Село Слобода
Это очень старый населенный пункт, основанный выходцами из Верхотурья Афанасием Гилевым и Фролом Араповым в 1651 году. Но через год все постройки сожгли напавшие башкиры. Однако поселенцы отстроились заново. Для защиты от набегов в 1674 году построили острог.
Во время одного из посещений Слободы местный житель рассказывал нам о многочисленных находках наконечников стрел в своем огороде. Они напоминают о тех неспокойных временах.
В начале XVIII века в устье реки Утка была основана казенная пристань. В 1703 году от Уткинской казенной пристани был отправлен первый караван с продукцией заводов из 40 барок. Пристань просуществовала более двух веков и была закрыта в 1905 году.
Кстати, В.Н. Татищев рассматривал Чусовскую слободу как один из вариантов для закладки горнозаводской столицы Урала. Но в итоге было выбрано место на реке Исеть.
Главная достопримечательность села – Георгиевская церковь. Многие считают ее красивейшей на Урале. Церковь необычна тем, что стоит прямо на скале, над рекой Чусовой. Рядом через реку перекинут пешеходный мост 1961 года постройки, соединяющий две части села.
Сначала на этом месте стояла деревянная церковь. В 1806 году началось строительство каменной. Стройка длилась долго. Освятили церковь лишь в 1831 году. А современные очертания здание церкви получило к 1894 году, когда завершили строительство колокольни.
В советское время церковь не разорялась. Еще и поэтому сюда приезжает много верующих со всех окрестностей.
В скале под церковью находится небольшая, но интересная пещера. Попасть в нее можно только зимой по льду или летом с лодки. Внутри один грот, передвигаться по которому можно ползком. Высота менее метра. Пещера необычна тем, что в нее ведут три входа: два с воды и один (совсем маленький) сбоку скалы. Пол покрыт глиной. Есть легенда, что эта глина обладает лечебными свойствами.
Уральский Марс: инопланетные пейзажи под Богдановичем
Одно из самых красивых и необычных мест Среднего Урала, которое приведет в восторг любого фотографа. Необычные пейзажи, напоминающие марсианские или лунные, возникли на месте глиняных карьеров.
Официально это место называется Полдневским участком Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин. Месторождение вытянуто полосой на 20 километров к югу от станции Богданович и занимает площадь около 75 кв.км. По величине запасов является наиболее крупным на Среднем Урале.
Его начали разрабатывать в небольших объемах еще до революции. Троицко-Байновское месторождение состоит из нескольких участков. Наиболее интересна Полдневская залежь. Эта разработка самая большая по площади. Данная территория использовалась для добычи глины, а также для отвала пустой породы.
Месторождение стало основной базой для Богдановичского огнеупорного завода, строительство которого началось в 1930 году. Огнеупорный кирпич отсюда шел в том числе на строительство домен уральского промышленного гиганта – Магнитогорского металлургического завода.
В зависимости от примесей, глина имеет разные оттенки – от светло-серого до тёмного и красноватого. Огнеупорность колеблется от 1610 до 1760º С. Глины состоят в основном из каолинита и содержат в большей или меньшей степени кварцевый песок, пирит, сферосидерит, слюду и растительные остатки. Из минералов встречаются: турмалин, рутил, циркон, дистен, полевые шпаты.
Глины месторождения отличаются большим разнообразием. Этим объясняются и значительные отличия внешнего вида местных карьеров. Гуляя здесь, словно оказываешься на другой планете. Местами пейзаж напоминает марсианский, местами лунный. У уральцев есть возможность вот так просто съездить в выходной день на Марс.
Глиняные холмы выделяются в виде гребней различных размеров. Дожди постепенно размывают глину, создавая многочисленные красивые ложбинки, а кое-где даже небольшие каньоны. При посещении этого места можно заметить, что постепенно, год от года, ландшафт меняется.
Территория Уральского Марса достаточно большая. Чтобы заглянуть в каждый уголок, без спешки полюбоваться необычными ландшафтами и пофотографировать, потребуется минимум несколько часов. Здесь можно сделать много оригинальных кадров. Фотографы от местных пейзажей приходят в восторг. А ещё местность хорошо подходит для съёмок клипов и фантастических фильмов про другие планеты и миры. Один из наших читателей верно заметил, что для этого места очень подошла бы красиво оформленная фантастическая карта местности. Может кто-нибудь придумает и выпустит.
Кое-где высохшая глина растрескалась и напоминает замысловатую мозаику.
На этой территории есть несколько озёр с водой красноватого оттенка. Из-за реакции воды с природными сернистыми соединениями она может представлять опасность для здоровья. Купаться тут точно не стоит. Благо вода отсюда никуда не стекает и не загрязняет реки.
Одно из озер облюбовали чайки. Их здесь десятки. Тут же выводят птенцов. Самое удивительное, что они откуда-то берут еду. Видимо, здесь водится рыба. Об этом свидетельствуют и встречающиеся по берегам рыбные кости внушительных размеров. Возможно, что рыбу они добывают в соседних затопленных карьерах. Вода там более чистая, голубоватого цвета.
Любоваться инопланетными пейзажами лучше в сухую погоду в закрытой обуви, защищающей от попадания внутрь глины и песка. После дождей глина становится вязкой, а в низинах около озёр ещё и проваливается. Выглядящая твердой поверхность может внезапно поглотить ноги и выбраться будет непросто. Засосать может так, что мало не покажется.
Это сезонная достопримечательность, доступная только в теплое время года. Зимой Уральский Марс покрыт снегом и не представляет собой ничего особенного. То ли дело летом!
Стоит заметить, что природа постепенно начинает отвоёвывать своё. На глине появляется молодая поросль: берёзы, осины, сосны, ивы. Со временем местность неминуемо зарастёт деревьями, и Уральский Марс останется только на фотографиях, видео и в нашей памяти.
Кстати, близ Полдневского участка месторождения 11 октября 1951 года произошла катастрофа самолета Ли-2 Уральского управления ГВФ.
Караванный смотритель и судовая команда
Начиная с 1703 года караваны, снаряжались почти каждый год. Руководителями первых караванов назначались служилые люди из Тобольска, так называемые «сыны боярские». Они непосредственно подчинялись Тобольскому воеводе. В их обязанности входило:- подготовить суда и груз к отправке, — набрать команду гребцов и кормщиков, — доставить груз как можно быстрее и без потерь.
Для исполнения этих обязанностей им давалась подробная и обширная инструкция.
Позднее, в 30-е годы XVIII века в инструкции караванному смотрителю (обычно это был армейский или горный офицер) предписывалось: «за прогрешения и слабую команду — суд». Перед отплытием он приносил присягу в церкви, целовал крест и подписывался под словами: «обещаю и клянусь всемогущим Богом перед святым Его Евангелием в порученном мне деле исполнять нелицемерно».
Гребцов (бурлаков) на дощаники нанимали заранее, для чего посылали служилых людей «наперед себя» в Кунгур, Лаишево, Казань и другие населенные пункты. Кунгурским крестьянам, нанятым на отрезок пути от Уткинской слободы до реки Камы, приходилось до пристани добираться пешим ходом за сотни километров в течение нескольких недель. Если крестьяне не соглашались идти на сплав «по-вольно», их принуждали, брали «неволей». А отказываться им было по какой причине: весна — время полевых работ. «Весенний день — год кормит». Поэтому были нередки случаи, когда крестьяне целыми артелями уходили с маршрута во время сплава, если он был поздним и проходил с большими задержками. Наем работников на сплав всегда был проблемой. Среди нанятых гребцов были не только русские, но и башкиры, татары, пермяки, вогулы, зыряне из разных мест Урала.
Кроме гребцов на каждое судно брали лоцмана и водолива. В первых караванах водолив не значился, а вместо лоцмана были провожатые. Первые три года провожатыми по реке Чусовой были крестьяне из Арамильской слободы пять человек во главе с Максимом Горбуновым. Позднее на каждый участок пути был свой лоцман. А вот водолива предлагалось нанимать на весь путь без перемены: «ибо их дело всегда нужное и требует всегдашнего смотрения и работы». Водолив следил за исправностью коломенки, дощаника или барки во время сплава и отвечал за сохранность металла. Лоцман же руководил работой гребцов. Главная его задача — провести судно без поломок и потерь до пункта назначения. Он должен был иметь отличную память, хорошо знать течение реки на протяжении всего маршрута, движение воды в реке при различных уровнях, знать об образовании суводей, струй и водоворотов, а главное, досконально изучить законы движения судна по воде.
Один из самых сложных участков — река Чусовая. При малой воде, например, выступают огрудки и таши, на которых можно замелеть и застрять. При высокой или большой воде – велик риск потерять управление судном и разбить его о «бойцы» — огромные скалы, нависшими над рекой. Хладнокровие, выдержка, смелость — самые необходимые качества для лоцмана.
Кроме наемных работников, в караван брали служилых людей — солдат — для различных рассылок и нарядов, а также для «обережи денежной казны и железных припасов». Служилым людям предписывалось: если в пути на караван нападут разбойники и «будут грабить денежную казну и железо, то обороняться нужно всеми мерами — ручным и огневым боем». И на защиту дощаников с припасами поднять всех работников и даже «принудить» их, чтобы не допустить разграбления.
Был при караване и писарь. Служилые получали «государево жалованье», и оплата за сплав им не полагалась. А наемным работникам — гребцам от Уткинской пристани до Перми, например, в начале 18 века платили по 2 рубля, в середине 19 века — 8-13 рублей, лоцману же — 40-50 рублей.
Название
Существуют следующие версии происхождения названия «Чусовая»:
- Академик И. И. Лепёхин предположил, что наименование реки может идти от значения Часовая, хотя скорее всего это лишь народное переосмысление.
- Создатель екатеринбургской топонимической школы А. К. Матвеев объяснял происхождение названия реки от двух корней — искажённого коми-перм. чус или удм. чус (быстрый, проворный) и ва (вода). По словам Матвеева, «сейчас оно <название реки> произносится и пишется Чусовая, или по-местному Чусова, но видимо, когда-то была Чусва». В современном коми-пермяцком языке слова «чус» уже нет, но оно нашло отражение в названии современных рек Чус и Северный Чус в верховьях бассейна Камы.
- От названия реки Чу. В конце III века часть хуннов (гуннов) с Иртыша переместилась в Семиречье. Здесь в бассейне рек Чу и Или они основали государство среднеазиатских хуннов, известное в китайских источниках как Юэбань (Чубань). В VII веке китайские хроники фиксируют там четыре племени — чуюе, чуми, чумугунь и чубань. Какая-то часть «чуйских» племён переселилась на Урал и влилась в состав башкирского народа. На новое место они перенесли память о своей прежней родине в бассейне реки Чу: один из притоков Камы именуется башкирами-гайнинцами «Чу-сув» (в переводе означает «река Чу»), что и передалось в русский язык словом «Чусовая».
- Из четырёх разноязычных компонентов со значением «река» или «вода»: чу + су + ва + я, то есть «река + река + река + река», где тибетское «чу», тюркское «су», коми-пермяцкое «ва» и мансийское «я». Такое толкование считается ошибочным.
- А. С. Кривощёкова-Гантман вывела название реки от общепермского слова «чус» — «глубокий овраг, ущелье, русло реки с высокими берегами, каньон», отметив, что в 1928 году в бассейне реки Велвы была деревня Чус-Йыв (Чус-Ив), которая располагалась в вершине глубокого оврага, имевшего почти отвесные склоны высотой до 30 м.
Туризм
В 1980 г. все сколько-нибудь известные «камни» на реке были снабжены табличками, сообщавшими об историческом их названии.
Ночёвка у камня на берегу Чусовой. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1912
Чусовая издавна славится своими скалами, многие из которых имеют поэтичные названия. Для лёгких туристских судов они не представляют опасности, зато привлекают множество туристов своей красотой. Ещё в 1960-х годах был разработан всесоюзный туристский маршрут по реке от села Слобода до Чусового, обслуживавшийся Коуровской турбазой (с 1987 года носит название «Турбаза Чусовая»). Ежегодно в походах по реке и её притокам участвовало до 3000 человек.
Сплавляться можно как весной (река вскрывается в конце апреля), так и летом (летом река сильно мелеет). Категория сложности — I, из препятствий только опоры мостов. Сплав можно начать в деревне Коуровка, до которой можно доехать на электропоезде из Екатеринбурга. Неподалёку от этой деревни есть турбаза, где можно арендовать необходимое снаряжение. Также отправной точкой сплава можно избрать посёлок Староуткинск, где начинается природный парк и расположена первая база парка.
Наиболее красивый участок реки — в среднем течении, ниже деревни Усть-Утка. Сюда можно попасть через Нижний Тагил, с городом есть автобусное сообщение. Ниже Усть-Утки мало населённых пунктов, поэтому возможных мест окончания сплава не так много, основные — это посёлок Кын, село Верхняя Ослянка, город Чусовой. Часто для начала сплава выбирают и один из основных притоков Чусовой — реку Межевая Утка от поселка Висимо-Уткинск, Койву — от деревни Усть-Койва до города Чусовой.
Описание Нижнего Тагила
Нижний Тагил расположен в Свердловской области, недалеко от условной границы между Европой и Азией. Он стоит на восточном склоне Уральских гор, а по его территории протекает более десяти рек, самыми крупными являются Тагил и Выя. Площадь города составляет немногим меньше 300 квадратных километров, что позволяет ему занимать второе место по величине среди всех поселений Свердловской области, уступая лишь столице — Екатеринбургу. Число местного населения превышает 350 тысяч человек. Нижний Тагил находится в часовой зоне МСК+2.
Нижний Тагил — один из крупнейших промышленных центров Урала
Исторические хроники
История города началась в 1722 году и неразрывно связана с горнопромышленной деятельностью и братьями Демидовыми. Именно они открыли на местной земле первый чугуноплавильный, а затем железоделательный заводы, вокруг которых и образовался посёлок, получивший название Нижнетагильский Завод. В начале XIХ столетия недалеко от поселения находят залежи медной руды, малахита, платины, золота и драгоценных камней, благодаря чему начинается развитие камнеобрабатываемой промышленности. Посёлок же становится центром Нижнетагильского округа, а в 1919 году получает статус города.
Основателями Нижнего Тагила считаются братья Демидовы
В 30-е годы ХХ века здесь начинается строительство металлургического завода, кроме того, активно развиваются машиностроительная и химическая промышленности. Город становится главным индустриальным центром Урала и всей страны, здесь открывается первое высшее учебное заведение. В период Великой Отечественной войны на местных заводах производилось большое количество военной техники, а численность населения начала увеличиваться — в город переезжали специалисты и рабочие со всей страны. На сегодняшний день Нижний Тагил продолжает расти и развиваться, на территории города функционирует около пятидесяти заводов, представляющие тринадцать видов промышленности. Помимо этого, поселение развивается и как культурный, спортивный и торговый центр.
История Александровской слободы
Первые постройки на месте будущей Александровской слободы появились в начале XVI века, во время правления великого князя Василия III. Он по примеру западных государей основал на этом месте загородный дворец, куда неоднократно выезжал вместе с двором и семьей. Москва располагалась совсем рядом, неподалеку находилась и Троице-Сергиевская обитель, в которой великий князь был крещен.
Александровская слобода с высоты птичьего полёта
В 1564 году в Александровскую слободу переехал сын Василия III – русский царь Иоанн IV. Он надел монашеские одежды на себя и своих опричников и на 17 лет сделал Александров настоящей столицей Руси.
Отсюда государь не просто правил русскими землями, в Александровской слободе он принимал послов других государств. При Иоанне IV кремль отстроили русские и итальянские зодчие, и он стал единым архитектурным ансамблем.
Вид на храмы Успенского монастыря
Река Тагил.
«Тагил» на языке вогул означает — «много воды», а по другой версии, на татарском языке — «ещё река».
Тагил берёт начало на восточном склоне Среднего Урала, место истока — гора Перевал в 7 км к западу от Новоуральска, течет преимущественно на северо-восток, правый приток реки Тура, впадает в Туру возле д. Болотовское, в 16 км по течению выше с. Санкино. Длина реки — 414 км, площадь бассейна — 10,1 тыс. км3. Перепад высот от устья до истока — 64/164 м.
Питание смешанное, с преобладанием снегового. Колебания уровня воды за год порядка 3,3 м. Среднегодовой расход воды — 40 м3/с, средний уклон ~ 1 м/км. Объём стока 1,262 км3/ год. Максимальный расход воды 970 м3/c, минимальный — 2-6 м3/c. Диапазон сезонных колебаний уровня воды 2,5-3,3 м, в многоводные годы в низовье — до 5,5 м. Замерзает река в начале ноября, вскрывается во второй половине апреля. Средняя продолжительность ледостава 160 суток, весеннего ледохода 5-11 суток; толщина льда достигает 50 см, в суровые зимы — 80 см.
Тагил в верховье – горная порожистая река шириной 15-35 м. До г. Нижнего Тагила имеет уклоны 1-5‰. В половодье у реки большая скорость течения (0,9-2 м/c). В верховье долина реки ящикообразная, шириной 0,5-1,5 км, со скальными крутоярами и уступами высотой 70-80 м, фрагментарной поймой; долина ориентирована с юга на север. В среднем течении реки пологоизвилистое русло расширяется до 40-70 м; глубины возрастают до 1,5-2,5 м, но остаются многочисленные мелководные каменистые перекаты и шиверы. До места впадения притока Мугай долина имеет вид лесистого каньона; ниже она расширяется до 6-7 км, склоны становятся пологими террасированными.
Пойма (лугово-лесная, песчаная) имеет ширину 100-700 м, высоту 3-4 м, затопляется редко. В низовье река — типичная равнинная, местами сильно извилистая, шириной 50-70 м (иногда до 150 м). Донные отложения илисто-песчаные. Глубина на плёсах до 5 м, на перекатах 0,4-1 м. Уклоны уменьшаются до 0,1‰, скорости течения – до 0,6-1 м/c в половодье и до 0,2-0,4 м/c в межень. В половодье бывает карчеход, на крутых излучинах, у низких мостов и разрушенных плотин – заломы.
Верхняя часть бассейна – таёжное низкогорье. Средняя и нижняя части (от устья р. Утки) лежат в пределах Зауральского плато и Туринской равнины, покрытой сосновыми и хвойно-мелколиственными лесами. Лесистость бассейна 70%, заболоченность 15%.
Основные крупные притоки реки Тагил: Салда, Мугай, Кыртомка, (правые); Выя, Баранча (левые).
Как добраться до Слободы?
На автомобиле от Екатеринбурга нужно ехать по Московскому тракту, повернуть на Первоуральск. Проехав через город, следовать через Билимбай в направлении Шали до села Слобода.
Очень просто сюда попасть и на общественном транспорте. Достаточно сесть на электричку Екатеринбург – Шаля и доехать до станции Коуровка. Пройдя через поселок, перейти на другой берег реки Чусовой по автомобильному мосту и идти по правому берегу реки вниз по течению. Вскоре покажется Слободской камень, а за ним село Слобода. Также до Слободы можно доехать и на автобусе, следующем до поселка Староуткинск или села Чусовое.
Маршрут по Слободе и окрестностям легко проходится за один день. Зимой можно продлить маршрут, прогулявшись по замерзшей Чусовой до скал ниже по течению. Километрах в пяти от Слободы расположена деревня Каменка, интересная сохранившимися с 1980-х годов декорациями для съемок фильмов, а еще дальше — Нижнее Село и камень Шайтан. Близ станции Коуровка можно посетить поселок Новоуткинск и Новоуткинскую пещеру.
Павел Распопов
Исторические факты о реке Тагил
Между селами Балакино и Махнево, которые раскинулись на берегу, имеется скальная гряда, на которой сохранились наскальные рисунки охрой, датированные давностью в 5 тысяч лет. Изображения местных диких животных по-прежнему манят археологов и краеведов.
В 1852 году по реке Тагил навстречу реке Тура совершил свой известный поход Ермак Тимофеевич, сибирский покоритель.
По Тагилу был проложен первый сибирский тракт для колонистов, которые искали новой жизни и своих земель. Несколькими годами позже тракт был перенесен на более безопасное расположение, но река до сих пор хранит тайны первых пионеров уральской земли.
В нескольких километрах от деревеньки Ясьва расположен Большой Балабан, который является национальным ботаническим памятником природы. Здесь когда-то была одна из стоянок легендарного казачьего атамана Ермака, на которой его соратники Васильев и Кашин основали поселение.
Тагильская слобода
Тагильская слобода — основана в 1613 году, в 1626 году построен острог. Слобода находилась на правом берегу реки Тагил, при устье реки Мугай, вблизи селения Махнево. В настоящее время, в честь бывшей Тагильской слободы, в чистом поле установлен, православный крест. В конце XVIII начале XIX веках Верхотурским земством, в продолжение дороги вдоль реки Туры был построен мост через реку Тагил, примерно между Мугаем и Махнево.
Веревочная переправа через реку Тагил
В настоящее время, от моста остались Сидоровские быки, где проходил Верхотурский тракт. Мост имел 7 деревянных пролетов, на каменных быках, длину имел 60 сажен, и установлены деревянные перила с украшающей резьбой. В период гражданской войны мост сожгли, чтобы остановить продвижение белогвардейских войск.
Река Тагил, около поселка Махнево
Сидоровские быки около села Мугай
В 2004 году, когда отмечали в Алапаевском городском округе 380-летие поселка Махнево, на пожертвования местных жителей был установлен памятник-камень, с двумя надписями: «Ермаку Тимофеевичу» и «Здесь по реке Тагил в 1582 году Ермак со своей дружиной прошел в Сибирь». Поселок Махнево основан в 1624 году, как ямская слобода на старинной Государевой (Верхотурской дороге).
Мы, в 2020 году путешествуя по родному краю, остановились у памятника Ермака, наш взгляд устремился на реку Тагил, справа современный железнодорожный мост через водную преграду. Мощный поток реки Тагил приближается к реке Туре, где расположен город Туринск, место первого боевого крещения ермаковцев.
Памятник Ермаку Тимофеевичу в поселке Махнево
Кроме двух городов на побережьях реки Тагил находятся населенные пункты: Тепловая, Братчиково, Монзино, Песчаный, Балакино, Ясьва, Тагильский, Маскалка, Толстова, Толмачева, Шмакова, Махнева, Кокшарова и Болотовское.
Примечания
- ↑ 12 Первоуральский район. История и география — prvregion.narod.ru/data/hstpm/chusov_r.htm
- ↑ 12345678910Рудольф Кашин. Чусовая: исторический портрет — www.nashural.ru/UrBibl/Reki_ozera/chusovaya_istportret.htm // Билеты есть, № 6-7, 2006 г.
- ↑ 123 Описание Чусовой — www.sosulka.ru/tur/?id=23
- Процитировано по: Гл. ред.-сост. С.Барков. Туризм в Пермской области. — Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002. — С. 119. — ISBN 5-93785-012-2
- Чусовая — slovari.yandex.ru/dict/geography/article/geo/geo3/geo-5459.htm / Словарь современных географических названий, Издательство «У-Фактория», 2003. — ISBN 5-94799-148-9
- Е. Н. Полякова. Источники изучения пермской топонимии XVI—XVII вв. — proceedings.usu.ru/?base=mag/0020(01_04-2001)&xsln=showArticle.xslt&id=a12&doc=../content.jsp // Известия Уральского государственного университета, № 20 (2001 г.)
- Н. Архипова. Горная страна — от Новой Земли до южных степей — www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=186&n=14 // Родина, № 11, 2001 г.
- Развитие судоходства в России — www.riverfleet.ru/info/history/1.shtm // Речной флот. Ru
- Гл. ред.-сост. С.Барков. Туризм в Пермской области. — Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002. — С. 119. — ISBN 5-93785-012-2
- ↑ 123 http://www.chusovaya-demidov.ru/history/4.php — www.chusovaya-demidov.ru/history/4.php
- Д. Н. Мамин-Сибиряк. Бойцы. Очерк // Сборник «Уральские рассказы»
- Три вице-мэра Екатеринбурга посетили Нязепетровск — осмотреть каскад — www.apiural.ru/soc/?art=43559 // АПИ, 7 июня 2008
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ — www.consultant.ru/popular/waternew/78_5.html
- Материалы ежегодного сборника «О состоянии и охране окружающей среды Пермского края» за 2004 год — www.permecology.ru/report2004/r11.htm
- Материалы ежегодного сборника «О состоянии и охране окружающей среды Пермского края» за 2005 год — www.permecology.ru/report2005/Gl_12.html
- Когда сбываются мечты — www.seu.ru/members/bereginya/2004/07/5-1.htm
- ОГУ «Природный парк «Река Чусовая»| Нижний Тагил| Katalog-NT | — www.katalognt.ru/index.php?mdl=enterprises_list&id=10370
- Маршрут по Чусовой — www.teron.ru/index.php?showtopic=44378
- Указ губернатора Пермской области № 163 от 26.06.2001 г. «Об уточнении статуса, категории, границ и режима охраны особо охраняемых природных территорий» — www.permecology.ru/laws/permset-163.html
- Проект «Ч». Статья в газете «Звезда» от 18 июня 2005 года — hram-chus.narod.ru/p97aa1.html
- Музей «Пермь-36» — www.perm36.ru
- Алексей Иванов. Message: Чусовая. — Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-91181-280-5
- Афиша » Рецензии » Message: Чусовая — porti.ru/afisha/review/13
- Римгайла Салис. У истоков «Волги-Волги» — www.kinozapiski.ru/print/844/ // Киноведческие записки
Иллюстрации
Нижайше прошу участников Википедии залить фото объектов города Нижнего Тагила. Не хватает фотографий следующих объектов:
- Вид города, где памятник Черепановым на фоне Драмтеатра (один из самых распространённых видов Н. Тагила, и его нет на Викискладе);
- Главное здание музея Изобразительных Искусств (1-2 фотки, нужен вид главного фасада здания);
- Музей «Дом Черепановых» (на ВМЗ, ещё пара фото, лучше со стороны сада музея);
- Фото из музея «Дома Черепановых» (макеты, часы, фонографы и прочее);
- Фото в саду «Дома Черепановых» (памятник Черепанову и Первому паровозу);
- Тагильские подносы (желательно из музея подносов или/и Демидовской дачи);
- Церковь на Вагонке (кольцо Пихтовые Горы, желательно пару штук);
- Мечеть на Красном Камне (новая, с куполом, достаточно 1 фотки);
- ДК ГДМ (достаточно 1 фотки);
- ДК ГДТЮ (1-2 фото);
- ДК Юбилейный (достаточно 1 фотки);
- ДК на Смычке/Огнеупорном/Северном/Старателе/Руднике (достаточно каждого по 1 фото);
- Трамплины на Долгой горе (желательно несколько с разных ракурсов);
- Ледовый дворец спорта на Вагонке (достаточно 1 фотки);
- Центральный ЖД вокзал Нижний Тагил (нужно новое фото, лучше 2-3 штуки);
- Второй ЖД вокзал Смычка (лучше несколько штук с разных ракурсов);
- Автовокзал (1-2 фотки);
- Станция Старатель (достаточно 1 фотки);
- Городской автобус «Лиаз» (новые Лиазы и ПАЗики, лучше парочку по каждому);
- Трамваи на улицах города (нужны только новые фото (новых трамваев), несколько фотографий).
Шалфей-НТ 16:32, 30 марта 2020 (UTC)Шалфей-НТ
Вроде бы 1-2 фото у меня есть, посмотрю на досуге. Тара-Амингу 16:48, 30 марта 2020 (UTC) Ещё нужны фотки к другим статьям (Выставка «Оборона и защита» (логотип), Уралхимпласт (по нему вообще ничего нет) и прочее).Шалфей-НТ 00:24, 31 марта 2016 (UTC)Шалфей-НТ Логотип два раза удаляли: . —ssr 06:27, 31 марта 2016 (UTC) А почему так?! Ведь логотип выставки «Магистраль» не удаляли ни разу.Шалфей-НТ 18:18, 31 марта 2020 (UTC)Шалфей-НТ Ну что там с иллюстрациями??Шалфей-НТ 18:18, 31 марта 2016 (UTC)Шалфей-НТ Ну шо вы так торопитесь? Раз: . Два: Тара-Амингу 14:53, 1 апреля 2020 (UTC) Круто. Спасибо.Шалфей-НТ 21:06, 1 апреля 2016 (UTC)Шалфей-НТ
Касательно иллюстраций. В настоящее время они расположены в статье мягко говоря не оптимально. Нашёлся бы доброволец, чтобы их упорядочить, а? Тара-Амингу 15:35, 4 апреля 2020 (UTC)
Как неоптимально?!! Я как раз всё более чем оптимально разместил! Для каждого раздела свою галерею сделал + фото-иллюстрации, дополняющие текст статьи!! Что вам не нравится?! Или для вас лучше пустой сухой текст и куча картинок в галерее?!! Но ведь это некрасиво!Шалфей-НТ 20:02, 8 апреля 2020 (UTC)Шалфей-НТ Обыкновенно неоптимально!!! Фотки то справа, то в галерее, а то и справа и одновременно в галерее!!! Энциклопедия — это в первую очередь именно текст, а не сплошной фотоальбом!!! См. ВП:НЕГАЛЕРЕЯ. Будет время, наведу порядок!!! Тара-Амингу 20:19, 8 апреля 2020 (UTC) Да почему они все в один ряд должны быть?!! Это некрасиво! Это же иллюстрации в разделе, а не галерея. Так в книгах часто делают и в Википедии тоже по тому же примеру. Нельзя быть настолько ограниченным! Там есть сопровождающий текст, поэтому там порядок в статье. Не надо ничего исправлять!