Экономика
Сатка. Один из старейших карьеров, где добывают магнезит
- ПАО «Комбинат «Магнезит» — производство огнеупоров.
- ООО «Саткинский щебзавод» — производство щебня.
- ООО «Группа Магнезит» — перепродажа огнеупорных порошков, смесей и масс.
- ПАО «Саткинский чугуноплавильный завод» — производство ферросплавов.
- ООО «Уралэнергосервис» — строительно-монтажные работы.
- ООО «Виском» — строительные материалы и оборудование.
- ООО «Рефорс» — производство железобетонных изделий.
- ООО «Саткалеспром».
- АО «ДРСУ».
- ООО «Окси групп» — производство пластиковых окон и алюминиевых конструкций.
- АО «Энергосистемы» — предоставление коммунальных услуг населению.
В ведении комбината «Магнезит» находится уникальная для России действующая узкоколейная железная дорога колеи 1000 мм. Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной дороги около 20 километров. Дорога полностью электрифицирована.
Население
1863 | 1931 | 1939 | 1959 | 1967 | 1970 | 1979 | 1989 | 1992 | 1996 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6000 | 16 900 | 28 400 | 43 142 | 45 000 | 44 112 | 46 191 | 50 664 | 51 000 | 49 500 |
1998 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
49 800 | 49 700 | 49 686 | 49 700 | 48 500 | 47 700 | 46 900 | 46 503 | 45 696 | 45 178 |
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
45 043 | 44 443 | 43 934 | 43 229 | 42 688 | 42 437 | 42 214 | 41 798 | 41 339 | 41 309 |
2021 | |||||||||
42 597 |
10 000
20 000
30 000
40 000
50 000
60 000
1863
1970
1998
2006
2011
2016
2021
По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 358-м месте из 1119городов Российской Федерации.
Завод с иголочки
Не стал Шуппе экономить и на оборудовании для электростанции, которая тогда называлась «гидротехнической установкой» — просто и без особой помпы. Вот только доставить электрическую турбину, которую тогда называли «тюребиной», ставя яти после согласных, оказалось делом не из легких.
Один из известных саткинских краеведов Виктор Немчинов, проводя экскурсии по «промышленным раритетам», искренне говорит:
— Трудно даже представить, как сто лет назад в это глухое таежное место доставили на подводах многотонные турбины и генераторы. Через вскрытую крышу их опустили в здание, находящееся ниже плотины, на склоне крутого берега. Предполагаю, что при монтаже помогли смекалка и профессиональные приемы строителей завода. Использованные ими хитрости до сих пор остаются загадкой. Когда в Москве и Петербурге дома знати и сам Зимний дворец освещались свечами и керосиновыми лампами, в домах рабочих Порожского завода уже горел электрический свет…
Завод «Пороги»
Как следует из технического доклада Бахметьева, на станции были установлены две главные генераторные турбины и одна возбудительная. Разработка турбин велась по индивидуальному заказу немецкой компанией «Бригель-Хансен»; оборудование датируется 1909 годом. Также был установлен мостовой кран грузоподъемностью 5 тонн производства фирмы «Альфред Гутман».
Рассказывают, что нынешние немецкие туристы, посетившие Пороги, не просто восхищались долговечностью механизмов немецкого производства, но даже предлагали выкупить старые, но еще работающие турбины для своих музеев. Пришлось отказать…
Вспоминая о своем первом впечатлении от «Порогов», В.Н. Гусаров писал: «Нужно отдать должное французским инженерам: завод они построили с умом. Он располагался возле отвесной горы, состоящей из отменного по качеству кварцита для выплавки ферросицилия. Под одной крышей разместились три пролета. В одном пролете, возле плотины, смонтировали две гидравлических турбины для получения электрического тока. Во втором – четыре электропечи, из которых две работали, а другие находились в резерве. В третьем пролете размещалась дробилка для измельчения кварцита, поступавшего с горы по наклонному желобу в металлический бункер. В этом же пролете готовилась шихта и упаковывали ферросицилий в деревянные бочки. Высоченная плотина подпирала впечатляющей своей красотой и размерами водоем. Все было организовано очень целесообразно».
О «французских корнях» Порожского завода Гусаров пишет верно, хотя у некоторых исследователей было искушение считать, что завод был построен на французские деньги. Французы и вправду вложились – но не деньгами, а поставкой своего оборудования и инженерным обслуживанием.
У самого Шуппе в автобиографических заметках есть на этот счет очень ясное объяснение: «Так как в России в то время не было специалистов этой отрасли – электрометаллургии, то мы пригласили из одного завода Южной Франции инженера Рошанд, который сконструировал электрометаллургическую часть завода и пустил завод в ход, оставшись на нём до последнего времени служить».
Промышленный комплекс «Пороги»
Суть в том, что на Порожском заводе под ферросплавное производство были использованы промышленные электродуговые печи, разработанные французским инженером Полем Эру. Свою дуговую печь прямого действия с двумя вертикальными электродами, подведенными к металлической ванне, он изобрел совсем недавно – в 1899 году, — и спустя год испытал на заводе в Савойе. Шуппе, принимая решение о покупке этой печи, прекрасно понимал, что перед ним – пусть и перспективный, но еще не «обкатанный» образец. И все же решился…
Памятуя его слова о том, что новое в России приживается крайне плохо и с большими сложностями, можно понять и пробуксовку нынешних инновационных идей. Кстати, по скорости внедрения инноваций – десять лет с момента изобретения до практического использования – с Порожским заводом мог соперничать разве что Катав-Ивановский. Здесь спустя всего несколько лет, как американец шотландского происхождения Александр Белл изобрел телефон, появилась первая в России телефонная линия, связавшая между собой рудники завода, а позже и сам завод с домом управляющего…
К лету 1910 года все пусковые работы на Саткинских Порогах были завершены. Остается лишь констатировать хронологические факты: 1 июля 1910 года электростанция дала первый ток, 12 июля получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа того же года была выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 килограмма…
Ханино и Богдано-Петровский завод
1910 г. “…….Ханино и Богдано-Петровский завод. Ханинский завод лежит на реке Черепети в 1 в. от ст. “Ханино” Туло-Лихвинской ж. д. Этот чугунолитейный завод существовал с давних времен. В 1840 г. он значился за бр. Засыпкиными. В нем, по указу горного правления 1815., дозволено устроить доменный горн и пр. на место бывшего в Одоевском уезде Мезгей-Мешвянского завода, уничтоженного за истощением лесов и по случаю прорыва плотины. В 4 в. от Ханина находится Богдано-Петровский завод, устроенный в 1788 г. прапорщиком Демидовым. В настоящее время (данные 1910 г.) оба завода принадлежат Н. Г. Баранову.