«Дирижёр — не профессия. Это привилегия…»
— Не могу не спросить именно у вас: не так давно смотрела интервью Владимира Познера с пианистом Борисом Березовским…
(Дмитрий Ильич рассмеялся. А для тех, кто этой передачи не видел — поясню. Один из самых известных пианистов современности на всю страну заявил, что значимость профессии дирижёра преувеличена, он скорее выступает в роли «регулировщика движения». Более того, если повесить занавеску между ним и слушателем, никто никогда не угадает, кто стоит за дирижёрским пультом…)
— Мы с Борей очень дружим, — комментирует эту историю Дмитрий Лисс. — Ко мне после выхода этой передачи подходили, спрашивали: «Ты слышал»? Я говорил — «Нет». Конечно, нашёл в Интернете, посмотрел. Сидел и хохотал!
— Березовский шутил?
— Нет, нельзя сказать, что он шутил. Но он абсолютно спонтанный человек, и в этот момент у него просто было такое настроение. Перед этим интервью он сыграл в Москве концерт Бетховена без дирижёра — и всё получилось. Тогда он подумал «А зачем вообще нужен дирижёр?» И всё. У Познера он говорил ещё и о пианистах — мол, все мы одинаковые, играем одни и те же ноты. Это, конечно, немного ёрнический подход. Но ещё смешнее, что незадолго до этого у Познера был Михаил Плетнёв, который со свойственной ему парадоксальностью сказал: «Дирижёр — не профессия. Это привилегия…» Я тоже долго смеялся. Я очень хорошо знаю их обоих, и понимаю, что к их словам нужно относиться с определённой долей иронии.
Никому не дадим жить спокойно
Уральский государственный академический филармонический оркестр. Фото: Архив СГАФ
— Свердловская филармония давно уже взяла курс на область. Вы с оркестром поддерживаете это направление, несмотря на большое количество мировых гастролей?
— Мы постоянно играем не только в нашем зале, но и в области. Слушатели очень ждут наш оркестр, это всегда праздник. Другое дело, что нет концертных залов — выступаем в театрах, во дворцах культуры — по-разному… У нас был показательный момент в европейском туре. Мы приехали на концерт в небольшой немецкий город Леверкузен. От Леверкузена до центра Дюссельдорфа — 10 минут на электричке, примерно столько же до Бонна, Кёльна. Но в 1910 году известная фирма «Байер» построила в Леверкузене концертный зал. Там выступали все, включая Рихтера и Ростроповича. Не скажу, что это шедевр архитектуры, но это нормальный зал с хорошей акустикой. А у нас людям из того же Ирбита тяжело доехать до Екатеринбурга ради одного концерта. Поэтому так активно развивается наш виртуальный концертный зал. Кстати, я знаю, что сейчас концертный зал собираются построить в Верхней Пышме, надеюсь, всё получится. Да и в нашем городе новый зал — это одна из наших главных целей, от которой мы не отступимся. Получится — не получится, но мы сами успокаиваться не собираемся и жить спокойно никому не дадим!
Определение слова «Филармония» по БСЭ:
Филармония (от фил… (См. Фил…, Фило…) и греч. harmonнa — Гармонияназвание концертных организаций в некоторых странах. В 19 в. в ряде городов Европы и Америки (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и др.) были созданы филармонические общества, которые пропагандировали главным образом симфоническую музыку. Подобные общества получили распространение в 20 в.. в европейских социалистических странах Ф. стали государственными организациями. В СССР Ф. — государственные организации, в задачи которых входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также различных видов эстрадного искусства (танец, художественное чтение и др.). Первые Ф. были организованы в Петрограде (1921) и Москве (1922). На 1 января 1976 в СССР имелось 136 Ф., в том числе республиканские, краевые, областные и городские (в крупных культурных и промышленных центрах).Популяризируя лучшие образцы сов. музыкального творчества, рус. и зарубежную музыкальную классику, народное музыкальное искусство (песни, танцы, инструментальную музыку народов СССР и др. стран), Ф. способствуют художественному росту и выдвижению сов. молодых исполнителей, осуществляют обмен артистическими силами с концертными организациями др. стран. (Организацией гастрольных поездок солистов и исполнительских коллективов по СССР и за рубежом ведают Союзконцерт и Госконцерт.) Ф. имеют постоянных штатных исполнителей-солистов, большие музыкальные коллективы (симфонические и камерные оркестры, хоры и др.), камерные ансамбли. Концертная работа Ф. сосредоточена главным образом в стационарных специальных концертных залах, широко практикуются также выездные концерты на клубных площадках, в промышленные посёлки и сельские местности. Деятельность Ф. играет большую роль в развитии сов. музыкальной культуры, особенно профессионального музыкального искусства союзных республик.
Состав филармоний
На территории России сейчас насчитывают более ста музыкальных учреждений в различных регионах. Они пропагандируют лучшие композиции зарубежной и отечественной классики, а также ведущих российских композиторов.
Филармония – это театр музыки, для исполнения произведений в котором приглашают известных культурных деятелей мира: виолончелистов, скрипачей, дирижёров, пианистов и солистов. В выступлениях очень часто принимают участие лауреаты государственных и международных конкурсов и начинающие музыканты. Филармония – это учреждение с набором штатных исполнителей, камерных и симфонических оркестров, хоров, танцевальных ансамблей, музыковедов и эстрадных коллективов.
Сейчас в столице разноплановые одухотворённые концерты проходят в Дворцах и Домах культуры, концертных залах училищ, консерваторий. Очень часто сотрудники филармонии работают на выезде, посещая высшие учебные заведения, школы, заводы, предприятия.
«Могу и потребовать»
— Какова ваша роль в оркестре, есть грань, за которую не заходите?
— Как у главного дирижёра помимо творческих задач у меня есть и административные. Но в нашей филармонии мне повезло с очень хорошим уровнем менеджмента. Я вообще считаю, что у нас лучший директор в стране, поэтому я избавлен от многих проблем. Главный дирижёр полностью отвечает за творческое состояние оркестра, за направление его развития. Поэтому я не только советую, я могу и потребовать. Это приглашённые дирижёры — сегодня приехал, завтра уехал. Они не могут навязывать свои правила игры. У нас же, безусловно, другой уровень отношений.
— Главная ваша с оркестром победа за эти годы?
— Я не почиваю на лаврах. Ну что значит победа? Как в спорте — сегодня ты пробежал сто метров за 9 секунд, а завтра ты выйдешь из формы и окажешься на обочине. Поэтому главное — завоёвывать новые рубежи. У нас каждые гастроли — что-то новое. В этом сезоне получилось семь поездок, такого никогда не было. Обычно мы ездим два раза, ну три… Дело, конечно, и в юбилее оркестра — получается, что мы достойно его отметили. Были гастроли по Европе с ДмитриемХворостовским и залы, в которых мы раньше не выступали — Вена, Будапешт, Германия, три самых крупных города Австрии. Я не говорю о фестивалях во Франции и Токио, к которым мы уже привыкли. Выступление в Париже на дне независимости России, и первая в истории оркестра поездка в Китай, второй на фестиваль Бетховена в Бонне…
— У вас остаётся время на то, чтобы остановиться и подумать?
— Нет. Всё меньше времени на то, чтобы вообще отдохнуть. Сейчас мой агент говорит мне, что меня хотели бы видеть в филармонии в Петербурге. Просит меня дать сроки. Я посмотрел в свой план и ужаснулся. План не на этот сезон, а на следующий — мне стало не по себе, потому что у меня этих сроков просто нет…
— Наш оркестр был единственным, имевшим абонемент в Мариинском театре…
— Я бы сказал, не единственный (возможно был ещё кто-то), но он был первым. Два года подряд мы там выступали. Это была инициатива Валерия Абисаловича Гергиева, не секрет, что он здесь начинал работать, до сих пор очень тепло относится к нам, следит за нашими успехами. Это был очень благородный жест — одним из концертов он дирижировал. У абонемента был большой успех, очень тепло нас принимала публика.
— Мы уже привыкли, что с Уральским филармоническим оркестром с удовольствием выступают звёзды классической музыки. И многие из них говорят, что для них гарантом качества этих выступлений является главный дирижёр…
— Не только главный дирижёр, в первую очередь — оркестр. И то, что у коллектива столько друзей — здорово. Из года в год с нами работают Борис Березовский, Сергей Крылов, Саяка Сёджи. И это взаимное чувство. Тот же Боря Березовский, Саша Князев, Вадик Репин — очень много сделали для того, чтобы оркестр стал известен, помогали устанавливать контакты, продвигать коллектив. Валерий Гергиев и Денис Мацуев — почётные члены попечительского совета оркестра, люди, которые близко к сердцу принимают его проблемы.
Оркестр всегда выступал с самыми известными артистами страны и мира. На снимке — Эмиль Гилельс, 1966 год. Фото: Архив СГАФ
История развития
Первые филармонические общества образовались в больших городах Америки и странах Европы ещё в девятнадцатом веке. Они занимались пропагандой симфонических произведений. В двадцатом веке филармонии превратили в просветительские учреждения государственного типа преимущественно в социалистических странах. К примеру, в 1976 году в Советском Союзе было более 130 таких организаций. В 1859 году А. Г. Рубинштейн организовал Русское музыкальное общество, которое положило начало интенсивному развитию концертной деятельности в стране.
Московское филармоническое сообщество, открытое в 1883 году, каждый сезон организовывало около 10 симфонических концертов. Под его покровительством действовало Музыкальное драматическое училище, воспитавшее массу известных деятелей искусства.
Филармония – это учреждение, которое впервые на территории бывшего СССР начало функционировать в 1921 году в Петрограде. Затем такая организация появилась и в столице. Филармонии выполняли просветительское предназначение, привлекая к музыкальному искусству широкие трудящиеся массы, молодых людей. Слушатели могли не только насладиться классическими произведениями, но и ознакомиться с лекциями известных деятелей культуры, литературоведов, театралов.
Филармония – это учреждение, сотрудники которого придают огромное значение налаживанию контакта с представителями широких рабочих масс. В импровизированных беседах принимают участие не только художественные руководители заведений, но и начинающие музыканты с высшим образованием.
Концерты в филармонии
Слово «филармония» имеет греческие корни и состоит из слияния двух прекрасных слов: «люблю» и «гармония». В филармонии можно послушать концерты симфонической музыки всемирно известных композиторов в исполнении виртуозных оркестров, ансамбли и сольные концерты игры на музыкальных инструментах, творчество вокалистов, отдельные номера из опер и оперетт. Лучшие дирижеры плетут своими палочками сети, прозрачные, как дождь, в королевстве академической музыки – филармонии.
В штатный состав филармоний входят исполнители и музыковеды, оркестры симфонической и камерной музыки, хоры, эстрадные и танцевальные коллективы.
Концертная программа готовится тщательно с творческим, интеллектуальным подходом и включат в себя подборку музыкальных, литературных и танцевальных композиций.
Концерты проходят не только в стенах Альма-матер, но и в консерваториях, Дворцах культуры, концертных залах музыкальных училищ, а также на выезде: в школах, вузах, на предприятиях.
Репертуарное разнообразие
Репертуар филармонии огромен и базируется на следующих принципах:
- Программа должна постоянно обновляться.
- В концертную программу должны включаться новые произведения, либо давно не исполнявшиеся.
- Организация целенаправленных концертных программ для детской и юношеской аудиторий.
- Пополнение творческого состава молодыми дирижерами и солистами.
- Премьеры современных отечественных и зарубежных композиторов.
Репертуарная политика демонстрирует художественный уровень любой филармонии. Поэтому наряду со всемирно известными произведениями Брамса, Шостаковича, Прокофьева звучат оперные увертюры, музыка из кинофильмов, легкая популярная классика.
Филармония – это не только предоставление духовного удовольствия зрителю, это еще и великий труд служителей искусства. Многократные репетиции обязательны для достижения совершенной техники исполнения, а также гастроли по разным городам и странам.
Филармония – это обитель музыки не только для взрослого слушателя, существует много детских филармоний, в работе которых принимает участие подрастающее поколение.
Деловой клуб для промышленников и купцов
Глядя на здание филармонии, сегодня уже трудно себе представить, что когда-то оно было построено не только и не столько для симфоний и серенад, сколько для деловых переговоров и солидных сделок. Ведь изначально задумано было это здание в 1913 году как Деловой клуб для промышленников и купцов, а построено по проекту архитектора Константина Бабыкина как раз к 1917 году. Клуб был примечателен фасадом в стиле «модерн» и спроектированным внутри клуба городским концертным залом. Недоделанные из-за революционной смуты внутренние работы возобновились в 1920 году, а открылся клуб для посетителей только в октябре 1926 года. С купцами и промышленниками к тому времени было уже туговато, поэтому клуб перешёл в ведение советских инженерно-технических работников и работников народного хозяйства.
Марк Израилевич Паверман
В первые годы существования Делового клуба на его сцене выступали такие знаменитости, как Сергей Лемешев, Иван Козловский и Леонид Утесов, проводили свои первые сезоны Театр юного зрителя и Театр музыкальной комедии. Здесь выступал с докладом нарком просвещения Анатолий Луначарский (позже в областной газете появилась его статья «Город в лесах» со свежими впечатлениями от активно развивающегося Свердловска – в ней кроме прочего, был и восторженный отзыв о здании Делового клуба) и читал свои стихотворения Владимир Маяковский. А в апреле 1934 года в зале Делового клуба состоялся первый концерт симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Марка Павермана – именно на базе этого оркестра и была создана два года спустя Свердловская филармония.
«У нас нет жлобства»
— Дмитрий Ильич, вы возглавили оркестр не в самое простое время, но за эти 20 лет слава вашего коллектива на всероссийском уровне всё сильнее и сильнее набирала обороты…
— В стране — уже потом. Так получилось, что сначала оркестр стал известен за рубежом, вот так у нас бывает… Как это достигалось? Планомерной многолетней работой, грамотно выстроенным менеджментом. Сначала с АлександромНиколаевичем Колотурским мы составили план сохранения и развития оркестра. Это были 90-е, время очень тяжёлое — и без этого плана оркестр можно было потерять. С планом я пошёл к Эдуарду Росселю — он стал покровителем оркестра. Вот с того момента мы начали развиваться. Потихоньку начала расти заработная плата, начались зарубежные поездки. Музыкантам это далось очень непросто: не всегда хорошие условия, не всегда хорошие залы — нужно было пробиваться. Годы ушли на то, чтобы сделать оркестр известным, но мы совершенно точно не собираемся останавливаться и будем двигаться вперёд во всех смыслах.
— Можете охарактеризовать уральских музыкантов, с которыми давно работаете?
Правила этикета на концертах академической музыки
Собираясь насладиться музыкой в филармонии, нужно помнить несколько важных правил поведения:
- Опаздывать неприлично, двери зала закрывают изнутри.
- Внешние раздражители мешают работе на сцене, поэтому мобильные телефоны нужно выключить и избегать резких парфюмерных запахов.
- Несвоевременные аплодисменты – признак невежества.
- Маленьких детей желательно оставить дома.
- Нельзя пользоваться фотоаппаратом во время выступления артистов.
- Цветы всегда приветствуются.
Одной из старейших филармоний, созданной в XIX веке, является Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Она насчитывает два концертных зала, Большой и Малый, которые собирают на своих сценах сильнейших виртуозов и лучшие оркестровые коллективы мира. Лист и Вагнер, Берлиоз и Рихтер, Рубинштейн, Ростропович – далеко не полный список тех, кому распахнула объятия филармония.
Санкт-Петербург всегда славился выдающимися мастерами слова, которые проводили творческие встречи в залах филармонии. Концерты, блистательный творческий коллектив, лекционная и издательская деятельности, огромная библиотека – достояние филармонии. И главной задачей всех сопричастных к филармонической концертной деятельности является воспитание любви к гармоничной академической музыке.
Филармонии России
|
|
Детские филармонии
Учреждения, предназначенные для пропаганды классической музыки, принимают не только взрослую аудиторию. Детская филармония – это заведение, которое впервые появилось в стране в 1970-х годах прошлого века, но уже успело найти своих почитателей. Такие заведения, как правило, находятся под патронажем областных организаций. Несмотря на это, у них есть персональная дирекция, штат лекторов, артистов, а иногда и отдельное концертное помещение.
Сейчас на территории России действуют 20 детских филармоний, в которых регулярно проводятся музыкальные беседы, лекции, камерные, сольные и симфонические выступления. Ученики городских школ обычно принимают участие в концертах, посещая танцевальные и хоровые коллективы. Также дети получают возможность составлять абонементы, программы и распространять билеты на мероприятия. Познание неповторимого и незабываемого мира искусства позволяет ребятам учиться доброте, мудрости и постигать прелести мира.
Любопытные факты из жизни Детской филармонии
Свердловская государственная детская филармония – первая детская филармония в СССР.
Первый концерт состоялся 24 марта 1979 года в здании Свердловской государственной академической филармонии. В первом отделении выступали взрослые музыканты, во втором – Капелла мальчиков и юношей и ансамбль танца «Улыбка». Также в концерте участвовал детско-юношеский оркестр музыкальной школы-десятилетки под управлением Вольфа Усминского.
Капелла мальчиков и юношей старше Детской филармонии, так как она «выросла» из Хора мальчиков Свердловского Дворца пионеров, которым руководила Лариса Балтер. Лариса Александровна — первый художественный руководитель Свердловской детской филармонии. В мартовском концерте- презентации в роли «Улыбки» выступал другой детский коллектив основателя ансамбля Татьяны Мироновой. Первый набор в «Улыбку» состоялся в сентябре 1979 года.
СГДФ – единственная детская филармония в стране, которая имеет собственное здание и собственные концертные залы: Камерный носит имя выдающегося дирижера Марка Павермана, большой зал — Екатерининский.
Первые зарубежные гастроли состоялись в 1987 году, в Берлин. Самая далекая страна, которую посетили юные артисты Детской филармонии, Чили. За сорок лет коллективы СГДФ побывали с концертами более чем в сорока странах Европы, Азии и Африки.
Капелла мальчиков и юношей в 1982 году получила престижное звание лауреата премии Ленинского Комсомола. Оно служило «пропуском» на ведущие концертные площадки страны.
«Старт дает Москва» — первый танец ансамбля танца «Улыбка», который увидели зрители. Он был посвящен Олимпиале-80. А факелоносцем зимней Олимпиады 2012 года стала Ольга Журавлева, художественный руководитель ансамбля танца «Улыбка».
Оркестр народных инструментов Детской филармонии – единственный на Урале концертный молодежный оркестр народных инструментов.
Первое время (правда, совсем недолго) в Джаз-хоре пели не только девочки, но и мальчики. Сегодня Джаз-хор — уникальный коллектив, в составе которого почти двести девочек от пяти до 20 лет, поющие на двадцати языках
Самый молодой коллектив Детской филармонии — Театр мюзикла, который был создан в декабре 2015 года
За сезон юные артисты ДФ дают более 200 концертов
Символ Детской филармонии – Ангел с дудочкой — появился к десятому дню рождения. Его придумали известные екатеринбургские художники Леонид Салмин и Лариса Левицкая. Сначала в руках ангела была арфа, потом скрипка и только потом дудочка. В 2012 году у Детской филармонии появился пушистый талисман — Кот Филармоник. У него, кстати, есть реальный прототип — чистопородный мэйн-кун, который жил в одном из высотных домов на берегу Исети.
В 2013 году на сцене Екатерининского зала появился рояль «Стейнвей» — первый инструмент такого класса, установленный в детской концертной организации Урала. Право первого аккорда досталось народному артисту России Денису Мацуеву.
Реконструкция здания Детской филармонии длилась пять лет, внутреннее пространство увеличилось в три раза и выросло на два этажа. В новом здании есть смотровая площадка, с которой открывается один из самых красивых видов на город с высоты пчелиного полета.
Парадный занавес Екатерининского зала весит более 600 килограммов, каждая швея работала с грузчиком, который держал тяжелую ткань.
Выпускники Детской филармонии живут на всех континентах кроме Антарктиды.
Фестиваль «Земля – наш общий дом» — брендовый проект Детской филармонии при рождении имел имя «Широка страна моя родная», затем недолго назывался «За мир и дружбу на земле», в начале 90-х получил то имя, с которым вошел в историю международного фестивального движения.
У Детской филармонии есть собственное телевидение которое работает 24 часа в сутки
История создания
Государственная концертная организация «Свердловская областная филармония» стала третьей филармонией, появившейся в стране – после Московской и Ленинградской (а кто-то ещё сомневается, что мы всегда были третьей столицей!). Первый её сезон был открыт 29 сентября 1936 года. Концертный зал Свердловской филармонии окончательно и бесповоротно, с первых сезонов зарекомендовал себя как ведущая концертная площадка города (фраза «В Свердловске исполняется впервые» мелькала в программках симфонических концертов с завидной регулярностью), остаётся таковым и по сей день. В 1973 году в филармонии появился «король инструментов» — самый настоящий немецкий орган (с 2002 года органистом является Тарас Багинец), а в мае 1998 года концертной организации «Свердловская государственная филармония» было присвоено звание «Академическая».
«Король инструментов» — орган. Автор фотографии: Георгий Мамарин
Состав
В Крымскую филармонию входят: симфонический оркестр, камерный хор «Таврический благовест», крымскотатарский ансамбль песни и танца «Хайтарма», вокальный ансамбль «Славия», солисты-вокалисты, в числе которых несколько народных и заслуженных артистов Украины (Елена Басаргина, Марина Семёнова, Зоя Рудник, Нина Козлова, Наталья Безкоровайная, Эльмира Налбантова), концертмейстеры (Светлана Завьялова и Елена Рязанова — заслуженные артистки Украины), заслуженная артистка Украины Татьяна Маркина, работающая в редком и сложном жанре моноспектакля, лекторы-музыковеды.
Симфонический оркестр Крымской филармонии проводит циклы абонементных концертов в городах Крыма, активно сотрудничает с оркестром Баден-Бадена (Германия). Результатом этого сотрудничества стали постановки в 1999 году «Кармина Бурана» К. Орфа в Ялте и в 2000 году «Кармина Бурана» и «Половецких плясок» А. Бородина в Баден-Бадене и Хайдельберге.
1965—2005 гг. — главный дирижёр и художественный руководитель Симфонического оркестра Крымской государственной филармонии — Алексей Феодосьевич Гуляницкий, народный артист Украины. Во время работы А. Гуляницкого руководителем коллектива оркестр впервые стал выезжать на гастроли за пределы Крыма и Украины. В 1977 г. оркестр завоевал звание «Лауреат Всесоюзного смотра-конкурса». Оркестр дважды удостаивался высоких правительственных наград: Почётной грамоты Президиума Верховного Совета УССР (1987) и Почетной грамоты Кабинета Министров Украины (1999 г.). А. Гуляницкий в общей сложности дал более 2500 концертов. Четырнадцать артистов оркестра удостоены почетных званий Украины и Крыма.
Под руководством Игоря Александровича Каждана (с 2006 г.) оркестр явился первым в мире, проводящим планомерную работу по воспитанию исполнителей из числа наиболее талантливых молодых дарований, многие из которых добились мирового признания (циклы «Новые имена Крыма» и «Ранний рассвет»). Наряду с этими циклами оркестр также проводит с 2011 г. мастер-классы по дирижированию для студентов и выпускников консерваторий.
С 2014 года Симфонический оркестр Крымской филармонии возглавляет Заслуженный деятель искусств Украины Александр Долинский.
С 2017 года Крымская государственная филармония начала произовдство музыкальных клипов.
Явление органа
Почти 15 лет потребовалось пермякам, чтобы мечта об Органном зале стала явью. И дело тут не в каких-то бюрократических препонах, а в объективных обстоятельствах.
Для размещения такого большого инструмента как орган требовалось особое помещение, но поиски удачного решения растянулись на годы.
Сначала для органа планировали использовать бывшую Феодосьевскую церковь. Акустически здание идеально подходило, но в это время началась компания по передаче храмов своим прежним владельцам. Первый план осуществить не удалось. И как показала история — к лучшему…
Позже возникла идея размещения органа в колонном зале института искусства и культуры, но и она отпала.
Рустем Талгатович Хасанов (слева) — директор Пермской филармонии с 2002 по 2005 гг. |
7 сентября 2001 года распоряжением губернатора Пермской области принято решение о реконструкции конференц-зала, принадлежавшего областной администрации, под установку музыкального органа и создания там концертного зала современного уровня. У специалистов возникли опасения при планировании, так как рядом проходила трамвайная линия и улица была слишком шумной. Однако исследования дали положительную оценку: орган устанавливать можно!..
В ходе международного тендера определилась и фирма-изготовитель — Glatter-Gotz Orgelbau CmbH (г. Овенген, земля Баден-Вюртемберг, Германия), известная своими органами, установленными в Южной Корее, Ирландии, США. Пермский заказ стал первым из России.
Еще до начала работ в Перми побывала группа московских специалистов, которая разработала акустическое решение будущего оранного зала. При этом были максимально учтены все проблемы, вплоть до нужного материала для оштукатуривания стен, крепления стеновых панелей, выбора формы кресел. Именно эти детали и мелочи позволили пермскому органному залу стать одним из лучших в Европе.
Установка инструмента началась в 2003 году. В Пермь прибыл ценный груз — 291 ящик с деталями органа общим весом в 12,6 тонн. К монтажу органа 23 сентября 2003 года приступила бригада немецких специалистов, которые осуществили монтаж инструмента, состоящий из 2362 труб различной конструкции и назначения. Эта сложная филигранная работа была исполнена с блеском!
С того дня Пермский орган зажил своей жизнью — насыщенной, яркой и многогранной. Этот небольшой зал на 412 мест стал самым популярным и одним из любимых мест отдыха горожан.
Что в итоге
- Fortnite очень популярная игра. А благодаря специфике жанра и мультяшному стилю она вызывает особый интерес у детей школьного возраста. И в целом тут нет ничего плохого.
- Однако есть ряд моментов, которые могут нанести вред ребёнку: затягивающий игровой процесс и не всегда корректное общение в чатах. Чтобы избежать проблем, стоит сразу обозначить, сколько времени можно проводить в игре, и объяснить детям, о чём нельзя говорить с незнакомцами.
- Также стоит отвязать карту от устройства, на котором ребёнок запускает игру, или отключить внутриигровые покупки в настройках системы.
- Запрещать играть не нужно, так как у Fortnite есть и плюсы: она помогает детям социализироваться и учит решению задач, планированию, тактическому мышлению, улучшает ориентацию в трёхмерном пространстве. Все эти навыки пригодятся ребёнку в жизни.