Сухореченский и галкинские карьеры вокруг билимбая. как найти, что посмотреть, фото

Липовский карьер как доехать?

Из Екатеринбурга едем до города Реж. Проезжаем город насквозь и попадаем на автодорогу Реж- Невьянск. Двигаясь в сторону Невьянска через 17 километров после поворота на право к посёлку Липовское увидите информационные щиты «Липовские карьеры». После этого съезжаем с дороги налево на грунтовую дорогу и через пару километров покажется карьер с бирюзовой водой. Если ехать со стороны Невьянска, то уходим на карьер на право.

Указатели на автодороге Реж — Невьянск

Всё что осталось от карьероуправления.

Приведённая ниже карта поможет найти поворот к Липовскому карьеру.

Координаты съезда с дороги Реж — Невьянск N 57° 26.137´ E 061° 07.394´

P.S.В этом году проезжал мимо поворота на Липовский карьер и был удивлён, что место съезда было перекрыто вываленной кучей грунта. Видимо хотят ограничить въезд на территорию карьера, а в будущем может сделать посещение платным.

От местных можно услышать, что на карьер порой приезжают большие и шумные компании. Случается, что не все туристы забирают за собой мусор. Берегите природу.

Поездку на Липовские карьеры можно совместить с ещё с одной природной достопримечательностью Урала — водопад Южаковский на реке Ямбарка.

Что посмотреть?

Карьеры в первую очередь! Если судить по карте, то их восемь. Самыми красивыми считаются первые два, которые ближе к деревне Лозовица. Первый и правда вызывает ассоциацию с Карелией. Цвет воды уже почти не отличается от привычного нам, потому что дно заросло, появился ил, поэтому мел в воду почти не выделяется и не окрашивает ее в лазурный цвет. Возле одного карьера мы нашли даже беседку, а рядом – поленья. Посещать эти места можно, о чем красноречиво говорят потушенные костры на доступных берегах по пути. И хоть карта утверждает, что не ко всем карьерам можно подойти, это не так. К каждому есть тропинки: где-то лучше, где-то хуже, но по пояс в траве бродить не придется, максимум по колено. Плюс эти карьеры превращают в максимально естественные – выпускают туда рыбу, которая, судя по людям с удочками, неплохо приживается.

Эти карьеры (уж так сложилось) самые неизвестные, но в последнее время попадают в списки необычных мест Беларуси. Максимальная глубина здесь – 15 метров. У местных властей есть план организовать тут хорошую инфраструктуру (когда-нибудь), но пока эти попытки выглядят крайне скупо. Судя по проекту на сайте Могилевского агентства регионального развития, инвестиций нужно около 500 тысяч долларов. Вроде сумма большая, но это смотря в каких масштабах мыслить. Все-таки вышло бы место отдыха для жителей точно уж не одного района.

В самих Климовичах интересно взглянуть на церковь Святого Михаила Архангела, построенную в середине XIX века, и деревянный особняк князей Мещерских родом из 1867 года. И если храм выглядит вполне стандартно, то вот княжеская усадьба – здание необычное. Это памятник деревянного зодчества Беларуси. Сейчас в этом доме находится музей, который работает до 18:00 каждый день кроме понедельника.

Галкинский карьер

Совсем рядом с Билимбаем находится Галкинский карьер. Добыча известняков на этом карьере началась во время Второй мировой войны из-за того, что в войну автотранспорта и так было немного, но и его забрали на фронт, как и часть лошадей , поэтому рядом с железнодорожной станцией для удобства перевозок начали разрабатывать Галкинский карьер. Весной 1942 года в карьере добыли первые тонны флюсовых известняков. Два действующих карьера – Галкинский и Вересовский поставляли продукцию почти всем металлургическим предприятиям Урала: ВИЗу, Уралмашу, Динасу, Первоуральскому трубному, Серовскому, Ижевскому, а также предприятиям СССР — Воткинскому, Омскому и многим другим».
Карьер работал до 2012 г, на нем была очень любопытная полностью деревянная рудосортировка, сейчас от роскошной деревянной рудосортировки ничего не осталось, кроме бетонного фундамента, но если хочется посмотреть, как это выглядело совсем недавно, 7 лет назад, можно посмотреть здесь: https://uralmines.ru/rudnik-galka/

В настоящее время Галкинский карьер заброшен, не используется, и как всегда на Урале бывает, на нем образовался водоем. Карьер быстро заполнился водой, его диаметр сегодня -650 м, а во времена поводка карьер переполняется, в нем — большой водоприток, его воды подтапливают поселки Доломитовый и Билимбай до такой степени, что затапливаются подвалы, гаражи и огороды. Во время эксплуатации на Галкинском карьере работало шесть насосов, которые откачивали из него воду и сбрасывали в реку Чусовую.
В Первоуральске есть идеи использовать эту воду для водоснабжения поселка, по расчетам Галкинский карьер может дать до 25% от потребности воды для Первоуральска, но пока вопрос не решен, потому что в воде то находят, то не находят шестивалентный хром и нитраты.
Но пока карьере и зимой и летом в карьер погружаются дайверы.

Как добраться

Из Первоуральска езжайте в Билимбай. В поселке двигайтесь по улице Ленина, сверните на Мира, доедьте до железнодорожной станции (возможно, на переезде придется немного постоять). После станции, примерно через 200 метров, дорога уходит левее — двигаясь по ней, вы вскоре увидите карьер слева от себя.

Полезные ископаемые Свердловской области

Свердловская область в свое время подарила геологам целый букет открытий: именно здесь была найдена первая российская и европейская платина, первые самоцветы (изумруд, топаз, аметист и др.), первое в России россыпное золото, уникальные поделочные камни. Здесь же был обнаружен минерал, подаривший миру хром – крокоит.

Сейчас на территории Свердловской области добывают нефть и газ, уголь, хромиты, ванадий, медь. Кроме того, здесь расположено около 27 крупных месторождений железных руд, запасов которых по прогнозам хватит на период более 150 лет. По большей части, добытая руда используется для удовлетворения потребностей металлургических предприятий области. В целом здесь добывается около 20% российского железа.

Интересная веха уральской истории связана с добычей здесь марганца. Во времена Великой Отечественной войны марганец, добытый на месторождении Полуночное, использовался в качестве основы для изготовления бронированной стали, что дало месторождению статус стратегического объекта. Вражеским силам это месторождение, само собой, было поперек горла. Тогда Гитлер разработал план об уничтожении Полуночного, который должны были привести в исполнение засланные сюда пилоты-смертники. Не смотря на то, что план так и остался нереализованным, свидетельства о нем до сих пор сохранились.

Здесь же находится второе по количеству запасов в России месторождение бокситов, включающее 43% запасов всей области – Черемуховское. А началась добыча руды с похода в 1931 году уральского геолога Николая Каржавина в музей Туринска, где он заметил экспонат окрещенный «убогими железными рудами». Заинтригованный ученый начал проводить исследования, в ходе которых выяснилось, что «убогие руды» это – бокситы, использующиеся в качестве сырья для выплавки алюминия. Спустя год в Свердловской области было открыто первое месторождение североуральских бокситов «Красная шапочка». Впоследствии, оно стало самым крупным месторождением Среднего Урала по добыче.

Еще один рекорд свердловской земли – месторождение хризотил-асбеста Баженовское. Открыто оно было в 1885 году недалеко от современного города Асбест, а на сегодняшний день является самым крупным месторождением мира. Сейчас на территории Свердловской области расположено 6 крупных месторождений минерала, запасы которых равняются 56% от всех запасов страны.

Галкинский карьер.

Недалеко от Сухореченского карьера есть еще один  — Галкинский. Координаты: 56°56’33″N 59°48’28″E. Располагается он на южной окраине Билимбая, по дороге в п. Доломитово, сразу после ж/д переезда. Диаметр зеркала примерно 650 метров.  Добыча известняка, гипсового камня и мела началась с 1942 года. В 2013 году предприятие разорилось, и карьер был затоплен. Особенность карьера — при относительно небольшом размере, в него поступают аномально высокие водопритоки. Это создает ряд проблем — какой год подряд из-за теплой весны, и продолжительных дождей, вода затопляет ближайшие дома. Кстати, одно время рассматривался вариант использование воды из карьера как вероятный источник водоснабжения г. Первоуральска, но в ходе исследований в воде был найден шестивалентный хром, поэтому от этой идеи решили отказаться.

Ранее, к северу от карьера, между ж/д дорогой и рекой Чусовой был искусственный водопад — вода подавалась с насосов карьера. Умельцы соорудили там беседку, уложили камнем лесенки. С водопада открывался красивый вид на Билимбай. Карьер затопили, воды не стало, как и беседки.

Динасовский карьер.

Координаты карьера: 56°52’31″N 59°52’21″E. Расположен на склоне горы Караульная. Есть старый и новый карьер. Новый затоплен и имеет продолговатую форму размером 100 на 700 метров. Глубина 22 метра. До 90-х годов велась добыча кварцита открытым способом, взрывным методом. Сейчас работы ведутся чуть дальше, на новом карьере. С отвалов открывается красивейший вид на город Первоуральск, совсем близко завод СУМЗ, в далеке горы Теплая, Пильная и Волчиха.

Все карьеры сейчас законсервированы — как правило, предприятия разорились, а просто так оставлять карьеры нельзя, их надо заполнять. Вот и выходят из проблем следующим образом — вроде как и не закрылись, но и работы не ведутся. Все затопленные, потому что откачка воды — очень затратный процесс.

Однако, стоит предупредить — на всех карьерах работает крупногабаритный транспорт, поэтому если приехали на машине — выбирайте парковку тщательнее. Сторожа тоже бывают не в духе, и не всегда рады непрошенным гостям. Еще момент — смотрите внимательнее под ноги — отвалы очень сыпучи, берега скользкие, камни закреплены плохо. И последнее — настоятельно не рекомендуется купаться в таких местах — неизвестно в каком количестве серная кислота содержится в том или ином карьере

Как всегда — больше фото в группе в вк: http://vk.com/album-60073668_217678460

Что еще можно увидеть в районе?

Наш традиционный топ трех мест в районе, куда можно добраться, если у вас свой транспорт:

  • В деревне Галичи можно посмотреть на церковь Святого Духа конца XIX века. В 1930-х храм закрыли, купола сняли и переоборудовали под клуб, а после войны там был склад.
  • В деревне Селище от усадьбы XIX века остался, предположительно, только бровар. Точнее, его стены.
  • В деревне Милославичи сохранился еще один храм конца XIX века – Вознесенская церковь. Она была частично разрушена во время войны, но местные жители ее восстановили. Вскоре после этого власти решили использовать храм под склад. В конце 1990-х в Милославичи приехали немецкие протестанты, к которым ездили на оздоровление местные дети. Один из немецких гостей увидел полуразрушенную церковь и решил помочь – выделил деньги на восстановление храма. Службы там начали проводиться с 2003 года.

Сухореченский карьер

Также можно прогуляться до Сухореченского карьера, который находится к западу от поселка. В прошлом (с 1948 по начало 1990-х гг. здесь добывался огнеупорный материал – доломит, который использовался как огнеупорный материал и флюс в металлургии.
В настоящее время карьер затоплен и представляет собой большое, довольно живописное озеро с разведанной глубиной 60 метров, говорят, запроектирован карьер был на 110 метров, но часть стен карьера обвалилась, частично он был завален вскрышными породами при разработке соседнего карьера. Карьер любят уральские дайверы и используют его для тренировок. Видимость под водой – 10-20 м. Вода в карьере никогда не бывает особенно теплой: летом от +18°С на поверхности до +4°С на глубине. Дно водоема – в виде ступеней-горизонтов по 15-20 м. Верхние из них еще до момента затопления заросли лесом, так как карьер заполнился водой не сразу, то ели и осины можно увидеть вплоть до глубины 30 м. Недалеко от берега на западе водоема на 20 м лежат фрагменты легкового автомобиля. В воде озера обитают окуни, раки, рыбы-верховки.

С одной стороны карьера в воду обрываются отвалы, лазить по которым нужно очень осторожно, поскольку они очень сыпучи (был даже смертельный случай).
До Сухореченского карьера легко доехать на автомобиле – он находится примерно в 800 метрах от главной дороги, которая идет из Первоуральска на запад через все поселки и деревеньки. GPS-координаты: 56° 57′ 28″ N, 59° 46′ 14″ E

GPS-координаты: 56° 57′ 28″ N, 59° 46′ 14″ E

В обеих карьерах есть живность : рыба-верховка, окунь, раки

Фотографии использованы из следующих источников: https://www.gorodskievesti.ru/2018/08/14/galkinskij-karer/

https://uralmines.ru

Как добраться? Сколько это стоит?

Здесь получается очень любопытная история. Впервые могу точно сказать, что лучше выбрать личный транспорт или велосипед, если осилите. Есть маршрут на выходной день и общественным транспортом. Правда, он вам может не очень-то понравится.

Выезжаем в 11:04 из Горок в Кричев, приезжаем в 12:17. Оттуда в 12:52 направляемся в Климовичи, приезжаем в 13:13 (правда, этот поезд есть только в понедельник, пятницу, субботу и воскресенье). А дальше – бег почти на три километра до автостанции в Климовичах. А все почему? Потому что оттуда автобус до нужной нам деревни Лозовица отправляется в 14:00.

До автостанции можно не бежать, а добраться на автобусе. Если увидите такой до Тимоново, то уточните у водителя, доедете ли вы с ним вовремя. С ж/д он должен отправляться в 13:20, а приезжать на автостанцию в 13:35.

Всему этому есть еще одна альтернатива: поскольку карьеры находятся прямо за городом, можно вызвать такси.

Обратно из Климович в Кричев есть поезда в 20:12 и в 22:34. Почему так поздно? Во-первых, как раз к восьми часам вечера вы точно освободитесь. Да и другого выбора нет, потому что из Кричева в Горки ходит поезд только по пятницам, субботам и воскресеньям в 23:58 (будете дома в 01:12).

Можно в Климовичи приехать в 10:55 и теоретически успеть обратно в Кричев в 17:04 (на самих карьерах четырех часов вполне достаточно), чтобы приехать в Горки в 19:29, но здесь без услуг такси никак не обойтись. .

Это главная проблема маршрута: транспорт вроде есть, но не совсем удобен.

Если ехать по первому расписанию, то на все билеты уйдет 7,1 рубля. Плюс услуги такси по желанию, но в Горках в час ночи наверняка вы захотите его вызвать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: