Вопросы к параграфу 45

Харбей (река) - wi-ki.ru c комментариями

Где остановиться

Фото с сайта — vk.com

Многие туристы первым делом останавливаются в гостевом доме с занимательным названием «Земля с’Обетованная». Он располагается на берегу реки Собь. Это вагон купейного типа, в котором есть кухня и столовая. За дополнительную плату у посетителей есть возможность хорошенько попариться в бане.

Некоторые путешественники останавливаются в Нефритовой долине на несколько дней и ночуют прямо в палатках, которые можно арендовать в разных туристических центрах.

Фото с сайта — maverisk92.tourister.ru

В настоящее время Нефритовая долина наряду с ущельем ручья Нырд-Вомен-шор и окрестностями Нырд-Вомен-Из являются неповторимым геолого-минералогическим памятником Ямало-Ненецкого автономного округа. Эти уникальные места словно манят к себе многочисленных туристов. Сюда приезжают, чтобы воочию увидеть все красоты суровой природы Полярного Урала.

Нефритовая долина с высоты птичьего полёта от канала — Алексей Кириченко

День третий. 21.07.67 г.

Когда он начался, трудно сказать. Для Генки Кручинина, нашего адмирала, – рано, Миша Клопов с Витей Володиным только отошли на покой, а остальные тоже с редкими просыпами почивали до второй половины дня. Адмирал, в конце концов, не выдержал и сыграл подъём. Жрать-то ведь хочется сильно тем, кто рано встаёт и долго говеет. Конечно, всем завтрак показался довольно скудным, но, на мой завхозный взгляд, весьма роскошный.

День прошёл незаметно. Ландшафт меняется прямо на глазах – широколиственные подмосковные леса переходят в вологодские с преобладанием осины, стали появляться сосны и ели, болотца; наконец, явственно стал вырисовываться дорогой сердцу полярный пейзаж: чахлые извитые берёзки, полярные берёзки, полярные ивы, озерки. Но всю дорогу от Москвы до Сейды вдоль железнодорожного полотна тянулся кипрей, только, чем дальше на север, он всё ниже и ниже ростом.

Туристические маршруты в долину нефритов

Фото с сайта — culture.ru

Нефритовая долина лежит в сотне километров к северу от Салехарда. И добраться до неё отнюдь не так просто. Тем не менее существуют несколько маршрутов, благодаря которым можно достичь пункта назначения.

Один из таких маршрутов был организован при поддержке Ямало-Ненецкого автономного округа. Воспользовавшись им, туристы получат непередаваемые ощущения во время осуществления походов выходного дня. За это время исследователи северного региона будут иметь возможность осуществить пешие восхождения на гору Рай-Из, откуда открывается великолепный вид на многочисленные ледники и саму Нефритовую долину. Знаменитый древний ледник Романтиков также предстанет взору прибывших путешественников.

Фото с сайта — webmineral.ru

Конечно, туристы помимо осмотра свысока величественной Нефритовой долины запросто смогут ещё и прогуляться по ней. Кроме того, каждый желающий сможет пройтись вдоль горного ручья Нырд-Вомен-Шор и достичь горы, в народе получившей название «Динозавр».

Стоит учитывать, что многие агентства предлагают туры в Нефритовую долину исключительно в летний период.

День первый. 19.07.1967 г.

Этот поход был задуман нашим «руками водителем» давным-давно, а когда – он и сам не знает. Главное – для похода надо набрать кадры, из которых можно будет сколотить более или менее подходящую группу.

Целый год шла агитация! И в самый последний момент, наконец-то, группа… распалась. Причин всяких много. Оставшийся большой осколок развил бурную деятельность по подготовке этого самого похода, дабы в короткое время закончить всё и ехать к Воркуте, за Полярный круг, чтобы испробовать вёсла, характер и, главное, тех харчей, что едва уместились в 11 упаковок.

Группа подобралась самая разношёрстная (в прямом смысле этого слова), то есть, по «шерсти», опыту и склонностям. Сейчас самый момент дать им всем небольшие характеристики.

Гена Кручинин — морской волк

Гена Кручинин – это уже старый морской волк. Износил не одну тельняшку. Пережил такие бури в Карелии, каких вам никогда не пережить! А уж, сколько заклеил он «форточек» на видавшей виды своей байдарке! Теперь она – сплошная заплатка, и стала похожа на галошу, которая много лет валялась на помойке, выгорела и потрескалась от дождя и ветра. Однако он собирается на этой водочерпалке идти под адмиральским флагом впереди нашей флотилии.

Единственный поддержкой в этой авантюре для него является большая клизма, которую он боготворит и везёт в специальной коробке. В этом самом походе наш «руками водитель» взял на себя непосильную ношу: стал совмещать должность адмирала, финансиста, завхоза, главного охотника (за тушёнкой) и всякие другие должности. Вот через это самое он с утра решает со своим матросом, Таней Петровой, проблему: какая разница между общественными деньгами и личными? Несмотря на все недостатки адмирала, команда верит ему и предана до конца, ибо наш «руками водитель» может водить руками, даже если ему завязать глаза.

Витя Володин – прошёл водное крещение тоже в Карелии, на должности матроса. В этом походе он получил повышение, и идёт капитаном, взяв к себе матросом беззащитного человека Катю Тарахову, дабы можно было безнаказанно эксплуатировать его и объедать, ибо он славился большим ртом и вместительным желудком. Как капитан, он несколько дней подряд приводил в порядок свою галошу, а матрос варил ему пшёну кашу (изредка) и пропадал у своих родителей.

Но вначале этого похода произошло что-то невероятное: Витька отказался от куска колбасы! Мочи не было! При доставке шмоток на вокзал он совместно со своим матросом и остальными соучастниками использовался как основной пеше-гужевой транспорт. Ох, и нелёгкая эта работа – тащить шмотьё на Пензу-раз!

Изумрудная вода и горы

23.07.1967 г.Поплыли вниз. Вода изумрудная. На любой глубине дно – каменистое, галечное. Температура воды около 10ºС. Шли 7 часов. У посёлка Харп два порога. Пороги проходимые. Здесь же лагерь заключённых (отлично видно с реки). Кругом невысокие горы, покрытые мелкими хвойными деревьями (у подножья), мхом и лишайником. В долинах гор – небольшие снежники.

24.07.1967 г.Продолжаем спуск по Соби. Порогов больше нет, но перекаты встречаются. Река становится широкой и многоводной. Идти по ней легко, но медленно. Птиц не видно, рыба на ходу не ловится.

25.07.1967 г.Дошли до Хараматалоу, в её устье две протоки (выбрали правую). Байдарку ведём с помощью двух верёвок. Начали ловить рыбу. Хариус ловится везде и неограниченно (в поход по Харе можно планировать рыбу, как продукт). Птицы нет, изредка встречаются утки с утятами. Местность становится всё более гористой (горы подступают вплотную к воде), подъём увеличивается, часто попадаются большие пороги, но воды ещё много.

26.07.1967 г.Опять подъём по Харе. Берега хорошие, вести байдарку можно, но воды становится меньше. Рыбы много (хариус). Ловится на кораблик, удочку. Насадка – муха, блесна и т. д.

27.07.1967 г.Идём дальше, воды меньше, перекатов больше. Вода холодная, 8ºС, но кое-кто пытался выкупаться. Кто до шеи, кто до колен (по собственному желанию). Без желания были мокрые «с ушами».

28.07.1967 г.Воды совсем мало, идти тяжелее, часто разгребаем русло руками, байдарки очень ободрали (даже сквозные дыры). Сегодня день рождения Тани.

29.07.1967 г.Прошли вверх по Харе за ручей Оник-Шор (около него нет тропы). Остановились за ручьём километра за 1,5-2. Дальше идти невозможно. Река превращается в ручей. Остановились на правом берегу. Очень удобное место. Хариус всё ещё ловится.

30.07.1967 г.Днёвка. Клеим байдарки (после Хары). Вокруг много дров. Ягод нет.

31.07.1967 г.Первый день волока. Тропа отличная, проходит по лесотундре, местами по болоту. Попадается морошка, голубика, но пока ягод мало. Прошли 6 км – 2 ходки по 45 мин. Получилось на двоих, на экипаж, четыре мешка: в 2-х упаковках – байдарка и 2 рюкзака. Движение по дороге челноком: проходишь ~1 км с рюкзаком, бросаешь его, возвращаешься и подтаскиваешь свою часть байдарки и так далее. Ночевали в зарослях полярной берёзки. Вода в 300-х м.

Как добраться до поселка Харбей

Поселок Харбей находится в западной части региона, в 70 км от станции «110 км» (железнодорожная ветка «Сейда-Лабытнанги»). До станции «110 км» до сих пор курсируют пассажирские поезда, до 2 рейсов в день. От станции до поселка можно доехать на велосипеде.

Станция «110 км», Андрей Голетаров

Расписание поездов до станции «110 км»

В середине прошлого века поселок Харбей соединялся насыпной дорогой с железнодорожной веткой Чум-Лабытнанги. Сейчас от этой грунтовой дороги осталось лишь несколько участков. Но дорога до сих пор проходима — в сухую погоду можно доехать на внедорожнике. В начале пути река пересекается на пароме. Далее нужно будет пересечь вброд Собь. Дорога после брода — грязь с камнями, довольно глубокие колеи. Лучше ехать колонной из нескольких автомобилей, помогая друг другу в случае увязания автомобиля.

Дорога до поселка Харбей, Андрей Голетаров

Время от времени будут встречаться ручьи, некоторые достаточно глубокие и бурные. Дорога на автомобиле займет не менее 8–10 часов в одну сторону. Расстояние от переправы до поселка Харбей — 85 км. Имейте в виду, что путь будет проходить по охраняемой природной территории Полярно-Уральского парка — потребуется получить пропуск.

Как получить пропуск в природный парк Полярно-Уральский

Самый комфортабельный вариант трансфера — вертолетная заброска. К тому же такое путешествие не займет больше одного дня. О данной возможности необходимо уточнять у частных туристических компаний Салехарда.

Поселок Харбей также входит в эколого-туристический маршрут «Молибденовый рудник». Маршрут для транспортных средств повышенной проходимости имеет протяженность 92 км и рассчитан на 2 дня. Старт и финиш — в поселке Харп.

Описание Нефритовой долины

Фото с сайта — maverisk92.tourister.ru

Сама Нефритовая долина лежит к северу от административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа – города Салехарда. Нефритовой она стала называться оттого, что именно залежи этого минерала были обнаружены здесь в большом количестве. В различных участках земного шара можно встретить самые разные оттенки нефрита: от почти белого до почти чёрного. В Нефритовой долине камни зелёные.

В 1970-х годах нефрит здесь собирали в промышленных масштабах. Крупные залежи находились в русле ручья Нырд-Вомен-Шор, а также проходили по его притокам. И хотя сегодня минерала в долине почти не найти, туристам всё-таки может улыбнуться удача, и какие-то кусочки на глаза да попадутся.

Фото с сайта — приуральский-тиц.рф

Нефритовая долина славилась и наличием других ценных пород:

  • яшма;
  • жадеит;
  • серпентинит;
  • корунды.

Все эти минералы добывались здесь. Увидеть их можно и в настоящее время: если обратить свой взгляд на многочисленные горы, то на их склонах можно разглядеть выходы этих пород. Любопытно, что некоторые путешествующие порой по ошибке принимают серпентинит за нефрит и уносят его с собой в качестве подарка на память.

День второй. 20.07.1967 г.

Прежде всего, я продолжу краткие характеристики каждому члену флотилии.

Юрка Белоглазов – пишет сам о себе. А писать о себе очень просто и приятно. Каким хочу, таким и стану, какую хочу, такую характеристику себе и дам, а уж себя я не обижу. Я сразу скажу, что я хороший, но, в то же время, самый безответственный товарищ. Крещение я тоже получил в Карелии в качестве матроса, а теперь, конечно, повышен в чине, выбился в капитаны. Имею в своём подчинении здоровенного матроса Мишу Клопова. Трудная предстоит мне задача: сделать из тёмного деревенского детины выученного матроса. В этом походе обременён следующими должностями:

1. Завхоз (по недоразумению). Как обладатель сей ответственной портфели, имею личную бляху, которую привожу ниже. Надпись по контуру говорит сама за себя. Скрещённые ложки тоже многое дают понять. Посредине не глаз, а болт, коим оная бляха на грудь крепится. Слева рука просящая. Это руки моих сопоходников. Справа – дающая, моя; 2. Главный рыбак (по призванию); 3. Летописец (по собственному желанию); 4. Капитан (по указке свыше); 5. Гитарист (просто так); 6. Главная тягловая по безвыходному положению; 7. Поэт (отчасти); А попросту, я самый безответственный товарищ.

Таня Петрова – матрос адмиральский. Надо сразу сказать, что она ужас как не любит свиное сало! Поскольку она класс привилегированный, то в поход идём без кулинарных . Придётся топить рыбий жир или гнать дёготь, ведь без масла блины будут пригорать и все будут комом. Она, вдобавок, занимает должность главврача и везёт с собой кучу порошков. Они все перемялись, и получился порошок от всех болезней: и от живота и от головы сразу. Ест мало, это очень ценное качество матроса. В большом водном походе впервые. Мызгала ранее зимой по горам и в прочие пижонские походы. Кадр закалённый и надёжный.

День шестнадцатый. 3.08.67 г.

Пешком дальше идти не захотели и решили сброситься по ручью Пурман-Юган до реки Бурхойлы. Сначала всё шло хорошо. Ручей петлял довольно интересно среди кустов и зарослей осоки. Матросы шли по бережку и щипали ягоды. Им была назначена встреча у одного из озёр. По прибытии на место «рандеву», оных там не обнаружили. Вдали мелькала реактивная группа москвичей, а сбоку от них из чапыжника торчали чьи-то пятые точки. Адмирал, взгромоздившись на плечи Витьки Володина, долго разглядывал в бинокль. Наконец, он облегчённо вздохнул и сказал: «Порядок! Пошли». Мишкину точку было видно за три версты и невооружённым взглядом, однако, стоило убедиться окончательно. В бинокль она, конечно, не поместилась, и адмиралу трудно было разобрать, где горы, а где …, если бы в это время не появилась Танина пятая точка.

Дальше по ручью пришлось идти не так уж долго, ручей вскоре осклабился, и байдарки заплясали по камням, как рыба на сковородке. Стали обносить по кочкам и проклятым зарослям полярной берёзки. Наткнулись на бывшую стоянку геологов, где и заночевали.

По ручью Пурган-Юган пробирался караван

Вспомним давние походы. Посвящается выпускникам ППИ 1966 года

Слова и музыка Юрия Белоглазова

Вспомним давние походы, Вспомним давние костры, Пролетают наши годы, Как осенние листы…

Разошлись по всем дорогам Наши старые друзья, Но походы по порогам Позабыть никак нельзя.

Только сердце всё такое – Тянет в дальние пути, Мне не хочется покоя, С троп туристских не сойти.

Разведём костёр таёжный, Как в те давние года… Будет нам всегда тревожно В наших шумных городах.

Прошумит дождей немало Над палаткою моей. До последнего привала Ещё много-много дней.

И ночами всё тревожат Придорожные кусты С каждым годом всё дороже Эти давние костры.

От редактора. Совет всем туристам — водникам, и не только водникам. Чтобы подготовить организм к тяжелым физическим нагрузкам — как, например, волок, опытные спортсмены советуют применять натуральный препарат ЛЕВЕТОН — ФОРТЕ.

§45. Арктические моря

Вопросы и задания

1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток?

На природу арктических морей влияют теплые течения из Атлантического океана. Баренцево море находится вблизи к Атлантике, на него влияет теплое Северо-Атлантическое течение. Потому климат здесь более мягкий. Если двигаться в сторону востока, то погода станет суровой и холодной. Акватории Карского моря и море Лаптевых до 9 месяцев покрыто льдом. Атлантический океан уже не влияет на их воды. Восточные моря ‒ это Восточно-Сибирское и Чукотское моря имеют мягкий климат. На их акватории действует влияние хорошо прогретого Тихого океана.

В зимнее время арктические моря находятся подо льдом, что не вызывает разницы между температурами и влажностью. В летнее время между холодными арктическими морями и более теплой сушей появляется контраст температур. Летом это оказывает влияние на климат внутренних районов Сибири.

Также оказывает влияние и атмосферное давление. Летом над сушей преобладает пониженное давление, в то время как над морями, наоборот, ‒ повышенное. В результате этого летом направление ветра идет от моря к суше, а зимой ‒ наоборот.

3. По карте атласа проследите, в каких названиях осталась память об исследователях Арктики.

В названиях на карте атласа, можно проследить исследователей Арктики:

  • Берингов пролив, назван в честь мореплавателя Витуса Беринга.
  • Остров Врангеля. Это название остров получил в честь мореплавателя Фердинанда Врангеля.
  • Море Лаптевых получило название в честь русских полярных исследователей братьев Лаптевых.
  • Мыс Дежнёва, назван в честь русского морехода Семёна Дежнёва.
  • Остров Свердрупа. Носит имя норвежского полярника Отто Свердрупа.
  • Архипелаг Норденшельда назван именем шведского географа Нильса Норденшельда.
  • Пролив Вилькицкого, остров Вилькицкого. Назван в честь исследователя.
  • Мысы Челюскина и Меньшикова.

В основном хозяйственная деятельность населения арктических морей связана с рыбным промыслом. В море водится много ценных рыб: голец, муксун, нельма, таймень, окунь, осетр, стерлядь. Обитают также морж, морской заяц и нерпа. На берегах моря расположены обширные птичьи базары. Также хозяйственная деятельность населения, связана с морским транспортом, добыча нефти и природного газа.

Основные экологические проблемы Арктического региона: изменение климата и таяние арктических льдов ‒ загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а также морским транспортом, сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания, изменение климата и таяние арктических льдов.

Основными мерами по реализации в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне являются: установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды; утилизация токсичных промышленных отходов; обеспечение химической безопасности.

Проектная работа

Можно назначить местом сбора Мурманск. Здесь людей может привлечь порт и сам город, по которым можно провести экскурсию. Далее отправится на Новую и Северную Земли, где привлекательна дикая арктическая природа. Затем посещение Чукотки и Аляски, остановится можно у местных жителей. Туристам также будет интересно познакомиться с обычаями российских северных народов и американских эскимосов.

Туристов могут привлечь – шахты, рудники, нефтяные вышки (старые, закрытые и ныне действующие) могут представлять безусловный интерес не только как свидетельства освоения Севера, но и как примеры промышленных и технических достижений.

Еще один из самых популярных маршрутов ‒ это посещение Северного полюса, и несмотря на все трудности многие люди стремятся на эту «макушку» Земли. Такие рейсы совершаются на ледоколе «Ямал». Природные заповедные зоны дают возможность увидеть своеобразие местной природы и наиболее интересные природные достопримечательности региона.

Исследовательская работа

Дни девятый и десятый. 27 и 28.07.67

Первый прошёл в обычных хлопотах по волочению байдарок вверх. Генка, Витька, Миша тащили, Катя, Таня и я шли по берегу и занимались ловлей хариусов.

Второй день начался с того, что Таня за завтраком о сухарь сломала зуб. Потом ей в этот день исполнился 21 год.

Потом Витька вспомнил, что забыл подарок Тане где-то на прошлой стоянке. Пошёл назад искать. Потом заболел Генка. Я тащил вверх Витькину байдарку. Он дал мне свои болотные сапоги. Долго шёл сухим, но под конец пришлось всё-таки искупаться. Последствий никаких. Вечером по поводу дня рождения было небольшое торжество. Была вскрыта последняя фляжка со «Столичной», специально предназначенная для этой цели. Мы с Мишей были как раз дежурными по кухне. Сварили какао – самую большую кастрюлю, и уважили своих сопоходников… Что-то все часто мызгали в чапыжник среди ночи… Адмирал назначил подъём рано, но все, конечно, опять проспали. Ох, и крепок на свежем воздухе!

Дни седьмой и восьмой. 25 и 26.07.67 г.

С утра стали подниматься вверх по реке. Ох, и нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота. Нашу байдарку тянет матрос (а не капитан, как другие) Миша Клопов, по причине болезни капитана. Второй день тянет снова Миша. Для профилактики. Третий день он, может, тоже будет тянуть её вверх по реке.

Витька Володин всю дорогу упражнялся в бросании спиннинга. Ловил, что попадётся. Пока только одни бороды. Он стал выдающимся рыбаком-бородником, специалистом по распутыванию бород. Долго осваивали теорию кораблика. Наконец, Миша Клопов сконструировал вполне приемлемый, и дело пошло на лад. Жареные хариусы и уха из них стали постоянными блюдами. Рыбка эта довольно приличная, по килограмму, но самая распространённая – 600 г. Поймать шесть штук – дело двадцати минут.

Адмирал с Витькой идут в болотных сапогах, а Миша в обыкновенных. Сначала он берёгся, а потом лез по воде по плечи и, что самое главное, не схватил даже насморка. Подниматься ещё долго, два дня.

Дни пятый и шестой. 23 и 24.07.67 г.

Вести дневник с каждым днём всё труднее. Времени на это остаётся совсем немного. Утром снялись с берега и тронулись в путь. Вода в реке кристальной чистоты. Река идёт в несколько рукавов и изобилует перекатами. Порогов было всего два. Оба прошли нормально. В первый день прошли 40 км. Заночевали чуть ниже поселка Харп. В Харпе есть лагерь для заключённых. Соседство с ними не очень-то приятно.

Во второй день прошли 48 км. Были только перекаты. Когда байдарка скребётся дном о камни, душа переворачивается. На одном из перекатов адмирал сделал «форточку». Погода стоит отличная. Пока везёт. Вампирчики не очень злобствуют. «Репудин» пока лежит в мешках. Попался по пути брошенный лагерь геологов. Его мы обстоятельно обследовали и позаимствовали кое-что для нас полезное. В этот день я заболел. Промочил ноги и заболел. Температура была 38,1. Таня меня лечила. На ночь надел всё, что было, закутали меня, как могли, и я всю ночь дрожал от холода.

Всё перекаты, да перекаты…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем исследовании мы попытались, используя различные источники информации, рассказать об истории этого поселка, о людях которым он был обязан своим возникновением, непредвзято относясь к историческим событиям, показать весь трагизм тех времен и выразить восхищение тем людям которые создали первый и единственный промышленный гигант на Полярном Урале. Мы надеемся что этой работой мы смогли внести посильную лепту в сохранение исторической памяти.

Своим исследованием мы подтвердили, а так же опровергли некоторые легенды и суждения о поселке Харбей:

  1. несмотря на многочисленность населения родильного дома в поселке не было;
  2. мемориальный знак установлен не геологами, а участниками экспедиции организации «Дети Ямала» в сентябре 2009г.
  3. домыслы, встречающиеся в разных трудах исследователей о тысячах заключенных на Харбее, не соответствуют действительности;
  4. возить руду тачками в Воркуту не было необходимости, так как была построена обогатительная фабрика, выдававшая готовый продукт – молибденовый концентрат.

В результате полевых исследований нами составлена схема, где показаны наиболее значимые объекты, находившиеся в этом поселке.

Так же в процессе обработки и поиска материалов было собрано большое количество фотографий иллюстрирующих жизнь Харбея с 1947г. по настоящее время. Неоценимую помощь в процессе работы над исследованием Харбея нам оказал геолог Перминов И.Г. и сайт polyarny.net в Интернет им созданный. Полный вариант результатов наших исследований изложен в Отчете о экспедиции.

На наш взгляд, главную ценность работа будет иметь для граждан России, для которых историческая память не пустой звук и для потомков людей, которые создали это промышленное чудо «во глубине Уральских гор» своими руками.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Литература:

  1. Заключенные лагерей Воркутинского района. – Варшава: Центр КАРТА. 2002.
  2. Магматизм и металлогения Севера Урала и Пай-Хоя. Институт геологии Коми филиала АН СССР, Сыктывкар 1976.
  3. Маркова Е.В., Волков В.А., Родный А.Н., Ясный В.К. Гулаговский тайны освоения Севера. – М: «Рекламное агентство «Фантазия». 2002.
  4. Морозов Ю., Самбуров Н. Полярный Урал: горы и люди / юбилейный альбом. Санкт-Петербург, 1997.
  5. Полярный Урал – жемчужина Ямала / Ред.-сост. М.В. Гордиенко. – Салехард, Екатеринбург: Баско, 2008.
  6. Репрессированные геологи / Гл. ред. Орлов В.П. – М.; СПб., 1999.
  7. Романов С. Фоторепортаж о международной экспедиции журнала «Карта» по Воркутлагу в 1993г. / журнал «Карта» №4 1994г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://polyarny.net
  2. Дорога на Харбей / сайт http://polyarny.net/letopis/doroga-na-kharbejj
  3. Караченцев С.Г. История геологического изучения Полярного Урала / сайт http://polyarny.net/letopis/istoriya-izucheniya-polyar-urala/
  4. РВСН / сайт http://polyarny.net/rasskazy/rvsn
  5. http://www.tumentoday.ru/2009/10/16

Неопубликованные материалы:

  1. Автобиографический рассказ Перминова И.Г. – рукопись.
  2. Акт консервации обогатительной фабрики от 10.01.1954г., рукопись передана Перминовым И.Г.
  3. Акт мокрой консервации Харбейского месторождения от 25.09.1954г., рукопись передана Перминовым И.Г.
  4. Воспоминания Ю.И. Наливайко о своем отце.
  5. Материалы Архива муниципального образования городского округа «Воркута» Ф. №5, Д. №45, Л. 33, 34.
  6. Отчет о многодневной краеведческой поисково-исследовательской экспедиции 19-26 сентября 2010г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: