Путешествия по уралу: кладбище паровозов

Уральские каникулы: от юга урала и до северной вершины — наш урал и весь мир

Дидинский тоннель

Дидинский тоннель — расположенный в районе железнодорожного перегона Дидино, названного в честь посёлка Дидино, входящего в составе города Первоуральск. Строительство тоннеля было закончено в 1918-м. Эксплуатировался 77 лет и в 1995-м году был закрыт из-за того, что начал постепенно разрушаться из-за грунтовых вод. Во время гражданской войны, имел стратегическое значение — через него проходили эшелоны Колчака, отступающие в Сибирь.

Дидинский тоннель
Дидинский тоннель
Дидинский тоннель
Дидинский тоннель
Дидинский тоннель
Дидинский тоннель
Дидинский тоннель

Первая ночевка с очень хорошим сном и великолепным столом. Где-то на перегоне между Пермским краем и Свердловской областью.

Уральские каникулы
Уральские каникулы
Уральские каникулы
Уральские каникулы

Дороги в Пермском крае — обалденны.

Уральские каникулы
Уральские каникулы
Уральские каникулы

Верхотурье и Кремль

Верхотурский Кремль снован в 1698 году и представлял собой гигантскую усадьбу воеводы, обстроенную крепостными стенами и башнями. Помимо оборонительных сооружений в кремле присутствует храм Живоначальной Троицы, который является главной достопримечательностью кремля

Троицкий собор заслуживает внимание как выдающийся памятник церковного зодчества Урала. Так же присутствовали амбары, приказные палаты, караульня и кухня

Архитектурный ансамбль Верхотурского кремля сформировался уже к 1712 году.

Верхотурский Кремль, Верхотурье
Верхотурский Кремль, Верхотурье
Верхотурский Кремль, Верхотурье
Верхотурский Кремль, Верхотурье

В XVIII веке Верхотурье становится столицей всего Урала. В конце XVIII столетия, в связи с реорганизацией местной администрации, для размещения городских и уездных учреждений стали требоваться специальные общественные здания. В связи с этим в 1802 году дом воеводы занял земский и уездный суд.

Верхотурский Кремль, Верхотурье
Верхотурский Кремль, Верхотурье
Верхотурский Кремль, Верхотурье
Верхотурский Кремль, Верхотурье
Верхотурский Кремль, Верхотурье

В 1880-е годы в Верхотурском кремле было построено пожарное депо. Последней дореволюционной постройкой в кремле стал одноэтажный кирпичный корпус уездного казначейства, построенный в 1912 году.

Как проехать к кладбищу паровозов, координаты GPS

GPS координаты кладбища паровозов: N 52º20,532´; E 57º21,854’

К кладбищу паровозов можно проехать с помощью обычного дорожного навигатора двумя способами:

Со стороны поселка Спасо — Барда: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Гарино или Усть — Кишерть) и сразу за мостом через реку Сылва ищем поворот направо, в сторону кладбища паровозов. В этом случае ехать придется прямо по железнодорожным путям, никуда не сворачивая. Поезда по ним не ходят, но места для разъезда со встречными машинами также нет: с одной стороны дороги высокая стена леса, с другой — заросший лесом обрыв.
Далее необходимо проехать или пройти через ворота, и двигаться вдоль кромки леса в сторону поля, на котором увидите стоящие составы.
Расстояние от дороги до места около 4 километров. Проехать можно на любом автомобиле.

Со стороны поселка Киселево: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Суксун) и сразу за последним домом поселка ищем поворот направо. Переезжаем мост через речку Лёк, уходим по полевой дороге налево, и далее движемся в сторону кладбища паровозов вдоль кромки леса. Река Лёк при этом тянется по левую руку.
В этом случае движемся по лесной (полевой) дороге, которая выведет прямо на поляну, на которой стоят паровозы. С этой стороны проехать можно на автомобиле повышенной проходимости практически до первого состава.
При желании машину можно оставить на окраине поселка Киселево, и пройтись пешком. Расстояние от поселка 2,8 километра.

Мы заезжали со стороны поселка Киселево:

На обратном пути, в сезон, в прилегающем лесу можно собрать неплохой урожай грибов. В основном, Маслята и Моховики, немного Сыроежек.

Общее описание проезда к кладбищу паровозов

Из г. Екатеринбург выезжаем по Московскому тракту. Проезжаем г. Ревда, пос. Ачит, пос. Шахарово. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).

1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Шахарово проезжаем стороной пос. Суксун, за пос. Голдыревский по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае примерно 295 км.

2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Шахарово движемся в сторону пос. Суксун. В пос. Суксун на первом перекрестке после заправки у въезда в поселок уходим направо в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево. Не доезжая до пос. Медведево уходим налево в сторону пос. Киселево. Проехав пос. Киселево, сразу за последним домом, уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае около 235 км.

Из г. Пермь выезжаем в сторону г. Кунгур. В г. Кунгур не заезжаем, двигаясь далее по трассе в сторону пос. Семсовхоз. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).

1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Семсовхоз по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Пермь в этом случае примерно 130 км.

2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Семсовхоз движемся в сторону пос. Суксун. Проезжаем пос. Суксун, и практически на выезде из поселка, не доезжая до заправки, уходим налево в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево.

Полезная информация для автотуристов:

Что нужно взять с собой в поход с палатками, списокКакие продукты взять на природуПоходная аптечка туриста

Примечание к GPS треку: в целях избежания стояния в огромных пробках, вызванных ремонтами дорог на нескольких участках между г. Екатеринбург и г. Ревда, объезжали через г. Первоуральск.

Как появилась база?

Кладбищем старых паровозов называют железнодорожный тупик, который находится рядом со станцией Шумково Пермского края. Сюда свозят поезда, которые уже отслужили свой срок или перешли в нерабочее состояние.

Изначально не было планов, чтобы база стала туристическим объектом, тем более находится она вдали от центра. Однако любители заброшек открыли для себя этот объект, и кладбище паровозов стало почти что культовым местом.

Сюда добираются ради интересных прогулок, атмосферных фотографий и истории. На большинство поездов можно подняться, посмотреть составы, кабины машинистов. Многие детали по-прежнему сохранились.

История базы

В Шумково существовала крупный ремонтный пункт и база технического обслуживания локомотивов. Ежегодно сюда свозили поезда, ремонтировали, а затем вновь ставили на рельсы. Постепенно изношенной техники становилось всё больше, и возникла база.

Однако первоначально тупик для паровозов находился в Кунгуре. Он был больше и лучше охранялся. В 1967 году их перевезли в Шумково.

Паровозы сохранились, а не были утилизированы, не просто так. Советское правительство разработало план: если начнётся ядерная война, электровозы станут неэффективны, но оно сможет использовать паровозы – они двигаются без электричества, за счёт топлива.

До перестройки за ними присматривали, их обслуживали: чистили от грязи, смазывали и т.д. Это был хорошо охраняемый секретный объект.

Но вот холодная война стала ослабевать, угроза спала, а в самом государстве начались перемены. План перестал быть значимым, следить за паровозами перестали, хотя так и не убрали их.

И вот уже несколько лет они стоят, медленно сдаются природе, а пока заманивают к себе туристов со всего Пермского края и соседних регионов.

Сейчас на базе около 20 паровозов и много более современных тепловозов и электричек. Общее количество «экспонатов» составляет почти 200 объектов. Сначала паровозов было около 140, но многие из них продали в другие страны или передали музеям, что-то утилизировали.

Будийский храм на горе Качканар

Высоко высоко в Уральских горах, а точнее на горе Качканар, есть уникальное для этих мест сооружение. Это — буддийский храм Шедруб Линг.

Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар

Буддийский храм основан в 1995 году ламой Санье Тензин Докшитом. В 2016 году власти хотели снести храм для разработки месторождения железной руды вблизи его местоположения, но впоследствии отложили эти планы.

Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар

М.В. Санников познакомился с буддизмом в конце 1980-х годов в Афганистане, где он, кадровый офицер, командир спецподраздения, видел на горных перевалах памятники буддийской цивилизации, процветавшей там в домусульманский период. После окончания участия в Афганской войне Санников уволился из армии, отправился в Бурятию, в Иволгинский дацан, став учеником Дарма-Доди Жалсараева. 15 мая 1995 году приступил к строительству буддийской обители на горе Качканар. Место для неё, как и первых учеников, ему указал его учитель.

Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар

Подъем пешком 5 километров в одну сторону. В среднем уходит 1,5-2 часа на подъем. Подъем легкий. Жители храма возят строительные материалы на собачьих упряжках.

Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар
Буддийский храм на горе Качканар

Дорогами Северного Урала. Очень красиво и высоко.

Уральские каникулы
Уральские каникулы
Уральские каникулы
Уральские каникулы

Паровозы

Пройдете еще метров двести-триста и попадете в 30-50 годы XX века без машины времени. На запасных путях застыли железные монстры — паровозы. Отслуживших свой век и устаревших ветеранов свозили на базу неслучайно, а в соответствии со стратегическим планом на случай глобальной катастрофы – ядерной войны, потому что в случае ядерной войны их можно было бы использовать для ж/д перевозок и при отсутствии электричества. Поэтому до перестройки за паровозами ухаживали, их смазывали и т.д. В советское время это был секретный объект. Сейчас уже, конечно, не понять логику «холодной войны», но и в США по всей стране разбросаны бетонные бункеры, как спасение от ядерной войны.

Кстати, по пути к паровозам, вы увидите старинную железнодорожную стрелку (ручное устройство для переключения путей), которая и сегодня находится в рабочем состоянии.

Паровоз Л (Лебедянка, Лебедь)

Сейчас на кладбище паровозов остались лишь паровозы одного типа: «Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года он обозначался как — П32 — «Победа») — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год».

В свое время это был лучший и самый массовый (выпущено свыше 4000 экземпляров) советских паровозов, который трудился на всех железных дорогах СССР. За разработку его конструкции авторы были награждены Сталинской премией. Железнодорожники ласково называли эти паровозы «Лебедянка» и «Лебедь».

В конце войны перед железной дорогой стала особенно остро задача транспортировки грузов на далекие расстояние. Созданный паровоз Победа оказался настолько успешным детищем конструктора Лебедянского, что Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.

Интересно, что вместо простой красной звезды (кое-где они остались на паровозах) на фронтоне «Лебедянки» располагалась красная звезда с барельефами В.И. Ленина и И.В. Сталина. После 1953 года, XX съезда КПСС, в связи с борьбой с культом личности, этот вариант был демонтирован практически со всех паровозов. На территории России только на двух исторических паровозах сохранился барельеф со Сталиным и Лениным: на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.

Паровозы ФД

По воспоминаниям старожилов, на базе были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что они были проданы в Китай, надеюсь, не на металлолом, а как памятники, ведь там «красный туризм» очень популярен, а вместе с ним и «Железный Феликс», хотя бы в виде паровоза. Впрочем, любители могут посмотреть паровоз этой марки в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.

Паровоз ЭР

У самого старого паровоза с этой стоянки (паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG», год производства – 1936) оказалась счастливая судьба. Паровоз выкупили музейщики и он продолжает служить людям в качестве экспоната в прекрасном музее УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.

Хотя территория охраняется, но охранники свои функции не особенно выполняют. При организации массовой экскурсии или какого-либо флеш-моба лучше получить разрешение на посещение в руководстве РЖД.

Пермь-36

Неофициальное название советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для осуждённых за «особо опасные государственные преступления» в посёлке Кучино Чусовского района Пермского края, которая в настоящее время превращена в музей — Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36».

Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»
Музей «Пермь-36»

История под открытым небом

Сухой канцелярский язык называет это место несколько иначе «База запаса локомотивов» около железнодорожной станции Шумково — на случай возможной ядерной войны по просторам нашей необъятной Родины разбросаны подобные объекты. Паровоз не боится электромагнитных помех: огонь в котле, вода и рельсы — это все что ему необходимо для функционирования.

Когда-то все эти ржавые монстры были бережно законсервированы, но время, дождь и вандалы привели когда-то внушающие трепет машины в удручающее состояние и количество. Когда-то их здесь было больше сотни, но постепенно отслужившие свой век или уходят в музеи, а тем кому не посчастливилось — металлолом. С каждым годом паровозов становится все меньше, а их состоянии — все хуже.

В основном здесь покоятся паровозы серии Л (Лебедянка), но когда-то стояли и ЭР 716-66 и ФД. Успевайте своими руками прикоснуться к истории!

В течении практически часа мы ползали по составам — экскурсия была довольно впечатляющей. Мне кажется мальчишкам здесь вообще раздолье — это ведь мечта любого пацана!

Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край

Старые паровозы стоят в самом конце этого отстойника — в начале стоит современные тепловозы и вспомогательная техника.

Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край
Кладбище паровозов, Пермский край

Кладбище паровозов

Каждое утро десятки машин увозят туристов в туры по солончаку. Но начинается экскурсия обычно неподалеку от городка Уюни — на кладбище паровозов.

В конце XIX века правительство Боливии решило финансировать большую сеть железнодорожных путей. Через Уюни должны были провозить полезные ископаемые, город уже в то время был важным транспортным узлом. Индейцы аймара, населявшие эти края, были недовольны таким решением, но правительство все-таки настояло на своем, строительство продолжило. Казалось, что все идет как задумано, но тут неприятный сюрприз преподнесла сама природа: залежи ископаемых, которые перевозились по железной дороге, просто истощились. Оказались не нужны и пути, и составы. Распиливать и переплавлять их не стали, а просто бросили неподалеку от города Уюни. Тут они и ржавеют уже больше 50 лет. 

Кладбище паровозов

В начале XXI века было принято решение создать здесь музей под открытым небом, но пока никаких изменений нет: кладбище по-прежнему представляет собой беспорядочно стоящие ржавые конструкции. Звучит не очень, но на самом деле выглядит впечатляюще!

Ряды старых паровозов

Рельсы к горизонту…

На паровозы и вагоны можно не только посмотреть, но и взобраться. 

Повсюду карабкаются туристы

Я тоже!

Старая ржавая цепь…

А здесь только каркас

Впечатляет!

Атмосферное место

До кладбища паровозов можно добраться и самостоятельно: приехать на такси за несколько долларов из центра Уюни или даже дойти пешком часа за полтора. Говорят, что особенно здорово здесь на закате, когда и народу мало, и подсвечиваются конструкции необычно.

Прогулка по Кладбищу паровозов

Паровозный тупик расположился практически в поле: протянуто несколько железнодорожных веток, на одной из которых и стоят железнодорожные составы.

Много лет назад составов было гораздо больше, а на соседних ветках также стояли ожидавшие ремонта железнодорожные вагоны. Сейчас все рельсы практически заросли травой. Да и на некоторых паровозах, в месте, где должно было лежать топливо, не только растет трава, но и уже выросли березки высотой с человеческий рост.

Доживающие свой век паровозы составлены на одной из веток, близко друг к другу. Их осталось уже около 15 штук. Практически в каждый паровоз можно залезть, посмотреть внутри, представить себя машинистом такого огромного поезда. Внутри довольно таки грязно, светлую одежду одевать не стоит.

Железнодорожный тупик, по — прежнему, охраняется, хотя уже далеко не так рьяно, как в предыдущие десятилетия. Гуляя вдоль составов никого из охранников мы не встретили.

Не смотря на то, что территория железнодорожного тупика охраняется, паровозы, особенно стоящие на отшибе, постепенно утрачивают свой былой вид — от спиливания и снятия отдельных частей вандалами, до физического износа металла, из которого они были сделаны.

При прогулке к кладбищу паровозов, обратите внимание, что паровозы стоят практически посреди поля, на котором растет высокая трава. В траве могут быть змеи, одну мы видели во время прогулки

Да и большое количество ёжиков в окрестностях паровозов, которых находила наша собака, подтверждает наличие змей.

Лучше одевать плотную одежду и сапоги, а маленьких детей через высокую траву перенести на руках. Иногда траву косят, но это бывает не часто.

Как добраться?

От Сарсинского виадука до села Спасо-Барда где находится вожделенное кладбище ржавых монстров — более ста километров.

До Спасо-Барды мы добрались уже в четыре часа вечера — день и так не радовавший нас солнцем уже активно смеркался. Проскочив село насквозь, мы переехали через Сылву и сразу за мостом попали на развилку — можно было спуститься по склону к реке и продолжить путь вдоль нее, а можно было двигаться прямо по узкоколейке. В зимнее время оба пути накатаны и проехать можно на любой машине без проблем. Летом по дороге вдоль реки пройдет скорее всего только внедорожники.

От моста до кладбища ехать совсем немного — буквально 3-4 километра. Сначала нам попалась будка охраны за забором — тревожить бдительных стражников от РЖД мы не решились и по накатанной колее пронеслись мимо. Еще километр по полю вдоль железнодорожных составов и вот нам навстречу выплывают темные туши паровозов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: