Татар охотно брали на работу
Кильмезский район Кировской области расположен на левобережье Вятки, он граничит с республикой Удмуртия. Татары стали селиться в этом краю сравнительно недавно. Как было указано, Большой Сибирский тракт пересекал Вятку (около Малмыжа), а потом вел в сторону села Кильмезь, именно по этому торговому пути расселялись татары.
Но основная масса татарского населения появилась тут в советскую эпоху, когда многие крестьяне, уходили из деревень в поисках лучшей жизни, или спасались от раскулачивания. Дело в том, что на территории Вятского края требовались рабочие на лесозаготовках, на лесоперерабатывающих предприятиях, на разных промыслах. Колхозники, которые не имели паспортов, имея обычную справку из сельсовета, могли устроиться на эти работы, чтобы потом получить паспорт. Примерно так поступила и семья моей матери, когда они жили в Елабужском районе ТАССР, тогда она взяла справку в сельсовете, что едет поступать в педучилище, а сама уехала сперва в Кировскую область, а потом в Марий Эл, где на лесозаготовки брали даже без паспортов. Мать рассказывала, что руководство охотно брало на работу татар, так как традиционно татары были старательны и трудолюбивы, легко обучались разным профессиям, и самое главное – в те годы почти не употребляли спиртное.
В настоящее время в районе проживает около 1800 татар, в основном живут в поселке Кильмезь, и в деревнях Тат-Кильмезь, Четай, Тат-Бояры, Тархан, Рыбная Ватага и Новая Жизнь. В поселке Кильмезь организована культурная автономия татар, функционирует библиотека с большим фондом татарской литературы, журналов и газет, проводятся праздники Сабантуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам. В деревнях Кильмезского района действует 8 мечетей.
Легендарное марийское княжество и Черемисские войны
Интересна история заселения татарами Малмыжского района. Татары стали тут появляться сразу после падения Казанского ханства. Тогда тут располагалось марийское Малмыжское княжество во главе с легендарным князем Болтушем (Полтышем). Это княжество находилось в вассальной зависимости от Казанского ханства, поэтому князь Болтуш поддержал казанских татар, и выступил против русского царя. Многие татары присоединялись к марийскому войску и участвовали в длительных Черемисских войнах, которые с перерывами шли почти до конца 16-го века на левобережье Волги (луговая сторона). Сам князь Болтуш был убит при штурме Малмыжа пушечным ядром, а оставшиеся в живых мари и татары расселились по глухим уголкам Вятского края. Чуть позднее через Малмыж (село Гоньба) был проведен Большой Сибирский тракт, и была переправа через реку Вятка. А с севера тут проходил Вятско-Елабужский тракт, уходящий на Уфу, эти важные дороги пересекались около Малмыжа, и около них расположена основная часть татарских селений.
Всего в Малмыжском районе около 9800 татар, существенная часть проживает в самом Малмыже, и в деревнях – Старый и Новый Ирюк, Татверхгоньба, Аджим, Новая Смаиль, Арык, Тан. Всего в районе 21 населенный пункт, где существенна (или преобладает) доля татарского населения. Татары с давних времен занимались активно земледелием, лесными промыслами, торговлей, а также ремеслами: валяльным, кожевенным, печным, шорным, плотницким и другими. На Вятке было много татарских купцов, очень часто татары нанимались приказчиками к торговым людям или просто охранниками и сторожами, особенно в период проведения ярмарок и базаров. Этот выбор был понятен — по исламской традиции татары тогда не пили вина и не воровали, поэтому им можно было доверить любые материальные ценности и товары.
Еще до революции каменные мечети были построены в Старом Ирюке, Татверхгоньбе и Смаиле. При них действовали деревенские медресе, где детей обучали основам Корана, основным молитвам, арифметике и грамоте. При поддержке татарских купцов в 1893 году в самом Малмыже была открыта татарская школа, которая сохранилась и в советское время как семилетняя школа. Сразу после Октябрьской революции в Малмыже была открыта татарская учительская семинария, а чуть позже — педагогический техникум для татар. В рамках одной статьи трудно рассказать про все татарские деревни этого района (подробно всю информацию можно посмотреть на сайте Команды Кочующих).
Продолжение следует
Самые северные татары
Однако нашествие монголов в 13-м веке уничтожило эти цветущие города и разорило Булгарское государство, поэтому остатки племени нукарда (нухрат) ушло на правый берег Камы, и основало селение недалеко от устья Вятки. Река Вятка по-татарски так и называется – Нократ.
Нашествие грозного завоевателя Тимура (Тамерлана) полностью разорило Булгарию, и племенам нухрат пришлось уйти вверх по Вятке – на север. Тут они объединились с арскими князьями (Кара-бек), а также с местными народами: южными удмуртами (калмез) и с бессермянами, после чего организовали в верховьях Вятки Нукратское княжество. Тут было устроено укрепленное городище, это княжество контролировало северные районы Арской даруги Казанского ханства.
Нукратское княжество действовало до падения Казанского ханства, однако и потом не было разрушено, а просуществовало некоторое время, будучи включенным в Русское государство.
Основные населенные пункты: село Карино, Ильясово, Митюково, Арасланово, Касимово, Юач, Абашево. Основной язык татарский, но с некоторыми удмуртскими особенностями, поэтому выделяют также чепецкий (или нукратский) говор.
В Кировской области ныне проживают около 800 «каринских» татар, еще примерно 6 тысяч татар сейчас проживает в республике Удмуртия (Юкаменский, Глазовский, Балезинский и Ярский районы). Примечательно то, что это самые северные исторические татарские поселения в России.
Литература:Исхаков Д.М. Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978.
Татарский энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998—703 с., илл.
Д. Г. Касимова «Чепецкие татары: особенности культуры, языка и религии». Ижевск, 2005. — С. 158—164.
Худяков Михаил Георгиевич «История Камско-Вятского края».
Путешествие на исток Малого Кундыша, Советский район Марий Эл
Posted СР, 26/07/2023 — 17:25
Данное путешествие было специально проведено по местам истоков основных рек Марий Эл. Во время этого путешествия мы посетили исток реки Малый Кундыш, исток реки Юшут, один из истоков реки Немда, два истока реки Илеть, и побывали у истока реки Шора.
Отметим, что все указанные истоки рек расположены на склонах Вятского вала на востоке Марий Эл.
Следует сразу отметить, что у Малого Кундыша два основных истока, и при этом на разных картах они располагаются по-разному. Основной исток расположен в Советском районе РМЭ, а второй исток на старых картах указывается в Куженерском районе. Вероятно, что когда в этих краях были лесные массивы – реки были более полноводнее, скорее всего, какой-то ручей затекал в Малый Кундыш именно из Куженерского района. Это было отражено в старой литературе про географию Марий Эл.
В настоящее время (что видно, например, на Яндекс-картах) оба истока расположены в Советском районе РМЭ в районе деревни Янгранур.
Праздники
В районе каждый год справляют татарские и мусульманские праздники: Сабантуй, Науруз, Ураза-байрам и Курбан-байрам, в некоторых аулах возрождается традиция таких древних тюркских праздников, как «Каз өмәсе», «Карга боткасы», «Боз карау». В рамках области проводятся фестивали татарской культуры, состязания по конным скачкам, конкурсы «Авыл кызы». Известен далеко за пределами района коллектив татарской песни «Мирас». Также татарские фольклорные группы есть в селах Старый Ирюк, Татверхгоньба и Новая Смаиль.
Татарский язык преподается в четырех школах Малмыжского района, также татарский язык изучают в некоторых детских садах, и в летнем школьном лагере «Дуслык».
Река Ангара
Posted ВС, 12/10/2014 — 08:22
Летом 2011 года Команда Кочующие совершала большой поход по Восточным Саянам, ну, и на десерт – мы посетили легендарное озеро Байкал! Заодно прокатились с ветерком по Круго-Байкальской железной дороге, что ведет от Слюдянки к Листвянке. И вот, чтобы попасть в саму Листвянку – поезда мало, ибо здесь из батюшки Байкала вытекает его непослушная дочь – река Ангара. Пересечь исток Ангары можно на пароме, чем Кочующие воспользовались, и хотя пошёл дождик – мы стояли на палубе и смотрели на просторы Байкала и начинающейся Ангары с парома!
Данное путешествие стоит повторить каждому, ибо больше в мире нет другого ж/д маршрута вдоль самого большого в мире Озера! А по дороге есть музеи, тихие стоянки, идет бойкая продажа омуля, ну, и виды, конечно, потрясающие!!!
Бассейн Свияги
Следовательно, по левому берегу р. Волги в Казанском уезде уже намечается более 500 названий деревень и волостей, бывших в пределах Казанского ханства. Свияжский уезд второй половины XVI века представлен писцовой книгой того же Д.Кикина 1565–1567 гг.
Чтобы полнее охватить селения с татарским населением, мы принуждены были дополнить данные Д.Кикина XVI века сведениями из переписной и перечневой книги А.Племянникова и И.Фадеева 1646 г., которая содержит много данных по дворцовым деревням. Татарские селения на правом берегу р. Волги очень густо освоили бассейны р. Свияги. В четырехугольнике, образуемом р. Аниш, Волгой, Свиягой и Арей мы можем отметить целый ряд татарских деревень. Шигозданы Сустатово Бол. Ширдан Юрты Бол. Кошлауш Аралово Мал. Ширдан Сюлемень Тохтамыш Ширдан Именева Кочемир Мал. Кошлауш Кугушева Девлезерово Чатеево Луба Албаба Ураспуги Янгильдино Бол. Ходяшево Алишево Ачасыри Другая Именева Асаново Баджюг Альменево Кирмерлин Мал. Ходяшево Бол. Ачасыри Алыш Хадарово Бежбатмен Таулина Бускей Много деревень было по р. Кубне и Бирле: Моллино Семикей Сундяково Тояба (Молвино) Бол. Итяково Ардатово Нороваш Нурлат Мал. Итяково Каратам Темишево Булат Бузаева Маматыш Турмыш Кучеево Чирпаева Таниаво Кармалы Исламово Мал. Кушман Киншелей Чутеева Бакарчи Урусева Тегешева Кулчук-Кулчуги Кудаш Налитева Асюнева Куштова Мурат Каинки Алдиярово Чечкаб Кичкеней Кушман Бол. Кайбицы Бурты Багашево Сатламыш Мал. Кайбицы Myрали Кубузево Азбаба Куланга Шушерма Бурундук Азелеево Наратлы Кулабердин Индырчи По реке Большой и Малой Буле располагались селения: Байбахта Девликей Каменный брод Кульгун Сюндюр Лащи Наратбаш Бурнаш Яльчики Кушелга Бишево Кильдураз Биабаш
За Камой для вас земли нет
В результате многолетних военных действий многие татарские селения запустели совершенно, из многих деревень часть населения разбежались, но после войны татарское население частично вернулось на свои земли. Эти земли стали уже государственными, переписчики их взяли на учет, если на них хотя бы в малой доле оставалось население, которое сохранило и название поселений. Это же население указывало, очевидно, и наименование пустошей, которыми потом администрация стала «верстать» служилых людей – и русских и татар.
Во второй половине XVI века образование поселений на целинных землях было большим исключением, как, например, дер. Подсеки или Кузьмине Займище на р. Киндере: прежде всего население тянуло на давно обработанные земли, но вследствие военных действий запущенные в перелог. Так Д.Кикин в 60-х годах XVI века записал пустошь Воршло, которая через несколько лет стала деревней (ныне Воршло), также пустошь Кобяковская стала деревней Кобяковой. Такие названия, как дер. Серди, мы не выписали на карту, так как можно предполагать, что эта деревня возникла после завоевания. Писцы второй половины XVI века и начала XVII века за р. Каму не ездили для переписи государственных земель, так как за р. Камой населения было мало: за р. Камой часто «летовали» ногайцы со своими стадами. Это положение твердо установилось в исторической литературе с древних пор.
Жизнь татарской общины
К 1941 г. в районе действовали мечети в 3-х татарских селениях. В настоящее время на территории Вятскополянского района функционируют 10 мечетей (во всех татарских селениях, городах Вятские Поляны, Сосновка и поселке городского типа Красная Поляна).
Здания мечетей в деревнях Старый Пинигерь (построено в 1835 г.) и Нижние Шуни (1850 г.) являются памятниками истории и культуры регионального значения. Здание мечети в деревне Сосмак относится к 1905 г. В 2015 г. в деревне Старый Пинигерь прошли торжества, посвященные 180-летию мечети.
Работают 3 школы, где татарский язык изучается как предмет. При Центре национальной культуры (город Вятские Поляны) действует отдел татарской культуры.
Работает национально-культурная автономия татар Вятскополянского района (руководитель М.М.Фаляхутдинов). Функционируют 4 библиотеки (деревни Средние Шуни, Сосмак, Нижние Шуни, Старый Пинигерь) и 5 домов культуры, которые являются центрами татарской культуры.
В Нижнешунской библиотеке ежегодно проводятся круглый стол «Поэт, патриот, герой Муса Джалиль» и День воспоминаний (ко дню кончины уроженца района, писателя, лауреата премии Г.Исхаки – Р.Сибата), выпускается устный журнал «Все о Тукае»; работают книжные выставки «Цветы Тукаю», «Герой, патриот, борец Муса Джалиль», «Лябипа апа и ее книги» (об уроженке деревни Нижние Шуни детской писательнице Л.Ф.Ихсановой).
В Сосмакской библиотеке действует татарский национальный центр (с 1993 г.), организован музей, в котором представлены предметы татарского быта.
В Старопинигерской библиотеке оформлен уголок крестьянской избы. Среднешунская библиотека в 1993 г. стала татарским национальным культурным центром; здесь проводятся обрядовые посиделки «Утырма», библионочь «Аулагый», День деревни, праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».
В районе функционируют татарские творческие коллективы: народный ансамбль татарской песни «Идель» (с 1991 г., с 1996 г.– народный, город Сосновка, руководитель А.В.Сабирова), народный ансамбль «Шунские гармонисты» (с 1995 г., с 2010 г. – народный, деревня Средние Шуни, руководитель А.З.Халимов); ансамбль «Ак колфак» (с 2005 г., деревня Ямышка, руководитель Г.М.Исламова).
В краеведческом музее деревни Средние Шуни представлены предметы быта и национальная одежда татар. При Среднешунском Доме культуры проводятся межрегиональные фестивали «Играй, гармонь!» и «Утырмага», в них принимают участие коллективы из Татарстана.
Педагоги и учащиеся детских школ искусств города Вятские Поляны и поселка городского типа Красная Поляна ежегодно принимают участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в Татарстане.
Краткая биография: Марийские лесоходы и наши кочующие друзья
Posted ВС, 03/01/2010 — 17:03
Есть такое красивое, хотя и устаревшее слово — Кочевать. Как говорили давным-давно: «Время, проведенное в странствиях, не засчитывается в общий ход жизни!». С трехлетнего возраста страдаю этим недугом, точнее, страдали родители, когда искали меня по всему городу, а я — наслаждался)))
Мне повезло родиться и расти в стране, где много времени уделяют воспитанию будущих поколений, и через это с детства учат: Не надо гордиться Родиной, надо чтобы Родина гордилась тобой! А также что жизнь надо прожить так, чтобы оставить в ней яркий след потомкам, и чтобы не было больно и мучительно за бесцельно прожитые годы.
Все детство думал, что бы такого сделать, чтобы жизнь не прошла напрасно, но как и положено ребенку придумать не мог.
Спасибо моим учителям, что, глядя на мои думки, натаскивали меня в правильных науках — думать, далеко ходить и бегать, ориентироваться на местности, и уметь на этой местности прекрасно себя чувствовать в любое время года. И конечно спасибо родителям, что в моей жизни был Лес. Именно с большой буквы — мне он был показан с самого раннего детства.
И спасибо моим друзьям, с которыми мы ходили в этот самый Лес. Именно благодаря одному из них — Дмитрию Кононову и запала в меня идея сайта в интернете, на котором будет описан родной край. Можно сказать, что сайт посвященный туризму, краеведению и путешествиям — «Марийские лесоходы и наши кочующие друзья», появился именно благодаря тем разговорам у костра, в начале девяностых годов.
Империя Асановых
Очень крупное владение со второй половины XVI века имели Яков и Федор Асановы по реке Уреню – Атабаевский луг с деревнями Ботьма и Старая Майна. Яков Васильевич Асанов получил на это владение грамоту 7105 (1597 г.), по которой он унаследовал от отца своего, служилого татарина, бортный ухожей, бобровые гоны и рыбные ловли за Камой рекой по Ногайской стороне, ниже Тетюш, и по Майне реке.
Мы привели эту выдержку из писцовой книги, чтобы показать на обширность владений и на большой доход, получаемый Асановым. Кроме того, эти угодья, если были в постоянной эксплуатации татарских служилых людей во второй половине XVI в., то тем более это надо иметь в виду «до Казанского взятия». Писцовая книга говорит о том, что только бортный ухожей эксплуатировался наездом, т.е. приходящими людьми, а, следовательно, тут было достаточное количество населения, постоянно живущего и до и после взятия Казани, с помощью которого убирались луга, ловили рыбу и пользовались лесами.
Моления у рощицы Арбор
В последнее время в печати и в интернете появляются статьи, где делаются предположения, что часть северных татар могла произойти от мари и удмуртов. Также указывается на то, что в древности часть мордвы (эрзя и мокша) также ассимилировались среди татарского народа. Следовательно, с большой вероятностью, в этногенезе некоторой части татар принимали участие окрестные финно-угорские народы.
Моление о дожде. Автор фото: Валерий Гурьянов
Статья эта не будет каким-то научным исследованием, я просто хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые мы собрали в ходе путешествий по северу Татарстана и по юго-востоку Марий Эл. Началось все с одного примечательного события, лет 10-12 назад мне позвонили наши знакомые из Марий Эл, и как-то между словом сообщили, что среди татар Балтасинского района есть одна интересная традиция. Этот район граничит с Мари-Турекским районом Марий Эл, и недалеко от села Арбор есть одна примечательная и необычная рощица. Так вот, когда наступает летняя жара и засуха, пожилые женщины с татарской стороны приходят на опушку этой рощи и там проводят моление о дожде. Все они молятся по-мусульмански (марийцы говорят, что «по-татарски», так как ислам у них связан именно с татарами), подносят сложенные ладони к лицу, и что-то читают на арабском языке. Интересно то, что среди них не бывает мужчин (и, тем более, нет муллы), и то, что молятся они на опушке бывшей священной рощи. Хотя обычно исламские моления проводят в мечети, где чаще всего молятся мужчины. Следует отметить, что около Арбора, на стыке татарских, марийских и удмуртских территорий расположено несколько священных языческих мест, и в некоторых из них марийцы проводят моления до сих пор.
«Челлинский город»
На р. Ирге, притоке р. Ошняк, писцовые книги упоминают деревни Тулуш Шетнева, Уча, Чандырева и Чочурча. На р. Бетке расположены деревни Анатыш, Бетка, Апшейка, Янчиково (Яншихово), Байтеряково, Мекеева, Арыш и Меретяки (Мереть). На р. Салтане, притоке р. Бетки можно указать деревни Салтан Мал., Ахча, Кузебердеево, Атмас Большой, Атмас Малый и Салтаналей. Несколько восточнее устья р. Бетки упоминается дер. Урай. По р. Суше (Шуша) упоминаются деревни Урахча, Кульга, Кадибердеева, Кугарчино, Шуни, Темерлик Большой, что было село «чувашское», т.е. ясачное Кучака Атмутова с товарищами (№ 643, № 233), Енсубино, Бердыбекхан, дер. Балтачи и Ямашева.
Страна четырех рек
Казанское ханство сформировалось в XV веке на основе продолжения экономических, культурных и этнических традиций Булгарского ханства. Географическое положение Казанского ханства на Средней Волге и Нижней Каме усиливало его мощь и экономическое значение: ханство могло контролировать и бассейны pp. Камы, Вятки и Белой. А это давало возможность Казанскому ханству оказывать влияние на удмуртов и часть башкир, помимо чуваш, мари, мордвы, живших по р. Волге.
Граница Казанского ханства на западе смежена была с Нижегородским уездом и проходила по реке Суре до впадения в нее р. Алатыря. Далее, на запад граница шла по р. Алатырю, затем переходила на р. Мокшу и следовала к верховью этой реки, а повернув на восток, снова шла по верховью р. Суры, рекой Кададой выходила к р. Волге на Кашпир и Волгой шла до устья р. Самары. Далее на восток граница шла по р. Самаре, которая была пограничной. Затем граница через Сакмару подходила к реке Белой и шла по ее течению до впадения в р. Каму. Северная граница проходила вверх по р. Каме от устья Белой до Сарапула и дальше шла на запад до вятского притока реки Чепцы, откуда граница проходила лесами и топями по р. Пижме к нижнему течению р. Ветлуги и по Ветлуге до впадения ее в Волгу.
Таким образом, Казанское ханство было поистине страною четырех главных рек: Камы, Волги, Вятки и Белой и других менее значительных, как Бол. и Малый Черемшан, Меши, Свияги, Суры, Илети, Бол. и Мал. Кокшаги и низовье Ветлуги.
Известные жители и уроженцы [2]
- Шубай Арасланов, купец и первый татарский писатель Нухрата, автор замечательного литературногопамятника — «скаски» о своем путешествии на Восток в 1741 г.
- Касимов Эдуард Салихзянович — известный татарский писатель, прозаик и поэт.
- Афраим Сайфуллович Ситяков — учёный-физик, инженер-конструктор, астроном, эколог и педагог.
- Рустам Вилевич Касимов, чемпион мира по шахматам среди слепых и слабовидящих.
- Рашид Залялютдинович Абашев, широко известный в Татарстане врач.
- Сибгатулла Валиевич Девятьяров, купец с мировым именем, миллионер.
- Гаффар Шайхуллович Касимов — религиовед и педагог.
- Вильдан Долгоаршинных, знаменитый чукотский художник и мастер по работе с моржовой костью.
Самодеятельность…
В Вятскополянском районе в трех школах изучается татарский язык, в четырех сельских библиотеках факультативно преподают татарскую культуру, выписывают татарскую прессу. При Центре национальной культуры (г. Вятские Поляны) действует кружок татарской культуры. Почти во всех библиотеках проводят национальные дни, которые посвящены татарским героям и культурным деятелям, а при библиотеке в деревне Сосмак действует небольшой музей татарского быта. Библиотека в д. Средние Шуни организовала у себя уголок татарской избы, тут часто проводят национальные обрядовые посиделки «Утырма», праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».
Даже в Татарстане известны некоторые фольклорные коллективы из этого района, например, «Шунские гармонисты» или «Ак колфак».
Вдоль Зюрейской дороги
Все селения по р. Шумбуту писцовая книга № 153 относит к Зюрейской дороге
Это мы должны принять во внимание, но все же целесообразнее считать их в составе Ногайской дороги, как и прочие перечисленные селения, расположенные в бассейнах малых притоков р. Камы по правому берегу
По р. Берсут луговые книги отмечают деревни Берсут и Кулуши.
Всего на Ногайской дороге мы определили 149 татарских поселений, что говорит о значительной плотности населения по берегам рек Волги и Камы.
Зюрейская дорога начиналась от г. Казани. В район этой дороги входили поселения по р. Ноксе и Киндерке, в том числе: дер. Бежболда, Тавель, Сия, Ачи, Салмачи, Енгильдеево, Сафарова, Бол. Клыки, Мал. Клыки, Самосырово, Абызазова, Кошак-Улановская пустошь, Чебакса, Бол. Естачи, Исамова, Амангозя и Мал. Естачи. Писцовая книга упоминает на Ноксе Большие и Меньшие Тебек-Коза144 . По р. Шемеле и вблизи: Агиш, Шигали Бол. и Шигали Мал., Шихазда Бол., Шихазда Мал., Кебек-Черемыш, Дертюли Бол., Дертюли Мал., Арышхазда, пустошь Абда, дер. Кулаева и пустоши Копшак и Буетырь. По р. Ушне расположены деревни: Черемша, Кишкильдеево, Елань Бол. и Елань Мал., Енасалы, Черемыш, Кадыли, Карамышево, Пестрецы Бол. и Пестрецы Мал., Иске-Юрт, Селенгуши, а несколько южнее Шали Бол. и Шали Мал. Вниз по речке Ия были деревни: Кадыш, Штырь, Ия Верхняя, Ия Средняя, пуст. Кирды Бахтина, дер. Ищи, Ия Нижняя, Мемеры Бол., Средние и Меншие. По реке Нурме на правом берегу указаны деревни: Кебеш, Сюнели, Кудаш и Кобяково и на левом: Кулсары, пуст. Ярмушевская, что была пустошь Ярмуша князя на р. Урсенове145, деревни Енасала, Сарыева, Венета, Иштерак, Ишери, Сия, Бол. Терегулово, пуст. Кукчу-Куюк, дер. Елагино, Тавель-Ходяшево, пуст. Боршло (в рукописи Воршло), дер. Ащерма Верхняя, Ащерма Нижняя, Пимери, Нурма Бол., Нурма Мал., Альведино, Юнусово, Енгурча, Отрячь, Чита и дер. Ст. Яштери.
Вверх по речке Нырсе, прежде всего, нужно указать дер. Нырсы Варзи (Нырсывар), затем Таутермень, Толкишь (Толкияз), Шебулатово и деревни Казыли Верхние, Казыли Средние и Казыли Нижние. Далее вверх по р. Нырсе: деревни Шатки, Нырса, Карабаян, а в верховьях р. Нырсе Арняш и на сев. западе Савруши Малые и Савруши Большие. От р. Нырсы вверх по р. Меше на левом берегу деревни Шармаши, Юскокчи, Зюри, Меша, Баландыш и Корби. По правому берегу р. Меши отмечены деревни Шинар Бол., Шинар Мал., Кибяк-Кози, Тулумбаево, Ясачная, Тюлячи, Кска, Карашерма, Кукча и Балыкли. По р. Тямте указываются деревни: Бол. Кибяк-Кози, Мал. Кибяк-Кози, Трюк-Тямти, Тямти-Метески, Метески Верхние.
Объединение деревень и леший
Указом Президиума Верховного Совета МАССР в 1973 году деревни Мари-Чодраял и Тат-Чодраял объединяются в одну деревню с названием Тат-Чодраял (входил в состав колхоза имени Ленина).
В 2002 году в деревне Тат-Чодраял было 120 хозяйств (почти 400 человек). В личных подсобных хозяйствах содержали 119 голов крупного рогатого скота, 7 лошадей. Работают дом культуры, магазин райпо.
Фото: Хамидуллин Динарт
Жители разговаривают на татарском и марийском языках. Татары соблюдают некоторые древние традиции, проводится праздник Сабантуй, при закладке нового дома в фундамент кладут записку с изречением из Корана, чтобы в доме был достаток. При проводах юношей в армию сохранилась традиция: печь специальные круглые хлебцы, их делили поровну, одну часть съедал молодой призывник, а другая часть сушилась и хранилась в доме родителей до возвращения солдата на Родину.
Фото: Хамидуллин Динарт
В деревне работает двухэтажный дом культуры, при нем действует татарский фольклорный коллектив «Мирас» (Наследие), в котором участвует около десяти человек. Коллектив занимал призовые места во многих республиканских конкурсах и фестивалях, а также выступал в Татарстане и в городе Казань.
Фото: Хамидуллин Динарт
Примерно в километре от деревни на восток есть приметный овраг, где по марийским легендам в древности жила овда (марийская ведьма), на склоне оврага осталась даже яма от её землянки. Татары же называли её албаста, и считают, что место является «нечистым» до настоящего времени. Местные жители стараются туда не заходить, мари раньше называли овраг – Овда корем (овраг овды), а татары — жан басу (давящий душу). Также с севера от деревни расположено марийское языческое святилище.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
История сел и деревень Республики Марий Эл. Моркинский район. 2006 г.
Информация из группы Тат-Чодроял ВконтактеФото: Хамидуллин Динарт.
Татарские остроги
На месте Рождественского на р. Меше Д.А. Кикин записал две пустоши Укречь-Култук «у старого татарского острога у большого кургана». Следовательно, во времена Казанского ханства здесь было население городского типа с укреплением военного характера, а на вражке был старый острог. Смежна с Укречь была деревня Кильдешева. Смежной же с пуст. Укречь-Култук была дер. Сингели, где жили служилые и ясачные татары.
Рядом с дер. Сингели к северу расположилась дер. Тангачи (Тамгачи, Таргайчи), которая в 60-х годах XVI века была пустошью, но к 1603 г. восстановлена. Смежной с дер. Сингели была дер. Бурнашева, которая в переписи Д.Кикина состояла из одних ясачников. Смежной с пуст. Тангачи в книге Д.Кикина указана пустошь Тетеевская – запустевшая деревня Казанского ханства. Дальше к северу на «Лихом болоте» были деревни: Астрахань, Читаки, Мингерь, Сатки и Каирби, на оз. Сабуголь основана была и дер. Сабуголи; на озере Кулчук – дер. Кулчук Старый, где жили служилые татары и после Казанского взятия. Дер. Читаки была смежена с целым рядом старинных селений: дер. Тарлаши, почин. Елшейков, дер. Караишево, Пиголи и Карадулат; недалеко от них была пустошь Кумкечь и дер. Четова, где открыто старинное татарское кладбище. С дер. Сабуголь смежны деревни Караева, починок Смоклево (Измаил) – Займище, дер. Кабан и пустошь Белка, где тоже обнаружено старинное татарское кладбище, но татарское название не сохранилось. Рядом с дер. Каирби расположены были пустошь Куюк и деревни Сарку-Кадыш, Харибей и Сафаровка. Дер. Сарку-Кадыш была смежна с дер. Бученба, а последняя – с деревнями Тогашево, Каракчей Кабан, Селик Кабан и Старый Кабан. Ближе к Волге расположены были деревни: Ковали, Отары Средние, Отары Большие и Отары Малые. С Отарами были смежны дер. Девлеткильдеево (ныне Девликеево) и Мамотяково. С дер. Харибей смежны были пустошь Ялмская и дер. Бол. Куюки. Этим мы кончаем обзор татарских селений, расположенных в самом устье р. Меши и к северу между р. Мешей и Волгой и относящихся к Ногайской дороге.
Продолжение следует
Евгений Чернышев
Известные уроженцы
Среди уроженцев района:
- Герой Советского Союза Ф.А.Сабиров (деревня Нижние Шуни),
- Герой Социалистического Труда Т.А.Галиахметов (деревня Средние Шуни),
- полный кавалер ордена Славы Х.М.Минникаев (деревня Сосмак),
- доктора наук – биологических И.Д.Давлятшин (деревня Нижние Шуни), медицинских – заслуженный врач РТ Р.З.Закиев (деревня Сосмак), сельскохозяйственных – М.Ю.Гилязов (деревня Средние Шуни), технических – Р.Г.Гарафутдинов (деревня Нижние Шуни), физико-математических – заслуженный деятель науки ТАССР и РСФСР К.З.Галимов (деревня Сосмак);
- писатели Л.Ф.Ихсанова (деревня Нижние Шуни) и Р.Ш.Хузин (Р.Сибат) (деревня Нижние Шуни).
Булгары на Вятке
Кировская область или Вятский край – северный сосед Татарстана, расположенный в долине реки Вятка (и её притоков). Вятский край – настоящий кладезь для любителей истории, этнографии и краеведенья. За две тысячи лет тут побывали и «оставили след» многие племена и народы, начиная с пермских племен пьяноборской, азелинской и ананьинской культуры до древних коми, удмуртов и марийцев. Татары в этом краю появились несколько позднее, а самыми последними область заселили русские переселенцы.
Исторические данные указывают на то, что еще в 10-м веке долину Вятки начали осваивать булгары. Основные транспортные магистрали в те века шли по рекам, поскольку в лесном краю было очень мало дорог
Поэтому для контроля торговых и административных путей важно было иметь укрепленные городища, заставы и остроги на всех крупных реках. Булгарское государство контролировало торговые пути по Волге и Каме, соответственно, река Вятка также попадала в «зону жизненных интересов» булгар
Осваивать Вятку начали с её устья, где в районе Грахани было укрепленное городище. Далее булгары двигались вверх по Вятке, организовывая свои укрепленные пункты и торговые фактории, в этот период времени по правому берегу Вятки были марийские территории, а удмурты уходили на левый берег реки.
Мы пойдем на Галич
Была еще Галицкая дорога, ведущая на гор. Галич, но писцовые материалы XVI и нач. XVII вв. объединяют ее с Алатской дорогой. Лишь оброчные книги за луговые угодья вполне определенно указывают, что по Галицкой дороге числились марийские волости: Бет-Кукморы, Пинжан-Кукморы, Карамас, Яран, Коркет, волость Морки, Шали, Кундуш-Черанур и волость Myморы. По всем дорогам Казанского уезда в его центральной части мы указали 504 населенных пункта с названиями татарскими и марийскими.
Многие служилые татары получали землю вместо денежного жалованья в 60-х годах XVI века «по выписям Казанской дачи 7071, 7073, 7084 года», а большинство имело или «старый жеребий», или жеребий «деда его», или брата, или отца, или племянника и дяди.
Так, в дер. Именкеске (ныне Именьково) земля служилого абыза Ишея Илчебекова раньше была за отцом его, а до отца – за служилым Теребердейком. Некоторые владения служилых татар раньше были за татарами-ясачниками, как этого говориться о земле Баиша Байчурина в дер. Мал. Куюках.
Деревни Ногайской дороги
Вместе с тем использованы сборники исторических документов, как «Акты исторические» С.Мельникова, «Документы и материалы» и исторические монографии, как двухтомная работа Г.Перетятковича «Поволжье», монография Н.А. Фирсова, И.М. Покровского, статьи И.А. Износкова и «Списки, населенных мест» Лаишевского и Мамадышского уездов, В.Магницкого и др. Все это позволяет нам говорить о селениях Казанского ханства более полно. Конечно, мы не можем быть уверенными в том, что карта селений вполне исчерпывающая, но все же она даст новый импульс к дальнейшим изысканиям в этой области.
Начнем обзор с Ногайской дороги Казанского уезда. Здесь «после Казанского взятия» большинство селений и пустошей сохранили татарские названия. В нижнем течении р. Меши на Ногайском перевозе была татарская деревня Агайбаш. Эта деревня возникла на пустоши Телепеевской, что позволяет предполагать, что до Казанского взятия эта пустошь была заселена татарскими ясачниками, среди которых выделялся татарин Телепей. Название же Агайбаш дано местности по урочищам. Писцовая книга упоминает еще селище Агач, которое было до завоевания укрепленным пунктом татарских феодалов. Это был немаловажный стратегический центр. Доказательством существования Агайбаша, Аган и Агача является то, что русскому служилому В.Ф. Танееву дана была в поместье земля «селища Агача», которая была смежена с дер. Тоймой и Юлдузскими лугами г. Лаишева; эта земля была расположена на левом берегу р. Меши по направлению к Лаишевскому лесу. Деревня же Агайбаш на правом берегу р. Меши и имела татарских ясачников. От укрепленного пункта Агача, расположенного вблизи Ногайского перевоза через р. Каму, в 1603 г. уцелело 22 двора, и та земля, которая не обрабатывалась ясачниками, отдана была тому же Танееву. Несколько южнее деревни Агайбаш находится дер. Байчуга, расположенная на левом берегу р. Меши. Эта деревня упоминается в писцовой книге Д.А. Кикина (№ 643. Л. 477), как смежная с дер. Тоймой, а в писцовой книге И.Болтина (№ 642. Л. 7) читаем, что в этой деревне жили и служилые и ясачные татары. Дер. Ташкирмень, расположенная на правом берегу р. Меши, хотя и не упоминается в писцовой книге Д.А. Кикина, но она есть в книге И.Болтина (№ 642. Л. 17). Дер. Атабаево (Табаева, Табаи), по данным И.А. Износкова, очень древнего происхождения».
Священные родники
Особенным «маркером» такого двоеверия являются священные родники, которых достаточно много на границе между татарами и мари. Например, источник Абакыр памаш (с марийского: родник Абакыр) Он расположен на границе Марий Эл и Татарстана, между исчезнувшей татарской деревней Абакыр и марийской деревней Шлань. Родник является местом почитания татар (мусульман) и марийцев (язычников), это очень необычное место, так как родник состоит не из одного источника, а из семи. И мари, и татары почитают источник как целебный, при этом почитание уходит своими корнями в древние века. Раньше тут жили только марийцы, и, вполне вероятно, что часть этого народа «став татарами» не забыли традиций почитания родников и священных мест.
Абакыр памаш. Автор фото: Максим Александров
Ещё один родник расположен в селе Сердебаш и называется он Киремет, что указывает на священное марийское место, что в древности располагалось у источника. По марийским традициям при языческих молениях используется родниковая вода, и часто сам родник получал имя этого святилища. После того, как сюда пришли татары, часть мари могла остаться и перемешаться с новым народом, не зря до нашего времени этот источник почитается местными жителями. Сохранились сведенья, что марийцы ещё долгое время приходили на этот источник в определенный день, чтобы совершить тут свои обряды. Не случайно именно в этом селе сохранилась традиция игры на татарских гуслях – кюсле, ведь этот музыкальный инструмент имеет старинные финно-угорские корни.
Родник Киремет. Автор фото: Закиев Фарид