Моу сош 20 методическая разработка занятия на тему: краеведение. когда появился первый человек в зауралье? выполнили библиотекари : каширина о.в. добрынина. — презентация

История заселения и освоения урала с древних времен — ураловед

История Кургана

Датой основания города Кургана официально считается 1679 год. Его основателем называют Тимофея Невежина, который первым поставил избу на берегу Тобола, в окрестностях огромного древнего кургана. Постепенно к нему стали присоединяться другие переселенцы. В 1695 году поселение перенесли на 8 верст ниже по течению Тобола.

До 1738 года населенный пункт назывался Царевым Городищем, а затем – Курганской слободой. В начале XVIII века здесь построили деревянную крепость. В 1782 году по указу императрицы Екатерины II Курганская слобода стала городом Курган.

Свое название город получил по Цареву кургану. Путешествовавший по Уралу академик Петр Симон Паллас в 1770-е годы писал про него в своей книге следующее: 

В 1959-60 годах Царев курган изучала экспедиция под руководством археолога К.В. Сальникова. Согласно результатам исследований, высота кургана составляла 5,5 м, а диаметр 92 м. Курган окружал ров шириной 13 м и глубиной около 1 м, с двумя разрывами. Видимо, так обозначили основание будущей насыпи, а через разрывы во рву на площадку поднимали землю.

Оказалось, что курган возник в эпоху бронзы. Он являлся могилой какого-то почитаемого человека, но вскоре после захоронения был разграблен. Унесли практически все, в том числе отсутствовали останки погребенного. Под центром насыпи ученые обнаружили настил, занимающий округлую площадь диаметром 34 м и состоящий из нескольких слоев бревен. Из могильного инвентаря дошли лишь жалкие остатки: 132 мелких черепка, бронзовый наконечник стрелы, обломок изделия из железа, деревянный совок, обломки деревянных изделий. К настоящему времени и от самого кургана совершенно ничего не осталось – на его месте возник один из микрорайонов города.

Постепенно город Курган стал центром торговли продуктами земледелия и скотоводства. Промышленность была представлена в основном лишь предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья.

Поскольку город был удаленным, его использовали как место ссылки, в том числе сюда отправили часть декабристов. Всего с 1830 по 1857 год в Кургане проживало 13 декабристов. Среди них были Вильгельм Кюхельбекер, Андрей Розен, Михаил Нарышкин, Николай Басаргин, Александр Бригген и другие. Двое декабристов, Иван Повало-Швейковский и Иван Фохт, умерли и были похоронены в Кургане.

Курган стал быстро расти после строительства Транссибирской магистрали. В 1897 году в городе насчитывалось 10063 жителя, а в 1904 году – уже 19912 человек. Резкий рост численности населения города произошел и позже – в результате эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной войны из европейской части СССР.

В прошлом город Курган входил в Тобольскую губернию. С 1934 года он вошел в состав Челябинской области. В 1943 году из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей была образована Курганская область, Курган стал ее административным центром.

В Кургане развита промышленность. Здесь выпускают: автобусы, дорожно-строительную и коммунальную технику, мостовые металлоконструкции, БМП, легковые прицепы, трансформаторы, доильные установки, оборудования для нефтегазодобывающей, атомной и других отраслей промышленности, оборудование электрохимической защиты, электромонтажные изделия, метизные изделия, буровые машины, снегоболотоходы, ленточные конвейеры, лекарственные препараты и т.д.

В Кургане родились артист Юрий Гальцев, музыкальный продюсер, композитор Максим Фадеев, певицы Елена Темникова и Юлия Савичева.

В настоящее время численность населения Кургана – 318 045 человек и постепенно сокращается. Курганская область – самый бедный регион Урала и прилегающих к нему областей.

Суртандинская культура

Примерно к 4000 году до н.э. на территории Южного Зауралья и степного Казахстана возникла суртандинская культура. Названа по стоянкам на озере Суртанды. Поселения суртандинской культуры располагались преимущественно в низких террасах берегов озёр и не имели укреплений. Жилищами являлись полуземлянки и землянки с очагами, нарами и стенами. Стены были укреплены каменными плитами, а крыша покрывалась бревенчатым накатом. Поселение Суртанды расположено в Абзелиловском районе Башкортостана, в 40 км от города Магнитогорска. Характерна обилием каменных орудий из яшмы (наконечники стрел, ножи, скребки, молоты, зернотёрки) и единичными изделиями из уральской самородной меди, керамикой и орнаментами на посуде. Обнаружены кости домашних животных — овца, крупный рогатый скот, преобладают лошади. Погребальные памятники не найдены. Население суртандинской культуры сложилось на основе местных племён эпохи неолита. В конце III тыс. до нашей эры расселилось в долинах рек Ай, Уршак, Юрюзань. Население занималось охотой, рыболовством и скотоводством. На востоке племена данной археологической культуры стали одним из компонентов формирования населения алакульской культуры, а на западе — абашевской культуры.

Примерно к 3800 году до н.э. лесостепном и лесном Зауралье сформировалась боборыкинкая культура.

Ботайская культура

Примерно к 3700 году до н.э. на севере Казахстана и Южном Урале появилась ботайская культура, эта культура появилась на основе предыдущей суртандинской. Территорию шигирской культуры в западном Приуралье заняла волго-камская и агидельская культуры, а в восточном Зауралье – неолитические племена Урала и Западной Сибири. К этому времени перестала существовать чебаркульская культура.

Ботайская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700-3100 годах до н.э. Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбулак, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. Основными материалами были камень, кость и глина. Основное занятие коневодство, охота и рыболовство. Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья.

Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700-6000 лет назад. С ботайской культурой связывали начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад.

По данным палеогенетиков лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей лишь на 2,7% происходят от лошадей из Ботая. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели селекцию. Финский лингвист А. Парпола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии, носителей которого он отождествляет с ботайцами.

Маханджарская культура

Примерно в 6200 году до н.э.на юге и юго-востоке Зауралья возникла новая культура – маханджарская, эта культура возникла в основном на основе предыдущей янгельской культуры. Эта культура существовала примерно до 4700 г.до н.э.

Культура развивалась в Степном Притоболье. Основной район скопления памятников — Тургайская впадина (Костанайская область). На территории Торгайского прогиба известно двадцать памятников, в коллекциях которых содержатся материалы маханджарской культуры. В эпоху неолита ландшафт Торгайского прогиба представлял собой степь с островными лесами, а климатические условия примерно соответствовали современным, но c гораздо большей увлажненностью. Для маханджарского населения характерна типично присваивающая экономика древнейших охотников-собирателей-рыболовов. В основе производства каменных орудий труда лежала призматическая техника скалывания пластин как основного типа заготовки. Экономической основой социокульта были охота, рыбная ловля, собирательство. Ловили в основном сайгу, лошадь Пржевальского, куланов, водоплавающих птиц. Преобладала такая форма охоты, как загонная, с применением ловчих ям на путях водопоя. Маханджарцы активно занимались сбором незерновых растений. Родовая община культуры представляла собой материнский род. На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет.

Суртандинская культура

Примерно к 4000 году до н.э. на территории Южного Зауралья и степного Казахстана возникла суртандинская культура. Названа по стоянкам на озере Суртанды. Поселения суртандинской культуры располагались преимущественно в низких террасах берегов озёр и не имели укреплений. Жилищами являлись полуземлянки и землянки с очагами, нарами и стенами. Стены были укреплены каменными плитами, а крыша покрывалась бревенчатым накатом. Поселение Суртанды расположено в Абзелиловском районе Башкортостана, в 40 км от города Магнитогорска. Характерна обилием каменных орудий из яшмы (наконечники стрел, ножи, скребки, молоты, зернотёрки) и единичными изделиями из уральской самородной меди, керамикой и орнаментами на посуде. Обнаружены кости домашних животных — овца, крупный рогатый скот, преобладают лошади. Погребальные памятники не найдены. Население суртандинской культуры сложилось на основе местных племён эпохи неолита. В конце III тыс. до нашей эры расселилось в долинах рек Ай, Уршак, Юрюзань. Население занималось охотой, рыболовством и скотоводством. На востоке племена данной археологической культуры стали одним из компонентов формирования населения алакульской культуры, а на западе — абашевской культуры.

Примерно к 3800 году до н.э. лесостепном и лесном Зауралье сформировалась боборыкинкая культура.

Театры

В культурном времяпровождении горожан и туристов присутствуют не только музеи, но и театры. Это Курганский государственный театр драмы – участник российских и международных фестивалей, обладатель премии «Признание».

Курганский театр драмы, улица Гоголя, дом 58

В августе 1943 года было решено создать кукольный театр. Первые несколько лет труппа гастролировала, так как своей сцены еще не имела. Однако в 1964 году образуется отдельный театр и только спустя 20 лет получает свое первое помещение под представления – старый концертный зал.

Театр кукол «ГУЛЛИВЕР», Курган, улица Советская, дом 104

В этом городе, полном истории, найдется много интересных и живописных мест. Туристы заглядываются на местные достопримечательности, а жители Кургана искренне их берегут. Так по приезду в город непременно надо поинтересоваться его богатым историческим прошлым, посетив музей истории Кургана. Чтобы осмотреть достопримечательности потребуется немало времени и сил, поэтому на ночлег или отдых можно остановиться в одной из городских квартир, выбрав подходящий вариант из каталога квартир на сутки в Кургане.

Эпоха неолита

Эпоха неолита (позднекаменный век, 6-5 тысяч лет до н.э.) в южной части Уральского региона характеризуется началом перехода от присваивающей к производящей экономике. Идет процесс одомашнивания скота: кости домашних животных – мелкого и крупного рогатого скота, лошади, — найдены на Ивановской стоянке. Сохраняются и традиционные для каменного века отрасли – охота, сетевое рыболовство и собирательство. На неолитических стоянках найдены каменные мотыги и зернотерки. В эпоху неолита фиксируется появление нового вида изделий – керамической посуды, предназначенной в большей степени для хранения пищевых запасов, нежели приготовления пищи.

В эпоху неолита получают распространения такие приемы обработки камня, как шлифование, пиление и сверление. Ассортимент сырья, из которого изготавливались каменные орудия, расширяется. Употребляются кремень, яшма, кварц, кварцит, гранит, тальк, сланец, халцедон, горный хрусталь и др.

В эпоху неолита начинают проявляться различия в развитии хозяйства разных областей Урала. Северный Урал с его климатом и животным миром диктует занятия охотой с сезонными перекочевками, на побережье Ледовитого океана в Приполярном Урале развивается охота на морского зверя. В лесном Прикамье жили оседлые охотничье-рыболовные племена.

К неолиту относится женское погребение в Бурановской пещере, в котором костяк женщины лежал на спине в вытянутом положении головой к югу, а череп помещался в новскойобласти таза и ног находились 35 подвесок в виде плоских пластинок из зеленого змеевика овальной формы с одной отшлифованной стороной. Второе погребение подобного рода было обнаружено на стоянке в скалистом навесе Старичный гребень в 1,5 км ниже по реке Юрюзань от Бурановской пещеры. Эти погребения сходны по характеру погребения с захоронениями на Южном Оленьем острове Онежского озера, в могильнике в урочище Караваиха на правом берегу реки Еломы в Вологодской области, в неолитических могильниках Сибири на реке Ангаре. В всех погребениях применялась присыпка красной охрой и даже с привесками на нижней части костяка.

Примерно с 5500 года до н.э. территория Западной Сибири и Урала начала заселяться немногочисленными неолитическими племенами. Эти переселенцы пришли туда как с территории, населенной племенами шигирской культуры (с запада), так и с территорий, населенных племенами восточных европеоидов (с юга и юго-востока).

Маханджарская культура

Примерно в 6200 году до н.э.на юге и юго-востоке Зауралья возникла новая культура – маханджарская, эта культура возникла в основном на основе предыдущей янгельской культуры. Эта культура существовала примерно до 4700 г.до н.э.

Культура развивалась в Степном Притоболье. Основной район скопления памятников — Тургайская впадина (Костанайская область). На территории Торгайского прогиба известно двадцать памятников, в коллекциях которых содержатся материалы маханджарской культуры. В эпоху неолита ландшафт Торгайского прогиба представлял собой степь с островными лесами, а климатические условия примерно соответствовали современным, но c гораздо большей увлажненностью. Для маханджарского населения характерна типично присваивающая экономика древнейших охотников-собирателей-рыболовов. В основе производства каменных орудий труда лежала призматическая техника скалывания пластин как основного типа заготовки. Экономической основой социокульта были охота, рыбная ловля, собирательство. Ловили в основном сайгу, лошадь Пржевальского, куланов, водоплавающих птиц. Преобладала такая форма охоты, как загонная, с применением ловчих ям на путях водопоя. Маханджарцы активно занимались сбором незерновых растений. Родовая община культуры представляла собой материнский род. На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет.

ЛИТЕРАТУРА

Бадер О. Н. 1947. Новые раскопки близ г. Нижнего Тагила в 1944 г. КС ИИМК, XVI.
Берг, Е. М. 1951. Археологическая карта г. Свордловска и окрестностей. МИ А. № 21,
Перс Е. М. 1954 Археологические памятники Свердловска и его окрестностей. Свердловск.
Перс Е. М. 1958. Некоторые данные о древнейшей истории Среднего Зауралья. Сб. Вопросы истории Урала, Свердловск.
Борс Е. М., 1961. Археологические памятники на острове Макуша. Сб. Вопросы истории Урала, Свердловск.
Брюсов А. Я. 1952. Очерки но истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху. М.
Дмитриев П. А. 1951. Шигирская культура на восточном склоне Урала. MИA. KI 21.
Кипарисова Н. П. 1960. О культурах лесного Зауралья. СА, № 2. Мошинская В. И. 1957. Сузгун II — памятник эпохи бронзы лосостопной полосы Западной Сибири. МИА, № 58.
Раушенбах В. М. 1952. Керамика шигирской культуры. КС ИИМК, 43.
Раушенбах В. М. 1956. Среднее Зауралье в эпоху неолита и бронзы. Тр. РИМ, вып. 29.
Раушенбах В. М. 1962. К вопросу о датировках некоторых памятников эпохи неолита и бронзы в Среднем Зауралье. III Уральское археологическое совещание в г. Уфе. Тезисы докладов. Уфа.
Сальников К. В. 1951. Раскопки на оз. Березовом. КС ИИМК, 36. Сальников К. В. 1952. Бронзовый век Южного Зауралья. МИА, № 21.
Сальников К. В. 1962. Иткульская культура. Сб. Краеведческие записки.
Челябинск.
Стоколос В. С. 1957. Заметка о раскопках Каменск-Уральского музея. СА, №4.
Эдинг Д. Н. 1940. Резная скульптура Урала. М.

Warning: Undefined array key «show_age» in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22

В этот день:

Дни рождения
1930 Родился Глеб Алексеевич Максименков — старший научный сотрудник ЛОИА АН СССР, доктор исторических наук, крупнейший специалист в области первобытной археологии Южной Сибири.
Открытия
1951 В Новгороде экспедиция под руководством А. В. Арциховского нашла первую берестяную грамоту.
1951 В Новгороде обнаружена первая берестяная грамота.

Рубрики

  • Археология Ближнего Востока
  • Археология Дальнего Востока
  • Археология Европы
  • Археология Кавказа
  • Археология Северного Причерноморья
  • Археология Сибири
  • Археология Средней Азии
  • Археология Урала
  • Без рубрики
  • Древнерусская археология
  • Методика
  • Новости
  • Памятники
  • Первобытное искусство
  • Смежные науки
  • Теоретическая археология

Свежие записи

  • Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII — середина XIX вв.)
  • Археология СССР. Палеолит СССР
  • Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири
  • Столяр А.Д. Памяти Павла Иосифовича Борисковского
  • Основы работы с настольной ГИС ARCGIS 9

Эпоха неолита

Эпоха неолита (позднекаменный век, 6-5 тысяч лет до н.э.) в южной части Уральского региона характеризуется началом перехода от присваивающей к производящей экономике. Идет процесс одомашнивания скота: кости домашних животных – мелкого и крупного рогатого скота, лошади, — найдены на Ивановской стоянке. Сохраняются и традиционные для каменного века отрасли – охота, сетевое рыболовство и собирательство. На неолитических стоянках найдены каменные мотыги и зернотерки. В эпоху неолита фиксируется появление нового вида изделий – керамической посуды, предназначенной в большей степени для хранения пищевых запасов, нежели приготовления пищи.

В эпоху неолита получают распространения такие приемы обработки камня, как шлифование, пиление и сверление. Ассортимент сырья, из которого изготавливались каменные орудия, расширяется. Употребляются кремень, яшма, кварц, кварцит, гранит, тальк, сланец, халцедон, горный хрусталь и др.

В эпоху неолита начинают проявляться различия в развитии хозяйства разных областей Урала. Северный Урал с его климатом и животным миром диктует занятия охотой с сезонными перекочевками, на побережье Ледовитого океана в Приполярном Урале развивается охота на морского зверя. В лесном Прикамье жили оседлые охотничье-рыболовные племена.

К неолиту относится женское погребение в Бурановской пещере, в котором костяк женщины лежал на спине в вытянутом положении головой к югу, а череп помещался в новскойобласти таза и ног находились 35 подвесок в виде плоских пластинок из зеленого змеевика овальной формы с одной отшлифованной стороной. Второе погребение подобного рода было обнаружено на стоянке в скалистом навесе Старичный гребень в 1,5 км ниже по реке Юрюзань от Бурановской пещеры. Эти погребения сходны по характеру погребения с захоронениями на Южном Оленьем острове Онежского озера, в могильнике в урочище Караваиха на правом берегу реки Еломы в Вологодской области, в неолитических могильниках Сибири на реке Ангаре. В всех погребениях применялась присыпка красной охрой и даже с привесками на нижней части костяка.

Примерно с 5500 года до н.э. территория Западной Сибири и Урала начала заселяться немногочисленными неолитическими племенами. Эти переселенцы пришли туда как с территории, населенной племенами шигирской культуры (с запада), так и с территорий, населенных племенами восточных европеоидов (с юга и юго-востока).

Эпоха раннего металла

Эпоха раннего металла (конец IV-II тыс. до н. э.) характеризуется массовым освоением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда, оружия и украшений, употреблявшихся наряду с каменными или вместо них. Существует несколько периодизации эпохи раннего металла на Урале. По периодизации Е.Н. Черных выделяются следующие этапы: первый – энеолит (IV тыс. до н.э.), второй с двумя фазами – ранней и средней бронзы (первая половина III – середина II тыс. до н.э.) и третий этап – поздний бронзовый век (сер. II – начало I тыс. до н.э.).

Основные культуры эпохи раннего металла — Гаринская, Борская, Липчинская, Уртандинская, Аятская. В это время идет формирование комплексного охотничье-рыболовческого хозяйства. Развиваются и более прогрессивные отрасли хозяйства – скотоводство и земледелие. Развитие скотоводства в южных районах привело к первому крупному общественному разделению труда – выделению пастушеских племен. В Прикамье население гаринской культуры осваивает цветную металлургию на базе местных медистых песчаников. Основные культуры эпохи бронзы таежной зоны Урала — Ерзовская и Лебяжская.

К 3000 году до н.э. исчезла боборыкинская культура.

Железный век

Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Произошло разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век
(VIII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век
(с IV века н.э. до середины II тысячелетия н.э.).

Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.

В Среднем Зауралье произошёл расцвет меднолитейного производства. В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки.

В раннем железном веке на территории горно-лесного Зауралья обитало население иткульской культуры (VII-III века до н.э.). Иткульские литейщики плавили медь, изготовляли орудия труда и оружие, обменивали вещи из меди жившей в Прикамье ананьинской культуре, а оружие — племенам савроматов и сарматов на Южном Урале. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. К этому времени относятся попадающиеся на Урале клады культовых отливок с изображениями птиц, животных, людей. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища. Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения.

В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья.

В середине I тысячелетия н.э. по территории лесной и горно-лесной полосы восточного склона Урала прошли кочевые угры-коневоды, что оказало влияние на хозяйство и быт местного населения. В VI-IX веках в лесном Зауралье сложилось три археологических культуры — петрогромская, молчановская и тынская, которые стали основой юдинской культуре (X-XIII века), это предки манси.

В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала, сложилась праоснова протомансийского этноса. В VII-X веках произошла стабилизация уральских обществ и оформления племенных союзов, что привело к расцвету культур и восстановлению древних торговых связей со Средней Азией, Прикамьем и Великим Новгородом. С середины II тысячелетия на восточный склон Урала стали приходить «пашенные татары» (тюрки), которые расселялись по реке Нице и долгое время мирно соседствовали с манси.

Эпоха раннего металла

Эпоха раннего металла (конец IV-II тыс. до н. э.) характеризуется массовым освоением металлургии бронзы, изготовлением из нее орудий труда, оружия и украшений, употреблявшихся наряду с каменными или вместо них. Существует несколько периодизации эпохи раннего металла на Урале. По периодизации Е.Н. Черных выделяются следующие этапы: первый – энеолит (IV тыс. до н.э.), второй с двумя фазами – ранней и средней бронзы (первая половина III – середина II тыс. до н.э.) и третий этап – поздний бронзовый век (сер. II – начало I тыс. до н.э.).

Основные культуры эпохи раннего металла — Гаринская, Борская, Липчинская, Уртандинская, Аятская. В это время идет формирование комплексного охотничье-рыболовческого хозяйства. Развиваются и более прогрессивные отрасли хозяйства – скотоводство и земледелие. Развитие скотоводства в южных районах привело к первому крупному общественному разделению труда – выделению пастушеских племен. В Прикамье население гаринской культуры осваивает цветную металлургию на базе местных медистых песчаников. Основные культуры эпохи бронзы таежной зоны Урала — Ерзовская и Лебяжская.

К 3000 году до н.э. исчезла боборыкинская культура.

Ботайская культура

Примерно к 3700 году до н.э. на севере Казахстана и Южном Урале появилась ботайская культура, эта культура появилась на основе предыдущей суртандинской. Территорию шигирской культуры в западном Приуралье заняла волго-камская и агидельская культуры, а в восточном Зауралье – неолитические племена Урала и Западной Сибири. К этому времени перестала существовать чебаркульская культура.

Ботайская культура — археологическая культура энеолита, существовавшая в 3700-3100 годах до н.э. Названа по селу Ботай. Открыто около 20 поселений вдоль степных рек Иманбулак, Терсаккан, Тобол, Тургай, Убаган, Чаглинка. Основными материалами были камень, кость и глина. Основное занятие коневодство, охота и рыболовство. Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья.

Проведённые археологические исследования показали, что занимающиеся коневодством ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока и являлись пионерами применения сбруи 6700-6000 лет назад. С ботайской культурой связывали начало одомашнивания лошадей примерно 5,5 тыс. лет назад.

По данным палеогенетиков лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей лишь на 2,7% происходят от лошадей из Ботая. При этом ботайцы, владея навыками приручения лошадей, не вели селекцию. Финский лингвист А. Парпола считает, что название лошади в праугорском языке могло быть заимствовано из неизвестного субстратного языка, резко отличавшегося от других языков Евразии, носителей которого он отождествляет с ботайцами.

Генетически ботайцы не были напрямую связаны с населением ямной культуры. По последним данным, генотип ботайцев, как и окуневцев, наполовину происходил от «древних северных евразийцев», наполовину от «древнего восточноазиатского компонента». В распоряжении антропологов пока что имеется лишь 5 черепов носителей культуры. Они характеризуются архаичным массивным обликом с уплощённой лицевой частью, что сближает их с древнеуральской расой и отделяет от европеоидных афанасьевцев и ямников.

Маханджарская культура

Примерно в 6200 году до н.э.на юге и юго-востоке Зауралья возникла новая культура – маханджарская, эта культура возникла в основном на основе предыдущей янгельской культуры. Эта культура существовала примерно до 4700 г.до н.э.

Культура развивалась в Степном Притоболье. Основной район скопления памятников — Тургайская впадина (Костанайская область). На территории Торгайского прогиба известно двадцать памятников, в коллекциях которых содержатся материалы маханджарской культуры. В эпоху неолита ландшафт Торгайского прогиба представлял собой степь с островными лесами, а климатические условия примерно соответствовали современным, но c гораздо большей увлажненностью. Для маханджарского населения характерна типично присваивающая экономика древнейших охотников-собирателей-рыболовов. В основе производства каменных орудий труда лежала призматическая техника скалывания пластин как основного типа заготовки. Экономической основой социокульта были охота, рыбная ловля, собирательство. Ловили в основном сайгу, лошадь Пржевальского, куланов, водоплавающих птиц. Преобладала такая форма охоты, как загонная, с применением ловчих ям на путях водопоя. Маханджарцы активно занимались сбором незерновых растений. Родовая община культуры представляла собой материнский род. На орудия и средства производства сохранялась общественная собственность. Соблюдалось равенство всех членов рода. Дела решал родовой совет.

Нижний Тагил

  • Население: 352 135 чел. (2019 г.)
  • Основан в 1722 г.

Ни́жний Таги́л (манс., много воды) — город Свердловской области РФ, центр Горнозаводского управленческого округа, административный центр Горноуральского городского округа и «города Нижний Тагил». Население 361,33 тыс. человек, 2011, занимает по численности населения 2-ое место в Свердловской области. Площадь Нижнего Тагила 298,47 км², а площадь городского округа с 1.04.2008 составляет 4108 км².

По объёму товаров собственного обрабатывающего производства Нижний Тагил в Свердловской области занимает 1-ое место, опередив даже Екатеринбург. За 2007 там отгружен объём этих товаров на общую сумму 131,8 млрд руб.

Город находится на восточных склонах Уральских гор, 20-25 км от границы Азии и Европы, 200 м выше уровня моря.

Нижний Тагил является старшим братом Екатеринбурга, поскольку основан на год раньше. Однако столицей Урала стать ему не довелось. В последние годы статус Тагила сильно вырос. Так как в России самая крупная выставка вооружений “Уралэкспоармс” происходит в непосредственной близи от Нижнего Тагила, на известном всемирно полигоне “Старатель”. Военные атташе, генералы, министры и иные высокопоставленные заказчики, и покупатели оружия различных стран приезжают в Нижний Тагил.

Что еще дорогим гостям показывают, помимо показательных учений и стрельб? Так как реноме и имя городу обеспечивают его достопримечательности.

Художник Сергей Брюханов принимает в мастерской у себя множество официальных иностранных делегаций. Абстрактные сложные его композиции заставляли не раз замирать иностранцев с открытым ртом от удивления. Дивиться нечему. Существует целое направление, художественная Тагильская школа. А в прошлом снискал Нижний Тагил себе немеркнущую славу своей лаковой росписью по металлу – нижнетагильские знаменитые подносы. Именно их, а не матрешки, раньше вывозили себе путешествующие иноземцы.

Суртандинская культура

Примерно к 4000 году до н.э. на территории Южного Зауралья и степного Казахстана возникла суртандинская культура. Названа по стоянкам на озере Суртанды. Поселения суртандинской культуры располагались преимущественно в низких террасах берегов озёр и не имели укреплений. Жилищами являлись полуземлянки и землянки с очагами, нарами и стенами. Стены были укреплены каменными плитами, а крыша покрывалась бревенчатым накатом. Поселение Суртанды расположено в Абзелиловском районе Башкортостана, в 40 км от города Магнитогорска. Характерна обилием каменных орудий из яшмы (наконечники стрел, ножи, скребки, молоты, зернотёрки) и единичными изделиями из уральской самородной меди, керамикой и орнаментами на посуде. Обнаружены кости домашних животных — овца, крупный рогатый скот, преобладают лошади. Погребальные памятники не найдены. Население суртандинской культуры сложилось на основе местных племён эпохи неолита. В конце III тыс. до нашей эры расселилось в долинах рек Ай, Уршак, Юрюзань. Население занималось охотой, рыболовством и скотоводством. На востоке племена данной археологической культуры стали одним из компонентов формирования населения алакульской культуры, а на западе — абашевской культуры.

Примерно к 3800 году до н.э. лесостепном и лесном Зауралье сформировалась боборыкинкая культура.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: