Казачье царство
Люди, как реки. Куда-то стремятся, обходят заплоты. Выйдут на свободное место – разольются вольно. Когда-то разлились по Дону господа-головы, азовцы. Казаки Миши Черкашенина заняли Царицу-Переволоку на Волге. Искали они Беловодье, легендарную страну свободы. Отбивались донцы от ногайцев и крымцев, помогли Ивану Грозному взять Казань и Астрахань.
Начал царь садить по Волге острожки со стрельцами – и рассеялась страна свободы, как невидимый Китеж-град. И грянул гром – «казаки вороваху по Волге», всех сослать. Матушка Волга – широка и долга!
Разные казаки на ней были.
Зипун — удобная одёжа. И крестьяне зипуны носили, и кто в поле казаковал.Донской казак, рисунок 1821 года
Донские с Переволоки до устья Волги смотрели за путём в море Хвалынское. Русские степняки ходили «за зипунами» на ногайцев и татар, не считая зазорным. Чтоб подальше свои улусы ставили. Чтоб забыли, как Русь воевать. Казаки от царя грамотку на Дон получили, радовались. Узаконено казачье царство! Зипун был наплечной одеждой станичников. Символ их вольности — лампас в казачьей справе.
Господа-головы со стрельцами спасли Русь от крымского хана в Молодинской битве. Тогда у Миши Черкашенина сражался молодой Ермак Тимофеев. Через пять лет его выберут старшиной от Качалинской станицы с поручением охранять границы от Дона до Астрахани. И он наведёт ужас на улусы ногайские. Берегись, Мангытский юрт!
Русские степняки ходили за зипунами на ногайцев и татар, чтоб подальше свои улусы ставили.Ногайцы в Астраханской степи, 1894 год
Вдоль по речке Чувашке
Древние народы делились на сынов Вольной Степи, на Горных людей, на детей Царь-Леса.
Кто мы? Откуда мы? Случайно ли кого-то так тянет в горы, а кто-то находит родными пейзажи древней степи и бескрайнего моря?
Я люблю Лес. Для меня это священное место.
Древние народы делились на сынов Вольной Степи, на Горных людей, на детей Царь-Леса. Вода Сылвицы.Автор — Михаил ЛатышевТе, кто поселился на берегах великих рек и морей — люди Воды, Су-Ар. В тюркских языках Ар означает — местные мужчины, люди, народ.Чуваши в национальной одежде.
Чуваши говорят на уникальном, живом булгарском языке, вышедшем из алтайской семьи после распада древа пратюркских языков. Те, кто поселился на берегах великих рек и морей — люди Воды, Су-Ар. В тюркских языках «ар» тоже означает «местные мужчины, люди, народ».
Сувары – «водные люди», люди Реки. Они влились в состав волжских булгар, предков чувашей.
Сувары – водные люди, люди Реки. Они влились в состав волжских булгар, предков чувашей.Художник Комаров Николай Парфёнович.Земля Обетованная. Сувары.Автор — ArtNow.ru
Занятно, что названия, говорящие о чувашах, остались на карте Сибири. У Мысков на реке Томь есть селение Чувашка. В Красноярском крае течёт река Чувашка, приток Большого Улуя.
В Сибирских летописях о походе Ермака чувашские топонимы попадаются сорок с лишним раз! Там же упоминаются Самаровы горы близ устья Иртыша на Оби. Есть такие названия и на Урале. Например, башкирская речка Чувашка, приток Тайрука.
Река Чусовая выше бойца Ермак принимает справа воды горной речки Чувашки.Автор — Михаил Латышев
Но почему деревни и речки называли Чувашками, а не Булгарками!?
Потомков волжских булгар с XVI века русские стали именовать чувашами. Однако слово «чуваш» в России постепенно стало признаком разделения поволжского населения по отношению к службе и к вере.
Судя по писцовым книгам того времени, если «ясачный чювашин» приходил на службу, его отмечали уже «служилым татарином». При этом потомственных чувашей нередко описывали как «горных черемис» или «горных татар». Вот поди-ко, разберись, кто есть кто.
Потомков волжских булгар с XVI века русские стали именовать чувашамиАвтор — Чувашский национальный музей
Кроме того, к «чувашам» относили людей, исповедовавших языческую религию. Тех, кто перешёл в мусульманство, относили к «татарам». Комиссаров Г.И. описывает такого человека: «Я не чувашенин, т.е. не язычник, мыслит он. Я татарин, т.е. правоверующий«.
Возможно, тогда чуваши по принятии ислама оставляли родной язык, национальный костюм и обычаи, заменяя их татарскими.
В 2012 году краеведы и писатели Чувашии предлагали добавить слова Волжская Булгария к названию республики.Праздник Симёк.Автор — портал Волшебная поляна древних чувашей
Крестили волжан и в православную веру. В.И. Даль писал в Словаре: «Всякий калмык Иван Иваныч, а чувашин Василий Иваныч«.
По легенде, «иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович, посланный для обращения чувашей в христианство, крестил их целыми толпами, причем давал им всем имя Василия, а восприемником был диакон Иван Афанасьев, — и вышли чуваши Васильями Ивановичами«.
В Сибирских летописях о походе Ермака чувашские топонимы попадаются сорок с лишним раз.Река Чувашка, правый приток Чусовой.Автор — Михаил Латышев
На сегодня почти все малые народы России вернули себе исконные названия. Черемиса опять стала народом мари, вогулы – народом манси, а остяки – хантами, вотяки – удмуртами и т.д. Чуваши не вернулись к булгарам.
Краеведы и писатели Чувашии в 2012 году предлагали добавить к названию республики слова «Волжская Булгария». Было бы исторично.
Тухъя — головной убор чувашской девушки. Реконструкция ХIX века, средненизовая этнографическая группа (анат енчи).Автор — Геннадий Иванов
Пищаль затинная
Русская пословица говорит: «Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать! Ешё б воевал, да пищаль потерял!»
Пищаль – дуда стрельная, стреляет и поёт! Старинные пушки на Руси оттого и звались пищалями, но врагам «пели» по-разному. Стенобитный Соловей не пищал – грохотал каменным дробом и ядрами. Это песнь осадных пушек, пищалей ломовых.
Пищаль – дуда стрельная, стреляет и поёт!Царь-Пушка (бомбарда) мастера Андрея Чохова. Кремль Москвы.Автор — Михаил Латышев
Ливонией Ивану Грозному овладеть так и не удалось, но псковские земли остались русскими. Завоевать их Стефан Баторий не смог, его войска понесли большие потери от русских пищалей.
Итальянец Фульвио Руджиери тогда восхищался искусством русских «инженеров». Он описал, как они «осматривают место будущих укреплений, потом где-то далеко в лесу рубят брёвна, там же подгоняют и размечают их, сплавляют по реке, а затем по сделанным на брёвнах знакам «в один миг соединяют», засыпают ряжи землёй и ставят гарнизон. Противник не успевает отреагировать, как у него под носом уже стоит крепость«. (В.Шамбаров)
Стрельцы Ивана Грозного. Реконструкция.Фото газеты Ирбейская правда.Автор -Grilyage, 2009 год
В крепостях ждали врага затинные пищали (змейки). Это малокалиберные пушки, «гаковницы» на сошках. Стрельбу из-за «тына» вели два номера расчёта. Калибр пушек был 20-23 мм, длина ствола 1080-1250 мм, масса 13-20 кг. Дуда стрельная палила в недругов метров с трёхсот.
Артиллерийские орудия 16-18 веков
Конных воинов вооружали малыми пищалями завесными калибром 15-17 мм, с длиной ствола 600-870 мм, массой 7 кг.
Чиркали пулями малые «оружья» пеших стрельцов – ручницы. Их калибр был 20-29 мм, длина ствола 600-850 мм, общая масса 8-9 кг. Ручница пробивала польские доспехи на дистанции втрое большей, чем из аркебузы. На расстоянии до двухсот метров из них вели залповый огонь.
За Каменным Поясом со времён Ермака ручницы прозвали сибирками.
Пищаль Тихвинская.ФальконетАвтор фото — Герасим Грот
Тюфяки, гафуницы, дробовики – так назвали пушки большого калибра, которые уничтожали вражеские войска каменной или железной картечью. Ещё были короткие полковые пушки, соколики и волконейки, весом 6 – 10 пудов.
Пушечных дел мастера да стрельцы-храбрецы завоевали славу русской армии и оружию.Историческая реконструкция в ЗарядьеИсточник — сайт mos.ru
Пушечных дел мастера да стрельцы-храбрецы завоевали славу русской армии и оружию. Судя по летописям 1389 года, в княжение Дмитрия Донского впервые на Руси из-за границы появились «арматы и стрельба огненная». 23 августа 1382 года — день рождения нашей отечественной артиллерии.
Старинные пушки на Руси звались пищалями, но врагам пели по-разному.Историческая реконструкция в ЗарядьеИсточник — сайт mos.ru
Москвичи тогда отражали атаки ордынцев Тохтамыша на Москву, и впервые ввели в бой артиллерию! Типографская летопись говорит: «Гражане, стерегуще град и супротивляющиеся им, возброняху им, своими стрелами стреляху с забрал, иние же каменьем шибахуть на ня, друзие же тюфяки пущаху на ня, а инии самострелы, стреляхуть и пороки шибахуть, иные пушки великие пущаху«.
Иван III был Великим оттого, что собирал земли русские. И он собирал их с огненным боем.Кремль Москвы. Колокольня Иван Великий.Автор — Михаил Латышев
Иван III был Великим оттого, что собирал земли русские. И он собирал их с огненным боем. В русских городах появились «пушечные избы», в которых лили «пущиги» по казённым заказам. Знаменитый Пушечный двор в Москве начался с литейной мастерской, и та Изба Пушкарская в 1475 году стояла у «трёх мостов из Флоровских (Спасских) ворот в Китай-город».
На картине А.М. Васнецова не изба – целый завод!
Пушечный двор в МосквеХудожник А.М. Васнецов
Рыбы реки Тагил.
В реке водятся гольян, карась, окунь, щука, елец, язь, пескарь, лещ, линь, чебак, канальный сомик.
По территории Салдинскомого района река Тагил протекает на протяжении 100 километров в северо-восточном направлении, пролагая себе русло через предуральскую горную гряду, а потому берега его в этой части утесисты и скалисты.
Долина реки суженая, местами имеет обрезную форму и только в нижней части течения переходит к узкой, пойменной. Русло умеренно извилистое, на всем протяжении соответствует долине, не разветвленное, за исключением двух каменистых островов, расположенных в начале Горнопавловского перебора, мелких осередков (старательские работы), крупных камней-валунов, одиночно находящихся в русле реки.
Склоны долины реки обеих берегов в основном покрыты сосновыми борами, за исключением сельскохозяйственных угодий, деревень и населенных пунктов, находящихся на реке Тагил.
У деревни Моршинина была построена глухая мельничная плотина длиной 90 метров, шириной 1,5-2 метра, с напором 1 метр.
Длина водохранилища достигала километра, ширина от 80 до 100 метров, средняя глубина 1,5 метра.
Броды для передвижения через реку имеются на всем протяжении ее течения: Вьюшкин, Мосеевский, Салдинский, Новожиловский. Берега Тагила круты, извилисты, с многочисленными береговыми утесами.
Долина реки Тагил — старый горнопромышленный район Урала. Здесь разрабатываются месторождения железной руды, никеля, хрома, марганца, меди, асбеста, бокситов, талька, россыпного золота, платины. В верховье реки есть многочисленные карьеры, рудники, отвалы, горнодобывающие предприятия.
Вода по химическому составу относится к гидрокарбонатному классу и кальциевой группе. Она сильно загрязнена промышленными, бытовыми и руднично-карьерными стоками.
В древнюю эпоху река Тагил и окрестности были обитаемы. Здесь жили вогулы, оставившие свои памятники виде «писанцев», написанных на береговых утесах высоко над водой. Тагил служил исторической дорогой в Сибирь. По реке в 1581 году Ермак шел покорять Сибирские народы.
В долине реки большое количество природных и исторических памятников, в том числе наскальные рисунки, датируемые V–II тыс. до н.э. Об этой стороне реки Тагил в другом материале.
Зима на Сылвице
Чтобы разрешить эту загадку, вернёмся к Новолетью 7090 года от Сотворения мира. К тому времени манси решились на восстание против Строгановых. Ведомые Бегбелием Агтаговым, они пожгли их слободки. Затем на Чердынь напал пелымский князь Аблегирим, пройдя сибирской дорогой по Лозьве на Вишеру.
Встретив сопротивление русских, вогулы ушли на реку Чусовую к Семёнову дню (1 сентября). «И деревни многие выжгли, и крестьян в полон емлют; а ныне деи Пелымской князь с вогуличи стоит около Чюсовского острогу«, — писали Максим и Семён Строгановы челобитную Ивану Грозному.
И несдобровать Строгановым, если б не Ермаковы люди. Как снег на голову, обрушились казаки на обозы пелымцев, войдя вслед с Камы. Аблегирим повёл войско обратно, к Пелымским болотам. Путь вниз по Чусовой от острога ему был отрезан. Вогульскому князю остался короткий путь к устью Сылвицы и вверх по ней на север, к Тагильскому волоку и истокам реки Туры. Сылвица ранее носила имя Сыл-ва (талая вода), она тёзка известного левого притока Чусовой.
Аблегирим повёл войско обратно, к Пелымским болотам. Путь вниз по Чусовой ему был отрезан. Остался короткий путь к устью Сылвицы и вверх по ней на север, к Тагильскому волоку.Река Сылвица, правый приток Чусовой. Автор — Дмитрий Латышев
По мнению А.Т. Шашкова, осенью дружина Ермака преследовала Аблегирима. Думаю, погоня за пелымцами превратилась в первую разведку – где Каменный пояс переходить. Верховья Сылвицы открыли атаманам пути к рекам Тагилу, Салде и Туре Долгой. Они выводили к реке Туре, а по ней — к Пелыму и Сибирскому ханству. Предполагаю, что зиму 1581 года волжские атаманы провели именно на Сылвице, правом притоке Реки Теснин.
Зимовка на кунгурской Сылве – бесцельное занятие, что там делать? Если верить Кунгурской летописи, казаки «идучи у жителей обирали хлебы и запасы и тут зимовали«. Они проделали такой путь с Волги, чтобы обирать крестьян Максима Строганова? Не верю. Атаманы не тратили впустую время.
Пути волоков от Сылвицы и Серебрянки к рекам Баранче и Тагилу (синие стрелки). Ермаково Городище на реке Тагил могло быть складом-пристанью.Красные стрелки — пути разведки Ермака зимой 1581 года.
Планируя летний поход на богатое Пелымское княжество, они должны были разведать земли «за Камнем» и прорубить волоки к ним. К весне нужно перебросить боезапас, оружие и провиант за Уральский хребет, подготовить струги для сплава. В этом ключ к разгадке молниеносного броска в Сибирь!