Урал в кино

В погоне за славой

С этой производственной драмы началась не только режиссерская карьера Рафаила Гольдина, но и возобновилось производство игрового кино на студии после 6-летнего перерыва, когда в Свердловске снимались только документальные и научно-популярный фильмы.

Имя этого режиссера не так известно, в сравнении с тем же Ярополком Лапшиным, который начинал в то же время, и, скорее всего, из-за эмиграции Гольдина: в начале 1970-х он уехал в Норвегию.

Тем не менее фильм стоит того, чтобы его пересмотреть. Это яркий образчик производственной драмы на стыке двух эпох. Герои во многом плакатны и дидактичны, но коллизии, в которых они действуют, совсем не так однозначны. Местами даже удивляешься той смелости, с которой (для своего времени, конечно) режиссер и сценарист критикуют систему, где возможны такие подковерные интриги и процветающие подлецы.

Сильные духом

Шпионский боевик Виктора Георгиева по документальному роману Дмитрия Медведева о деятельности разведчика Георгия Кузнецова в немецком тылу стал невероятным хитом проката и даже помог заложить основу «культа Кузнецова» на Урале.

Но думается, дело было не только в демонстрации кропотливой работы разведчика и напряженной игры интеллектов, которых в фильме больше, чем эффектных перестрелок и взрывов. Режиссер непозволительно для жанра и идеологии много времени уделяет демонстрации аристократизма и прочих примет «красивой западной жизни», чем предвосхищает будущее очарование масс элегантностью и аристократизмом Штирлица.

К истории Кузнецова Свердловская киностудия вернулась позднее с мини-сериалом «Отряд особого назначения», но это уже другая история.

Длительные свидания

В конце февраля завершились съемки второго игрового фильма Свердловской киностудии «послеперезагрузочного» периода. Картина рассказывает об отце Александре, жизнь которого меняется после встречи с глухонемой девушкой Варей, обвиненной в поджоге храма. Отец Александр решается помочь девушке и создает вокруг Вари жизнь, которой у нее никогда не было. Главную роль, священника, исполнил культовый музыкант Олег Гаркуша.

Режиссер Георгий Лялин снимал картину в Екатеринбурге, Качканаре, Невьянске, Красноуфимске и Камышлове, а одна смена прошла в Санкт-Петербурге в печально знаменитой колонии Кресты.

Также в фильме снимались: Василиса Перелыгина, Никита Тарасов, Николай Козак, Анастасия Имамова, Константин Балакирев, Татьяна Голубева.

В создании картины принимает участие платформа Start.

Когда казаки плачут

Да, это короткий метр, но кто режиссер – Евгений Моргунов. По легенде, снимать фильм на Свердловской киностудии он решил после личного знакомства с тогдашним студийным директором во время гастролей в уральской столице. Мол, чиновник пожаловался, что такие комедийные мастодонты, как Гайдай, никогда не приедут снимать на Урал, на что Моргунов пообещал снять кино на киностудии, поскольку сам в «некотором роде» режиссер и многое придумывал на площадке «Самогонщиков».

Правда съемки проходили на Дону: для постановки Моргунов выбрал рассказ Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем». К слову, писатель лично поучаствовал в съемках, решая вопросы пропитания съемочной группы.

То ли из-за неожиданных трудностей во время съемок, то ли по другой причине, но Моргунов к карьере режиссера больше не вернулся. Картина осталась единственной и уникальной.

Один и без оружия

С типичного истерна, снятого в Перми, Кунгуре и Свердловске, началась карьера аж двух режиссеров: Владимира Хотиненко и Павла Фаттахутдинова. По словам последнего, именно ему в руки попался сценарий по роману Николая Леонова «Агония», а Хотиненко подключился к процессу позднее. Сам Хотиненко лет десять спустя признавался, что остался скорее разочарован своим дебютом. Зрители тоже получили не совсем то, что хотели: не динамичный ретро-детектив в духе «Трактира на Пятницкой» по тому же Леонову, а скорее разговорную драму.

В любом случае, Хотиненко сегодня если и снимает о революции, то не со стороны «красных командиров», а Фаттахутдинов практически полностью ушел в документалистику.

Код города Екатеринбург

К 300-летию уральской столицы запланирована премьера документального альманаха с необычным концептом: новеллы, с разных ракурсов показывающие Екатеринбург, снимают непрофессиональные кинематографисты-сталкеры, попутно обучаясь навыкам работы документалиста под началом режиссера Ксении Охапкиной. Новеллы в итоге будут «упакованы» в единую картину, которая раскроет тот самый «код города» и смысл жизни его обитателей.

Съемкам предшествовало масштабное исследование городской среды Екатеринбурга командой ученых. Полученные смыслы, тот самый «код города», создатели картины попытаются интегрировать в каждую из новелл.

В настоящее время идет монтаж новелл.

Екатеринбург

Столицу Свердловской области
можно считать одним из самых популярных для кинематографистов мест –
здесь снималась целая уйма фильмов и отдельных сцен. В 1974 году в
прокат вышла мелодрама «Дочки-матери», где засветились улицы тогда еще Свердловска и Уралмашзавод. Большое количество кинолент было снято в Екатеринбурге в начале 1990-х годов. Так, в 1991 году был впервые снят фильм совместного производства СССР и Великобритании о расстреле царской семьи «Цареубийца».

Кадр из фильма «Цареубийца»/ Источник фотографии: avatars.mds.yandex.net

Также образ Екатеринбурга попал в киноленты режиссера Владимира Хотиненко – «Патриотическая комедия» и «Макаров». В последнем Екатеринбург показан с его интеллигентной стороны – центральные улицы, гостиница «Исеть» с городком чекистов, Цирк, дендропарк и площадь 1905 года с памятником Ленину можно рассмотреть во всех подробностях.

Из современных кинофильмов снятых в Екатеринбурге наиболее ярким для горожан стали съемки третьей части «Ёлок» Бекмамбетова в 2013 году. Эпизод к фильму снимался у ТРЦ «Радуга парк», где была установлена 15-метровая елка и прогуливались Деды Морозы со Снегурочками. Для массовых сцен были приглашены жители Екатеринбурга
– участие приняли и дети, и взрослые. К началу съемок к торговому
центру начали подходить люди в куртках, зимних сапогах, шапках и с
инвентарем – лыжами, ледянками, сноубордами. Нужно признать, зрелище для
начала августа – даже для Урала непривычное.

Съемки фильма «Ёлки-3″/ Источник фотографии: www.oblgazeta.ru

В сентябре этого года прошли съемки подростковой драмы «Межсезонье» Александра Ханта. Для фильма отсняли эпизоды в ЦПКиО им. Маяковского, а также в школах № 50 и 74. Всего в кинокартине будет задействовано 60 локаций на Урале.

Нижний Тагил

Самый металлический город Свердловской области также опробовал себя в роли съемочной площадки. Здесь в 2017 году был снят восьмисерийный фильм «Ненастье». Сюжет фильма взят из романа уральского писателя Алексея Иванова. Действие происходит в выдуманном городе Батуеве,
где бывший солдат-афганец устраивает ограбление инкассатора. Сюжет
фильма перекликается с реальной историей, случившейся в 2009 году в Перми – тогда, инкассатор Александр Шурман напав на коллег, похитил 250 млн рублей.

Кадр из сериала «Ненастье»/ Источник фотографии: Инцидент Нижний Тагил

Нижний Тагил был выбран для съемок благодаря своей застройке и архитектуре. Кроме того, режиссер посчитал, что в ноябре на Урале будет лежать снег (действие фильма происходит зимой). И обычно так и бывает, однако Урал продемонстрировал свое непостоянство – снег пришлось распылять искусственный.

Еще мы описали затон в Пермской области, где «Географ глобус пропил», а также места, где снимали «Сердце Пармы».

Напоминаем, что недавно прошли предварительные съемки фильма Бондарчука в Кыштыме – пока были отсняты только локации

Река Чусовая

Одно из излюбленных мест для съемок исторических фильмов, где, как
правило, изображена деревенская жизнь. Большое количество скал, река и
еловые леса способны создавать самые атмосферные картины – особенно если
кинолента с нотками драматизма.

Особой популярностью пользуются окрестности деревни Каменка. Здесь возвышается скала Каменская,
где до сих пор стоят декорации после съемок одного из фильмов. Главная
причина такой любви кинооператоров к скале – отличные ракурсы: в какое
бы время не проводились съемки, солнце всегда находится за спиной
оператора, не засвечивая кадры.

Здесь был снят фильм «Семен Дежнев», рассказывающий историю русского путешественника 17 века, первооткрывателя новых сибирских земель. Согласно сюжету фильма Дежнев, преодолевая множественные лишения и преграды, по морю доплыл от Каменного пояса до конечной восточной точки Евразийского материка (известного как мыс Дежнева), обнаружив пролив между Азией и Северной Америкой на 80 лет раньше Витуса Беренга.

Декорации к фильму на реке Чусовой

Здесь же снималась историческая сага «Демидовы» о династии знаменитых уральских промышленников.

Недалеко отсюда в деревне Слобода снимался многосерийный фильм «Угрюм-река», который снимался по одноименному роману Вячеслава Шишкова. Съемки проводились в 1968 году советским режиссером Ярополком Лапшиным. Действие киноленты разворачивается в конце 19-начале 20 века вокруг семьи Громовых. Интересно, что в этом году снималась новая экранизация «Угрюм-реки» – съемки проходили примерно в тех же локациях.

Съемки нового фильма «Угрюм-река»/ Автор фотографии: Марина Чеботаева

В начале 2000-х годов на берегу реки Чусовой проходили также съемки фильма «Варвара». Недалеко от Мосина Камня
был отстроен целый населенный пункт с деревянными домами, храмом и
мельницей. Позже, все декорации были уничтожены – по сценарию все было
сожжено, во время сцены нападения рыцарей на городище.

Красноуфимск

Источник фотографии: kinopoisk.ru

Красноуфимск и его окрестности также стали популярным для киношников местом – здесь было снято 5 фильмов. Среди них – сага Мосфильма «Тени исчезают в полдень» (поселок Сарана и деревня Петуховка). Одна из сцен фильма прошла у Аликаева Камня, где по сюжету умирает главная героиня Марья Воронова. После выхода киноленты Камень был переименован в Марьин утес и стал туристическим памятником.

Аликаев камень/ Автор фотографии: Наталья Зюскина

Также в Красноуфимском районе прошли съемки фильмов «Человек без паспорта» о советских контрразведчиков и боевика «Найти и обезвредить».

Одним из последних снимался «Ехали два шофера» режиссера Александра Котта
в 2001 году. По сценарию нужна была провинция, лаконичная местность,
суровая природа – никаких излишеств. Изначально были варианты – Ялта, Карелия, Подмосковье, затем остановились на Урале. Но и здесь поиски продолжились – группа проехала Казахстан, Башкирию, Челябинскую и Свердловскую области.

Источник фотографии: vkrasnoufimske.ru

Красноуфимск по сценарию подошел идеально – тихий
провинциальный городок, в котором сохранился центр соответствующий
довоенным и послевоенным годам, а также определенный суровый мир и
русская атмосфера. В местном аэропорту была проведена масштабная работа –
рабочие изменили ландшафт и постройки, чтобы они максимально
соответствовали задачам, которые поставил автор сценария.

Пудлинговый мост

Этот виадук является наиболее знаменитым среди туристов: после чьей-то удачной фотографии, пользователи интернета заметили сходство этого объекта с мостом, который показывали в Гарри Поттере. С тех пор виадук в Пудлинговом окрестили мостом Гарри Поттера.

На большинстве фотографий, что мы видели в интернете и, которые, собственно, и вдохновили нас на поездку, виадук стоит один между гор, а вокруг него раскинулся удивительной красоты хвойный лес. Однако по приезду нас ожидала менее впечатляющая картина.

Дело в том, что власти решили ослабить нагрузку и на этот мост, поэтому через пару метров от достопримечательности развернулась стройка нового виадука, которая изрядно портит виды. Мало того, что сами машины рабочих, коих понаехало совсем не мало, не добавляют красот местным пейзажам, так еще и под сваи для нового моста пришлось перепахать всю зелень в долине.

Пудлинговый мост огорожен по всей территории и подобраться к нему поближе нет никакой возможности. Поэтому, чтобы разглядеть его получше и сделать пару-тройку удачных кадров придется хорошенько потоптать местную землю в поисках удачной локации. У нас осуществить это получилось не в полном объеме – пытались найти возвышенность, чтобы увидеть мост сверху и ракурс, который не включал бы стройку.

От предыдущего виадука добраться сюда можно минут за 15-20 на автомобиле. Для этого необходимо повернуть налево от первого виадука и двигаться по дороге прямо. Для удобства оставим Вам координаты: 56.498366, 57.522674

Нижний Тагил

Самый металлический город Свердловской области также опробовал себя в роли съемочной площадки. Здесь в 2017 году был снят восьмисерийный фильм «Ненастье». Сюжет фильма взят из романа уральского писателя Алексея Иванова. Действие происходит в выдуманном городе Батуеве, где бывший солдат-афганец устраивает ограбление инкассатора. Сюжет фильма перекликается с реальной историей, случившейся в 2009 году в Перми – тогда, инкассатор Александр Шурман напав на коллег, похитил 250 млн рублей.

Кадр из сериала «Ненастье»/ Источник фотографии: Инцидент Нижний Тагил

Нижний Тагил был выбран для съемок благодаря своей застройке и архитектуре. Кроме того, режиссер посчитал, что в ноябре на Урале будет лежать снег (действие фильма происходит зимой). И обычно так и бывает, однако Урал продемонстрировал свое непостоянство – снег пришлось распылять искусственный.

Еще мы описали затон в Пермской области, где «Географ глобус пропил», а также места, где снимали «Сердце Пармы».

Напоминаем, что недавно прошли предварительные съемки фильма Бондарчука в Кыштыме – пока были отсняты только локации.

Екатеринбург

Столицу Свердловской области можно считать одним из самых популярных для кинематографистов мест – здесь снималась целая уйма фильмов и отдельных сцен. В 1974 году в прокат вышла мелодрама «Дочки-матери», где засветились улицы тогда еще Свердловска и Уралмашзавод. Большое количество кинолент было снято в Екатеринбурге в начале 1990-х годов. Так, в 1991 году был впервые снят фильм совместного производства СССР и Великобритании о расстреле царской семьи «Цареубийца».

Кадр из фильма «Цареубийца»/ Источник фотографии: avatars.mds.yandex.net

Также образ Екатеринбурга попал в киноленты режиссера Владимира Хотиненко – «Патриотическая комедия» и «Макаров». В последнем Екатеринбург показан с его интеллигентной стороны – центральные улицы, гостиница «Исеть» с городком чекистов, Цирк, дендропарк и площадь 1905 года с памятником Ленину можно рассмотреть во всех подробностях.

Из современных кинофильмов снятых в Екатеринбурге наиболее ярким для горожан стали съемки третьей части «Ёлок» Бекмамбетова в 2013 году. Эпизод к фильму снимался у ТРЦ «Радуга парк», где была установлена 15-метровая елка и прогуливались Деды Морозы со Снегурочками. Для массовых сцен были приглашены жители Екатеринбурга – участие приняли и дети, и взрослые. К началу съемок к торговому центру начали подходить люди в куртках, зимних сапогах, шапках и с инвентарем – лыжами, ледянками, сноубордами. Нужно признать, зрелище для начала августа – даже для Урала непривычное.

Съемки фильма «Ёлки-3″/ Источник фотографии: www.oblgazeta.ru

В сентябре этого года прошли съемки подростковой драмы «Межсезонье» Александра Ханта. Для фильма отсняли эпизоды в ЦПКиО им. Маяковского, а также в школах № 50 и 74. Всего в кинокартине будет задействовано 60 локаций на Урале.

Пора таежного подснежника

Дебютный фильм Ярополка Лапшина, имя которого прочно связано с уральской культурой и историей («Демидовы», «Угрюм река», «Приваловские миллионы»), состоялся на таком экзотическом материале, как Гражданская война в Бурятии.  При этом классовая борьба была дополнена ярким любовным треугольником: закабаленная женщина Дынсема, которая услышала о революции и свободе, ее нелюбимый муж-белогвардеец Гылык и красноармеец-освободитель Баир.

Дебютной картиной молодой режиссер сразу же попал в число основателей жанра истерна вместе, например, с Самсоном Самсоновым и его «Огненными верстами», вышедшими годом ранее.

Лет десять спустя «истерн» стал одним из ведущих направлений на Свердловской киностудии: «Найти и обезвредить», «Один и без оружия», «В стреляющей глуши», «Последний год беркута» и т.д.

Красноуфимск

Источник фотографии: kinopoisk.ru

Красноуфимск и его окрестности также стали популярным для киношников местом – здесь было снято 5 фильмов. Среди них – сага Мосфильма «Тени исчезают в полдень» (поселок Сарана и деревня Петуховка). Одна из сцен фильма прошла у Аликаева Камня, где по сюжету умирает главная героиня Марья Воронова. После выхода киноленты Камень был переименован в Марьин утес и стал туристическим памятником.

Аликаев камень/ Автор фотографии: Наталья Зюскина

Также в Красноуфимском районе прошли съемки фильмов «Человек без паспорта» о советских контрразведчиков и боевика «Найти и обезвредить».

Одним из последних снимался «Ехали два шофера» режиссера Александра Котта в 2001 году. По сценарию нужна была провинция, лаконичная местность, суровая природа – никаких излишеств. Изначально были варианты – Ялта, Карелия, Подмосковье, затем остановились на Урале. Но и здесь поиски продолжились – группа проехала Казахстан, Башкирию, Челябинскую и Свердловскую области.

Источник фотографии: vkrasnoufimske.ru

Красноуфимск по сценарию подошел идеально – тихий провинциальный городок, в котором сохранился центр соответствующий довоенным и послевоенным годам, а также определенный суровый мир и русская атмосфера. В местном аэропорту была проведена масштабная работа – рабочие изменили ландшафт и постройки, чтобы они максимально соответствовали задачам, которые поставил автор сценария.

Нижний Тагил

Самый металлический город Свердловской области также опробовал себя в роли съемочной площадки. Здесь в 2017 году был снят восьмисерийный фильм «Ненастье». Сюжет фильма взят из романа уральского писателя Алексея Иванова. Действие происходит в выдуманном городе Батуеве,
где бывший солдат-афганец устраивает ограбление инкассатора. Сюжет
фильма перекликается с реальной историей, случившейся в 2009 году в Перми – тогда, инкассатор Александр Шурман напав на коллег, похитил 250 млн рублей.

Кадр из сериала «Ненастье»/ Источник фотографии: Инцидент Нижний Тагил

Нижний Тагил был выбран для съемок благодаря своей застройке и архитектуре. Кроме того, режиссер посчитал, что в ноябре на Урале будет лежать снег (действие фильма происходит зимой). И обычно так и бывает, однако Урал продемонстрировал свое непостоянство – снег пришлось распылять искусственный.

Еще мы описали затон в Пермской области, где «Географ глобус пропил», а также места, где снимали «Сердце Пармы».

Напоминаем, что недавно прошли предварительные съемки фильма Бондарчука в Кыштыме – пока были отсняты только локации

Екатеринбург

Столицу Свердловской области
можно считать одним из самых популярных для кинематографистов мест –
здесь снималась целая уйма фильмов и отдельных сцен. В 1974 году в
прокат вышла мелодрама «Дочки-матери», где засветились улицы тогда еще Свердловска и Уралмашзавод. Большое количество кинолент было снято в Екатеринбурге в начале 1990-х годов. Так, в 1991 году был впервые снят фильм совместного производства СССР и Великобритании о расстреле царской семьи «Цареубийца».

Кадр из фильма «Цареубийца»/ Источник фотографии: avatars.mds.yandex.net

Также образ Екатеринбурга попал в киноленты режиссера Владимира Хотиненко – «Патриотическая комедия» и «Макаров». В последнем Екатеринбург показан с его интеллигентной стороны – центральные улицы, гостиница «Исеть» с городком чекистов, Цирк, дендропарк и площадь 1905 года с памятником Ленину можно рассмотреть во всех подробностях.

Из современных кинофильмов снятых в Екатеринбурге наиболее ярким для горожан стали съемки третьей части «Ёлок» Бекмамбетова в 2013 году. Эпизод к фильму снимался у ТРЦ «Радуга парк», где была установлена 15-метровая елка и прогуливались Деды Морозы со Снегурочками. Для массовых сцен были приглашены жители Екатеринбурга
– участие приняли и дети, и взрослые. К началу съемок к торговому
центру начали подходить люди в куртках, зимних сапогах, шапках и с
инвентарем – лыжами, ледянками, сноубордами. Нужно признать, зрелище для
начала августа – даже для Урала непривычное.

Съемки фильма «Ёлки-3″/ Источник фотографии: www.oblgazeta.ru

В сентябре этого года прошли съемки подростковой драмы «Межсезонье» Александра Ханта. Для фильма отсняли эпизоды в ЦПКиО им. Маяковского, а также в школах № 50 и 74. Всего в кинокартине будет задействовано 60 локаций на Урале.

Самый медленный поезд

Дебют главных знатоков мелодрамы по-советски – Валерия Ускова и Владимира Краснопольского – состоялся на Свердловской киностудии. А уже следующую свою картину они снимали на Мосфильме.

По сюжету раненый фронтовой корреспондент везет газетную типографию в тыл в специальном вагоне. Однако по ходу движения в вагон все прибывает и прибывает безбилетных пассажиров и непрошенных попутчиков.

Интересно, что все натурные съемки, включая разрушенный бомбардировкой город, снимались в Свердловске.  В роли руин выступило здание гранильной фабрики в Историческом сквере, которую в тот момент как раз сносили.

Виадук Саранинский лог

Сразу скажу, что если до предыдущих виадуков хоть и с трудом, но можно добраться на автомобиле по грейдеру, то для проезда к последнему нужна полноприводная машина с высоким клиренсом. Дорога здесь отсутствует – есть только направление, ведущее через месиво жидкой глины, огромные выбоины и неизвестной глубины лужи. И это при том, что к моменту нашего приезда на улице уже с неделю стояла жаркая и сухая погода (страшно представить, что здесь творится после дождя).

Виадук можно заметить сквозь листву еще с тропы

Мы машину оставили в лесу на самом подъезде к этой непролазной дороге и дальше пошли пешком. Кстати, обувь стоит обуть либо ту, которую не жалко, либо ту, которую можно постирать – местами идти придется на 1-3 миллиметра утопая в глине.

Вид на виадук со стороны лесной тропки

К этому виадуку подойти тоже нельзя, но посмотреть на него можно сразу с двух сторон. Впервые увидеть его можно прямо сквозь листву по правую сторону. В той части пути, где просматриваться он будет лучше всего, есть небольшая тропка в лес, пройдя по которой вы упретесь в колючую проволоку. Отсюда на виадук открывается чудесный вид.

Вид на виадук Саранинский лог за железнодорожной аркой

Второй вариант подобраться к виадуку – пройти прямо до железнодорожных путей и еще немного дальше под железнодорожной аркой. Но с этой стороны мост просматривается в разы хуже, а еще по путям ходят железнодорожники и ругаются на пришлых туристов.

Недалеко от тропы на виадук Саранинский лог можно встретить домашних кроликов

Также подобные виадуки есть в поселке Черная речка Свердловской области и Октябрьском районе Пермского края, но до них мы не добрались.

Координаты виадука Саранинский лог: 56.541922, 57.489146

Красноуфимск

Источник фотографии: kinopoisk.ru

Красноуфимск и его окрестности также стали популярным для киношников местом – здесь было снято 5 фильмов. Среди них – сага Мосфильма «Тени исчезают в полдень» (поселок Сарана и деревня Петуховка). Одна из сцен фильма прошла у Аликаева Камня, где по сюжету умирает главная героиня Марья Воронова. После выхода киноленты Камень был переименован в Марьин утес и стал туристическим памятником.

Аликаев камень/ Автор фотографии: Наталья Зюскина

Также в Красноуфимском районе прошли съемки фильмов «Человек без паспорта» о советских контрразведчиков и боевика «Найти и обезвредить».

Одним из последних снимался «Ехали два шофера» режиссера Александра Котта
в 2001 году. По сценарию нужна была провинция, лаконичная местность,
суровая природа – никаких излишеств. Изначально были варианты – Ялта, Карелия, Подмосковье, затем остановились на Урале. Но и здесь поиски продолжились – группа проехала Казахстан, Башкирию, Челябинскую и Свердловскую области.

Источник фотографии: vkrasnoufimske.ru

Красноуфимск по сценарию подошел идеально – тихий
провинциальный городок, в котором сохранился центр соответствующий
довоенным и послевоенным годам, а также определенный суровый мир и
русская атмосфера. В местном аэропорту была проведена масштабная работа –
рабочие изменили ландшафт и постройки, чтобы они максимально
соответствовали задачам, которые поставил автор сценария.

РОМАН В.Я.ШИШКОВА «УГРЮМ-РЕКА»

Но сначала немного о романе «Угрюм-река», его автор Вячеслав Яковлевич Шишков, после окончания в 1891 году Вышневолоцкого технического училища в 1894 году попадает на работу в Томский округ водных путей сообщения, где какое-то время работает вместе с Николаем Ефимовичем Матониным — потомком когда-то богатейшего енисейского предпринимательского рода. Видимо, Николай Ефимович и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги.
В основе романа реальный богатый материал, потому что с 1900 по 1920 год В. Я. Шишков совершает экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Нижней Тунгуске, Лене и Ангаре.

Получился великолепный роман — семейная сага о трех поколениях купцов и золотопромышленников Сибири на фоне «золотой лихорадки» в Енисейской тайге.
В 1928 году печатается первая часть романа «Угрюм-река», а в 1933 году — полное издание «Угрюм-реки». Но мы должны учитывать время выхода романа – несмотря на то, что Советская Власть была еще совсем молода, но цензура не позволяла выпускать романы без классовых акцентов.

Действие романа разворачивается в конце XIX — начале XX века вокруг семьи Громовых. Дед главного героя Данила Громов, с одной стороны был мелким лавочником, с другой стороны, в юности занимался разбоем – грабил проезжающих по сибирскому тракту купцов, а награбленное прятал, боялся проклятья убиенных. Умирая, он рассказал своему сыну где спрятан клад, раскаиваясь перед смертью в содеянном и упрашивая на украденное построить церковь. Пётр Данилыч Громов своей удачи не упустил — вложил награбленное в торговлю, а сына Прохора — главного героя романа, сильного и телом, и духом 17-летнего наследника отправил на Угрюм-реку, на поиск новых возможностей для семейного бизнеса. Прохор Громов – сибиряк в четвертом поколении, использовал все возможности, данные временем, и стал богатейшим и влиятельнейшим предпринимателем в сибирском крае. В романе круто замешана и любовная интрига – красивая вдовушка-колдунья и ее одновременный роман с отцом и сыном Громовыми – и все это за 50 лет до бразильских сериалов. И это не только одна Анфиса… В общем, кому надо роковых страстей, дикого капитализма и зарождения революции – почитайте, скучно не будет. Хоть и основано на исторических фактах, но читается легко и затягивает.
Угрюм-река — река несуществующая, реки с таким названием, ни на Урале, ни в Сибири не было.
В 1911 году Шишков участвовал в экспедиции по Нижней Тунгуске. В романе под названием Угрюм-река описана эта река. Автор немного изменил названия населённых пунктов на Нижней Тунгуске: ну, например, Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск…
Описываются в романе и река Лена, и Енисей, и Туруханск. Ох, как захотелось в те края!

Прототипами членов семьи Громовых были Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины. Фамилия Матониных не в чести у краеведов, их считали кровопийцами и убийцами, одна история подаренных на свадьбе невесте серег с убитой матери отца невесты чего стоит, хотя история этой семьи где-то  типична для тех времен и нравов.

Пётр Григорьевич Матонин крестьянствовал и грабил купцов, проезжающих через село по дороге Енисейск — Красноярск. Перед смертью Пётр Григорьевич сообщил своему внуку Косьме (Кузьме) о месте нахождения схорона. По поверьям, клад должен был полежать одно поколение в земле, чтобы очиститься от проклятий. Наверное, таким же образом формировались капиталы части известных сибирских купцов. Хотя Матонины были и меценатами, так 1 декабря 1883 года в селе Кекур губернатор открыл первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище имени А. К. Матонина. Официально училище было двухлетним, но реально здесь давалось пятилетнее образование.
Аверьян Косьмич (прототип Прохора), на чьи деньги училище строилось, умер перед открытием ремесленного училища. Символично, что в 1931 году плиту с могилы Аверьяна Матонина забрали для строительства свинарника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: