Хазанкин роман григорьевич биография

Поселок тирлянский (тирлян) — ураловед

Публикации

1. «Как увлечь учеников математикой?» Журнал «Народное образование» № 10, 1987

2. «Усиление практической учебной деятельности школьников на уроках математики». «Интенсификация учебного процесса в школе» Москва, «Просвещение», 1988, с. 81-86.

3. «Развивать творческие способности школьников» Математика в школе № 2, 1989.

4. «Какая красивая задача!» Журнал «Народное образование» № 9, 1990

5. «Десять заповедей учителя математики» Журнал «Народное образование» № 1, 1991

6. «Развитие познавательной активности учащихся в процессе изучения математики» журнал «Учитель Башкирии» № 6, 1982

7. «Урок одной задачи» журнал «Учитель Башкирии» № 3, 4, 6 (1990)

8. «Урок одного замечательного свойства трапеции» журнал «Учитель Башкирии» № 7, 1990

9. «Урок подготовки к зачёту по теме «Трапеция» журнал «Учитель Башкирии» № 9, 1990

10. «Урок подготовки к принятию зачёта» журнал «Учитель Башкирии» № 10, 1990

11. «Кружковое занятие по теме «Трапеция» журнал «Учитель Башкирии» № 11, 1990

12. «Методы и приёмы решения задач по теме «Трапеция» журнал «Учитель Башкирии» № 12, 1990

13. «Определение площади плоских фигур» журнал «Учитель Башкирии» № 4, 1991

14. «Свойство аддитивности в задачах на площади» журнал «Учитель Башкирии» № 8, 1991

15. «Отношение площадей двух треугольников с общим основанием и общей высотой» журнал «Учитель Башкирии» № 9, 1991

16. «Словарь племени Сю-сю» «Учительская газета» № 3, 1992

17. «Двадцать лет спустя» газета «Белорецкий рабочий» 03.02.1996

18. «Математическое образование и средняя школа» пленарный доклад на Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» 18 — 22 сентября (2000) Журнал «Математическое образование» № 3, 2000

19. «Школа Хазанкина — школа сотрудничества» газета «Белорецкий рабочий» № 132, 2001

20. «Как математики предотвратили войну» газета «Белорецкий рабочий» 2.9.2004

21. «Роман Хазанкин — неожиданный ракурс» интервью газете «Белорецкий рабочий» 22.5.2004

22. «Главное — научить детей думать…» газета «Наше время» 23.10.2004

23. «The peculiarities of intensive teaching of mathematics in the conditions of a provincial town». Доклад на десятом Международном конгрессе по математическому образованию Копенгаген, Дания 4-11 июля 2004

24. «Как подружиться с математикой?» газета «Вечерняя Уфа» 17.03.2005

25. «Как влюбить ребёнка в математику?» газета «Белорецкий рабочий» 12.04.2005

26. «Математическая подготовка и развитие школьников в условиях ЕГЭ» под редакцией Хазанкина Р. Г. Уфа, 2004

27

«Быть мудрым или о том, на что надо и не надо обращать внимание» газета «Белорецкий рабочий» 22.08.2009. Статьи в соавторстве с Зильбербергом Н

И. в журнале «Учитель Башкирии»

Статьи в соавторстве с Зильбербергом Н. И. в журнале «Учитель Башкирии».

«Опыт организации и работы НОУ» № 1, 1984

«Ключевые задачи в обучении математике» № 9, 1984

«Роль и место уроков-консультации в системе работы учителя» № 1, 1986

«Зачётные уроки в процессе обучения, воспитания и развития школьников» № 2, 1987

«Урок-лекция в школе» № 1, 1988

«Подготовка и проведение урока анализа результатов зачёта» № 10, 1988

Система обучения математике

Р. Г. Хазанкин является создателем системы обучения школьников математике, которая называется «Вертикальная педагогика». Разработанная в конце 1970-х годов, она применяется до сих пор им и рядом его последователей и даёт при этом устойчивые высокие результаты обучения и воспитания школьников.

изменение целей обучения и воспитания школьников. Главные цели — научить школьников читать, писать и говорить; научить их сотрудничеству, созиданию, сопереживанию и сорадованию; научить задавать вопросы по сути изучаемых вещей учителям, старшим школьникам и соученикам; научить школьников делать работу вовремя — вовремя работу начинать, вовремя её продолжать и вовремя, к положенному сроку, её завершать.

планирование учебной нагрузки учителя так, чтобы у него образовалась «вертикаль», то есть по одному классу — например, с седьмого по одиннадцатый класс (аналогично с пятого по девятый). При этом учебный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик более старшего класса был активным помощником учителю в обучении одного ученика из класса ниже.

изменение традиционной структуры урока.

Система уроков математики

Ещё одна педагогическая разработка Р. Г. Хазанкина — система уроков, которая включает:

  • урок-лекцию;
  • урок-решение ключевых задач, впервые введенный Р. Г. Хазанкиным, где учитель вместе с учениками вычленяет минимальное число задач, при решении которых реализуется изученная теория;
  • урок-консультацию, на котором вопросы задают ученики, а отвечает на них учитель;
  • урок-зачет, где школьники из старшего звена вертикали по специально подготовленным блок-схемам опрашивают младших учеников, при этом работа идёт в парах (ученик-ученик), обсуждаются вопросы теории, приемы и методы решения ключевых задач, идёт совместная работа по составлению новых задач;
  • урок анализа результатов зачетного занятия в парах, на котором учитель систематизирует и анализирует трудности, испытанные школьниками, используя зачетные карточки, в которых старшие школьники оценили усвоение теории, практики и умение оформлять решение задач своими подопечными;
  • контрольный урок, на котором уже учитель оценивает работу учеников и старшего, и младшего звена;
  • урок анализа контрольной работы.

Награды и звания

  • Отличник народного просвещения РСФСР (1985)
  • Заслуженный учитель школы РСФСР (1987)
  • Отмечен Московским математическим обществом (секция средней школы) (1987)
  • Внесен в Книгу почета Министерства просвещения РСФСР (1988)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1990)
  • Лауреат премии Американского математического общества (1993)
  • Почётный гражданин города Белорецка (1997)
  • Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001)
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2006)
  • Лауреат конкурса лучших учителей Российской Федерации (2006)
  • Выдающийся деятель России, по версии международного журнала «Лица» (2007)
  • Заслуженный учитель Республики Башкортостан (2007)
  • Народный учитель Республики Башкортостан (2008)
  • Лауреат премии Фонда «Династия» «За выдающиеся заслуги в области физико-математического образования» (2008)
  • Трижды лауреат премии Фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых» (2007,2009,2013)
  • Четырежды награждён грантами Сороса

Комментарии

Алевтина Анатольевна Черникова

ректор МИСиС, учёный и политик

Лев Давыдович

краевед, внештатный корреспондент газеты «Приазовский рабочий», преподаватель Мариупольского индустриального техникума

Наталья Николаевна Яровенко

российский педагог, Заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, директор таганрогской школы № 24

Гогэн Ямагути

выдающийся японский мастер и преподаватель каратэ стиля Годзю Рю, ученик Тёдзюна Мияги

Яблонский Нил Александрович

советский художник и преподаватель

Жерар Эккинг

французский виолончелист лотарингского происхождения

Константин Жорж Ромен Эже

бельгийский учитель викторианской эпохи

Владимир Петрович Шмидт

капитан 1-го ранга, участник русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура, член Общества бывших русских морских офицеров в Америке, гидрограф и океанограф, преподаватель Колумбийского университета, первый церковный староста русского Храма Христа Спасителя в Нью-Йорке

История и достопримечательности Тирляна

На месте Тирлянского И.Б. Твердышевым и И.С. Мясниковым начиналось строительство железоделательного завода. Разрешение на строительство было выдано 12 декабря 1752 года. Однако река Тирлян оказалась маловодной, и строительство приостановили. А в 1762 году планировавшийся завод перенесли на реку Белую, где возник Белорецк.

Вновь оживленно на реке Тирлян стало в 1801 году, когда заводчица Дарья Пашкова (Мясникова) начала строительство вспомогательного Тирлянского молотового завода. Его пустили в 1804 году. Здесь производили железо из чугуна с Белорецкого завода.

В 1837 году Тирлянский завод стал одной из точек путешествия будущего императора Александра II, которого сопровождал В.А. Жуковский.

В 1870-е годы после покупки заводов торговым домом «Boray и К» проведена реконструкция, что привело к росту производства. Завод начал выпускать кровельное железо.

А в 1878 году на завод привезли шведов. По замыслу заводовладельцев, они должны были привить уральцам европейскую культуру производства. Большинство шведов в дальнейшем уехали обратно, но 5 шведов обзавелись семьями и так и остались в Тирляне. Их потомки живут в поселке и в наши дни. Над воротами одного из домов с тех времен сохранился рисунок шведского льва.

В начале XX века Тирлянский завод был переоборудован и электрофицирован, став, как пишет исследователь Д.В. Гаврилов, одним из самых крупных и наиболее хорошо технически оснащённых листопрокатных предприятий на Урале. Листопрокатные станы приводились в действие электромоторами мощностью в 950 и 500 л.с., которые питались от турбогенератора системы «Дженерал-электрик» мощностью 1700 кВт. В советское время Тирлянский завод продолжал работу.

В начале XX века через Тирлянский прошла узкоколейная железная дорога. Хотя еще в 1810 году здесь была запущена конно-колесная дорога между Белорецким и Тирлянским заводами. Узкоколейка строилась с 1909 и по 1912 год, соединила станцию Запрудовку, что близ Катав-Ивановского завода, и Белорецкий завод. Длина железной дороги составила 145 километров. Она дала выход к Транссибу. Строительство осложнялось сложным, горным рельефом.

В 1967 году из-за нерентабельности закрыли часть БУЖД от Верхнеаршинского до Верхнего Катава. Полностью узкоколейка прекратила свое существование в 2000-х годах.

Кстати, на этой узкоколейке, неподалеку от Тирлянского, снимался эпизод приключенческого фильма «Золотая речка».

Близ плотины на левом берегу пруда сохранилась выемка в скале, пробитая для узкоколейки. Сейчас ее приспособили под дорогу. При посещении Тирляна сюда стоит заглянуть.

Страшная трагедия случилась в Тирлянском 7 августа 1994 года. Из-за сильных ливней уровень воды в пруду поднялся настолько, что плотина не выдержала. На завод и жилые дома обрушился вал воды. Наводнение нанесло огромный ущерб, 29 человек лишились жизни. Некоторые гибли целыми семьями.

Один из свидетелей тех событий (Сергей Кни) снял все происходившее на видео. Перед вами ужасные кадры 1994 года…

Снесенный наводнением завод решили не восстанавливать. Руины старинного завода являются главной достопримечательностью Тирляна. Особенно впечатляюще выглядит огромное колесо – привод, вращавший прокатные станы. Его диаметр 12 метров, вес – коло 100 тонн. Здания цеха, в котором оно находилось, уже нет, а колесо осталось – как памятник заводу.

Поблизости сохранились руины старого кузнечного цеха конца XIX века характерной для того времени архитектуры. Рядом стоит здание заводоуправления. Долгое время оно стояло заброшенным, но во вполне нормальном состоянии. Недавно здание сгорело, потолки обвалились.

Многие годы оставался спущенным и пруд. Его восстановили лишь к 250-летнему юбилею Тирляна, построив новую плотину. Пруд с возвышающимися за ним горами является настоящим украшением поселка.

На плотине стоит памятник жертвам наводнения.

В центре поселка интересно деревянное здание клуба. Строительство здания началось накануне гражданской войны как церковь, а закончили строительство в 1920-е годы уже как клуб. Представляет собой образец деревянного конструктивизма. К сожалению, сейчас здание не действует и постепенно ветшает.

Также в Тирляне сохранились некоторые старинные дома.

В настоящее время население поселка 4,2 тысячи человек (для сравнения в советское время число жителей доходило до 14 тысяч человек). Тирлян превратился в дачный поселок. Также здесь постепенно развивается туризм.

ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ?

Если вы любите архитектуру, но думаете, что красивее Питера и Парижа уже ничего не увидите – предлагаем вам получить новый опыт. Деревянная архитектура хоть и не такая богатая на позолоту, мрамор и чугунное литье, но заслуживает отдельного внимания! Возможности дерева весьма ограничены, тем более если вспомнить, что технологии того времени не предоставляли широких возможностей на обработку материала и исполнение особенных художественных замыслов.

Однако, не смотря на всю ограниченность ресурсов, эти дома являются важной исторической частью как архитектуры, так и культуры в целом. И мы уверены, что вы не пожалеете потраченного времени на то, чтобы ознакомиться с этими прекрасными образцами деревянной архитектуры города Белорецка

Фотографии: Мария Бородавкина

ДИРЕКТОРСКИЕ ДОМА

История города неразрывно связана с Белорецким металлургическим комбинатом, который за 260 лет существования переходил от одних владельцев к другим. В период с 1874-1917 гг. Белорецкий завод был частью торгового дома «Вогау и Ко«. В это время завод стал именоваться «Акционерным обществом чугуноплавильных и железоделательных заводов Пашковых».

МАРШРУТ ПО БЕЛОРЕЦКУ»
Наша команда сейчас работает над созданием комплексного маршрута по городу Белорецк в память Алии Султановой. Подробнее о проекте можно прочитать в нашем МАТЕРИАЛЕ! Маршрут очень скоро будет доступен в мобильном приложении «КУДА». Скачивайте приложение в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Правление АО «Вогау и Ко« не только способствовало переоборудованию и развитию Белорецкого завода, но и оставило след в архитектуре города Белорецк. По инициативе управляющих предприятием для проживания высокопоставленных заводских чиновников были построены четыре дома. Именно поэтому за ними закрепилось название «Директорские дома».

Проекты домов разрабатывались по заказу «Вогау и Ко« в Германии, откуда готовые чертежи и пояснения отправлялись для воплощения в Белорецк. Здания выполнялись в соответствии с немецкими архитектурными тенденциями XIX века. Высокие асимметричные дома с многоскатными крышами, амбразурными окнами и пилястрами отличались внешней строгостью и массивностью. Использование в качестве строительного материала красного огнеупорного кирпича подчеркивало практичность и долговечность зданий, хотя и несколько омрачало их экстерьер.

«Директорские дома» располагались по адресам: ул. Садовая, 27, улица Садовая, 28, улица Красная, 7, улица Красная, 9.

Первые два дома по улице Садовой были построены в конце XIX века. В доме № 28 жил датский инженер, руководитель Проволочно-гвоздарного завода Кнудт Лорентцен. После революции здесь обосновался городской клуб имени К. Маркса (директор — В.П. Лукашинский), ставший общественным центром городской интеллигенции.

Внешний вид «Директорских домов»: ул. Садовая, д. 27Внешний вид «Директорских домов»: а — ул. Садовая, д. 28

Следующие два дома (по улице Красной) были построены в 1914-1916 гг. Первым на месте деревянного дома был возведен дом № 9, а чуть позже № 7. В зданиях по ул. Красной впервые была применена система парового отопления (старые паровые котлы находятся там и сейчас).

Впоследствии комнаты дома № 7 преобразовали в коммунальные квартиры, а в доме № 7 разместили детский сад.

Оба сооружения сохранились по сей день и внесены в реестр памятников городской архитектуры. Сегодня эти здания являются многоквартирными домами и от внутреннего убранства «директорских домов» ничего не осталось. Дома по ул. Садовой, к сожалению, были разрушены и снесены в 2008 г., так как в реестре памятников городской архитектуры отсутствовали.

Внешний вид «Директорских домов»: ул. Красная, д. 7Внешний вид «Директорских домов»: ул. Красная, д. 9

Биография

Р. Г. Хазанкин родился 3 апреля 1947 года в Тяньцзине (Китай). Родители Хазанкина, Григорий Наумович и Любовь Давыдовна (урождённая Дондо), родились в Китае, в городе Харбин. Их родители перебрались в Китай из России, из Томска в поисках работы. Родители Р. Г. Хазанкина были гражданами сначала России, потом СССР, так что факт рождения старшего брата и самого Р. Г. Хазанкина был зарегистрирован в Генконсульстве СССР в Китае. Когда в 1947 году началась кампания по возвращению всех граждан СССР, проживающих в Китае, на Родину (репатриации из Китая в СССР), родители Р. Г. Хазанкина вместе со своими родителями и двумя детьми вернулись в СССР и в октябре 1947 года оказались в г. Белорецке Башкирской АССР. Всё детство, юность и взрослая жизнь Р. Г. Хазанкина связаны с Белорецком (кроме нескольких лет учёбы в ВУЗе, аспирантуре и службы в армии).

КРЕСТЬЯНСКИЕ ИЗБЫ

Они были построены крепостными крестьянами. И из-за того, что крестьяне были привезены из разных уголков страны, то и постройки домов у них заметно отличались. Эти дома точно являются памятниками истории, они хранят в себе не просто бытовое предназначение, они хранят в себе целую эпоху, когда множество крестьян со всех уголков страны начали строить свои особенные дома, отражающие их традиции, культуру и быт.

Флигель на низком фундаменте без завалинки начала 19 века. Торец выходит на улицу. Проходящим мимо казалось, что дома вросли в землю. Крыши у них были двускатные, тесовые. Сейчас эти здания можно найти по адресам:

  1. Ул. Красноармейская 6
  2. Ул. Луначарского 33
  3. Ул. Луначарского 35
  4. Ул. Канатная 2
  5. Дом из Первомайского района

1 — Первомайский район2 — ул. Красноармейская, 63 — ул. Луначрского 354 — ул. Канатная, 2ул. Луначарского, 33

Следующий тип домой появился немногим позже. Они представляли собой деревянные дома на невысоком фундаменте из «дикого» камня. Нижняя часть избы – подклеть, в которой могла располагаться дополнительная кладовая или помещение для молодого скота. Считается, что такие постройки характерны для жителей северной и центральной полосы России. Если вам интересно на них посмотреть приходите по адресам:

  1. Ул. Большая 87
  2. Ул. Красноармейская 47
  3. Ул. Красноармейская 43
  4. Пер. Рябовский 9
  5. Пер. Рябовский пер. 19

1 — ул Большая, 872 — ул. Красноармейская, 473 — ул. Красноармейская, 434 — пер. Рябовский, 9пер. Рябовский, 19

Верхнее селение Белорецка начало застраиваться в конце 18 – в начале 19 веков. Появляется совершенно новый тип крестьянских домов – трехоконные флигели с четырехскатной крышей. Они были низкими и без подклети. Дома могли располагаться как поперек, так и вдоль улицы.

Педагогические достижения

  • Более 200 учеников Р. Г. Хазанкина окончили механико-математический, физический, геологический и другие факультеты Московского государственного университета, более 60 — МФТИ и МИФИ.
  • Среди учеников Р. Г. Хазанкина насчитывается более 60 кандидатов физико-математических и технических наук и 4 доктора физико-математических и технических наук.
  • За последние 30 лет ученики Хазанкина 128 раз становились победителями и призёрами региональной математической олимпиады и 62 раза получали аналогичные награды на Всероссийских и Всесоюзных олимпиадах, 19 раз завоевывали медали очных международных математических турниров, 9 раз становились абсолютными победителями международного математического Турнира городов, проводимого журналом «Квант» и Академией наук СССР/России
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: