История
Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять Иван Семенович Мясников, разведав богатое Бакальское месторождение железных руд, основали в 1755 году на берегу реки Катав в Уфимском уезде Оренбургской губернии железоделательный завод, в 1757 году на берегу реки Юрюзани (на башкирском языке «юр» — быстрый, «узен» — долина) заложили Юрюзань-Ивановский молотовый и доменный завод, а в 1758 году при впадении реки Катав в реку Юрюзань начали возводить Усть-Катавский молотовый завод. В первые десятилетия своего существования Катав-Ивановский завод по производительности и качеству чугуна был первым на Урале и ведущим в России, превосходя шведское и английское доменные производства. В течение 150 лет завод находился в ведении горнозаводчиков князей Белосельских-Белозерских, наследников И. С. Мясникова.
В 1922 году при упразднении Уфимской губернии Катав-Ивановская и Усть-Катавская волости Уфимского уезда были присоединены к Златоустовскому уезду Башкирской АССР, а спустя три месяца переданы Челябинской губернии.После создания в 1923 году Уральской области уезд был преобразован в Златоустовский округ. После раздела Уральской области на Свердловскую и Челябинскую области, в 1935 году в составе Челябинской области был создан Катавский район с центром в Катав-Ивановске, получившем 27 августа 1933 году статус посёлка городского типа. 27 августа 1939 года стал городом областного подчинения.
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид на Катав-Ивановский завод, 1910 г.
В годы Великой Отечественной войны в г. Катав-Ивановск был эвакуирован Ленинградский завод штурманских приборов и Кировский оборонный завод из Смоленской области.
12 января 1965 года в границах бывшего Катавского района был образован Катав-Ивановский район.
В 1997 году было создано муниципальное образование город Катав-Ивановск и Катав-Ивановский район, позднее преобразованное в Катав-Ивановский муниципальный район, в составе которое в 2004 году было образовано Катав-Ивановское городское поселение.
Прогулки по городу
После музея мы любовались панорамой города с небольших гор.
Горы эти образованы слоистыми, розовыми известняками и диабазами.
«Розовые скалы»
Розовые известняки образуют также красивые скалы, вдоль которых проходит по городу железнодорожная ветка, идущая от железнодорожного вокзала Вязовая до здания железнодорожного вокзала Катав-Ивановска. Протяженность этой железнодорожной ветки — 32 км.
В центре города — пруд. Катавский пруд безусловно украшает город, как и река Катав.
Катав-Ивановский пруд
Большое впечатление произвел на меня ООО «Катавский механический завод». Здесь я впервые увидела своими глазами как выглядит сверху вся территория большого завода. Завод как город в городе. Почти как в фильме «Весна на Заречной улице».
Вид с гор на ООО «Катавский механический завод»
Близко подошла к старому, дореволюционному зданию его Управления.
Среди памятников архитектуры представляет интерес Казанско-Предтеченский храм. Основатели Катав-Ивановска поставили в поселке первую деревянную церковь. Она была освящена в честь Ионна Предтечи — небесного покровителя двух Иванов. В 1824 году на месте деревянной церкви был построен двухэтажный храм необычный для православных храмов архитектуры.
Общий вид Катавско-Ивановского завода. Снимок Прокудина-Горского 1910 год. На снимке Казанско-Предтеченский собор до революции
Средства на постройку церкви выделила княгиня Анна Белосельская-Белозерская, ставшая владелицей Катав-Ивановского завода. Верхний (летний) храм освящен в честь Казанской иконы Божей Матери, нижний — в честь Ионна Предтечи. Поэтому храм стали называть Казанско-Предтеченским.
Казанско-Предтеченский собор. То, что осталось после революции и гражданской войны
Храму также принадлежали часовня на родниках и молитвенные дома в деревнях Анновка, Бедярыш, Верх-Катаевка, Карауловка и Лемеза.
Дорога в Катав-Ивановск
Путешествие в Катав-Ивановск началось для меня в аэропорту Внуково.
аэропорт Внуково
За два часа я долетела от Москвы до Челябинска на самолете.
аэропорт Челябинска им. И. Курчатова
На автобусе от аэропорта добралась до квартиры своих родственников. После утреннего чая и легкого перекуса мы на автомобиле выехали из Челябинска. Еще через четыре часа приехали в город Катав-Ивановск.
Если бы я не воспользовалась помощью родственников, я бы доехала до Катав-Ивановска на автобусе.
Скорые поезда до Катав-Ивановска от Москвы не ходят. До Челябинской области поезда идут из Москвы с Казанского вокзала.
Казанский вокзал Москвы
Они проходят через города Вязовая,
станция Вязовая
Усть-Катав,
станция Усть-Катав
Златоуст, Миасс Челябинской области и Челябинск.
железнодорожный вокзал города Челябинск
Когда-то для пассажирских перевозок использовалась железнодорожная ветка от Вязовой до Катав-Ивановска.
Железнодорожная ветка от станции Вязовая до станции Катав-Ивановск
В первое свое путешествие в Катав-Ивановск в 1983 году я уезжала из Катав-Ивановска на местном поезде.
станция Катав-Ивановск
Но сейчас по этой железнодорожной ветке осуществляются только грузовые перевозки.
Автобусное сообщение связывает Катав-Ивановск практически со всеми крупными городами Челябинской области, кроме железнодорожной станции Вязовая, от которой удобней всего добраться на такси. Город Усть-Катав также находится близко от Катав-Ивановска. Доехав до него на поезде, можно затем на автобусе добраться до Катав-Ивановска.
перегон между станцией Вязовая и станцией Усть-Катав
Поэтому, с точки зрения потраченного на дорогу времени, удобней всего прилететь в Челябинск на самолете, а потом от автовокзала «Южные ворота» добраться на автобусе до Катав-Ивановска.
автовокзал Челябинска «Южные ворота»
Катав-Ивановский район
Катав-Ивановский район граничит с другим субъектом Российской Федерации — Башкортостаном.
По состоянию на 2020 год в районе проживало 28 815 человек.
В городе Катав-Ивановском районе можно снять жилье. Имеются гостиницы и туристические базы, дома отдыха.
Расположен район в предгорьях самых высоких вершин Южного Урала. Среди них самая высокая вершина Южного Урала Ямантау — 1640 метров над уровнем моря.
гора Ямантау
Другие вершины выше 1000 метров над уровнем моря.
В 100 километрах от центра города Катав-Ивановск находится гора Иремель. Вторая по высоте — 1576 метров над уровнем моря. Является объектом для активного туризма.
гора Иремель
Третья вершина Южного Урала — Большой Шолом (1489 метров над уровнем моря) доступна для восхождения со стороны Катав-Ивановского района. Она является вершиной хребта Зигальга. Большой Шалом одна из самых красивых и труднодоступных гор Южного Урала.
Большой Шолом
В Катав-Ивановском районе находится уникальный природный объект — Игнатьевская пещера
с наскальными рисунками времен палеолита.
Фактически это каскад карстовых пещер. Их около ста.
12 рек протекает по территории Катав-Ивановского района. В том числе река Юрюзань.
река Юрюзань
Растительный мир характеризуется сочетанием хвойных и широколистных лесов.
Воды горных речек и ручьев позволяют водится многим породам рыб. В том числе двум видам форелей — хариусу
и тайменю.
Из животного мира представляют интерес водные животные: выдра, ондатра, норка европейская и бобры. В лесах можно встретить лису, лося, зайца, енотовидную собаку, рысь, волка и даже медведя.
Из редких птиц встречается лебедь. Не редкостью являются вальдшнепы, глухари и рябчики.
Лебеди на Катав-Ивановском пруду