Tag archives: марийцы пермского края

Пермский край | марийские лесоходы

Поселения и жилища

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Древние места их обитания располагались по берегам крупных рек — Волги, Ветлуги, Суры, Вятки и их притоков. Ранние поселения, по археологическим данным, существовали в виде укрепленных городищ (карман, ор) и неукрепленных селищ (илем, сурт), связанных родственными узами. Поселения были малодворными, что характерно для лесной полосы. Вплоть до середины XIX в. в планировке марийских поселений преобладали кучевые, беспорядочные формы, унаследовавшие ранние формы расселения семейно-патронимическими группами. Переход от кучевых форм к рядовой, уличной планировке улиц происходил постепенно в середине — второй половине XIX в.

Интерьер дома был прост, но функционален, по боковым стенам от красного угла и стола располагались широкие лавки. На стенах подвешивались полки для посуды и утвари, перекладины для одежды, в доме было несколько стульев. Жилое помещение условно делилось на женскую половину, где находилась печь, мужскую — от входной двери до красного угла. Постепенно интерьер менялся — увеличивалось количество комнат, стала появляться мебель в виде кроватей, шкафов для посуды, зеркала, часы, табуретки, стулья, фотографии в рамках.

Русские

Русские – самобытный восточнославянский этнос, ставший исторически самым многочисленным из европейских народов, отличающийся широтой души и милосердием, богатыми духовными традициями и семейными устоями, верой в честность и справедливость, добротой, отзывчивостью, готовностью сопереживать и всегда прийти на помощь. На севере Прикамья русские поселенцы появляются с присоединением Перми Великой к России в 1472 г. и вовлечением прикамских земель в сферу политики московского князя. Власть подкрепляли одновременной христианизацией диких кочевых племен. С переходом Казанского ханства (1552 г.) и Ногайской орды (1563 г.) под руку московских князей районы южного Прикамья становятся частью Московского государства и активно заселяются.

Сегодня русские расселены равномерно во всех административных районах Пермского края. В основном все они православные христиане, но большую этно-конфессиональную группу сред них составляют старообрядцы, прибывшие сюда в середине XVII в. после церковного раскола при патриархе Никоне. Основу многочисленных исторических миграционных потоков в Прикамье составляли выходцы с разных губерний Русского Севера, поэтому именно севернорусская культура в большинстве проявляется среди русских жителей Пермского края. Только жители южного Прикамья обладают севернорусскими и среднерусскими чертами культуры.

Русские переселенцы приносят в Пикамье пашенное земледелие и животноводство, развивались также рыбная ловля и охота, ремесла и кустарные промыслы, обработка дерева и ткачество. Жили русские поселенцы в деревнях и селах разной планировки в усадьбах с избами и закрытыми просторными дворами. Главными элементами жилища были печь, полати, красный угол, стол, лавки, полки. Костюм поселенцев полностью соответствовал русской традиции, женщины в старину одевались в рубаху с ярким сарафаном, позже сменившиеся кофтой и широкой юбкой. Мужчины одевались в пестрорядинную туникообразную рубаху и штаны из полосатой пестряди. Календарь традиционно оставался земледельческим и сохранил близость к севернорусской календарной обрядности.

Карпаты

Posted ЧТ, 23/05/2019 — 08:36

Карпа́ты (укр. Карпати, нем. Karpaten, словацк. Karpaty, венг. Kárpátok, рум. Carpaţi, серб. Карпати) — горная система в Восточной Европе на территории Чехии, Словакии, Украины, Венгрии, Польши, Румынии, Сербии и частично Австрии (Хундсхаймер-Берге у Хайнбурга-на-Дунае и Нидеростеррайхише Инзельбергшвелле у Мистельбаха).

Согласно римским хроникам I века н. э., в данной местности жило дакийское племя карпов. Историки и лингвисты затрудняются дать ответ на вопрос: племя названо по горам, или наоборот. По наиболее распространённой гипотезе название Карпаты — производное от пра-и.е. *sker-/*ker- «горная каменистая местность, скалы».

Литература

Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.

Евсевьев Т.Е. Обычаи, верованья и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10.

Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.

Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956.

Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.

Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Приволжья и Приуралья. М., 1985.

Петров В.Н. Марийцы // Народы России. М., 1994.

Молотова Т.Л. Современная материальная культура сельских марийцев // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.

Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.

Автор – Ф.Ф. Гулова

Татары

Тюркоязычный этнос татары стали по численности вторым в Пермском крае. Местные татары – мусульмане-сунниты, но среди них многие приняли православие, тесно традиционно и культурно взаимодействуют с башкирами, переплетение и взаимопроникновение их культур здесь сильно заметно. Этногенез пермских местных татар проходил именно на этой территории, поэтому они входят в отдельную этническую группу данного этноса. Татарский язык сформировался на основах казанского диалекта и вошел в кыпчакскую подгруппу алтайских тюркских языков. Женщины татарки традиционно одеваются в длинную просторную рубаху и широкие шаровары, поверх надевается нарядный вышитый нагрудник с украшениями кукрекче и широкополый халат. Голову женщины татарки прикрывает платок, чалма, калфак. Мужчины всегда носят просторную рубаху кумлек и широкие штаны ыштан, поверх надевался длинный халат, по цвету и качеству ткани он мог много рассказать о владельце. С принятием предками татар булгарами ислама в X в. в традициях этого народа стало заметно смешение тюркских корней и арабской культуры. Позже пермяцкие татары ощутили сильное влияние русских традиций и культуры. Жили татары в деревянных просторных избах, дворы которых огорожены сплошным забором. Издавна татары славятся своим гостеприимством и хлебосольством, почитанием семьи, предков, твердыми устоями в воспитании детей.

Озера Урала

Posted ПТ, 03/01/2020 — 08:53

 Озер на Урале много, но их площади небольшие, но если сравнивать отдельные регионы, то на Южном Урале самое большое их скопление. Самое крупное озеро Аргази (р. Миасс бассейн) площадь 101 км².

Озера группируются по генезису как: ледниковые, карстовые, тектонические, суффозионные. К горному поясу Полярного и Приполярного Урала приурочены ледниковые озера, в степном и лесостепном Зауралье распространены озера суффозионно-просадочного происхождения. Иногда тектонические озера разрабатываются ледниками, они обладают большими глубинами (Большое Щучье — 136 м., наиболее глубокое озеро Урала).

На Урале есть несколько тысяч прудов-водохранилищ, в их числе заводских прудов 200.

Марийский язык

Марийский язык относится к финно-угорской семье языков. Марийскому языку около двух тысяч лет, он сформировался в начале I тыс. н. э. В нем сохранились древние слова финно-угорского праязыка III-II тыс. до н.э., индоевропейского, индоиранского, скифо-сарматского, сармато-аланского, балтийского происхождения.

В 1920-е гг. марийский язык приобрел государственный статус» стал официальным языком областных и местных органов управления, делопроизводства, общественной жизни. Расширился выпуск газет и журналов, книг на марийском языке. Принятие Верховным Советом Марийской АССР 22 октября 1990 г. «Декларации о суверенитете», Закона «О государственных языках».

Выделяются четыре наречия: горное (правобережье и часть левобережья Волги), луговое (междуречье р. Б.Кокшаги и р. Вятки), восточное (к востоку от р. Вятки) и северо-западное (междуречье верховьев р. Ветлуги и среднего течения р. Вятки).

В 2020 г. 258,7 тыс. марийцев говорили на родном языке. При последней переписи населения о владении марийским языком высказались на 192 тыс. человек меньше, чем 10 лет назад.

Памятники геологии Пермского края

Posted СР, 29/01/2020 — 08:06

Геологические памятники являются природными музеями и представляют большую научную, познавательную и образовательную ценность. Они позволяют узнать, когда и из чего, в каких условиях образовались породы, слагающие эту территорию, что претерпели они, прежде чем очутились на земной поверхности в виде скальных выходов. В этом смысле скальные выходы — памятники геологической истории планеты Земля. Сохранение памятников геологической истории планеты так же необходимо, как и сохранение среды нашего обитания. Отношение к ним — показатель общей культуры, патриотизма и гуманности народа.  

Сплав по рекам Пермского края

Posted Пнд, 29/11/2021 — 07:13

Если первенство по весенним сплавам на Урале держит Башкирия, то, несомненно, что самые лучшие летние сплавы – это конечно в Пермском крае!

Прекрасная и нетронутая природа, множество рек на любой вкус,  отсутствие клещей (!), мало населенки, реки не пересыхают летом, красивые скалы, неплохая рыбалка, присутствие пещер и интересных мест  – это и многое другое привлекает сюда нашего брата –  туриста-водника!

Вишера и Чусовая – это две визитные карточки Пермского края, так сказать, классические реки Северного Урала, на которых можно отдыхать от весны до поздней осени!

Кочующие побывали на обеих реках, и могут подтвердить, что там есть что посмотреть, и путешествия не прошли зря!!!

Кроме этого Пермь славится и другими реками, о чем мы и расскажем в этой обзорной статье!

Манси

Автохтонным древним народом пермской земли стали манси, хотя их здесь живет в Вишерском заповеднике не более 40 человек. Данный этнос близок к хантам, но имеет свой мансийский язык, богатую мифологию и ставшие традиционными верования в природных духов, местный шаманизм. Занимаются манси разведением оленей и другого копытного скота, охотой и ловлей рыбы. Зимой манси живут в избах, в течение лета на оленьих кочевках в чумах.

Пермский край издавна полиэтничная и многонациональная территория, хотя народы, живущие здесь, сильно различаются по традициям. Многие из них кочевали по уральским предгорьям и Прикамью за благоприятными климатическими условиями и богатыми пастбищами. К XV в. несколько кочевых племен поселились здесь и стали коренными народами данной местности. Культурные традиции одних народов проникали в культуру других этносов, взаимно обогащая друг друга, большое влияние оказали на коренные местные народы русская культура и православие.

Народы Пермского края : 2 комментария

описываете коми-пермяков, фото поставили народа сету… странно как-то, не знать самый автохтонный народ земли пермской….

Людмила, и в чем же их такая особенная автохтонность? На мой взгляд, все народы севера примерно одинаковы – и по культуре и по традициям и по обрядам. Не специалисту сложно разобраться, в чем разница.

  • Реферат моление даниила заточника

      

  • Корпоративная культура и ее влияние на деятельность организации реферат

      

  • Судьбы славян балканского полуострова реферат

      

  • Реферат на тему опухоли сердца

      

  • Бег на коньках по прямой и поворотом реферат

Хозяйство марийцев

Уже к концу I — началу II тыс. н.э. носило комплексный характер, но главным было земледелие. В IX-XI вв. марийцы переходят к пашенному земледелию. Паровое трехполье с унавоженными парами у марийских крестьян утвердилось в XVIII в. Наряду с трехпольной системой земледелия до конца XIX в. сохранялись подсечно-огневая и переложная. Марийцы возделывали зерновые (овес, гречиха, ячмень, пшеница, полба, просо), бобовые (горох, вика), технические (конопля, лен) культуры. Иногда на полях, помимо огородов на усадьбе, сажали картофель, разводили хмель. Огородничество и садоводство носило потребительский характер. В традиционный набор огородных культур входили: лук, капуста, морковь, огурец, тыква, репа, редька, брюква, свекла. Картофель стали культивировать в первой половине XIX в. Помидоры начали разводить в советское время.

Садоводство получает широкое распространение с середины XIX в. в правобережье Волги среди горных марийцев, где были благоприятные климатические условия. Садоводство у них имело товарное значение.

Башкиры

Четвертым по численности этносом здесь стали башкиры, древний тюркоязычный народ из алтайской языковой семьи с весьма самобытной культурой и ареалом расселения. С принятием ислама татарами, жителями Волжской Булгарии в X в., мусульманство суннитского толка распространилось и у башкир. В этногенезе башкир участвовали множество кочевых и полукочевых народов, древние башкиры и финно-угры, булгары и мадьяры, кыпчаки и ногайцы, казахи и татары. Особенно влияли на формирование башкирского этноса древние финно-угорские самодийские народы (упей, уваныш, терсяк, сызгы) и иранские племена. По образу жизни башкиры издавна относятся к полукочевым народам, занимались скотоводством. Башкирские мужчины славились хорошими охотниками и рыбаками, собирали мед диких пчел и дары тайги, освоили ковку и тонкое ювелирное дело. Женскими традиционными занятиями стали: изготовление шалей и войлочных ковров, вязание и ткачество. Традиционная одежда башкир изготовлялась из хорошо обработанных овчин и войлока, домотканых и приобретенных тканей, украшалась монетами, бисером и аппликацией. Носили башкиры широкие штаны, халаты, полукафтаны, камзулы, тюбетейки, чепцы, шапки из войлока и ушанки.

Занятия

Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).

Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.

У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.

Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.

Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.

Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.

Город Львов

Posted ПТ, 01/06/2012 — 07:13

Группа  казанских туристов-водников, во главе с нашим хорошим знакомым и попутчиком Сергеем Шишкиным совершили этой весной поход на Западную Украину (май 2012 года).

Часть маршрута представляла из себя сплав по интересной реке Прут, которая берет начало в Карпатах. Про это мы уже писали в отдельной статье.

Заодно туристы посетили и известный всем город Львов! Это один из красивейших городов Украины! И, скорее всего, самый исторический и туристский город!

Здесь мы представим авторские фото Сергея Шишкина, а также краткую статью про город Львов, про его историю и достопримечательности.

Сразу следует отметить, что славный город Львов известен любому советскому хорошему человеку, так как в этом городе снимался легендарный фильм Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971 год, «Мосфильм»).  В картине снимались замечательные советские артисты. Одно только имя Юрия Никулина на афише гарантировало полные залы.  Кроме него в фильме снимались: Евгений Евстигнеев, Георгий Бурков, Валентина Талызина,  Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Ольга Аросева  и ещё много известных актёров! 

Персоналии

Марийский край богат талантливыми людьми. Стали известны далеко за пределами республики имена многих классиков марийской культуры. Именно Марийский край подарил России творчество композитора Андрея Яковлевича Эшпая и поэта Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958). Основоположниками современного марийского искусства стали писатель Сергей Григорьевич Чавайн (Григорьев) (1888-1937) и композитор Иван Степанович Ключников-Палантай (1886-1926). Обогатили марийскую культуру своими произведениями Николай Арбан, Олык Ипай, Тыныш Осып, Шабдар Осып, Яныш Ялкайн и др. Всемирно известен Йыван Кырля, киноактер и поэт.

Народные календарные праздники

Первоначальной основой праздничного календаря была трудовая практика людей, прежде всего земледельческая, поэтому календарная обрядность марийцев имела аграрный характер. Календарные праздники были тесно связаны с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ.

Значительное воздействие на календарные праздники марийцев оказало христианство. С внедрением церковного календаря, народные праздники были приближены по срокам к православным праздникам: Шорыкйол (Новый год, Святки) — к Рождеству, Кугече (Великий день) — к Пасхе, Сÿрем (праздник летнего жертвоприношения) – к Петрову дню, Угинде (праздник нового хлеба) — к Ильину дню и т.д. Несмотря на это, древние традиции не забывались, уживались с христианскими, сохраняя свой исконный смысл и структуру. Сроки прихода отдельных праздников продолжались исчисляться по-старому, с использованием лунно-солнечного календаря.

Фольклор

Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.

Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).

Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.

Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.

Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:

  • новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
  • аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
  • летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
  • осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.

Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.

У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.

В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Река Дунай

Posted СБ, 04/04/2015 — 08:51

Эта одна из самых крупных рек Европы также является прародиной зарождения цивилизации. Дунай — священная река славян. Она часто упоминается в песнях, сказках, легендах и преданиях всех славянских народов. Кроме того, история кельтов, фракийцев, иллирийский и греков связана с историей Дуная. В древности греки называли Дунай также, как фракийцы, которые жили у берегов этой реки — Истр. И только позднее, уже в римское время за рекой закрепилось её современное название, которое произносилось и писалось как Данубий. В 7 веке до Рождества Христова греки основали к югу от дельты реки колонию и назвали её Истрия.
Древние искали истоки реки вначале у Рифейских гор. Затем далеко на севере, а позднее в стране кельтов в Герцинском лесу. Но уже в 15 году до Рождества Христова в правлении Тиберия были установлены истинные истоки Дуная: он начинается на массиве ныне именуемом Шварцвальд двумя истоками на высоте 1 километр.  
Со времени правления Августа Дунай стал границей римского государства с северными варварами.

Памятники археологии Пермского края

Posted Пнд, 03/02/2020 — 14:13

  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ —  в настоящее время в крае известно около 3000 памятников археологии всех эпох (от каменного века до нового времени) и типов (от каменных писаниц до исторических городов).
Наиболее ранние памятники эпохи камня на территории края расположены в прибрежных зонах Камского и Воткинского водохранилищ. Это – стоянки и местонахождения Пещерный Лог, Ганичата, грот Большой Глухой, Сосновка III. Они относятся к раннему и среднему палеолиту. На памятниках найдены грубые рубящие орудия из кварцитопесчаника, кости древних животных.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: