Первоуральск: история, достопримечательности, фото

Первоуральск: история, достопримечательности, фото

Поселения работников Шайтанского завода

Согласно переписи Толбузина мастеровые и работные люди Шайтанского завода в 1732 году проживали в трех условно обозначенных поселениях: улица Сизикова, улица Екима Малкова и зимовье при конторе Шайтанского завода. Интересно определить местонахождение этих старинных поселений, однако материалы переписи по этому вопросу не содержат данных. Не ясны принципы, по которым группировались поселения. Можно только уверенно сказать, что не по принципу общего места выхода переселенцев, так как во всех трёх упомянутых группах встречаются представители практически всех губерний. Ответы на эти вопросы автору удалось получить благодаря изучению плана Шайтанского завода 1735 году в школьном музее села Чусовое (хранитель музея Баглаева Г.П.).

На плане обозначены три вида построек: кержацкие дворы; мастерские дворы; дома бобылей и заводских служителей. Наибольшая по численности «улица Сизикова» (33 рода) находилась в части села, именуемой Запруд. В нее входили кержацкие дворы, дворы мастеров и частично бобылей и заводских служителей.

Дома староверов были расположены обособленно по южному берегу пруда (улица Набокая, ныне Малышева).

Дома мастеров располагались по обе стороны главной Сибирской дороги (ныне улица Советская), которая входила на заводскую территорию через сторожевую башню и направлялась к плотине. Здесь, видимо, был парадный въезд на территорию поселения Шайтанский завод. Позднее эта часть села Шайтанки получила название Гавань, но в 1735 году гавани, как таковой, ещё не существовало. Размещение на плане пристанских амбаров, весов, сарая с лесными припасами и сушильни позволяет однозначно заключить, что пристань в то время находилась на левом берегу Чусовой ниже Зотовского канала. Народная память так и сохранила название этого места — Пристань. Здесь строились коломенки, снаряжались и отправлялись в дальний путь железные караваны.

Дворы бобылей и заводских служителей на Запруде также располагались несколькими обособленными группами по южному берегу пруда и к югу от улицы Набокой.

Назовем некоторые фамилии мастеровых и работных людей Шайтанского завода, причисленных в переписи к «улице Сизикова»: Потеряев, Овдеевых, Пономарев, Мозголин, Голдобиных, Поляков, Плотников, Перминых, Вершинин, Попов, Сизиков.

Есть основания считать, что «улица Екима Малкова» (6 родов) находилась на Зареке. Именно здесь, на правом берегу Чусовой, по улице Береговой (ныне Красноармейской) согласно плану 1735 года были расположены дворы бобылей и заводских служителей. Поэтому можно назвать в числе первых поселенцев на Зареке Малкова, Макуриных, Полозникова, Чекиных, Птахина.

Наконец, третье поселение — «Зимовье при конторе Шайтанского завода» (16 родов) находилось на южной оконечности Балчуга. В его состав входили четыре двора, расположенные таким образом, что они запирали выход дороги с плотины в сторону Сылвы. Дорога вынужденно отклонялась вправо и следовала далее между дворами. В Зимовье жили бобыли и заводские служители, в том числе: Баглаевых, Молчанов, Ленев, Крокиных (Крохиных?), Жданов, Кормачев, Дурницын, Кротов, Порошин.

Пройдут многие десятилетия, но, обращаясь к истории села Шайтанки (Чусовое), убеждаемся, что перечисленные выше основатели родов, часто совсем ещё молодые люди, пришедшие на Шайтанский завод «от хлебной скудности», не канули в вечность. Их потомки стали уважаемыми людьми, им доверяли водить железные караваны в Москву и Санкт-Петербург. В первой четверти XIX века звучали такие имена, как караванный приказчик Максим Голдобин, сплавщики Афанасий Полозников, Осип Макурин, Трофим Баглаев, Дементий Вершинин, Иван Плотников, Кирило Макурин, Михайло Баглаев.

В заключение отметим, что в данной работе мы не ставили перед собой родоведческие задачи. Приведенные в статье данные о первых мастеровых и работных людях Шайтанского завода являются базовыми, отправными материалами для дальнейших генеалогических поисков.

Автор выражает благодарность заведующей школьным музеем села Чусовое
Г.П. Баглаевой за содействие в выполнении данной работы.

ИСТОЧНИКИ

  1. РГАДА. Ф. 248. Оп. 22. Д. 1504. Л. 409 – 423.
  2. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в XVIII – XIX вв. Изд. АН СССР, 1949, с.354 -356.

Возраст переселенцев

Перейдем к рассмотрению отдельных характеристик рабочей силы на Шайтанском заводе в 1732 году. Ниже приведено распределение мужского населения Шайтанского завода по возрасту:

Возраст Кол-во человек Возраст Кол-во человек
До 15 лет 4 До 50 лет 16
« 20 » 4 « 60 » 7
« 30 » 16 « 70 » 3
« 40 » 14 « 80 » 2
 Итого 66 чел.

В таблицу включены главы и члены семей мужского пола. Возрастная картина складывается типично для переселенцев: мало стариков и детей. Двое престарелых мужчин, один из которых «дряхл и слеп», а второй «болен нутряной болезнью», освобождены от подушного налога. Если из общего числа (66 человек) вычесть двух престарелых поселенцев и четверых детей до 15 лет, то оставшиеся 60 человек могут быть отнесены к действующим работникам завода.

Или с исламом?

Православие это одно, но шайтан – это всё-таки термин из исламского богословия (к слову, надо отметить, что помимо Преображенского храма на берегу переименованной Шайтанки в Салехарде также построили мечеть).

Может, именно представители этой религии выступают категорически против «шайтанских» наименований. Судя по их заявлениям, это не совсем так.

В 2007 году, комментируя инициативу переименования посёлка Нейво-Шайтанского, имам Медной мечети Верхней Пышмы Айрат Мухаметзянов сказал:

В истории с переименованием Шайтанки в Преображенку в ЯНАО мусульманское духовенство тоже высказывалось. Так, председатель Духовного собрания мусульман России (ДСМР), муфтий Альбир Крганов в разговоре с информагентством РИА Новости обозначил свою позицию следующим образом:

В единственном на Урале регионе, где проживает население с преимущественно исламскими традициями – Башкортостане – тоже, по всей видимости, терпимо относятся к топонимам со словом «шайтан», хоть там их и существенно меньше, чем в Свердловской области.

Здесь можно вспомнить и хребет Шайтан-тау на юге Башкирии, и упомянутый выше шайтан-кудейский род. Название последнего, к слову, запечатлено на одном из холмов в Салаватском районе Башкортостана – его хорошо видно проезжающим мимо на автомобиле.

Шайтан Көҙәй ырыуы в переводе с башкирского – Род Шайтан-кудея. Фото: Вечерние ведомости

Перепись Толбузина

Напомним читателям, что Шайтанский железоделательный завод Акинфия Демидова был введен в действие 1 сентября 1727 года. Поэтому для ответа на поставленные вопросы обратимся к документам тридцатых годов XVIII века, в первую очередь, к результатам переписи мастеровых и работных людей демидовских заводов 1732 года (перепись Толбузина) .

Это дело хранится в Российском государственном архиве древних актов, г. Москва, и по времени является максимально приближенным к дате пуска Шайтанского завода. Данная перепись имела сугубо фискальные цели. Правительство царствующей в те годы императрицы Анны Иоанновны было озабочено поступлением в казну подушных денег, а на заводах Демидова с 1722 по 1732 гг. сбор податей с пришлых людей не производился. Согласно высочайшему указу было «велено на заводы дворянина Акинфея Демидова послать из Сибирской губернской канцелярии нарочного из афицеров или из дворян доброго, которому по прибытии на тех заводех мастеровых и работных людей переписать. И по окончании той переписи с мастеровых и работных людей, которые в подушный оклад были не положены и подушных денег с них не имано, с тех за всю их тамошнюю бытность подушные денги взять и впредь брать с него Демидова бездоимочно…» Исполнение указа было поручено полковнику и шадринскому воеводе Толбузину. «И сего 1733 года сентября 17 дня оной Толбузин в Таболск прибыл и подал в Сибирскую губернскую канцелярию ведомость и перечневой табель. А по переписи ево Толбузина на тех дворянина Демидова заводех мастеровых и работных людей явилось две тысячи шестьсот четыре души, с них надлежало взять подушных денег с 1724 года по сей 1733 год двадцать три тысячи шестьсот пятдесят четыре рубли девяносто девять копеек одна половина и одна треть копейки».

В списках Шайтанского завода приведены 55 записей (сказок) мастеровых и работных людей мужского пола . В каждой из «сказок» содержится следующая информация: фамилия, имя и отчество рабочего; его возраст; сыновья и братья; откуда родом (место выхода); происхождение (государственные, дворцовые, монастырские, слободские крестьяне, посадские жители, мастеровые и ремесленники Тулы и подмосковных заводов; бобыли; крестьяне без точного обозначения); когда пришел на заводы Демидовых; положен ли в подушный оклад по генеральной переписи 1722 года. Таким образом, призванный к жизни сугубо экономическими причинами данный документ дает богатый материал для исторических, краеведческих и генеалогических исследований.

Откуда на Урале столько шайтанов?

Названий, образованных от слова «шайтан», особенно много в горнозаводской части Среднего Урала, между Екатеринбургом и Нижним Тагилом. Эта территория к XV веку была заселена преимущественно народом манси. Но постепенно манси стали вытесняться на северо-восток другими народами – в первую очередь башкирами.

Екатеринбургский лингвист, специалист в области уральской и северорусской диалектной лексики и субстратной топонимики Александр Матвеев писал в 1979 году в журнале «Уральский следопыт», что заселявшие эти края башкиры и татары называли языческие святилища манси шайтанами – словом арабского происхождения, означавшим «злой дух», «чёрт», это слово к тому времени уже укоренилось и в тюркских языках. Оно выражало отношение тюрок-мусульман к языческим мансийским религиозным объектам. Затем, в ходе колонизации Урала русскими, названия перекочевали и в русский язык.

Вообще, русские, тоже побывавшие к тому времени на древних землях манси, называли их святилища идолами, но тюркское именование усвоилось в русском языке лучше – возможно, из-за того, что от него легче образовывать производные – Шайтанка, Шайтанское, и т.п.

Камень Шайтан на реке Чусовой напротив Нижнего Села в 1912 году. Фото: Сергей Прокудин-Горский

Работавший на службе у русского царя немецкий учёный-энциклопедист Пётр Симон Паллас писал в конце XVIII века:

Паллас упоминал в своих трудах также про волость Шайтан-кудей и деревню Шайтан-аул на Южном Урале – в Башкирии. По сообщению Палласа, о названии Шайтан-кудей «рассказывают башкирцы басенку, будто предок сея волости нашёл в пещере поблизу лежащия горы дочь горного духа или шайтана, на ней женился и сие потомство с нею расплодил».

Откуда прибыли рабочие

Чрезвычайно интересно, используя данные переписи, установить, из каких мест предыдущего проживания прибыли мастеровые и работные люди Шайтанского завода на Урал. При этом необходимо учитывать, что, начиная с 29 апреля 1727 года, Российская империя территориально делилась на губернии, провинции, уезды. В представленной ниже таблице в качестве обязательной единицы территориального деления принята губерния, а провинция, уезд или город используются в качестве дополнения для более точной идентификации территории.

Особый интерес вызывают выходцы из Тулы и подмосковных заводов, так как они, являясь потомственными мастеровыми, представляли собой наиболее квалифицированную рабочую силу, и на их плечах лежало создание и освоение нового завода. Назовем их имена.

1. «Молотовой мастер Леонтий Кондратьев сын Потеряев, 50 лет, урождением города Тула, а в Демидова заводех живет тому будет годов тридцать». Формат переписи Толбузина не предусматривал указание профессии, но для Леонтия Потеряева сделано единственное уважительное исключение.

Место выхода Кол-во, чел. Кол-во родов
Московская губерния (Тула, Московский и Звенигородский уезды) 6 5
Сибирская губерния (Верхотурье, Тюменский, Ялуторовский уезды) 5 4
Казанская губерния (Вятская провинция, Хлыновский, Котельничский уезды, Великородский стан); Соликамская провинция (Кунгурский уезд) 30 28
Архангелогородская губерния (Двинский, Вологодский, Тотемский, Важский уезды) 8 7
Нижегородская губерния (Балахнинский уезд) 11 11
Итого 60 55

2. «Петр Игнатев сын Орехов, 50 лет, урождением города Тула казенной слободы оружейного мастера сын, а в Демидова заводех живет назад то будет с годов с тридцать». Отметим, что тридцать лет назад по отношению к дате проведения переписи (1732 г.) означает, что такие мастеровые принадлежат к числу первых переселенцев на единственный в то время Невьянский завод Демидовых.

3. «Епифан Никитин сын Саранкин, 49 лет, Московской губернии села Павловского, Сорочинских заводов доменного мастера сын, а в Демидова заводех живет назад тому будет годов двацать».

При всей малочисленности московско-тульской группы мастеровых, тем не менее, её наличие подтверждает тезис Б.Б. Кафенгауза о значительной роли рабочих и ремесленников Центральной России в строительстве первых заводов на Урале .

Также сравнительно малочисленна группа выходцев из Сибирской губернии (Верхотурье, Тюменский, Ялуторовский уезды) — 8% от общего числа рабочих. Здесь надо отметить работников с длительными сроками пребывания на заводах Демидова:

  1. «Иван Захаров сын Сизиков, 45 лет, Сибирской губернии города Тобольска Ялуторовского дискрикта царева городища Деревни Скоково крестьянский сын, а в Демидова заводех живет назад тому лет с тридцать».
  2. «Алексей Федосеев сын Макуриных, 40 лет, у него брат Кирило, 35 лет. Родом из Сибирской губернии города Верхотурья, слободы Ощепковой, бобыли, а сошли они оттуда от хлебной скудности назад тому двадцать лет».

Более 30% рабочих были выходцами из Архангелогородской и Нижегродской губерний. Однако преобладающее большинство рабочих (50%) составляли выходцы из Вятской провинции Казанской губернии. Видимо, неслучайно одно из кладбищ села Чусовое так и называется Вятское.

Разбивка основателей родов Шайтанского завода по годам прибытия на уральские заводы Демидовых выглядит так:

1-4 года назад 30
5-10 лет назад 17
11-20 лет назад 4
21-30 лет назад 4
Итого 55

Основная часть выходцев из Вятской провинции Казанской губернии переселилась на Шайтанский завод в 1730–1732 гг.

Сословное происхождение рабочих

Ниже представлено происхождение мастеровых и работных людей Шайтанского завода по переписи 1732 года.

Государственные крестьяне 5
Дворцовые крестьяне 4
Монастырские крестьяне 2
Слободские крестьяне 5
Посадские жители 4
Мастеровые и ремесленники Тулы и подмосковных заводов 4
Бобыли 2
Крестьяне без точного обозначения 34
Итого 60

По своему социальному положению среди рабочих преобладали крестьяне, причем основную массу (34 человека) составляли крестьяне без точного обозначения статуса. Среди причин переселения в «сказках» часто указывались такие: «от хлебной скудности», «скитался в мире по разным местам», «скитался с сумой меж дворов», «кормился Христовым пиением».

Значительное число таких указаний показывает, что поколение уральских рабочих в двадцатые — тридцатые годы XVIII века, как и прежде, пополнялось беглыми из помещичьих имений, дворцовых, монастырских сел и посада. Притягательной силой, особенно в неурожайные годы, служила возможность работы на демидовских заводах «из найму». Наемными являлись все работающие на заводе и получающие заработную плату независимо от происхождения, вплоть до собственных демидовских крепостных.

Таким образом, характеризуя состав мастеровых и работных людей Шайтанского завода согласно переписи 1732 года, можно выделить условно три группы, различающиеся между собой сроками пребывания «на разных заводских работах» и квалификацией:

  1. Мастеровые и ремесленники Тулы и подмосковных заводов (7%);
  2. Подготовленные специалисты со стажем заводской работы 5-20 лет, переселенные с других заводов Акинфия Демидова (40 %);
  3. Обедневшие крестьяне «от сохи» преимущественно Казанской губернии (Вятская провинция) и Нижегородской губернии (Балахновский уезд) — 53%.

Город бесов, область шайтанов?

К Екатеринбургу с лёгкой руки телепропагандиста Владимира Соловьёва приклеилось прозвище «Города бесов» – в городских магазинах уже даже можно встретить мерч с этим словосочетанием.

Но то лишь прозвище. При этом в Свердловской области есть масса вполне официальных названий с корнем «шайтан», что в переводе с арабского и тюркских языков означает примерно то же самое – «злой дух». В исламском богословии Шайтан отождествляется с Дьяволом, Сатаной, Иблисом.

Если посмотреть на карту, то названия с корнем «шайтан» распространены, в основном, на Урале и в Западной Сибири. Ещё Шайтан – это караимская фамилия, и, скорее всего, поэтому одно село (а также река) с названием Шайтанка есть на Украине, но это единичные случаи.

Даже по меркам Урала и Западной Сибири, где распространены названия с корнем «шайтан», Свердловская область – безусловный чемпион по числу «шайтанских» топонимов.

Сейчас в Свердловской области, согласно данным на Википедии, имеются:

• 13 рек с названием Шайтанка;• река Большая Шайтанка;• река Малая Шайтанка;• река Шайтан;• 4 озера с названием Шайтанское;• 3 болота с названием Шайтанское;• Шайтанское водохранилище;• Верхне-Шайтанское водохранилище;• Нижне-Шайтанское водохранилище;• посёлок Шайтанка (в Новолялинском городском округе);• деревня Шайтанка (в Тавдинском городском округе);• остановочный железнодорожный пункт Шайтанка (в селе Николо-Павловское);• посёлок Нейво-Шайтанский под Алапаевском;• скалы Шайтан на берегу реки Реж;• Шайтан-Камень – скала на берегу Чусовой.

Итого как минимум 32 «шайтанских» топонима. И это при том, что частичная «дешайтанизация» уже проходила в нашем регионе в советское время. Ряд населённых пунктов, имевших в своём названии корень «шайтан», был переименован. Среди них:

• город Первоуральск (до 1920 года назывался Васильевско-Шайтанский завод);• село Чусовое (до 1941 называлось Шайтанка, до 1920-х – Шайтанский завод);• село Октябрьское (до 1941 года называлось Шайтанское);• посёлок Висим (до 1933 года назывался Висимо-Шайтанский завод).

В XVIII–XIX веках на Среднем Урале был целый Шайтанский посессионный горный округ. «Шайтанские» названия тесно связаны с династией Демидовых – так, Васильевско-Шайтанский завод получил своё название в честь сына Никиты Никитича Демидова – Василия. Висимо-Шайтанский завод был так назван Акинфием Демидовым, поскольку заводская плотина была построена им на одной из многочисленных уральских речек Шайтанок – в месте, где также сливаются реки Висим и Межевая Утка.

Страшные трагедии на фоне неудавшегося переименования

После 1941 года «шайтанские» топонимы в Свердловской области не переименовывали. По крайней мере «Вечерние ведомости» никаких упоминаний об этом не нашли. А вот в постсоветское время вопрос об этом поднялся – в посёлке Нейво-Шайтанский, что под Алапаевском.

Посёлок этот был основан в 1730 году в месте впадения в реку Нейва небольшой речки Сусанка. Были среди его жителей ряд известных личностей – здесь родился историк Сибири Пётр Словцов, работал мастер Пётр Трофимов, изготовивший резной иконостас для Исаакиевского собора в Петербурге, а заводской мастер Игнатий Сафонов изобрёл первую на Урале водяную турбину.

Сафонов работал как раз на Нейво-Шайтанском заводе, пущенном в 1825 году и давшем название посёлку. До этого на его территории работали Верхне-Сусанский и Нижне-Сусанский железоделательные заводы, а населённый пункт именовался Сусанским заводом. Однако в 1828 году Сусанские заводы были закрыты, и заводской посёлок с тех пор называли только Нейво-Шайтанским.

В Нейво-Шайтанском с 1754 года действовал православный храм Петра и Павла. И именно его настоятель, иерей Олег Ступичкин поднял в середине 2000-х вопрос о переименовании посёлка с «бесовским» названием.

Храм Петра и Павла в Нейво-Шайтанском, в котором был зверски убит иерей Олег Ступичкин. Фото: Evgeniy Smirnov, Wikimedia Commons

Сам Ступичкин был родом не из Нейво-Шайтанского. Он родился в городе Усолье Пермского края и с двух лет жил в Оренбурге. В начале 2000-х Ступичкин служил в церкви Казанской иконы Божией Матери в Соль-Илецке. А оказался в посёлке с «бесовским» названием под Алапаевском после видения с Николаем II Романовым и благословения… схиигумена Сергия (в миру – также Николая Романова). Да, известный ныне опальный священник, отбывающий срок по целому ряду статей УК РФ, поучаствовал в этом, как оказалось, роковом переезде. После которого жизнь иерея Олега Ступичкина оборвалась в результате страшного убийства – так же, как когда-то на Среднем Урале в результате страшного убийства оборвалась жизнь Николая II.

Вот что писала автор сайта «Стихи.ру» Виктория Чемоданова в далёком 2008 году, когда схиигумена Сергия ещё мало кто знал:

Новый настоятель храма Петра и Павла выдвинул инициативу переименования посёлка.

Но при жизни Ступичкин нового названия посёлка так и не увидел: поздним вечером 6 января 2007 года его убили после проведённой службы прямо в храме Петра и Павла. Убили жестоким образом – забили металлической трубой и попытались сжечь, устроив пожар в храме. Убийцами оказались 33-летний Роман Сухачев и 32-летний Сергей Давлятчин. Они были наркоманами и пошли на преступелние, надеясь похитить и продать церковные иконы. Вскоре они оба были задержаны, а спустя четыре месяца, в мае 2007 года Свердловский областной суд приговорил их к длительным срокам лишения свободы – каждый получил более 20 лет колонии строгого режима.

Иерей Олег (Ступичкин) и его похороны. Фото: «Благовест»

Однако к тому времени идею о переименовании посёлка не оставили. Между убийством священника в Рождественскую ночь и приговором успели провести публичные слушания по вопросу переименования. В качестве названия было предложено Сусанский или Сусанка – как посёлок назывался в первые свои годы.

Продвигать идею о переименовании продолжил глава посёлка, Александр Кузнецов. Но его жизнь оборвалась в результате несчастного случая в том же 2007 году.

Эта смерть произошла через день после того как Кузнецов дал интервью алапаевскому телевидению. Запись этого интервью осталась в интернете. Он закончил его словами:

Александр Кузнецов во время своего последнего интервью. Через день он погибнет при странных обстоятельствах. Скриншот записи программы «Алапаевской телевизионной компании»

Однако посёлок по-прежнему называется Нейво-Шайтанский – после двух трагедий инициативы по переименованию посёлка с «бесовским» названием затихли. Может, оно и к лучшему?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: