Скифы

Вход на сайт

Наследие скифов

Ни один из древних народов не уходит с исторической сцены бесследно. Его культурное наследие переходит к его преемникам. Самый ощутимый скифский пласт отложился в нартском эпосе, бытующем у разных народов Северного Кавказа. Среди этих народов, конечно, следует прежде всего назвать осетин — ираноязычный народ, родственный если не самим скифам, то племенам скифского круга. Ныне нартский эпос — достояние самых различных кавказских народов, и в каждой его версии можно выявить элементы, восходящие к эпохе скифов — народа, жившего на земле в далеком прошлом, но оставившего в истории мировой культуры заметный и самобытный след.

Алтай – родина скифов?

Как ни странно, но скорее всего это правда! Не европейские степи дают самые ранние погребения скифов, а Алтай и Тыва. Алтайские скифы более европеоидны, чем причерноморские, их курганы богаче и более массовы, складывается впечатление, что центр Скифии был на Алтае, а греки соседствовали лишь с самой дальней периферией скифского мира. Впрочем, тот же Геродот уверен, что скифы явились из глубин Азии.

Но как на огромных пространствах Южной Сибири, Казахстана и Хакасии мог сформироваться такой развитый и сильный народ, типично европеоидного облика?

Это было необъяснимо, до открытия андроновской культуры – европеоидного населения Сибири бронзового века, чьими прямыми потомками являются скифы и авары.

Европеоиды индоевропейской семьи сформировались в степях Евразии, а затем начали экспансию во все направления, включая восток. Предками андроновцев была срубная культура – крайне рослые (средний рост мужчин 189 см!) европеоиды северного типа, занимавшие юг европейской части России. Срубники частично мигрировали на восток, дав начало андроновцам, имевшим сходные физические даны, а как отличительную черту – очень широкое и крупное лицо, в отличие от узколицых европеоидов оставшихся на западе.

По мере изобретения колесниц и составного лука, приручения лошади, андроновцы получили мощное преимущество и смогли подчинить себе окружающие племена.

Шкуновское святилище

Согласно работам краеведа Тюрегалия Казиева, в древности Акбулакский район был центром загадочной скифо-сарматской цивилизации, удивительной красоты произведения искусства которой находят во всех уголках земли. Накопленные к сегодняшнему дню материалы позволяют говорить о том, что именно акбулакская земля породила и вскормила первых царей легендарной Скифской державы, указанных в «Истории Геродота» в V веке до нашей эры. Кстати, гора Корсак-Бас, расположенная недалеко от села Шаповалово и служившая ландшафтным ориентиром для идущих по Великому Шелковому пути, является одной из священных гор скифо-сарматских царей. 

Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж)

О том, что на акбулакской земле проживали кочевники-сарматы, рассказать могут опять же курганы. Курганы савроматского времени содержат вытянутые на спине захоронения с широтной ориентировкой, сопровожденные короткими железными мечами-акинаками скифского типа, железными копьями, бронзовыми наконечниками стрел, украшениями из бронзы, золота и серебра. В это время появляется особый вид памятников – курганы-жертвенники с кольцевой или прямоугольной насыпью, окружающей жертвенную площадку. Исследователи считают их сарматскими святилищами огня, которые напоминают чаши каменных алтарей из погребений сарматских жриц V–III веков до нашей эры. 

Одним из самых больших курганов-жертвенников является Шкуновское святилище, названное по селу Шкуновка, расположенному неподалеку. Святилище имеет круглый вал высотой 2,5 метра, шириной у основания более 10 метров и диаметром 70 метров. Считается, что древние люди проводили здесь ритуальные обряды. 

Скифский шлем/ Источник изображения: Википедия

Археологами здесь было обнаружено большое количество предметов быта, изготовленных из бронзы, меди и железа, что свидетельствует о том, что сарматы обладали умением не только добывать, но и обрабатывать металлы. 

Культура

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Некоторые этапы истории скифов

Приход в Причерноморье

По мнению Геродота, в первоначальный период истории скифов, они изгнали всех киммерийцев со своей земли. Но это не подтверждается археологией: многое в культуре скифов обнаруживает прямую преемственность от культуры Причерноморья предшествующей поры. Скорее всего скифский союз племен образовался в ходе завоевания пришедшим с востока племенем близкородственных ему обитателей этой территории. Не исключено, что завоеватели были прямыми предками того из скифских племен, которое Геродот в V в. до н.э. знает под именем «скифов царских», сообщая, что они господствуют над остальными скифами, считая их своими рабами. Вероятно, именно это племя первоначально и было носителем самоназвания «скифы».

Оборотная сторона зеркала. Деталь. Келермесский курган. Кубань.

Согласно рассказу Геродота, после покорения Причерноморья скифы, преследуя бежавших киммерийцев, вторглись в Переднюю Азию. Это сообщение подтверждается данными древневосточных текстов, в которых вторгшийся народ именуется «шкуда» — другая передача того же этнического названия. Чаще, впрочем, всех северных пришельцев восточные писцы именовали «гимирри» — киммерийцы, и такое обобщенное их именование лучше всего говорит за то, что скифы и киммерийцы были близки между собой этнически и культурно. Скорее всего в действительности имело место не единовременное вторжение обитателей Причерноморья на древний Восток, а постепенное — несколькими волнами — их проникновение сюда начиная по крайней мере с конца VIII в. до н.э.

Скифы в Передней Азии

На протяжении всего VII в. до н.э. скифо-киммерийские военные отряды активно участвовали в политической жизни Передней Азии, вмешивались в конфликты между государствами, поддерживали одних, наносили удары другим. Позже, потерпев ряд поражении, скифы покинули этот регион и вернулись в Северное Причерноморье. С этого времени начинается примерно четырехсотлетний период их господства в причерноморских степях. Но пребывание скифов на Ближнем Востоке, знакомство с древневосточной цивилизацией не прошло бесследно, оставив заметный след в облике скифской культуры.

До упомянутых походов обитатели причерноморских степей (как и другие индоиранские народы на ранних стадиях их истории) не знали изобразительного искусства, ограничиваясь для декорирования своей бытовой и ритуальной утвари простейшим геометрическим орнаментом. Когда же социальное развитие скифского общества, особенно ускорившееся как раз в период завоевания скифами Причерноморья и походов их в Переднюю Азию, потребовало создания художественного языка, призванного воплотить определенные религиозно-мифологические концепции, связанные с представлениями об иерархической организации общества и о божественном происхождении института царской власти, для этой цели были использованы образы, заимствованные из древневосточного художественного репертуара.

Скифское искусство

Так как у скифов погребальным обычаем было захоронение своих племенных вождей и представителей знатней в насыпных курганах, в окружении принадлежащих им при жизни вещей, до нашего времени дошло большое количество предметов скифского искусства. Это в основном бытовые предметы и предметы роскоши, декорированные в «зверином» стиле: детали конской сбруи, рукояти мечей, обкладки ножен и колчанов, браслеты, ручки зеркал и т.д.

Своё название «звериный» скифский стиль украшения золотых предметов получил из-за того, что скифы любили изображать на них разнообразных животных. Изборажения людей на скифских украшениях занимали значительно меньше места. Популярны были изображения оленя, хищных птиц, лося, фантастических животных, барса.
Так же встречаются и сцены охоты хищных зверей и птиц.
Например, широко известно изображение орла рвущего оленя. Материалами для чеканки изображений служило в основном золото и серебре. Железо и бронзу использовали не знатные скифы. Изображения не только чеканились, но и отливались, тиснились и резались. Кроме эстетической функции, скифские изделия играли ещё и роль магических амулетов, так как нанесённые на них животные символизировали тотемных живот различных скифских племён. Так же они символизировали ловкость, храбрость и силу воина носившего их.

Скифы изображали животных по специальным правилам. Так на всех изображениях они показаны всегда в движении и сбоку, при этом голова животного обязательно обращена в сторону человека, рассматривающего изображение.

Главными отличительными чертами скифского «звериного» стиля можно назвать необычную живость, характерность и динамику образов, прекрасную вписаность изображений в форму предметов. Ближе к закату скифского царства изображения стали более грубыми, орнаментальными, стали линейно-плоскими. Иногда обнаруживаются и каменные, схематизированные изображения скифов-воинов, которые устанавливались на вершинах курганов. С момента тесного объединения Скифии с эллинистическими городами Крыма, украшения для скифской знати стали изготавливаться греческими мастерами по скифским образцам. Самые известные памятники скифского искусства на территории бывшего СССР были найдены в Керельмесских курганах и курганах Карагодеушах, Солоха, Куль-Оба, Чертомлык, а так же в Неаполе Скифском.

Несмотря на то, что скифские курганы подвергались длительному разграблению, до сих пор они хранят в себе значительные сокровища, так как раскопки велись обычно бессистемно и большое количество артефактов оставались незамеченными. Поэтому и современный археолог имеет все шансы хотя бы раз в жизни найти скифские предметы искусства.

Что в Крыму напоминает о скифах

Хотя принято считать, что скифы были кочевниками, так называемые поздние скифы или тавроскифы (так их стали называть греки) имели немало постоянных поселений. Самые интересные для туристов, это:

  1. Городище Ак-Кая — первая столица скифов в Крыму (Белогорск).
  2. Неаполь Скифский – вторая столица (Симферополь).
  3. Калос-Лимен – древнегреческий город-порт, был захвачен скифскими племенами во II в. до н. э. (Черноморское)
  4. Греко-скифское городище «Чайка» под Керкенитидой (Евпатория).
  5. Кара-Тобе – греко-скифское городище (Саки).
  6. «Долгий бугор» и святилище в Змеиной пещере (Партизанское),

Обнаружены крупные позднескифские поселения и в других местах, это Кермен-кыр и Булганакское городище (под Симферополем), городища Борут-Хане (Зуя) и Бурундук Кая (Мичуринское), укрепления Балта-Чокрак (Глубокий Яр) и Золотое ярмо (Дружное), Усть-альминское городище (п. Песчаное, Бахчисарайский район). Кстати, в последнем совсем недавно нашли прекрасный клад золотых украшений.

Из античных источников мы знаем названия скифских поселений в Крыму, но точно соотнести их с имеющимися городищами пока не удается.

Скорее всего городище в центре Симферополя на Петровских скалах, это Неаполь Скифский, где правил царь Скилур (II век до н. э.) при котором владения крымских скифов достигли максимальных размеров и вышли далеко за пределы полуострова.

Неаполь – новый город, новая столица, перенесенная из городища Ак-Кая. Палакий был основан Скилуром и видимо назван им так в честь сына Палака. Получается, что городище Ак-Кая, это Хабеи или Напит. А в средние века это поселение носило название Фуллы, так как в летописях упоминается, что город стоит у пещеры с источником. Пещера есть до сих пор, это грот Кок-Коба, вдоль внутренней стены которого круглый год стучит капель из родниковой воды. В жару здесь отдыхает скот, и грот напоминает провал во времени — вот сейчас внутрь, проверить свое стадо, зайдет скифский пастух.

Но главное, что оставили после себя скифы, это курганы, сотни курганов в разных частях степного Крыма. Многие кочевые народы устраивали погребения подобного типа – каменный или деревянный склеп сверху засыпали камнями и землей, и чем значимее для народа был покойный, тем выше возводили холм.

Раскопки крымских курганов ведутся давно. И хотя большая часть из них разграблена задолго до появления науки археологии, ученым все же удалось сделать в них немало интереснейших находок. Посмотреть на них также можно в краеведческих музеях крымских городов, золотые украшения – в «Золотой кладовой» центрального музея Тавриды в Симферополе.

В лапидариях этих музеев хранятся и каменные бабы, когда-то охранявшие степные пути кочевников. Хотя, возможно вам повезет и в каком-то затерянном уголке полуострова, вдали от дорог, вы встретите одного из этих немых свидетелей прошлого.

Закат крымской Скифии

С прародины скифов, Алтая, на Причерноморье надвигались новые орды кочевников. Сначала, родственные скифам, сарматы, аланы, а затем и готы. Они выдавили скифов с материка. Но и на полуострове было неспокойно. Херсонес и Боспорское царство не только отжимали скифов от побережья, но и осаждали степные крепости.

В итоге, потерпев поражение в войне с Понтом, позднескифское царство распалось, племена сколотов попали в зависимость от соседей, ассимиляция усилилась, а Великое переселение народов, когда Крым заполонили готы, положило конец истории этого народа.

Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы, — С раскосыми и жадными очами!

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити — богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Причину укажут мертвые

Единственная зацепка – культ мертвых у скифов, доходивший порой до экзальтации.Он бытовал уже в самые ранние эпохи, от владычества скифов в Ассирии те много переняли у местных народов и научились делать мумии, не уступавшие египетским! Умерших царей, скифы 40 дней возили по стране, а затем мумию правителя отправляли в город Герры — некое священное место, где хоронили их героев, насыпая огромные курганы. Внутрь помещали рабов, золото и важные вещи покойного, снаружи ставили стражу из десятка убитых юношей и их коней, посаженных на колья, чтобы спустя годы, эта армия истлевших останков несла свой дозор. Жуткое зрелище и жуткий город, затерянный в степи. Царю персов Дарию, скифы заявили, что примут с ним бой только тогда, когда он найдет этот город, чем осквернит их предков, а в другом случае они сами решат как с ним воевать. Согласитесь, странная уверенность скифов в своих силах и в том, что Дарий ничего не найдет! А ведь у него почти миллион солдат, они могут насквозь пройти всю Скифию!Возможно Герры находились совсем не там, где жили скифы?

И действительно, на территории Украины и Кавказа скифских курганов довольно мало! Это очень странно, учитывая скифскую страсть к помпезным захоронениям. Обычай мумифицировать царей и возить их по стране 40 дней также указывает на то, что мертвые увозились куда-то очень далеко от земель кочевья. Все это поначалу списывали на разграбление изобильных золотом курганов в самые ранние времена, отчего их теперь уже не найти. Однако в 1869 археолог Радлов открыл на Алтае огромные и массовые захоронения кочевников скифского типа. Вплоть до середины 20 века на Алтае находили и продолжают находить погребения скифов, причем выполненные куда как богаче и грандиознее, чем в Европейской части страны. В могильниках изобилует золото, китайские тканы и доспехи, драгоценности со всех уголков мира, а сами покойные явно принадлежали к элите скифского общества. Так может быть Алтай и есть город Герры?

Рифейские горы обычно связывают с Уралом или Кавказом, а аримаспы традиционно переводится как одноглазые, однако также может быть значение «полуглазые» и вот тогда, учтивая знания об Алтае, все становится на свои места!

Убранство лошади алтайских скифов

Действительно, богатые золотом Алтайские горы могут охраняться племенами подчиненными скифам, местного тюркского происхождения, выраженной монголоидной внешности. Они стерегут золото скифов и убивают путников, которые приближаются к царским могильникам!

Вероятно, анималистические культы скифов были близки к тотемизму, как у североамериканских индейцев. Скифы изображали зверей на своих предметах, с потрясающей реалистичностью воспроизводят сцены охоты и терзаний и в своих военных костюмах они также сближают себя со священными животными.

Получается, Алтай – единственное место куда могли уйти скифы, чтобы стать незаметными для других народов Европы! Кочевать на север не имело смысла для кочевников, на западе их экспансию сложно было бы скрыть, на юге лежали знойные земли персов, римлян и греков, только восток был свободен и давал все необходимые скифам ресурсы: травы, степи, богатые железом и золотом горы.

Образцы скифских изделий

Почему могли исчезнуть скифы?

Существует несколько версий.Первая-военная, якобы сарматы, освоив технику боя тяжелой кавалерией, стали теснить скифов и однажды совсем прогнали их со своих земель. Это типичная картина тех времен, но есть один нюанс, о войне народов было бы известно соседям: грекам, персам, Боспорскому царству, однако они упорно молчат. Кроме того, численность скифов, их мощная кочевая империя, которую не одолел сам Дарий, их общественное развитие стояли выше сарматских аналогов. Маловероятно, чтобы сарматы нанесли им сокрушительное поражение, да еще и в обстановке крайней секретности!Климатическая версия довольно убедительна, скифам требовалась степь с заливными лугами, для кочевья и корма лошадей, а также рядом должны быть горы с железной рудой, или обширные болота, где будут производится оружейные запасы для кочевников, силами покоренных племен. Долгое время эту функцию выполняли донские земли и Кавказ, но на рубеже эпох климат мог стать более холодным, степи стали менее плодородными и скифами пришлось искать новую родину.Но и тут неувязка! Напротив, с периода ухода скифов, климат стал теплее, степи расширились, что дало возможность многочисленным кочевникам, включая гуннов, не только расширить свои владения, но и увеличить численность племени, за изобильный период.

Вот собственно и все версии, по которым народ, тысячу лет кочевавший в одном месте, мог вдруг уйти куда-то далеко!

Скифская мумия

Древние святилища

На сегодняшний день на территории Акбулакского района было найдено и исследовано более 70 древних кладбищ, созданных в периоды от бронзового и раннего железного веков до Средневековья. Несколько святилищ древних кочевников, заселявших эти земли в раннем железном веке,находятся в междуречье Илека и Хобды. Самое знаменитое из них – Шкуновское святилище. Так, исследователями были обнаружены захоронения гуннского периода, тюркского каганата, кипчанского, золотоордынского и ногайского времени, а также эпохи казанского ханства. 

Золотые предметы, найденные в Филипповском кургане (Иликский район, Оренбургская область)

Более древние захоронения представляют собой каменные ограды (как круглые, так и прямоугольные), тянущиеся иногда десятки метров. В небольшом количестве сохранились человекоподобные стены, так называемые «половецкие бабы» – памятники сакрального искусства половцев, встречающиеся на территориях от западной Азии до юго-восточной Европы. Их можно встретить на Акобинском кладбище, у Карповской телевышки, у села Ногумановка и других местах. Однако камней с явными человеческими чертами не сохранилось – предполагается, что их уничтожили служители культа, так как ислам запрещал изображения людей и животных. Многие камни были разобраны в XX веке на стройку – в этот период старину уничтожали без зазрения совести: церкви и мечети взрывали, разбирали и могильные камни. 

Уцелело в Акбулакском районе и несколько кулпытасов – каменных стел, вырезанных из цельного камня. Надписи на этих стелах дают возможность увидеть картину передвижения родов и племен за 6–7 веков, а также узнать об исторических событиях и искусстве коренных жителей. Отдельного внимания заслуживают кулпытасы с надписями и родовыми знаками, разместившиеся вдоль Великого Шелкового пути – околоУшкуня, на Базартюбе, у Солидовки. В них, как правило, хоронили торговцев, умерших в дороге. 

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: