Какой народ жил в казани до прихода татар

Альдермыш :: татарская энциклопедия tatarica

Ханство народов

Казанское ханство включало в свои границы не только булгаро-татарские владения, но и владения других народов: мордвы, чуваш, мари, удмуртов и башкир, которые далеко не полностью входили в состав ханства. Так, часть марийцев, чуваш, мордвы и удмуртов находились в пределах Московского государства, а часть башкир были подчинены Сибирскому ханству и ногайцам. Казанское ханство было таким же многонациональным государством, как и Русское.

Определение территории Казанского ханства и выявление его основных населенных пунктов представляет несомненный интерес, как для решения общеисторических вопросов Казанского периода, так и в особенности для изучения проблемы происхождения казанских татар. При этом возможны различные пути – археологическое исследование, топонимические наблюдения, поиски письменных сведений и т.п. К сожалению, археологически территория и населенные пункты Казанского ханства исследованы очень слабо, хотя основные районы территории ханства посещалось не одной экспедицией, но расположение большинства прежних населенных пунктов под современными селами лишало возможности их обнаружения. Каких-либо подробных татарских записей о селах ханства почти не сохранилось. Топонимические материалы еще только собираются. Несомненно, интересные выводы в будущем может дать изучение татарских родословий – шаджаре. 

Деревни Ногайской дороги

Вместе с тем использованы сборники исторических документов, как «Акты исторические» С.Мельникова, «Документы и материалы» и исторические монографии, как двухтомная работа Г.Перетятковича «Поволжье», монография Н.А. Фирсова, И.М. Покровского, статьи И.А. Износкова и «Списки, населенных мест» Лаишевского и Мамадышского уездов, В.Магницкого и др. Все это позволяет нам говорить о селениях Казанского ханства более полно. Конечно, мы не можем быть уверенными в том, что карта селений вполне исчерпывающая, но все же она даст новый импульс к дальнейшим изысканиям в этой области. 

Начнем обзор с Ногайской дороги Казанского уезда. Здесь «после Казанского взятия» большинство селений и пустошей сохранили татарские названия. В нижнем течении р. Меши на Ногайском перевозе была татарская деревня Агайбаш. Эта деревня возникла на пустоши Телепеевской, что позволяет предполагать, что до Казанского взятия эта пустошь была заселена татарскими ясачниками, среди которых выделялся татарин Телепей. Название же Агайбаш дано местности по урочищам. Писцовая книга упоминает еще селище Агач, которое было до завоевания укрепленным пунктом татарских феодалов. Это был немаловажный стратегический центр. Доказательством существования Агайбаша, Аган и Агача является то, что русскому служилому В.Ф. Танееву дана была в поместье земля «селища Агача», которая была смежена с дер. Тоймой и Юлдузскими лугами г. Лаишева; эта земля была расположена на левом берегу р. Меши по направлению к Лаишевскому лесу. Деревня же Агайбаш на правом берегу р. Меши и имела татарских ясачников. От укрепленного пункта Агача, расположенного вблизи Ногайского перевоза через р. Каму, в 1603 г. уцелело 22 двора, и та земля, которая не обрабатывалась ясачниками, отдана была тому же Танееву. Несколько южнее деревни Агайбаш находится дер. Байчуга, расположенная на левом берегу р. Меши. Эта деревня упоминается в писцовой книге Д.А. Кикина (№ 643. Л. 477), как смежная с дер. Тоймой, а в писцовой книге И.Болтина (№ 642. Л. 7) читаем, что в этой деревне жили и служилые и ясачные татары. Дер. Ташкирмень, расположенная на правом берегу р. Меши, хотя и не упоминается в писцовой книге Д.А. Кикина, но она есть в книге И.Болтина (№ 642. Л. 17). Дер. Атабаево (Табаева, Табаи), по данным И.А. Износкова, очень древнего происхождения». 

Образование и культура

В 1924 г. в селе открыта четырехлетняя начальная школа, в 1932 г. преобразована в семилетнюю, в 1961 г. – в восьмилетнюю, в 1968 г. – в среднюю.

В селе функционируют дом культуры (в 1964 г. построено новое здание), библиотека (с 1956 г.), детский сад «Умырзая» (с 2000 г.), фельдшерско-акушерский пункт, 2 мечети («Амир» с 1998 г., «Альмандар» с 2003 г.).

При школе действует краеведческий музейный уголок (с 2004 г., организатор – Г.Насруллина); при доме культуры – театральный коллектив «Нур» (с 1994 г.), хореографические коллективы «Энже бортеклэре», «Татар кызлары» (оба с 2000 г.).

В 2008 г. открыт мемориал воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В окрестностях села находится родник Святого Муртазы.

На восточной окраине села выявлен археологический памятник – Альдермышское надгробие (период Казанского ханства).

Название села упоминается в пьесе Т.Миннуллина «Старик из деревни Альдермыш» и песне Х.Фархи «Вернусь еще в Альдермыш».

Татарские остроги

На месте Рождественского на р. Меше Д.А. Кикин записал две пустоши Укречь-Култук «у старого татарского острога у большого кургана». Следовательно, во времена Казанского ханства здесь было население городского типа с укреплением военного характера, а на вражке был старый острог. Смежна с Укречь была деревня Кильдешева. Смежной же с пуст. Укречь-Култук была дер. Сингели, где жили служилые и ясачные татары. 

Рядом с дер. Сингели к северу расположилась дер. Тангачи (Тамгачи, Таргайчи), которая в 60-х годах XVI века была пустошью, но к 1603 г. восстановлена. Смежной с дер. Сингели была дер. Бурнашева, которая в переписи Д.Кикина состояла из одних ясачников. Смежной с пуст. Тангачи в книге Д.Кикина указана пустошь Тетеевская – запустевшая деревня Казанского ханства. Дальше к северу на «Лихом болоте» были деревни: Астрахань, Читаки, Мингерь, Сатки и Каирби, на оз. Сабуголь основана была и дер. Сабуголи; на озере Кулчук – дер. Кулчук Старый, где жили служилые татары и после Казанского взятия. Дер. Читаки была смежена с целым рядом старинных селений: дер. Тарлаши, почин. Елшейков, дер. Караишево, Пиголи и Карадулат; недалеко от них была пустошь Кумкечь и дер. Четова, где открыто старинное татарское кладбище. С дер. Сабуголь смежны деревни Караева, починок Смоклево (Измаил) – Займище, дер. Кабан и пустошь Белка, где тоже обнаружено старинное татарское кладбище, но татарское название не сохранилось. Рядом с дер. Каирби расположены были пустошь Куюк и деревни Сарку-Кадыш, Харибей и Сафаровка. Дер. Сарку-Кадыш была смежна с дер. Бученба, а последняя – с деревнями Тогашево, Каракчей Кабан, Селик Кабан и Старый Кабан. Ближе к Волге расположены были деревни: Ковали, Отары Средние, Отары Большие и Отары Малые. С Отарами были смежны дер. Девлеткильдеево (ныне Девликеево) и Мамотяково. С дер. Харибей смежны были пустошь Ялмская и дер. Бол. Куюки. Этим мы кончаем обзор татарских селений, расположенных в самом устье р. Меши и к северу между р. Мешей и Волгой и относящихся к Ногайской дороге. 

Продолжение следует

Евгений Чернышев

Хозяйствующие субъекты

В 1960–1964 гг. село в составе колхоза им. Тукая, в 1965–1993 гг. – колхоза «Маяк» (в селе располагалось правление), в 1994–2000 гг. – коллективного предприятия «Маяк». В 2000-е гг. в селе действовали сельскохозяйственные предприятия: общество с ограниченной ответственностью «Нур-Агро», общество с ограниченной ответственностью «Нур-1», в настоящее время – 3 крестьянских (фермерских) хозяйства; с 2005 г. – общество с ограниченной ответственностью «Альдермышский источник» (розлив бутилированной воды).

Жители занимаются преимущественно полеводством, животноводством.

Страна четырех рек

Казанское ханство сформировалось в XV веке на основе продолжения экономических, культурных и этнических традиций Булгарского ханства. Географическое положение Казанского ханства на Средней Волге и Нижней Каме усиливало его мощь и экономическое значение: ханство могло контролировать и бассейны pp. Камы, Вятки и Белой. А это давало возможность Казанскому ханству оказывать влияние на удмуртов и часть башкир, помимо чуваш, мари, мордвы, живших по р. Волге. 

Граница Казанского ханства на западе смежена была с Нижегородским уездом и проходила по реке Суре до впадения в нее р. Алатыря. Далее, на запад граница шла по р. Алатырю, затем переходила на р. Мокшу и следовала к верховью этой реки, а повернув на восток, снова шла по верховью р. Суры, рекой Кададой выходила к р. Волге на Кашпир и Волгой шла до устья р. Самары. Далее на восток граница шла по р. Самаре, которая была пограничной. Затем граница через Сакмару подходила к реке Белой и шла по ее течению до впадения в р. Каму. Северная граница проходила вверх по р. Каме от устья Белой до Сарапула и дальше шла на запад до вятского притока реки Чепцы, откуда граница проходила лесами и топями по р. Пижме к нижнему течению р. Ветлуги и по Ветлуге до впадения ее в Волгу. 

Таким образом, Казанское ханство было поистине страною четырех главных рек: Камы, Волги, Вятки и Белой и других менее значительных, как Бол. и Малый Черемшан, Меши, Свияги, Суры, Илети, Бол. и Мал. Кокшаги и низовье Ветлуги. 

Известные уроженцы

Э.З.Бакиров (1920–2001) – композитор, заслуженный деятель искусств ТАССР, РСФСР, народный артист РТ, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая;

Габяш (1785 – после 1874) – религиозный деятель, поэт, каллиграф;

Я.Х.Хабибуллин (1894–1943) – военный деятель, комбриг (1936 г.), участник Первой мировой и Гражданской войн, военный комиссар Башкирской АССР (с 1942 г.), кавалер орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени Туркестанской АССР; в селе в память о нем установлен обелиск, его имя носит школьная детская организация.

На сельском кладбище похоронен писатель, заслуженный работник культуры ТССР Тауфик Айди (1941–2001).

Опач вместо Агач

Дер. Епанчино упоминается в писцовой книге И.Болтина 1603 г., из которой мы узнаем, что в деревне жили служилые и ясачные татары. В писцовой книге Д.Кикина ее нет потому, что в этой деревне не было поместий русских служилых людей. Наличие деревни в Казанском ханстве подтверждает и карта Казанского ханства в I т. «Истории Татарской АССР». Необходимо указать дер. Мансурову на Каме вблизи устья р. Меши, древность основания которой определил в 1862 году И.Н. Березин, обнаруживший там надгробный камень сына Мансура Булгарского. 

Во второй половине XVI в. в ней не было ни русских, ни татарских служилых людей, а жили одни ясачные татары. Эта деревня основана в период самостоятельности Казанского ханства. На месте нынешней дер. Карташиха была Салтыковка, а в Семеновых книгах (Нармацкого) написано дер. Тербедеево. Именно это название и было присвоено деревне в Казанском ханстве. 

В писцовой книге Д.А. Кикина № 643 указывается пустошь Опач; это очевидно ошибка переписчика, который в копии написал Опач вместо Агач. В подлиннике, с которого он списывал, первая буква была написана не прописной. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: