Фирменные словечки: говорим по-уральски

ЛЕТЯТ УТКИ

«Утка» об острожке на речке Каменке разлетелась по справочникам и путеводителям, сохраняя дату основания Утки-городка – 1574 год. Моей первой туристской книжкой был путеводитель «Маршруты выходного дня по окрестностям Свердловска» Р.Рубеля и Е.Масленникова, издания 1969 года.

В Каменке на здании конторы в советское время висела табличка о Мамине-Сибиряке, которую потом сняли. Потому что он там не останавливался. Уральский писатель отправлялся с железными караванами от пристани Усть-Утки, которую сам же Каменкой и назвал.

Это ещё не все утки!

Вряд ли «Д. Н. Мамин-Сибиряк учился в школе в Усть-Утке», как об этом упоминает А.Иванов. На въезде в Усть-Утку красуется деревянная стела с датой её основания – 1579 год. На самом деле это первая дата упоминания Утки-городка в переписи Яхонтова.

Позже городок на Утке Межевой был переименован в деревню Баронскую, в связи с известным титулом Строгановых. А пристань-судоверфь Усть-Утка была построена для Нижнетагильского горного округа лишь в 1771 году…СЕМЁН ДЕЖНЁВ»

Вернёмся на вершины Кукушкина камня и полюбуемся киношным острожком. В 1983 году Свердловская киностудия снимала в этих местах фильм о первопроходце Семёне Дежнёве. Воспроизводили Великий Устюг начала XVII века.

Уральский режиссер Николай Гусаров пригласил Алексея Булдакова на роль Дежнёва, Иван Краско сыграл купца Гусельникова. На съемки «Семена Дежнева» было выделено 460 тысяч рублей. Этих денег по ценам 1980-х хватило и на декорации, костюмы, изготовление оружия, и на большие экспедиции в разные концы страны.

В 2003 году Николай Гусаров рассказал об одном эпизоде из съемок фильма:

«Три героя должны были пуститься вперед на трёх конях. Однако на съёмки привели только двух. И тогда третьего коня, Буяна, попросили у одного из жителей Каменки, «кривого одноглазого Гены».

Когда все было готово, и прозвучало «Внимание! Мотор! Поехали!», два коня пустились вскачь, а Буян не сдвинулся с места. Гена тогда сказал, что его конь понимает только матом

Стыдно стало ему, вокруг находились женщины, дети. Буяна пришлось ругать, и съемки успешно продолжились».

Ассистент художника по костюмам Т.Ю. Крутова поделилась с Ю.А. Горбуновым воспоминаниями о том, как строился «острог с крепостной стеной, теремами, баней, казачьей избой — каменские же плотники и строили по рисункам и эскизам киношников. Как шила она парку из оленьих шкур для Семёна (Алексей Булдаков) и костюм для его «якутской жены» Абакаяды (в роли Маргарита Борисова) с целым набором всевозможных украшений — головным кожаным ободом, височными подвесками, серебром пояса, запястий и нагрудных монист».

На вершинах Кукушкина камня сохранился дивный уголок леса и живописные скалы, заснятые Прокудиным-Горским ещё в 1912 году.

Добро пожаловать в Каменку!

постарела» Каменка. Новая еженедельная газета (Первоуральск), № 21 от 03.06.2010

3. Ю.А. Горбунов. Река Чусовая. Деревня Каменка. Уральский следопыт №9 за 2015г.

4. В. И. Сергеев. К вопросу о походе в Сибирь дружины Ермака. Вопросы истории, № 1, 1959г

5. «Третий конь понимал только мат». «Новости кино» 26.08. 2003г.

Текст:
Михаил Латышев

Фото:
Михаил Латышев, Татьяна Латышева, Дмитрий Латышев, С.М. Прокудин-Горский

https://www.сайт/2016-01-27/uralskoe_selo_otkazyvaetsya_dobyvat_naydennuyu_neft

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

  • История заселения и освоения Урала с древних времен
  • Покинутый мир чердынских манси
  • История Урала

Пермь

У пермяков специфический диалект — так называемое закрытое произношение, «проглатывание» гласных звуков. Порой это явление объясняют тем, что на Урале очень холодно, и пермяки не открывают рот широко, чтобы не подхватить простуду. К типично пермским фонетическим чертам относятся оканье и почти полное выпадение звука j между гласными в словах типа «сделаэм» (вместо «сделаем»), «платте» (вместо «платье»). Особенность пермского языка можно услышать в сериале «Реальные пацаны», хотя, порой, речь в сериале слишком утрирована. Немало особых черт можно наблюдать в пермском синтаксисе. Например, только у пермяков для подтверждения чего-либо и выражения согласия используется «дак да». «Когда вы слышите запах, вы вспоминаете о чем-то? — Ну дак да».

Существуют даже правила пермского произношения, составленные авторами шуточного словаря «По-пермски говоря»:

«1. Когда вы говорите, рот должен открываться минимально. Рот, если честно, вообще лучше не открывать. Если сначала вам тяжело, помогайте себе, слегка выставляя вперед нижнюю челюсть.

2. Речь при этом должна быть очень быстрой, чтобы окружающие не успевали вас понимать.

3. Помните: если в слове присутствует буква О, то даже в безударной позиции она будет читаться как О

4. Вообще старайтесь, чтобы А и О всегда были похожи на О. Также допускается Ы. В некоторых случаях Ы даже предпочтительнее. Если даже Ы сложно произнести, смело выкидывайте гласную совсем.

Небольшое упражнение на закрепление. Первое слово в цепочке произносится привычным способом. Во втором случае вставляем правильный, по-пермски окрашенный гласный звук. И последнее слово — уже идеально по-пермски.

Домой — дымой — дмой Колбаса — кылбыса — клбса Подводников — пыдводникыв — пдводникв»

У пермяков можно услышать уникальные слова и словосочетания:

  • Беспределишь? Косорезишь? Косяпоришь? — Безобразничаешь?
  • Может, в огород сходим? — Может, сходим в парк Горького?
  • Давай вещи в кулёк положим. — Давай положим вещи в пакет.
  • Жарёху из обабков сделаем? — Подосиновики с картошкой пожарим.
  • Чушка — подбородок;
  • Сотен — сто рублей;
  • Растыкать  — приятно проводить время;
  • Одёнки — осадок;
  • Лог — овраг;
  • Кока — крестная мать;
  • Вехотка — мочалка;
  • Компрос — Комсомольский проспект.

Кому-то пермский диалект нравится, а кого-то раздражает — это такая своеобразная достопримечательность Пермского края.

И вновь – к легендам

Мы знаем о «золотой лихорадке» из рассказов Джека Лондона. Но ничем не отличалась она от Аляскинской и здесь, на Ирендыке. Золотопромышленники грызли друг другу глотки: слабые разорялись, сильные богатели как за счёт разорившихся, так и за счёт эксплуатации рабочих и старателей.
Откуда же взялось всё это богатство? Вообще, Уральские горы широко известны неисчерпаемыми запасами полезных ископаемых: здесь добывались и добываются различные руды (медные, железные и другие), огромное количество чёрных и цветных металлов, никель, золото, драгоценные камни… Изобилие объясняется тем, что наши горы – одни из древнейших на планете. Они сформировались много тысячелетий назад из-за нахождения одного пласта земли на другой. С течением времени полезные ископаемые вытеснились близко к поверхности земли, поэтому в этой местности их особенно легко находить и добывать.
То же касается и хребта Ирендык. Хотя на этот счёт у башкирского народа есть своя древняя сказка-легенда. Посвящена она бедному юноше Умырзаку, который сумел обмануть жадного и коварного бая. А ещё легенда объясняет, откуда взялось название хребта и почему местные недра так богаты полезными ископаемыми. Коротко перескажу.
Однажды бедный Умырзак устроился на работу к богатому баю. Спустя неделю тот попросил парня зарезать телка и, отъехав в горы, обернуться в его шкуру. Охотившиеся беркуты приняли того за жертву и отнесли на высокую вершину горы Каятау, где было полно драгоценных камней и золота. Они стали рвать шкуру когтями, но, увидев под ней человека, испугались и улетели с этой отвесной вершины. Бай пообещал спустить его вниз, когда слитками и камнями наполнятся три мешка. Но, конечно, обманул, оставив парня пропадать, как проделывал уже не раз с другими, судя по разбросанным на вершине костям.
Как-то беркуты принесли на вершину волка, растерзали его, и тогда, обернувшись в волчью шкуру, Умырзак сумел обмануть птиц. Схватив их за ноги, он спустился вниз и от радости закричал: «Ойряндек!» («Теперь мы научились»). С тех пор эти горы так и зовутся – Ирендык.
Спустя время, обросший и неузнанный, он вновь устроился к баю на работу, и спустя неделю история повторилась: богач приказал ему зарезать телка, но в горах Умырзак притворился, будто не понимает, как это – обернуться в шкуру. И когда бай стал показывать на себе, как это сделать, он обернул и обвязал самого богача, а спустя время беркуты унесли того на вершину. Бай тоже был вынужден наполнить три мешка золотом и серебром, в надежде услышать про способ, каким спустился с горы Умырзак. Но тот не стал помогать злодею, посоветовав узнать, как спуститься, у костей загубленных им людей. Взвалив мешок на телегу, он поехал в аул к матери. Но драгоценностей было много, так что слитки и камни так и остались лежать у подножия Ирендыкских гор…

Национальные наряды

Народные традиции Урала и уральского народа воплотились в одежде. Южноуральские, башкирские и татарские костюмы имеют одно происхождение. Они напоминают стандартные одежды кочевников из Сибири и Центральной Азии. На платьях присутствовала вышивка, а под них надевали безрукавку. На голову женщины надевали кашмау — головной убор наподобие колпачка. Сверху кашмау оборачивали белым покрывалом. У женщин колпачок был однородным, а у незамужних девушек — украшен бисером и монетами.

В некоторых областях женским нарядом был сарафан, под которой носили длинную рубаху с рукавами. Грудь украшал самый яркий элемент национального костюма — нагрудник. На него нашивали монеты, кораллы, кусочки стёкол или самоцветов, звенья и т.д. Этот элемент костюма очень тяжёлый, но он считался самым важным, и не только из-за красоты: по нему определяли, насколько богата семья девушки и хорошее ли приданное дадут за невесту. У мужчин национальный костюм был ярким. Он состоял из штанов и рубахи, а сверху в праздники надевали кафтан. Самой распространённой обувью были лапти, а в холодное время года – сапоги.

Гостеприимство

Гостеприимство можно назвать культом на Урале. Даже если в дом заглянул незваный гость, его досыта накормят лучшими блюдами, которые есть в семье. Радушие и дружелюбие — это то, что ощутит каждый человек в провинциях и сейчас. Нельзя отказываться от угощения, потому что это будет расценено как оскорбление. На прощание уральцы ещё и одаривали своих гостей какими-то подарками или давали с собой блюда в дорогу. Но нужно быть начеку, поскольку к гостям было одно требование: гостить можно было до 3 дней. Даже если вас уговаривают остаться подольше, в этот срок нужно поблагодарить хозяев от души за всё и уйти.

Мир тесен, а прошлое близко

…На одном из журналистских сборищ пару лет назад я сидела рядом с редактором газеты «Всходы», выходящей в Нагайбакском районе, Ольгой Ивановной Теряковой. Мы приехали на учёбу в Челябинск, шёл очередной семинар, и было, признаться, скучно. Тут выяснилось, что у Ольги есть книга, да не какая-нибудь, а собственная – она написала её незадолго до этого и привезла с собой несколько экземпляров. Один из них достался губернатору области Алексею Текслеру – она вручила ему книгу лично, во время короткой встречи главы региона с журналистским сообществом.
Я начала перелистывать книгу и вдруг увлеклась. Это была детективная история о загадочном убийстве, произошедшем на прииске. События книги уносят читателя в начало ХХ века, когда на Балканском прииске, принадлежащем золотопромышленникам Рамеевым, произошло загадочное убийство целой семьи. Интрига сохраняется на протяжении всей книги и действительно держит в напряжении. Если теперь и я вас заинтриговала, сообщу: книгу можно купить и скачать с сайта «Литрес» за 299 рублей. Ну, или можете заглянуть в редакцию – дам почитать.
Но интересна не только детективная составляющая – на страницах книги ты чувствуешь себя «как дома». И понимаешь, что мир и правда тесен. Например, сюжет закручен вокруг посёлка Балканы, и это всего в 113 километрах от Кизила. Мало того, в книге упоминаются золотые прииски, и в том числе Гадельша (который, цитирую, «стабильно давал хорошее золото»). И это то место, про которое сегодня знают почти все, потому что там находится единственный на всю округу водопад. Находится он недалеко, в 46 км от Кизила. Так что территориальная близость – это первый удививший момент.
Момент второй – временной. Прошлое ближе, чем кажется. Дело в том, что речь в книге идёт об известных золотопромышленниках России и богатейших людях конца XIX – начала XX века – братьях Рамеевых. Они владели десятками золотых приисков на Урале. Так, за почти пятьдесят лет (1869-1927 гг.) братья извлекли из недр современных территорий Башкортостана и Челябинской области около пяти тонн золота. И часть прибыли Рамеевы тратили на благотворительность: в деревне Юлук, например, они построили каменную мечеть, открыли медресе, русскоязычную школу, основали первую библиотеку.
При этом моя приятельница – их прямая наследница. Ей даже «болячки» передались аристократические: часто мучают мигрени. Про родню и наследство рассказывает: «Отец моей мамы – Рашит Шакирович (братьев-золотопромышленников было двое – Шакир и Закир), то есть мама – внучка «тех самых» Рамеевых, ну а я – правнучка. Были, конечно, у них миллионы, по нынешним деньгам миллиарды даже. Но до нас наследство не дошло». И смеётся – мол, проматывать нечего.
Сама она сейчас живёт в Казани и приглашает в гости. Обещает сводить в IT-парк имени Башира Рамеева, двоюродного дяди, разработчика первых советских ЭВМ. Неординарная семья, что и говорить.
…Такие вот мостики к нам сегодняшним – через время и расстояния.

Челябинск

Речь южноуральцев не сильно отличается от речи екатеринбуржцев. Скорость речи превышает 150 слов в минуту, хотя норма — 80 слов, из-за чего гласные «проглатываются». Челябинцы любят употреблять неофициальные название городских объектов, а районы называют по сокращенным наименованиям предприятий (КБС, ЧМЗ, ЧТЗ). Так же они употребляют две формы глагола в сказуемом (поедем побродим, поедем съездим). Часто говорят «если что» (кричи если что, звони если что). Особой популярностью пользуются «ласковые» выражения (чаёчку выпейте, в баночку налейте) и слово «больно» в значении «очень» (больно надо).

В Челябинском диалекте есть особенные слова, используемые только челябинцами:

  • галứть — выполнять роль ведущего в детской игре;
  • гомонóк — кошелёк;
  • навяливать — навязывать;
  • ни в коем разе — ни в коем случае;
  • скать — раскатывать тесто;
  • стайка — сарай;
  • толкушка — пестик;
  • шáньга — лепёшка, запеченная со сметаной;
  • шоркать — тереть с целью вычистить, вымыть;
  • Комса — Комсомольский проспект;
  • грохотка — коробка для яиц, которую везде в России называют лотком.

И гордость челябинцев «царь-слово» — морить. Его этимология, скорее всего, связана со смертью: корень “мор”.

Челябинская область, Свердловская область и Пермский край находятся не так уж и далеко друг от друга, поэтому некоторые слова могли стать общими и активно использоваться на всей территории Уральских гор. Или могли стать причиной для давнего спора, как, например, слова «мастерка» и «олимпийка». В Челябинске верхняя часть спортивной одежды с тремя полосками называется «мастеркой», а в Екатеринбурге и Перми «олимпийкой».

Можно сделать вывод, что у каждой области есть свои особенные слова и выражения, свои орфоэпические и лексические особенности. Но, зачастую, многие неправильно ставят ударение или используют форму падежа, что является не отличием языка, а грубой ошибкой. Чтобы слова «однаждый», «текет», «туды» и «ивойный» не становились посмешищем говора той или иной области, говорить на диалекте нужно правильно, с соблюдением всех норм русского языка.

Автор текста: Вика Лисицына

Фото: manhunter.ru, vk.com/radioschool.ru

«Волшебный пендель» к изучению английского

Time code открывает новые таланты!

Эксперты «Time code» поделились знаниями с молодыми журналистами

Poet’s Of The Fall поразили Екатеринбург в самое сердце

Во что ты вкладываешь сегодня?

Необычный праздник

Туристам, которые хотят воочию понаблюдать интересные обычаи и ритуалы, стоит приехать на Урал ближе к Змеиному празднику. Его празднуют 25 сентября. Корни этого обычая уходят ещё в язычество, хотя позже он трансформировался в христианский Артамонов день.

В это время на Урале обычно уже прохладно, поэтому змеиный царь выходит из глубины земли, созывает всех своих подданных, чтобы увести с собой в недра на всю зиму до следующей весны. Был один важный момент: местные на Змеиный праздник могли подсмотреть, где группируются эти змеи, потому что вход в подземное царство у них расположен в тех местах, где есть большие самородки. Если разработать там прииск, можно быстро стать очень богатым.

УТКА-ГОРОДОК НА ЧУСОВОЙ – ВОСТОЧНАЯ ГРАНИЦА ВЛАДЕНИЙ СТРОГАНОВЫХ

Строгановы в своё время поддержали опричнину и получили от Ивана Грозного в 1558 году пермские земли со льготой на двадцать лет. Царь в 1568 году дал Якову Строганову Жалованную грамоту на всю Чусовую, от устья до верховьев. Да пойди, возьми землю-то голыми руками!

Хан Кучум уступать не собирался. В 1571 году он разорвал даннические отношения с Россией. Последовали нападения на Пермские земли, были разгромлены ратники воеводы А. Лыченицына в 1572 году. В следующем году русский посланник Чебуков был убит сыном Кучума Маметкулом. Маметкул выспрашивал при нападениях у людей Строгановых, «куде идти ратью в Пермь».

Царь потребовал личных объяснений и вызвал Якова и Григория Строгановых в Александровскую слободу в марте 1574 года.

30 мая Иван Грозный дал Строгановым Жалованную грамоту и на земли по Тоболу, Иртышу, Оби и другим рекам, «где пригодитца для береженья и охочим на опочив, крепости делати и сторожей с вогняным нарядом держати». Тоже на двадцать льготных лет.

Так Строгановых подталкивали к походу в Сибирь. В Пермской летописи её составитель Василий Шишонко пишет:

«После нападения сибирского салтана брата Маметкула 20 июля 1573 года на Чусовские городки, Строгановы, собравши своих людей и наёмных казаков, послали на недоброжелательных соседей, живущих вверх по Чусовой, вогуличей и остяков, в отмщение их бунтовства, учинить на их жилища нападение;

те посланные многих бунтовщиков побили и жилища их в пепел обратили, жён и детей в полон побрали и дошедши до реки Утки, которая впала в реку Чусовую, остановились…

Невдолге на тех завоёванных вогульских местах поселили они Строгановы своих крестьян до той помянутой речки Утки – почему в данной им Строгановым жалованной грамоте та речка Утка тогда Межевою и названа;

понеже тогда, за сопротивлением сибирцев и вогуличей, далее оной речки Утки по Чусовой, заселение иметь им Строгановым было опасно».

Двадцатилетний срок льготы на земельные владения по Каме и Чусовой истекал в марте 1578 года. По этому случаю к Строгановым прибыл Иван Яхонтов с помощником для составления «книг сошного письма». В переписи 1579 года Яхонтов описал вотчины Строгановых по Чусовой «до Гулких улусов и до Утки реки».

«В летописи Яхонтова 1579 года Каменской слободы нет, зато есть Утка-городок, поставленный на правом берегу Утки в месте, где она впадает в Чусовую», — говорит уральский краевед Рудольф Кашин.

Утка Межевая была восточной границей освоенных владений Строгановых, дальше Яхонтов никаких земель не описывает.

Вот и ответ. Самым старым поселением Свердловской области является деревня Баронская! Именно она стоит на месте Утки-городка, основанного около 1574 года.с усть Чусовой, взявши у Максима Строганова запас… в 87-м году июня в 12 день поидоша по Чусовой вверх до Тагильского волока з боем». Первый поход Ермака в Сибирь начался 12 июня 1579 года.

А как же наш «острожек» в деревне Каменке? Получается, он вовсе не тот самый Утка-городок?

Дело в том, что Уток на Чусовой много! Село Слобода стоит на берегу Чусовой в устье реки Утки, текущей на север из района Нижних Серёг. Ещё есть Утка Демидова, Утка Межевая. «Утиные» названия даны древними хозяевами Реки Теснин.

На коми-зырянском слово «ут» говорит о «низине, затопляемой в половодье», а на чусовском диалекте манси устаревшее слово «утя» означает речку, воду.

Речка Каменка – не та Утка, ведь деревня Каменка стоит не на правом берегу Чусовой, а на левом!

А ещё есть такие «утки» – непроверенные известия. Они могут перелетать из уст в уста, из газеты в газету, называясь модным словечком – фейк. Когда утки веками летят по летописям, справочникам и путеводителям, появляясь в XХI веке – это грандиозный исторический фейк!

Каким образом вместо городка на Утке Межевой в историю попал «каменский острожек»?

Екатеринбург

Жители Екатеринбурга тоже имеют своеобразный уральский говор, распознать который можно по нескольким признакам:

  1. Быстрая речь, тяжело воспринимаемая на слух;
  2. Беспорядок в речи, отсутствие логического завершения фраз, быстрое перескакивание с одной мысли на другую;
  3. Все гласные ударные;
  4. А вот логические ударения в предложениях отсутствуют;
  5. Растягивают гласные, часто безударные, на конце слова;
  6. Проглатывание букв и целых слогов (как у пермяков);
  7. Частая замена гласных звуков «а» на «о».

Примеры екатеринбургских слов:

• айда — пойдём;

• песок — сахар и я возьму — я куплю;

• клубника растёт в лесу, а в садах — виктория;

• сем — семь, писят — пятьдесят, тока — только, мороженка — мороженое;

• пошто — зачем;

• артачиться — упрямиться, костерить — ругать, сбрендил — сошёл с ума;

• сад — дача, финтифлюшки — завитки, шаньга — ватрушка, синявки — сыроежки;

• барахолка — базар, барабашка — домовой, кавардак — беспорядок;

• лопать — очень много есть, мусолить — долго объяснять, надыбать — найти.

Горы и пещеры

Традиции народов среднего и южного Урала тесно связаны с особым отношением к горам. Это настоящий кладезь самоцветов и других ископаемых пород, которые стали главным символом региона. Такое богатство стало основой народного промысла, и в благодарность за сокровища своей земли люди относились к горам с особым трепетом. Существовала вера в то, что эти залежи находятся под охраной потусторонних сил: могут быть благосклонными к честным и трудолюбивым людям, но если что-то им не понравится, то кара будет страшной.

Обвалы в пещерах и смерти старателей были частыми, поэтому уберечь себя старались тем, чтобы не вызывать немилость магических владык земли, бережно относиться к добытому на приисках, правильно распоряжаться им. Обо всём этом прекрасно написано у Бажова в сборнике «Малахитовая шкатулка», который стал уникальным собранием сказов, отражающих народные традиции и ремёсла коренных народов Урала.

Старатели 19 века на Урале

К сожалению, сейчас запасы уральских недр практически истощены, но память о былом богатстве до сих пор сохраняется в культурном наследии региона.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Капова (Шульган-Таш), расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Деревни, которых нет

В прошедшую субботу группа туристов (и я в их числе) отправилась к водопаду Гадельша, который прячется в глубине ущелья на восточном склоне хребта Ирендык. У этого водопада несколько названий, но самое распространённое – Гадельша. Так когда-то называлась деревня, которая находилась рядом. В 30-е годы XIX века в этих местах стали добывать россыпное золото (промысел открыли в долине реки Султанка). Селения Таналыково-Баймак, Кусеево, Гадельша, Халилово были центрами добычи золота старателями. Рождался рабочий класс, состоящий из «промысловых рабочих, трудившихся по контракту», и «вольных старателей», которые мыли золото своими силами и сдавали его золотопромышленникам.
К 1861 году работали три золотых промысла: Султанский, Худолазский, Анненский. В семидесятых открылись новые золотые прииски. Селения Кусеево, Таналыково-Баймак, Гадельша, Халилово стали чисто старательскими, а в деревне Гадельша создали прииск, который был в числе самых крупных в Зауралье.
К концу XIX века деревня разрослась: здесь стояли мечеть, водяная мельница, жили старатели. В 1920 году она насчитывала 734 человека и 139 дворов.
Но с началом Первой мировой войны почти все горнозаводские и перерабатывающие предприятия прекратили работу. Добыча золота возобновилась позже, особенно – после 1935 года. И в годы Великой Отечественной войны Баймакский район стал одним из основных регионов, который обеспечивал фронтовые нужды цветными и драгоценными металлами. При этом из самой деревни Гадельша на фронт призвали 113 старателей, а вернулись домой лишь 39. Многие погибли и пропали без вести в огненных котлах Сталинградской и Курской битв.
В 1948 году в окрестностях Гадельши промывали золото мелкие старательские артели. Деревня стала много меньше – сказались военные потери и отсутствие производства. Привыкшие к рабочему труду люди потянулись на предприятия Сибая.
Некоторое оживление наступило с возобновлением золотодобычи Тубинским рудоуправлением в 1968 году. Оно эксплуатировало Гадельшинский участок десять лет, добыв за это время 384 кг золота и около 5 кг платины.
С 1998 года все разведанные запасы были выработаны, работы на участке прекратились, и жители деревни вынуждены были переехать в Сибай и ближайшие селения. Гадельша, имеющая более 200-летнюю историю, прекратила своё существование. Со времён Рамеевых и почти по двухтысячные годы здесь было добыто 2,4 тонны золота.
О тех временах напоминают шахты, в одной из которых мы побывали. Но об этом я расскажу в следующий раз.

Неиссякаемый источник всевозможных знаний,каких нельзя добыть ни из одной умной книжки

Милые зеленые горы!.. Когда мне делается
грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы,
мне начинает казаться, что и небо там выше и
яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше.
Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на
каменистые кручи, спускаюсь в глубокие лога,
подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным
горным воздухом, напоенным ароматами горных трав
и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний
лес… Мне кажется, что со мной вместе по зеленым
горам ходит тень дорогого когда-то человека,
память о котором неразрывно связана вот с этими
зелеными горами, где он являлся единственным
хозяином. Без этого странного человека в горах
чего-то недостает, и я иногда на охоте невольно
вздрагивал и пугался, когда слышался его голос и
осторожные, крадущиеся шаги.
Сквозь чуткий и тонкий сон самых ранних детских
воспоминаний я вижу тощую, сгорбленную фигуру,
которая на правом клиросе нашей маленькой
деревянной заводской церкви каждое воскресенье
читала совершенно непонятным бормотком и пела
дребезжавшим старческим голосом. Это был самый
ветхозаветный дьячок, Николай Матвеич…
Рост детского мира ограничен своими
географическими пределами. Помню, как до шести
лет этот мир заключался по преимуществу в стенах
нашего деревенского дома, причем зимой мы сидели
в комнатах почти безвыходно, а летом играли в
садике, а «на улицу», которая у нас заменялась
большою заводскою площадью, нас отпускали
погулять только под строгим надзором няни, что
уже составляло для нас личное оскорбление.
Уличная детвора, проводившая все время под
открытым небом, сопровождала нас самыми обидными
замечаниями и остроумными кличками. Мы в
качестве благовоспитанных детей сами боялись
этих уличных сорванцов и сторонились их…
Следующий географический момент наступил тогда,
когда нянька была отставлена и в наше
распоряжение отданы были двор, сад и огород, что
вместе составляло довольно большое
пространство, особенно летом, причем каждое
время года приносило свои детские удовольствия.
С ранней весны у отца начиналась работа в
маленькой тепличке; потом шли приготовления
парников и приготовление большого огорода.
Распускались рябины, черемухи и смородина в
нашем садике, где у нас были свои любимцы, как
пион, принесенный Николаем Матвеичем с гор.
По-уральски пион называется «марьиным корнем». Я
особенно любил этот цветок, который мне казался
каким-то таинственным гостем, и я не мог себе
представить, чтобы в простом лесу росли такие
пышные цветы. Николай Матвеич являлся в роли
волшебника, похищавшего таинственную красоту
этих зеленых гор, которые отлично были видны из
окон нашей детской.
— Их там много, Николай Матвеич, таких цветов? —
приставал я к волшебнику.
— Довольно…
Потом Николай Матвеич приносил с гор прекрасные
пестрые лилии, которые обыкновенно разводятся в
оранжереях. Они на Урале называются «саранками».
Их луковицы едят.
— В саду саранка не будет расти, — объяснил
Николай Матвеич. — Она свою землю любит…
— И других цветов в горах много?
— Много… Всякие цветы в горах растут.
Благодаря Николаю Матвеичу я выучил название
всех гор, которые были видны от нас. Ближайшая
гора, тянувшаяся невысокой грядкой, называлась
Пугиной горой, за ней зеленой островерхой шапкой
поднималась красавица Шульпиха, вправо от нее
виднелось Седло, еще правее — Осиновая и т.д.
Из-за этих гор чуть-чуть синела вершина самой
высокой горы — Белой.
— Ишь как лоб-то высунула, — как-то особенно
любовно говорил Николай Матвеич про последнюю.
Белая гора была слабостью Николая Матвеича,
потому что под ней он бил своих олешек, а на
Осиновой горе он выстроил себе балаган, где зимой
жил по целым неделям. Все эти сведения я
запоминал с жадностью, потому что в них
открывался неведомый, таинственный горный мир.
Оттуда Николай Матвеич приносил всякую дичь:
глухарей, тетеревов-косачей, рябчиков; там же по
зимам в горных быстрых речонках ловил налимов.
Налимы особенно занимали нас. Николай Матвеич
приносил их обыкновенно в мешке. Они замерзали,
свернувшись кольцом. Интерес заключался в том,
что стоило высыпать эти черные крендели,
ломавшиеся, как сухарь, на стол в кухне и дать
согреться, как они начинали шевелиться и оживали.
Это был поразительный эффект. В Сибири любят
делать пироги, запекая в тесте мороженую рыбу
целиком, что придавало пирогу особенную
сочность, и мороженые налимы, согревшись в печи,
выползали иногда из пирога.
Вообще Николай Матвеич для меня являлся
неиссякаемым источником всевозможных знаний,
каких нельзя было добыть ни из одной умной
книжки.

Дмитрий Наркисович
МАМИН-СИБИРЯК.
Зеленые горы. Из далекого прошлого.
Воспоминания. 1902

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: