Окрестности города Златоуст, Александровская сопка
34. С. М. Прокудин-Горский. Часовня «Сошествия Святого Духа» при дороге на Миасский завод близ Златоуста. Осень 1909 года.
На снимке изображена часовня во имя Святого Духа. Находилась она примерно в двух верстах от городского предместья Ветлуги (Ветлуга это не деревня, а часть города, причём одна из самых старых) по старой дороге на Миасский завод (ныне г. Миасс), примерно в полуверсте от восточного берега заводского пруда.
Первоначально на этом месте в 1831 году была построена деревянная часовня, которая через 20 лет была заменена двухъярусной каменной, сооружённой на средства завода, именно эта каменная часовня и изображена на снимке.
Дорога и сейчас есть, она ведёт из Ветлуги в 5-й микрорайон Нового Златоуста, часовня была разрушена после революции 1917 года, вероятнее всего во второй половине 1920-х годов.
35. С. М. Прокудин-Горский. Граница Европы и Азии у ст. Уржумки. Лето 1910 года.
Снимок сделан примерно в 1 км к востоку от ст. Уржумка Самаро-Златоустовской жд. Памятный знак «Европа-Азия» сохранился и сейчас находится на 1862 км Транссиба (Москва-Владивосток) на высоте 573 м над ур. моря. Александровская сопка лежит в направлении на северо-восток и выглядит пиком- направление съёмки почти совпадает с осью гребня сопки.
На заднем плане между сопкой и знаком три мачты радиостанции, которая предназначалась для передачи военной информации по трассе Петербург—Златоуст—Владивосток. Строительство начато в 1908 г. по указанию Военного министерства и закончено в 1912 г.
36. С. М. Прокудин-Горский. У подножия Александровской сопки. 1909 год.
37. С. М. Прокудин-Горский. На Александровской сопке. 1909 год.
38. С. М. Прокудин-Горский. На Александровской сопке. Лето 1910 года.
39. С. М. Прокудин-Горский. Александровская сопка. Лето 1910 года.
40. С. М. Прокудин-Горский. Вершина Александровской сопки. Лето 1910 года.
41. С. М. Прокудин-Горский. Вид на Златоуст с Александровской сопки. Лето 1910 года.
Александровская сопка одна из вершин хребта Урал-Тау (Уральского хребта), имеет высоту 843 метра и расположена в 8 км от центра Златоуста. Свое название получила после восхождения на нее, 9 июня 1837 года, великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II. На данном снимке открывается панорама Златоуста. Хорошо виден Златоустовский пруд, Косотур, просматриваются силуэты Свято-Троицкого собора и Никольской церкви, дома Демидовки. На месте будущего района проспекта Гагарина обширное безлесное пространство, застройка этого района начнется только в 1960-е годы.
42. С. М. Прокудин-Горский. Гора Таганай. С Александровской сопки. Лето 1910 года.
43. С. М. Прокудин-Горский. Гора Таганай. С Александровской сопки. Лето 1910 года.
44. С. М. Прокудин-Горский. Вид Александровской сопки от станции Уржумка. Лето 1910 года.
Сопка названа Александровской в память восхождения на ее вершину Наследника Александра Николаевича (будущий Имп. Александр II) 9 июня 1837 года. Первоначальное название- гора Урал.
Снимок сделан примерно в 1,5 км к северо-востоку от жд ст. Уржумка. Здесь от основной дороги Златоуст-Миасс отходит дорога в сторону Александровской сопки и далее по западному склону в направлении на Киалимские печи (бывший посёлок углежогов), фрагмент этой дороги виден на ближнем плане.
45. С. М. Прокудин-Горский. Вид Александровской сопки от станции Уржумка. Лето 1910 года.
Снимок сделан примерно в 0,8 км к северу от жд ст. Уржумка, немного выше дороги на Миасс. Александровская сопка лежит в направлении на северо-восток и выглядит гребнем.
Ссылки по теме:
- Википедия — Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
- Полный каталог сохранившихся фотографий С.М.Прокудина-Горского (Библиотека Конгресса США).
- Открытый исследовательский проект посвящен изучению наследия С. М. Прокудина-Горского.
- Краткая биография С. М. Прокудина-Горского.
- Народный проект по восстановлению фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944).
Цветные фотографии черно-белой эпохи…
Сегодня мало кто в России помнит замечательного ученого и фотографа Cергея Михайловича Прокудина-Горского. В начале XX века, когда еще не существовало цветной фотографии (цветная фотопленка впервые появилась лишь в 30-х годах), ученому удалось придумать и воплотить в жизнь уникальный метод отображения цвета на фотоизображениях. Метод этот прост, как и все гениальное. Сергей Михайлович разработал специальную фотокамеру, которая делала три снимка одного и того же сюжета через три различных светофильтра — синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливался диапозитив, точнее три черно-белых диапозитива расположенные один над другим на тонкой стеклянной пластинке. Эту пластинку помещали в диапроектор, также разработанный Прокудиным-Горским. Каждый из слайдов на пластинке проецировался на экран, через свой красный, зеленый или синий светофильтр, а на экране изображения совмещались и возникали полноцветные образы. Возможно, это были первые в мире демонстрации слайдов.
К недостаткам метода или точнее к техническим несовершенствам камеры, созданной Прокудиным-Горским можно отнести ее неспособность снимать в цвете движущиеся объекты. Так как три снимка необходимые для получения цвета делались с интервалом примерно в одну секунду, движущийся объект за это время успевал сместиться в пространстве и получался, при совмещении снимков в диапроекторе, в виде цветных размытых пятен. Это видно на некоторых снимках, например радужный дым из трубы, куры гуляющие по улице и т. п. Впрочем, будучи уже в эмиграции ученый усовершенствовал конструкцию своей камеры, применив призму для расщепления света и все три снимка делались одномоментно. Кстати, ни чертежей, ни изображений камеры Прокудина-Горского не сохранилось. Вероятно, она была похожа на модель (на рисунке), созданную приблизительно в 1906 году доктором Адольфом Мите, с которым Прокудин-Горский познакомился в Германии.
Вот комментарий специалиста о методе Прокудина-Горского и использованным им оборудовании Артура Голдсмита (Arthur Goldsmith), редактора изданий «Популярная фотография» (Popular Photography) и «Искусство фотографии» («Camera Arts»), автора книги «Камера и фотография» («The Camera and Its Images»): «Прокудин-Горский использовал камеру, которая давала три индивидуальных, раздельных по цвету, негатива при одном заряжении. Открытие и закрытие затвора, смена цветных фильтров и перемена положения пластинки в каждой из трех экспозиций наверняка обеспечивались пружинным механизмом. Чтобы достичь высококачественного изображения с односекундным (или около того) интервалом, нужно было установить камеру в очень, устойчивое, положение; фотограф мог снимать только неподвижные объекты. Хотя по большей части уцелевшие работы Прокудина-Горского — пейзажи и архитектурные сооружения, у него имеются также немало портретов и очаровательных жанровых этюдов. С точки зрения исторической, трехсекундная экспозиция — не очень длительная для неподвижного объекта. До введения быстросохнущих пластинок в 1880 г. требовались более длительные экспозиции…
…Ограниченность камеры Прокудина-Горского была устранена изобретением «односъемочной» цветной камеры, которая делала три цветоразделенные экспозиции посредством лучерасщепляющей призмы. Прокудин-Горский позднее и сам запатентовал подобное фотосредство, включая кинокамеру для цветных съемок. Возможно ли то, что он использовал одну из ранних односъемочных моделей для своих фотографий, сделанных в предвоенное время? Пока не будут получены новые исторические сведения, мы не знаем…»
Златоуст в «натуральных цветах»
Во время своих путешествий по России Cергей Михайлович Прокудин-Горский посетил Златоуст, который был в то время крупным промышленным центром Урала. Его снимки были первыми цветными фотоизображениями нашего города. Сделаны они в 1909 году. В Златоусте Прокудин-Горский снимал виды города и завода, церкви и железную дорогу, арсенальный музей и его экспонаты, рассказывающие об этапах производства тогдашней продукции златоустовских заводов, виды природы в окрестностях города (посетил Александровскую сопку).
Один из снимков златоустовской серии однажды попал в сферу большой политики. Фотопластинка снимка «Три поколения.» была подарена президентом США Р. Рейганом президенту СССР М. С. Горбачеву. На снимке изображен центр Златоуста и жители города. Но почему-то, этот подарок был передан для хранения в Нижнетагильский краеведческий музей. Видимо московским чиновникам, как всегда, было все равно, что Нижний Тагил, что Златоуст. Ведь все это где-то на Урале и ладно.
Прокудин-Горский с негатива делал позитив на стеклянную пластинку для проектора и печатал обычную бумажную черно-белую фотографию, которую вклеивал в альбом с соответствующей подписью. В буре революции и эмигрантских скитаниях по Европе безвозвратно погибла значительная часть коллекции, видимо тогда же пропали и некоторые златоустовские снимки. Многие из этих фотоизображений мы не увидим уже никогда, а некоторые остались только в альбомах. Сохранившиеся альбомы находятся в Библиотеки Конгресса США вместе с уцелевшими пластинками.
Как уже было написано выше, отсканированные страницы фотоальбомов размещены на сайте Библиотеки Конгресса.
/все фотографии кликабельны/