Режевские легенды: шайтанская писаница и её шедевр

Река реж: страна самоцветов

Шайтан камень на реке Реж, Свердловская область

На Урале много камней, именуемых как Шайтан — камень. Шайтан — камень расположившийся на берегу реки Реж Свердловской области, пожалуй, наиболее красивый и грандиозный.
Режевской Шайтан — камень представляет собой высокую, до 40 метров в высоту, каменную стену, возвышающуюся вдоль берега реки Реж.
Поездка к режевскому Шайтан — камню станет отличной поездкой выходного дня.
Лучшее время года для его посещения — зима. Именно зимой к камню можно легко пройти по льду замерзшей реки Реж.
Маршрут к скалам рассчитан на автомобили повышенной проходимости. После сезона дождей проезд к берегу возможен только для подготовленных внедорожников: дорога разбита лесовозами и имеет глубокие колеи.
Расстояние от города Екатеринбург до скал около 130 километров.

Шайтанская писаница

В далеком прошлом эту скалу приметили предки народа манси. Здесь располагалось их святилище. С тех далеких времен до наших дней дошло несколько групп писаниц – древних наскальных рисунков, нанесенных на скалу красной охрой.

Шайтанскую писаницу открыли в 1976 году археологи В.Т. Петрин, А.Ф. Шорин и В.Н. Широков. В последующем на вершине скалы археологи обнаружили жертвенную площадку со следами металлургического производства.

 

Найти рисунки несложно. Достаточно пройти вдоль подножия скалы, внимательно рассматривая поверхность на уровне глаз и ниже. Рисунки расположены на участке скалы справа от разлома. Высота изображений – от 15 сантиметров до чуть более 2 метров от земли. Вероятно, что часть рисунков утрачена под осыпавшейся породой. Расстояние между крайними рисунками составляет около 175 метров. Лучше всего сохранились рисунки в центральной части скалы.

Всего археологи насчитали около сотни изображений, условно объединенных в 17 групп. Встречаются небольшие участки, полностью покрытые краской (вероятно, в результате размывания рисунков). К сожалению, некоторые из рисунков пострадали от времени и от современного человека.

Изучая рисунки, по отличиям в яркости и цвете (от красно-оранжевых до темно-бурых) ученые сделали вывод, что изображения создавались на протяжении длительного времени. Какие-то фигуры видны четко, другие же расплылись в пятна. Некоторые рисунки нанесены поверх более старых. Писаница отразила религиозные и мифологические представления древних уральцев.

Интересно, что первые шесть групп рисунков содержат только зооморфные изображения, где животные изображены без каких-либо следов деятельности человека. Специалисты выделили изображения лосей (некоторые в так называемом скелетном стиле, другие с изображениями внутренних органов), птиц и, предположительно, зайцев. Наиболее интересно изображение лося, поверх которого нанесена сетка, символизирующая ловчее приспособление.

Имеются и изображения человека, выполненные при помощи линий. Некоторые люди показаны в фертообразной позе – с опущенными на пояс руками. На некоторых рисунках человекообразные фигуры имеют округлые головы, у других головы украшены двурогими уборами. В 15-й группе изображений археолог В.Н. Широков выделил сразу четыре антропоморфных фигуры, причем три из них выполнены в редком на Урале трехчетвертном развороте. Что еще более интересно, нога центральной, самой большой человеческой фигуры стоит на лосиной голове. Так наши предки изобразили ритуальную церемонию, связанную с промысловым культом лося. Позже на этой группе изображений при обработке фотографий специалистами была выявлена еще одна, частично сохранившаяся антропоморфная фигура.

Любопытна и самая нижняя по течению группа рисунков. Здесь показаны вписанные друг в друга два равнобедренных треугольника, имеющие общее основание, в центр которого опущен короткий вертикальный отрезок. Еще два отрезка соединяют параллельные стороны треугольников. Ниже видны фрагменты трехзубчатого гребня, под которым – плохо сохранившаяся фигура птицы. Интересна интерпретация этой группы рисунков. Гребневидные знаки на уральских писаницах символизируют верхний мир или небосвод. Знак в виде треугольника специалисты трактуют как хижину. По верованиям многих народов, душа человека после смерти улетает в образе водоплавающей птицы. Например, ханты использовали для ритуала проводов души утку. Через 40-50 дней после смерти человека они строили на окраине поселения шалаш и помещали в него деревянное изображение умершего, а перед входом оставляли убитую утку. Потом шалаш вместе с идолом сжигали, а утку варили и съедали.

Шайтанская писаница – далеко не единственная на реке Реж, но одна из самых интересных.

Как добраться

Природный объект находится в трёх километрах от посёлка Октябрьский Свердловской области и в 120 км от Екатеринбурга. Это именно тот случай, когда время года влияет на качество поездки. Зимой воды реки замерзают, что в свою очередь облегчает доступ на противоположный от лесной дороги берег, где и находится скала Шайтан-камень.

Существует несколько вариантов: из Екатеринбурга на электричке или автобусе доехать до Режа. Автобус отправляется от Северного автовокзала города и находится в пути почти два часа. Остановка так и называется «Реж». На железнодорожной станции «Шарташ» можно сесть на электричку, следующую до Алапаевска или до Егоршина. Транспорт едет чуть дольше, чем автобус (2 часа 17 минут). На автостанции Режа сесть на пригородный автобус, идущий до Октябрьского (ходит несколько раз в неделю). Потом придётся пройтись пешком (есть указатели) — дороги настолько размытые дождём, что их сложно преодолеть даже на внедорожнике. Пройдя около двух километров, вы достигнете брода (в летнее время глубина может быть по колено или по пояс), который нужно перейти, чтобы оказаться у горы Шайтан-камень. Во время паводков через брод можно переправиться только на лодке.

Расписание транспорта из Екатеринбурга

На автомобиле: на самый быстрый маршрут из Екатеринбурга у вас уйдет два часа. Путь проходит через Старотагильский тракт, по дороге Невьянск-Реж, через посёлок Октябрьский. В населённом пункте нужно будет двигаться по улице Ленина, за каменным зданием повернуть налево. Машину можно оставить у грунтовой дороги, которая пересекает р. Воронину. В качестве ориентира вам будет служит туристический указатель.

Такси: из Режа до посёлка Октябрьский можно доехать на такси, представленном местными службами «Горизонт», «Лидер», «Семь ветров». Авто вызывается по телефону.

Шайтан-камень на панораме Google

Видео о скале Шайтан-камне

Камень Олений

Следующий камень — Олений — стоит на правом берегу Чусовой. Отвесные скалы, сложенные светлыми известняками, взметнулись на 70 метров вверх. Многие считают камень Олений самым красивым на Чусовой. Особенно понимаешь справедливость этого утверждения, поднявшись на вершину. На камень идёт тропа, начинающаяся в его начале. Не поленитесь взобраться наверх — оно того стоит!

Сверху открывается потрясающий вид на реку Чусовую, окружающий лес, на саму скалу и отдельные скальные выходы. Впечатляет и сама высота.

По распространенной легенде, в давние времена с вершины камня сбросился олень, загнанный сюда охотниками. От этого и произошло название камня.

Кое-где в скале видны небольшие ниши. Массив разделён ложбинками-ущельями. Особую красоту камню придают столбовидные выступы. В 2011 году на вершине камня установили каменный крест в память о цесаревиче Алексее Романове.

В 2005 году в реке около этого камня экспедицией дайв-центра «Тритон» был найден старый лот с цепью.

Камень Олений упоминал в своих произведениях Д.Н. Мамин-Сибиряк. В 1880-х годах этот массив запечатлел на картине художник А.К. Денисов-Уральский, а в 1912 году снял фотограф С.М. Прокудин-Горский. Уже в советские годы вышли почтовые марки с изображением камня и надписью «Река Чусовая». А ещё камни Омутной и Олений можно увидеть в известном советском фильме «Волга-Волга» (1937 г.).

В 2016 году на камне случился сильный пожар

Из-за неосторожности туристов огонь уничтожил ценные участки редкой растительности и столетние деревья. Печальное зрелище! Между тем, камень Олений — геологический и ботанический памятник природы

Павел Распопов

  • 7 самых красивых скал Чусовой
  • Этнографический парк истории реки Чусовой
  • Бывшая деревня Кашка. Пещера Шамана в камне Дождевой

Известные люди об Иткуле и иткульском Полозе

На озере Иткуль и Шайтан-Камне бывал советский писатель Павел Бажов. Иткуль упоминается в его сказах «Золотой волос», «Надпись на камне», «Демидовский кафтан». 

Приведу цитату из сказа «Надпись на камне»:

А герои бажовского сказа «Золотой волос» нашли на Шайтан-Камне укрытие от Полоза.

Кстати, легенды о Полозе до сих пор живы среди местного населения. Башкиры называют его аджарха. Слышали эти рассказы и участники экспедиции по бажовским местам А.П. Черноскутов и Ю.В. Шинкаренко, описавшие встречу в книге «Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей». В XIX веке писал о Полозе и бывавший на Иткуле натуралист-зоолог Л.П. Сабанеев: «На Иткуле, кажется, и сейчас живет один Полоз, как говорили мне воскресенцы и иткульские башкиры. Из всех рассказов относительно образа жизни Полоза можно заключить, что он постоянно живет в болотах, у озера и нередко плавает по воде, оставляя в мелких местах след своего туловища».

По свидетельству Сабанеева, здесь встречались куницы, было много диких коз – косуль, гнездились беркуты, а у Шайтан-камня было много барсучьих нор. Также Сабанеев писал, что на Иткульском Истоке находилось гнездовье черного аиста, которого сейчас не встретить на Урале. Сабанеев отмечал, что в озере много рыбы, но при этом поскольку оно «совершенно чисто и в нем мало корма, то рыба растет медленно».

Также Сабанеев писал, что на Шайтан-камне «с незапамятных времен» гнездилась пара соколов, а их птенцов «иткульские башкирцы каждогодно продают степным башкирцам – большим любителям соколиной охоты».

В.А. Весновский в путеводителе по Уралу 1904 года писал:

Липовские карьеры

В скором времени наш автомобиль снова проезжает через город Реж и сворачивает на Невьянский тракт. После развилки на село Липовское нам на глаза попадается аншлаг, который сообщает, что мы находимся в районе знаменитых липовских карьеров. «Затуманщики» здесь уже бывали, поэтому я решаю не тратить наше драгоценное время на их посещение, но рассказать об этом месте, все-таки, считаю нужным.

В 1900 году здесь была открыта редчайшая по красоте и богатству жила полихромного турмалина. Обнаружил ее местный крестьянин Петр Русин, когда во время пахоты вывернул плугом из земли несколько кристаллов. Сам он в камнях не разбирался, поэтому показал находку деревенским мужикам. Те, конечно, сразу же смекнули, что камешки эти не простые, и бросились наперегонки выбирать жилу. Некоторые «наламывали» самоцветы целыми ведрами. Кроме турмалина здесь находили и другие драгоценные камни: топазы, бериллы, аметисты, аквамарины, рубины…

Наибольшего расцвета добыча здешних самоцветов достигла в 20 годы. Но в 1957 году в этих местах геологи открыли крупное месторождение никелевых руд. Никель для страны оказался нужнее ювелирных камней. Добыча руды велась открытым способом, а все драгоценные камни попросту выбрасывались в отвалы. Однако руда вскоре закончилась и глубокие, местами — до 120 м, карьеры заполнились водой необычного, зеленовато-бирюзового цвета, имеющей, кроме всего прочего, еще и целебные свойства. Она помогает при болях в суставах и различных кожных заболеваниях, недаром в 50-е годы недалеко от села Липовского даже была открыта водолечебница, которая в настоящее время превратилась в один из крупнейших санаториев Урала. А любители камня до сих пор находят в отвалах красивые кристаллы.

Как добраться до Нижнего Села?

На автомобиле нужно ехать из Екатеринбурга по Пермскому (Новомосковскому) тракту, повернуть на Крылосово, проехать через Черемшу, перед Коновалово повернуть налево – на Шалинский тракт. Ехать в сторону Шали, затем свернуть по указателю на Нижнее Село. Расстояние от Екатеринбурга – 101 километр.

До Нижнего Села ходят автобусы из Первоуральска. Сотовая связь: МТС, Мотив.

Знакомство с Нижнем Селом можно совместить с посещением декораций в деревне Каменка (при передвижении пешком лучше идти от Каменки к Нижнему Селу по грунтовой дороге вдоль реки Чусовой), а если вы на машине, то также с посещением Новоуткинска, Слободы, Коуровской обсерватории, Трёки и их окрестностей. А можно съездить и еще дальше — до Староуткинска и Чусового.

Павел Распопов

UraloVed.ru

Особенности озера

Иткуль имеет овальную форму. С севера на юг озеро вытянуто на 7 километров, с запада на восток – до 5 километров. Площадь акватории 30,1 кв. км, объем 234,8 млн. куб.м. Площадь водосбора 154 кв.км. Урез воды расположен на отметке 274,7 метров над уровнем моря.

Озеро имеет значительную глубину. Средняя глубина составляет 7,8 метров, максимальная – 16,6 метров. Вода чистая и прозрачная (дно видно на глубину до 4-5 метров). Минерализация воды 167 мг/л. Относится к гидрокарбанатно-кальциевому типу, имеет значительную щелочность. Летом озеро долго прогревается.

Водоем окружен сосново-березовыми лесами. В озеро впадает много речек, наиболее заметные из которых: Долгая, Карабайка, Буркалка, Зюзелга. Из озера вытекает ручей Иткульский Исток, который через 11 км впадает в озеро Синару. На выходе речки из озера сооружена плотина для регулирования стока.

Около шлюза обратите внимание на старинные двухсотлетие тополя-осокори толщиной в три обхвата, растущие по обеим сторонам дороги. По легенде их посадили еще по распоряжению Акинфия Демидова (что сомнительно)

Так или иначе, но тополя действительно очень старые, посажены для укрепления дамбы (местные жители так и называют это место — Дамба). Раньше здесь росло 40 тополей. Сейчас старые тополя погибают и падают.

Иткуль окружен невысокими, но живописными горками. Среди них: Карабайка, Вишневая, Конская, Долгореченская, Тугашинская и другие. Самая высокая вершина – гора Карабайка (544 метра). Раньше каждую весну на камнях на вершине горы Карабайка башкиры приносили в жертву белую лошадь. Они верили, что после этого лошади будут жирными, и их не возьмет никакой мор. Сверху открывается великолепный вид на озеро. 

По берегам озера встречается очень красивая, разноцветная галька. В песке можно найти и кристаллы гранатов. Пески с высоким содержанием граната мощностью до 1 м тянутся по берегу на протяжении 9 км. По берегу обнажаются гранатовые сланцы. А на северо-западном берегу озера Иткуль известно месторождение аметистов. Его случайно открыл крестьянин, обнаруживший большое гнездо аметистов под слоем почвы. Их вывозили отсюда возами. Как отмечал горный инженер Николаев в 1912 году, местные аметисты были прорезаны иголочками рутила. 

Озеро богато рыбой (неспроста же такое название). Здесь водятся: плотва, уклейка, окунь, ерш, карась, лещ, щука, елец, язь, линь, карась, налим, сиг, рипус. В прошлом тут велся промысловый лов леща, достигавший 500 центнеров в год. Озеро использовалось Аракульским рыбзаводом. Есть тут и раки. 

На озере и в охранной зоне встречаются редкие виды животных, занесенных в Красную Книгу Челябинской области: орлан-белохвост, европейская чернозобая гагара, лебедь, красотка-девушка, красотка блестящая, большая переливница, бурый лесной муравей. Из редких растений отмечен ковыль перистый.

Озеро является гидрологическим памятником природы Челябинской области. Такой статус присвоен в 1987 году. Также охранный статус имеет скала Шайтан-камень. С 1985 года отдельным памятником природы числился геологический разрез протерозоя на озере Иткуль, но в 2008 году его упразднили.

Летом на берегах Иткуля всегда много отдыхающих, но место под палатку найти можно.

История и особенности Трёки

Деревня Трёка раскинулась на правом берегу реки Чусовой в 20 километрах от камня Собачьи Рёбра, от которого принято вести отсчет расстояний на сплавах по этой реке.

По имеющимся сведениям, населённый пункт в этом месте возник в XVII веке с башкирского поселения. В 1774-76 годах заводовладельцем Саввой Яковлевым на речке Трёке была построена пильная мельница, а в устье — пристань и верфь для барок. Она частично разгрузила Уткинскую пристань. В Трёку переселили людей с Верх-Исетского завода. Построенные барки сталкивали сначала в русло реки Трёки, затем они причаливали к правому берегу Чусовой, где их нагружали заводской продукцией.

В настоящее время Трёкинский пруд уже не существует. В советское время его спустили для сплава леса. От пруда остались лишь дамба и размытый створ плотины. Само ложе пруда заросло травой.

На Чусовой поблизости от Трёки случались инциденты с железными караванами. Так, в апреле 1881 года сели на мель два экспериментальных судна Билимбаевского завода, на которых впервые на Чусовой для заводских барок применили лоты. Из-за обмеления Чусовой барки пришлось частично разгрузить, а лоты убрать. Неделя простоя двух коломенок обошлась Билимбаевскому заводу в дополнительные расходы в 800 рублей.

В 1891 году в деревне Трёке случился сильнейший пожар. Сгорела целая улица в 44 двора. Тем не менее, погорельцы отстроились заново. Ещё до революции в деревне была открыта школа. В 1929 году создан колхоз «Заветы Ильича». Перед Великой Отечественной войной здесь проживало уже около тысячи человек. 122 жителя села ушли на фронт, а вернулись живыми лишь 38.

Утром 21 апреля 1970 года в Трёке произошло большое несчастье. При перевозке школьников через Чусовую допустили перегруз (посадив на судно 13 человек вместо положенных 7). На середине половодной реки лодка начала тонуть. Дети оказались в воде. Семерых удалось спасти, но пять школьников утонуло. Лишь после этой трагедии через Чусовую построили пешеходный подвесной мост.

До Трёки ходят рейсовые автобусы из Первоуральска. Автобусная остановка находится на противоположном от деревни левом берегу. Здесь же заканчивается и автомобильная дорога. От «большой» земли населённый пункт отделён рекой Чусовой. Попасть в неё можно только по подвесному пешеходному мосту, либо в межень вброд на машине. Однако если бы построили автомобильный мост, то Трёка потеряла бы свою идентичность, свою уникальность. По левому берегу раскинулись гаражи. В выходные дни тут много машин дачников.

На входе на подвесной мост висят две таблички: «Трёка 1728» и «Добро пожаловать, люди добрые». Недавно кто-то расколол вторую доску надвое и нижней части со словами «люди добрые» не стало…

Самая заметная постройка Трёки — двухэтажный деревянный дом. Стоящую на возвышенности постройку видно издалека. В прошлом в нем размещался клуб, а затем оно принадлежало ферме. Сейчас здание заброшено, стоит без окон.

Магазина в деревне нет. Лишь раз в неделю (по данным на 2016 год, во вторник в 15 часов) приезжает предприниматель с товарами.

Согласно переписи 2010 года, в Трёке постоянно проживает лишь 40 человек. Остальные — дачники.

Скалы останцы в поселке Палкино, город Екатеринбург

Для проведения похода выходного дня или осуществления прогулки на свежем воздухе, совсем не обязательно выезжать далеко от города Екатеринбурга.
Небольшие скалы — останцы, расположенные практически на территории поселка Палкино, входящего в городскую черту города Екатеринбурга, вполне подойдут для этих целей.
Попасть к скалам можно как на электричке, так и на обычном легковом автомобиле. Скалы расположены примерно в пятистах метрах от железнодорожной станции Палкино (Кузинское направление).
Высота скал небольшая, подняться к ним можно и неподготовленным туристам и маленьким детям.
Расстояние от города Екатеринбурга до скал при поездке на автомобиле — около 25 километров.

Деревня Родники

Проехав Реж, мы устремляемся на север — следующей целью нашего путешествия является Режевской экопарк. По дороге заезжаем в небольшую деревушку с красивым названием — Родники (N57°28.167’ E61°45.333’). Здесь сохранилось всего несколько жилых домов.

Внимание нашей группы привлек, хорошо видимый с трассы, полуразрушенный храм из красного кирпича. На одной из стен храма – большой плакат с надписью: «Церковь во имя Вознесения Господня (ранее с. Лягушинское Верхотурского уезда Пермской губернии) каменная, однопрестольная, перестроенная из часовни, освящена в 1906 году, закрыта в 1930 г

Здесь служил священномученик Попов Константин Иванович, который принял мученическую кончину 13 августа 1918 года в с. Егоршино, где был расстрелян большевиками. Братья и сестры! Не станем соучастниками греха тех, кто разрушил и разорил этот храм, ведь «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят» (Апостол Павел, 1 Кор. 3:17) Будем иметь страх Божий, не перейдем грань, разделяющую добро и зло! Восстановим храм вместе! Возродим село! Возродим духовность!»

Лягушинское Верхотурского уезда Пермской губернии) каменная, однопрестольная, перестроенная из часовни, освящена в 1906 году, закрыта в 1930 г. Здесь служил священномученик Попов Константин Иванович, который принял мученическую кончину 13 августа 1918 года в с. Егоршино, где был расстрелян большевиками. Братья и сестры! Не станем соучастниками греха тех, кто разрушил и разорил этот храм, ведь «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят» (Апостол Павел, 1 Кор. 3:17) Будем иметь страх Божий, не перейдем грань, разделяющую добро и зло! Восстановим храм вместе! Возродим село! Возродим духовность!»

Недалеко от храма, в зарослях кустарника виднеются развалины двух больших зданий, построенных из такого же старинного кирпича. Кое-где в кладке зияют мрачные проломы, ведущие в таинственные подвалы. Может быть, эти постройки когда-то принадлежали храму, или здесь находилась усадьба управляющего?

Река Реж

С языка древних коми-зырян слово «реж» переводится, как «крутые берега». Необычность этой реки состоит в том, что, у нее нет, в привычном для нас понимании, ни истока, ни устья. Началом ее считается место слияния двух речушек – Аяти и Большого Сапа, а заканчивается она там, где, в свою очередь, уже сама сливается с Нейвой, образуя при этом реку Ницу.

Любители адреналина, скорее всего, наморщат свои носы, так как, по их мнению, этот, почти 50-километровый участок является откровенно «матрасным». То есть, лишенным каких-либо порогов, прижимов, сливов, «бочек» и других водных «аттракционов». Здесь можно встретить лишь несколько шумных перекатиков, да возможные «расчески» — низко наклонившиеся над рекой деревья. Но мы, «затуманщики» — люди, не зацикленные на экстриме. Иногда нам хочется просто «плыть», не заморачиваясь по поводу героического преодоления очередного препятствия, а спокойно наслаждаясь неторопливой рыбалкой, пением лесных пташек, пьянящим ароматом разнотравья и созерцанием нетронутых цивилизацией пейзажей… Кстати, я не зря поставил слово «плыть» в кавычки: не вздумайте, уважаемые читатели, произнести его вслух в обществе крутых каякеров, суровых канойщиков или бывалых катамаранщиков, ибо тут же получите в ответ презрительную усмешку и назидательную тираду о том, что плавать может лишь всем известный продукт жизнедеятельности и то, почему-то, только в проруби! Настоящие сплавщики вместо «плавать» всегда говорят — «ходить»!

…Итак, прежде, чем «идти» по Режу, я решил заранее подыскать подходящую площадку для стапеля. Стапель, это такое место, где туристы подготавливают свои разнообразные плавсредства к походу: «надувают», собирают, ставят на воду и загружают продуктами питания и снаряжением. Соответственно – антистапель, это место, где вышеописанный процесс осуществляется в обратном порядке. Конечно, за исключением уже съеденных продуктов…

В середине октября, выбрав денёк, наиболее подходящий нам по своим метеопараметрам, мы выезжаем в направлении деревни Колташи, откуда, скорее всего, и будет начинаться наш планируемый сплав. Транзитом «проскакиваем» бывшую столицу демидовской империи — старинный город Невьянск и по режевской трассе двигаемся в сторону населенного пункта под названием Черемисское.

Черемисами раньше на Руси называли марийцев. По одной из версий, в стародавние времена, проживавшие здесь несколько марийских семей, держали в страхе всю округу, занимаясь разбоем и грабежами. Шибко, видать, они тут всех достали, раз память о них сохранилась даже в названии села!

Почти в центре этой бывшей «обители зла» мы поворачиваем направо (N57°26’47’’ E60°53’40.2’’) и километров через пять добираемся до вышеупомянутых Колташей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: