Аркадий дмитриевич швецов

Швецов, аркадий дмитриевич — энциклопедия руниверсалис

Шевцов Аркадий Дмитриевич

25.01.2022

34

А.Д. Швецов родился 12 (25) января 1892 года в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода Красно-уфимского уезда Пермской губернии (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Пермское Алексеевское реальное училище (в настоящее время — Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова). В 1921 году закончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана), получил диплом инженера-механика по двигателям внутреннего сгорания.

С 1922 года по 1934 год работал на авиамоторном заводе № 24 (г. Москва, ныне ФГУП НПЦГ «Салют»). Прошёл путь от заведующего техническим бюро до технического директора завода.

В 1925—1926 годах под руководством Швецов был разработан пятицилиндровый звёздообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820 Cyclone. Для освоения и адаптации двигателя построили завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого назначили А.Д. Швецова.

В 1939 году конструкторский отдел завод преобразован в ОКБ-19, главным конструктором назначен Швецов. К началу Великой Отечественной войны коллектив КБ под его  руководством создал семейство звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения. Они устанавливались на самолеты Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Сухого, Ильюшина, Антонова и сыграли важную роль в победе над фашизмом. Среди наиболее известных:

М-62 и его модификации для истребителя И-153, транспортных Ли-2 и Ан-2;
М-63 для истребителя И-16;
АШ-82 и его модификации для истребителей Ла-5, Ла-7, бомбардировщика Ту-2 и другие.

Швецовские моторы отличались надежностью и безотказностью, обеспечивая советским военным летчикам успешное выполнение боевых операций. Двигатели марки «АШ» победили в великой битве моторов Второй мировой войны.

Заслуги пермского конструкторского бюро в создании поршневой авиационной техники были отмечены в 1943 году орденом Ленина. Лидирующие позиции ОКБ №19 сохранило и после Великой Отечественной войны. Практически все новые проекты создания поршневой техники для военной и гражданской авиации были сосредоточены в Перми. В серийное производство было передано 15 типов поршневых двигателей конструкции А.Д. Швецова, не считая их модификаций. Общее количество серийно изготовленных поршневых двигателей разработки ОКБ №19 превысило 105 тысяч.

А.Д. Швецову были присвоены звания доктора технических наук, генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы, героя Социалистического труда. Четырежды лауреат Сталинской премии, Швецов был награжден пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова I степени, четырьмя медалями.

Именем Швецова названы Авиационный техникум и улица в Перми. На родине конструктора, в городе Нижние Серги, установлен памятник.

Подробности трудового подвига Аркадия Дмитриевича отражены в экспозиции «Подвиг народа» Музея Победы

Краткая биография

В 1909 году А.Д. Швецов окончил Алексеевское реальное училище (теперь – Пермский авиационный техникум имени А.Д. Швецова), а в 1921 году – Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н.Э. Баумана). Работал на государственном авиационном заводе №4 «Мотор» в Москве, инженером, с 1922 года начальником технического бюро, в 1924 году стал главным инженером завода. В 1934 году А.Д. Швецов был назначен главным конструктором строящегося Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19 при нем. В декабре 1939 года конструкторское бюро Пермского моторостроительного завода было реорганизовано в самостоятельный опытно-конструкторский цех. В 1947 году А.Д. Швецову присвоили звание «Генеральный конструктор». Депутат Верховного Совета СССР 2 – 3 созывов (с 1946 года). Умер в 1953 году в Москве.

Комментарии

Владимир Панфилович Яценко

советский авиаконструктор

Михаил Кузьмич Янгель

видный советский конструктор ракетно-космических комплексов

Эндрю Юр

британский экономист

Хуго Юнкерс

профессор, выдающийся немецкий инженер, изобретатель и авиаконструктор, основатель компании «Junkers &amp

Томас Эндрюс

ирландский бизнесмен и судостроитель, исполнительный директор судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Белфасте

Бернард Чарльз «Берни» Экклстоун

английский бизнесмен, в настоящее время президент FOM

Франц Якоб Шпет

германский конструктор музыкальных инструментов

Шпагин Георгий Семёнович

советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (22.1.1942)
  • пять орденов Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952)
  • орден Суворова II степени
  • орден Кутузова I степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за разработку новой конструкции авиационного мотора
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия (1948)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: