Почему предприятию нужен корпоративный музей?

Корпоративный музей как инструмент коммуникации | музейное оборудование | инсталляции ascreen

Возможные разделы

В виртуальном музее могут присутствовать экспозиции, посвящённые таким темам, как:

  1. Истоки создания компании: предпосылки, как всё начиналось.

  2. История развития: важнейшие этапы, главные достижения и их влияние на дальнейшую деятельность.

  3. Руководство: кто стоял во главе организации в разные годы, какой вклад внёс каждый руководитель.

  4. Ветераны компании: заслуженные работники, трудившиеся на предприятии много лет.

  5. Производственные технологии: чем занимается компания, какие инструменты и материалы использует, как совершенствовались технологии за всё время её существования.

  6. Достижения и награды.

  7. Социальная политика: как компания относится к сотрудникам, какие корпоративные традиции существуют и многое другое.

Корпоративный музей позволит продемонстрировать все сильные стороны организации, укрепить корпоративный дух, объединить всех сотрудников предприятия

Торжественное открытие музея может быть приурочено к важному событию в жизни компании: например, к юбилею или приезду почётных гостей.. Правильно организованный музей с интересным контентом может быть интересен не только самим работникам, но и людям со стороны

Если дополнить экспозицию современными мультимедийными технологиями, музей может стать действительно необычным и заслуживающим внимания. В таком случае он получит дополнительную функцию и сможет приносить прибыль.

Правильно организованный музей с интересным контентом может быть интересен не только самим работникам, но и людям со стороны. Если дополнить экспозицию современными мультимедийными технологиями, музей может стать действительно необычным и заслуживающим внимания. В таком случае он получит дополнительную функцию и сможет приносить прибыль.

Зачем бренду корпоративный музей?

Бренд — это не только продукт, но и система смыслов. Он транслирует ценности, которые совпадают с установками целевой аудитории — потребителя или сотрудника компании. И здесь музей может стать ярким элементом коммуникационной кампании, демонстрируя философию компании через ее историю и достижения. Создание корпоративного выставочного пространства помогает в следующих вопросах.

Повысить лояльность клиентов и сотрудников

В музее можно рассказать о том, как организация прошла путь от чьей-то идеи до большого успешного бизнеса. Это вызывает доверие и уважение к бренду.

Усилить узнаваемость торговой марки

Креативные выставки могут привлечь внимание СМИ и потенциальных клиентов. Пример подобного проекта — коллаборация Музея советских игровых автоматов и IKEA в 2019 году

Они организовали выставки «HÄLÄBUDА. Построй дом из детства» и устроили конкурс фотографий шалашей, созданных детьми из подручных материалов.

Сформировать корпоративную культуру и привлечь новых работников

Фото: meta-forma.ru

Музей помогает сотрудникам компании почувствовать себя частью истории успеха, гордиться своей работой. Это усиливает их мотивацию и лояльность. Кроме того, экспозиция может заинтересовать перспективных студентов и потенциальных кандидатов на вакансии. Например, в экспозиции интерактивного центра завода «Уральские локомотивы» посетители могут составить впечатление о профессиях, востребованных в отрасли, познакомиться с сотрудниками компании. Таким образом, музей способен играть роль профориентационного центра.

Укрепить имидж компании как надежного партнера

Музей может стать площадкой для проведения совместных мероприятий и переговоров. Наглядная демонстрация богатой истории компании и ее достижений поможет создать образ надежного партнера и подчеркнуть социальную ответственность бизнеса.

Внести вклад в развитие регионов

Предприятия порой создают культурные пространства, так необходимые жителям небольших городов. Пример подобного проекта — Арктический музей современного искусства, который «Норникель» возводит в Норильске к 2025 году. У площадки есть все шансы стать точкой притяжения местных жителей и туристов. Для посетителей можно проводить экскурсии, мастер-классы и лекции, посвященные не только истории компании, но и важным для региона темам.

Назначение корпоративного музея

В числе наиболее важных целей, которые преследует создание такой экспозиции:

  1. Хранение важных сведений, документов и архива.

  2. Презентация компании (клиентам, деловым партнёрам и другим почётным гостям). Такая подача материала требует краткого рассказа о компании и преимуществах сотрудничества с ней. Музей позволит избежать подготовки презентации для каждого гостя и станет более интересным и элегантным решением, чем выступление руководителя на фоне слайдов.

  3. Проведение экскурсий для новых сотрудников компании, а также для студентов профильных вузов, которые в перспективе могут прийти работать на предприятие.

Правильно подобранная экспозиция корпоративного музея способна донести желаемый посыл до аудитории: вызвать чувство гордости за выбранную профессию и принадлежность к компании с богатой и интересной историей, сформировать положительное мнение о предприятии. Чтобы добиться поставленных целей, нужен грамотный подход.

Какой он — идеальный корпоративный музей?

Есть стереотип, что корпоративный музей — это что-то вроде красного уголка советского завода, то есть выставка дипломов, кубков, фотографий и лучших образцов продукции. Как показывают примеры, сегодня это далеко не так.

Главный секрет успеха современного корпоративного музея — глубокое понимание посетителей. Перед созданием пространства нужно определить основные сегменты аудитории, на которые нацелен проект. Это могут быть нынешние и потенциальные сотрудники, деловые партнеры, представители власти, школьники и студенты, клиенты компании.

Приоритетных категорий посетителей всегда несколько, и для каждой из них нужен свой сценарий знакомства с музеем

К примеру, детям важно потрогать экспонаты и увидеть что-то необычное, а инвесторам — убедиться, что компания умеет воплощать смелые идеи и создавать востребованные продукты

Важно, чтобы музей не только оправдал ожидания гостей, но и дал им чуть больше впечатлений, чем они рассчитывали получить. Чтобы человек, выходя на улицу после экскурсии, подумал: «Ого, а это действительно классная компания!»

Корпоративные музеи: путь сквозь века

Корпоративные музеи обрели популярность в период поздней индустриализации, когда из-за быстрого развития промышленности и ускорения темпа жизни людям захотелось остановиться и сохранить накопленные знания. Вчерашние разработки стали быстро устаревать, и предприятия задумались об истоках и наследии, желая закрепить связь между временами. Так появились корпоративные музеи.

В США их начали открывать в начале XX века. Зарождающиеся корпорации решили сохранять свои ключевые документы, образцы продукции, памятные вещи, фото- и видеоматериалы. Один из старейших корпоративных музеев страны принадлежит американской железнодорожной компании Union Pacific и рассказывает об истории транспорта уже почти 100 лет. Известен на весь мир музей Генри Форда в Детройте. Создатель автомобильного концерна Ford начал собирать свою коллекцию автомобилей еще в 1905 году.

Примерно в то же время такие музеи начали появляться и в странах Европы. К примеру, выставочный зал легендарной фабрики по изготовлению посуды Wedgwood в Великобритании основан в 1906 году, а музей автопроизводителя Daimler Motor Company (сейчас — музей Mercedes-Benz) в Германии — в 1911 году.

Первый музей в России — Кунсткамера — был неотъемлемой частью Академии наук, поэтому есть мнение, что именно он стал своего рода первым корпоративным музеем. Кстати, знаменитая Третьяковская галерея тоже отчасти имеет «индустриальные» истоки. Ее основатель, московский купец и промышленник Павел Третьяков, вместе с братом владел передовыми предприятиями по производству тканей. Собирая картины талантливых русских мастеров, он решил создать общедоступное пространство, которое в будущем могло бы стать музеем национального искусства. Как мы знаем, так и случилось.

Если говорить именно о проектах, посвященных предприятиям, то можно отметить музейно-исторический комплекс Русского винного дома «Абрау Дюрсо» в Краснодарском крае. Он был основан в 1920-х, сейчас ежегодно принимает более 200 тыс. посетителей. На территории комплекса — экспозиции, посвященные истории зарождения мирового виноделия, исторические залы о виноделии в царской России и СССР, инсталляции и интерактивные выставки о культуре вина и процессах производства. Из необычного — интерактивная инсталляция в виде призрака князя Льва Голицына, создателя первых игристых вин «Абрау-Дюрсо». Это пример того, как история предприятия становится культурным объектом регионального значения.

Индустрия 4.0

Дипфейки и «умные» датчики: технологии будущего в музейном пространстве

Статьи по теме

Тренды музейных решений 2023
Музеи все чаще становятся местом, где интеллектуальный досуг сочетает в себе элементы развлекательного контента. Эффект достигается за счет умелого внедрения современных технологий. Посмотрим, какие тренды музейных интерактивов будут актуальны в 2022 году?

01.04.2023

Разбираемся в видах инсталляций для музеев
Инсталляция – такая же важная часть экспозиции, как и сами экспонаты. Она служит инструментом подачи темы и обрамляет предметы так же, как и свет, витрины или подиумы. Работая в связке с общей композицией, инсталляция не может существовать отдельно. Предлагаем рассмотреть несколько наиболее популярных видов инсталляционных решений в музее.

30.03.2023

Интерактивные технологии — инструкция по применению на сайте музея
Для того, чтобы использовать интерактивные решения, не обязательно включать в состав комплекса физическое оборудование. Альтернативный вариант — размещение инновационного раздела на сайте музея! Какие интерактивные разделы можно добавить? Давайте рассмотрим вместе с экспертами Vinchi Interactive!

24.03.2023

Что учесть, создавая корпоративный музей?

Чтобы создать музей, который будет не только увлекать посетителей, но и решать задачи бизнеса, стоит использовать несколько методов, проверенных многими компаниями в России и за рубежом.

Метод 1: Выход за рамки

В России корпоративные музеи, как правило, работают на закрытых территориях, но такой подход почти не решает задачи бизнеса. Поэтому есть смысл отбросить стереотипы и подумать, как интегрировать музей в общественное пространство. Бренды могут создавать культурные хабы для широкой публики, либо открывая свои двери для всех желающих, либо вовсе осваивая городские площадки. Хорошие примеры такого подхода — музейный комплекс «Северская домна», принадлежащий Северскому трубному заводу и ставший знаковым туристическим объектом, комплекс «Вселенная воды» предприятия «Водоканал» в Санкт-Петербурге, Музей денег Гознака в Петропавловской крепости, музейно-выставочный центр «Апатит» в Кировске, музей «Магнезит» в Сатке и другие.

Метод 2: Рассказ в стиле популяризаторов науки

Чтобы увлекательно рассказать историю, нужно учитывать интересы и опыт слушателя. Поэтому сначала необходимо выделить разные аудитории музея, а затем уже продумать размещение экспонатов, интерактивных элементов, создание маршрутных линий и сценариев экскурсий. При этом лучше всего ориентироваться не на сотрудников компании, а на людей, которые ничего о ней не знают. Рассказывая им историю, лучше действовать как популяризаторы науки: говорить просто о сложном, добавлять понятные метафоры и примеры

Такой подход особенно актуален для корпоративных музеев, где нет шедевров искусства, притягивающих внимание публики, но есть интересные промышленные объекты

Социальная экономика

Для детей и взрослых: зачем нужен научно-популярный туризм

Метод 3: Создание концепции музейной сценографии

Сценография — изначально театральный термин, но в сегодня его используют и в музейной среде. Задача сценографии в театре — создать визуальные образы, которые помогут раскрыть смысл спектакля. То же самое происходит и в музее. Заданные в концепции смыслы и структура мысли находят воплощение в разных форматах. Инсталляции, дизайнерские и мультимедийные решения, коммуникации на стыке физического и виртуального миров транслируют посетителю определенные нарративы, погружают в историю компании.

Метод 4: Рассказать о развитии страны через призму истории бренда

Создавая корпоративный музей, предприятия часто фокусируются на своих достижениях. В итоге повествование идет по стандартной схеме: основание завода — открытие новых цехов — выпуск знаковой продукции — вклад в победу в Великой Отечественной войне — адаптация к рыночной экономике в 1990–2000-х годах — социальная ответственность компании в наше время. Однако посетителям интересен более широкий контекст. Поэтому хорошо, когда корпоративный музей выходит за рамки производственных будней. Например, рассказывает о том, что происходило в стране во время того или иного события в компании. Так, космический корабль «Буран» в советское время проектировали больше тысячи предприятий и ведомств по всей стране, и сейчас это отражают корпоративные музеи некоторых из них.

В ожидании новых идей

Очевидно, что реализация крупных музейных проектов, в особенности тех, которые сопровождаются инфраструктурными изменениями среды, невозможна без государственного участия. Такое участие предполагает не только финансирование (или софинансирование) создания и последующего функционирования нового учреждения, но и содействие в решении вопроса прав пользования зданием, объектом, земельным участком в целях размещения нового музея, медийное сопровождение проекта, акцептование его статуса и миссии на различных уровнях государственной власти. Практика показывает, что современный музей способен быть фактором развития столь же мощным, что и сущности совсем другого порядка, например создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как индустриальные и технопарки и т. д. Таков, например, часто упоминаемый музей Гуггенхайма в Бильбао, превративший некогда важный промышленный центр Страны Басков в популярную туристическую и культурную дестинацию. Примером из российской действительности может быть музейный комплекс «Ясная Поляна» в Тульской области, который является видимым стимулом регионального развития.

Следует признать, что в последние годы в России появляются отдельные примеры удачных частных инициатив в данной сфере, но они все же пока не могут конкурировать по ресурсам и влиянию с государственными учреждениями. В качестве иллюстрации показательны Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, Музей коломенской пастилы в Коломне. Особенность этих музеев заключается в том, что они, будучи учреждениями культурного типа, организованы в значительной степени как бизнесы. Это заставляет их активно действовать и развиваться, предлагая аудитории все более разнообразные продукты и услуги.

Музейный проект, претендующий на звание значимого, кроме разнообразных ресурсов нуждается также в деятельном руководителе, а проще — лидере. Такой лидер сможет привлечь дополнительные средства для финансирования, будь то гранты или спонсорская помощь, не побоится экспериментировать с возможными направлениями развития музея, наладит сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами. Одним из таких лидеров является сейчас генеральный директор Музея Мирового океана в Калининграде2 С. Г. Сивкова. Во многом благодаря ее деятельной позиции за последнее десятилетие музей качественно вырос, стал комфортным, видимым в городском и региональном социокультурном пространстве, расширил свое присутствие, включив в состав ряд объектов историко-культурного наследия, бывших ранее в полуразрушенном состоянии. Таковыми являются отреставрированные Королевские и Фридрихсбургские ворота, часть фортификационных укреплений, где разместился выставочный комплекс «Потерна», портовый склад середины XIX века. Музей Мирового океана постоянно меняется, и это, пожалуй, единственно верная стратегия в современном динамичном мире.

Музей и территория

Важным с точки зрения изучения значимости современных музеев представляется знакомство с вариантами их влияния на развитие территории. В связи с этим хотелось бы выделить четыре варианта такого влияния и соответствующих ипостасей музейных учреждений современности.

Первый вариант влияния музея на территорию заключается в самом факте отличия внешнего вида здания музея от общего архитектурного облика этой территории, что не может не влиять на развитие как первого, так и второго. В данном случае речь можно вести о музее как об инородном элементе в среде со сформированным архитектурным стилем. Примерами здесь являются Центр современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже (Франция), музей-аквариум Ozeaneum в Штральзунде (Германия).

Вторым вариантом влияния облика здания музея на городскую среду становится его знаковость. Музей начинает ассоциироваться с городом, становится его символом. Здесь музей выполняет функцию визитной карточки территории. В качестве примеров можно назвать Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей современного искусства С. Гуггенхайма в Бильбао (Испания).

Третьим вариантом влияния музейного учреждения на развитие территории является размещение экспозиций и других служб музея в объектах исторического и культурного наследия. Такими объектами могут быть дворцы и усадьбы, замки и кремли. Часто такие сооружения требуют частичной или полной реставрации, реконструкции в соответствии с музейными нуждами, некоторые из них лежат в руинах. Решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. Очевидно, что музей в этой связи выступает в качестве инструмента воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. Примерами таких музеев являются Тракайский замок (Литва), музей Магритта в Брюсселе (Бельгия).

Четвертым вариантом становится размещение музея в неиспользуемых индустриальных зданиях, складских сооружениях, бывших объектах военного назначения (лофтах). Несмотря на определенную моду на такие проекты в последние годы, их подготовка и последующая реализация требуют всесторонней проработки, так как только в этом случае объекты одного назначения могут выполнять полный объем функций учреждений другого назначения

Важной особенностью таких музеев является их способность вдохнуть новую жизнь в устаревшие по каким-либо причинам объекты урбанистической среды, а также включить их в окружающее пространство в обновленном качестве. Музей в данном контексте выступает инструментом сохранения промышленного и военного наследия, хотя сам объект приобретает при этом совершенно новые функции

Примеры: Can Framis Museum в Барселоне (Испания), занимающий два восстановленных фабричных здания, Музей Варшавского восстания (Польша), разместившийся в бывшем трамвайном депо.

Музеи всех типов влияют на восприятие территории ее жителями, а также гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. В сочетании с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной недвижимости, они меняют имидж города, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из факторов урбанистического, экономического, социального роста.

Новый взгляд на музеи

По мнению генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, не правы те, кто полагает, что в музее нельзя жить: в современном музее это вполне возможно. Продолжая тему, попробуем разобраться в том, что же представляет собой современный музей как культурно-социальный феномен и один из факторов развития территории, города и целого региона.

На протяжении длительного периода истории музеи в России рассматривались преимущественно как учреждения, нацеленные на накопление, сохранение и изучение культурного наследия, а работа с аудиторией являлась одним из важных, но равнозначных другим видов деятельности

Между тем анализ опыта современных зарубежных музеев свидетельствует о том, что музеи Европы, США и других стран уделяют огромное внимание работе с аудиторией, а именно ее изучению, маркетинговой функции, иным вопросам, связанным с популяризацией своей деятельности и реализуемых инициатив. Для современных российских музейных учреждений вопрос привлечения посетителей также приобретает первостепенное значение

Во многом именно зарубежный музейный опыт и современные тенденции развития в глобальном мире музеев подтолкнули российских коллег заметно активизироваться в этом направлении.

Инновационный подход к пониманию роли музеев и их деятельности распространяется в зарубежных странах начиная с 1990-х годов. Так, музеи теперь создаются как культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых и т. д.

Вторая концептуально важная отличительная особенность современных музеев от традиционных заключается в смене приоритетов: теперь ставка делается на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем (без привязки к его уровню образования и социальному статусу). Музей в настоящее время приобретает все больше черт аттракциона. Это выражается как в облике зданий, спроектированных под нужды новых музеев, и в особенностях современных экспозиций, так и в многообразных формах музейной активности, а также количестве и качестве сопутствующих услуг. Новые музейные здания (если они не являются памятниками историко-культурного наследия) из вместилища экспозиционных предметов сами превращаются в объекты экспозиции. А дополнительные сервисы, такие как тематическое кафе, кинозал, детская комната, позволяют музеям стать альтернативой иным местам проведения досуга. По мнению директора ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А

Антоновой, сейчас важно не пытаться наполнить музеи шедеврами, а искать и развивать новые виды и формы культурной деятельности. По всей видимости, это замечание отражает политику большинства современных музеев России и мира

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: