Мистические параллели
На самом же деле история галереи несколько более длинная, поскольку 132 года назад, тоже в ноябре, в Перми был открыт научно-промышленный музей. Собранные им произведения искусства и стали позже основой галерейской коллекции.
Как и Пермский театр оперы и балета, музей был общественным начинанием, средства на его открытие и деятельность жертвовали виднейшие люди Перми, промышленники и учёные. Именно этот музей в 1900 году устроил первую в Перми художественную выставку, причём прошла она там, где сегодня находится Пермский краеведческий музей, — в Доме Мешкова, хозяин которого выделил несколько помещений для экспозиции «Урал в живописи». Произведения Алексея Денисова-Уральского стали открытием Урала для российского искусства. Знаменитая картина «Лесной пожар» была искусно подсвечена, и эта подсветка создавала волшебные эффекты…
Галерея, архив, краеведческий музей и даже зоопарк — всё это выходцы из научно-промышленного музея.
Эту историю рассказывает начало юбилейной экспозиции «Сто» (6+) в Пермской художественной галерее. Первый зал в анфиладе временных экспозиций всегда предварительный, транзитный; его можно проскочить мимоходом, а можно задержаться очень надолго, ведь одних только архивных фотографий в интерактивной витрине — около 600! А на стенах — картины Алексея Денисова-Уральского, Александра Маковского и, конечно, Владимира Плотникова, в искусстве которого соединились исследовательская работа по архитектуре Прикамья и абсолютно художественный подход к её презентации.
Здесь и портреты тех людей, чьими стараниями художественный музей был создан и стал именно таким, каким мы его знаем, во всей его уникальности: первого директора Александра Сыропятова и легендарного Николая Серебренникова — второго директора и страстного собирателя предметов строгановской старины, прежде всего — пермской деревянной скульптуры.
Между прочим, Серебренниковых в экспозиции двое: председатель совета научно-промышленного музея носил ту же фамилию и тоже происходил из семьи священников. Будучи доктором медицины, просветителем и новатором в сфере санитарии и гигиены, Павел Николаевич Серебренников ещё и читал лекции по этнографии и литературоведению, и они были невероятно популярны, как говорит заместитель директора Пермской галереи по науке Ольга Старцева, «народ висел на люстрах». В юбилейной экспозиции в галерее есть фото, на котором запечатлён зал музея с плотно составленными стульями. Посетителей ещё нет, а лектор уже пришёл, готовится.
Таких мистических совпадений, как двое Серебренниковых, в истории пермских музеев немало.
Если даже галерея и была торжественно открыта 7 ноября 1922 года, это вовсе не значит, что она тут же стала полноценной новой институцией. Первые 10 лет своего существования она числилась самостоятельной, но по-прежнему квартировала в одном здании с музеем, который к тому времени стал уже краеведческим и разместился в бывшем Архиерейском доме. Именно туда совсем молодой научный сотрудник Николай Серебренников в 1923 году привёз из экспедиции по северу Прикамья 248 уникальных экспонатов — так зарождалась коллекция пермской деревянной скульптуры. Путешествуя по Прикамью, Серебренников не реквизировал церковные предметы, а спасал — из закрытых церквей, со складов… Первая выставка пермской деревянной скульптуры прошла в 1924 году при организационной помощи Игоря Грабаря. Экспозиция была организована в кинотеатре «Колибри», будущем «Комсомольце».
Лишь с 1932 года галерея занимает своё нынешнее помещение — здание Спасо-Преображенского кафедрального собора, которое в ближайшие два года ей, видимо, предстоит покинуть.
…И ещё сто!
Празднование юбилея Пермской художественной галереи растянулось на весь ноябрь. Стартовала акция «Наряд для картин»: галерея собирает пожертвования на изготовление новых рам для произведений живописи и графики, которые планирует выставить в новом здании. Во время аукциона, прошедшего 7 ноября, было собрано 768 тыс. руб., всего же требуется более 10 млн руб.
Научную часть празднества составила конференция некоммерческого партнёрства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ), в рамках которой прошёл двухдневный проектный семинар для сотрудников музеев Пермского края и соседних регионов, а официальная часть включала, помимо прочего, доклад директора галереи Юлии Тавризян на Совете по культуре при губернаторе Пермского края 14 ноября на «Заводе Шпагина».
В своём докладе руководительница музея рассказала о том, как идёт работа над разработкой экспозиции в новом здании, которое должно быть построено к декабрю 2023 года, и — главное! — показала эскизы будущих музейных интерьеров.
По словам Юлии Тавризян, в этой работе коллектив галереи ориентировался на мировые образцы, в частности на новые художественные галереи в европейских «культурных столицах». Берлинская Gemaldegalerie вдохновила пермяков тем, как новое здание учитывает окружающий пейзаж, а также соединением выставочных и пустых пространств и оригинальными кураторскими проектами, а музей искусства собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции — вписанностью нового здания в исторический центр старинного города, современной системой управления и коллаборациями с современными художниками.
Согласно докладу директора галереи, представленность коллекции в постоянной экспозиции вырастет с 1,5 до 25%, планируется запуск 45 образовательных программ (вместо 10 нынешних), общее количество событий в год должно достичь 2100 (сейчас — 1600).
В шестиэтажном здании на «Заводе Шпагина» постоянная экспозиция займёт два этажа — около 7000 кв. м — и будет состоять из 15 разделов, в которых 11 — новые. Будет показано около 10 тыс. экспонатов — от древнего Египта до искусства ХХI века. Одним из ключевых экспонатов станет прекрасный панорамный вид на Каму.
Шутки на тему нового строительства и пожелания на следующие сто лет были постоянной темой праздничных поздравлений на вечере в честь столетия Пермской галереи, который состоялся в частной филармонии «Триумф» 15 ноября. Бутоньерки каждому гостю, фотозона с живой девушкой с жемчужной серёжкой, концерт трио «Отражение» из Москвы и официальные благодарности всем сотрудникам галереи, буквально всем, включая электриков и сантехников. С поздравлениями выступили коллеги из самых разных культурных институций, причём Театр оперы и балета подготовил совместный концертный номер с Театром кукол, а за классический балет отвечали малышки из школы «Фуэте». Пермский дом народного творчества «Губерния», подготовивший вечеринку, проявил максимум креативности.
На протяжении вечера гости узнали о Пермской галерее буквально всё: и то, что это градообразующее предприятие, и то, как её выставки воспринимают гости из разных городов России — их записи из книги отзывов проецировались на стены зрительного зала.
Сейчас, когда юбилейные события завершаются, друзья и постоянные посетители галереи предвкушают следующий праздник — новоселье.
Фото предоставлены пресс-службой ПГХГ.
Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.