Тагильская роспись

Народные промыслы урала: свердловская область. гончарное ремесло, камнерезное искусство и колокололитейное дело — наш урал и весь мир

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе

А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием

История

Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.

Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг.

Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.

Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.

Особенности исполнения

Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.

Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.

Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.

Этапы создания

Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.

Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят примерно так:

  • заполнение фона;
  • композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
  • продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
  • прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
  • лакировка в несколько слоев.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.

Современное развитие

Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.

Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи. Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.

Как создавали свои шедевры нижнетагильские мастера вы узнаете из статьи: «Тагильская роспись – родоначальник декорированных подносов».

К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.

Тонкости росписи

Фото: Наталья Шадрина

В «Тагильской артели» мастера осуществляют все этапы создания тагильского подноса. Сегодня это редкость, поскольку в основном художники рисуют на дому, а сушить и лакировать подносы приходят в артель.

– Мы с Ириной Заруцкой учились в одной группе в училище у Агриппины Васильевны Афанасьевой, поясняет Надежда Петухова. – Она нам показывала, как краску правильно набирать, как кисть готовить, как писать эту знаменитую тагильскую розу и как собирать сам букет. Самое главное – живопись должна выполняться в несколько приёмов – или прописок, а после каждого следующего слоя идёт просушка и зачистка – по традиции многослойность чувствоваться не должна.

– Кисти мы храним в морозилке, чтобы не высохли, – возвращается с инструментами и палитрой художница Ирина Заруцкая. – А ещё, когда новую кисточку берёшь, обмакиваешь её в растительное масло – нужно сидеть и выбирать жёсткие ворсинки – это тоже Агриппина Васильевна учила, – вот так выискиваешь жёсткую ворсинку, прижимаешь её кончиком и вытаскиваешь. И так каждую кисточку – а для работы их нужно 15 минимум. У кисточки есть острый кончик и пяточка – это обязательно. На кончик – светлую краску, на пяточку потемнее. Это и есть знаменитый уральский двухцветный мазок, который одновременно и форму строит и пишет бликовку – придаёт объём.

– Кроме двухцветного мазка от изначальной примитивной росписи не осталось практически ничего, – продолжает Ирина Заруцкая, – Не потому, что не умеют, а потому, что искусство должно развиваться. Поначалу мы так и рисовали три цветочка, причём той краской, которая просто была на заводе – как правило, синей, зелёной и красной. Жёлтую краску, например, было практически не достать. А сейчас – глаз радуется, какую красоту порой девчонки пишут. Если бы роспись не развивалась, не появилась бы на наших подносах и знаменитая рябинка. Ведь в 80-х придумала её художница из нашего цеха – Тамара Юдина. Теперь все думают, что это традиционный узор.

Развитие

В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым.

В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В.И. Албычев. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — подносов, сундуков, шкатулок — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых.

Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва) .

В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не обошёл стороной он и Тагильский подносный промысел, требуя адаптироваться к ускоряющемуся темпу жизни. Пресс для изготовления форм заменил кузнеца, и в условиях жесткой конкуренции встал вопрос быстроты и дешевизны отделки подноса.

В это время все большее распространение получает «Маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья.

После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма.

Существенный толчок к возрождению предало постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрождение.

Большое влияние на возрождение промысла оказал Научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Барадулин.

Однако, чтобы соединить традиции прошлого с развитием будущего, теорию и практику, не хватало лишь одного звена — мастера, владеющего старым двуцветным мазком и способного передать это мастерство. Им стала .

Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе «ЭмальПосуда» работал экспериментальный цех.

История

Украшение металлических подносов – работа, требующая не просто умений, но и теоретических знаний. И хоть многие уверены, что знаменитая роспись жестяных подносов – достояние поселения Жостово, специалисты не забывают, где на самом деле зародился промысел. В Нижнем Тагиле, на Урале более чем два с половиной столетия назад возникло направление народного творчества, отголоски которого не просто звучат в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически переосмысливаться сегодня.

В самостоятельное ремесло роспись сложилась благодаря стараниям Н.Н. Демидова, которому далось учредить на своих заводах школу. Случилось это уже в 19-ом веке: школа живописи Демидова брала на содержание подростков-мальчиков, которые обучались ремеслу росписи подносов четыре года. Руководил обучением профессиональный художник Албычев. Такой квалифицированный подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном творчестве: стараниями конкретных людей простое декорирование превратилось в искусство с четкой системой обучения.

До школы Демидова роспись подносов прославляла династия художников Худояровых. В 18-ом веке Вавила и Федор Худояровы настолько усовершенствовали и традиционализировали роспись подносов, что промысел уже не умещался в тагильских пределах. Достиг он знаменитого впоследствии села Жостово Мытищинского уезда: тот случай, когда ученик превзошел мастера, но не обесценил его заслуг.

Революция прошлого столетия словно заставила народное творчество, вышедшее на новый уровень, замереть. Но уже ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, поспособствовали созданию Нижнетагильского завода: искусство получило второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня промысел процветает. Техника не утрачена, но интересы мастеров, занимающихся традиционными промыслами, сместились в сторону других направлений. направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.

Впечатления

Техника тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос начинают расписывать с подмалёвка, нанося краску пальцами. Так художник создаёт силуэт будущей картины.

Затем на кисточку набирают сразу две краски. Одна из них обязательно белая, чтобы получить плавный градиент от цвета к световому пятну. Так создаётся та самая техника двойного мазка. В тагильской росписи нет многослойности, но есть объём за счет знаменитого “разбела”.

Изображения на холсте располагаются свободно, не перекрывая друг друга и пишутся за один приём. По сути, у мастера нет права на ошибку, ведь лакированная поверхность изделия вокруг рисунка должна сиять и не простит неверного движения.

Увидеть лично наследие промысла тагильской лаковой росписи можно в Музее истории подносного промысла в городе Нижний Тагил.

Чем жостовский поднос отличается от тагильского

Чем жостовский поднос отличается от тагильского

Вот такую красоту делает Лариса Шевченко

Тагильский поднос старше жостовского. Именно Нижний Тагил считается родиной российской росписи по металлу, которая возникла здесь ещё в начале XVIII века.
В Тагиле роспись по металлу сразу поставили на поток – на демидовских металлургических заводах для выращивания мастеров-живописцев была даже открыта школа, куда приглашались известные зарубежные мастера.
…На проходной фабрики «Эмальпосуда» меня отправили к серому зданию, стоящему в сторонке.
– Там ищите подносы, – сказал охранник.
Внутри здания темнели коридоры, капала вода с потолка, я одиноко бродила, не встречая ни души. Правда, в одном из помещений нашла подносы. Они сиротливо стояли рядком, прислонённые один к другому. На спинке крайнего висел ярлычок: «Метальная лавка. Тагильский поднос». Я развернула поднос. На лицевой стороне яркими пятнами сверкали гроздья рябины. На втором подносе цвели розы. На третьем зеленела берёзовая роща.
– Берите! – неожиданно рядом со мной возникла какая-то женщина. – Маленький – всего двести рублей, большой – четыреста! Ручная работа!
Когда-то такой поднос стоил десять советских рублей. Десятая часть маминой зарплаты. Огромные деньги! Поэтому подноса в нашей семье никогда не было.
– В другой комнате тоже есть хороший выбор! Хотите посмотреть? – предложила женщина, оказавшаяся старшим мастером Лилией Абросимовой.
Мы снова нырнули в темноту, прошли пару коридоров и наконец очутились в мастерской. Здесь сидела одна-единственная художница, зато заслуженная, – Лариса Шевченко. Она аккуратно рисовала кистью по чёрной глади подноса.
Вначале Лариса нарисовала круги – обозначила места будущих цветов. Затем я увидела знаменитую двойную уральскую роспись: художница макала кисточку сначала в белую краску, потом в красную, проводила кистью по подносу, и на чёрном металле заалел лепесток с белым оттенком.
– Жостовская роспись славится объёмом, но объём – это проще, чем двойная уральская роспись! – рассказала мне Лариса Шевченко.
Она пришла на предприятие двадцать лет назад. Тогда, чтобы устроиться на фабрику, мало было иметь художественное образование. Нужно было сдать экзамен. Ларисе Якимовне выдали два подноса. Один надо было сделать «жостовским», второй – «тагильским». Жостовский узор она нарисовала быстро. А вот тагильский не смогла.
– Ни у кого не получалось изобразить уральскую роспись с ходу. Уральской росписи учиться надо!
Кто-то из художников овладевал подобной техникой за полгода, кто-то – за год, кто-то – за три.
– А где же сейчас ваши художники? – спрашиваю, оглядывая помещение, где не было никого, кроме меня, Ларисы Шевченко и главного мастера Лилии Галимовны.
Выяснилось, что художники рисуют в основном дома, потому как в здании ни воды, ни света давно нет.
– Выживаем, как можем, – вздохнула Лариса Шевченко. – Одна завхозом в детском саду работает, другая – уборщицей на фабрике, третья – грузчиком на комбинате. Словом, устроились.
А начались их беды с того, что мастера кисти сами ушли от «Эмальпосуды». Не захотели предприятие на себе тянуть. В 90-е годы посуда стала никому не нужна, а популярность подносов, наоборот, набирала обороты. Советский человек, который раньше только мечтал о подносе, вдруг захотел его приобрести. Коробейники приезжали со всех концов страны, «Метальная лавка» богатела, художники разбегались – открывали свои кооперативы. Они, кстати, моментально разорились, когда к концу 90-х спрос упал. Серое здание «Метальной лавки» продали с молотка. Производство тагильских подносов сократилось с нескольких тысяч в месяц до пятисот штук.
– Жостово повезло больше, – с завистью говорит Лариса Шевченко. – Ещё Ельцин подписал указ о признании Жостовской фабрики национальным достоянием. Сегодня экскурсия для одной группы на Жостовскую фабрику стоит двадцать тысяч рублей. А у нас поднос – двести. Где же справедливость?!
И вот тогда я купила тагильский поднос. Пусть немного, но помогла народному промыслу.
Аделаида Сигида
Нижний Тагил
Фото автора

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.

Жостовская фабрика декоративной росписи

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки

С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную

Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Гончарное ремесло

Слыхали ли вы о знаменитом сысертском фарфоре? Или может быть на полке вашего дома красуется изящный глиняный кувшин, покрытый блестящей глазурью? Подобные керамические изделия являются визитной карточкой Среднего Урала, и мы сейчас расскажем, почему.

Сысертский фарфор

Сысертский фарфор – один из самых узнаваемых народных промыслов не только Свердловской области, но и всего Урала. Изготавливать первую керамическую посуду здесь начали еще в XIX веке в мастерской «Гончарка», которой владели братья Харитоновы.

Сысертский фарфор. Народные промыслу Урала, Свердловская область

В 1928 году на месте мастерской возник артель, где начали выпускать посуду, статуэтки и игрушки.

Сам фарфор придумал в середине ХХ века Николай Иноземцев. Материал отличался особой легкостью и изящностью, и посуда из него получалась невероятно красивой и искусной. Все изделия расписывались вручную и приобретали свой неповторимый уникальный стиль. Так выпуск фарфоровых изделий прославился на всю Россию.

Подробнее о сысертском фарфоре на портале Наш Урал и весь мир!

Таволжская керамика

Гончарный промысел на Урале достиг рассвета в деревнях Верхние и Нижние Таволги близ города Невьянска. Изделия из красной глины здесь начали изготавливать в XVII веке. Только представьте: до революции здесь работало несколько десятков мастерских!

По данным исторических источников в 1887 году в селе Нижних Таволгах было 59 мастерских, в которых работало более 100 гончаров.

Народные промыслы Урала. Гончарное ремесло в Свердловской области, Нижние Таволги

Приобрести изделие из красной глины можно и сейчас. В деревне Нижние Таволги работает мастерская «Таволжская керамика», где регулярно проводят мастер-классы по изготовлению простых глиняных изделий.

Читайте подробнее о таволжской керамике

Глиняные свистухи Николая Колодкина

Сухоложские свистухи – уникальные диковинные керамические игрушки-свистульки, которые мастерит Николай Колодкин в городе Сухой Лог.

Русские ремесла, народные промыслы Урала. Мастерская Николая Колодкина

За свою жизнь Николай посвятил много времени изучению рисунка, живописи и скульптуры, исследовал весь Сухоложский район с его богатыми залежами глины и как результат – разработал своё авторское ремесло! Мастер начал изготавливать игрушки, аналогов которым не во всём мире. Такие сувениры заказывают путешественники и коллекционеры не только из России, но и из Финляндии, Франции, Израиля и США.

Читайте подробнее о Сухоложских свистухах

Материалы

Чтобы попробовать свои силы в постижении нижнетагильской техники, пробной работой может быть расписная доска. На ней вы потренируетесь, а далее можно приступать к работе над настоящим металлическим подносом.

Для тренировки и обучения технике понадобятся материалы:

  • чистовая заготовка разделочной доски;
  • черный акрил;
  • масляные краски;
  • льняное масло и растворитель;
  • кисти разной ширины (плоские и круглые, в идеале — колонковые).

Доску следует зачистить наждачкой до гладкости, потом ее следует покрыть гладким акрилом. На его просыхание уйдет немало времени: его вы можете потратить на цветовую проработку эскиза. Когда акрил высох, набрасываете карандашом рисунок. Если вы новичок в росписи, не берите сложных мотивов – тагильская роза, рябина подойдут, сложные и изобилующие деталями рисунки будут трудны в исполнении.

Начинается роспись с композиционного центра. Чаще художники стартуют со светлых тонов, прописывая каждый элемент одним мазком. Благодаря сочетанию темных тонов можно придать объем изображению. Постепенно продвигаетесь вглубь, оформляя каждый элемент. Если рисуете тагильские розы (розаны), сначала работаете над бутоном, потом над листьями. Завершается работа прорисовыванием деталей: усиков, тонких веточек, кончиков листьев, расставлением белых точек.

Работу несколько раз нужно покрыть лаком. Это только азы техники, для опытных художников они элементарны, новичкам же следует начинать с таких поступательных действий (тренируясь на деревянных изделиях).

Если тагильская роспись увлекает вас и своей техникой, и историей, и несправедливым забвением (в какой-то мере это так), обязательно посетите Нижнетагильский музей истории подносного промысла.

Его основали в 1991 году, а находится он в доме, где некогда жили мастера Худояровы. Если и есть место, где можно приникнуть к истокам промысла, то именно здесь: богатая экспозиция, экскурс в жизнь и творчество знаменитых художников, а также знакомство с технологической стороной вопроса будут однозначно полезны любителям искусства росписи.

Нижнетагильские расписные подносы достойны того, чтобы к их истории обратились современные любители и специалисты арт-сообщества.

  • Сообщение о музыканте удмуртии

      

  • Башкирский государственный университет сообщение

      

  • Сообщение на тему кардиолог

      

  • Зоны отдыха на кавказе сообщение

      

  • Сообщение о караван сарае в оренбурге кратко

Начало

Качество и пластичность тагильского железа в обработке высоко ценились, уральские мастера искали различные области применения этих качеств тагильского железа.

XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых — Вавилы и Фёдора. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово Мытищинского уезда Московской губернии.

Мастера его во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.

Protonnt , CC BY-SA 3.0

Камнерезное и ювелирное искусство

Камнерезное искусство считается визитной карточкой Урала: недаром писатель Павел Бажов воспевал горные богатства края в своих сказах! Из уральских самоцветов местные мастера по сей день изготавливают украшения, статуэтки, посуду и многие другие предметы.

Ремесло зародилось в XVIII веке. В то время на Урале было открыто множество богатых месторождений яшмы, мрамора, агата, малахита и многих других пород. Из уральских самоцветов изготавливали украшения, вазы, шкатулки и даже мебель. В XIX веке фабрика в Екатеринбурге достигла своего рассвета: изделия уральских мастеров не раз демонстрировались в Европе.

Где познакомиться с камнерезным промыслом?

С камнерезным искусством Урала, а также многими другими народными промыслами можно познакомиться в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В музее есть отдельные экспозиции, посвященные ювелирному искусству и каслинскому литью.

Уральские ювелиры

На нашем портале мы много писали об уральских ювелирах. С их творчеством вы можете познакомиться в следующих статьях:

  • Екатеринбургский художник по камню Анатолий Жуков 
  • Цветы тагильского камнереза. Виктор Михайлович Васильев
  • Екатеринбургский камнерез Денис Богомазов

Бренд или обуза?

Очередной спад промысла, который длится и по сегодняшний день, пришёлся на начало 90-х.

Сейчас в Нижнем Тагиле росписью подносов занимаются четыре фирмы, самая большая из которых – как раз «Тагильская артель» (6 художников). На самом деле мастеров, владеющих уникальной техникой лаковой росписи по металлу, гораздо больше, но рабочих мест для них нет. Впрочем, и «Тагильская артель» переживает сегодня свои худшие времена. Здание, в котором она располагается, принадлежит администрации города, и сейчас решено мастеров оттуда переселить в цеха предприятия «Евраз НТМК». Пока артель находилась на Старом Демидовском заводе, у художников была возможность проводить мастер-классы, водить экскурсии по своему цеху, а главное – продавать изделия туристам, которых тут много. На металлургическом комбинате – жёсткая пропускная система, а это значит, что посторонние (экскурсионные группы, покупатели) в цех не попадут.

Не говоря уже о том, что из-за оптимизации на предприятии артель лишают ещё двух рабочих мест – что опять же будет губительно для мастерской, ведь как и в любом промысле – каждый здесь отвечает за определённый участок работы.

Мастера надеются лишь на то, что власти, которые считают тагильский поднос брендом и гордостью города, услышат их, и оставят на прежнем месте. А ещё включат эту замечательную мастерскую (куда и раньше с удовольствием приезжали гости со всей страны и мира) в туристический маршрут нашей области. Это будет первым шагом к формированию рынка сбыта…

Колокололитейное дело

Если вы интересовались историей Урала, вам наверняка знакомо имя Никиты Демидова. В 1720-е годы он владел восемью из двадцати металлургических заводов России. За всю историю под руководством династии Демидовых находилось около 50 предприятий.

Как уже мог догадаться читатель, колокололитейное дело зародилось благодаря Никите Демидову. В 1702 году по его распоряжению на Урале был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был воздвигнут колокололитейный завод. Позднее колокола начали делать в Екатеринбурге и Каменске-Уральском.

Интересное по теме:

Династия Демидовых: мы вспомним, как всё начиналось

Русские ремесла, народные промыслы Урала. Как отливают колокола

Колокольный завод «Пятков и Ко»

«Пятков и Ко» – первое в России частное предприятие, где начали лить колокола. Завод был построен в Каменске-Уральском в 1991 году и работает по сей день. Колокола уральского завода можно увидеть на соборах Москвы, Московской области и многих других прилегающих регионов.

Ежегодно с 2005 года в городе проводится колокольный фестиваль «Каменск-Уральский — колокольная столица», куда съезжаются лучшие звонари России!

Читайте подробнее о колокольном заводе

Особенности росписи

Все началось с пластичного тагильского железа, податливость и качество которого позволяли искать разные сферы его применения. Листопрокатного производства еще не было, металл ковали, но делали это столь искусно, что изделие требовало равнозначного декорирования. Тогда и взялись за дело художники-лакировщики.

Творческий пик промысла – это мода на подносы-картины: в центре изделия художник маслом писал копию картины, которая удачно вписывалась в форму подноса. Картинка могла быть списана с бумажной гравюры, а так как те преимущественно были черно-белыми, о цветовом решении заботился сам художник.

Традиционный тагильский расписной поднос:

  • галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;
  • рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;
  • четкая фиксация уголков формы вазонами с пышными букетами;
  • ритм рисунка – как активное движение и композиционное равновесие работы;
  • четкое следование законам соотношения рисунка, мотива и пространственного фона;
  • нюансировка – работа прописывается до мельчайших деталей;
  • следование правилам сочетания цветов;
  • вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.

Сущность классической тагильской композиции – организованность, гармония, структурирование элементов.

Главный отличительный штрих тагильских мастеров – техника двойного мазка. Ее и переняли у основоположников росписи подносов жостовские мастера. Сначала, правда, тагильские умельцы занимались цировкой по цветному фону. Цировка – это старинный технический прием, применяемый в орнаментации иконописных работ. Тогда поверх золота оформляли красочный фон, краски затвердевали, затем мастера тоненькой иголочкой соскребали краску до золота.

Изысканность узоров, получаемых таким способом, фиксировал особый тагильский лак. Он был прочнее всех своих «конкурентов», он был и прозрачнее. Благодаря лаку краскам легче было проявить свою яркость и тонкие переливы. Секрет же лака прост: точнейшая дозировка компонентов, в числе которых льняное и конопляное масло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: