История
Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.
С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.
Чтимые чудотворные списки
Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни |
Стромынский
Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния. О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что «по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.» Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.
В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.
О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.
Нижегородский
Празднование 12 мая
Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.
Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.
Иные списки
В России известны еще списке Кипрской иконы Божией Матери находившиеся в Московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта была украшена богатым окладом.
Священные рощи марийцев
Деревня Оролы находится в 10 км от поселка Параньга в республике Марий Эл. Согласно преданию, основана она была марийскими переселенцами с берегов реки Вятки, возле старинных поселений удмуртов. Однако через некоторое время они покинули эти места.
Так выглядит типичная священная роща (кусото) в Марий-Эл. Всего же в Марий Эл насчитывается около 600 рощ
Считается, что название деревни происходит от слова «орол» (то есть «охранник») и обусловлено тем, что марийцам постоянно приходилось стеречь свое поселение от набегов разбойников. Вокруг деревни Оролы располагаются 6 кусото (кюсото) (священных рощ). В XX веке на реке строили плотину, и одна из рощ оказалась на территории котлована. Никто из местных жителей не согласился рубить священные деревья «пумаш».
Тогда для этого наняли приезжих рабочих, которые охотно повалили лес. Однако на обратном пути трое из четверых погибли в автокатастрофе. Говорят, что после выздоровления выживший вернулся в Оролы. Он слышал рассказы местных жителей о том, что уничтоженная им роща была священной, и после случившейся трагедии уверовал в то, что понес наказание за свой неблаговидный поступок. Рабочий покаялся в совершенном злодеянии и даже принес дары богам марийцев.
Верования у этого народа достаточно просты. Люди обожествляют природу в целом и каждое ее явление в отдельности. Священные рощи, согласно верованием марийцев, являются местами счастья на земле, где можно напрямую пообщаться с силами природы.
В каждой такой роще непременно выделяется главное дерево, которое называют «онапу». Считается, что оно связывает земной мир с небесным. Поскольку рощи священны, вход туда разрешен лишь чистым душой и телом.
Среди местного населения до сих пор бытует такая легенда: «один карт на богослужение пришел не очень трезвым, люди пороптали про себя, но смолчали. А вечером на деревню обрушился сильнейший град, который выбил все посевы. Это была кара небесная».
Особенно почитаются у марийского народа липа, дуб и береза. С глубокой древности и по сей день люди верят в то, что лес может исцелить практически любой недуг. Для этого мужчине нужно идти за помощью к дубу, женщине — к липе, а детям — к березе.
Праздник в священной роще
Из интервью с Ираидой Степановой, автором вышедшей в 2012 году в Йошкар-Оле книги «Кусото»:
— Сколько в Марий-Эл основных рощ?
Ираида Степанова: На Ваш вопрос нельзя ответить однозначно, потому что есть рощи действующие, а есть не действующие. Где-то и деревни исчезли, а люди приходят или приезжают в рощу молиться. А есть такое, что и деревня жива, но в рощу не ходят.
— С чем это связано?
— Это связано с тем, что когда шла атеистическая политика советской власти, были сильные гонения на людей, которые ходили молиться в рощи, – не давали посещать рощи, милиция выгоняла людей во время молений… Это были страшные времена. Также в настоящее время у нас нет института для подготовки старейшин, которые могут проводить моления. А ведь здесь должны быть большие познания в области религии, обрядов, да и человек к этому должен быть готов морально и духовно.
Положительно сказывается то, что в республике работает общественная организация «Мари кумалтыш», которая помогает людям возрождать моления в священных рощах. И можно сказать, что за последние годы людей, которые стали возвращаться и интересоваться своей традиционной религией, стало больше.
— Какое отношение у молодежи к традиционной марийской религии? Посещает ли молодежь моления?
— Молодежь в последние годы стала больше интересоваться марийской религией, ее национальное самосознание постепенно просыпается
Важно сказать то, что в рощи на моления никто никого не заставляет идти. Если ты хочешь, ты идешь – все должно быть по велению души
Молодые люди чаще всего сначала просто приезжают посмотреть, потому что им это интересно, либо помочь старшим, а потом уже постепенно сами начинают интересоваться. Также я думаю, что молодежь, находясь в роще, начинает чувствовать силы природы – они притягивают. Ведь издревле так сложилось, что моление – это праздник для души. В такие моменты твоя душа наполняется радостью и тебе хочется раствориться в этом.