Игорь Шуров (р. 1952). «Беспокоит меня Гондурас» (1985 и 1990)
Коллекция Галереи Синара Арт
Ближайший товарищ и единомышленник Николая Федореева Игорь Шуров показал на выставке несколько остросоциальных картин, но именно эта работа запомнилась публике больше всего.
С 70-х годов Гондурас стал своеобразным советским мемом – наверняка, многие помнят эпизоды из фильмов «Афоня» или «Утро без отметок». По воспоминаниям самого Шурова, этот мотив первым пришел в голову, когда в селе Яр Тугулымского района ему встретился интересный персонаж. Старик, опечаленный завалившимся забором и коровой, которая никак не могла разродиться, был совершенно не готов включать телевизор и вникать в суть международных новостей. Смешав живую историю с советским юмором, художник создал яркий сатирический образ.
На выставке был показан этюд к картине, который Игорь Шуров наскоро сделал еще в деревне. Законченную же вещь художник написал пятью годами позже. А еще через тридцать лет картина стала эмблемой первого подкаста об уральском искусстве «Суровый холст».
Софья Павлова (р. 1975). «Портрет Малахина без красного берета» (1982)
Местонахождение неизвестно. Фото предоставлено Валерием Павловым
В основном списке 43-страничного каталога выставки значились абсолютно все выставленные авторы – от членов Союза художников до самодеятельных мастеров и даже детей! Дочь художника Валерия Павлова Соня показала в экспозиции три работы, среди которых был портрет Евгения Малахина, позже прославившегося как Старик Б.У.Кашкин.
Портрет друга семьи Соня нарисовала в возрасте семи лет, тонко уловив эксцентричность героя. К слову, это был не единственный портрет Малахина, созданный Соней. Она не только рисовала его, но и писала про него уморительные рассказы на подаренной им же печатной машинке «Ундервуд».
Лидия Чупрякова (р. 1959). «Я боюсь» (1987)
Реконструкция Елены Гладышевой (2023)
Лидия Чупрякова вспоминает, как волновалась перед выставкой: хотелось поучаствовать, но с чем? Сомнения были в собственных силах и даровании.
Выйти из положения решено было так: связать несколько чистых холстов между собой и подвесить их в зале. Как поясняет художница, для нее это был способ и участвовать, и не участвовать одновременно, как бы «присутствовать отсутствием». Название первой и единственной в творчестве Чупряковой инсталляции отражало эмоции автора – «Я боюсь».
Ни одной архивной фотографии этого произведения не сохранилось. Специально для публикации Елена Гладышева по памяти сделала его реконструкцию, и теперь мы можем отчетливо его себе представить.
Евгений Арбенев (р. 1942). «Образцы непринимаемой посуды» (1987)
Фото Алексея Гордиенко
Евгений Арбенев – художник, дизайнер, участник первой в Свердловске группы художников-концептуалистов «Уктусская школа».
Помимо своих графических листов, Арбенев представил интерактивную инсталляцию, созданную на принципах реди-мейда, то есть с использованием готовых бытовых объектов. Стеклянные банки можно было забирать на память, об этом гласила написанная рукой художника инструкция на бумажном листе под банками. Однако зрители взаимодействовали с инсталляцией и по-своему:
Название объекта отсылает к массовой практике сдачи пустой стеклянной тары жителями СССР в 1970-е и 1980-е годы. Бутылки и банки считались тогда возвратными, взятыми под залог, стоимость которого включалась в стоимость напитка или продукта. Однако те разнокалиберные банки, которые использовал художник, были импортными и не принимались. Этих «изгоев» из-под болгарских овощных ассорти и лечо художник предлагал принять зрителям.
Инсталляцию Евгения Арбенева можно назвать своеобразной метафорой того явления, которое благодаря «Сурикова, 31» вышло на поверхность – «образцы непринимаего искусства» получили шанс стать принятыми.
Автор выражает глубокую признательность за помощь в подготовке материала художникам Игорю Шурову, Елене Гладышевой, Лидии Чупряковой, Валерию Павлову и Евгению Арбеневу, а также искусствоведам Тамаре Галеевой и Татьяне Жумати.
Авторская справка
|
|