Коренные народы урала: история и интересные факты

Знаменитые выходцы с урала, которые построили успешную карьеру

«Управленец на госслужбе»

Аркадий Чернецкий, первый мэр Екатеринбурга, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Свердловской области

Аркадий Чернецкий занимал пост сначала руководителя администрации, а затем главы Екатеринбурга 18 лет, с 1992 по 2010 гг. Во многом именно благодаря его усилиям город диверсифицировался и стал не просто промышленным, но и торговым, деловым, научным и культурным центром. Как минимум до середины 2010-х столица Урала опережала в развитии все остальные российские города-миллионники, и до сих пор Екатеринбург зачастую называют «третьей столицей» — хотя сейчас это звание все чаще оспаривают Казань и Сочи.

Его стратегический взгляд на развитие города помог достроить первую линию метро, сохранить землю для будущего делового района Екатеринбург-Сити, при Чернецком в городе был открыт первый в стране муниципальный банк, а бурное жилищное строительство позволило решить жилищный вопрос для тысяч горожан. При нем город впервые вышел на сдачу в эксплуатацию 1 млн кв. м жилья в год. Разработку и принятие стратегического плана развития Екатеринбурга в 90-е годы, когда вся страна, по большему счету, думала о выживании, часто называют одной из главных заслуг Аркадия Чернецкого.

Даже перейдя в Совет Федерации в 2010 г., Чернецкий играет важную роль в развитии Екатеринбурга: он долгие годы входил в градостроительный совет, работавший при администрации города. А в 2019 г. стал членом архитектурно-градостроительного совета при губернаторе Свердловской области, который сейчас оценивает ключевые строительные проекты. Бывший мэр и сенатор также является сторонником строительства второй и третьей веток метро в Екатеринбурге и продвигает эту идею на федеральном уровне.

Чем отличаются традиции и обычаи?

Традиции и обычаи являются неотъемлемыми частями культуры народа. Однако, в зависимости от территории проживания могут иметь свои особенности.

В Уральском регионе традиционное занятие жителей связано с добычей полезных ископаемых, что сказывается на их обычаях и традициях. Например, на крещенские купания речные пороги поливаются металлическими деталями для привлечения удачи в добыче металлов.

В Сибири, наоборот, главным занятием является животноводство и охота. Это отразилось на их традициях и обычаях. Например, праздник Ярмарок Наставников (Юлдуз) связан с переездом кочевых семей и ярмаркой скота.

В Урале важное место в культуре занимает народный костюм. В Сибири наряду с одеждой такую же важность для общности имеет национальный украшения

Также, в Уральском регионе отмечается большое значение растительного мира и охоты. В связи с этим в народных традициях очень популярны обряды, связанные с лесными нимфами, богатырскую силу в «наследстве» приобретают месники, а при охоте приняты свои обычаи и ритуалы.

В Сибири присутствует множество обрядов, связанных с лесными духами и языческими божествами. Вместе с тем, в обычаях сибирских народов отмечается большое значение семьи, многодетных семей, а также уважения и почитания старшего поколения.

«Информационные технологии»

Александр Давыдов, основатель компаний «СКБ Контур» и NAUMEN

Роль Александра Давыдова в формировании ИТ-индустрии на Урале — одна из ключевых. Еще в конце 80-х он стоял у истоков создания предприятия СКБ «Контур», а в начале 2000-х создал другую крупную компанию, NAUMEN. Обе переросли местный рынок и сейчас входят в число заметных игроков на российском ИТ-рынке, а также в число лучших работодателей.

СКБ Контур занимает 22-е место в рейтинге крупнейших ИТ-компаний России по версии TAdviser, выручка компании за 2018 г. составила 13,4 млрд руб., увеличившись на 22% по сравнению с прошлым годом. Компания разрабатывает программы для электронного документооборота, бухучета и управления предприятием, цель которых — упростить взаимодействие с государством и контрагентами и сделать прозрачными внутренние процессы.

Компания NAUMEN, основанная в 2001 г., сегодня является одним из лидеров в области разработки ПО для бизнеса и органов государственной власти.

Александр Давыдов также был президентом «Уральского ИТ-кластера», а в последние годы много писал о том, к какому будущему мы придем в результате технологических изменений — с точки зрения городов, семьи, образования и других важнейших сфер.

Уральцы и сибиряки: в чем заключаются их отличия?

Уральцы и сибиряки — жители двух соседних, но разных регионов России. В первую очередь, они отличаются своим характером и образом жизни.

  • Характер и образ жизни уральцев: уральцы считаются спокойными и терпеливыми людьми. Они предпочитают неприметную, но уютную жизнь в городе или небольшом поселке. Уральцы готовы работать упорно и долго, чтобы достичь своей цели.
  • Характер и образ жизни сибиряков: сибиряки, наоборот, известны своей энергичностью и бесстрашием. Они часто предпочитают активный отдых и жизнь на природе. Сибиряки не боятся трудностей и готовы рискнуть ради своей мечты.

Кроме характера, уральцы и сибиряки отличаются историческими, географическими и культурными особенностями. Различия можно заметить в:

  1. Кулинарии (популярная кухня и блюда);
  2. Традициях (о браке и семейных ценностях);
  3. Языке (наличие диалектов и особенностей);
  4. Отношении к гостям (встречают ли с радушием и теплом);
  5. Религии и многом другом.

Каждый регион России богат своими традициями, культурой и историческими особенностями. Эти отличия делают нашу страну еще более уникальной и интересной для путешествий и познания. Пусть жители Урала и Сибири продолжают сделать свои регионы лучше и интереснее для нас всех!

Культурный бренд промышленного края

– «Уральская рябинушка», «Свердловский вальс», «Куда бежишь, тропинка милая?» – это советские хиты. А новые подобные песни появляются?

– А еще Уральский хор – бренд Свердловской области, он предваряет официальные визиты делегации нашей области в другие страны, он представлял регион во Франции, во время заявки на ­ЭКСПО-2025…

– Хору, чтобы он соответствовал званию «академический», нужны не только репетиции, новый репертуар, но и концертные костюмы, инструменты, техника. Как обстоят дела с обновлением материальной базы?

– Слышала, что Уральский хор готовит уникальный концертный номер в честь 140-летия Павла Бажова?

– Что подарит хор уральцам к 75-летию Великой Победы?

Наталья Горбачева

Фото из архива Уральского народного хора

«Социальные проекты бизнеса»

Дмитрий Пумпянский, председатель Совета директоров Трубной металлургической компании, президент Группы Синара

Дмитрия Пумпянского называют человеком, который сделал себя сам

Он из тех промышленников, которым важно не только развитие собственного бизнеса, но и отрасли в целом, и города, в котором он живет

Возглавляемая Дмитрием Пумпянским Трубная Металлургическая Компания является глобальным поставщиком стальных труб, трубных решений и сопутствующих сервисов для нефтегазового сектора. Группа Синара — один из крупнейших промышленных холдингов Среднего Урала и России в целом. Компания развивает несколько направлений: транспортное машиностроение (в том числе знаменитые скоростные «Ласточки»), финансовые услуги, девелопмент. Так, «Синара-Девелопмент» реконструировала Центральный стадион, благодаря которому Екатеринбург в 2018 г. принял игры чемпионата мира по футболу. А в 2019 г. компания построила конгресс-холл МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» — технологичный и важный с точки зрения имиджа региона объект, который закрепляет наш город в тройке лидеров страны по конгрессному потенциалу.

В 2019 г. Группа Синара открыла для Екатеринбурга новую точку культурного притяжения. Руины бывшего госпиталя Верх-Исетского завода в ходе глобальной реконструкции превратились в крупнейший общественно-деловой и культурно-выставочный центр Урала. Работы длились три года, и теперь в «Синара Центре» реализуются творческие инициативы, работают рестораны и общественные пространства. Дополнительно к существующим постройкам на территории комплекса возвели новое здание, где разместились концертный зал, галерея современного искусства и историческая экспозиция, доступная всем горожанам.

Сергей Скуратов, генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии»

Вся жизнь Сергея Скуратова связана с авиацией. В этой сфере работали его родители, эту сферу выбрал и он. Получил профильное образование, прошел все этапы карьерного пути пилота на различных воздушных судах, а в 1987 г. стал командиром Свердловского объединенного авиаотряда.

В 1993 году, после разделения Свердловского авиаотряда, возглавил авиакомпанию «Уральские авиалинии» и сделал ее одной из ведущих российских авиакомпаний по объему перевозок.

Почетный гражданин Свердловской области и Почетный гражданин Екатеринбурга Сергей Скуратов сознательно связал свою жизнь с Уралом.

«Уральские авиалинии» — одна из лидирующих авиакомпаний в мире по безопасности полетов. В безопасность компания вкладывает большие средства: так, подготовка одного пилота обходится в $60–70 тыс. То, что эти вложения оправданны, доказало недавнее происшествие, когда летчики «Уральских авиалиний» посадили лайнер на кукурузное поле и спасли 227 человек.

Но бизнес уральской авиакомпании не ограничивается только зарабатыванием денег. Особую роль играет социально-значимая и благотворительная деятельность. В числе приоритетных направлений — помощь благотворительным фондам, предоставление скидок на авиаперелеты, поддержка общественных организаций, лечение и оздоровление работников авиакомпании.

Авиакомпания «Уральские авиалинии» оказывает поддержку множеству фондов и общественных организаций. Среди них «Благотворительный фонд Константина Хабенского», Фонд Оксаны Федоровой «Спешите делать добро», социальный центр «Чудо-ребенок», поисково-спасательный отряд «Лиза-Алерт», благотворительная организация «Российский Красный крест».

По прогнозам Сергея Скуратова, в 2019 г. объем спонсорской помощи «Уральских авиалиний составит более 1,8 млрд руб.

Ханты и манси

Почему народы ханты и манси часто упоминают вместе? Всё дело в том, что у обоих племен ближайшими родственниками были венгры (мадьяры), а их язык относится к одной языковой группе – финно-угорской.

Несмотря на общую историю, у двух народов есть одно важное отличие: манси по природе были кочевниками и в основном занимались оленеводством, в то время как ханты проживали в тайге, а их основным промыслом была ловля рыбы

Основные занятия и традиции народов ханты и манси

Манси – коренной народ Северного Урала и Ханты-Мансийского автономного округа, ближайшие родственники народа ханты. Около 60% используют в обиходе русский язык, родным является мансийский.

Основные занятия манси – охота и оленеводство. Также люди занимались собирательством орехов, ягод, трав и кореньев.

Одежду манси изготавливали из шкур и украшали бисером и различными орнаментами. Ели в основном дичь, рыбу и дары из северных лесов: орехи и ягоды. Кухонную утварь мастерили из дерева или бересты.

Основным продуктом питания народов ханты и манси являлась свежая кровь оленя и костный мозг. По мнению коренных жителей Югры, кровь животного, наравне с сырым мясом, помогала от болезней, согревала в морозы и укрепляла иммунитет.

Больше интересного:
Интересная экспозиция, посвященная традициям народы манси, представлена в Североуральском краеведческом музее.

В Свердловской области местом традиционного проживания является Ивдельский городской округ, а именно: пос. Бахтиярова Юрта, Юрта Курикова, Суеватпауль и другие.

По данным администрации Ивдельского округа на момент 2017 года численность манси составляла 108 человек. Всего на территории РФ по данным переписи 2010 года проживает 12269 человек.

Ханты – коренной малочисленный народ, проживающий на территории ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области. Исторический язык народа – хантыйский (остяцкий).

Основными занятиями являются охота, собирательство, скотоводство и рыболовство. Северные группы также занимаются оленеводством. Традиционные ремесла – резьба по дереву, кузнечное дело, изготовление изделий из бересты, ткачество. Как и у родственников манси, основной пищей народа ханты было мясо дичи, рыба, ягоды и орехи.

Численность населения народа ханты в России составляет около 30,9 тыс. человек

Сибирь: вольные хлебопашцы

Характер сибиряков формировался в совершенно других условиях. И если климатические условия были суровее условий на Урале (большой перепад суточных и годовых температур, морозы зимой, летом жара, гнус и болота), то в отношении властей здесь была вольница.
Сюда бежали и ехали, шли и плыли за легкой добычей, за золотом, за пушниной. Беглецы здесь обретали свободу, а безземельные — огромные наделы земли.
Коллективная монография авторов из Красноярского педуниверситета «Сибирский характер как ценность» указывает, что сибиряков отличает необыкновенная приспособляемость к условиям жизни, смелость, стойкость, трудолюбие и взаимовыручка. Сибирские старожилы имели отличные слух и зрение, легко переносили тяжелые переходы и ориентировались в незнакомой тайге.
Этнографы отмечают у сибиряков расчетливую храбрость: они ходили и на лося, и на медведя, но помнили, что помощи ждать неоткуда.
Народа в Сибири жило мало, а к местным сибиряки относились хорошо. Проявление бытовой нетерпимости здесь – редкость.
Из-за отсутствия помещиков жили в Сибири вольно, богато или зажиточно. В начале XIX века Енисейский губернатор Александр Петрович Степанов указывал, что крестьяне, в чьем хозяйстве было до трех лошадей считались бедняками.
Сибиряки всегда могли постоять за себя – в каждом доме было оружие и обращаться с ним умели все, даже дети. Сдать оружие, в том числе и охотничье, сибиряков заставили лишь большевики.
В Сибири ценились такие качества, как честность, порядочность, умение держать слово, бережливость, аккуратность, добротность, расчетливость. Этнографы отмечали особую форму соперничества, которое было распространено у крестьян при ведении хозяйств, при пахоте, на сенокосе.
В отличие от уральцев, у которых развит коллективизм, в сибирском характере главным стал индивидуализм, обособленность. Сибиряки славились гостеприимством, радушием, выносливостью, настойчивостью, мужеством и «необыкновенной терпимостью в трудах». Декабрист Николай Васильевич Басаргин писал, что народ в Сибири «свободнее, смышленее русских крестьян… Он более понимает достоинство человека, более дорожит правами».
Была у сибиряков в почете и хитрость, которая в XIX веке даже заменяла слово «ум». Объегорить пришельца считалось за честь.
Отмечалось отсутствие суеверий, страха перед лесом, рациональность мышления и необыкновенная энергичность в освоении тайги.
Опрос Центра Льва Гумилева, проведенный среди студентов-сибиряков Санкт-Петербурга в 2011 году показал, что чертами характера сибиряков до сих пор считают выносливость, искренность, честность, немногословность, основательность и щедрость. Но надо признать. что 70 лет советской власти не прошли даром, и что сосланные в Сибирь уголовники сильно «разбавили» сибиряков, ослабив их черты. а приехавшие на стройки комсомольцы почти уничтожили индивидуализм.

« Почему приход Антихриста американцы связывают с Россией

Кулинарные пристрастия уральцев и сибиряков

Уральцы и сибиряки имеют различные кулинарные предпочтения, которые оказывают влияние на характер блюд, которые они употребляют. Уральская кухня представляет собой смесь лучших традиций русской кухни и традиционных блюд чувашей, татар, башкир.

  • Главными продуктами уральской кухни являются мясо, рыба и грибы, а также картофель и свекла.
  • Важным элементом уральской кухни является квас, который пьют практически каждый день.
  • В уральских ресторанах на первое место выходят шурпа и борщ, а также манты и пельмени.

Сибирская кухня, в свою очередь, ориентирована на использование местных продуктов. Из-за сложных климатических условий, многие блюда приготавливаются через копчение и вяление.

  • Главными продуктами сибирской кухни являются мясо, рыба, ягоды и грибы.
  • Важным элементом сибирской кухни является пинежка — деревенский хлеб на закваске и грибной щи.
  • В сибирских ресторанах часто можно заказать блюда из медведя и оленя, а также различные топинамбуры и сушеную рыбу.

Таким образом, уральская кухня склонна к комбинированию различных культурных традиций, а сибирская кухня — к использованию местных продуктов и традиций. Однако, они обе являются важными частями российской культуры и их блюда могут порадовать любителей кулинарии со всего мира.

Слайд 3Коми-зырянеКоми-зыряне — один из уральских народов, относящийся к финно-угорской языковой группе. Коренное

население республики Коми. Общую численность коми-зырян в России оценивают в 228 тысяч человек, из которых 202 тысячи живут на территории республики Коми. Они составляют 23,7% от населения республики.Коми-зыряне значительно обрусели. Родным язык коми назвали лишь 169 тысяч человек.Существует предположение, что название коми произошло от названия реки Камы. Также на древнем языке слово ком означало «мужчина» или «человек».Ученые относят появление предков коми-зырян и коми-пермяков ко II тысячелетию до нашей эры. Позже из района впадения в Волгу Оки и Камы они ушли на север – в Прикамье. На территорию современной республики Коми предки зырян попали в I тысячелетии до нашей эры.Культура коми богата фольклором, включающим мифы, сказки, легенды. Народ активно развивал творчество, что наглядно отражает прикладное искусство

Большое внимание уделялось обрядовой поэзии, центральной тематикой которой является семья. Часто люди посвящали песни трудовым будням, особенно подчеркивая непростую жизнь земледельца и человека, отдающего себя промыслу

Пословицы и поговорки посвящены нормам морали, в них четко прослеживаются нравоучения родителям и каждому гражданину. Во всем творчестве коми можно видеть интересную черту. Практически в каждом произведении, будь то музыкальное или литературное, проскальзывают позитивные ноты. Коми всегда верили в светлое будущее, напоминая потомкам о том, что нужно всегда трудиться, что бы ни происходило. Самым ценным в жизни каждого человека коми считают период молодости, которую они называют солнцеликой жизнью. Танцы у коми — отдельное искусство. Существуют танцы праздничные, танцы-гулянья и другие виды. Были популярны балы, которые сопровождались частушками, но самыми зрелищными стали хороводы. Они могли насчитывать сотни участников. Начинались из одного села и шли по всему району, постепенно увеличиваясь с каждым новым участникомРазвитие узорного вязания привело к созданию уникального орнамента, характерного только для коми. Народ сумел освоить создание меховой мозаики, резьбу по дереву и кости. Орнаменты можно видеть на предметах быта, одежде, оружии. Преимущественно орнамент имеет геометрические формы, иногда демонстрируются сюжеты, участниками которых являются животные и люди.Традиции коми коснулись многих жизненных аспектов. Несмотря на распространение христианства, до сих пор отмечаются старинные праздники. Например, праздник сбора урожая, проводы уходящего льда, начало охоты. Традиции народа были связаны с культами, почитающими огонь, лес, промысел. Неизменным почетом пользуется культ предков, оберегающих дом. Среди коми до сих пор можно встретить магов и шаманов, знающих заговоры и владеющих колдовством.С детства коми приучаются к труду. Богатый на ресурсы край позволял им заниматься различными ремеслами и строить надежные дома. Домики возводили из дерева. Деревянной была и посуда, причем коми использовали любую породу. Из поколения в поколение они передавали знания обработки древесины и улучшали навыки. Долгие годы развивалось ткачество, основой которого была браная техника. На станках делали полотенца, рубахи, скатерти. Каждую вещь украшали орнаментом и изысканной вышивкой. До сих пор народ соблюдает приверженность традициям в вязании. Коми используют узорное вязание с 5 спицами. У каждого района республики есть собственная разновидность и стиль. Некоторые работы выполняются в разных районах, что позволяет создавать уникальные композиции. 
Коми прославились как мастера обработки кожи и меха. Они делают сложные в изготовлении сапоги, используя уникальные методики обработки кожи. Все эти ремесла до сих пор актуальны, а изготавливаемая продукция пользуется большим спросом за пределами республики.

Сибирь не контролировалась царем и была вольной землей, пока не пришли большевики

Но как формировался характер сибиряков? Чем они отличаются от уральцев? Для начала нужно обратить внимание на тот факт, что исторически Сибирь развивалась в совершенно иных условиях, чем Урал. Во-первых, климат здесь намного суровее – крепкие зимние морозы, постоянные перепады температуры, болотистая местность

Во-вторых, если Урал хоть как-то контролировался царем, то Сибирь была вольными землями во время существования Российской Империи. Сюда сбегали те, кто хотел получить свободу и бесплатные земельные наделы. Но выживали лишь сильнейшие – те, кто сумел приспособиться к жестким природным условиям этих мест

Во-первых, климат здесь намного суровее – крепкие зимние морозы, постоянные перепады температуры, болотистая местность. Во-вторых, если Урал хоть как-то контролировался царем, то Сибирь была вольными землями во время существования Российской Империи. Сюда сбегали те, кто хотел получить свободу и бесплатные земельные наделы. Но выживали лишь сильнейшие – те, кто сумел приспособиться к жестким природным условиям этих мест.

В ходе многих лет у переселенцев в Сибири рождались дети, которые отлично ориентировались в здешних лесах. Сибирские жители знали, как обуздать живность – медведей, лосей, кабанов. При этом у сибиряков никогда не было помещиков, и жили здесь в атмосфере равенства, свободы и теплого отношения к соседям.

Сибирские люди отличаются добротой, аккуратностью, бережливостью. В девятнадцатом веке побывавшие в здешних местах люди отмечали, что свобода сделала сибиряков людьми, непохожими на обычных «русских мужиков».

Правда, советские времена плохо повлияли на характерные черты сибиряков. В этот период сюда начали повально отправлять уголовников, «железная советская рука» добралась до этих мест и установила здесь свои порядки.

Тем не менее современные опросы россиян показывают, что сибиряков считают искренними, немногословными, честными и открытыми людьми. Таким образом, исторические и природные условия повлияли на жителей Урала и Сибири. Поэтому «уральский характер» — это далеко не одно и то же, что «сибирский характер».

Где сегодня проживают представители народа?

Сегодня численность коми-зырян в России едва достигает 200 тысяч человек. Современные зыряне традиционно проживают на территории Республики Коми. В национальном составе республики они составляют 23,7% населения (65% — русские), большинство из них проживает в сельской местности.

Небольшие национальности проживают также в Мурманске, Кирове, Омске, Архангельске и других регионах Российской Федерации. В Пермском крае есть этническое образование, близкое к зирянам (коми-перм.

Количество национальностей в современных условиях стремительно сокращается. Если в национальности графы в 2002 г. «коми-зыряне» указали 293 тыс. Населения РФ, то в 2010 г соответствующий показатель составлял 228 тыс. Человек. Зыряне (коми) относятся к исчезающим народам России.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Капова (Шульган-Таш), расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

«Дикое счастье»

Представление о суровости жителей Урала появилось не сегодня. Ещё Чехов, побывав в Екатеринбурге, в 1890 году написал: «Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет. Я сторонюсь».

Интересно также об уральском менталитете писал Мамин-Сибиряк. Особый путь «людей с Урала» он назвал «диким счастьем». В понимании писателя этот термин обозначал ситуацию, при которой человек ради достижения своей цели готов приложить нечеловеческие, титанические условия, но в тот момент, когда удача на его стороне, и можно либо расслабиться, либо «наращивать капитал», он совершает какие-то поистине фантастические чудачества. Мысль Мамина-Сибиряка убедительно подтверждает один случай. Когда в середине XIX века двое екатеринбургских золотопромышленников поженили своих детей. Свадьба шла… целый год.

Психотип «людей с Урала»

Социологические исследования. проводимые и в советское время, и сегодня могут дать понимание «уральского характера». По их итогам можно сказать, что для уральцев характерно ощущение причастности к общему делу, самоотверженность и склонность к рискованным действиям, психологическая установка на решение задач любой ценой, чувство гордости за оказанное доверие. В советское время социологи также отмечали за уральцами наличие таких таких черт, как оборонное сознание и милитаристские настроения. Привыкшие к жесткой дисциплине, режиму, «суровые уральские мужики» всегда готовы к трудовым подвигам. Также чертами, свойственными уральцам можно считать «чувство локтя» и коллективизм, выносливость, особую приверженность традициям и старине, свободолюбие, сметливость и решительность, патриотизм и сдержанность, которую так часто принимают за суровость. Исследования екатеринбургских социологов 1995 года показали, что на Урале формируется так называемое «региональное самосознание». Большинство жителей Урала чувствуют спайку со своей землей, ощущают себя в контексте своей «малой Родины» и не рвутся в центр, веря в то, что возрождение России может начаться здесь — на Урале.

« В каких случаях монарх имеет право отречься от престола

«Здравоохранение»

Олег Шиловских, главный офтальмолог Свердловской области, генеральный директор Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза»

Чтобы перечислить все регалии Олега Шиловских, целой страницы не хватит. Ведущий специалист России в области оптико-реконструктивной хирургии, Член Европейского общества катарактальных и рефракционных хирургов, Американского общества катарактальной и рефракционной хирургии, Германского общества офтальмохирургов, Заслуженный врач Российской Федерации.

Олег Шиловских в профессии 33 года. 18 из них он возглавляет Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза», совмещая руководящий пост с научной деятельностью и обязанностями практикующего врача-офтальмохирурга. В год Олег Шиловских проводит более 800 операций.

Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» — крупнейший в Свердловской области бизнес в сфере медицины (18 филиалов и представительств в регионе), но его руководитель называет себя «неправильным бизнесменом» и не ставит прибыль во главу угла. Его опыт доказывает: пациенты могут лечиться бесплатно не только в государственных клиниках.

В 2018 г. Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза» отметил 30-летие и стал лучшим частным медицинским центром страны, а Олег Шиловских провел в прямом эфире операцию, которая стала для центра миллионной.

«Железный кулак» России

Советское время закрепило в уральцах военнизированность, на Урал ссылали уголовников и неблагонадежных. Здесь начали строить огромные комбинаты: металлургический в Магнитогорске, Челябинский тракторный, Касноуральский, Уралхиммаш. Здесь ковали «ядерный щит» СССР и испытывали бомбы. По сути, Урал до сих пор остается «кузницей» России, ее «железным кулаком».
Менталитет у жителей соответствующий. «Холодные, со специфическим чувством юмора, мрачные, неприветливые, грубоватые и медлительные, – так описывает стереотипы об уральцах автор А. Глухова в статье «Уральский характер в текстах и образах рекламы».
Но есть у жителей Урала и положительные черты – достоинство, мудрость, терпение. брутальность мужчин, работоспособность женщин и наконец, мастеровитость, особая заводская сметка, умение пахать до седьмого пота ради заветной цели, выносливость и неприхотливость.
Уроженец Пермской губернии писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк отмечал в жителях Урала черту, которая, присуща русскому человеку вообще – это способность прилагать титанические усилия для достижения цели, а потом расслабление, безволие или чудачество, когда эта цель достигнута.

«Легенда эпохи»

Эдуард Россель, первый губернатор Свердловской области, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Свердловской области

Эдуард Россель в 1991 г. был назначен главой администрации Свердловской области. 10 ноября 1993 г. указом президента снят с должности с формулировкой «за превышение государственных полномочий» (в связи с провозглашением Уральской Республики).

В августе 1995 г. избран губернатором Свердловской области, и переизбран в 1999 и 2003 гг. Таким образом, Эдуард Россель был избранным губернатором 14 лет: с 1995-го по 2009 г. После того как губернаторский срок был завершен, Россель стал сенатором.

Будучи губернатором Свердловской области Эдуард Россель поддерживал не только промышленность, но и учреждения культуры. В 90-е вместе с Владимиром Спиваковым и Владимиров Черкашиным он спас Уральский филармонический оркестр:

В 90-е Эдуард Россель создал Фонд губернаторских программ для помощи тяжелобольным и нуждающимся.

О родном регионе Эдуард Россель всегда отзывается с теплотой: «В Свердловской области живут удивительные люди. Пусть никто не обижается, но я досконально изучил наш регион, и не знаю ни одного места, где был бы аналогичный состав людей — по уровню интеллекта, по организованности, собранности».

Деловой квартал

«Культура»

Александр Пантыкин, композитор, председатель Союза композиторов Свердловской области

Его называют Дедушкой уральского рока. Это прозвище возникло не само — над ним трудилась целая команда, коллектив музыкально-информационного агентства «Тутти», которое Пантыкин возглавляет много лет. Придуманное имя прижилось мгновенно, ведь Александр Пантыкин действительно стоял у истоков уральского рока. В 1980 г. вместе с Иваном Савицким он образовал группу «Урфин Джюс». Для многих сегодня «Урфин Джюс» — это лишь название, далеко не все сходу вспомнят тексты песен. Но этот музыкальный стиль оказал большое влияние на весь свердловский рок. Кроме того, именно «Урфин Джюс» показал миру стихотворный талант Ильи Кормильцева, а музыканты, игравшие в группе, позднее составили основу «Наутилуса Помпилиуса» и «Насти».

Рок — лишь часть музыкального таланта Александра Пантыкина. Театралы знают его как создателя нового направления в музыкальном театре — «лайт-оперы». Он автор музыки к огромному количеству постановок, драматург, создатель камерного «Музыкального театра». В 2011 году взял премию «Золотая маска» за музыку к спектаклю «Мертвые души».

С именем Александра Пантыкина прочно связан и Старый Новый рок — один из крупнейших рок-фестивалей в России. Александр Александрович не только принимает участие в фестивале со своим музыкальным коллективом, но и входит в Экспертный совет, который отбирает группы для выступлений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: