Что может стать причиной отмены рейсов
В небе воздушные потоки есть на всех высотах, что учитываются при формировании курса. Поэтому, узнав при каком ветре не взлетают самолеты, часто можно спрогнозировать время ожидания в аэропорту. Зачастую, при сильном ветре направление движения лайнера по отношению к поверхности земли не совпадает с продольной осью самого судна. Однако решение найдено. Для снижения рисков рейсы для удобства разделяются на двухчасовые и многочасовые.
Так, если время, которое самолет проводит в пути меньше 2-х часов, взлет разрешается при приемлемой погоде (обычно выше установленного минимума). Многочасовые рейсы же осуществляется с учетом прогноза Taf (по аэродрому, используются данные, которые размещаются во всемирной сети метеоинформации). В некоторых ситуациях, когда погода позволяет взлететь в точке “А” но препятствует посадке в точке “B”, решение о полете также бывает положительным. Это возможно, если сила ветра в пункте назначения ниже минимума.
Важно! Положительные решение принимается только при наличии “подстраховки”. Разрешение на рейс возможно при условии, что в зоне доступа расположено минимум два аэродрома, в зоне которых оптимальные метеоусловия
Разрешение для полета над Гималаями
Казалось бы, чтобы пролететь над самой большой горной цепью Земли, нужно всего лишь улучшить самолет и выучить безопасные маршруты. Но не все так просто — после оснащения самолета необходимым оборудованием, нужно получить разрешение от регуляторов из США и Европы. Это очень долгий процесс, который требует денег.
Авиакомпаниям проще облететь Гималайские горы, чем получить разрешение на полет над ними
Но это еще не все — после этого нужно получить разрешение на полет у властей Китая. Уведомить о своем намерении авиационные компании должны за два месяца до полета. И не факт, что маршрут будет разрешен, потому что он очень рискованный.
В конечном итоге получается, что авиакомпаниям гораздо выгоднее облетать Гималаи. Это требует больше времени и топлива, но зато пассажиры будут в безопасности и никто не устанет от бумажной волокиты.
Воспоминание № 10 «Почувствуй себя жителем аэропортов и самолетов!»
Ole Miss летела из Краснодара в Сиэтл 36 часов
Перелет из Краснодара в Сиэтл — почувствуй себя жителем аэропортов и самолетов. Вылетели вечером в Москву. Полет на милом кубанском кукурузнике занял около двух часов — уже лет десять такие точно не летают. Потом переехали из Внукова в Шереметьево. Когда ждали автобуса из Внукова в ночи при −20 °С, я думала, что не выживу: какой же холод после южного Краснодара.
Переночевали в Шереметьеве. Утром, около 10:00, рейс в Нью-Йорк. Полет длился дольше запланированного. Под байки разговорчивой тетушки про всю ее 50-летнюю сознательную жизнь он, в общем-то, прошел почти незаметно, если бы не сильно побелевшее в конце лицо темнокожего стюарда. Как выяснилось уже после посадки, мы кружили над Нью-Йорком, чтобы сжечь топливо перед приземлением на всякий пожарный случай.
После дело за малым — не потерять себя в огромной дыре аэропорта Кеннеди и пережить четырехчасовое ожидание следующего рейса в битком набитом зале. В общем, во время полета Нью-Йорк — Сиэтл я была уже в отключке. Запомнилось только, что вообще не кормили. Даже гамбургер зажали! После горячего обеда ночью на хлебосольном кубанском самолетике это резануло — до сих пор помню. Перелет из одной части Америки в другую длился часов пять.
Благодаря разнице в часовых поясах весь перелет составил сутки. На деле надо добавить еще 11 или 12 часов. Когда мне предлагают повторить такое путешествие, деликатно отказываюсь: пока морально не созрела.
Достопримечательности
В Белорецке создано 3 парка: парк учителей, парк железнодорожников и парк им. Точисского. На территории города есть большое количество памятников.
К прочим достопримечательностям относятся:
- Гора Малиновая. Это природное образование находится в Белорецком районе, всего в шести км от самого города. Ее высота достигает 1150 метров над уровнем моря.
- Водонапорная башня. Данное техническое сооружение было возведено в 1916 году. Оно представляет собой башню на основе красного кирпича. Работало данное строение до 1956 года.
- Кинотеатр «Металлург». Это учреждение культуры расположено на центральной площади города Белорецк. Его реконструкция была осуществлена в 2004 году.
Встреча с землей: как сажают самолеты
Типы захода на посадку делятся на две категории, визуальные и инструментальные. Условие для визуального захода на посадку, как и при инструментальном заходе, – высота нижней границы облаков и дальность видимости на ВПП. Экипаж следует по схеме захода, ориентируясь по ландшафту и наземным объектам или самостоятельно выбирая траекторию захода в пределах выделенной зоны визуального маневрирования (она задается как половина окружности с центром в торце полосы). Визуальные посадки позволяют сэкономить топливо, выбрав кратчайшую на данный момент траекторию захода. Вторая категория посадок – инструментальные (Instrumental Landing System, ILS). Они в свою очередь подразделяются на точные и неточные. Точные посадки производятся по курсо-глиссадной, или радиомаячной, системе, с помощью курсовых и глиссадных маяков. Маяки формируют два плоских радиолуча – один горизонтальный, изображающий глиссаду, другой – вертикальный, обозначающий курс на полосу. В зависимости от оборудования самолета курсо-глиссадная система позволяет производить автоматическую посадку (автопилот сам ведет самолет по глиссаде, получая сигнал радиомаяков), директорную посадку (на командном приборе две директорные планки показывают положения глиссады и курса; задача пилота, работая штурвалом, поместить их точно по центру командного прибора) или заход по маякам (перекрещенные стрелки на командном приборе изображают курс и глиссаду, а кружком показано положение самолета относительно требуемого курса; задача – совместить кружок с центром перекрестья). Неточные посадки выполняются при отсутствии курсо-глиссадной системы. Линия приближения к торцу полосы задается радиотехническим средством – например, установленными на определенном удалении от торца дальней и ближней приводными радиостанциями с маркерами (ДПРМ – 4 км, БПРМ – 1 км). Получая сигналы от «приводов», магнитный компас в кабине пилотов показывает, справа или слева от полосы находится самолет. В аэропортах, оснащенных курсо-глиссадной системой, значительная часть посадок совершается по приборам в автоматическом режиме. Международная организация ИКФО утвердила список из трех категорий автоматической посадки, причем категория III имеет три подкатегории – A, B, C. Для каждого типа и категории посадки существуют два определяющих параметра – расстояние горизонтальной видимости и высота вертикальной видимости, она же высота принятия решений. В общем виде принцип таков: чем больше в посадке участвует автоматика и чем меньше задействован «человеческий фактор», тем меньше значения этих параметров.
При каком ветре отменяют авиарейсы?
Ветра, способные препятствовать работе аэропортов обычно связаны с мощными циклонами. Самым опасным считается порывистый ветер (непосредственно у земли). Воздушные потоки повышают риски образования большого крена. А это может стать причиной аварийной ситуации. Боковой ветер требует от пилота достаточно сложных действий, поскольку, чем сильнее воздействие, тем больше угол сноса, а значит, и большие отклонения авиалайнера от курса
Важно отметить, что боковое воздействие опасно в основном только при взлёте/посадке. В небе это не вызывают проблем
Среднестатистический показатель боковой скорости для авиалайнеров — 17 м/с. Именно поэтому, отвечая на вопрос о том, какой самый опасный ветер для самолета, можно добавить, что, если ветер направлен перпендикулярно полосе, а скорость составляет больше 20 м/с — взлет запрещается.
Отдых в городе Белорецк
Затем встал вопрос о том, где отдохнуть в Белорецке. В городе немного ресторанов, кафе, но среди них можно выделить те, которые славятся хорошей кухней, приветливым персоналом. Для детей построены детские площадки почти в каждом дворе. А владельцы и арендаторы магазинов на центральных улицах перед входом установили благоустроенные клумбы и сделали ухоженные участки.
Жители ежеквартально проводят субботники. Местная администрация регулярно проводит конкурсы, по итогам которых, красиво оформленные подъезды, дома и улицы получают призы, а старшие по домам – грамоты и благодарственные письма.
Руководство городской мэрии выделяет денежные средства и на реконструкцию устаревших зданий. Например, в 2011 году по плану была проведена реорганизация театра, в результате которой, театр-студия «Дефицит» была признана самостоятельной единицей. Теперь помещение, где располагалась труппа, и проводились представления, отремонтировано и радует жителей новыми постановками.
В Доме культуры также осталась площадка для массовых выступлений. Сюда приезжают артисты со всей страны, а когда планируются мероприятия городского масштаба, например, День города и т.д., сцену выносят на улицу и устанавливают прямо перед входом.
Белорецк – очень красивый город, окруженный горными массивами. Отдыхать здесь одно удовольствие, чего только стоит Арский камень. Комплекс построили в 2007 году и приурочили это к одному из городских праздников. Здесь расположены рестораны, отель, развлекательный центр, уличное кафе. Молодежь по праву считает это лучшим местом отдыха в городе.
Тем, кому активный отдых не по душе, можно посоветовать съездить на Родник, что на выезде из города. Мы сюда приезжаем часто. Уютные открытые беседки располагают к душевному общению, владельцы предлагают мангалы, если есть желание самому что-либо готовить. Кухня здесь преимущественно русская и кавказская. Подают шашлык, соусы к нему, вино, чахохбили, чанахи, долму и многое другое. А на местном пруду плавают настоящие лебеди и утки, которых можно кормить хлебом. Кстати, это излюбленное место молодоженов, сюда каждые выходные съезжаются кортежи с новобрачными, чтобы сделать памятные фото.
Воспоминание № 8 «Представитель авиакомпании забрал паспорт»
Pavla Tolokonina не смогла выйти из аэропорта
В 2019 году я летела из Таиланда авиакомпанией Sichuan Airlines с пересадкой в Чэнду. Пересадка была 8 часов, а Чэнду известен парком панд. Этот аэропорт, как Пекин, Шанхай и еще несколько, позволяет транзитным пассажирам выходить на срок до 72 часов без китайской визы. Я почитала отзывы других россиян, рассчитала время на дорогу и купила билет к пандам.
В Чэнду я предъявила пограничникам паспорт и сразу сказала, что у меня стыковка и что я хочу выйти в город. Мне ответили, мол, подождите, сейчас мы вас отметим. Через 15 минут пришел представитель авиакомпании, отобрал у меня паспорт, сделал лицо кирпичом и резко перестал понимать английский, сказав, что выйти в город нельзя и что паспорт будет у них до регистрации.
У меня никогда, нигде, ни с кем до того не было такого, чтобы меня не впустили в страну на уровне авиакомпании, а не погранслужбы. Проторчала весь день в аэропорту и увезла обратно все юани. Паспорт вернули только перед началом регистрации. Что могу сказать: панды пока ждут, китайскими авиалиниями больше летать не хочу.
Воспоминание № 7 «Люди вокруг плакали, молились, кого-то рвало»
Ольга Будина запомнила свой 13-й полет
Перелет Сочи — Москва авиакомпанией S7 13 января 2021 года. За последние 12 месяцев это был мой 13-й перелет данной авиакомпанией. Цифра-то какая!
С момента, как самолет тронулся, его сильно трясло. Как только он оторвался от земли, стало происходить что-то ужасное. Самолет при сильнейшей тряске, казалось, кое-как держался на максимальных оборотах. Как только обороты, судя по звуку, чуть сбавляли, самолет начинал резко падать.
Я часто летаю S7. Текст нестандартный, предполагаю, что это действия по какой-то аварийной инструкции.
Так продолжалось около 20 минут. В это время люди вокруг плакали, молились, кого-то рвало, у некоторых стало плохо с сердцем… Происходило все это визуально на высоте 30-этажного здания над морем. Когда мы более-менее набрали высоту, сотрудники авиакомпании начали бегать по салону и проверять, все ли живы, через систему оповещения искали врачей, чтобы привести в чувство людей со слабым сердцем и оказать им первую помощь.
Если бы это был не промежуточный перелет — в Москве нас ждала пересадка, — скорее всего, я никогда бы больше не смогла летать.
Население Белорецка
В 2021 году число жителей Белорецка составило 65 тысяч 801 человек. Кривая численности населения повторяет таковую во многих других российских городах, особенно тех, которые были ориентированы на промышленность и активно развивались в советский период. Так, до 1989 года шел устойчивый прирост численности жителей. Ее максимум был достигнут в 1987 и составил 75 тысяч человек. При этом еще в 1897 году в городе проживало всего 8300 человек.
С 1989 начался неустойчивый спад населения. Рост был отмечен только в 1992, 2000, 2003 и 2010 годах. Сейчас численность населения выводит город на 246 место среди городов РФ.
Все эти данные представлены службой государственной статистики.
Очевидно, падение численности населения Белорецка, которое наблюдается в последние десятилетия, связано с сосредоточенностью местной экономики на тяжелых производствах, которые переживают сейчас не лучшие времена. Остальные сферы развиты слабо. Такое положение способствует оттоку жителей в более крупные города, а также снижению рождаемости, и гораздо меньше влияет на уровень смертности. Непосредственной причиной отъезда может быть отсутствие подходящей работы и/или низкий уровень зарплат, то есть недостаточная занятость населения Белорецка.
В некоторых городах немалым стимулом является и удручающая экология, связанная с работой предприятий, а также повышенная смертность из-за загрязнения окружающей среды. Ситуация с загрязнением воды и воздуха в Белорецке специально в литературе не освещается, что связано с малой известностью и величиной данного города. Однако размеры города слишком малы, чтобы имеющиеся там одиночные производства могли бы сильно ухудшить экологию. К тому же город граничит с лесами Уральских гор. Вместе с тем, из-за температурных инверсий зимой, дым от предприятий может концентрироваться вблизи земной поверхности, что может усиливать загрязнение воздуха.
Способ № 2. По Мордовии
Второй путь самый короткий по продолжительности, но занимает он почти столько же времени — 21-22 часа. Однако это при условии, что будет несколько водителей, которые смогут сменять друг-друга в пути. Еще один нюанс — эта трасса сильно загружена, особенно летом. Поэтому время, указанное в приложении «Яндекс.Карты», может оказаться неактуальным.
После выезда из Москвы повернуть в сторону Рязани и продолжить двигаться через Саранск и Ульяновск, а оттуда — до Уфы. Если нет желания посещать эти города, то лучше построить маршрут по объездной дороге, тогда удастся избежать пробок на дорогах, бывающих в часы пик.
От кого зависит решение на взлет?
В стандартных ситуациях разрешение на взлет отдает командир судна с учетом метеорологических показаний по аэро узлам вылета/посадки, а также аэропортом, расположенным в точке прибытия. В процессе командир руководствуются прогнозами METAR и Taf. Первый сервис выпускает актуальную информацию всем аэропортам каждые полчаса круглосуточно. Второй предоставляет необходимые для работы авиалиний данные каждые 3-6 часов также 24 часа в сутки. Именно эти прогнозы отражают информацию непосредственно, влияющую на решение о взлете или отмене полета. Кроме того принятие решений также зависит от следующих факторов:
- состояние ВПП;
- наличие на поверхности полосы осадков (например, при слое льда, посадка/ взлет невозможны, поскольку коэффициент сцепления с поверхностью будет недостаточным — этот показатель должен быть не ниже 0, 3 единицы);
- уровень осадков и возможность проведения процедуры очистки ВВП (например, бывают ситуации, когда очистка взлетно-посадочной полосы невозможна из-за сильного снегопада).
При этом развитии событий весь аэропорт, как правило, закрывается, а рейсы отменяются до изменения погодных условий. Информация о том, при каком при каком ветре самолеты не садятся, позволяет не только служащим аэропорта контролировать рейсы, но и пассажирам планировать свое время. Ведь вынужденный перерыв в работе может длиться до нескольких часов.
Воспоминание № 3 «Лучше переплачу, но выберу нормальную авиакомпанию, а не местный лоукостер»
Екатерина Астафьева готова переплатить, чтобы не летать местными лоукостерами
Наверное, самый ужасный перелет в моей жизни случился в Индонезии местными авиалиниями на далекий остров Флорес.
Началось все с того, что рейс туда задержали примерно на 4 часа. Мы сидели в толпе индонезийцев и англоговорящих туристов. Всю информацию сообщали на местном языке, а их английский от местного отличался примерно никак. Все, что удалось выяснить: на Флоресе дождь, ждем, пока закончится.
Через 4 часа мы, не веря своему счастью, шли в самолет. Нас вез тогда новый, с пылу-жару, «Сухой суперджет» — «Гуд сукой», как нам радостно сообщил кто-то из персонала, сияя зубами.
Спустя примерно полчаса в воздухе мы почувствовали, что начинаем разворачиваться в обратную сторону. По громкой связи нам сообщили: что-то там «киберконян». Мы решили, что это фамилия пилота, а потом догадались, что на злополучном острове снова дождь.
Нас, злющих и голодных, снова отвели в крошечный зал ожидания перед гейтом. Разумеется, ни о какой кормежке речь не шла, а в ближайшей лавке продавали только омерзительные острые чипсы.
Прошло еще около часа, попытка номер два. Когда мы увидели посадочную полосу на острове, нам стало не по себе: очень узкая и со всех сторон горы. В первый и последний раз хлопали при посадке Киберконяну: он молодец.
Аэропорт оказался бараком, до которого мы шли пешком. Там нас ждал квест по получению багажа. В окошко выбрасывали сумки — то, что ты успел выдернуть в толпе, теперь твои вещи. К счастью, для нас все обошлось парой синяков.
Обратно таких приключений не было. Кроме того что за нашу неделю на Флоресе авиакомпания разорилась и, как выяснилось в аэропорту, рейс отменили. Несколько душераздирающих диалогов по телефону, братание с немцами и австралийцами, которые ждали тот же несуществующий самолет, и в итоге чудесное спасение. Наши билеты переоформили на рейс другой авиакомпании после того, как мы все по очереди стали жаловаться на горячую линию индонезийского агентства авиасообщения.
В общем, с тех пор я уж лучше переплачу, но выберу нормальную авиакомпанию, а не местный лоукостер.
Самолет для полета на большой высоте
Над Гималайскими горами разрешено летать только специально оборудованным самолетам. На больших высотах люди могут ощутить нехватку воздуха, поэтому каждое летательное средство оснащено резервуаром с кислородом. Обычно запаса воздуха, который подается в маски пассажиров при разгерметизации салона, хватает на 20 минут. Этого времени достаточно, чтобы пилоты снизили высоту полета до 3 000 метров, на которой нет проблем с воздухом.
Кислородные маски спасают огромное количество жизней
Однако, пролетая над гималайскими горами, пилотам трудно совершить такой маневр. Дело в том, что средняя высота хребтов составляет 6 000 метров. Если пассажиры столкнутся с нехваткой воздуха в середине полета, пилотам нужно будет преодолеть многие километры, чтобы найти место для снижения высоты — на это может уйти куда больше двух десятков минут. Если кислород закончится, произойдет крушение.
Поэтому, чтобы получить разрешение для полета над Гималаями, авиационным компаниям необходимо увеличить объем кислородного резервуара.
Аэропорт Белорецка сегодня
На данный момент аэропорт Белорецка не работает. Но здесь продолжают взлетать и садиться самолёты. В основном это легкомоторные летательные аппараты. Эти летательные аппараты жители города могут видеть иногда в небе над Белорецком.
Иногда аэропорт принимает гостей, например, в мае 2017 года на его территории проходило авиа-шоу, а накануне 30 апреля 11 самолётов типа «Ан-2», «Roland», «Саванна», Х-32 «Бекас» RA-1401G, «М5-235С», «Ц-172М», «Орион», А-22 «Аэропракт» совершили посадку на территорию бывшего Белорецкого аэропорта в рамках программы агит-перелёта «Золотое кольцо Башкортостана».
В интернете можно найти воспоминания людей, для которых белорецкий аэропорт и небо были место работы.
Высота аэропорта над уровнем моря составляет 557 метров, поэтому с территории взлётной полосы открываются прекрасные виды на город и горы.
Ограничения на взлёт и посадку в зависимости от ветровой обстановки
На взлёт или посадку авиалайнера влияет попутная и боковая скорость ветра. Любой самолёт может взлетать или садиться, если его сила не превышает максимально разрешённую величину. Этот показатель прописан в технических характеристиках определённого воздушного судна. Для большинства лайнеров попутная скорость воздушного ветрового потока не может превышать 5 м/с. Однако сила бокового ветра различна для разных типов самолётов. Например, для ТУ-154 она равна 17 м/с, а для ТУ-134 — 20 м/с.
При усилении ветряной бури, подлетающие к аэродрому самолёты, не смогут совершить посадку. Им нужно проследовать в другой пункт, где показатели скорости воздушного ветрового потока позволят приземлиться на ВПП.
Чем сильнее боковой ветер, тем больше пилот вынужден поворачивать самолет для коррекции
Боковой ветер, скорость которого более 20 м/с, опасен для самолёта. Ухудшение погоды случается при прохождении в зоне аэропорта сильного циклона. Внезапные ветряные порывы в нижних слоях атмосферы могут привести к аварийной ситуации.
Что взять в дорогу
Отправляясь в дальний путь на автомобиле, нужно хорошо подготовиться. И хоть расстояние между столицей России и Белорецком 1700-1800 км, в зависимости от выбранного пути, скорее всего, придется останавливаться на ночевку. Автомобилистам, которые предпочитают отдых на природе, можно взять с собой палатку, если путешествие проходит в теплое время. К списку других вещей, необходимых для поездки, относятся:
- влажные салфетки;
- вода для питья;
- автомобильная аптечка;
- навигатор (если машина не оборудована этим устройством) или карту.
Отправляясь на гору Малиновая в Башкирии, нужно обязательно захватить средство от насекомых, если, конечно, путешествие проводится не в зимнее время. Туристы, побывавшие тут, утверждают, что комары и мелкие мошки могут испортить все удовольствие от прогулки.
Те, кто собирается пройти самым трудным маршрутом, должны взять с собой специальное альпинистское снаряжение. Обычно такие группы отправляются вместе с проводником, чтобы он провел грамотный инструктаж и объяснил все нюансы подъема.
Куркак — это гора на Южном Урале. Располагается на территории Абзелиловского района в Республике Башкортостан в 22-х километрах от города Белорецка. Неподалеку размещаются поселения Муракаево и Абзаково.
С 1997-го года гора Куркак приобрела статус памятника природы. Основными объектами охраны являются лесные и степные ландшафты, а так же редкие растения и животные. Площадь охраняемой территории памятника природы составляет 515,1 гектаров. Гора состоит из девонских вулканогенных образований.
Название горы произошло от башкирского «кэркэ» — землянка.
Поселок имени Маршала Жукова и город Курск
Поселок имени Маршала Жукова, построенный специально для расформированных воинских частей, выведенных из Германии в 1994 году, расположен в Курской области, что в Черноземье. Турецкие подрядчики возвели около сотни домов на пустыре, предварительно вырубив множество деревьев, за шесть месяцев. Решение о переезде из этого места в город Белорецк Республики Башкортостан было принято не за один день.
В восьми километрах от Жукова находится город Курск. Это областная столица с очень красивыми соловьиными рощами. Здесь немало красивых мест, на которые стоит посмотреть. В центре города напротив друг друга стоят Малый драматический театр и Областная библиотека, где хранятся издания, датируемые одиннадцатым веком.
Город Курск разделен на три округа: Центральный, Железнодорожный и Сеймский. Рядом протекают три реки: Сейм и ее приток, а также река Тускарь. Река Сейм течет неподалеку от поселка Маршала Жукова, здесь же есть хвойный и лиственный леса, в которых расположены березовые рощи. Раньше, до 1994 года, на месте постройки городского типа росли деревья, а неподалеку располагалась деревня.
Панельные дома стоят как близнецы, окрашенные в синие и красные расцветки. Строители сделали идентичными и планировки квартир. У нас была трехкомнатная, с очень удобным расположением комнат, санузлов и большой кухней (двенадцать квадратных метров).
Вид поселка
Стандартные причины
В некоторых случаях пассажиры авиалайнеров замечают, что приземление осуществляется не сразу, а со второй или третьей попытки. Иногда борт может кружить в воздухе достаточно долго, что наводит панику на пассажиров. Считать это неполадкой не стоит. Крутые виражи, нарезаемые пилотами над взлетно-посадочными полосами, объясняются природными и погодными условиями.
Строительство любого аэропорта осуществляется с учетом множества факторов:
- характера местности (горы, водоемы);
- наличие населенных пунктов;
- розы ветров (преобладающая сила и направление воздушных масс).
Одна из наиболее частых причин, по которой лайнер не сразу идет на полосу, — скопление некоторого количества самолетов над одним аэропортом. Чтобы не произошло столкновения, их стараются разбить на несколько эшелонов в соответствии с занимаемой высотой. Для каждой из этих групп разрешено движение в строго заданном направлении. Поэтому борт кружит, перестраиваясь в обозначенный эшелон. Нередко такая ситуация наблюдается в крупных воздушных гаванях, когда могут выстраиваться целые очереди из десятков судов, ожидающих разрешения диспетчера совершить посадку.
В некоторых случаях успешно приземлиться не позволяют и погодные условия. Сильный туман осложняет движение и затрудняет маневры, пилот просто не может с первого раза попасть на заданную полосу. Кроме того, помехой является ураганный ветер, проливной дождь или гололедица. Самолету подбирают другой аэродром с более благоприятными условиями для снижения.
Водонапорная башня
Удивительным памятным местом этого города является водонапорная башня, построенная больше ста лет назад. Очень долгое время она была самой высокой постройкой в Белорецке, с нее даже можно было увидеть окраины города и села, окружающие его. Правда, современного человека высота этой башни не впечатлит — она едва достигает двадцати метров. Но сто лет назад это был значительный показатель. В 1950-х годах башня прекратила свою работу. Последний раз подача воды из этой водонапорной башни была в 1956 году, и теперь она является только достопримечательностью Белорецка, памятным местом для жителей этого города.
Как и кто принимает решение о взлёте самолёта?
Каждый полёт начинается со взлёта лайнера. В такой момент происходит отрыв самолёта от земли. Подготовка к взлёту начинается за несколько часов до старта. Командир воздушного судна изучает метеоусловия и проводит вместе с экипажем предполётные проверочные процедуры. Если погода не позволяет осуществить безопасный взлёт, он откладывается. Правда, такое решение принимается на основании действующих правил, запрещающих полёт при определённых погодных условиях.
Попутный ветер уменьшает подъемную силу, создаваемую воздушным потоком
Обязательно при взлёте учитывается скорость ветра, дующего около поверхности земли. Почему самолёт взлетает против ветра? При посадке или взлёте лайнеры направляют против ветрового потока. Ведь длина разбега или пробега значительно увеличивается при движении самолёта по ветру. Взлётно-посадочная полоса имеет ограниченное количество метров, на протяжении которых пилот должен успеть посадить или разогнать свой авиалайнер.
Создание подъемной силы набегающим потоком
Взлёт или посадка лайнера осуществляется при соблюдении трёх минимумов, зависящих от погодных условий. У каждого командира воздушного судна имеется свой личный минимум. Он может взлетать и садиться лишь при определённых погодных условиях, согласно своей квалификации. Второй минимум касается конкретного аэродрома. Он зависит от технического оснащения ВПП и её приспособленности к определённым метеоусловиям. Третий минимум устанавливается производителем воздушного судна. Изготовитель гарантирует безопасность эксплуатации лайнера при определённых погодных условиях.
В некоторых случаях командир авиалайнера может самостоятельно принять решение о взлёте. Например, если аэродром открыт, но погода на грани допуска самого командира, его воздушного судна и ВПП.
Шасси, закрылки и экономика
21 сентября 2001 года самолет Ил-86, принадлежавший одной из российских авиакомпаний, произвел посадку в аэропорту Дубаи (ОАЭ), не выпустив шасси. Дело закончилось пожаром в двух двигателях и списанием лайнера — к счастью, никто не пострадал. Не было и речи о технической неисправности, просто шасси. забыли выпустить.
К подоплеке этого авиапроисшествия имеет отношение экономика. Подход к аэродрому и заход на посадку связаны с постепенным уменьшением скорости воздушного судна. Поскольку величина подъемной силы крыла находится в прямой зависимости и от скорости, и от площади крыла, для поддержания подъемной силы, достаточной для удержания машины от сваливания в штопор, требуется площадь крыла увеличить. С этой целью используются элементы механизации — закрылки и предкрылки. Закрылки и предкрылки выполняют ту же роль, что и перья, которые веером распускают птицы, перед тем как опуститься на землю. При достижении скорости начала выпуска механизации КВС дает команду на выпуск закрылков и практически одновременно — на увеличение режима работы двигателей для предотвращения критической потери скорости из-за роста лобового сопротивления. Чем на больший угол отклонены закрылки/предкрылки, тем больший режим необходим двигателям. Поэтому чем ближе к полосе происходит окончательный выпуск механизации (закрылки/предкрылки и шасси), тем меньше будет сожжено топлива.
На отечественных воздушных судах старых типов была принята такая последовательность выпуска механизации. Сначала (за 20−25 км до полосы) выпускалось шасси. Затем за 18−20 км — закрылки на 280. И уже на посадочной прямой закрылки выдвигались полностью, в посадочное положение. Однако в наши дни принята иная методика. В целях экономии летчики стремятся пролететь максимальное расстояние «на чистом крыле», а затем, перед глиссадой, погасить скорость промежуточным выпуском закрылков, потом выпустить шасси, довести угол закрылков до посадочного положения и совершить посадку.
Экипаж злополучного Ил-86 тоже воспользовался новой методикой и выпустил закрылки до шасси. Ничего не знавшая о новых веяниях в пилотировании автоматика Ил-86 тут же включила речевую и световую сигнализацию, которая требовала от экипажа выпустить шасси. Чтобы сигнализация не нервировала пилотов, ее просто отключили, как выключают спросонья надоевший будильник. Теперь напомнить экипажу, что шасси все-таки надо выпустить, было некому. Сегодня, правда, уже появились экземпляры самолетов Ту-154 и Ил-86 с доработанной сигнализацией, которые летают по методике захода на посадку с поздним выпуском механизации.