Робинзон крузо маршрут путешествия

Пират и дебошир: кем был реальный прототип робинзона крузо

Краткое содержание романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Роман написан от первого лица, и читатель как будто бы узнает автобиографию Робинзона Крузо, который рассказывает о том, что происходило с ним в разные годы его жизни. 

Родился и вырос Крузо в английском городе Йорк и с самого детства мечтал о морских странствиях и путешествиях. В 1651 году, ослушавшись воли отца, Робинзон сбегает из дома и вместе с товарищем отправляется в свое первое морское плавание. В этом плавании Крузо терпит первое кораблекрушение, но это не останавливает его. Он совершает еще несколько морских поездок, теперь уже на борту торгового судна. В одном из этих путешествий мореплаватель оказывается в плену у берберских пиратов, но ему удается сбежать. Наконец, Робинзона подбирает португальское судно, которое направляется в Бразилию. Таким образом Крузо попадает в Южную Америку, где живет четыре года как бразильский плантатор. 

Н. С. Уайт, иллюстрации к «Робинзону Крузо»

В погоне за быстрой наживой в 1859 году Робинзон Крузо с попутным рейсом отправляется в Африку, откуда намеревается привести черных рабов, чтобы продать их за большие деньги (работорговля всегда была выгодным делом) и жить припеваючи. Однако их корабль садится на мель у неизвестного острова, и Крузо оказывается единственным, кто остается в живых из всей команды. Погоревав обо всех погибших и себе несчастном, Робинзон начинает изучать место, куда его занесла судьба.

Иллюстрации Д.Кардовского к «Робинзону Крузо»

Исследовав часть острова, мужчина убеждается, что он необитаемый, однако на нем водятся птицы, звери. Благодаря вещам, инструментам и продуктам, которые сохранились на корабле, Крузо начинает обживаться на острове. Он строит себе жилище, учится мастерить одежду, обжигать глиняную посуду, выращивает рис и ячмень, которые ему удалось найти в трюме корабля.

На острове Робинзон замечает диких коз, после долгих попыток ему удается приручить животных, таким образом он обеспечивает себя молоком, мясом и шкурами, из которых шьет одежду. Кроме того, моряк сушит виноград, делая запасы изюма на прохладное время года, готовит на костре, делает различные постройки и с самых первых дней ведет календарь, так как боится окончательно потерять счет времени. Также он много разговаривает вслух с самим собой и с козами, чтобы не слишком остро ощущать одиночества. 

Однажды, спустя уже много лет отшельнической жизни, Робинзон Крузо обнаруживает на противоположной части острова племена дикарей-каннибалов. Ему удается спасти пленного туземца, которого собирались съесть его же собратья. С тех пор Крузо и его спасенный живут вместе. Моряк учит дикаря английскому языку, дает ему имя Пятница (так как спас его от смерти именно в этот день недели) и выясняет, что тот родом с острова Тринидад. Затем они спасают еще двух туземцев, один из которых был испанцем, также потерпевшим когда-то кораблекрушение. С его помощью Крузо обнаруживает 16 испанцев и португальцев, которые долгое время находились в плену у дикарей. Вместе с этими ребятами Крузо решает построить корабль, чтобы покинуть остров. 

Иллюстрации Д.Кардовского к «Робинзону Крузо»

Но неожиданно, впервые за 28 лет, что Робинзон провел на острове, возле его берегов оказывается корабль. Команда судна затеяла мятеж, и мятежники вздумали высадить на острове капитана и преданных ему людей. Но Робинзон Крузо помогает капитану вернуть власть на корабле, а на острове оставляют самых строптивых и ненадежных мятежников. На перевоспитание. 

10

Землетрясение открывает Робинзону доступ к корабельному трюму. В промежутках между разбором корабля на части герой удит рыбу и печёт на углях черепаху. В конце июня он болеет; лихорадку лечит табачной настойкой и ромом. С середины июля Робинзон начинает изучать остров. Он находит дыни, виноград и дикие лимоны. В глубине острова герой натыкается на прекрасную долину с родниковой водой и устраивает в ней дачу. Первую половину августа Робинзон сушит виноград. Со второй половины месяца до середины октября идут проливные дожди. Одна из кошек приносит трёх котят. В ноябре герой обнаруживает, что построенная из молодых деревьев ограда дачи стала зелёной. Робинзон начинает разбираться в климате острова, где дожди идут с половины февраля до половины апреля и половины августа до половины октября. Всё это время он старается сидеть дома, чтобы не заболеть.

Что нужно знать при посещении пещеры

Планировать путешествие к Каповой пещере нужно с выбора оптимального времени посещения. Не лучшим моментом для экскурсии будет период с апреля по май. В это время в регионе наблюдается половодье и привходовая часть подземного лабиринта может быть затоплена. Оптимальным временем для посещения является лето. В летний сезон территория заповедника «Шульган-Таш» и пещера наиболее подготовлены к приему туристов.

Оптимальным временем для посещения пещеры и ее окрестностей также считается зима. Зимние пейзажи заповедника особенно привлекательны. В самой пещере летом и даже весной довольно сыро, а зимой климат внутри вполне комфортен для человека. Однако в зимний период прогуляться снаружи будет негде. Также будет недоступна вся инфраструктура — все магазины, кафе и другие заведения для туристов закрыты в это время года.

Касса заповедника работает без выходных, независимо от сезона. Круглый год работают и туристические комплексы для проживания. Капова пещера — не единственное красивое место в заповеднике, поэтому по возможности лучше приезжать сюда на несколько дней. С поиском места, где можно будет переночевать, у гостей региона не возникнет проблем. На территории есть комфортабельные гостевые домики, палаточная зона и целые комплексы для туристов.

Однако важно понимать, что бронировать гостевые домики нужно заблаговременно, особенно в летний и зимний периоды. На территории комплексов для туристов есть настоящая русская баня. Ее посещение благоприятно скажется на здоровье и настроении посетителей, оставит незабываемые впечатления

На территории гостевых домов есть Wi-Fi, стоянка, детские площадки, кафе и кухня, где можно готовить еду самостоятельно

Ее посещение благоприятно скажется на здоровье и настроении посетителей, оставит незабываемые впечатления. На территории гостевых домов есть Wi-Fi, стоянка, детские площадки, кафе и кухня, где можно готовить еду самостоятельно.

На отдых к Каповой пещере многие туристы предпочитают приезжать надолго вместе с палатками. Недалеко от природной достопримечательности есть специальная палаточная зона, где можно будет разместиться с комфортом. Стоимость одного палаточного места нужно уточнять. Некоторые путешественники живут в палатках несколько недель и дольше, ведь в окрестностях пещеры и заповедника есть много потрясающих мест, где стоит обязательно побывать.

Для большинства туристов доступны лишь несколько залов Шульган-Таша. В них находятся древние петроглифы — изображения различных животных: лошадей, мамонтов и др. Другие залы пещеры тоже можно посетить, но за дополнительную плату. Стоимость билета нужно будет уточнить у сотрудников заповедника. Однако такая экскурсия подойдет только хорошо подготовленным путешественникам, детей брать нельзя.

Робинзон Крузо и другие

Ещё при жизни Селькирка Даниэль Дефо опубликовал свой роман о Робинзоне Крузо, на написание которого писателя, по мнению критиков, вдохновили приключения шотландского моряка. Дефо даже нарядил Робинзона в козьи шкуры, которые были уместны на островке у берегов Чили, но вряд ли позволили бы чувствовать себя комфортно в Карибском море, где, по замыслу писателя, оказался Крузо. Однако личности литературного персонажа и его прототипа отличались кардинально. Робинзона вынужденное одиночество преобразило, а Александр после возвращения в цивилизованный мир вёл разгульный образ жизни. С точки зрения некоторых критиков, Дефо, взяв за основу историю Селькирка, характер героя писал с себя.

Роман о Робинзоне Крузо быстро обрёл популярность. Эта книга положила начало целому поджанру приключенческой литературы и кинематографа.

  • Остров Робинзона Крузо
  • AFP

«В истории высадки человека или маленькой группы людей на необитаемое побережье нет ничего необычного. Она так же стара, как парусный флот. Это случалось и в результате кораблекрушений, и как весьма распространённое наказание. Плавания парусных кораблей были долгими, а психологическую совместимость экипажа перед ними никто не проверял. При этом когда судно проводит многие месяцы посреди океана, отсутствие психологической совместимости может привести к катастрофе. Поэтому капитаны, которые, как тогда говорилось, были на корабле «вторыми после Бога», принимали порой жёсткие решения», — рассказал в интервью RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам эксперта, хотя всемирную известность обрели всего несколько реальных робинзонад — например, Селькирка и части экипажа корабля Bounty, на самом деле подобных случаев было гораздо больше.

С точки зрения собеседника RT, исход подобных историй часто зависел от личностных качеств конкретного человека.

«Селькирк, несмотря на все свои особенности, был сильным человеком. Он выжил, добился определённого успеха и поведал о своих приключениях миру», — заметил Стрельбицкий.

По мнению литературоведа, члена правления Союза писателей России, доктора филологических наук Бориса Тарасова, робинзонады заняли важное место в истории мирового искусства. «Выход в свет «Робинзона Крузо» совпал по времени с изменением общественного сознания, актуализацией прагматизма, индивидуализма, проблем развития человека

Подобные произведения помогали сконцентрироваться на наблюдении за конкретной личностью, её ростом и переживаниями. Приход новых ценностей и обусловил популярность робинзонады, сохранившуюся до наших дней», — подытожил Тарасов

«Выход в свет «Робинзона Крузо» совпал по времени с изменением общественного сознания, актуализацией прагматизма, индивидуализма, проблем развития человека. Подобные произведения помогали сконцентрироваться на наблюдении за конкретной личностью, её ростом и переживаниями. Приход новых ценностей и обусловил популярность робинзонады, сохранившуюся до наших дней», — подытожил Тарасов.

Древняя пещера Алтайского края

Денисова пещера на Алтае представляет собой прежде всего природный памятник. По сравнению с некоторыми другими пещерами этой области она не очень большая: ее общая площадь составляет 270 квадратных метров, а в длину она вытянулась на 110 метров. В ней расположены несколько галерей, зал в центре, а около входа имеется довольно интересный грот, ширина которого составляет примерно 11 метров.

Появилось это место благодаря тому, что находящаяся неподалеку вода вымывала горную породу. За счет этого и образовалась такая интересная полость с галереями, которая сегодня носит название Денисова пещера. Возраст ее — в пределах 133-282 тыс. лет, что соответствует второй половине среднего плейстоцена.

Пещера имеет широкий вход, располагается горизонтально, совсем рядом с ней есть вода – все эти факторы превратили ее в достаточно надежное укрытие для многих живых организмов. Использовалась она, несомненно, и первобытными людьми как древняя стоянка.

Денисова пещера сегодня является важным объектом из списка «Всемирного наследия» ЮНЕСКО. Сюда любят приходить туристы, и делают они это довольно часто. Ведь это место доступно любому без всевозможных специальных приспособлений, которыми пользуются альпинисты.

Но больше всего пещерой интересуются археологи, которые на протяжении долгих лет тщательно ее исследуют и раскрывают ее многочисленные тайны.

Стефан Пермский побывал в «аду», и это место с тех пор называют Оквадом

Май 17, 2018

Актуально

Село Усть-Вымь благодаря расположенным здесь старинным православным храмам и монастырю по праву считается одним из важных туристических центров Северо-Западного региона России.
Если заглянуть в справочную литературу, то всего в каких-то девяти километрах от него находится другое историческое место — деревня Оквад, где первый православный храм был основан еще в ХV веке. Но туда туристов не возят, чтобы не портить общее впечатление от посещения здешних мест.
Когда-то Оквад действительно был селом. По одному из преданий, название ему дал сам святитель Стефан Пермский, который останавливался здесь на отдых. Вышел он на берег, а там кругом озера, протоки, огромное болото. Земля черная-черная, а лес непроходимый. Воскликнул Стефан: «Ох, в Ад я попал!» Вот отсюда и пошло название Оквад.
Даже не верится, что в тамошних местах еще два века назад постоянно проживало более тысячи человек! Люди здесь селились, потому что знали — полноводная Вычегда и лесные угодья всегда прокормят. Пойменные луга позволяли развивать землепашество, держать скотину, заниматься кожевенным промыслом.

Печальная участь

Люди жили, богатели и строили храмы. До наших времен сохранилась лишь церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. По данным историков, основали ее не позже конца ХV века. Дата последней постройки относится к 1841 году. Церковь была действующей до середины 30-х годов прошлого столетия. Потом в рамках борьбы с «поповщиной» ее закрыли.
В отличие от другой здешней церкви – Ильи Пророка, разрушенной до основания при советской власти, церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы ждала другая, более печальная участь. При советской власти ее законсервировали, а в 1969 году постановлением Совета Министров Коми АССР закрепили за ней статус регионального памятника культуры.
Если сравнить фотографию оквадской церкви начала века и фото конца 80-х годов, то они будут не сильно разниться. Случилось непоправимое уже в постперестроечные годы. Хотя церковь формально считалась, да и по сегодняшний день считается памятником культуры, фактически она стала бесхозной.

Зачем позориться?

Сегодня в полуразрушенной деревне Оквад постоянно проживает всего два десятка человек. Есть небольшая ферма, на которой разводят скот южане. А местные не хотят или просто не могут заниматься предпринимательством. И как знак упадка и разорения здешних мест возвышается порушенная и загаженная церковь.
У церкви развалился купол, все помещение завалено каким-то мусором, кругом фекалии животных. Первая мысль: а кому все это надо? Может, правильнее сровнять с землей бесхозное «культурное наследие», чем так позориться. Ведь всем ясно, что денег для восстановления храма нет и никогда не появится.

Нужна ревизия

Начальник регионального Управления по охране объектов культурного наследия Марина Андреева сообщила «Трибуне», что это государственное ведомство занимается лишь контрольно-надзорными функциями. Деньгами не распоряжается, влиять на местные органы власти не имеет возможности.
Правда, Марина Леонидовна добавила, что уже как два года ждет финансирования специальная подпрограмма по сохранению культурного наследия. Однако под всю подпрограмму закладываются смехотворные три миллиона рублей. То есть речь идет о сумме, сопоставимой с годовым доходом одного республиканского чиновника средней руки. И еще не факт, что ее выделят из регионального бюджета.
Конечно, есть еще Сыктывкарская епархия. Но и она не настолько богата, как может некоторым показаться. Главная ее задача — сохранить бы в надлежащем порядке ныне действующие храмы.
В списке памятников культурного наследия регионального значения числится 167 объектов. Может, храм в Окваде лишь исключение? Увы. Смотрю на последнюю запись в списке «наследия», она относится к памятнику Владимиру Ленину в селе Выльгорт Сыктывдинского района. По документам памятник находится «в 8 метрах к юго-западу от здания, расположенного по адресу:
ул. СПТУ-2, д. 2». Все выглядит правдоподобно, хотя на самом деле Ильич уже лет десять как безнадежно развалился. Но по бумагам он все равно проходит как «объект культурного наследия». И сколько таких «как бы памятников» разбросано по республике? Не пора ли провести их ревизию?

Сергей МОРОХИН.

Мне нравится
Твитнуть
Поделиться
В Телеграмм
В Одноклассники

Александр Селкирк обретает спасение, а Даниель Дефо — лучший сюжет своей жизни

Дважды мимо острова проплывали корабли и дважды это были треклятые испанцы. Даже в такой ситуации Робинзон предпочитал не связываться с ними и прятался от возможных взоров моряков. Учитывая, скольких из них он отправил на корм морским тварям, ждать чего-то кроме казни не стоило. Наконец, в 1709 году, спустя четыре с половиной года мытарств и тягот, он увидел британский флаг и услышал знакомую речь. Пожалуй, ни один шотландец в истории не радовался прибытию англичан так сильно.

Оказалось, что это не просто очередные моряки, а команда того самого авантюриста Уильяма Дампера, в которую когда-то входил сам Селкирк. Некоторые из пиратов даже могли узнать в этом человеке, покрытом грязью и козьими шкурами, своего старого товарища, которого помнили по буйному характеру и горскому акценту. За годы одиночества Робинзон едва не утратил навыки речи. Говорить он мог с трудом, но его брань и моряцкий говор лишний раз убеждали спасителей в том, что перед ними бывалый британский капер, а не какой-нибудь абориген.

«Дикаря» помыли, побрили, сделали своим героем, а капитан Вудс Роджерс, отвечавший за экспедицию, тут же на радостях объявил Селкирка губернатором «колонизированного» им за четыре года острова. Дальнейшая его жизнь была полна любопытных событий, но они и близко не стояли по яркости впечатлений с этим унылым адом, в котором он едва не утратил рассудок от скуки, блеяния коз и однообразия.

Спасение рядового Селкирка

Александр Селкирк прибыл в Британию и на какое-то время стал звездой едва ли не национального масштаба: о нем писали газеты, им интересовалась праздная публика и даже высший свет. Он получил немалые по тем временам деньги — 800 фунтов стерлингов — и мог позволить себе жить безбедно. Тот самый капитан Вудс Роджерс, спасший Селкирка, уделил ему немалое место в своем бестселлере тех времен «Кругосветное путешествие: приключения английского корсара».

Александр часто рассказывал свою историю в пабах, но верили ему, естественно, не все, так что вспыльчивому Робинзону приходилось пускать в ход кулаки, чтобы доказать правдивость своих слов. Какое-то время он сожительствовал с некой дамой сомнительных моральных качеств, а позже женился, но уже на другой — веселой овдовевшей трактирщице по имени Франсис Кэндис.

Можно сказать, что горький опыт его ничему не научил, и однажды он снова стал моряком. Бывший пират примкнул к охотникам на корсаров, хотя в профессиональном смысле разницы было мало — плавай под парусом и бери на абордаж испанцев и французов. Но можно сказать и иначе: ему противела суша, а собутыльники в пабах казались не намного интереснее коз, которым он читал псалмы на острове Мас-а-Тьерра. В одном из таких походов вдоль западной Африки Александр Селкирк и погиб от желтой лихорадки, а его тело было захоронено в водах близ Гвинеи. Неспокойный и мятежный, он не хотел оставаться на слишком стабильной и скучной суше, и море забрало его навсегда.

Бизнес по охоте на пиратов мало чем отличается от самого пиратства.

Скорее всего, перед тем, как в 1719 году написать своего «Робинзона Крузо», Даниель Дефо виделся с Александром Селкирком и выслушал его историю. В конце концов, в романе было слишком много деталей, которые соответствовали жизни на острове. Чтобы избежать обвинений в плагиате, Дефо отправил своего героя на Карибы и поменял ему имя. К тому же, он объединил две истории о затерянных на острове Мас-а-Тьерра: историю Селкирка и того самого индейца, который жил там задолго до него. В «Робинзоне Крузо» индеец-слуга, забытый испанцами, превратился в Пятницу, так что с натяжкой можно сказать, что и у него был свой реальный прототип.

Кстати, в продолжении приключений Робинзона Крузо Дефо описал его скитания по Сибири, Китаю и Юго-Восточной Азии. Так, например, в книге герой проводит восемь месяцев в Тобольске, попутно изучая нравы и быт татар и казаков, которые британцу кажутся не менее экзотичными, чем племена каннибалов. Нетрудно догадаться, что эти истории не имеют ни малейшего отношения к Александру Селкирку и Даниеля Дефо, однажды вдохновленного историей шотландского моряка, просто понесло.

Новые публикации

Экспорт образования. Что даст российским университетам сотрудничество с африканскими? 26.07.2023

Российские вузы открывают филиалы в странах Африки. На втором саммите Россия — Африка (он откроется в Петербурге в ближайший четверг) в числе многих других соглашений будут заключены и договоры в сфере образования и науки.

«Женское лицо Русского мира». Программа «Женщина-лидер» создаёт сообщество успешных женщин России и зарубежья 25.07.2023

Пол профессионала своего дела давно перестал быть основополагающим при выборе кандидата. Женщины всё чаще задумываются о построении карьеры, личностном развитии, стремятся быть успешными и конкурентными. Образовательная программа «Женщина-лидер» ориентирована не только на активных россиянок, но и на соотечественниц из зарубежья.

«Две недели, как целый год». В Твери провели летнюю школу для студентов из Горловки 25.07.2023

С 11 по 23 июля в Твери проходила летняя школа для будущих учителей русского языка и литературы из Донецкой народной республики. Организовал обучение Тверской госуниверситет по инициативе и при поддержке фонда «Русский мир».

Русский балет покоряет Марокко 25.07.2023

Неделю назад на главном телеканале Марокко вышел сюжет о премьере балета «Щелкунчик» на главной театральной сцене в столице Рабате. Постановка, подготовленная русской школой искусств «Классика», стала культурным событием в  жизни Марокко.

Знай русский! Знак пресекательный. Функции многоточия в предложении 25.07.2023

Пунктуационный знак в виде трёх точек, идущих подряд друг за другом, именуется в русском языке многоточием. Первое упоминание о нём встречается в 1831 году в «Русской грамматике» Александра Востокова.

Закон о государственном языке в Киргизии: новые трудности для русскоязычных 24.07.2023

17 июля президент Киргизии подписал новый закон «О государственном языке». Он опубликован и вступил в силу 18 июля 2023 г. Чем грозит его применение без адаптации к реально существующим условиям, мы спросили у русскоязычных соотечественников.

«Нет времени прекраснее, чем студенческая пора». В Сочи провели летнюю школу для студентов из Луганска 24.07.2023

В Сочинском институте РУДН завершилась работа летней школы «Живое слово: традиции и современность русской речевой национальной культуры», реализуемой в рамках сотрудничества Института с фондом «Русский мир» для студентов Луганского государственного педагогического университета.

Русские городки: от народной забавы к массовому спорту 21.07.2023

Городки — одна из настоящих, исконных народных русских игр, поднявшаяся от «низов» до уровня всероссийских (всесоюзных) соревнований. На пике популярности в 50 – 70-е годы XX в. в неё играли сотни тысяч людей, городки были третьим по популярности спортом в СССР после футбола и хоккея. Затем был спад в 80 – 90-е годы, но в наши дни интерес к игре вновь растёт.

Урочище Медвежья Пещера

Медвежья пещера — археологический памятник территориально расположенный в Троицко-Печорском районе Республики Коми. Это не просто красивая пещера с богатым внутренним убранством, но и бывшее святилище древних людей. Находится оно всего лишь в 100 метрах от уникального водопада Атыш.

В пещере обнаружены многочисленные кости ископаемых плейстоценовых животных: бурого медведя, северного оленя, мамонта, шерстистого носорога, тигрольва, овцебыка, зубра, лося, лошади, песца, волка, зайца, копытного лемминга, найдено большое количество сброшенных рогов северного оленя.

Открытие пещеры произошло в 1969 году В. А. Марушин. Удивительно, но до этого о ней не знали даже местные жители. Попав внутрь, он обнаружил красивые натёки и огромное количество костей пещерного медведя. Пещера представляла собой полость, почти полностью закрытую многочисленными белоснежными сталактитами и сталагмитами. И чтобы обезопасить это уникальное место и сохранить внутреннее убранство Марушин вместе с коллегами решили не рассказывать о своем открытии. Увы, это было большой ошибкой.

В 60-х годах водопад Атыш начал привлекать как туристов, так и ученых. В конце 1970-х спелеологи из Уфы совершили второе открытие пещеры, о существовании которой узнали и туристы. Любопытствующие сюда устремились молниеносно. В результате чего уникальные натечные формы пещеры были разрушены, а черепа древнейших медведей были растасканы или уничтожены

В прошлом убранство пещеры было богаче: здесь были сталактиты различных видов и форм, сталагмиты, сталагнаты, гуры – кальцитовые ванночки с кристально чистой водой. Но даже после варварского разрушения натёчные образования все равно впечатляют.

Адрес: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пос. Якша.

На месте прокудливой березы

Усть-Вымь – одно из старейших поселений в Коми. Еще в давние времена здесь было поселение Перми Вычегодской. Местный народ поклонялся своим богам, и здесь находилось крупное языческое святилище. Была в пантеоне и так называемая прокудливая береза (прокудливый означает проказливый, шаловливый или пакостливый).

В 1380 году на вымскую землю из ростовского монастыря пришел Стефан Пермский. Миссионер срубил древнюю березу, вырубил лес на холме и поставил «келию и дом молитвенный». С этого времени началась официальная история села. В 1384 году рукоположенный в епископы святитель Стефан приступает к храмовому обустройству Пермской епархии. Своей резиденцией он выбрал Усть-Вымь. Первый зырянский монастырь возвели на месте прокудливой березы. При монастыре была открыта первая в Коми крае школа, в которой готовили священнические кадры.

Преемники Стефана превратили Усть-Вымь в укрепленный городок, за валом и деревянными стенами которого находились церкви, монастырь и «двор владычен большой». В первой половине пятнадцатого века Усть-Вымь стала военно-административным и епархиальным центром края. Село находилось на перекрестке путей, ведущих за Урал через реки Вымь и Верхняя Вычегда. По мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно теряет свое значение. Но она оставалась центром епископских владений на зырянской территории, а также местом паломничества к чудотворным мощам епископов Пермских – Герасима, Питирима и Ионы.

В начале восемнадцатого века в Усть-Выми, первом из селений Коми края, начинается каменное строительство. Путешественник академик Иван Лепехин, знакомясь в 1771 году с зырянским краем, поражался красоте и убранству усть-вымских храмов. В 1990 году село Усть-Вымь включено в список исторических населенных мест России. В 1996 году был возрожден Михайло-Архангельский монастырь, под обустройство обители выделена территория на ее историческом месте.

В честь 625-летия прихода в Усть-Вымь Стефана Пермского в центре села установили памятник – птицу счастья – работу скульптора Владимира Рохина. Это двенадцатиметровый металлический столб, увенчанный флюгером в виде железной птицы.

Большинство туристов приезжают в Усть-Вымь именно для того, чтобы побывать в старинных храмах, набрать в источнике святой воды, увидеть монастырь. В местной церкви для нас провели небольшую экскурсию, рассказали о святынях. В храме поразили макет трехмачтового парусника и множество тяжелых камней, привезенных священником из паломничества по святым местам.

Рядом с храмовым комплексом и по сей день растет несколько берез – вполне прокудливого вида.

Робинзон Крузо – первый турист

Первым интуристом в Усть-Выми можно смело назвать Робинзона Крузо. Удивительно, как моряк из Йорка, который двадцать восемь лет прожил на необитаемом острове, мог оказаться в этих краях. Робинзон – это все-таки литературный персонаж. Но волей придумавшего его Даниеля Дефо после возвращения в Англию Робинзон путешествовал по России и во время этой поездки побывал в Коми крае. В частности, Даниель Дефо упомянул про село Усть-Вымь.

После выхода первого «островного» тома, писатель, вдохновленный успехом, продолжил робинзонаду, и Крузо стал героем не одного романа, а литературной трилогии. В оригинале второй том называется «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение его путешествий по трем частям света, написанные им самим». В СССР название сократили до первых четырех слов. Первый полный перевод двух частей «Робинзона» на русский язык появился в 1843 году. В СССР было академическое издание 1935 года, а следующее вышло только в 1996 году. В последние годы второй том робинзонады стали переиздавать чаще. В этой книге герой снова отправляется в скитания: посещает свой остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой России. В завершение странствий, которые длились десять лет и девять месяцев, он и побывал в Коми крае.

В подлинность всех совершенных Робинзоном путешествий читатели той эпохи верили совершенно так же, как и в реальность его существования. Робинзон колесит по Южной Америке, затем отправляется на свой остров, находит там достаточно многочисленную колонию поселенцев, состоящую из испанцев и англичан. Крузо проводит на острове реформы, разруливает конфликты, передает поселенцам инструменты и технологии и отбывает дальше в восточные моря. Робинзон огибает Африку у мыса Доброй Надежды, затем посещает Мадагаскар и Индию. На море в схватке с дикарями гибнет Пятница. Оставшийся без спутника путешественник оказывается с грузом опиума в Китае, где лишается корабля. Он узнает, что в Пекин прибыл караван московских купцов, и решает вернуться с ними на родину по суше. Его путь пройдет через всю Азию, Сибирь и европейский север России.

«Через пять дней мы прибыли в Вестиму (Усть-Вымь) на реке Вычегде, впадающей в Двину, и таким образом счастливо приблизились к концу нашего сухопутного путешествия, ибо река Вычегда судоходна, и нас отделяло только семь дней пути от Архангельска, – пишет автор Робинзона о Коми крае. – Из Вестимы мы прибыли третьего июля к Яренску».

Наверное, для развития местного туризма в усть-вымском музее можно было бы оформить хотя бы небольшой стенд, посвященный визиту Робинзона в село: карту его маршрута, шапку из козьего меха, подзорную трубу, разные издания книги. Это бы не только заинтересовало местных школьников, но и могло бы привлечь туристов. А если наладить еще производство сувениров «робинзоновской» тематики, то они бы не залеживались на прилавке.

9

Робинзон Крузо начинает вести дневник, из которого читатель узнаёт, что ему всё-таки удалось смастерить из «железного дерева» лопату. С помощью последней и самодельного корыта герой и выкопал свой погреб. Как-то раз пещера обвалилась. После этого Робинзон Крузо стал укреплять сваями свою кухню-столовую. Время от времени герой охотится на коз и приручает раненого в ногу козлёнка. С птенцами диких голубей такой номер не проходит – они улетают сразу же, как только становятся взрослыми, поэтому в дальнейшем герой берёт их из гнёзд для еды.

Робинзон Крузо жалеет о том, что ему не удаётся сделать бочонки, а вместо восковых свечей приходится использовать козий жир. Однажды он натыкается на колосья ячменя и риса, которые проросли из вытряхнутого на землю птичьего корма. Первый урожай герой оставляет на посев. Небольшую часть зёрен он начинает использовать для еды только на четвёртый год жизни на острове.

Робинзон попадает на остров 30 сентября 1659 года. 17 апреля 1660 года происходит землетрясение. Герой понимает, что больше не может жить вблизи утёса. Он мастерит точильный камень и приводит в порядок топоры.

17

Как-то раз Робинзон находит на берегу отпечаток человеческой ступни. Найденный след пугает героя. Всю ночь он ворочается с боку на бок, думая о прибывших на остров дикарях. Трое суток герой не выходит из дома, боясь, что его убьют. На четвёртые он отправляется доить коз и начинает убеждать себя в том, что виденный след принадлежит ему самому. Чтобы удостовериться в этом, герой возвращается на берег, сличает следы и понимает, что размер его ноги меньше размера оставленного отпечатка. В порыве страха Робинзон решает сломать загон и распустить коз, а также уничтожить поля с ячменём и рисом, но потом берёт себя в руки и понимает, что если за пятнадцать лет он не встретился ни с одним дикарём, то, скорее всего, этого не произойдёт и впредь. Следующие два года герой занимается укреплением своего жилища: он сажает вокруг дома двадцать тысяч ив, которые через пять-шесть лет превращаются в дремучий лес.

О чем рассказали сенсационные находки

Детальные анализы ДНК и зуба, и пальца привели ученых к очень смелым выводам. Юноша и девочка жили в разные эпохи: их возрасты различаются на диапазон примерно от 7500 до 16 тысяч лет. При этом оба они отличаются и от современных людей, чьими предками были хомо сапиенсы, и от неандертальцев. Из этого было выведено заключение, что останки этих существ относятся к новому, третьему виду древних людей.

Их смело нарекли Homo altaiensis – «человек алтайский», а также стали называть «денисовцами». С помощью многочисленных исследований и сравнений ДНК из пальца и зуба с геномами древнего хомо сапиенса и современных людей было выяснено следующее. От основного развития человека «денисовцы» отошли около миллиона лет назад и стали развиваться по своему особому пути. Однако этот вид, наряду с неандертальцами, был тупиковой ветвью развития, поэтому его представители окончательно вымерли.

Таким образом, на сегодняшний день установлено, что на территории Евразии примерно 50 тысяч лет назад обитали не только хомо сапиенсы и неандертальцы, но и обнаруженные недавно «денисовцы». При этом найденные украшения, в том числе уникальный браслет с отверстием, позволяют утверждать, что новый вид древнего человека был технологически очень развит, в отличие от неандертальцев и даже от ранних хомо сапиенсов.

Самые же смелые утверждения ученых и исследователей в связи с открытием «денисовцев» говорят о том, что не только Африка могла быть в свое время тем центром, откуда хомо сапиенсы разошлись по миру и населили его. Наряду с ней таким место запросто может оказаться и Алтай.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: