Золотая баба: куда делась главная реликвия древней руси

Харёнкинская петля: двухдневный сплав по чусовой (часть вторая) — наш урал и весь мир

Камень Омутной

Километра через три на правом берегу, перед восхищенными взорами «затуманщиков» из-за крутого поворота начинает плавно разворачиваться панорама одного из самых красивых и величественных камней на реке Чусовой – бойца Омутного.

Издавна здешние скалы было принято называть камнями, бойцами же назывались только те, которые представляли серьезную опасность для барок, перевозивших продукцию уральских железоделательных заводов. Игривая Чусовая в этом месте, словно бы ненароком прижавшись к груди великана-богатыря, тут же бросается от него прочь, делая резкий поворот почти на 180 градусов. В общем, почти как у М.Ю. Лермонтова: «Но остался влажный след в морщине старого утеса…»

Высота камня – около 70 метров. Свое название сей исполин получил из-за расположенного под ним омута. Местные старожилы утверждают, что глубина этой ямы более 20 метров, однако, на самом деле до дна здесь всего метра три. На вершину Омутного ведет хорошо натоптанная тропа. Если, примерно, на половине подъема повернуть направо, то вскоре вы окажетесь у очень симпатичной каменной арки природного происхождения. Напротив камня, на левом берегу на протяжении всего сезона находится постоянно действующий палаточный лагерь. Турфирмы предлагают здесь множество различных услуг и развлечений: от катания на «бананах» и лошадках, до лечебных процедур в пропаренных кедровых бочках.

В путеводителе Павла Распопова говорится, что камень Омутной и расположенный ниже по течению камень Олений можно увидеть в знаменитом советском фильме «Волга-Волга», вышедшим на экраны в 1937 году.

Колдовство не поможет

Шаман Артём проповедует силу Рода и считает, что именно сила Рода спасёт Россию: «Раньше самыми святыми были слова: Родина, родня, природа, родники, родители, народ. У них корень один – род. Род, по славянской мифологии, – прародитель всех богов. Мы никому ничего не должны, только роду своему! Если мужчина понимает, что ему нужно заботиться о жене, детях, родителях, он не уйдёт к любовнице, не будет пить. Чтобы большего добиться, нужна сила рода, а её в России убивают, насаждая западные псевдоценности – терпимость к сексуальным извращениям, ювенальную юстицию».

Проводя параллели между язычеством и православием, Артём ассоциирует Золотую бабу с Богородицей. Он говорит, что День матери нужно праздновать не в конце ноября, как в современной России, а 21 сентября. Именно в этот день православные христиане праздную день рождения Богородицы. Славяне этот день называли День Лады и Лели — День матери и дочери. Это настоящий день матери, день семьи, потому что в семье тогда хорошо, когда есть равновесие, мир и согласие.

Праздник святых Петра и Февронии, не так давно названный днём семьи, любви и верности, Артём Игнатенко подвергает жёсткой критике: «Что же это за любовь такая? Она его колдовством своим взяла, он её предал и, только боясь смерти, вернулся в семью. Разве так отношения строятся? Семья строится на любви и верности от сердца, от космоса, а колдовством ты не сможешь мужа удержать».

Легенда о том, как Алтай получил свое имя

Для алтайцев история появления топонима «Алтай» известна так же, как таблица умножения. Маленьким детям с раннего возраста рассказывают повесть о том, как племя кумандинцев пустилось в дальнее плавание, пытаясь спастись от наводнения.

Когда возникла опасность, старейшая женщина рода – самая мудрая и терпеливая – дала распоряжение начать строить плоты. Она помогала выбрать лучшие материалы и давала ценные указания. Именно под ее управлением малочисленное племя целых 40 дней дрейфовало в море, пока, наконец, не добралось до благодатной, богатой и живописной земли.

Благодарный народ племени, который спасся и нашел новый кров, соорудил мудрой старушке памятник из чистого золота. И имя той женщины – Алтынай – стало названием для новой земли. С тех пор край величественных гор, бурных рек, неизведанных лесов и бескрайних просторов, восходящих к небесам, зовут Алтаем.

Угро-финская богиня, древнеславянская Богородица или предтеча воплощения Будды?

В семьях хантов и манси до сих пор сохраняется культ почитания Казымской богини, или Золотой бабы. Фигурки божества принято укрывать от посторонних глаз в потаенных местах. Доподлинный облик богини неизвестен.

Как пишет в своей статье Татьяна Самойлова «По одним сведениям, это стоящая женская статуя, а то и вовсе изображение Минервы с копьем в руке, по другим — сидящая одетая или обнаженная женщина с ребенком на руках. И размеры у нее в разных свидетельствах разные: от среднестатистической женщины в натуральную величину до «на аршин выше самого здорового мужика». Нетрудно подсчитать, что в таком случае, если статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн со всеми вытекающими отсюда последствиями для транспортировки по бездорожью, болотам и тайге».

Австрийский посол С. Герберштейн, нанесший знак Золотой бабы на составленную им карту, записал, что, по слухам, за Уралом стоит большой идол Золотая Баба в виде женщины, которая носит в утробе сына. Упоминает он и о каких-то трубах, окружающих святилище идола и звучащих сами по себе.

В других описаниях, она не только носит в утробе сына, но вообще создана по типу матрешки: т.е. мать, сын, внук. Таким образом, в целом Род (Семью) символизирует эта Богиня Рожанница.

В иных свидетельствах, богиня устроена как колокол и способна улавливать малейшие вибрации и звуки.

Один из современных энтузиастов-исследователей легенд о Золотой бабе Лев Теплов высказал любопытное предположение, что «Золотую бабу унесли из горящего разграбленного Рима и это была золотая античная статуя». Итальянцы также считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба — это будто бы статуя Юноны. Об этом говорится в исследованиях Н.Ионовой, описанных в статье «Странствия Золотой бабы».

У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась. В представлениях манси Калтась — Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума.У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква — Богиня солнца, и Най-Эква — Богиня огня. Отождествление данной мансийской Богини («Куальтыссан-торум» в старых источниках) с легендарным идолом «Золотая Баба» стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета «сорни» («золотая»), прилагаемого к её имени. В фольклоре манси Калтась сближается с утренней зарей. Одна из ипостасей Калтась в мансиийском фольклоре — красивая молодая Женщина. Когда золотая Калтась распускает Свои волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет». В мифологии манси коса божества (как Женская, так и мужская) — олицетворение устойчивой связи между разными сферами жизни.

Однако директор Березовского научного фольклорного фонда Любовь Кошлатова предостерегает относительно путаницы Золотой бабы и Калтась (Калташ)

Она обращает внимание, что Калтащ, по легенде является сестрой Золотой бабы. «Святым местом богини Калтащ является село Калтысинские Юрты в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, но это другая богиня» — на это обратила внимание музейный работник

Существуют и иные представления о внешнем виде Золотой Бабы. Например, те исследователи, которые придерживались мнения, что Золотая Баба — это тибетская богиня бессмертия ГуаньИнь, предпочитали ее изображение, где она выражает извечную суть бодхисатвы (буквально — «существо, стремящееся к просветлению») Авалокитешвары, одного из высших существ, достойных со временем достичь степени Будды («Кто же она такая Золотая Баба?»).

Судя по гуслям и «функциям» (Рожанница, Богиня Макошь) северная Золотая баба, действительно имеет много общего с Сарасвати — Женской ипостасью Бога Брахмы и богиней мудрости. Считается, что Сва дарует своё покровительство тем, кто стремится постигнуть Творца Вселенной. В иконографии Сарасвати двумя руками играет на древнейшем музыкальном инструменте Вине — индийской лютне. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не «настроен», то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.

Золотая баба в литературе

Известный уральский писатель С.Н. Плеханов опубликовал в 1985 году историческую повесть «Золотая баба», посвященную поискам русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века легендарного идола. В 1986 году на Свердловской киностудии по этой книге был поставлен одноименный фильм. Интересно, что некоторые сцены фильма снимались на территории Тобольска, в частности в Тобольском Кремле.

Вокруг мифа о Золотой бабе также крутится значительная часть повествования романа Алексея Иванова «Сердце Пармы». В попытке найти и украсть культовую статую, а также в попытке отвоевать её обратно гибнут и/или сходят с ума некоторые герои произведения. Другим участникам, наоборот, клятва завладеть идолом (или защитить его) дарует долгую жизнь, которая не может оборваться до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

Тибеткая Гуаньинь

Наряду с версией западного происхождения идолицы, есть версия о восточных корнях богини. Якобы, золотая баба — это Гуаньинь, попавшая в Пермь Великую и за Урал из Тибета. Сторонники этой версии в доказательство своей теории почему-то прокладывают возможные маршруты в низовья Оби и на Ямал, забывая о том, что в тех краях идол стали искать уже в конце XV-XVI веках.

Основные аргументы приверженцев этой гипотезы просты и бесхитростны. Первое — Золотая баба родом из Тибета, потому что исследователи отыскали несколько возможных маршрутов от Тибета до Ямала. Это обоснование появилось более сотни лет назад, благодаря исследователю М. К. Сидорову. Второе — описание Золотой бабы российскими и западными историками и путешественниками XIV-XIX веков совпадают с обликом тибетской богини милосердия (Алексеев А. «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей». Иркутск, 1941). Тот факт, что никто из охотников за идолом ее не видел, нисколько не смущает сторонников восточной теории.

Возможно, речь идет просто о разных скульптурах. Мол, у пермяков была одна — римская. У хантов с якутов — тибетская. Но представители восточной теории основываются на свидетельствах искателей приключений, вдохновленных на подвиги как раз с подачи летописных сведений о Стефане Пермском.

Еще в качестве доказательств приводятся какие-то будто бы схожие свойства тибетской скульптуры с золотой бабой. Барон Сигизмунд Герберштейн, посол германского императора в Москву, в XVI веке писал о том, что в внутри Золотой бабы, возможно, установлены какие-то трубы, при попадании ветра в них статуя издает различные звуки.

О «поющей» статуе упоминается в некоторых якутских легендах. А богослужение с участием скульптуры Гуаньинь тоже будто бы было связано с игрой некоей трубы.

Послушаем шамана

Помимо самобытных деревянных и металлических скульптур, представленных в этнопарке «Легенда» туристов привлекает и сам экскурсовод. Здесь обязанности провожатого в мир легенд Алтая исполняет настоящий белый шаман Артем Игнатенко. По совместительству он также является создателем этнографического парка. Его стараниями туристы и местные жители получили возможность приблизиться к прошлому и узнать много интересного о вере и жизни наших предков. Экскурсии, на которые сюда привозят отдыхающих санатория «Родник Алтая», позволяют понять, что отдых на Алтае — далеко не единственное что влечет туристов в эти края.

Менеджер свяжется с вами и проконсультирует в ближайшее время. А пока вы можете посмотреть видео с краткой экскурсией по санаторию.

Менеджер свяжется с вами и проконсультирует в ближайшее время. А пока вы можете посмотреть видео с краткой экскурсией по санаторию.

  • Путевки
  • Номера
  • Питание
  • Статьи
  • Акции
  • Прайс-лист
  • Лечение
  • Контакты

Санаторий в Белокурихе

звонок по России бесплатный

  • Договор для физических лиц
  • Политика конфиденциальности
  • Организациям
  • Турфирмам
  • Карта сайта
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1

— Министерство здравоохранения Алтайского края, 656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 95а, тел./факс: 8(3852) 627766/628098.

— Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю (ТО Росздравнадзора по Алтайскому краю), 656011, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, д.145, 1-ый этаж, тел./факс: 8(3852) 557515.

— Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю), 656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Максима Горького, д. 28, тел/факс. 8(35877) 242996, (3852) 24-99-49.

— ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, в г. Белокуриха, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах, 659900, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. 8 Марта, д. 15, Тел. 8(38577) 22830, 23809.

Политика обработки и защиты персональных данных в ООО Санаторий «Родник Алтая» [email protected] электронная почта для обращений с вопросом о своих персональных данных, в том числе об их удалении.

Мы принимаем: Информация на сайте не является публичной офертой

Множество легенд и преданий в России даже в XXI веке рассказывают о таинственной Золотой бабе. Поговаривают, что якобы кто-то ходил поклониться ей, спрятанной в тайном месте не то уральскими, не то сибирскими шаманами. Языческая богиня, которой подносились богатые дары, будоражила умы путешественников и кладоискателей, начиная с эпохи Средневековья. Даже в научных трудах западноевропейских ученых того времени содержатся описания статуи Золотой бабы, находящейся во владениях русского царя.

Утро на Чусовой

Утром, выбравшись из палатки, я спускаюсь к реке. Яркие солнечные лучи тысячами радужных блесток рассыпаются по мокрым ладоням листвы. Пушистый туман, словно белый плюшевый медвежонок, неуклюже ворочается над водой и сердито фыркает, случайно зацепившись за колючие еловые ветки. Пока я умываюсь, в прибрежных кустах появляются две небольшие птахи и устраивают мне перекрестный допрос:

— А ты Витю видел? — настойчиво вопрошает одна из них…— Витю видел? — вторит ей другая…

Это – чечевицы, одни из самых «приставучих» птичек, обитающих в наших лесах.

— Нет, ребята, не видал я вашего Витю — честно отвечаю им я и они, сразу же потеряв ко мне всякий интерес, улетают…

Гнев потревоженной Богини

Как уже замечено выше, ханты и манси верят, что Казымская богиня — иногда ее называют Золотой женщиной или Золотой бабой — определяет судьбу человека. По преданию, «постоянным местом жительства» Золотой бабы являются окрестности поселка Юильск в верховье реки Казым, что примерно в 270 километрах к северу от Ханты-Мансийска.

Легенда гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя Казымской богини, сделанная из чистого золота. Золотую бабу искали давно и продолжают искать до сих пор. И всегда эти поиски сопровождались событиями, смахивающими на мистику. Так, во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно.

Вопрос о Золотой бабе очень интересовал чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что ее скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби — реке Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но взбунтовавшиеся охотники убили чекистов, после чего карательный отряд перестрелял почти всех местных мужчин, а у оставшихся отобрал ружья, чем обрек общину на голодную смерть. Святилище разорили, однако идол Золотой бабы обнаружен так и не был.

«Наконец в 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов (амбар на сваях из просмоленной древесины) близ поселка Юильск. Тогда это были земли колхоза имени 1 Мая. Председатель колхоза Семен Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Именно с того времени начинают происходить труднообъяснимые события, которые сами местные жители объясняют гневом потревоженной богини. Вот что рассказывает руководитель Ханты-Мансийского фольклорного фонда при НИИ обско-угорских народов Тимофей Молданов, дальний родственник Семена Молданова: «Приезжие решили забрать с собой деревянного идола и укрывавшие его одежды. Все это было благополучно доставлено в город, но затем начало происходить следующее. Все семеро приезжавших скончались друг за другом в течение трех месяцев. Та же участь постигла их детей и внуков. Их роды вообще перестали существовать. Но этим гнев Казымской богини не ограничился. У председателя колхоза было восемь детей. Все они также умерли за очень короткий срок. Сам же он три года страдал разными болезнями. Обращался к разным врачам, в том числе и московским, но никто не смог определить причину его недугов. Ярый атеист, он, в конце концов, обратился за помощью к знахарке, и та сказала, что на нем лежит мощное проклятие. Спустя какое-то время председателя парализовало».

Между тем история Золотой бабы обрастает все новыми легендами. Говорят, что в юильском лабазе в 1961 году действительно хранилось золотое изваяние Казымской богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте. Кое-кто из местных утверждает, что среди болот в окрестностях Юильска был маленький незаметный островок, на который чужому не попасть. Там, мол, и покоилась Золотая баба. А потом якобы, после постройки на Оби мощной гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой. По крайней мере, всем пришлым людям рассказывают именно такую версию событий, чтобы поменьше интересовались судьбой Золотой бабы. Когда мы спросили Тимофея Молданова, что он думает обо всем этом, он ответил: «Мы как без Бога остались, но не чувствуем этого. Для нас Казымская богиня все равно существует».

Деревня Ёква и Вогульская гора

Правда, сразу же за поворотом, на левом берегу возвышается заросшая лесом Вогульская гора, но она не такая внушительная, как ее предшественники. Примерно через километр впереди, справа по курсу, появляются маленькие домики деревни Ёквы. Это загадочное название произошло от мансийского слова «эква», что означает  – «пожилая женщина», «старуха». По преданию, когда-то, очень давно, здесь находилось вогульское поселение, первой жительницей которого была старая шаманка. Прямо перед самой деревней в Чусовую впадает малюсенькая речушка с одноименным названием. Сразу же за ней имеется очень удобная площадка для причаливания. Но, чтобы подойти к ней, нужно заранее пересечь мощную струю, иначе течение может утащить вас далеко за деревню. Поэтому, за пару сотен метров до Ёквы «затуманщики» начинают выруливать ближе к правому берегу…

Харёнкинской петлеЧусовой

Авторы фотографий:
С. Комков, Т. Елистратова, Г. Кочергина и И. Участкина

Куда ведут следы Золотой Бабы?

В древние эпохи культ Золотой Матери мог двигаться на Урал с запада: из Атлантиды, Африки и Передней Азии. Древнейшие связи между атлантической и гиперборейской цивилизациями подтверждаются общим культом Матери Мира.

Название страны, где почитали Золотую Бабу, — Пермия, или, в более древнем произношении, Бьярмия, — восходит к имени бога Бармы (ведического Брахмы), что говорит о ведической вере древних уральцев. Да и само название одного из урало-сибирских народов — ханты — восходит к имени «анты» либо «хатты». А это имя является не этническим именем, это вероисповедание.

Такое имя носили народы, говорившие на разных языках, в том числе анты-славяне, жившие в начале нашей эры в Антии (так тогда именовали Русь). Антами называли себя те, кто веру свою воспринял от древнего народа — «золотых людей» — атлантов («атл» — «золото», «ант» — «человек» — отсюда золотой алтын, алтарь, алатырь, а также «ант-ропос» — «человек»). И это снова говорит об атлантическом истоке культа Золотой Бабы (Алтынки).

Но потом, скорее всего, было обратное движение. В исторически обозримый (послеатлантический) период движение народов и культов происходило именно с Урала. Север, а затем Урал -прародина ведической веры. Потому все отмеченные совпадения говорят о едином уральском истоке преданий о Золотой Матери.

Думаю, в Европу и Египет они могли быть принесены славяна-ми-кимерийцами во времена патриарха Богумира. С приходом христианства древний культ Матери был потеснен богородичным культом. Даже празднования Успения Богородицы стали отмечаться и праздноваться в дни ухода Матери в Навь. Мистериально в годовом цикле эти дни Малого Коло повторяют годы Большого Коло, когда происходила гибель Атлантиды.

Пришедшие на Урал русские (христиане) уже не узнали в Золотой Бабе остяков Богородицу. Культ Золотой Бабы вместе с гонимыми язычниками стал откатываться с Урала все дальше на восток. Последние известные пристанища Золотой Богини, согласно казачьим летописям, были в бассейнах рек Оби и Иртыша, в Белогорье. Само название — Белогорье — говорит о священных Белых горах, они же именовались Ирийскими горами. Известно несколько Белогорий.

Одно из них, например, находилось близ истока Иртыша (Калбинский хребет на Алтае), Восточнее этого Белогорья расположен также принадлежащий Алтаю Катунский хребет, высочайшая гора которого Белуха (4506 метров) особо почиталась русскими старообрядцами. Многие из старообрядцев, переселившихся в эти места, считают, что именно здесь находится священная земля — Беловодье. С Белухи по Уймонской долине течет река Катунь. Этой долине особое значение придавал Рерих, поместивший здесь светлый Звениград.

Чуть западнее Белогорья расположено Семиречье — земля, омываемая семью реками, впадающими в озеро Балхаш. Именно эта земля в «Книге Велеса» называется прародиной, землей прародителей славян Богумира и Славуни. Здесь в давние годы родились все славянские роды, которых вывел из Семиречья в Европу прародитель Арий и его сыновья — Кий, Щек и Хорив. Славяне давно покинули эту землю и вернулись на древнюю прародину после походов Ермака.

Белыми горами славяне называли и Кавказ. Много раз перемещались по лицу земли народы, и потому трудно сказать, в каких землях славяне появились раньше — на Алтае или Кавказе

Да это и не столь важно. Ибо по «Русским Ведам», Белые горы -в Нави, в духовном мире

И там, в священном Беловодье, живет Золотая Майя — Великая Мать Мира. Только там ее следует искать, и восхождение в эти горы — восхождение в духе.

А все-таки, где ее искать?

Предполагается, что с приходом христианства язычники стали прятать статую, чтобы ее не уничтожили. Поэтому неуидивтельно, что разные писатели тех времен указывают совершенно разные географические точки. Например, М. Меховский (1517 год) пишет, что идол находится за Вяткой. А вот С. Герберштейн (1549 год), А. Гваньини (1578 год) и Д. Флетчер (1591 год) утверждают, что «Золотая баба» спрятана вблизи устья Оби. Эти утверждения подтверждаются и одной из карт средневекового картографа Г. Меркатора, изданной в 1595 году, где в районе устья реки Обь изображена статуя с ребенком на руках и подписью «Золотая баба».

В Уватском краеведческом музее «Легенды седого Иртыша», расположенном в Тюменской области, можно увидеть экспозицию, посвященную Золотой бабе. В число экспонатов входит Кунгурская летопись, согласно которой 400 лет назад идол находился в Демьянском городке на территории Уватского района, однако после взятия городка ермаковскими казаками (о котором мы уже рассказывали) статуя загадочным образом пропала. В центре музейного зала выставлена реконструкция жертвенника с позолоченной фигурой богини, воспроизведенной по рисункам летописца С.У. Ремезова.

Где сегодня найти легендарную Золотую бабу — неизвестно. А если правдивы истории о сокрытии ее хранителями, то возможно это никогда и не произойдет.

В селе Полеводка, расположенном по пути в Горный Алтай, находится художественно-этнический парк «Легенда». В этом самобытном месте посетители могут увидеть исторический тир, главный Бубен Алтая, этнодеревню, панораму малых коренных народов и – один из самых известных и популярных экспонатов – Золотую Бабу.

Предание гласит, что Золотая Баба – это божество, которое покровительствует новорожденным, способствует обогащению, плодородию и даже помогает устраивать судьбу. На протяжении многих тысячелетий ей поклонялись языческие народы, в том числе телеуты, ранее населявшие земли бескрайнего Алтая.

В настоящее время идола посещают молодые пары и брачующиеся, которые верят в силу дородной женщины с косами, что может помочь им создать крепкую, богатую и счастливую семью.

Откуда пришла Золотая Баба?

Из глубин родовой памяти встает образ Золотой Матери, владычицы и хозяйки священной прародины, утерянного рая, откуда ушли наши далекие предки… Никто не знает, откуда она пришла и куда ушла. Есть только бесчисленные предположения о судьбе золотой статуи, которой поклонялись сибирские и уральские народы.

Одни говорят, что статуя Золотой Богини была принесена из Китая, другие — из Ирана или Индии, третьи — из Древнего Рима времен гибели Римской империи. Кое-кто считает ее произведением местных сибирских мастеров. Последний раз ее видели в 30-х годах XX столетия в тайном святилище казымских хантов в бассейне Оби.

А древнейшее упоминание о статуе мы находим уже в Новгородской летописи за 1398 год. Оно было записано после миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, в святилищах пермяков спорил с жрецами. Следом за Стефаном шли стрельцы и эти святилища разрушали, а на их месте ставили церкви.

В летописи сказано: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Златой Бабе». О Золотой Бабе писали многие иностранные ученые, изучавшие Россию: итальянец Юлий Помпоний Лета в 1480 году, польский ученый Матвей Меховский в 1517-м. Ее помещали на картах Московии путешественники А. Дженкинсон, А. Вид (1542), С. Герберштейн (1549) Косарев М. Золотая Баба — легенда или быль? Наука и религия. — 1992. № 11). Знаменитый фламандский картограф Геральд Меркатор на карте 1595 года, вышедшей после его смерти, у устья Оби написал: «Zolotaia baba».

Итальянцы считали, что статуя Золотой Бабы привезена на Север из Рима уграми, которые в союзе с готами Алариха разрушили Римскую империю. То есть это статуя Юноны. Есть также мнение, что статуя Золотой Бабы — это статуя богини милосердия Авалокитешатвары, которая в китайском буддизме сливается с образом богини Гуаньинь (Алексеев А. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. Иркутск, 1941).

Кое-кто полагал даже, что это статуя Мадонны с младенцем, выкраденная хантами во время набега на один из христианских храмов, но это мнение мало кого убедило, поскольку в русских православных церквах, в отличие от католических костелов, нет подобных изображений. Сравнивали ее и с якутской богиней Дьес Эмигет, Медной Статуей, с мансийской богиней Сорни-Эква «золотая Женщина». Современный историк Г. Грицков высказал предположение, что статуя Золотой Богини была принесена из Египта киммерийцами и что это Исида.

Однако в ученом мире наиболее убедительным считается мнение, высказанное еще в прошлом веке известным русским этнографом князем Н.С. Трубецким. Он полагал, что Золотая Баба — это Калтась, жена верховного ханты-мансийского бога Нуми-Торума, мать всего живого, покровительница новорожденных, богиня плодородия и судьбы.

Почитали Золотую Бабу и славянской богиней. Такого мнения придерживались историки начала XIX века А.С. Кайсаров и ГА Глинка (см.: Мифы древних славян. Саратов, 1993). Полагаю, что это мнение не противоречит утверждению Н.С. Трубецкого, что и славянская, и древняя финно-угорская вера имеют один и тот же ведический исток. И кто такая Калтась, как не Златая Майя (Златогорка) — мать Коляды, а Нуми-Торум — Тарх Дажь-бог, муж Златой Майи.

Удивительно, не общее во всех этих рассуждениях убеждение, что статуя Золотой Богини была принесена на Урал. И ни в какое сравнение не идут с этими работами осторожные предположения о местном производстве статуи Золотой Богини.

Захватывающие истории о странствиях статуи Золотой Богини имеют под собой весьма шаткую основу. Главное же, на мой взгляд, что заставляет серьезных ученых заниматься сочинительством историй, это влияние (через родовую память) забытого мифа, ведь Златая Матерь, Златогорка, по Ведам — дочь Свято-гора, а он был царем Атлантиды. То есть если быть последовательным, то следовало бы говорить о приносе культа Золотой Богини из Атлантиды, но какой уважающий себя ученый рискнет на такое заявление? Родство же культов Великой Матери на всех континентах Земли действительно существует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: