Интересные факты о народе башкирии

Интересные факты о народе башкирии: особенности характера и традиций, обряды и ритуалы, национальный костюм - "7к"

Основное содержание статьи

Аннотация

Рассматриваются особенности погребальной обрядности башкир, те специфические черты, которые отличают их ритуал от ортодоксального мусульманского. На основе этнографических и археологических данных автором исследуются черты башкирского погребального ритуала, тождественные обрядам, традиционным для народов, предками которых были племена древнего Турана. Также утверждается тезис о том, что башкирские обряды, связанные со смертью и похоронами, наиболее типичны для верований маздаистского круга, объединенных идеей сакральной нечистоты мертвого. Отпечаток маздаистской идеологии прослеживается в отношении окружающих к трупу умершего, в традиционных мерах предохранения от осквернения людей, земли, в способах захоронения. Отзвуком доисламских верований башкир являются этнографический праздник «Карга туй» и обряд выкупа грехов умершего «дэуер». В статье делается вывод, что генетические корни традиционного мировоззрения башкир, нашедших отражение в их погребальной обрядности, необходимо искать в традиционном маздаизме. По мнению автора, сохранившиеся в погребальных ритуалах башкир элементы древних верований расширяют представления о хронологических рамках и территории формирования народа.

Национальные блюда

Кухня башкир формировалась под воздействием их образа жизни. Зимовка в деревнях и кочевка в летний период сказались на вкусовых предпочтениях нации. Обитатели Башкортостана большие любители мяса, с прохладой относятся к различным специям.

Кочевой образ жизни объясняет тягу к продуктам долгосрочного хранения: отварная, сушеная и вяленая конина либо баранина; мед, злаки и ягоды. Также башкиры большие любители кисломолочной продукции. На праздничном столе можно увидеть казы (конская колбаса), кумыс (сквашенное кобылье молоко), муйыл майы (масло из черемухи).

Национальным блюдом башкир считается бешбармак – мясной суп с куриной лапшой. Помимо этого, к традиционным кушаньям относят: вак-белиш (пирожки с картофелем и мясом), тукмус (суп из гусятины и тонкой лапши), тутырлган таук (фаршированная курица), куырылган (салат из картофеля, рыбы, соленых огурчиков, майонеза и зелени, завернутый в омлетный блинчик).

Традиционная одежда

Традиционная мужская нательная одежда состояла из рубахи и штанов «с широким шагом». Верхней одеждой служили камзолы, легкие прямоспинные расклешенные халаты, суконные чекмени, овчинные шубы и тулупы. Головные уборы – тюбетейки, войлочные шляпы, малахаи, круглые меховые шапки. Обувь – сапоги, кожаные башмаки, ичиги, бахилы, в Приуралье – еще и лапти.

Женская одежда отличалась богатством декоративной отделки. Длинные отрезные по талии платья с оборками (күлдәк), фартуки украшались тканым узором, вышивкой; бархатные камзолы, распашные кафтаны (елән), чекмени из цветного сукна – позументом и серебряными монетами.

Молодые женщины носили нагрудники, сплошь покрытые кораллами, монетами, ювелирными бляхами (на севере и северо-востоке – «муйынїа», на юго-востоке – «сөлтөр», в бассейне реки Дёма – «һакал», который надевали в комплекте с наспинным украшением «иңһәлек»).

«Такыя» – шлемовидная шапочка, расшитая монетами и кораллами, и колпачки, орнаментированные бисером и жемчугом, являлись девичьими головными уборами. На юге замужние женщины надевали на голову «єашмау» – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной наспинной лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури, в Зауралье – «єушъяулыє» – большое покрывало, украшенное вышивкой, пронизками из бисера, кораллов, мелких монет. Женщины носили также шапки из ценных мехов.

Оригинальная обувь под назв. «єата» или «сарыє» – кожаные сапожки с белыми суконными голенищами, декорированными яркой вышивкой, аппликацией из красного сукна, кумача – бытовала у зауральских башкирок.

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из серебра, кораллов, бисера, монет, бирюзы, сердолика, цветного стекла – серьги, браслеты, перстни, косники, застежки.

Христианство

Отдельные следы пребывания христиан на территории Республики Башкортостан относятся к 8-10-му векам. Носители христианской веры попадали сюда из Византии, Хазарии и других стран. Многочисленные торговые связи неизбежно оказывали воздействие на культурные и религиозные воззрения населения. Особенно близки были христианские идеи таким соседним народам, как волжские болгары и финно-угорские племена. Еще до 12-го века новгородские купцы оказывали большое влияние на регион между реками Обь и Уфа, принося с собой свою религию и культуру.

Православие

Основательно обосноваться на территории Башкортостана православие смогло только с 16-го века. В период расширения имперской экспансии Московского государства, времен правления Ивана Грозного, в Башкирию переселялось множество русских стрельцов. Поселенцы строили дома и основывали новые населенные пункты. Именно в этот период, в 1574-м году, была построена первая православная церковь в Уфе, посвященная Святой Троице.

В сталинский период Уфимскую епархию ждала судьба множества религиозных учреждений в СССР. Действующим оставался только один христианский храм – Сергиевская церковь в Уфе. До 1990-го года на территории Республики Башкортостан было только 17 действующих храмов. Сейчас здесь открыто более 200-т церквей и 8 монастырей, а восстановленная Уфимская епархия открыла более 160-ти воскресных школ, несколько приютов, живописные мастерские и библиотеки.

Евангельские баптисты-христиане

Первыми представителями баптистской колонии в Башкирии стали украинские переселенцы из Харькова. Впоследствии они создали общины единомышленников в Стерлитамаке, Уфе и Давлеканове. Главное культовое здание евангельских христиан-баптистов в настоящее время находится в городе Салават и объединяет более 20-ти общин единоверцев в Башкирии.

Католицизм в Башкирии

На территорию Южного Урала, в 17-м и 18-м веках, Российская империя отправляла на службу или в ссылку представителей польской и литовской шляхты. Именно они принесли католицизм в Башкирию. В Уфе, с 1890-го до 1938-го года действовал костел, а сейчас действуют несколько католических общин, расположенных кроме столицы, в городе Давлеканове, поселке Алексеевке и Октябрьском районе.

Протестантство

Значительное число протестантов впервые становится заметно в Башкортостане в 18-м веке. Немецкие переселенцы основали первую лютеранскую кирху в начале 19-го века. Сейчас в республике действует несколько общин лютеран, находящихся в Уфе, Стерлитамаке, поселке Пришиб и Октябрьском.

Армянская Апостольская церковь

Первый и единственный приход армян в Башкирии появился в 2001-м году, в Уфе. По подчинению он относится к Новонахичеванской епархии и насчитывает несколько сотен прихожан.

Старообрядцы

После проведенной церковной реформы в Московском государстве, множество приверженцев старого обряда переселялось подальше от преследований официальной религии. Так и на территории Башкортостана к концу 17-го века появилось несколько беспоповских общин. В настоящее время наиболее крупными центрами этой христианской ветви являются Белокриницкая община в Уфе и Молитвенный дом Спасовцев, построенный в городе Стерлитамак.

Ислам

Одна из главных мировых религий исторически широко представлена на территории Республики Башкортостан. Среди общего количества верующих, мусульман в регионе насчитывается более 68%. Возникновение исламской веры в Приуральских регионах приходится на рубеж между 1-м и 2-м тысячелетиями нашей эры. Устойчивые семейные кланы в это время перестают влиять на экономическую и социальную жизнь племен. Появляются новые экономические связи, требующие пересмотра культурных и религиозных воззрений общества. Кроме того, объединение башкир под началом новой идеологии стало условием выживания и сохранения этноса под натиском более многочисленных соседей.

Принятие ислама в период раннего средневековья приобщало культуру и социальные верхи башкирского общества к одной из передовых мировых религий. Обмен товарами и технологиями с Хазарским каганатом, государством волжских болгар и Хорезмом оказывал большое влияние на многие аспекты жизни Башкортостана.

Важным фактором в принятии ислама башкирами является полная и осознанная добровольность этого значительного политического и культурного акта. Над могилой двух посланников пророка Мухаммеда, находящейся на горе Нарыстау, был возведен впечатляющий мавзолей в виде купола огромной степной юрты. В 14-м веке Башкортостан входил в состав Золотой Орды, для которой ислам являлся государственной религией. После прихода Российской империи на территорию Южного Урала, в 1788-м году было основано Оренбургское Магометанское общество. Его возглавил верховный муфтий, упрочив этим духовные позиции мусульман.

В начале 20-го века исламская религия оставалась не только верой, но и образом повседневной жизни для большинства населения Башкирии. За время советской власти представители местной религии преследовались, и огромное количество мечетей было закрыто. Начиная с 1992-го года, началось духовное возрождение и восстановление религиозных учреждений. Появились такие печатные издания, как «Ислам и общество», «Булгар» и другие. Праздничные культовые дни мусульман Курбан-байрам и Ураза-байрам стали официальными выходными. В настоящее время в Республике Башкортостан действует около 900 мечетей, среди которых самыми известными являются: «Мунира», «Ляля-Тюльпан», «Асия» и Зайнуллы Ишана.

Язык

У этого народа есть собственный башкирский язык. Он формировался веками и представляет собой симбиоз кыпчакского, татарского, булгарского, арабского, персидского и русского языков. Филологи внутри него выделяют несколько говоров: куванкский, бурзянский, юрматинский. Они отличаются друг от друга фонетически, при этом понятны всем народностям Башкортостана и даже татарам.

Тот язык, на котором говорят башкиры сегодня, окончательно сформировался лишь в начале XX века. Основа лексики – слова древнетюркского происхождения. Смыслоразличительную функцию играет ударение и аффиксы, а вот предлоги, приставки и родовые формы в этом языке не используются. Пишут в Башкирии кириллицей с 9-ю дополнительными буквами для обозначения специфических звуков, хотя еще 70 лет назад в использовании было поволжское среднеазиатское письмо.

Традиционная кухня

Традиционная пища – мясо-молочная и крупяно-мучная. Пищевой рацион разнообразили продукты охоты, рыбной ловли, мед, ягоды и травы. Традиционные блюда: конина или баранина с бульоном (бишбармає, єуллама), лапша (һалма) на мясном или молочном бульоне, крупяные супы (өйрә), каши, вяленая домашняя колбаса из конины, сыр (єорот), различные виды творога, пресные лепешки и с XVIII в. – кислый хлеб.

Картофельные, овощные блюда распространялись по мере развития огородничества.

Популярные напитки: кумыс (из кобыльего молока), айран (разбавленное кислое молоко), бал (из меда и сахара), буза (из проросших зерен ячменя).

Религия башкир по культурологии

Народ сохранил и ранние доисламские верования. Изучая обряды башкир, можно увидеть, что в них проявляется удивительный синкретизм. Так, Тенгри превратился в сознании народа в единого Бога, Аллаха. Другие же идолы стали ассоциироваться с мусульманскими духами – злыми демонами или же благоприятно расположенными к людям джиннами. Особое место среди них занимают йорт эйяхе (аналог славянского домового), хыу эйяхе (водяной) и шурале (леший). Отличной иллюстрацией религиозного синкретизма служат обереги, где наряду с зубами и когтями животных, от сглаза помогают написанные на бересте изречения из Корана. Грачиный праздник Каргатуй носит следы культа предков, когда ритуальную кашу оставляли на поле. Немало обрядов, практикуемых при родах, похоронах и поминках, также свидетельствуют о языческом прошлом народа.

Литература

Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М. – Л., 1955.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Мажитов Н.А. Южный Урал в VII–XIV вв. М., 1977.

Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

Народы России. М., 1994.

Башкортостан: краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999.

Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Уфа, 2004. Т. 1.

Башкирская энциклопедия. Уфа, 2005. Т. 1.

Родильные обряды

Новость о беременности встречали с радостью. С момента объявления о скором появлении в семье малыша, девушку освобождали от тяжёлой работы. Чтобы ребенок был красивым, будущей маме требовалось лицезреть только эстетически привлекательные вещи.

На время родов в дом зазывали повитуху, остальные члены семьи покидали хату. При острой необходимости туда мог зайти супруг роженицы. Повивальную бабку считали второй мамой младенца и относились к акушерке с большим почетом. Ей требовалось переступить порог дома с правой ноги и желать роженице легких родов.

Если появление малыша на свет проходило с осложнениями, то повитуха проводила ряд ритуалов. Трясла перед девушкой пустым мешочком из кожи или легко стукала им по спине. Также использовали для обмывания женщины воду, которой ранее протирали Священные Писания.

После родов повивальная бабка обрезала пуповину на книге или сапоге, поскольку эти вещи считались оберегами. Пуповину и послед высушивали, оборачивали чистой материей и закапывали вместе с вещами, использованными в процессе родоразрешения.

Младенца клали в колыбельку, и повитуха давала ему временное имя. На третий, шестой или сороковой день после родов проводили процедуру исэм туйы. Суть ритуала состояла в том, что мулла подбирал для ребенка имя. В праздничном обряде участвовали родственники и соседи. Затем накрывали стол с национальными кушаньями. Во время выбора имени молодая мама преподносила подарки (деньги, платки, платье) повитухе, матери и свекрови.

Одна из пожилых соседок должна была отрезать у малыша прядь волос и разместить ее между страницами Корана. С этого момента женщину считали «волосяной матерью». Спустя четырнадцать дней после родов малыша полностью обривали, локоны хранили вместе с пуповиной.

Если рождался мальчик, ему проводили обрезание (суннат). Процедуру осуществляли после пяти или шести месяцев, в редких случаях от одного года до десяти лет. Ритуал считался обязательным, проводил его отец мальчика либо специально приглашённый человек (бабай).

Перед началом обрезания читали молитву, спустя несколько дней устраивали праздничные гуляния суннат туй.

Традиционный быт

Традиционно башкиры вели кочевой образ жизни. В степной части Южного Урала сохранялось меридиональное кочевание. Освоение новых природных зон (горной и лесной) привело к изменениям в системе хозяйства некоторых групп башкир. В горных районах Южного Урала складывается система вертикального кочевания. Традиционные маршруты летних перекочевок от долин к предгорьям и обратно сохранялись у башкир без особых изменений вплоть до начала XX века

В северо-западных лесных районах формируется тип хозяйства, в котором важное место занимают лесные промыслы (охота, бортничество и т. д.)

Начиная с XVII века, возрастает удельный вес земледелия. Переход от полукочевого образа жизни к оседлости у зауральских и юго-восточных башкир произошел позднее, чем у остальной части этноса. У этих групп кочевание местами сохранялось до начала XX века. В составе стада основное место занимала башкирская порода лошадей (50%), овцы, в меньшей степени крупный рогатый скот, козы, верблюды. Основной тип поселений – йорт. В кочевой период различали: зимние (кышлау), весенние (язгы йорт), летние (йейлеу), осенние (кезге йорт) поселения.

Башкиры также занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Они разводили лошадей, овец, меньше — коров, были у них и верблюды. Народ знал и земледелие, подчиненное кочевому образу жизни. Основные культуры — просо, ячмень, конопля. Ремесла — выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья. Расселение башкир по широкому Южному Уралу сопровождалось упадком скотоводства, констатируют историки. Изменялись методы его ведения, усиливалась роль земледелия, которое к XIX веку стало ведущим направлением хозяйства.

Традиционное жилище башкир – войлочная юрта со сборным решетчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной лесостепной зоне – срубные избы с сенями, дома со связью (изба – сени – изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья.

История башкирского народа

Многие древние источники упоминают о народе, проживающем на Южном Урале, занимающемся разведением скота и тщательно охраняющем свои территории. Историки полагают, что это и есть башкиры. Документированные источники подтверждают, что уже в 9 веке на склонах Уральских гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола проживал самостоятельный народ. Башкиры говорили на собственном языке, поклонялись силам природы и многочисленным богам, не были агрессивным захватчиками, но яростно охраняли свои земли. К 9 веку началась постепенная исламизация народа, но старые языческие традиции гармонично вплетались в новую религию.

Единого обращения народа в мусульманство не происходило, это была мягкая замена существующих верований новыми правилами и обычаями. В 9 веке часть башкир переселилась в Венгрию и со временем стала частью венгерской народности. Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи.

Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру. Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией.

Поселения, жилища

Ведя кочевую жизнь, башкиры устраивали сезонные поселения: зимние (єышлау), весенние (яґгы йорт), летние (йәйләү), осенние (көґгө йорт). В процессе перехода к оседлости у них образовывались постоянные поселения: как правило, на местах зимников, вблизи рек и озер.

До XVIII–XIX вв. планировка аулов была кучевой; родственные семьи нередко селились за общей оградой, позднее – при уличной планировке – родственные группы образовывали отдельные «концы» или улицы и кварталы.

Центры волостей, места ярмарок насчитывали до 200–300 дворов и более. Помимо мелких деревень в 3–4 десятка дворов, встречались небольшие выселки в 10–20 дворов.

Войлочная юрта (тирмә) тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа – традиционное жилище башкир – на юге и востоке бытовала вплоть до XX в.

В лесной и степной зонах башкиры значительно раньше приобщились к строительной культуре соседних народов Урало-Поволжья: ставили привычные для степей глинобитные, пластовые, саманные дома; в лесной и лесостепной полосе возводили срубные избы с сенями, дома со связью (изба-сени-изба) и пятистенки, изредка – крестовые и двухэтажные дома.

Дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши служили временными жилищами на пастбищах или летними кухнями.

Часть усадьбы отводилась под хозяйственные постройки (гумно, амбар, загон для скота, конюшня, пасека).

Жилища делились на гостевую и хозяйственно-будничную половины, интерьер оформлялся в общетюркских традициях – многофункциональные полати (сәке), обилие предметов мягкого убранства (вышивки, паласы, кошмы) и др.

Башкиры: религия, традиции, культура

Российская Федерация – многонациональная страна. Государство населяют различные народы, у которых свои верования, культура, традиции. В Приволжском Федеральном округе есть такой субъект РФ – Республика Башкортостан. Она входит в Уральский экономический район. Этот субъект Российской Федерации граничит с Оренбургской, Челябинской и Свердловской областями, Пермским краем, Республиками в составе РФ — Удмуртией и Татарстаном. Столицей Башкортостана является город Уфа. Республика является первой автономией по национальному признаку. Она была образована еще в 1917 году. По численности населения (более четырех миллионов человек) она также занимает первое место среди автономий. Республику населяют преимущественно башкиры. Культура, религия, традиции этого народа будут темой нашей статьи. Следует сказать, что башкиры проживают не только в Республике Башкортостан. Представителей этого народа можно встретить в других уголках Российской Федерации, а также на Украине и в Венгрии.

Традиционные занятия

Основой традиционного хозяйства башкир было скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах – верблюдов.

С XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия. В северо-западных районах уже с XVIII в. земледелие становится основным занятием населения, однако повсеместный переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершен лишь к началу XX в. К этому времени переложная и подсечная системы уступают место залежно-паровой и трехпольной, увеличиваются посевы яровой пшеницы, овса, озимой ржи, крупяных (гречиха, просо) и технических (лен, конопля) культур; появляется огородничество.

Охота (в степных районах – облавная) и рыбная ловля продолжают играть вспомогательную роль; на базе бортничества развивается пчеловодство.

Наиболее распространенные ремесла и промыслы – обработка животного сырья, дерева, ручное ткачество, кузнечно-ювелирное дело; на реке Илек занимались добычей соли.

В XVII – первой половине XVIII вв. начинается промышленная эксплуатация рудных месторождений края, а к концу XVIII в. Урал уже становится основным центром российской металлургии.

Постепенно включается в сферу промышленного производства и коренное башкирское население – участвует в изыскательских работах, разрабатывает рудные залежи, занимается подсобной и сезонной работой по заготовке сырья, топлива и др.

Тенгрианство[]

В древности башкиры были язычниками-кочевниками и исповедовали древнюю религию тюркских народов тенгрианство, основанную на вере в творца Тенгри. Следы культа Тенгри у башкир видны в материалах фольклора и этнографии (пословицы, обряды, ритуалы).

Особенностью тенгрианства как религии было выделение во Вселенной трех зон: небесной, земной и подземной. Каждая зона воспринималась как видимая и невидимая. Невидимое Небо состояло из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, в каждом из которых находились свои божества. На наивысшем ярусе проживал Большой Дух Неба — Тенгри. Считалось, что Вселенной правят: Тенгри-хан — верховное божество, а также божества — Йер-суб, Умай, Ерлик, Земля, Вода, Огонь, Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Тучи, Ветер, Смерч, Гром и Молния и др.

Ибн Фадлан писал что у башкир двенадцать «господов»: Шаблон:Начало цитаты«…у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у ветра господь, у деревьев господь, у людей господь, у лошадей господь, у воды господь, у ночи господь, у дня господь, у смерти господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый больший из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ»… Мы видели, как группа из них поклоняется змеям, группа поклоняется рыбам, группа поклоняется журавлям…»Шаблон:Конец цитаты». В то же время отмечая о существовании мусульман среди башкир.

Если в христианстве, исламе, иудаизме идея человеческого бессмертия трансформирована в идею бессмертия души, то в тенгрианстве люди верили в буквальное воскрешение, в продолжение жизни на земле в том же человеческом образе.

Во времена укрепления на территории Башкирии веры в Тэнгри башкир застал Ислам. Однако тенгрианство своеобразно преломилось в сознании народа, создав исторический феномен, свойственный башкирам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: