Казанское ханство: где располагались татарские деревни?

Деревня Мамашир, история татар, история, Кукморский район, Кировская область, марийцы, удмурты, Вятка, Бурец, язык, ремесла, этнография, топономика,

Два племени удмуртов

Специалист по истории удмуртов археолог В. Ф. Генинг сводит этноним “одо” к обозначению чегандинско-азелинским племен, живших в середине I тыс. н. э. в бассейне реки Вятки; в IX–X вв., когда к Вятке население, относящееся к древнемарийской культуре, тогда стали возникать контакты протомари с протоудмуртами. Через марийцев имя од ~ одо было освоено русскими и совершенно закономерно приняло форму отяки, по аналогии с пермь – пермяки.
 
М.Г. Артамонов выдвигает точку зрения, что, «подобно другим финно-угорским народам, у протоудмуртов в древности существовала дуальная организация, состоящая из двух племенных объединений ватка (в основе названия лежит слово вад ʼвыдраʼ – тотем рода + -ка – аффикс, характерный для воршудно-родовых имен удмуртов, см.: Поска, Кӧпка, Ӟанка, Урга и др.) и калмез: (”кал” рыбаʼ + “самка”, “черемис» – древний экзоэтноним марийцев, возможно, имеющий прапермские корни: см. коми чери, удм. чорыг, диал. черыг ʼрыбаʼ + мес ʼсамкаʼ: “рыба” + самка (женщина)».

Образование и культура

В 1918 г. в селе открыта начальная школа, в 1930-е гг. при ней организованы курсы по ликвидации безграмотности, в 1949 г. преобразована в семилетнию, в 1966 г. – в восьмилетнюю (в том же году построено новое здание), в 1986 г. – в среднюю (в 1999 г. построено новое здание).

При школе с 2001 г. работает краеведческий музей (основатель – Р.Х.Нигъматуллин).

В селе также действуют детский сад (с 1986 г.), в многофункциональном центре – дом культуры, библиотека (с 1936 г.), фельдшерско-акушерский пункт (с 2015 г.), 2 мечети (с 1994 г. и с 2014 г.); имеются детская (с 2016 г.) и универсальная спортивная (с 2018 г.) площадки, обустроенные родники «Мир чишмэсе» и «Болын чишмэсе».

На территории села сохранилось здание склада (конец XIX – начало ХХ в.), принадлежавшее зажиточному крестьянину Закиру баю.

На сельском кладбище выявлены надгробные камни XVII в. (1684 г. Мухаммеду, сыну Тиландже; 1685 г. Урсаю Суфи, сыну Бикташа Хафиза). Здесь похоронен Ибрагим бине Хузяш, преподававший в медресе с. Маскара.

В 1993 г. в селе были выявлены рукописные книги XVIII в.

Стародавние времена

Марийско-удмуртские этнические контакты уходят корнями в раннее средневековье, о чем свидетельствуют сюжеты удмуртского и марийского фольклора, топонимы Марий Эл и Удмуртии. Предки обоих народов находились в разные эпохи в сфере влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды, входили в состав Казанского ханства, Московского царства и Российской империи.
Древнеудмуртские племена до VI–VII вв. н.э. занимали обширные территории – бассейны среднего и нижнего течения рек Камы, Вятки, Белой, вплоть до впадения Ветлуги и Свияги в Волгу. В VI–VII вв. н.э. когда данная территорию Волго-Камского региона стал заселяться тюркскими кочевниками, то удмурты племенного объединения калмез с территории бассейна реки Белой, со среднего течения реки Камы,  были вытеснены на запад и север современной Удмуртии – в бассейн верхнего течения реки Чепцы. Дойдя до Вятки, они вклинились на территорию ватка-удмуртов, которых разделили на северную – удмуртов бывшего Слободского, Холуницкого, Шестаковского, Глазовского уездов Вятской губернии – и на южную: удмуртов бывшего Казанского, Мамадышского и Уржумского уездов (арская группа удмуртов). 
Территория расселения древнемарийские и других финно-угорских племена Восточной Европы, согласно «Повести временных лет» к XII в. располагались так: «…на Ростовьском озере Меря, а на Клещине озере Меря же; по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык. Моръдва свой язык». В Вятско-Волжско-Ветлужском регионе располагались селения древнеудмуртского племенного объединения ватка, которое по мнению А. А. Спицына, дало название реки Вятка). 

Повесть временных лет. Источник фото: ru.wikipedia.org

Маленькие приключения. Тайна Светлого озера. (от Льва Киндулова)

Posted Втр, 11/07/2023 — 11:52

Есть среди людей довольно узкая прослойка, которым нравятся стрепы, наручники, плетки, кляпы, цепи и затычки во все дырки. Ну, вы знаете. Есть еще более узкая прослойка, которая получает удовольствие более изощренным способом. Им нравится заехать на внедорожниках в места, куда только медведи с фонариками покакать ходят. Где болота глубиной до верхнего слоя магмы, где местами, говорят, можно встретить трицератопса. Они едут туда, чтобы во всем этом застрять. Желательно в холода и под дождем. Ночью. Потом они воодушевленно валят деревья, делают из бревен настил, и вылезают из этой мрачной попы со своими лебедками, бензопилами, топорами, лопатами и геройством. А потом хвалятся друг перед другом, как ловко это сделали (вначале залезли в задницу, а потом вылезли). И чтобы обязательно в грязи, болотной жиже, мхом в волосах и волчьих какашках, иначе незачёт.
И вот я с такими друзьями какого-то… За каким-то… В общем, поехал в глухую марийскую тайгу на своем Аутлендере. Получил сполна.

Смотровая площадка, Верхний Услон. Верхнеуслонский район, республика Татарстан

Posted ВС, 02/07/2023 — 11:20

Рядом с Казанью, в каком-то получасе езды и трестах рублей с машины на пароме, находится Верхний Услон. А над ним очень красивое место, обозначенное на карте как смотровая площадка.

С него открываются умопомрачительные виды на Казань, от Юдино до Борового Матюшина и оргсинтеза, речной порт и кремль, в общем место, крайне рекомендованное к посещению. А если с детьми, то им счастье еще и на пароме прокатится.

Место это с богатой историей, овеянное кучей легенд – и самому селу больше 400 лет, и похоронены там известные люди, и происходили ключевые события гражданской войны, которые тоже до сих пор легендарны.
В общем – место с видами и работать на нем одно удовольствие, раз уж так сложилось, что занесло меня в эти края и выдалась такая минутка. Хотя конечно погоды не баловали ясным солнышком – периодически шли дожди.
Но как говорится делу время, а потехе час. До смотровой ведет шикарный асфальт, а дальше нет. Поэтому уставши от народа, который прибывал и отбывал приял в корне неправильное решение спустится ниже. Неправильное оно потому что почвы там глинистые, а подъёмы и спуски крутые и машину лучше бросать на асфальте и ходить пешком.

Самодеятельность…

В Вятскополянском районе в трех школах изучается татарский язык, в четырех сельских библиотеках факультативно преподают татарскую культуру, выписывают татарскую прессу. При Центре национальной культуры (г. Вятские Поляны) действует кружок татарской культуры. Почти во всех библиотеках проводят национальные дни, которые посвящены татарским героям и культурным деятелям, а при библиотеке в деревне Сосмак действует небольшой музей татарского быта. Библиотека в д. Средние Шуни организовала у себя уголок татарской избы, тут часто проводят национальные обрядовые посиделки «Утырма», праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».

Даже в Татарстане известны некоторые фольклорные коллективы из этого района, например, «Шунские гармонисты» или «Ак колфак».

Хуҗалык итү рәвеше

1931 елда авылда “Электро” колхозы оештырыла, 1959 елдан – “Татарстан” колхозы (үзәк утары Мәчкәрә, 1963 елдан Күкшел авылында), 1979 елдан – “Үрнәк” колхозы (Мәмәшир авылы) (1993 елдан “Үрнәк” күмәк авыл хуҗалыгы җитештерү кооперативы), 2008 елдан – “Бор” агрофирмасы” җаваплылыгы чикләнгән җәмгыяте, 2015 елдан – “Исток Агро” җаваплылыгы чикләнгән җәмгыяте, 2017 елдан “Игенче Плюс” агрофирмасы” җаваплылыгы чикләнгән җәмгыяте составында.

Халкы күбесенчә “Игенче Плюс” агрофирмасы” җаваплылыгы чикләнгән җәмгыятендә һәм крәстиян-фермер хуҗалыкларында эшли, кырчылык, сарык һәм дуңгыз асрау белән шөгыльләнә.

История

Известно с 1678 г. В XVIII – первой половине XIX в. жители относились к категории государственных крестьян. Их основные занятия в этот период – земледелие и скотоводство, были распространены смолокуренный и кожевенный промыслы, ткачество, торговля.

Известно, что в конце XVIII в. братья Гиззатулла и Нигматулла Абдуллины торговали кожей, мехами и изделиями из шерсти. Г.Абдуллин был купцом 2-й гильдии, владел баржей.

По сведениям 1859 г., в селе действовала мечеть (построена в первой половине XIX в. на средства Г.Губайдуллина, в советский период закрыта, минарет спилен, здание передано начальной школе).

В начале ХХ в. функционировали 2 мечети (в годы советской власти первая мечеть использовалась как склад, в 1960-е г. перестроена под школу; во второй мечети до конца 1990-х гг. размещалась начальная школа) и медресе.

В этот период земельный надел сельской общины составлял 1827,6 десятин.

Медаль за оборону Ленинграда. Баир Иринчеев. Серия прадедушкины медали. Тетрадь 2

Posted Втр, 25/07/2023 — 10:26

https://vk.com/video_ext.php

Вторая тетрадь о несгибаемой воле советского народа к победе над нацистами на примере блокадного Ленинграда

Стоит обратить внимание сколько раз руководство страны пыталось прорвать блокаду, и что парад Победы был в Москве.
Детям полезно знать, что хваленый блицкриг споткнулся практически сразу о Лужский рубеж обороны. А взрослым — полезно прочитать как жилось на оккупированных местах Ленинградской области, где смертность была выше чем в Ленинграде

Книгу — строго рекомендую к прочтению!

От Баира Иринчеева:
Это — вторая книга из серии «Прадедушкины медали».
Продолжаем наш рассказ Битвой за Ленинград — самой тяжелой и долгой битвой великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей, унесла огромное количество жизней — как в городе, так и на фронте. Она была единственной блокадой крупного города за всю историю войны. город оттягивал на себя четверть всех сил врага на восточном фронте.
Эта тетрадь — наш скромный цветок на братскую могилу Пискаревского кладбища. Эта тетрадь — благодарность величайшему поколению нашей страны и забота о поколении будущем.
В одной маленькой тетради мы не можем рассказать обо всех героях, обо всех подвигах. Мы не можем охватить все бои и битвы, большие и малые. Надеемся, что эти тетради станут для маленьких читателей началом путешествия в увлекательное и героическое прошлое нашей Родины.

Баиру Иринчееву — мое почтение!

Аудио-версия приложена

https://vk.com/audio20524835_456239019_d2c17126dfdac0a3e1

https://t.me/c/1707858360/2652

Фольклор

В жизни удмуртской деревни большую роль играли календарно-обрядовые праздники, связанные с циклами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание праздников включало жертвоприношения, молитвенные и песенные заклинания, различные магические действия, призванные отвести несчастья, обеспечить плодородие земли и сохранность скота, здоровье членов семьи и т. д. (например, «толсур» – день зимнего солнцестояния, на который назначали свадьбы; «гырыны потон», или «акашка» – начало весенней страды; «зор курон» – обряд вызывания дождя и др.).

С переходом удмуртов в православие традиционные обряды подверглись заметному христианскому влиянию. В конце XIX – начале XX в. их проведение чаще стали приурочивать к дням церковных праздников (Рождество, Пасха, Троица и др.).

Наряду с официальным христианством длительное время сохранялись самобытные религиозные воззрения, которые сформировались на основе семейно-родовых и аграрных культов.

Спецификой удмуртской религии на современном этапе является наличие сложных форм синкретизма, в которых причудливо переплетаются не только элементы религии, но и фрагменты несистематизированных научных знаний.

Мәгариф һәм мәдәният

1928 елда башлангыч мәктәп ачыла, 1930 елларда аның каршында укырга-язарга өйрәтү курслары оештырыла. 1949 елда – җидееллык, 1966 елда – сигезьеллык (шул ук елны яңа бина төзелә), 1986 елда урта мәктәп (1999 елда яңа бина төзелә) итеп үзгәртелә.

Мәктәп каршында 2001 елдан төбәк тарихын өйрәнү музее (оештыручысы – Р.Х.Нигъмәтуллин) эшли.

Авылда шулай ук балалар бакчасы (1986 елдан), күп функцияле үзәктә – мәдәният йорты, китапханә (1936 елдан), фельдшер-акушерлык пункты (2015 елдан); 2 мәчет (1994 һәм 2014 еллардан), балалар (2016 елдан) һәм универсаль спорт мәйданчыклары (2018 елдан), төзекләндерелгән “Мир чишмәсе” һәм “Болын чишмәсе” бар.

Авыл территориясендә Закир бай милке булган склад бинасы сакланган (XIX йөз ахыры – XIX йөз башы).

Авыл зиратында XVII йөзгә нисбәтле кабер ташлары ачыклана (1684 ел, Тиланҗы улы Мөхәммәткә; 1685 ел, Бикташ Хафиз улы Урсай Суфига). Анда Мәчкәрә авылы мәдрәсәсендә укыткан Ибраһим бине Хуҗаш җирләнгән.

1933 елда авылда XVIII йөзгә караган кулъязма китаплар табыла.

Булгары на Вятке

Кировская область или Вятский край – северный сосед Татарстана, расположенный в долине реки Вятка (и её притоков). Вятский край – настоящий кладезь для любителей  истории, этнографии и краеведенья. За две тысячи лет тут побывали и «оставили след» многие племена и народы, начиная с пермских племен пьяноборской, азелинской и ананьинской культуры до древних коми, удмуртов и марийцев. Татары в этом краю появились несколько позднее, а самыми последними область заселили русские переселенцы. 

Исторические данные указывают на то, что еще в 10-м веке долину Вятки начали осваивать булгары. Основные транспортные магистрали в те века шли по рекам, поскольку в лесном краю было очень мало дорог

Поэтому для контроля торговых и административных путей важно было иметь укрепленные городища, заставы и остроги на всех крупных реках. Булгарское государство контролировало торговые пути по Волге и Каме, соответственно, река Вятка также попадала в «зону жизненных интересов» булгар

Осваивать Вятку начали с её устья, где в районе Грахани было укрепленное городище. Далее булгары двигались вверх по Вятке, организовывая свои укрепленные пункты и торговые фактории, в этот период времени по правому берегу Вятки были марийские территории, а удмурты уходили на левый берег реки.

Традиционная пища

Традиционная пища марийцев – суп с клёцками (лашка), вареники с мясной или творожной начинкой (подкогыльо), варёная колбаса из мяса, сала или крови с крупой (сокта), вяленая конская колбаса (каж), слоёные блины (команмелна), лепёшки (эгерче), пресный овсяный хлеб (шергинде).

Специфическими являются блюда, приготовленные из мяса белки, ежа, ужа, гадюки, из рыбьей муки, конопляного семени.

Особые кушанья готовили из мяса дикой птицы – ястреба, филина, но в то же время охота на диких гусей, журавлей, лебедей и голубей была под запретом.

Популярные напитки – пиво (пура), крепкий медовый напиток (пуро), пахта (эран).

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Татарские остроги

На месте Рождественского на р. Меше Д.А. Кикин записал две пустоши Укречь-Култук «у старого татарского острога у большого кургана». Следовательно, во времена Казанского ханства здесь было население городского типа с укреплением военного характера, а на вражке был старый острог. Смежна с Укречь была деревня Кильдешева. Смежной же с пуст. Укречь-Култук была дер. Сингели, где жили служилые и ясачные татары. 

Рядом с дер. Сингели к северу расположилась дер. Тангачи (Тамгачи, Таргайчи), которая в 60-х годах XVI века была пустошью, но к 1603 г. восстановлена. Смежной с дер. Сингели была дер. Бурнашева, которая в переписи Д.Кикина состояла из одних ясачников. Смежной с пуст. Тангачи в книге Д.Кикина указана пустошь Тетеевская – запустевшая деревня Казанского ханства. Дальше к северу на «Лихом болоте» были деревни: Астрахань, Читаки, Мингерь, Сатки и Каирби, на оз. Сабуголь основана была и дер. Сабуголи; на озере Кулчук – дер. Кулчук Старый, где жили служилые татары и после Казанского взятия. Дер. Читаки была смежена с целым рядом старинных селений: дер. Тарлаши, почин. Елшейков, дер. Караишево, Пиголи и Карадулат; недалеко от них была пустошь Кумкечь и дер. Четова, где открыто старинное татарское кладбище. С дер. Сабуголь смежны деревни Караева, починок Смоклево (Измаил) – Займище, дер. Кабан и пустошь Белка, где тоже обнаружено старинное татарское кладбище, но татарское название не сохранилось. Рядом с дер. Каирби расположены были пустошь Куюк и деревни Сарку-Кадыш, Харибей и Сафаровка. Дер. Сарку-Кадыш была смежна с дер. Бученба, а последняя – с деревнями Тогашево, Каракчей Кабан, Селик Кабан и Старый Кабан. Ближе к Волге расположены были деревни: Ковали, Отары Средние, Отары Большие и Отары Малые. С Отарами были смежны дер. Девлеткильдеево (ныне Девликеево) и Мамотяково. С дер. Харибей смежны были пустошь Ялмская и дер. Бол. Куюки. Этим мы кончаем обзор татарских селений, расположенных в самом устье р. Меши и к северу между р. Мешей и Волгой и относящихся к Ногайской дороге. 

Продолжение следует

Евгений Чернышев

Литература

Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840.

Смирнов И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.

Евсевьев Т.Е. Обычаи, верованья и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10.

Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951.

Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956.

Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1976.

Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Приволжья и Приуралья. М., 1985.

Петров В.Н. Марийцы // Народы России. М., 1994.

Молотова Т.Л. Современная материальная культура сельских марийцев // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996.

Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.

Автор – Ф.Ф. Гулова

Пустошь Старый Менгер

В писцовых материалах XVI и нач. XVII века может быть принят как критерий давности, восходящий ко временам Казанского ханства, и такое указание, что местность, отведенная ясачникам или служилым татарам, является пустошью: «дер. Кшкар, что была пустошь по Алатской дороге». Такая пустошь образовалась как последствие военных или карательных действий, когда селение было уничтожено, а население разбрелось в разные стороны. После военных действий эти «пустоши» отдавались в поместья служилым. 

Старинное татарское городище Кокрять-Кокрышское на р. Майне отмечается в Трудах первого археологического съезда». В 1603 г. писцовая книга И.Болтина фиксирует пустошь Старый Менгер, что подсказывает убедительную мысль о том, что во времена Казанского ханства здесь было селение, которое после присоединения было восстановлено .

В первом томе «Истории Татарской АССР» имеется карта Казанского ханства накануне его присоединения к Русскому государству. В этой карте отмечено 167 селений, расположенных в Казанском и Свияжском уездах 2 половины XVI века. В годы издания книги эта карта была наиболее полной, мало того, эта карта, составленная Н.Ф. Калининым, побуждала к дальнейшим разысканиям по исторической географии. В этом заключалась ее основная ценность. Привлечение же писцовых материалов XVI и нач. XVII вв. дало возможность значительно пополнить перечень населенных пунктов Казанского ханства. Мы взяли писцовую книгу Д.А. Кикина по Казанскому уезду, писцовую книгу его же по Свияжскому уезду, писцовую книгу И.Болтина 1602– 112 и дозорные книги 1616–1619 гг. 

История

Ядром древне-марийского этноса, формировавшегося в 1-м тысячелетии нашей эры, были финно-угорские племена.

Большую роль в становлении и развитии марийцев сыграли этнокультурные контакты с булгарами, затем с татарами (наибольшее влияние тюркские соседи оказали на восточные группы луговых марийцев; часть из них приняла ислам), в новейшее время – с русскими (наиболее заметно проявляется у северо-западных и горных марийцев). Особенно многочисленны культурно-бытовые аналогии с чувашами (в первую очередь это относится к горным марийцам и южным группам луговых марийцев).

В прошлом марийцы, за небольшим исключением, проживали в сельских поселениях, в настоящее время свыше 60% марийцев также ведут сельский образ жизни. Общинное землевладение и землепользование с традиционным патриархальным укладом сохранялось вплоть до 1930-х гг.; преобладали сложные общины (см. Община).

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Поселения, жилища

У марийцев издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Во 2-й половине XIX в. разбросанная планировка селений начала сменяться уличной; стал преобладать северо-великорусский тип планировки.

Жилище – срубная изба (порт) с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени), трёхраздельная (изба-сени-изба и заимствованный русский вариант изба-сени-клеть).

На севере и западе Марийского края под влиянием русских традиций преобладали избы с кухонной перегородкой, русской печью и полатями.

На востоке, особенно в Предкамье, внутренняя обстановка марийской избы напоминала татарский интерьер – печь с вмазанным котлом, широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и т. д.

В состав традиционных дворовых построек входили: амбар или клеть, часто в виде двухэтажной кладовой с галереей на втором этаже, погреб, хлев, сарай, в зажиточных усадьбах имелось гумно с овином.

Архаичной постройкой являлось летнее жилище-кухня (кудо) – лёгкое срубное строение с земляным полом, без потолка; крышу крыли, оставляя щели для выхода дыма из открытого очага с подвесным котлом. В прошлом кудо являлось также местом проведения семейно-родовых молений и обрядов.

Баня обычно ставилась на задворках, ближе к источнику воды.

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Баир Иринчеев. Прадедушкины медали: Медаль за оборону Москвы

Posted ЧТ, 22/06/2023 — 14:15

Медаль за оборону Москвы — книга, которую стоит читать своим детям о Великой Отечественной войне, и о том самом первом сокрушительном поражении нацистов в 1941 году.

Да, читать трудно. Да, нашим войскам в 1941 году приходилось крайне тяжело. Да, было много неудач и поражений.
Но читать стоит — так как первая победа была тоже в 1941 году.
И хотя до окончательной победы был еще трудный путь длинною в четыре года, начался он именно тогда и именно там — под Москвой.

Поэтому всем рекомендую к прочтению, или к прослушиванию — аудио файл доступен по ссылкам:

https://vk.com/audio20524835_456239018_a4e8a21d097ae1a62a

https://t.me/komandaK/2667

Описание ООПТ

Памятник природы создан в 1976 году. Карман Курык – низкогорная форма Марийско-Вятского увала. На крутых северных и восточных склонах обнажены породы казанского яруса пермской системы мощностью более 30м. Вдоль подошвы горы – пояс карстовых воронок, на северном склоне – карстовая пещера. На восточном склоне произрастают гроздовник полулунный, башмачок настоящий, дремлик темно-красный.

https://youtube.com/watch?v=HswYwAjomG4%3F

Гора Карман-Курык – останцевая куполовидная возвышенность водораздельного плато с абсолютными высотами до 210-220 м, сложенная устойчивыми против денудации породами казанского яруса – доломитами и известняками. Борта возвышенности окантованы карстовыми «воротничками», представляющими кольцевой ров из карстовых впадин.
По склонам произрастают хвойно-широколиственые леса с преобладанием в напочвенном покрове видов спутников широколиственных лесов. Вторичные леса – березняки липовые произрастают на месте бывших каменных карьеров.

https://youtube.com/watch?v=zmVyfwKergs%3F

На территории урочища Большой Карман-Курык произрастают виды, занесённые в Красную книгу Республики Марий Эл, такие как венерин башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.), дремлик тёмно-красный (Epipactis atrorubens (Hoffm.) Schuit.), гроздовник полулунный (Botrychium lunaria (L.) Sw.), голокучник Роберта (Gymnocarpium robertianum (Hoffm.) Newm.), лён слабительный (Linum catharticum L.), фисция сизая (Physcia caesia (Hoffm.) Fьrnr). Редкими видами являются белозор болотный (Parnassia palustris L.),
лук Вальдштейна (Allium waldsteinii G. Don. fil.), кокушник длиннорогий (Gymnadenia conopsea (L.) R. Br.).

Занятия

Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).

Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.

У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.

Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.

Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.

Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.

История

Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах относится к XII в. (в сочинениях арабского автора Абу-Хамида аль-Гарнати).

В русских летописях удмурты впервые упоминаются как аряне, арские люди (1379) в записи о походе вятской рати в Арскую землю (см. Ары).

Внутри удмуртского этноса выделяют несколько групп, основные из которых – северные и южные. Их развитие происходило в различных этноисторических условиях: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние (бесермяне), у северных – русское.

Северные удмурты довольно рано оказались в составе своеобразного политического и экономического образования – Вятской земли.

Южная группа удмуртов подпала под власть Волжской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, после 1552 г. была присоединена к Русскому государству.

С учреждением Вятского наместничества (1780), а позднее Вятской губернии (1796) удмурты составляли большинство населения Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов; были отнесены в разряд государственных крестьян.

В 1920 была образована Вотская (с 1932 г. – Удмуртская) автономная область, 28 декабря 1934 г. преобразована в автономную республику (с 1991 г. – Удмуртская Республика).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: