Производство
Цех №1 – Первичная переработка нефти
Установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АТ-1
1939
· Нефть легкая
Атмосферный блок:
· Фр. НК-85 ℃ – сырье уст. изомеризации, компонент товарных автобензинов,
· Фр. 85-145 ℃ – сырье уст. риформинга,
· Фр. 140-180 ℃ – сырье уст. риформинга,
· Фр. 180-210 ℃ – компонент товарных, дизельных топлив, сырье уст. ГДС-850,
· Фр. 210-340 ℃ – компонент товарных, дизельных топлив, сырье уст. ГДС-850,
· Фр. 300-380 ℃ – компонент товарных судовых и котельных топлив,
· Мазут – компонент котельных и судовых топлив, сырье вакуумного блока АВТ-1.
· Блок электрообессоливания
· Блок отбензинивания обессоленной нефти
· Блок атмосферной трубчатки
· Блок стабилизации фракции НК-85
· Блок удаления растворённых углеводородных газов и воды из фракции НК-85
· Блок очистки ТС-1
Установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-1 1952 (2012 рек.) 1,0 · Нефть тяжелая
Атмосферный блок:
· Фр. НК-85 ℃ – сырье уст. изомеризации, компонент товарных автобензинов,
· Фр. 85-145 ℃ – сырье уст. риформинга, компонент товарных реактивных топлив,
· Фр. 140-180 ℃ – сырье уст. риформинга, компонент товарных реактивных топлив,
· Фр. 180-210 ℃ – компонент товарных дизельных топлив, сырье уст. ГДС-850,
· Фр. 210-340 ℃ – компонент товарных дизельных топлив, сырье уст. ГДС-850,
· Фр. 300-380 ℃ – компонент товарных судовых и котельных топлив,
· Мазут – компонент котельных и судовых топлив, сырье вакуумного блока АВТ-1.
· Фр. дизельная – сырье уст. ГДС-850, компонент судовых топлив,
· I вакуумный погон – компонент вакуумного газойля низкозастывающего (ВГЛ) (товарный продукт), топлив судовых;
· II вакуумный погон – компонент котельных топлив, ВГЛ (товарный продукт);
· III вакуумный погон – компонент котельных топлив, ВГЛ;
· Гудрон – компонент котельных топлив, сырье уст. висбрекинга, битумной установки.
· Блок электрообессоливания
· Блок отбензинивания обессоленной нефти
· Блок атмосферной трубчатки
· Блок физической стабилизации бензинов атмосферной перегонки нефти;
· Блок щелочной очистки бензинов от сероводорода.
Установка висбрекинга 2007 0,8 · Гудрон с уст. ЭЛОУ-АВТ-1.
· Очищенный сухой газ – топливо для печей,
· Бензин стабильный – компонент товарного БГС,
· Лёгкий газойль – компонент товарных дизельных топлив, котельных топлив, судового топлива, сырье уст. ГДС-850,
· Остаток висбрекинга – компонент котельного топлива.
· Блок предварительного нагрева сырья
· Блок нагревательно – реакционный
· Блок стабилизации бензина
· Блок очистки углеводородного газа
· Блок вспомогательного оборудования (охлаждение насосов, подготовка жидкого топлива на узел прокачки оборудования).
Установка производства битумов БУ-1 1942 · Гудрон с уст. ЭЛОУ-АВТ-1. · Различные сорта битумов. · Блок окислительных колонн
· Эстакада налива
Цех №2 – Газокаталитический
2006 (рек.)
0,384
· Бензиновая фр. 85-145 ℃,
· Смесь прямогонных фракций 85-145 ℃ и 140-180 ℃ с уст. ЭЛОУ-АВТ-1, ЭЛОУ-АТ-1
· ВСГ – сырье блока концентрирования ВСГ уст. ГДС-850,
· Сухой газ – топливо для печей,
· Головная фр. – товарный продукт,
· Стабильный катализат – компонент товарных автобензинов.
· Реакторный блок гидроочистки
· Блок отпарной колонны гидроочистки
· Реакторный блок риформинга
· Блок сепарации продуктов риформинга
· Блок стабилизации бензина
Блок низкотемпературной изомеризации 2009 0,12 · Фр.НК-75 ℃ с уст. ЭЛОУ-АВТ-1, ЭЛОУ-АТ-1 · Газ сухой – топливо для печей,
· Головная фракция – товарный продукт,
· Изопентан – компонент товарных автобензинов,
· Стабильный изомеризат – компонент товарных автобензинов.
· Блок гидроочистки,
· Блок изомеризации стабильного гидрогенизата с предварительным гидрированием бензола
· Блок деизопентанизации
Установка гидроочистки дизельного топлива ГДС-850 2003 0,85 · Дизельные фракции с уст. ЭЛОУ-АВТ,
· Газойль с уст. висбрекинга,
· Фр. вакуумного ДТ с уст. ЭЛОУ-АВТ-1,
· ВСГ с уст. риформинга
· Жирный газ – топливо для печей,
· Бензин-отгон – компонент товарного БГС,
· Дизельное топливо гидроочищенное – товарный продукт.
· Сероводород – сырье блока получения серы,
· Водород 99,9% – сырье установки ГДС-850, сырье уст. изомеризации, риформинга,
· Сера техническая комовая – товарный продукт.
· Резервуарный парк установки;
· Блок стабилизации нестабильного гидрогенизата и очистки газов;
· Блок регенерации насыщенного раствора МДЭА;
· Блок производства серы с узлом очистки хвостовых газов;
· Блок концентрирования водородсодержащего газа
История
Завод был основан в конце 1933 — начале 1934 года в поселке Чибью. Изначально назывался Ухтинский нефтеперегонный завод. Переработка нефти в первый год работы составила 13112 тонн.
В 1939 году на Ухтинском НПЗ впервые введена в эксплуатацию атмосферная трубчатка (установка непрерывной атмосферной перегонки нефти). Ухтинский НПЗ также стал первым в перегонке тяжелой нефти с получением масел и полуасфальта.
Во время Второй мировой войны завод выпускал новые виды нефтепродуктов, использовавшиеся в качестве топлива для танков, самолетов, автомобилей, тракторов и флота.
С 1999 года завод входит в состав ОАО «ЛУКОЙЛ». Снабжается сырьём по нефтепроводу Уса – Ухта с месторождений «ЛУКОЙЛ-Коми».
9 января 2020 года в 16:45 (мск) на предприятии произошли взрывы и пожар на установке гидродепарафинизации дизельного топлива. Один из сотрудников НПЗ пострадал и его отвезли в Ухтинскую городскую больницу. К утру 10 января пожар, распространившийся на территории в 1000 м², был потушен. В ликвидации пожара принимали участие 104 человека и 19 единиц техники, в том числе пожарный поезд. В результате аварии было повреждено девять ёмкостей с нефтепродуктами.
Модернизация
В апреле 2000 года Совет директоров компании «ЛУКОЙЛ» утвердил Комплексную программу реконструкции и модернизации ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка».
В программе перед предприятием поставлены приоритетные задачи:
- увеличить глубину переработки нефти до уровня не ниже среднеотраслевого;
- довести качество продукции до уровня требований европейских спецификаций;
- решить экологические проблемы.
В соответствии с программой на развитие предприятия Компанией направлено более десяти миллиардов рублей, что позволило коренным образом модернизировать первичную переработку нефти, организовать производство топлива для реактивных двигателей (авиакеросин), построить и освоить впервые в России комплекс гидродепарафинизации дизельных топлив, крайне важный при переработке высокопарафинистых нефтей Тимано-Печоры.
В 2003 году введена в эксплуатацию установка ГДС-850 — первый отечественный проект, в котором реализована технология гидродепарафинизации дизельного топлива, совмещенная с глубокой гидроочисткой его от серы, позволяющая выпускать дизельное топливо с ультранизким содержанием серы в соответствии со стандартами Евро-4 и Евро-5.
В 2004 году в эксплуатацию введен комплекс железнодорожной эстакады слива нефти и налива темных нефтепродуктов, который позволил существенно (до 4 миллионов тонн в год) увеличить отгрузку нефтепродуктов.
В 2007 году на заводе досрочно был введен в эксплуатацию очередной важнейший объект: установка висбрекинга проектной мощностью 800 тысяч тонн в год. С вводом установки один из главных показателей производства — глубина переработки нефти, завод получил значительный экономический эффект. В комплексе с висбрекингом была построена единая операторная, куда постепенно перейдет все управление производственным процессом.
В 2009 году введена в эксплуатацию установка изомеризации, позволившая ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» приступить к выпуску экологически чистых бензинов ЕВРО-4.
В 2012 году на заводе осуществлена реконструкция одной из старейших установок завода – АВТ.
Строительство нефтеперерабатывающего завода на Ухте
Но вернёмся к строительству НПЗ.
Согласно приказу Ухтпечтреста с января 1937 года начальником строительства нового НПЗ был назначен майор пограничных войск Оскар Мартынович Оконов. К изысканиям для проектирования и строительству завода приступили в апреле 1937 года. Геологические и гидрологические исследования площадки производились методом ручного бурения неглубоких скважин и шурфовочных работ под объектами строительства. Было пробурено 20 скважин и выполнено 5 шурфов. Началась расчистка площадки от кустарника, мелкого березняка и ельника. Большая часть территории была заболочена, а уровень грунтовых вод был на глубинах от 0,45м. до 3,8м. До начала основного строительства срочно надо было осушить всю площадку. И это было сделано в кратчайшие сроки, в летний период 1937 года.
Уже в июле на площадке работало около 700 человек-заключенных. Все работы выполнялись вручную. Расчистку закончили в августе, а открытые дренажи и дрены в октябре.
А ещё русло ручья Ветласян-Иоль, от устья вверх, на протяжении 1300 м. «… было очищено от завалов корней, пней и свалившихся стволов деревьев, дабы увеличить сброс паводка и отсасывания почвенных вод с заболоченных и сырых мест береговой территории».
Кроме открытых дренажей летом того же года для более полного отвода грунтовых вод, решением Техсовещания при начальнике строительства, было решено устроить дрены глубокого заложения.
Сам термин – дрена, а самое главное — способ ее устройства, в строительстве уже давно не используется. Тогда же это был, пожалуй, единственный и вполне эффективный метод водопонижения. Но очень трудоёмкий
Внимательный читатель, наверное, обратил внимание на приведённые объёмы выполненных земляных работ. После грубой прикидки полученные цифры меня, как строителя, очень сильно впечатлили, если учесть, что все работы выполнялись вручную
Но это ещё не всё.
Согласно читаемому мной «Техническому проекту…» был выполнен фашинный и жердевой дренаж. Проведу для всех маленький ликбез.
Для начала уточним, что же такое фашина, а заодно и конструкцию дрен, которые были выполнены на строительстве НПЗ.
Фашина — связка прутьев, пучок хвороста, перевязанный скрученными прутьями (вицами), верёвками или проволокой. Бывают лёгкие и тяжёлые фашины. Последние, (длиной 5—10 метров диаметром 0,6—1,2 метра), начиняются крупной галькой, щебнем и другим. Правильно сделанный фашинный дренаж способен прослужить более 25 лет.
А еще были дороги, кюветы, дорожно-пропускные сооружения для дрен, котлованы под здания атмосферной трубчатки и очистного отделения и другие заводские объекты.
Дочитав Техпроект до конца и осмыслив приведенные цифры выполненных работ, я был поражен. Какой же колоссальный объем земли был перелопачен вручную за столь короткое время руками заключенных. Каких нечеловеческих усилий потребовала от них эта работа. Именно их стараниями сегодня мы имеем то, что имеем, именно с этого началась точка отчета истории по имени завод.
Река Ухта и Теплушка
Но сначала хочу остановиться на сведениях о реке Ухте, которые есть в Техпроекте. Именно здесь имеется первое упоминание о половодье, которое произошло на реке Ухте в 1934 году, когда вода поднялась на 346 см.
И ещё о ручье Ветласян-Иоль. В моем детстве мы называли его Теплушка. В него НПЗ сбрасывал воду с теплообменников, и температура воды была 25-30°. Ручей не замерзал даже в самые сильные морозы. В сентябре и даже в октябре, до первого снега, мы с друзьями ездили туда купаться. Надо отметить, что гидрометеорологические наблюдения в Ухте начали вести на регулярной основе с 1931 года, когда была организована метеостанция под руководством отбывающего свой срок профессора Александра Иосифовича Мацейно. В 1938 году по распоряжению начальника Ухтижмлага метслужбу обязали составлять обзор метеорологических условий за сутки с краткой характеристикой текущей и ожидаемой погоды и сводный отчет за каждый месяц. Он тиражировался для отделов управления и производственных подразделений. Работники метеостанции также вели наблюдения за уровнем и определение расхода воды в реках Ухта, Чибью, Ижма. А полноценная гидрологическая группа для изучения режима реки Ухты, а также ряда других рек, протекающих по территории Ухтижмлага, была создана в 1940 году. Кстати, руководил этой группой заключенный, будущий доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой климатологии Тимирязевской сельскохозяйственной академии Чирков Юрий Иванович.
С чего все начиналось
Строительство нефтеперегонного завода разворачивалось медленно. Не хватало специалистов, стройматериалы поставлялись крайне нерегулярно, изготовление нефтеперегонных кубов на механическом заводе велось с задержкой из-за отсутствия необходимых материалов, практически отсутствовала строительная документация. И, тем не менее, в марте 1934 года, после окончания монтажных работ, в периодическую работу были запущены два нефтеперегонных куба, третий был подключен в мае, залив кубов составлял 16 тонн. 1 июня завод ввели в эксплуатацию. Полностью строительство завершилось 20 августа, когда все три куба были сведены в одну систему непрерывно действующей батареи. От этой даты и ведется отсчет начала работы Ухтинского НПЗ. Конечно же, между сегодняшним заводом и тогдашним, образца середины 30-х годов, огромная дистанция. Нефтеперегонная установка из трёх непрерывно действующих кубов, небольшая ректификационная колонна, заполненная керамическими насадками – кольцами «Рашига», паровые насосы системы «Worthington» и несколько конденсаторов-холодильников. Рядом с установкой, в бревенчатом бараке, располагались лаборатория и вспомогательное хозяйство. Вот и весь завод. Завод благополучно запустили, а руководителя строительства «достойно наградили». За срыв сроков пуска завода на полтора месяца Яков Голобородько был арестован вторично и привлечён к уголовной ответственности. Добыча нефти на Чибьюсском месторождении и Ярегском промысле постоянно увеличивалась. Росла и потребность в продуктах нефтепереработки – бензине керосине, солярке, мазуте, как для собственных нужд, так и для Коми АССР в целом. По этому, руководством Ухтпечлага было принято решение о реконструкции действующего производства и строительстве нового нефтеперерабатывающего завода. Недавно мне в руки попал интересный документ. Он назывался «Технический проект НПЗ в Чибью. Геология и гидрология площадки. Осушение площадки (дренаж)» 28 апреля 1939г.
Этот 33-страничный машинописный документ на первый взгляд может показаться скучным и представлять интерес только для специалистов. Но это только на первый взгляд. На самом деле он просто кладезь информации о том, с чего начиналось строительство нового НПЗ в те, теперь уже далекие годы, и с какими трудностями пришлось столкнуться строителям. В своем повествовании я буду опираться на этот документ и постоянно его цитировать. К сожалению фотографий стройки того времени практически нет. Но оно и понятно, на дворе конец 30-х, объект режимный, все делается руками заключенных и человек с фотоаппаратом воспринимался бы шпионом, точно. Что же из себя представляла площадка для строительства.
Старейший НПЗ ЛУКОЙЛа продолжает работу, несмотря на последствия пожара и трех хлопков
На производстве дизтоплива Ухтинского завода сгорели 9 емкостей с ГСМ, пострадал один человек.
10 января 2020 12:46 , ИА «Девон» Взрыв и пожар на установке гидродепарафинизации дизельного топлива Ухтинского НПЗ ЛУКОЙЛа в Республике Коми не приведет к значимым последствиям для поставок топлива на российский рынок. Вреда экологии нет, заявляют в компании. Однако в результате ЧП пострадал один человек. Состояние рабочего, получившего ожоги лица, расценивается как удовлетворительное.
Пожар начался вечером 9 января на объекте нефтеперерабатывающего завода ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка». Площадь горения составляла около 1 тыс. кв. м. В ночь на 10 января пожар был локализован.
На блоке ввода присадок ведутся ремонтно-восстановительные работы, узнал Информ-Девон из сообщения пресс-службы ЛУКОЙЛа.
Угрозы действующему технологическому оборудованию завода, резервуарным паркам и межцеховым коммуникациям нет. Блок является самостоятельным узлом, он расположен на безопасном расстоянии от основных объектов предприятия. Другие установки предприятия работают в штатном режиме. Продолжается выпуск товарной продукции, ограничений по приему нефти нет, сообщает компания.
На Ухтинском НПЗ сгорели девять резервуаров с горюче-смазочными материалами (ГСМ), сообщил мэр Ухты Магомед Османов.
«Это девять емкостей, где хранится ГСМ. В 16:45 произошла разгерметизация одной, в 16:50 — первый взрыв, — приводит его слова ТАСС, — Сначала была утечка с трех резервуаров, остальные охлаждали, чтобы не произошло разгерметизации. Затушили вылившуюся жидкость, порядка 60-70 кубометров. В резервуаре жидкость оставалась, продолжала течь, было факельное горение».
«Мы предполагали, что на этом все закончилось, но из-за того, что долго горело, произошла разгерметизация остальных емкостей. Вновь возникло пламя, и произошло три хлопка. За обваловку жидкость не вышла», — сообщил мэр.
Он отметил, что опасности для жителей Ухты нет. «За пределы территории завода не вышло бы. Ветер уходил в сторону леса, не на город. Роспотребнадзор проводил замеры, превышение ПДК не обнаружено», — добавил Османов.
Напомним, что в октябре 2018 года на заводе «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» произошел пожар. Столб огня от горящих нефтепродуктов поднимался на 20 метров.
Ухтинский НПЗ — одно из старейших НПЗ России. Запущен в 1934 году. С 1999 года принадлежит ЛУКОЙЛу. Ухтинский завод является для компании самым проблемным перерабатывающим НПЗ, пишет «Коммерсант». В комплекс входят установки первичной переработки нефти, каталитического риформирования бензинов, гидроочистки дизтоплива, изомеризации, а также висбрекинга гудрона и производство битума.
Мощность первичной переработки — 4,2 млн тонн. На выходе — около 1 млн тонн дизтоплива и 0,5 млн тонн бензинов. Однако в 2018 году переработка составила 2 млн тонн. Это самый маленький НПЗ ЛУКОЙЛа, не считая мини-НПЗ. На ухтинский завод пришлось 4,4% всей нефтепереработки Лукойла в 2018 году.
До 2016 года Ухтинский завод перерабатывал сверхтяжелую нефть с Ярегского шахтного месторождения, выпуская в основном мазут. Экономика НПЗ стала отрицательной после запуска в России налогового маневра, говорит источник издания. Налоговый маневр должен был стимулировать рост производства светлых нефтепродуктов и сделал невыгодным экспорт мазута.
По неофициальным данным, ЛУКОЙЛ рассчитывал продать актив, но не смог найти на него покупателей.
Затем компания смогла договориться с «Транснефтью» о приеме нефти с Ярегского месторождения в трубу. На Ухтинский НПЗ стало поставляться легкое сырье с Западно-Тэбукского месторождения в Коми. Это позволило повысить глубину переработки и нарастить выпуск светлых нефтепродуктов.
Учитывая небольшие объемы производства, эксперты сомневаются, что даже полная остановка Ухтинского НПЗ повлияет на российский рынок топлива. Он сейчас профицитен как по бензину, так и по дизтопливу. Собеседники издания добавляют, что в канун Нового года и в первые дни после праздников в России традиционно повышается количество происшествий на промышленных объектах.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Лукойл, Коми, безопасность, дизтопливо