей к проблемам энергетики в Арктике. На столе они расположили нечто, похожее на тарелку, обклеенную кусочками фольги, и направили на нее луч света (включили прожектор)

Между тарелкой и прожектором мои коллеги подвесили три объемные фигуры: треугольник, сферу и квадрат — они символизировали различные проблемы, которые мешают развитию энергетики в Арктике. Эти фигуры покачивались и находились на таком расстоянии, что один человек не мог отодвинуть их все сразу. А сделать это было надо, потому что если хотя бы одна из фигур вставала на пути прожектора, свет не достигал бы своей цели — тарелки. И только если одновременно взять эти фигуры в руки и отдалить, свет дойдет до нужной точки и рассеется.

Дарья Громова

направление «Климатические изменения»

Ссылку на конкурс Homo Science мне прислала подруга. Я не ожидала чего-то особенного, но решила поучаствовать. Там было четыре этапа, и везде — вопросы из школьной программы и на общие темы, попадались даже вопросы по фильмам. На каждый из них нужно было ответить за минуту, если ты сделал это быстрее, то начислялось больше баллов.

У меня был неплохой рейтинг, но я не попала в первую сотню, а в следующем этапе — конкурс на лучший видеоролик, могли участвовать лишь они. Однако, ни на что не надеясь, я решила снять ролик.

Тема была такая: «Как наука и технологии меняют мир к лучшему?»

Что дети делали до экспедиции?

Еще перед экспедицией участники распределялись по направлениям, всего направлений было шесть: «Малые народы Севера», «Чистая Арктика», «Инфраструктура», «Климатические изменения», «Энергетика» и «Экосистема». Дети выбирали их сами. Хотя им в этом немного помогали эксперты: сначала руководитель каждого направления рассказывал про свою программу, а потом начинались игры.

Во время одной из них школьникам предлагалось представить, что они уже на ледоколе, плывут так же: из Мурманска на Северный полюс, и на их пути будут встречаться станции, связанные с разными направлениями. Дети должны были подумать, какие проблемы на этих станциях могут возникнуть и нужно ли менять курс, чтобы их решить и помочь страждущим. Например, на станции «Малые народы Севера» участники обнаружили, что рыба начала болеть и дохнуть — и поэтому местное население столкнулось с голодом.

В итоге ледокол сворачивал на каждой станции. Никакие воображаемые люди в беде не остались.

Путешествие на атомном ледоколе в Арктику через Диксон

Мечты должны сбываться!  Часть первая

  1. Попадание на атомный ледокол.
  2. Моя первая встреча с атомным ледоколом «Вайгач».

Была у меня одна давнишняя мечта – очень я хотела попасть на Диксон. И не просто там как-то тривиально попасть, купив билет на авиалайнер…, а примерно так: подняться по трапу на ледокол под «Прощание Славянки», помахать платочком провожатым, поправить на лбу белую почти капитанскую фуражку, и вперед,- к мечте! Ну, или что-то типа того…

Сижу, бывало, рассматриваю карту, а там, на берегах Карского моря отмечена одинокая точка «Диксон» (пограничная зона), а вокруг — снега, да льды, чуть выше – Ледовитый океан, да Северный Полюс и больше ничего. И почему-то страсть как манит, завораживает меня это слово, похожее на название далекой звезды. Диксон…

Я долго шла к своей мечте. Я не сидела, сложа руки. Я заводила знакомства на погранзаставе, завязывала связи в транспортной милиции, учила Ф.И.О. всех капитанов атомных ледоколов и даже один раз мне удалось обползти по-пластунски пропускной пост на территорию порта и пробраться на судно. Но, увы, судно шло мимо Диксона – пришлось также по-пластунски отползать от мечты.

И вот удача – звезды сложились, как надо – на горизонте забрезжил лучик надежды! Я взяла отпуск, рюкзак за плечи, встретила Его и мы вместе направились в неизведанные дали…

Что дети делали на ледоколе?

Потом игры закончились, и дети поднялись на борт корабля «50 лет Победы» — одного из крупнейших в мире ледоколов, который в высоту равен шестнадцатиэтажному зданию. С ними же в экспедицию отправились блогеры, дизайнеры, ученые и режиссеры. Так, школьники могли свободно общаться с Яном Топлес, Денисом Симачевым и Евгенией Тимоновой.

Просыпались и дети, и взрослые в 7:30 (что не очень сложно во время полярного дня) и приступали к научной деятельности: одни читали лекции, а другие их слушали, потом все вместе участвовали в мозговых штурмах и дебатах. Параллельно участник каждого направления думал над поставленным вопросом. Например, «как сократить углеродный след на планете, используя возможности Арктики?», «как развить инфраструктуру Арктики с учетом ее суровых условий?», «как сохранить биоразнообразие в Арктике?»

Это было сделано неслучайно. Программа всего проекта спроектирована так, чтобы научить детей самостоятельно формулировать запрос на знание, искать ресурсы для решения запроса, а также синтезировать и транслировать то, чему они уже научились.

И синтезировалось всё в искусство — по плану, на обратном пути участники экспедиции должны были создать два видео и один арт-объект. Чтобы всё успеть, каждое направление раздвоилось: одни работали над видео, другие — над арт-объектом. Всю технику, начиная с камер и заканчивая проекторами, датчиками, считывающими движение, и современными материалами, детям предоставили в свободное пользование.

Но в то же время можно было сделать одно видео или не сделать ничего. Главная цель «Ледокола знаний» — и это участникам повторяли на протяжении всей поездки — получить удовольствие, а не нервный срыв от переработки.

Сюжеты из жизни атомного ледокола

Начинается день, начинаются дела и обязанности тех, кто работает на ледоколе. У меня тоже свои дела — я же фотограф! А значит, нужно успевать щелкать затвором!

Шестой сюжет из жизни атомного ледокола:

Очень хотелось сделать снимки ледокола при относительно подходящем освещении. Утро. И вот, ледокол остановился где-то в бескрайних заснеженных просторах. Нас в сетке высадили на лед, «Вайгач» отошел назад и начал движение в нашем направлении. Он такой красивый, и идет так величаво – это одно из самых великолепных зрелищ, которые мне пришлось когда-либо видеть – ледокол, идущий среди белого снежного поля. В небе, как сливки в кофе, растворялась тонкая ванильная полоска от слабого отсвета спрятавшегося где-то солнца. Снимки получились классными!

Седьмой сюжет из жизни атомного ледокола:

Там, где пресные воды Енисейского залива смешиваются с солеными водами Карского моря, образовалась гигантская полынья. Лед неожиданно закончился, и мы вошли в открытую воду. Весной в этом месте встречаются стаи белух, которые, выпрыгивая из воды, мелькают белыми спинами и гонят косяки рыб к берегу. Через несколько часов движения полынья закончилась и снова начался лед. Мне, почему-то, идти на ледоколе по воде было страшновато, казалось, что вода не удержит его такого тяжелого. Оказывается, бывает около четырехсот разновидностей льда! Плотный лед около берега называется припаем. Луч прожектора спугнул белого медведя, который промышлял у фарватера по тонкому льду. Он испугался и убежал в темноту…Я не успела его рассмотреть и в утешение получила от команды массу фотографий мишек, тюленей и природных красот северного края. Вдали показались огни Диксона. Пограничники предупредили по рации, что в окрестностях уже второй день ходят медведица с двумя медвежатами. Последний раз они были замечены на острове Сахалин (одноименный) рядом с Диксоном. К трапу ледокола подъехали вездеход и трэкол. Сотрудники пограничной заставы и линейной милиции поднялись на борт и проверили документы – погранзона все-таки. Мы сошли на лед, сели в машины и отправились в Диксон.

В то время, пока мы были на Диксоне, на борту ледокола произошла пожарная тревога… Ошибочно. Я здесь точно не при чем!

Диксон — столица Арктики. Мечты сбываются! Я здесь!

На ледоколе живут по московскому времени, а здесь уже была ночь. Глава Диксона провел экскурсию по поселку. Посмотрели центральную улицу Воронина из 3-х домов (раньше по Севморпути ходил ледокол «Капитан Воронин»), местную Пизанскую башню – старинное деревянное здание с пожарной вышкой, музей Диксона в местной школе, памятник Бегичеву. На Диксоне много памятников, посвященных Великой Отечественной войне и первопроходцам, покорившим Арктику. Но была зимняя ночь и мы не смогли их осмотреть. Диксон – это единственное место на Севере, которое подверглось нападению фашистов в годы ВОВ. Враги не прошли. Диксон расположен в зоне арктической пустыни. Даже коренные малочисленные народы Таймыра никогда не основывали здесь своих поселений, не кочевали, не занимались промыслом. Здесь очень суровый климат. В этом году на Диксоне появилась первая семья из числа коренных народов. Диксон состоит из островной и материковой частей. Раньше здесь проживало около 6-ти тысяч человек. Сейчас – меньше тысячи. На островной части Диксона располагалась мощная гидрометеорологическая база, изучающая метеорологическую обстановку по всей Арктике – делались прогнозы, чертились карты, изучался рельеф дна, территории максимального распространения айсбергов. Здесь работали люди, имевшие очень редкие специальности – настоящие романтики. Возводились дома, росли семьи, строились планы… Но кому-то из власть имущих пришла идея, что север не нужен и лучше было бы его закрыть. Поэтому постепенно людей начали переселять на метериковую часть, но вот недоразумение – люди эти, пожив в других, несомненно более благополучных городах, через некоторое время снова начали возвращаться на Диксон, к морозам и метелям, в край, где редко бывает солнце – в эти суровые места. Сейчас только в нескольких домах горят окна, большая часть Диксона – это опустевшие дома с черными выбитыми глазницами, стены которых покрыты толстым слоем инея, а с крыш свисают огромные шапки удивительно белого искрящегося снега. Заброшенный мертвый город, как в фильме «Послезавтра». Жалко людей, обидно за Отчизну. Вот такая вот мечта…

Интересные факты о странах: Арктика

А еще мне рассказывали, что на Земле Франца Иосифа есть остров Хейса, откуда производят запуски метеоракет. На этом острове держат вахту две семьи – всего четыре человека. Вахта длится 1 год. Раз в год приходит судно, привозит продовольствие и сменяет одну семью другой. Зарплата этих ученых составляет 10 тысяч рублей.

Атомный ледокол «Вайгач»

Получил свое название в честь острова Вайгач в Карском море, площадь которого 3,4 тыс. кв. км.Проводит суда по Северному морскому пути. В зимний период работает преобладающе на реке Енисей, в Енисейском заливе и Карском море.Суда из Мурманска в Дудинку проводятся двумя путями: через Карские Ворота или Мыс Желания.

Капитан. Не то, чтобы раньше я часто видела капитанов, но я много читала и с раннего детства воссоздала в своем воображении ясный образ. Капитан должен быть высоким, статным, с баритоно-басовым тембром голоса, непременно курящим, спокойным, благородным и уверенным, сказал – как отрезал. Так вот, капитан атомного ледокола «Вайгач» оказался именно таким – самым настоящим капитаном.Чтобы не показать свою абсолютную некомпетентность в вопросах судоходства, я про себя повторяла, что нужно говорить не «плывем», а «идем»; не «смена», а «вахта»; не «корабль», а «судно»; «приятного аппетита» нужно говорить, когда входишь и выходишь из кают-компании.

«Вайгач» накренился, качнулся и задрожал – мы начали движение. Лед трещал и ломался, уступая дорогу, а со стороны казалось, что мощному ледоколу такая работа не оставляет никаких усилий – так плавно и ровно шел он вперед, оставляя за собой дорогу из искромсанного льда, перемешанного с водой. За кормой идет сброс горячей воды. Она бурлит и кружит ледяные осколки, которые, отстав от ледокола, вновь смыкаются. Это одна из причин, по которой ледокол проводит судно на тросе. Поэтому ведомое судно может идти только на одном двигателе.Ледокол сначала пробивает фарватер. Затем суда встают рядом, с ведомого судна сбрасывается веревка, к концу которой привязывается металлический трос, продетый через большое звено. За веревку трос поднимают на борт судна.Мы ведем судно «Капитан Ман» (названное так во Владивостоке в честь мурманского капитана), чтобы передать его ледоколу «Арктика», который поведет его через Мыс Желания дальше – в Мурманск. В свою очередь мы примем у «Арктики» другое судно – «Капитан Чухчин», которое поведем в Дудинку. Передача пройдет в Енисейском заливе.Обычно такой путь проводки занимает около 3-х дней, но в этот раз была задержка с загрузкой судна в Мурманске, поэтому наш рейс длился почти 6 дней.

Интересные факты о странах: Арктика

Вайгач — ледокол с мелкой осадкой. Отличительная черта данного проекта ледоколов позволяет обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья рек. Всего было построено два ледокола этого проекта: Таймыр и Вайгач. Их строительство ознаменовало сотрудничество Финляндии и СССР.

Во время своего самостоятельного путешествия по Финляндии и другим странам Европы, я видела в Хельсинки на причале ледоколы такие же, как и те, что работают в Дудинском морском порту.Продолжение следует… О том, как проходит день на атомном ледоколе.

Советы путешественникам:

Если Вы решите побывать в Арктике, помните, что это пограничная зона. И стартовать Вам скорее всего придется с территории, которая относится к пограничной зоне или территории с регламентированным въездом. Тщательно изучите все нюансы пребывания. Заранее подготовьте погранпропуски и разрешения на въезд. Гражданам, не имеющим российского гражданства, необходимо получить ряд документов, позволяющих передвижение по пограничным территориям.

Атомный ледокол «Вайгач»

Мечты должны сбываться! — 2

Вот как я поняла принципы работы ледокола:

Ядерный реактор работает как большой кипятильник – греет воду, пар подается на турбины. Парогенератор вырабатывает электроэнергию, которая распределяется на винты, которых у ледокола три. У каждого винта своя ручка управления. Управление движением ледокола происходит путем изменения скорости и направления вращения каждого винта. За средним винтом расположен руль, к помощи которого прибегают, когда ледокол идет на большой скорости и на него направлены потоки воды, выбрасываемые средним винтом.Штурвалы расположены в рубке рулевого управления и смотрятся очень миниатюрно. Их команды передаются в нижний трюм на махину из стержней, движимых гидравликой, которые в свою очередь поворачивают винты. Каждый винт в диаметре около 6-ти метров.Дорогу ледоколу освещают четыре мощных прожектора. Установленные в них лампы особенные. Есть специальный счетчик, который отсчитывает время их эксплуатации, в зависимости от его показаний лампы меняются, на их смену уходят часы.

Вчера был мороз и метель, а сегодня -8 и 2 м/с – хорошие условия для съемки. Вот только цвет неба сливается с цветом заснеженных просторов, и кроме узких темных полосок берега вокруг ничего нет.По берегам Енисея справа и слева разбросаны деревянные вышки, по которым раньше мореплаватели сверяли курс. С их помощью или с помощью сектанта определяли свое местонахождения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: